Научная статья на тему 'К проблеме исследования занятости молодежи республики Саха (Якутия)'

К проблеме исследования занятости молодежи республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баишева Анастасия Николаевна

В статье изложены проблемы региональной молодежной безработицы, обращается внимание на формирование активной политики содействия занятости молодых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования занятости молодежи республики Саха (Якутия)»

УДК 331.5:316.346.32-053.6(571.56)

Баишева Анастасия Николаевна - специалист управления персоналом Финансово-экономического института ФГАОУ ВПО Северо-Восточный Федеральный Университет (г. Якутск). Е-mail: [email protected]

A.N. Baisheva

To the problem of study of the employment of young people of the republic of Saha (Yakutiya)

In the article the problems of regional youth unemployment are presented, attention to the forming of the active policy of the assistance to employment of the young people is paid.

Keywords: youth, unemployment, labor market, education, employment of young people, youth policy.

К проблеме исследования занятости молодежи Республики Саха (Якутия)

В статье изложены проблемы региональной молодежной безработицы, обращается внимание на формирование активной политики содействия занятости молодых людей.

Ключевые слова: молодежь, безработица, рынок труда, образование, занятость молодежи, молодежная политика.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению, растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.

На рынке труда молодежь конкурирует со старшим, более опытным поколением, ведь большинство работодателей при устройстве на работу больше интересует стаж работы, чем образование. Особую тревогу вызывает рост безработицы среди молодых людей, получивших высшее образование, результатом чего являются:

- деквалификация молодых специалистов, длительное время неработающих по полученной специальности;

- невозвратность финансовых средств, затраченных на подготовку специалистов с высшим образованием.

Поэтому большинство молодых людей с высшим образованием идут работать либо в другие отрасли, либо устраиваются на работу в той сфере деятельности, где они получили образование, но на должность, которую можно было получить и без высшего образования. В результате, они начинают свой карьерный рост с низов, тем самым, теряя свои знания и время.

Решение проблемы трудоустройства молодёжи должно носить комплексный характер и затрагивать и систему образования, и подготовку кадров. Высокий уровень молодежной безработицы - это не только следствие социальных и экономических событий, но и результат деградации отечественного высшего образования.

Как отмечают большинство экспертов в регионах, недостаток нынешней структуры образования заключается в том, что ею выпускается слишком много гуманитариев - в основном, юристов и экономистов. На их долю приходится 75% предложений негосударственных вузов, которые действуют наиболее конъюнктурно, ориентируясь на запросы абитуриентов. При этом, в регионах наблюдается дефицит инженерных и рабочих специальностей. Среди вакансий, которые предлагают работодатели по стране, они составляют порядка 80%. По данным ВЦИОМ, в 2010 г. проблема нехватки квалифицированных кадров впервые возглавила список наиболее острых проблем, стоящих перед российским бизнесом, оставив позади традиционного лидера опросов - претензии к налоговой политике. Так считают 52% от опрошенных предпринимателей, а среди представителей крупного бизнеса, промышленности и строительства - 57%. Важное направление преодоления кризиса - долгосрочное развитие среднего профессионального образования. Сейчас между потребностями рынка и уровнем подготовки выпускников ПТУ существует заметный разрыв, который необходимо сокращать. Очень важный вопрос здесь - это пошатнувшийся престиж рабочих профессий, необходимы меры, направленные на его восстановление.

В настоящее время из федерального бюджета финансируются мероприятия по трудоустройству выпускников, в том числе ярмарки вакансий и организация различных стажировок и т. п. Субъекты РФ имеют полномочия за счёт средств собственных бюджетов разрабатывать мероприятия по трудоустройству молодых специалистов. Всего в субъектах Российской Федерации реализуются более 286 программ, в которых отражены меры государственной политики в отношении регионального молодежного социума.

Распределение программ по основным направлениям (в %):

- общие аспекты реализации региональной молодежной политики - 21,0%;

- пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде - 23,0%;

- духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи - 20,0%;

- обеспечение жильем молодых семей - 18,0%;

- поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации -

8,0%;

- трудоустройство молодежи - 4,0%;

- поддержка молодых семей - 3,0%;

- поддержка талантливой молодежи - 2,0%;

- поддержка молодежных общественных организаций - 1,0%.

