Научная статья на тему 'Шестой международный балетый конкурс "Ваганова prix": приветствия участникам конкурса, состав жюри, Программа конурса и состав участников II и III туров, итоги конкурса, мнения об итогах конкурса'

Шестой международный балетый конкурс "Ваганова prix": приветствия участникам конкурса, состав жюри, Программа конурса и состав участников II и III туров, итоги конкурса, мнения об итогах конкурса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шестой международный балетый конкурс "Ваганова prix": приветствия участникам конкурса, состав жюри, Программа конурса и состав участников II и III туров, итоги конкурса, мнения об итогах конкурса»

Спонсоры Академии Русского Балета им. А.Я. Ваганос

Внешторгбанк ЗЛО «МсНогпТа» Международный благотворительный

Страховое общество «РЕСО-Гарантия» Отель «Санкт-Петербург» «Масложировой комбинат Санкт-Пстсрбу! Корпорация «Петербургская недвижимое

Информационные спонсоры:

ИТАР-ТАСС ТУ канал «Петербург 5» Радиовещательный канал «Дорожное ?ад| ЕВРОПА-ПЛЮС Журнал «Меценат»

(УйИШ'у

Ы/Х/

шестой международный

балетный конкурс 19-26 июня 2006 года

Санкт-Петербург

Сердечно приветствую участников VI Международного балетного конкурса "VAGANOVA - PRIX", проходящдего в городе, где возникла первая русская балетная школа, подарившая миру многих выдающихся деятелей отечественного и мирового хореографического искусства. Конкурсы "VAGANOVA -PRIX" открыли целую плеяду молодых талантливых исполнителей.

От всей души желаю, чтобы это созвездие пополнилось новыми именами, которые украсят балетные сцены современной России и мира. Пусть настоящий конкурс станет истинным праздником красоты и гармонии, пусть он еще раз прославит мировое значение педагогического творчества А.Я. Вагановой и сегодняшних продолжателей ее бессмертного дела.

Надиров Леонид Николаевич

Заместитель министра культуры

и массовых коммуникаций

Среди выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга как культурной столицы России и одного из центров европейской и мировой культуры достойное место принадлежит Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Именно здесь в 1738 году начинается история русского балета, именно здесь была сформирована русская балетная школа, ныне известная всему миру, именно здесь воспитывались выдающиеся мастера хореографического искусства, утвердившие славу отечественного балет.

В 1988 году в честь 250-летнего юбилея в Санкт-Петербурге прошел 1 Международный конкурс "VAGANOVA - PRIX" для юных исполнителей, продолителей традиций знаменитой вагановской школы. Конкурс получил мировую извествность, многие из победителей заняли достойное место на балетных сценах. На VI конкурс заявили свое участие представители 11 стран. Желаю конкурсу открытия новых ярких имен, творческих взлетов и вдохновения.

Буров Николай Валентинович

Председатель Комитета по культуре -

Правительства Санкт-Петербурга

ОТКРЫТИЕ КОНКУРСА

19 июня в 1000 в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой состоялось открытие международного балетного конкурса "Ваганова-PRIX". С приветственным словом к членам жюри, участникам и гостям конкурса обратилась ректор Академии Вера Алексеевна Дорофеева

Приветственное слово

Ректора Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Веры Алексеевны Дорофеевой

Уважаемые дамы и господа!

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой — колыбель русского балета. Мы являемся хранителями традиций прошлого. Наша слава во многом связана с именем Агриппины Яковлевны Вагановой, чья педагогическая система является основой обучения, совершенствования мастерства артистов балета во всем мире.

VI Международный балетный конкурс "Ваганова-РЫХ" призван продемонстрировать мастерство юных исполнителей, показать широкий диапазон практики хореографического образования в России, странах Содружества.

Метод обучения классическому танцу по системе А.Я. Вагановой признан сегодня во всем мире. Обобщив опыт своих великих предшественников — Э. Чекетти и О.И. Преображенской — Ваганова систематизировала преподавание классического танца, вооружила методикой, определившей стиль Русской исполнительской школы. Но Ваганова никогда не замыкалась в рамках найденного. В практической работе она регулярно обогащала свой метод новыми исследованиями и разработками, привлекая современные тенденции в развитии хореографического искусства. Именно в этом состоит актуальность Вагановского наследия сегодня.

Конкурс был учрежден в год 250-летия Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в 1988 году. У его истоков стоял выдающийся мастер русского балета Константин Михайлович Сергеев. За эти годы многие победители конкурса стали ведущими солистами в крупнейших театрах мира.

