Таким образом, в конце проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
1. На примере якутов с. Чинекя Вилюйского района Республики Саха (Якутия) можно говорить о высоком уровне сохранности культуры в условиях изменяющегося общества.
2. Главной формулой сохранения традиционной культуры можно выделить следующее: территория (удаленность, изолированность) + историческая ностальгия + авторитет личности старожилов = консервация и дальнейшая трансляция этноса.
3. Традиционная культура является довольно пластичной субстанцией, способной адаптироваться к внешним изменениям, сохраняя при этом свою самобытность и уникальность.
Список литературы:
1. Якуты (Саха) / Отв. ред. А.Н. Алексеев, Е.Н. Романова, З.П. Соколова. -М.: Наука, 2012. - 599 с. - Серия «Народы и культуры».
2. Филиппова В.В. Коренные малочисленнее народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина XX в. -Новосибирск: Наука, 2007. - 176 с. - (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 14).
3. Борисова УС. Обобщенный прогноз процессов сохранения языков и культуры языков и культуры коренных народов Якутии в период до 2050 г. // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 7. - С. 7-10.
СОВРЕМЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
© Гоголева Т.И.*
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
Принципиальное место в исследовании социальной структуры, занимают вопросы социальной мобильности населения. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Чем более развито общество и динамичней, тем больше работают принципы социального статуса. Общество в этом заинтересовано.
Ключевые слова: социальная мобильность, межпоколенная мобильность, внутрипоколенная мобильность, географическая мобильность.
В современном обществе, когда экономические, политические, социокультурные влияния приводят к общесоциальным проблемам, что приводит к моральному распаду общества, человечеству нужна качество мобильности.
* Студент Педагогического института.
Мобильность в сегодняшнее время стал одним из самых необходимых черт человеческого характера, так скажем, что приводит к быстрому адаптационному моменту в разных условиях жизни.
Итак, под социальной мобильностью нужно понимать переход индивида из одной социальной группы в другую, без всяких осложнений. Именно мобильность дает человеку и обществу в целом не стоять на месте и деградировать, а возможность познавать разные социальные группы, адаптироваться и совершенствоваться как в личном плане так и обществу в целом.
Социальную мобильность разделяют на два типа: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальный тип мобильности подразумевает переход от другой социальной группы в другую, но на одном уровне. А вертикальная, переход либо на намного высшую социальную группу, либо на более низкую социальную группу. Эти типы социальной мобильности подразумевают движение индивида в социальной сфере. То есть этим показывается уровень социальной группы то, что происходит в данный момент.
В целом социальная мобильность в социологии подразумевается как карьерный рост, снижение, семейное положение, личностное усовершенствование. В каждой стране многими десятками, может даже сотнями, лет общество воспринимало человека по его социальному статусу. Будь ты будь красивым или не очень, хорошим или плохим, на первом месте общество ставила социальное положение индивида. Чем круче социальное положение индивида, тем у него проявляется больше шансов достигать еще более высокую вершину в жизни. Этим самым в европейских странах, молодые люди, закончив школу, подрабатывают, набираются опыта и стажа, и только после этого поступают в университет, так как их социальный статус меняется из простого общественного на социальный статус рабочего.
Социальная мобильность распадается на подтипы:
- Межпоколенная мобильность;
- Внутрипоколенная мобильность;
- Географическая мобильность.
Общество состоит из сообществ, которое влечет разновидность мобильности. Именно из-за этого географическая мобильность становится необходимостью для передвижения и соприсутствия.
Все таки потребность к мобильности, а именно в соприсутствии, мы будем ощущать еще долго. Общество стремится увеличить возможности соприсутствия для каждой социальной группы. Так как, по Патнэму, социально-инклюзивное общество должно создавать и расширять возможности соприсутствия всем членам общества [1, с. 12].
Так же, пол и возраст имеет огромное значение к мобильности. Молодые люди более приспособлены к мобильности, чем женщины и пожилые. Так как они быстрые и могут легко с ориентироваться. Молодым свойственно ориентироваться профессиональной, взрослым - экономической, а пожилым - политической мобильностью.
На примере нашего университет СВФУ важно отметить, что поддержка студентов и усиление процесса мобильности наших студентов, является одним главных целей нашего университета.
Более того, исследования отмечают, что сегодня привлечение иностранных студентов является фактором продвижения культуры, политики, образа жизни всех студентов [2, с. 22]. Этот метод является одним из важных факторов развития мобильности среди студентов, способствует трансляции ценностей, развитию информационных коммуникаций.
Все формы общественной жизни включают непривычные сочетания близости и удаленности, требующие изучения пересекающихся форм физической предметной, воображаемой и виртуальной мобильности, связывающей людей потребностями, желаниями и обязательствами - все чаще независимо от расстояний [1, с. 1]. Всю жизнь люди живут в состоянии мобильности. Именно передвижение делает нашу жизнь насыщенной, это является важнейшим компонентом в социологии.
Но все же, процесс мобильности во многих обществах и социальных группах различается и зависит от структуры общества или группы. Некоторые общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Современные общества в целом входят в открытое социальное общество, к которым относятся, прежде всего, потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами. А к закрытым относится так называемая элита нашего общества. То есть верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти, получении наилучшего образования и т.д.
То, что социальная мобильность необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Относительно простые общества, которые, существовали в XVIII в. в Европе, Азии и Америке, имели очень мало социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди со средними способностями, при условии, что к исполнению своей основной роли человек готовился с само-
го детства. В таком простом обществе для качественного исполнения, необходимы тщательность и длительное обучение, чем необыкновенные способности. Неотъемлемыми качествами общества с закрытой социально-классовой структурой являются ее внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и без талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне адекватно.
Но все же, для научно-технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока умнейших людей, поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система - это необходимость для современного общества.
Таким образом, главным каналом социальной мобильности нужно считать высокообразованных, высококвалифицированных кадров.
Мобильность, в условиях современного российского общества, обладает явно выраженной спецификой, она является не только одной из форм перемещения значительных масс населения, определяемых системой современных общественных отношений, принятых образцов поведения модернизирующегося общества, но и осуществляется посредством индивидуумов поставленных в условия борьбы за выживание и стремящихся к достижению собственных целей и установок. Именно мобильность во многом определяет сегодня динамику и специфику воспроизводства основных социальных структур населения.
Список литературы:
1. Урри Дж // «Социологические исследования». - 2013. - № 2. - С. 3-12.
2. Баринов Д.Н. // «Социальные трансформации». - 2004. - № 6. -С. 20-26.
ПРОФСОЮЗ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА
© Жерготова М.В.*
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
Статья посвящена профсоюзных союзов как института общества, обеспечение защиту экономических прав человека в условиях нелиберальных социально-экономических реформ и экономической интерна-
* Студент Педагогического института.