Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства молодежи'

Проблемы трудоустройства молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
614
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукина С.А.

В статье рассматривается проблема безработицы молодежи, указаны причины данного явления и последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства молодежи»

ки. Эксперты не выражают особого оптимизма относительно создания новых институтов и инструментов культурной политики - данная тенденция не отвергается, но относится лишь к средневероятным. Позитивный аспект анализируемой ситуации - возможность использовать информационно-коммуникационные технологии и новые информационные среды для сохранения языка и культуры, эту тенденцию эксперты считают наиболее вероятной и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

Мы можем констатировать, что в Республике Саха наблюдается возрастающая динамика к полилингвистической ориентации молодого поколения на фоне повышения ценности родного языка для представителей коренных народов Якутии. Полилингвизм обеспечивает межкультурную компетенцию в понимании чужой и осознании своей собственной культуры и развивает способность индивида к соответствующему коммуникативному поведению в полилигвистической культурной среде.

Список литературы:

1. Вернадский В.И. Несколько строк о ноосфере // Научная мысль как планетное явление. - М.: «Сервис», 2000. - 228 с.

2. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. - М.: «Мир», 2008. - 280 с.

3. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: «Прогресс», 1980. - 312 с.

4. Исследование Gallup: Рейтинг основных глобальных проблем в 2014 году [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий. - М., 2014. -Режим доступа: http://gtmarket.ru/news (дата обращения: 29.11.2014).

5. Борисова УС. Обобщенный прогноз процессов сохранения языков и культуры языков и культуры коренных народов Якутии в период до 2050 // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 7. - С. 7-10.

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ © Лукина С.А.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье рассматривается проблема безработицы молодежи, указаны причины данного явления и последствия.

Ключевые слова безработица, занятость, молодежь, трудоустройство.

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциа-

* Студент.

ла предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий. Эта тема очень актуальна в современном обществе, т.к. по официальным данным молодежь составляет 30 % от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Труднее приходится молодым специалистам, которые только начинают свое профессиональное становление, если учитывать, что компании по-разному относятся к вопросам найма без опыта работы. Одни работодатели оценивают молодых специалистов как особый демографический слой, не способный принять достойную конкуренцию на рынке труда, и считают пустой тратой времени нанимать неопытного специалиста, если учитывать затраты дополнительного времени на его обучение, когда за этот период вероятнее увеличить производительность труда с помощью рабочей силы опытных специалистов. Другие, наоборот видят положительные стороны в найме таких специалистов, их обучении и последующем оформлении на контрактную основу. Однако безработица среди молодежи продолжает нарастать, потребность молодых специалистов в трудоустройстве не соответствует перспективе рабочих мест на рынке труда.

Безработица молодежи - социально-экономическое явление, при котором трудоспособная молодежь находится в поиске работы и готова приступить к ней, но не может реализовать свое право на труд, тем самым теряет основные средства к существованию.

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей. Безработица - сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы) [1, с. 9-14].

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д.

Рост безработицы среди молодых специалистов ведет не только к ухудшению уровня жизни семьи молодого гражданина, а также к серьезным экономическим потерям. В современной России не создано необходимых условий, которые в полной мере способствовали бы реализации правовых и социальных гарантий на труд для молодых граждан. Молодежная политика на федеральном уровне не имеет стабильную, современную, гибкую нормативную базу. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике. Рост безработицы среди молодых специалистов ведет не только к ухудшению уровня жизни семьи молодого гражданина, а также к серьезным экономическим потерям. В современной России не создано необходимых условий, которые в полной мере способствовали бы реализации правовых и социальных гарантий на труд для молодых граждан. Молодежная политика на федеральном уровне не имеет стабильную, современную, гибкую нормативную базу. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути [2, с. 22-25].

Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами - сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

Работодатели во все времена высоко ценили такие качества, как коммуникабельность, быстрая обучаемость, активность. Кроме того, молодой специалист должен быть амбициозен, но в меру, настойчив, но не нагл, должен быть уверенным пользователем компьютера, знать иностранный язык, а лучше - не один. Очень важно правильно подать себя, показать, почему и чем именно вы лучше других. Хорошим признаком будет демонстрация полученных знаний применительно к практическим задачам, ведь об уровне современного образования, и говорить не приходится! Выпускников считают людьми, мягко говоря, необразованными, а вам необходимо доказать об-

ратное, сломать, сложившийся за последние годы, стереотип на собственном примере. Задача трудная, но выполнимая [3, с. 304].