В составе жюри в разные годы были известные деятели хореографического искусства: Марина Семенова, Наталия Дудинская, Юрий Григорович, Николай Боярчиков, Людмила Сахарова, Ольга Моисеева, Игорь Бельский, Алтынай Асылмура-това. Мне приятно представить сегодня председателя нашего конкурса — выдающуюся балерину современности — Наталию Макарову.

За 18 лет своей истории конкурс значительно преобразился. Он приобрел статус международного. Если в 1988 году соревновались 26 студентов из 7 хореографических училищ России, то нынешний конкурс собрал более 75 участников из США, Японии, Германии, Венгрии, Китая, Кореи, Польши, Латвии, России, Украины, Казахстана.

Шестой конкурс будет проходить в стенах Академии Русского балета, на сцене Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловского) и призван:

• показать на практике, как система Вагановой претворяется сегодня в различных хореографических школах;

• раскрыть новые имена студентов, которые завтра станут известными артистами балета;

• продемонстрировать достижения профессиональных балетных школ России, стран Ближнего и Дальнего зарубежья.

Конкурс завершится Гала-концертом на сцене Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловского) 25 июня 2006 года в 19.00.

К присутствующим обратилась председатель жюри, выдающаяся балерина XX века Наталия Макарова.

"Приветствую вас в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, в моей alma mater. Здесь состоялось мое первое

выступление, в этом репетиционном зале сидела моя мать. Это было давно, но как будто вчера. Самое лучшее и самое тяжелое в моей жизни связано со школой, и я всегда горжусь тем, что закончила её. Всегда с благодарностью вспоминаю своего педагога Ирину Васильевну Ширипину и всех педагогов, воспитавших меня. Надеюсь, что конкурс принесет нам большую радость. Удачи вам юные дарования и всего доброго всем!"

По традиции первым событием открытия стала жеребьевка. Участника из 11 стран вынимали из вазы номера, под которыми они будут участвовать в конкурсе.

На открытии присутствовали представители прессы, радио и телевидения.

СОСТАВ ЖЮРИ шестого международного балетного конкурса "Ваганова -PRIX"

Председатель: Наталия Макарова

Балерина, педагог. Заслуженная артистка РСФСР. Лауреат Международного конкурса артистов балета (Варна, 1965), премии им. А. Павловой (Париж, 1970).

Окончила ЛХУ им. А.Я. Вагановой в 1959 (класс Е.В. Шири-пиной). В 1959-1970 годах в труппе Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполнила партии: Одетты-Одиллии ("Лебединое озеро"), Жизели, Раймонды, Джульетты (" Ромео и Джульетта"), Золушки, Царь-девицы ("Конек-горбунок"), Авроры ("Спящая красавица"), Зои ("Клоп") и др. С 1970 года танцевала в труппах: Королевского балета Великобритании, Американского театра балета и др. В 2002 году была председателем жюри 5-го Международного балетного конкурса "Ваганова-Prix".

Заместитель председателя: Алтынай Асылмуратова

Балерина, педагог, Художественный руководитель Академии Русского балета имени. А.Я. Вагановой, профессор. Народная артистка России, Лауреат премии "Золотой софит" (1999).

4 Зак. 460

49

Окончила ЛАХУ им. А.Я. Вагановой в 1978 году (класс И.Б. Зубковской). С 1978 года в труппе Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполнила партии: Одетты-Одиллии ("Лебединое озеро"), Ширин, Мехме-не Бану ("Легенда о любви"), Китри ("Дон Кихот"), Никии ("Баядерка"), Эгины ("Спартак"), Заремы ("Бахчисарайский фонтан"), Жизели и др. В 1989-1993 годах танцевала в Королевском балете Великобритании. В 1995-1997 годах в Марсельс-ком балете. Гастролировала в театрах Ла Скала, Гранд-Опера, Американском театре балета и др.

ЧЛЕНЫ ЖЮРИ:

Гюлъзира Ашимова, Казахстан

Балерина, педагог, художественный руководитель Алмаа-тинского хореографического училища им. А.В. Селезнева

Али Бикчурин, Россия

Артист балета, заслуженный артист Башкирской АССР, директор Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуреева

Николай Боярчиков, Россия

Артист балета, педагог, профессор, народный артист России, главный балетмейстер Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1977), премии "Золотой софит" (2000).

Махар Вазиев, Россия

Директор балетной труппы Мариинского театра, заслуженный артист России, заслуженный артист республики Северная Осетия (Алания),

Александр Василевский, Россия

Артист балета, директор Новосибирского государственного хореографического училища

Имре Дожа, Венгрия

Артист балета, хореограф, директор Венгерской Академии танца. Лауреат многих премий, среди которых Кошут-Приз, высший знак отличия за вклад в искусство Венгрии.