Программный механизм рассматривается в качестве важнейшего

средства решения молодежных проблем субъекта. Комплексный характер региональных программ способствует реализации основных направлений молодежной политики субъекта, позволяет расставить наиболее важные

акценты во временной перспективе (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы), учитывает влияние государственных мер на стабилизацию или модернизацию социально-экономической, социально-политической, социокультурной сфер регионального пространства.

Однако надо отметить, что в программах по трудоустройству молодежи существуют возрастные ограничения до 20 лет, которые: во-первых, не дают молодым людям возможности участвовать в программах по трудоустройству; во-вторых, усугубляют социальное положение тех, кто ищет работу после 20 лет. Ведь возраст значительной части выпускников учреждений начального и среднего профобразования превышает установленные ограничения. Многие поступают в образовательные учреждения после воинской службы или берут отсрочку в связи с рождением ребенка и по иным причинам. Молодые люди завершают обучение в школе в 17 - 18 лет, затем не менее трёх лет обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования. И, чаще всего, к окончанию обучения возраст молодого человека превышает 20 лет, и при отсутствии опыта работы они, порой, годами не могут трудоустроиться. Это является главным аргументом установления возрастного ценза до 23-х лет. А, учитывая, что учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, в основном, из малообеспеченных семей и семей со средними доходами, то они, в силу обстоятельств, часто обращаются в службы занятости с целью найти подработку, поэтому они не могут относиться к категории «впервые ищу работу» и теряют государственные гарантии.

Внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» позволило бы устранить эти возрастные ограничения и расширить возможности трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профобразования в возрасте от 18 до 23 лет, независимо от наличия трудового опыта.

На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) существуют два специальных мероприятия в рамках программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда: «Организация временного трудоустройства выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые»; «Стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников общеобразовательных заведений», - где работодателям возмещаются расходы на выплату заработной платы в установленном размере, а также полагается материальное вознаграждение наставнику.

В программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2011 г. были предусмотрены продление сроков участия в стажировке до 6 месяцев и возможность назначения наставника на предприятии. В ходе реализации программы в 2011 г. была организована стажировка 1,2 тыс. выпускников профессиональных учебных заведений на таких предприятиях, как: АК «АЛРОСА», ОАО АК «Железные дороги Якутии», ОАО «Алданзолото ГРК», СХПК «Верхоянье», МУП «Коммунсервис», ОАО «Туймаада Даймонд», филиалы ГУП ЖКХ РС (Я) и др. Применение программы дополнительных мер по снижению напряженности

на рынке труда в Республике Саха (Якутия) в 2011 г. имело хороший результат по трудоустройству выпускников. Как показывает анализ, наиболее предпочтительным видом трудоустройства выпускников является стажировка, ведь в рамках данного мероприятия молодые люди получают первый опыт работы по выбранной специальности. Условием направления выпускников образовательных учреждений на стажировку является их регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

По состоянию на 2010 г. общая численность зарегистрированных безработных составляла 43397 чел., из них: молодежи до 20 лет - 2684 чел. (6,2%), 20 - 24 лет - 11019 чел. (25,4%), 25 - 29 лет - 6777 чел. (15,6%), 30 - 34 лет - 4173 чел. (9,6%).

В 2010 г. в Республике Саха (Якутия) выпускники были трудоустроены на предприятия и организации практически всех видов деятельности. Каждый пятый трудоустроенный выпускник, закончивший очное отделение высшего учебного заведения, имеет специальность в области образования и педагогики, 13,1% - экономики и управления, 12% - здравоохранения. Большинство трудоустроенных выпускников учреждений среднего профессионального образования имеют специальности в сфере: здравоохранения (20,4%), образования и педагогики (17%), геологии, разведки и разработки полезных ископаемых (11,5%), энергетики, энергетического машиностроения и электротехники (10,1%). Высока также доля трудоустроенных, имеющих специальности в области экономики и управления (7,5%) и транспортных средств (7,4%).Трудоустроенные выпускники с начальным профессиональным образованием в основном имеют подготовку по профессиям промышленности (40,5%) и транспорта (22,3%) [2].

Наибольшая дополнительная потребность в Республике Саха (Якутия) в профессиональных кадрах отмечена по группам специальностей: «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» - 822 чел. (25%); «Транспортные средства» - 339 человек (10,3%); «Здравоохранение» - 319 чел. (9,7%); «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» - 195 чел. (5,9%); «Металлургия, машиностроение и материалообработка» - 168 чел. (5,1%); «Сфера обслуживания» - 158 чел. (4,8%) [1].

