ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
УДК 349.6
А.Г. ПЫРКОВА,
соискатель
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
И ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
В статье раскрывается многоуровневая система российского законодательства об особо охраняемых природных территориях и природных объектах, в частности природоохранное и природоресурсное законодательство, а также административное и уголовно-экологическое законодательство в части обеспечения защиты и предотвращения вреда данным территориям (объектам).
Российское законодательство об особо охраняемых природных территориях (объектах) имеет длительную историю и, пожалуй, является наиболее устойчивым и структурно сбалансированным. Оно образуется системой законодательных и подзаконных актов, выдержанной в достаточно строгой последовательности [1, с. 253].
Принципы обеспечения экологической безопасности и функционирования особо охраняемых природных территорий (объектов) (далее - ООПТ) базируются на основных положениях Конституции РФ1, а также на нормах экологического (природоохранного, природо-ресурсного) и иных отраслей права.
См. "Российская газета" от 25.12.1993. № 237.
В целом, система российского законодательства об ООПТ представляет собой многоуровневое образование. На федеральном уровне центральная роль отводится Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" [2]. Лишь с его принятием стало возможным говорить о формировании полноценной системы законодательства, регулирующего отношения в области организации, охраны и использования ООПТ.
С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений законом предусмотрены следующие их категории: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности
и курорты; а также иные категории ООПТ, установленные Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в пределах их компетенции [2].
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ расширил перечень категорий ООПТ в сравнении с ранее действующим законодательством, включив в него природные парки (регионального значения), а также дендрологические парки и ботанические сады. Впервые в правотворческой практике предусмотрено право Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления устанавливать и иные категории ООПТ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [3] помимо названных выше категорий природных территорий (объектов), подлежащих особой охране, выделяются также объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы, места их обитания.
В ст. 66 Водного кодекса выделяется еще одна категория ООПТ - особо охраняемые водные объекты. К таковым относятся водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" [4] редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры, то есть отнесены к ООПТ.
На региональном уровне принято значительное число правовых актов, расширяющих федеральный перечень категорий ООПТ в пределах территорий соответствующих субъектов РФ. Так, Законом Республики Тыва "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва" предусматриваются этноприродные парки, государственные природные микрозаповедники и охраняемые водно-болотные угодья; Законом Республики Хакасия "Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия" устанавливаются эколого-этнические, ландшафтно-исторические и эколого-рекреаци-онные зоны; Законом Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" могут создаваться национальные природные и ресурсные резерваты, охраняемые ландшафты [5]; Законом Оренбургской области "Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области" предусматриваются генетические резерваты, ландшафтные парки, лесопарки [6]; Законом Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" могут создаваться государственные природные микрозаповедники и микрозаказники, охраняемые водно-болотные угодья, биологические станции (учебно-научные стационары), охраняемые водные объекты, городские леса и городские парки; Законом Свердловской области "Об особо охраняемых природных территориях Свердловской области" образуются ландшафтные парки, этноприродные зоны, генетические резерваты; Законом Пермской области "Об историко-культурном природном наследии Пермской области" предусмотрены природные заповедные территории областного значения, а также природные резерваты областного и местного значения[7].
Из наиболее удачных примеров создания специальных категорий ООПТ на муниципальном уровне - экологический парк "Черное озеро" (г. Ульяновск), ландшафтный природный парк "Голубые озера" (Камчатка).
Возвращаясь к федеральному блоку законодательства об ООПТ, отметим, что не менее значимым законодательным актом, определяющим
основы природоохранной деятельности, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [3]. И в том, что касается законодательно закрепленных методов охраны окружающей среды, основных направлений регулирования природоохранной деятельности, этот закон, в сравнении с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, имеет высшую юридическую силу. Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ [3] учитываются нормативно установленные особенности правового режима ООПТ, закрепляется положение, согласно которому режим их охраны обеспечивается законодательством об ООПТ, а также определяются требования по обеспечению охраны.
Помимо названных федеральных законов к правовым актам, устанавливающим правовой режим охраны ООПТ, относятся также Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" [8], Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" [9] и ряд других.
Отношения, связанные с использованием природных ресурсов ООПТ, регулируются соответствующим природоресурсным законодательством РФ, а именно: Земельным кодексом, Водным кодексом, Лесным кодексом, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" [10], Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" [4].
Так, Лесным кодексом определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы. Статья 125 устанавливает, что государственные природные заповедники осуществляют функции государственного управления на закрепленных за ними участках лесного фонда. Этой же статьей, а также ст. ст. 126 и 127 установлено, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и природных парков осуществляется в соответствии с
Лесным кодексом и законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях.