Ким Сон Хи, Корея

Балерина, педагог, хореограф. Лауреат многих премий. Начала обучаться у Юм Юнг Джа в Кванг Джу. Окончила Женский Университет в Сеуле и Университет Нью Йорка. Участвовала в жюри международных балетных конкурсов в Варне, Париже, Лозанне, Таллине и Санкт-Петербурге и др. Профессор Корейского Национального университета искусств.

Марина Леонова, Россия

Балерина, педагог, ректор Московской государственной академии хореографии, профессор. Народная артистка России. В Большом театре СССР исполнила партии: Мехмене-Бану ("Легенда о любви"), Эгины ("Спартак"), Хозяйки Медной горы ("Каменный цветок"), Артемиды ("Ифигения в Авлиде"), Мирты ("Жизель"), феи Сирени ("Спящая красавица"), Одетты-Одиллии ("Лебединое озеро"), Повелительницы дриад ("Дон Кихот"), Жар-птицы и др.

Ольга Моисеева, Россия

Балерина. Народная артистка СССР. Лауреат Международного фестиваля молодежи и студентов (Берлин, 1951). С 1972 года педагог-репетитор Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова, ныне Мариинского театра. Преподавала в Эдинбурге (1990), Берлине (1991).

Анна Мария Прина, Италия

Балерина, педагог, хореограф, руководитель Школы балета Ла Скала. Лауреат премий "Музы", "Серебряная маска", премии Леонида Мясина "За искусство танца".

Автор нескольких статей о балете, переводов русских изданий по классическому танцу, а также книг по методике обучения классическому танцу. Осуществила ряд собственных постановок для театра Ла Скала и других театров.

4*

51

Тэруйо Тачибана, Япония

Педагог, директор Японского центра по изучению и сохранению методики А.Я. Вагановой.

Татъяна Таякина, Украина

Балерина, педагог, художественный руководитель и директор Киевского хореографического училища. Народная артистка СССР. Призер международных конкурсов балета в Варне (1970), Москве (1973).

Гилен Тесмар, Франция

Балерина, педагог-репетитор балетной труппы Гранд Опера. Лауреат премии А. Павловой (1972).

Владимир Толстухин, Россия

Артист балета, педагог, художественный руководитель Пермского государственного хореографического училища. Заслуженный учитель России.

Макио Хомура, Япония

Танцовщик, педагог, хореограф, директор балетной труппы Хомура-Томой, постоянный директор Японской балетной ассоциации. Лауреат многих премий. В 2004 году за вклад в культуру получил памятную медаль в честь 300-летия Санкт-Петербурга.

Нинелъ Юлтыева, Россия

Балерина, педагог, художественный руководитель Казанского государственного хореографического училища. Народная артистка России, Республики Татарстан, Республики Башкортостан. Член-корреспондент Санкт-Петербургской Петровской академии наук и искусств, лауреат приза журнала "Балет" "Душа танца".

ПРОГРАММА КОНКУРСА ПЕРВЫЙ ТУР

Девушки исполнили урок классического танца с элементами урока А.Я. Вагановой и индивидуально продемонстрировали владение техническими приемами.

Юноши исполнили урок классического танца с элементами уроков В.И. Пономарева и А.И. Пушкина и индивидуально продемонстрировали владение техническими приемами.

ВТОРОЙ ТУР Программа второго тура

Участники второго тура конкурса исполнили на выбор две вариации.

Вариации для девушек из репертуара А.Я. Вагановой:

1. Ц. Пуни. Вариация Царицы вод из балета "Конек горбунок", постановка А. Горского.

2. Л. Минкус. Вторая вариация (cabriole) из картины "Тени" балета "Баядерка", постановка М. Петипа.

3. Л. Минкус. Первая вариация из pas de trois из балета "Пахита", постановка М. Петипа.

4. А. Глазунов. Вариация (cabriole) из картины "Сон Раймонды" балета "Раймонда", постановка М. Петипа.

5. Ф. Бургмюллер, А. Адам. Вариация из вставного дуэта из первого акта балета "Жизель", постановка М. Петипа.

6. Ф. Шопен. Мазурка из балета "Шопениана", постановка М. Фокина.

7. А. Симон. Вариация Повелительницы дриад из балета Л. Минкуса "Дон Кихот", постановка А. Горского.

8. Р. Шуман. Вариация Бабочки из балета "Карнавал", постановка М. Фокина.

9. П. Чайковский. Вариация феи Бриллиант из балета "Спящая красавица", постановка М. Петипа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или вариации из балетов классического наследия:

1. П. Чайковский. Первая вариация из pas de trios балета "Лебединое озеро", постановка М. Петипа.

