Научная статья на тему '\ культура \ хрупкая девушка с железным характером'

\ культура \ хрупкая девушка с железным характером Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ культура \ хрупкая девушка с железным характером»

108Г

КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009 ■

«Спорт и искусство - разные вещи», - считает солистка Большого театра Наталья Осипова. Сама Наташа пришла в балет из гимнастики, и, не будь травмы, возможно, достигла бы там немалых высот. Но сегодня ее рекорды - театральные. Она удостоена звания «Лучшей классической танцовщицы-2004» в Лондоне, а в 2008-м в Москве получила «Золотую маску» за лучшую женскую роль в балете «В комнате наверху».

Саша КАННОНЕ

Хрупкая девушка с железным характером

— В 2004 году вы окончили Московскую академию хореографии и сразу поступили в Большой театр. Для вас это было неожиданностью, или о будущем распределении вы знали еще во время учебы?

— Бывает по-разному. В конце обучения мы сдаем государственный экзамен. Он проходит на сцене школьного театра в присутствии руководителей всех балетных трупп, и по его результатам каждый театр присылает приглашение. Меня звали в Большой и театр Станиславского. Но когда тебя приглашают в Большой, глупо раздумывать, куда пойти.

— Но вы знали, что вас позовут именно туда?

— Конечно. Я видела, что какие-то вещи у меня получаются лучше, чем у других, и на меня делают ставку. Я это предчувствовала, об этом мечтала, и другого варианта у меня не было.

За лучшую женскую роль в балете «В комнате наверху» Наталья Осипова получила «Золотую маску»

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009

— Как вы вообще пришли в балет?

— Из спорта. Я занималась спортивной гимнастикой, но упала с бревна и получила травму спины. Настолько серьезную, что могла стать инвалидом. Родители испугались, и по совету тренеров отдали меня в балет.

— Кто из педагогов наиболее важен для вас, кто научил вас любить танец?

— Сложно ответить на этот вопрос. У меня было несколько педагогов, каждый из которых дал мне что-то свое. Вообще учителя для танцоров это все. Только они

только в «Дон Кихоте», и то всего один раз в Москве. У меня были сольные номера, какие-то вариации, но я не вела репертуар, и больших спектаклей за моими плечами не было. И вот я узнаю, что танцую в Лондоне, да еще в первом составе. Сначала я безумно обрадовалась — это очень почетно для артиста. Но, подумав еще, я вдруг поняла, какая на меня ложится ответственность, и пришла в ужас. А кроме Китри, мне дали партию в премьерном балете «Дочь фараона» — очень сложную и совершенно новую. Я себе

общество/культура |109

ее в Англию. Наши педагоги не всегда нас сопровождают, а я была еще маленькой, и она боялась, что психологически меня могут сбить или оставить без помощи. Я была очень эмоциональной, могла вдруг заплакать или просто расстроиться, а мое настроение очень влияет на то, как я работаю. И, что интересно, она как раз не вошла в гастрольный состав, но все же поехала со мной и была на премьере.

— Этот дебют стал вашим первым триумфом. Британская пресса назвала

«Был момент, когда я подумала, что это невыносимо тяжело. Но когда все случилось, я была счастлива» (балет С. Прокофьева «Золушка»)

делают нас артистами. Они не просто обучают технике, но прививают чувство стиля, формируют психологически. Последнее важно, потому что, мне кажется, в балете большую роль играет характер. Балерина -это человек с сильной волей и стальными нервами. Это очень сложная профессия -не только физически, но и душевно.

— Ваша карьера в балете — вертикальная. Училище — Большой, и почти сразу — сольная партия, Китри в «Дон Кихоте». Причем речь шла не о московском спектакле, а о гастрольном и очень важном, почти историческом. Тогда, в 2004 году, театр собирался в Лондон впервые после 18-летнего перерыва. Какова была ваша реакция на это назначение?

— Это был второй сезон моей работы в театре. Я чувствовала себя совсем маленькой. Главную партию (Китри) станцевала

представила, какая у меня будет нагрузка. Да еще и премьера, и дебют! Мне хотелось бежать, отказываться, объяснять, что у меня никогда в жизни не получится. А потом я взяла себя в руки и сказала: раз я хочу быть балериной, это для меня проверка на прочность — смогу или нет. И еще я поняла: такой шанс дается раз в жизни. Если не получится сейчас, то, может быть, подобной возможности у меня больше не будет.

— К кому первому вы обратились с этой новостью, за поддержкой, советом?