Статья 95 Земельного кодекса относит к землям ООПТ земли государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Этой же статьей установлен запрет определенных видов хозяйственной деятельности на землях ООПТ федерального значения. В ст. 27 Земельного кодекса устанавливается запрет на изъятие земельных участков, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О животном мире" на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других ООПТ охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий (объектов).
Составляющими рассматриваемой системы законодательства следует признать и иные акты федерального значения, так или иначе затрагивающие вопросы охраны ООПТ, в частности, федеральные законы от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" [11]; от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" [12]; от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" [13]; от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" [14]; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" [15]; от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" [16]; от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" [17]; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" [18]; от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" [19]; от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии" [20];
от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ "О карантине растений" [21]; от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохими-катами" [22]; от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе РФ" [23], соответствующие указы Президента и постановления Правительства РФ.
На федеральном уровне урегулированы вопросы природопользования ООПТ. Так, в рамках кадастровой деятельности постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249 утвержден порядок ведения государственного кадастра ООПТ [24]; постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. № 822 утверждены правила представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы [25]; приказом Минприроды РФ от 27 ноября 2008 г. № 315 утверждено положение о выдаче именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на ООПТ федерального значения [26]; приказом Минприроды от 6 февраля 2008 г. № 31 определены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на ООПТ [27]; приняты другие правовые акты.
В части природопользования отдельными постановлениями Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 47 утверждены правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка [28]; от 7 декабря 1996 г. № 1425 утверждено положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения [29]; от 7 декабря 1996 г. № 1426 утверждено положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения [30]; приказом Минприроды РФ от 25 июня 2009 г. № 167 определен порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников [31].
Принят ряд базовых правовых документов, на основе которых разрабатываются и прини-
маются соответствующие положения для каждой категории ООПТ с учетом их специфики. В числе таких документов Положение о памятниках природы федерального значения РФ [32], утвержденное приказом Минприроды РФ 25 января 1993 г. № 15; Положение о национальных природных парках РФ, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства РФ 10 августа 1993 г. № 7692 [1, с. 254]; Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ от 25 января 1993 г. № 143 [1, с. 254]; Положение о государственных природных заповедниках в РФ от 18 декабря 1991 г., в редакции постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 5274 [1, с. 254].
На основании типовых положений федеральные органы исполнительной власти принимают и утверждают положения для отдельных категорий ООПТ федерального значения. Так, приказами Министерства природы РФ от 19 февраля 2009 г. № 36 утверждено положение о заказнике "Муромский" [33]; от 19 марта 2009 г. № 64 - об охранной зоне заповедника "Большая Кокшага" [34]; от 9 июня 2009 г. № 148 -о заказнике "Клетнянский" [35]; от 19 августа 2009 г. № 253 - о заказнике "Малые Курилы" [36]; от 19 августа 2009 г. № 254 - о заказнике "Южно-Камчатский" [37]; от 1 сентября 2009 г. № 274 - о заказнике "Цейский" [38]; от 1 сентября 2009 г. 276 - о заказнике "Хингано-Ар-харинский" [39] и др.
Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других ООПТ регулируются соответствующими статьями Гражданского кодекса - в части особенностей функционирования юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, объектов гражданских прав, материальных и немате-
2
Использованы нормативные материалы СПС "Консультант Плюс".
Там же. Там же.
риальных благ и их защиты, регулирования сделок, прав собственности и других вещных прав, обязательственного права и отдельных видов обязательств. Гражданское законодательство предусматривает также определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Так, согласно ст. 129 Гражданского кодекса, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Согласно этой же статье, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Напомним, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
На региональном уровне система законодательства об ООПТ подразделяется на законы и подзаконные акты республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Региональные органы государственной власти в рамках предоставленных им полномочий устанавливают правовой статус и режим соответствующих ООПТ республиканского (областного) значения, запреты (ограничения) хозяйственной деятельности на указанных территориях (объектах), закрепляют меры по обеспечению общей и специальной их охраны и пр. С учетом правовых актов регионального значения в рамках федерального законодательства разрабатываются положения о конкретных ООПТ.