2. Ц. Пуни. Первая, вторая и третья вариации из pas de trois Одалисок балета "Корсар", постановка М. Петипа.

3. П. Гертель. Вариация Лизы из балета "Тщетная предосторожность". Постановка А. Горского.

4. Л. Делиб. Вариация Сванильды из балета "Коппелия", постановка Ф. Лопухова.

5. Л. Минкус. Вариация Гамзатти из балета "Баядерка", постановка М. Петипа.

6. П. Чайковский. Вариация Одетты из балета "Лебединое озеро", постановка М. Петипа.

7. Ц. Пуни. Вариация из балета "Царь Кандавл" (grand pas из балета "Пахита"), постановка М. Петипа.

8. Ф. Шопен. Прелюд из балета "Шопениана", постановка М.Фокина.

9. П. Чайковский. Вариация Феи Сирени из балета "Спящая красавица", постановка Ф. Лопухова.

Вариации для юношей:

1. Б. Асафьев. Вариация Гения вод из балета "Конек горбунок", постановка А. Горского для Мариинского театра.

2. Э. Дельдевез, Л. Минкус. Мужская вариация из pas de trois 1-го акта балета "Пахита", постановка М. Петипа.

3. Р. Шуман. Вариация Арлекина из балета "Карнавал", постановка М. Фокина.

4. Ф. Бургмюллер. Вариация из вставного дуэта 1-го акта балета "Жизель" постановка М.Петипа.

5. П. Гертель. Вариация Колена из балета "Тщетная предосторожность", постановка А. Горского для Большого театра.

6. Л. Минкус. Вариация из pas de deux Китри и Базиля из 4-го акта балета "Дон Кихот", постановка А. Горского.

7. П. Чайковский. Вариация Голубой птицы из балета "Спящая красавица", постановка М. Петипа.

8. Л. Делиб. Вариация Франца из балета "Коппелия", постановка Ф. Лопухова.

9. А. Адам. Вариация Альберта из 2-го акта балета "Жи-зель" постановка М. Петипа.

10. Г. Ольденбургский. Вариация Купца из дуэта Купца и Невольницы 1-го акта балета "Корсар", постановка М. Петипа.

11. П. Чайковский. Вариация Принца из балета "Щелкунчик" в постановке любого хореографа.

12. Х. Левенскьольд. Вариация Джеймса из 1-го и 2-го актов балета "Сильфида", постановка А. Бурнонвиля.

Участники второго тура

Сын Уан Шин, Корея Ли Йон Уан, Корея Чон Иль Юн, Корея Хян Ки Хонг, Корея Константин Алексенцев, Россия Айдос Закан, Россия Масахиро Накая, Россия Мария Мизинская, Казахстан Елена Шамшарова, Россия Екатерина Смурова, Россия Рихард Сабо, Венгрия Данияр Шманов, Казахстан Алена Самарская, Россия Вероника Фродыгма, Польша Елизавета Чепрасова, Россия Александр Стоянов, Украина Джи Ян Дай, Китай Анастасия Никитина, Россия Майя Зарипова, Россия Денис Дмитриев, Россия Илья Петров, Россия

Лили Фелмери, Венгрия Сохэ Хан, Россия Павел Окунев, Россия Майю Канемура, Япония Рауан Оразбаев, Казахстан Олжас Тарланов, Казахстан Эрика Микиртичева, Россия Юлия Степанова, Россия Анеля Рустемова, Казахстан Егор Сафин, Россия Мария Чугай, Россия Виктория Краснокутская, Россия Ракеле Буриасси, Германия Сил Ки Парк, Корея Кирилл Сафин, Россия Мария Аджамова, Россия Вадим Мунтагиров, Россия Анастасия Петушкова, Россия Хэ Чжу Го, Россия Герман Жуковский, Россия Ольга Голица, Украина

ТРЕТИЙ ТУР Программа третьего тура

Участники третьего тура исполнили один классический дуэт или две классические вариации из предложенного списка Pas de deux:

1. Ц. Пуни. Pas de deux Дианы и Актеона из балета "Эсме-ральда", постановка А.Я. Вагановой.

2. П. Чайковский. Pas de deux Одиллии и принца Зигфрида из балета "Лебединое озеро", постановка М. Петипа в редакции А. Вагановой.

3. П. Чайковский. Pas de deux Авроры и принца Дезире из 3-го акта балета "Спящая красавица", постановка М. Петипа в редакции К. Сергеева.

4. П. Чайковский. Pas de deux принцессы Флорины и Голубой птицы, "Спящая красавица", постановка М. Петипа.

5. Ф. Бургмюллер. Вставное Pas de deux из 1-го акта балета "Жизель", постановка М. Петипа.