В течение 2011 г. на крупные и средние предприятия и организации республики были приняты на работу 2289 выпускников дневной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Из числа трудоустроившихся 45,9% составляют выпускники вузов, 37,3% - выпускники учреждений среднего и 16,8% - начального профессионального образования.

В распределении численности занятых в экономике по возрастным группам и видам экономической деятельности для молодежи Республики Саха (Якутия) характерным является высокая доля занятых в непроизводственной сфере - 68,8% (в 2010 г.). Из них: в сфере образования - 31,7%; государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании - 44,7%; в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий - 31,45%; в транспорте и связи -32,3%; в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 16%;

предоставлении прочих коммунальных и персональных услуг - 22%. В производственной сфере заняты 31,2% молодёжи. Из них: в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 33,6%; в строительстве - 39,2%; в добыче полезных ископаемых - 39%; в обрабатывающих производствах -37%; в сельском хозяйстве - 35,8%; в рыболовстве и рыбоводстве - 35%. В образовании, здравоохранении, торговле, предоставлении коммунальных и персональных услуг, финансовой деятельности, в гостиницах и ресторанах, операциях с имуществом значительно преобладает доля женщин. 92,4% от занятых в экономике представляют категорию работающих по найму.

В образовании, здравоохранении, транспорте и связи, производстве электроэнергии, газа и пара, сельском хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве наиболее высока доля среди молодежи 30 - 34 лет.

Доля молодых возрастов (моложе 24 лет) высока только в торговле, гостиницах и ресторанах, операциях с имуществом. В остальных видах экономической деятельности преобладают средние возраста (30 - 39 лет) [2].

Таблица 1

Показатели безработицы по Республике Саха (Якутия), распределение численности безработных по возрастным группам в % [3]

Безработные Всего до 20 20 - 24 25 - 29 30 - 34

2005 г. 100 14,3 20,1 9,3 8,8

2006 г. 100 26,3 17,8 13,4 8,4

2007 г. 100 11,4 27,6 8,5 10,4

2008 г. 100 11,2 25,4 9,1 8,7

2009 г. 100 12,6 24,8 14 11,4

2010 г. 100 6,2 25,4 15,6 9,6

Как видно из таблицы 1, более высокий процент безработных наблюдается в возрастной группе 20 - 29 лет, это объясняется тем, что в этот возрастной период значительная часть молодежи достигает социальной зрелости. Молодые люди приобретают (в большей или меньшей степени) материальную независимость от родителей. В то же время, для значительной части молодежи, прежде всего студенческой, это время приобретения высокой квалификации и применения себя в различных сферах деятельности, т. е. их образовательный статус не является полным. Неполнота социального статуса обусловлена и тем обстоятельством, что большинство молодых людей не имеют собственного жилья и реальных перспектив на его получение.

Анализ статистических и социологических данных позволяет выявить конкретные группы молодежи, которые чаще других нуждаются в работе, это:

- выпускники школ, не получившие по тем или иным причинам профессиональной подготовки;

- молодые люди, проживающие в районных центрах, в которых количество рабочих вакансий крайне ограничено;

- сельская молодежь;

- молодые женщины, воспитывающие детей;

- молодые люди, некоторое время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации или реорганизации предприятия;

- лица, получившиеся профессию, не востребованную на современном рынке труда.

Мы считаем, что стабилизации ситуации на молодежном рынке труда может способствовать более активная политика содействия занятости. Она должна включать в себя:

- создание новых рабочих мест для молодежи;

- обучение профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

- использование гибких, нестандартных форм занятости;

- увеличение расходов на образование молодежи.

Молодежная безработица может иметь очень серьезные социальные последствия. «Постоянное отсутствие предложений на молодежном рынке труда создает проблемы в развитии и становлении личности молодого человека и зачастую провоцирует его на незаконные способы добывания денег». Поэтому занятость молодежи является одной из сложных социальных проблем всей страны.

Литература и источники:

1. Сведения о наличии вакантных рабочих мест и потребности в кадрах по специальностям, трудоустройстве выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования за 2010 г. // Статистический бюллетень. - Якутск, 2011. - № 179/321. - 10 с.

2. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия) 2011 // Статистический сборник. - Якутск, 2011. - 52 с.

3. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия) 2011 год // Статистический сборник. - Якутск, 2011. - С. 46 - 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.