Например, постановлениями Правительства г. Москвы от 19 октября 2004 г. № 714-ПП утверждено положение о заказнике "Долина реки Сетунь" [40]; от 2 ноября 2004 г. № 769-ПП -о природном парке "Долина реки Сходни в Кур-кино" [41]; от 5 декабря 2006 г. № 944-ПП -о природно-историческом парке "Тушинский" [42]; от 4 августа 2009 г. № 733-ПП - о заказнике "Тропаревский" [43]. Постановлениями Пра-
вительства Республики Марий Эл от 18 марта 2000 г. № 102 утверждено положение о заказнике "Тогашевский" [44]; от 31 декабря 2002 г. № 398 - о заказнике "Холодный ключ" [45]; от 20 июня 2007 г. № 159 - о заказнике "Горное заделье" [46]; от 4 апреля 2008 г. № 84 - о заказнике "Лебедань" [47] и др.
На республиканском и муниципальном уровнях принимаются правовые акты, регламентирующие вопросы организации и размещения ООПТ, ведения государственного кадастра ООПТ, утверждающие типовые положении ООПТ. Так, для примера, Законом г. Москвы от
6 июля 2005 г. № 37 утверждены схема развития и размещения ООПТ в г. Москве, перечень существующих ООПТ и планируемых к созданию [48]; постановлениями Правительства Москвы от 19 февраля 2002 г. № 139-ПП утверждено положение о порядке ведения государственного кадастра ООПТ г. Москвы [49]; от 9 апреля 2002 г. № 262-ПП утверждены типовые положения о природных парках г. Москвы, государственных природных заказниках г. Москвы [50]; в Республике Марий Эл - законом от
7 марта 2008 г. № 8-З урегулированы вопросы пользования землями ООПТ;32 постановлениями Правительства от 7 июля 2008 г. № 174 утвержден Порядок организации ООПТ местного значения [52]; от 14 июля 2008 г. № 182 утверждено Положение о памятниках природы республиканского значения [53] и др.
Учитывая право РФ и субъектов РФ осуществлять взаимное делегирование полномочий, в ряде случаев практикуется заключение соглашений (договоров), предусматривающих такое делегирование. К их числу относятся следующие соглашения - о порядке взаимодействия между Правительством Республики Башкортостан и Госкомитетом РФ по охране окружающей среды по управлению государственными природными заповедниками "Башкирский" и "Шульган-Таш" от 25 июня 1999 г.; о передаче части полномочий и взаимодействия в области управления ООПТ между Госкомитетом РФ по охране окружающей среды и администрацией Чукотского автономного округа от 7 июля 1997 г.; о Волжско-Камском государственном заповеднике между Минприро-
ды РФ и Минприроды Республики Татарстан от 29 августа 1994 г; о разграничении и передаче осуществления полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов между Правительством РФ и Правительством Республики Саха (Якутия) от 28 июля 1995 г. № 3; о взаимоотношениях по обеспечению деятельности национального парка "Пле-щеево озеро" между Минприроды РФ и Администрацией Ярославской области от 1 февраля 2001 г [7].
Проблема обеспечения экологической безопасности населения РФ является важнейшей составляющей национальной безопасности страны. Повышенный интерес к экологической проблематике обусловлен современной экологической обстановкой в России, которая, к сожалению, небезупречна.
Охрана природы и рациональное природопользование во многом зависят от согласованных действий многих государств, особенно сопредельных, а нередко и всего мирового сообщества. В этой связи особую значимость приобретают принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.
К числу основных международных договоров, касающихся вопросов ООПТ РФ, относятся Конвенция о водно-болотных угодьях; Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия; а также соглашения о создании и функционировании ООПТ, примыкающих к государственной границе, такие как Соглашение о создании международного природного резервата "Дружба" между Правительством СССР и Правительством Финляндии от 26 октября 1989 г, Соглашение о создании международного заповедника на озере Ханка между Правительством РФ и Правительством КНР от 26 апреля 1996 г. [7].
За нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ предусматривается административная ответственность (ст. 8.39 КоАП) и уголовная ответственность за нарушение режима ООПТ (ст. 262 УК).
Целью ст. 262 УК является обеспечение защиты ООПТ, предотвращение причинения им, а равно населяющему их животному миру, произрастающим на их территориях лесам и иной растительности вреда. В целом блок уголовно-экологического законодательства в УК представлен гл. 26. При применении уголовного закона и возложении на лицо, совершившее преступление, уголовной ответственности необходимо учитывать тесную связь норм уголовно-экологического блока с нормами смежных отраслей права в силу отсылочного характера диспозиций экологических составов преступлений.