6. А. Адам. Pas de deux из 2-го акта балета "Жизель", постановка М. Петипа.

7. П. Гертель. Pas de deux Лизы и Колена из 2-го акта балета "Тщетная предосторожность". Постановка А. Горского.

8. Л. Минкус. Pas de deux Китри и Базиля из 4-го акта балета "Дон Кихот", постановка А. Горского.

9. Е. Хельстед. Pas de deux из балета "Фестиваль цветов в Чензано", постановка А. Бурнонвиля.

10. П. Чайковский. Pas de deux, постановка Дж. Баланчина.

11. Ц. Пуни. Вариация из 2-го акта балета "Эсмеральда" в постановке любого хореографа.

12. Р. Дриго, Й. Байер. Вариация из балета "Фея кукол". Хореография С. Легат и Н. Легат.

13. А. Адам. Pas de deux из 1 акта балета "Корсар", постановка М. Петипа.

14. А. Адам. Pas de deux из 1 акта балета "Корсар", постановка М. Петипа, В. Чабукиани.

15. Ф. Обер. Большое классическое pas, постановка В. Гзовс-кого.

16. Б. Асафьев. Pas de deux из балета "Пламя Парижа", постановка В. Вайнонена.

Вариации для девушек:

1. А. Глазунов. Вариация из 1-го акта балета "Раймонда" (pizzicato), постановка М. Петипа.

2. П. Чайковский. Вариация Флорины из балета "Спящая красавица", постановка М. Петипа.

3. П. Чайковский. Вариация Одиллии из балета "Лебединое озеро", постановка М. Петипа.

4. Е. Хельстед. Вариация из Pas de deux балета "Фестиваль цветов в Чензано", постановка А. Бурнонвиля.

5. Ц. Пуни. Вариация из 2-го акта балета "Эсмеральда" в постановке любого хореографа.

6. Р. Дриго, Й. Байер. Вариация из балета "Фея кукол", постановка братьев Легат.

а также все женские вариации, входящие в состав pas de deux

Вариации для юношей:

1. П. Чайковский. Вариация Зигфрида из балета "Лебединое озеро", постановка М. Петипа.

2. Е. Хельстед. Вариация из рas de deux балета "Фестиваль цветов в Чензано", постановка А. Бурнонвиля.

3. П. Чайковский. Мужская вариация из pas de trois 1-го акта балета "Лебединое озеро", постановка М. Петипа.

4. Ф. Шопен. Мазурка из балета "Шопениана", постановка М. Фокина.

а также все мужские вариации, входящие в состав pas de deux.

Участники третьего тура

Сын Уан Шин, Корея Ли Ион Уан, Корея Чон Иль Юн, Корея Хян Ки Хонг, Корея Айдос Закан, Россия Масахиро Накая, Россия Рихард Сабо, Венгрия Алена Самарская, Россия Елизавета Чепрасова., Россия Александр Стоянов, Украина Джи Ян Дай, Китай Анастасия Никитина, Россия

Илья Петров, Россия Майю Канемура, Япония Юлия Степанова, Россия Мария Чугай, Россия Виктория Краснокутская, Россия Ракеле Буриасси, Германия Кирилл Сафин, Россия Мария Аджамова, Россия Вадим Мунтагиров, Россия Анастасия Петушкова, Россия Хэ Чжу Го, Россия Ольга Голица, Украина

ИТОГИ КОНКУРСА

24 июня 2006 года на сцене Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского состоялся третий тур VI Международного балетного конкурса Ваганова-РЫХ.

I премия — Мунтагиров Вадим (Россия)

II премия — Никитина Анастасия (Россия) II премия — Чугай Мария (Россия)

II премия — Сабо Рихард (Венгрия)

III премия — Чепрасова Елизавета (Россия) III премия — Голица Ольга (Украина)

III премия — Закан Айдос (Россия) III премия — Накая Масахиро (Япония)

Премия Министерства культуры и массовых коммуникаций России "За артистизм и благородство" — Джи Ян Дай (Китай) Премия "За артистизм" — Хэ Чжу Го (Корея) Премия "За профессионализм" — Краснокутская Виктория (Россия)

Премия "За лучшее партнёрство" — Фермери Лили (Венгрия) Премия "За лучшее партнёрство" — Ким Кён Шик (Корея) Премия "За лучший дуэт" — Юн Чон Ил (Корея) Премия "За лучший дуэт" — Шин Син Уан (Корея) Премия "За элегантность" — Ли Юн Уон (Корея) Премия почётного гостя Рудольфа Дентлера "За стремление к победе" — Буриасси Ракеле (Германия)