— В профессии я очень самостоятельна. У меня есть очень близкий человек в театре, это мой педагог Марина Кондратьева. Уже четыре года мы с ней работаем. Она мне как вторая мама: в трудную минуту всегда поддержит, всеми своими эмоциями в театре я делюсь с ней. Но в тот момент первыми, кому я сообщила эту новость, были мои родители.

— Какое напутствие дала вам ваш педагог? На чем акцентировала внимание как на главном?

— Этого я не помню. Помню только, что она сразу очень заволновалась, возьмут ли

Партию Китри в «Дон Кихоте» Осипова получила почти сразу, как пришла в Большой театр (партнер - солист Мариинского театра Леонид Сарафанов)

ваши выступления лучшими за все гастроли. Как это отразилось на вашем самоощущении?

— Первый и второй год в театре я чувствовала себя начинающей, считала, что у меня многое не получается. В Лондоне у меня появилась уверенность в себе. Я проделала невероятную, колоссальную работу. Не могу, конечно, сказать: «Я больше всех работала!». Все стирают ноги в кровь, все стараются. Но сил я вложила невероятное количество, с утра до вечера была в театре. Когда педагога не оказывалось, репетировала одна, возвращалась домой в двенадцать, в час

110| общество/культура

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (81) 2009 ■

ночи. Я до такой степени жила балетом, что ни о чем другом думать не могла.

— У вас было ощущение, что свой успех вы заслужили?

— Да, оно было, несомненно. Потому что накануне гастролей я находилась уже в таком состоянии, что думала, хочу ли я этого? Потому что такое можно пережить только раз, ну два. А ведь балерины так существуют постоянно! Был момент, когда я подумала, что просто не смогу так жить, что это слишком, невыносимо тяжело. Но когда все

«В балете мыслят телом», - считает Наталья Осипова (Жанна в балете «Пламя Парижа», слева - Александр Воробьев)

случилось, я почувствовала невероятное облегчение. Эти дни стали для меня самыми счастливыми.

— Вы танцуете в традиционных постановках (Бурнонвиль, Фокин, Корал-ли, Петипа), но одновременно участвуете в проекте Большого «Мастерская новой хореографии». А «Золотую маску» в сезоне 2006—2007 годов получили за партию в современном балете Твайлы Тарп «В комнате наверху». Который из этих двух типов танца вам ближе?

— Я действительно танцую много классики и на ней воспитана. Классика всегда была сильной стороной русской балетной школы. Но сейчас в театре появилось много современной хореографии, и это здорово, потому что она развивает и раскрепощает артистов. Еще мне кажется, сейчас такое время, когда балерина должна уметь все.

Лично мне новая хореография интересна. Когда поступают предложения танцевать что-то безумно радикальное, современное, я всегда соглашаюсь.

Взять, например, работу с американкой Твайлой Тарп. Спектакль «В комнате наверху» дико сложный, на первых порах он мне очень не нравился. Я не понимала, как можно в кроссовках танцевать и как я потом на пуанты встану. Ничего, как миленькая танцевала и сейчас от этого спектакля получаю невероятное удовольствие.

— Чему научила вас «Комната наверху»?

— Не знаю. Мне кажется, мы в России чуть-чуть опоздали. Этот балет был поставлен в Америке в 1986-м. Я в этом году родилась. Но когда мы столкнулись с ним в Москве, он нам показался удивительно новым. До сих пор мы ничего такого даже близко не делали. И оказалось, что танцевать такие вещи не только не просто, но иногда даже тяжелее иных балетных классических партий. Это была невероятно сложная работа. В этом спектакле занято 15 человек. И мы все просто не могли выучить порядок движений и понять, как они ложатся на музыку. Для нас такая хореография была странной и необычной. А потом появилось

какое-то раскрепощение, работа пошла, и сейчас, когда мы репетируем другие спектакли, классические в том числе, все получается гораздо лучше, чем раньше. Мы быстрее учим и схватываем, а главное — ощущаем себя невероятно свободными, не скованными какими-то рамками, но способными выражать все, что чувствуем.

— Вы помните свою первую награду?

— Первую награду я получила на Международном балетном конкурсе. Я была счастлива, но, вернувшись в училище, о ней за-

«Я танцую много классики и на ней воспитана» (балет «Сильфида» в Большом, 2008 год)

была и продолжила спокойно работать. Потом я поступила в Большой и спустя какое-то время снова пошла на конкурс. Это был мой первый год в театре, мне хотелось танцевать, танцевать, танцевать, а у меня было не так много работы, и я решила пойти на Московский балетный конкурс. К нему обычно готовятся по полгода, а я решила, что успею за неделю. В итоге получила только третью премию, что для такого конкурса тоже немало: он очень престижный, в нем участвуют замечательные артисты. Эта награда мне очень дорога. И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.