Уголовно-экологическое законодательство и иные правовые акты образуют единый массив, хотя, разумеется, составные части этого массива являются различными по своей юридической природе и месту в структуре отраслей российского законодательства. Соответственно уголовно-экологическое законодательство в целом, помимо гл. 26 УК, включает и "нормы, восполняющие бланкетность или являющиеся адресатом отсылки", закрепленные в названных выше правовых актах, а также соответствующие "административно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за административные проступки" [1, с. 47].
Несмотря на столь обширную и многогранную систему законодательства опыт правоприменения свидетельствует о том, что сложившаяся система не лишена недостатков.
Как справедливо отмечено Виби Даумом, "формально экологическое законодательство России охватывает все вопросы охраны окружающей среды, однако на практике не обеспечивает предупреждения экологических последствий хозяйственной деятельности и охрану здоровья" [54].
В силу бланкетного построения экологических составов преступлений правоприменителям, готовящим и принимающим решения о привлечении к уголовной ответственности, как правило, непросто ориентироваться в системе, структуре, уровне правовой урегулированнос-ти охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения и территорий [1, с. 47].
Список литературы
1. Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ. - М., 1998.
2. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 12. -Ст. 1024.
3. Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. -Ст. 133.
4. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 16. - Ст. 834.
5. Никитин В.В. Правовые основы охраны особых природных территорий в субъектах РФ. - М., 2005. - С. 115.
6. Хамидулина Д.Ф. Некоторые проблемы правового режима особо охраняемых природных территорий // Аграрное и земельное право. - 2005. - № 4. - С. 114.
7. Степаницкий В.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ "Об особо охраняемых природных территориях". - М., 2001.
8. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 9. -Ст. 713.
9. Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 26. -Ст. 2519.
10. URL: http://ecology.gpntb.ru/useiullinks/oficialdoc/ zakonrf/zakons_federalzak/zakons_237/
11. URL: http://ecology.gpntb.ru/useiullinks/oficialdoc/ zakonrf/zakons_federalzak/zakons_211/
12. URL: http://www.ecolife.org.ua/laws/ru/17.php
13. URL: http://www.ecoguild.ru/docs/expertiselow.htm
14. URL: http://ecology.gpntb.ru/usefullinks/oficialdoc/ zakonrf/zakons_federalzak/zakons_251/
15. URL: http://www.securpress.ru/documents/23.htm
16. URL: http://www.securpress.ru/documents/5.htm
17. URL: http://www.securpress.ru/documents/10.htm
18. URL: http://rospotrebnadzor.ru/documents/ zakon/458/
19. URL: http://www.medinfo.ru/medzakon/zdrav_rf/ zakoni/zdrzak15.phtml
20. URL: http://www.mcxpx.ru/base_gvc/vetzac/ document/111.html
21. URL: http://www.tamognia.ru/laws/law_1564.html
22. URL: http://www.chem.isu.ru/pest/low.html
23. URL: http://www.rg.ru/2006/11/08/shelf-doc.html
24. Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 44. -Ст. 5014.
25. Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 46. -Ст. 5344.
26. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - № 4.
27. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 38.
28. Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 6. -Ст. 758.
29. Собрание законодательства РФ. - 1996. - №2 51. -Ст. 5798.
30. Собрание законодательства РФ. - 1996. - №2 51. -Ст. 5799.
31. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №2 36.
32. Российские вести. - 1993. - №2 33.
33. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №2 17.
34. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №2 22.
35. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - №2 33.
36. Российская газета. - 2009. - 7 октября . - № 188.
37. Российская газета. - 2009. - 27 октября . - № 203.
38. Российская газета. - 2009. - 14 октября . - № 194.
39. Российская газета. - 2009. - 28 октября . - № 204.
40. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2004. -№ 61.
41. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2004. -№ 65.
42. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. -
№ 1.
43. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2009. -№ 46.
44. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2000. - № 4 (часть II). - Ст. 107.
45. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2003. - № 1. - Ст. 38.
46. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2007. - № 7. - Ст. 355.
47. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2008. - № 5 (ч. II). - Ст. 274.
48. Ведомости Московской городской Думы. - 2005. -№ 8. - Ст. 165.
49. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2002. -12 марта. - №9 10.
50. Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2002 . -2 мая. - № 17.
51. Марийская правда. - 2008. - 14 марта. - №2 44.
52. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2008. - № 8 (ч. II). - Ст. 411.
53. Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2008. - № 8 (ч. II). - Ст. 419.
54. Виби Даума. "Евроремонт" российского законодательства // Экология и жизнь. - 2004. - №2 5. - С. 24.
В редакцию материал поступил 25.01.10
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории и природные объекты, уголовно-экологическое законодательство.