Диплом за участие в Третьем туре — Петров Илья (Россия) Диплом за участие в Третьем туре — Стоянов Александр (Украина)

Диплом за участие в Третьем туре — Сафин Кирилл (Россия) Диплом за участие в Третьем туре — Петушкова Анастасия (Россия)

Диплом за участие в Третьем туре — Канемура Маю (Япония) Диплом за участие в Третьем туре — Аджамова Мария (Россия)

Диплом за участие в Третьем туре — Степанова Юлия (Россия) Диплом за участие в Третьем туре — Самарская Алёна (Россия) Диплом за участие в Третьем туре — Хянг Ки Хонг (Корея)

Премия "Надежда России" — Мунтагиров Вадим (Россия)

Премия "Надежда России" — Краснокутская Виктория (Россия)

МНЕНИЯ ОБ ИТОГАХ КОНКУРСА

Ниже приводятся отдельные мнения по результатам конкурса "Ваганова-РЫХ" 2006 г. из интервью, взятых сотрудниками пресс-службы у присутствовавших на конкурсе специалистов.

После окончания работы жюри председатель жюри Наталия Макарова согласилась поделиться своими впечатлениями о прошедшем конкурсе:

"Я получила удовольствие, даже радость от прошедшего конкурса. Присутствовал дух, темперамент. Мне не было скучно. Я увидела много индивидуальностей. Приятно, что Вагановская система получает все более широкое распространение, но хотелось бы, чтобы этот процесс шел еще более интенсивно. Мне лично, как человеку интернациональному, хотелось бы, чтобы происходило взаимодействие разных школ. Ваганова сама стремилась взять самое лучшее у других школ. У нас хороший "верх", а у французов сильные ноги с вытянутой стопой. Можно взять много полезного, но при этом не терять наши качества— легкость рук, чистоту линий. Чтобы ничто не уходило.

Желаю творческих успехов всем участникам конкурса "

Из интервью с Александром Васильевичем Василевским, руководителем Новосибирского хореографического училища.

Уважаемый Александр Васильевич, Вы окончили Ленинградское хореографическое училище по классу Б.В. Шаврова, танцевали классический репертуар. Как складывается ситуация с классическим наследием в училище, которое Вы возглавляете?

А. В. — В этом году мы будем отмечать 50-летие нашей школы. Она вобрала в себя традиции Петербурга и Москвыг.

В 1945 году, когда открылся Новосибирский театр оперы и балета, сразу же остро встала проблема подготовки кадров. В труппу приняли выпускников из Петербурга и Москвы. Они и стали первыми преподавателями училища, которое открылось в 1956 году Конечно, между Петербургской и Московской школами есть отличия. В Вагановской традиции — законченность форм, позировок, точные позиции рук, постановка корпуса— "верх" как бы отделен от исполняющих танцевальные движения ног, ненапряженный рисунок поворота головы. У Москвы — большой апломб, динамизм, артистизм, умело направленный на публику, более свободное исполнение танцевальных pas, более свободный по позам и положениям "верх".

Традиция Вагановской методики поддерживается прежде всего. Мы обучали и будем обучать педагогов в Академии. Половина наших преподавателей прошли здесь курс. Следим за развитием методики преподавания в целом и тех новаций, которые появляются в современном искусстве. Методика Вагановой — не мертвая система. Она имеет точные и отполированные поколениями каноны методики классического образования и, вместе с тем, способна отвечать тенденциям развития танцевального искусства.

Методика сложилась не только благодаря выдающемуся таланту мастера, она впитала опыт и труд предшествующих поколений, мэтров театральной школы. Она позволяет нам и сегодня, если правильно ее воспринимать и знать, обучить своих воспитанников в традициях русской балетной школы, что и в наше время позволяет, с учетом новых тенденций в постановках современных балетмейстеров, успешно демонстрировать преимущество этой системы, которая является незаменимой основой преподавания классического танца.

Если "классический " значит образцовый, то в данном случае это очень точно. Образцовая методика Вагановой не является археологией, более того, в новое время она как универсальный

методологический, профессиональным инструментарий помогает поставить в школе четкие основы обучения, кото-рыге помогают им в дальнейшей творческой карьере овладевать новыми видами танцевального искусства и достигать больших выгсот в исполнительстве. На открыгтии нашего театра после его длительной реставрации присутствовал Президент России. Театр оснащен по последнему слову техники. Все, кто приезжает в наш театр на гастроли, говорят о его уникальныгх возможностях. Сейчас восстанавливается репертуар. С труппой театра работали Юрий Григорович, Никита Долгушин, Петр Гусев, Константин Сергеев и Наталья Дудинская, Игорь Бельский и др. Театр — академический, классика — основа репертуара. Именно школа позволяет театру быгть на том уровне, которыгй делает его нужныгм зрителю.