Исследование молодежного рынка труда является значимым направлением анализа в экономической социологии, так как на молодежном рынке труда формируются первичные социальные практики в сфере трудовых отношений. Изучение этих практик важно как молодежь является активным участником рынка труда. Именно в начале трудовой карьеры формируется будущая модель поведения работника, качественные характеристики рабочей силы, происходит накопление человеческого и социального капитала. Сказанное предопределяет необходимость активизации прикладных исследований по проблемам функционирования и регулирования молодежного рынка труда, развитие которого вызывается необходимостью его адаптации к изменяющимся условиям рыночной среды.

Молодежь наряду с формальными способами трудоустройства, активно использует неформальные (через родственников, знакомых, друзей), что создает проблемы для формализации отношений на рынке труда. Конкурентоспособными выпускниками часто становятся не те, кто в трудоустройстве ориентируется на наличие высокой квалификации, знаний, хорошую специальность, а на социальные связи. Трудоустройство через неформальные каналы является своеобразной социальной практикой российского рынка труда. Представляется, что она снижает ценность человеческого капитала, инвестиций в образование. Поэтому исследование данной практики и формирующихся в ходе ее реализации объектом социологического анализа.

У студентов, которые при выборе способа выхода на рынок труда ориентируются на социальные связи, снижается мотивации к накоплению человеческого капитала в виде знаний, образования, квалификации. Это влияет на качественные характеристики рабочей силы и формирует ценностные ориентации потенциальных работников к накоплению социальных связей. Таким образом, происходит укоренение неформальных практик занятости на рынке труда [4, с. 235-238].

Одной из проблем, связанных с изменениями на рынке труда, явилась проблема угрозы безработицы для молодых специалистов, оканчивающих вузы. Сегодняшние выпускники вузов стали одной из слабозащищенных в социальном отношении групп населения. Сегодня можно говорить о существовании следующих групп противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием: между социальными и профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе; между задачей повышения эффективности подготовки вузам молодых специалистов и существующих системой вузовской подготовки; между теоретической подготовкой выпускников и отсутствием необходимых навыков практического использования полученных знаний; между жизненными и профессиональными планами выпускников и реаль-

ными возможностями их осуществления; между интересами развития отдельного предприятия и интересами общества.

Можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и дальше, то доступ беднейших слоев к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Но самое главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

В решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда. Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и более основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах - с одной стороны, и вузами - с другой должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе - более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций. Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает быть гарантией трудоустройства и ставит его обладателя в зависимость от спроса и предложения на рынке труда [5, с. 101-104].

В ходе форсайт-проекта экспертам было предложено оценить перспективность и реализуемость обобщенных вариантов будущего Республики Саха (Якутия) в горизонте времени до 2050 г. [6, с. 39-44].

Эксперты консолидировано выделили два перспективных и реалистичных варианта будущего: «Якутия индустриальная, развитие коренных народов на пути освоения индустриального уклада» (+ 0,8), «Якутия постиндустриальная 2, развитие коренных народов на пути освоения когнитивного уклада» (+ 0,15). Таким образом, эти два образа будущего обозначают два основных вектора развития для Республики в долгосрочной перспективе, в которых надо учитывать траектории получения образования и трудоустройства молодыми людьми.

Представители коренных народов (якуты и коренных малочисленных народов Севера) должны освоить жизнь и деятельность в когнитивном ук-

ладе - концентрироваться в северном мегаполисе Якутске, быть занятыми в образовании и науке, инновационном бизнесе, финансовом секторе, управлении, креативных индустриях и т.п.

Кластер новых инновационно-технологических и культурных видов деятельности должен быть развернут Северо-Восточным федеральным университетом. СВФУ должен включаться в международные исследовательские сети, разворачивать проекты, значимые на глобальном уровне для освоения арктических территорий, для сохранения и развития коренных народов Севера.

Таким образом, для успешного и долгосрочного трудоустройства молодых людей дальнейшая работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой неоценимый вклад для предотвращения ущерба жизненным интересам молодых людей, системе общественных ценностей, а тем самым и стабильности государства.

Список литературы:

1. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 1 (12). - С. 9-14.

2. Кузина С. Ориентация на труд, а не на безработицу // Государственная служба. - 2009. - № 2. - С. 22-25.

3. Махсма М.Б. Экономика труда и социально-трудовые отношения. - К: Аттика, 2005. - С. 304.

4. Апарина Н.Ф., Черепанова В.А. // Трудоустройство молодежи: социологический аспект. - 2008. - № 2. - С. 235-238.

5. Бурляева В.А. // Рынок труда и трудоустройство молодых специалистов. - 2010. - № 3. - С. 101-104.

6. Борисова УС. Об опыте прогнозного исследования развития Республики Саха: мнение экспертов // Теория и практика общественного развития. -2013. - № 6. - С. 39-44.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

© Новгородова Л.Г.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье, с позиции социологической науки, излагаются современные характеристики молодежи и студенчества, которая отличается

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.