Из интервью с профессором Мюнхенской Академии музыки и театра Гансом-Иахимом Метцем

— Уважаемый господин Метц, 30 лет тому назад Вы окончили Ленинградское хореографическое училище — ныне Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Как сложилась дальше Ваша творческая судьба?

Г.-И. М. — Сначала я преподавал классический танец в Дрездене в школе Палукка. И вот уже 16 лет работаю в Мюнхене в Академии балета Выгсшей школыг музыгки и танца.

— Помогла ли Вам школа, полученная в Ленинграде (Санкт-Петербурге)?

Г.-И. М. — Я и другие педагоги работаем по системе Агриппины Вагановой. Традиция очень важна. Детям и артистам я стараюсь передать петербургский стиль классического танца, педагогам — методику преподавания классического танца. Я считаю, что это правильныгй путь. Мы открыты для нового, но классический танец остается основой. Сейчас существуют различные формы танцевального

театра. Это не просто другая практика, но другое восприятие мира. Классический танец — это особое воспитание, он прививает вкус. Дисциплина, к которой приучает урок классического танца, важна не только в танцевальной карьере, но и в повседневной жизни. Я встретил свою ученицу, которую не видел десять лет. Она не стала балериной, но сказала мне: "Я часто вспоминаю ваши уроки. Они мне очень пригодились в жизни". Я уверен, что занятия классикой — это не только постановка корпуса, выворотность, но, прежде всего, воспитание человека.

— В программе Вашей Академии предусмотрены занятия танцем модерн. Как это сочетается с классической подготовкой?

Г.-И. М. — Преподавание классики и модерна должно быгть согласовано. Нашей Академией используется, в основном, школа М.Грем. Но привлекаются и другие школыг. Одно не должно противоречить другому. Элементы модерна и классики могут органично сочетаться. У нас вытускаются 4 школьныгх спектакля в год. Мы привлекаем хореографов, работающих как в классических традициях, так и в стилистике модерна.

— Как развивается сотрудничество Академии с театром?

Г.-И. М. — Наш вытуск в этом году — 16 человек. Все они

принятыг в балетную труппу театра в Мюнхене. Мюнхен является на сегодняшний день одним из центров классического балета в Германии. Другой центр классической хореграфии — Берлин. На сцене театра в Мюнхене идут "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Баядерка". Сейчас готовится постановка балета "Корсар". Ее осуществляет Иван Лишка — художественныгй руководитель труппы. Он приглашает хореографов со стороны, но "Корсара" решил поставить сам, потому что хорошо знает русскую классическую школу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Какова роль классического наследия в культурном пространстве Германии сегодня?

Г.-И. М. — К сожалению, влияние телевидения и других средств массовой информации негативно сказались на престиже классического балета. Сейчас трудно увидеть на экране классический спектакль.

— Вы работаете в Академии балета. Как строится система образования в Мюнхене?

Г.-И. М. — Очень близко к системе Вашей Академии. У нас есть подготовительныге группы, младшие, средние. Но балетом они занимаются во второй половине дня, после занятий в обыгчной школе. С шестого класса наши воспитанники становятся студентами. В течение трех лет они получают классическую подготовку по системе Агриппиныг Вагановой, соответствующую Вашим старшим курсам. Также они изучают историю хореографического искусства, музыки и т.д. Вытускники могут поступить на педагогическое отделение и, проучившись два года, получить квалификацию педагога.

В заключение хочу сказать, что я очень рад побывать в родных стенах, где я учился, и откуда я начинал свой творческий путь.

Из интервью с Имре Дожа, директором Венгерской Академии

танца

— Уважаемый господин Дожа, Вы учились в Академии Русского балета (тогда — Ленинградском хореографическом училище) у замечательного педагога Александра Ивановича Пушкина, воспитавшего плеяду выдающихся танцовщиков, среди которых Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Что Вы можете сказать о Вашем преподавателе?

И. Д. — Очень много хорошего. Он готовил будущее для балета. Он быгл личностью, у него быгл характер, что очень важно. Когда Пушкин входил в зал — все "становились по струнке", хотя он никогда не повыгшал голоса. Это быгл не страх, а глубокое уважение. Его замечания всегда быгли точны. Профессионал высочайшего класса.

Мне очень пригодилась школа, полученная в Академии. Я исполнял ведущие партии классического репертуара в Венгрии, Англии, Германии и т.д. Это живая жизнь. Каждыгй день приносит что-то новое. Классическая основа дает возможность брать это новое. Школа — это наше лицо.

— Каково сегодня отношение к классическому танцу в Венгрии?

И. Д. — У нас в Венгрии много театров, где исполняется классический репертуар. Мы должны готовить технически оснащенного, внутренне богатого человека. В нашей Академии обучается около 300 детей. Первыгй цикл — 9 лет. Потом мы предлагаем еще 2 года для получения специальности педагога. Между этими этапами должен быгть перерыгв — работа в театре.

Из интервью с Маргаритой Куллик, солисткой Мариинского театра, репетитором Государственного Национального Университета в Сеуле

— Уважаемая Маргарита Гаральдовна, в свое время вы закончили Вагановскую школу по классу Н. М.Дудинской. Вспоминаете ли Вы своего педагога?

М. К.: Дудинская — счастье моей жизни. Она училась у Вагановой и всегда старалась передать нам секреты мастерства. Но не только. Дудинская учила нас жизни, отношению к друг другу. Пример Н.М. Дудинской и К.М. Сергеева очень повлиял на мою личную жизнь.

— Вы три с половиной года преподавали в Корее. Как относятся в этой стране к русскому классическому наследию?

М. К.: Интерес к классическому балету большой. Преподавать меня и моего мужа, Владимира Кима, пригласила замечательная женщина — Ким Суни. Она училась на курсах Ленинградского Хореографического училища (Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой) и признает только русскую школу. Мы чувствуем себя в Корее как дома. Я работаю репетитором.

Репетирую с девочками классические вариации и Pas de deux, но существует проблема трудоустройства. В Сеуле только 2 театра, еще 4 в других городах. В Корее действует западная система. Ставится спектакль, раз 10 проходит в Сеуле, а потом еще показывается на маленьких площадках в разных городах. За последнее время были поставлены "Корсар " и "Дон Кихот".

Школьных спектаклей нет, сценическая практика минимальна. Один раз в год театр предоставляет свою сцену Поэтому для нас конкурсы — это возможность предоставить детям сценические площадки. Мы участвуем во многих конкурсах (Корейских и международных). Тщательно к ним готовимся. Воспитанники получают при этом хорошую практику и сценический опыт, что позволяет им потом работать во многих странах Мира.

—В чем отличие систем хореографического образования в Корее и Петербурге?

М. К.: Классический балет в Корее появился недавно, но развивается молниеносно. Появилось много школ. Но наш Университет государственный. У нас вдвое меньше плата за обучение, поэтому мы можем выбирать. При Университете работает детская школа. Студенты учатся у нас 3 курса по 8 месяцев. Помимо классического танца, классического наследия они изучают корейский танец. Серьезно поставлено преподавание модерна. Классическая подготовка позволяет быстро освоиться в другой стилистике.

— Какие еще особенности преподавания в Корее Вы можете отметить?

М. К.: В работе со своими ученицами я сталкиваюсь еще с проблемой национального характера. В Корее женщина должна быть покорной, скромной. Создать образ сильной, волевой женщины (Китри, Гамзатти) им очень трудно.

— Сохраняет ли методика А.Я. Вагановой свою актуальность сегодня?

5 Зак. 460

M. К.: Несомненно. Система действенна. К сожалению, мы постепенно многое утрачиваем. Помню, как много внимания на уроках мы посвящали battu. Я вспомнила об этом, когда стала замечать, что у наших студентов проблемы с заноска-ми. Необходимо сохранять систему как целое, потому что важно каждое звено.

Редакция обратилась к профессору, заслуженному деятелю искусств, декану исполнительского факультета АРБ М.А. Васильевой с просьбой высказать своё мнение о прошедшем конкурсе, поделиться впечатлениями.

"В этом году с 19 по 26 июня в Академии имени А.Я. Вагановой проходил 6-ой международный конкурс балета "Ваганова— PRIX", в котором приняли участие студенты из разных балетных школ России и зарубежья. В этот раз в конкурсе участвовали лучшие студенты 1-го курса.

Наш конкурс отличается от всех других конкурсов тем, что 1 -ый тур — это урок классического танца. Женский класс составлен на основе Вагановских комбинаций, взятых из её книги, а также из уроков, сохранившихся в записи ученицы Вагановой, артистки балета Кировского театра Таисии Соколовой. Этот урок показывала и вела заслуженный деятель искусств России, профессор Т.А. Удаленкова.

Мужской класс, составленный в стиле замечательных педагогов В.И. Пономарева и А.И. Пушкина, проводил старший преподаватель М.Ш. Еникеев.

Во 2-ом туре для девушек должны быть обязательно исполнены вариации из репертуара самой Вагановой, а также из классического наследия, для юношей — вариации Пономарева...

3-ий тур — это классическое pas de deux и классические вариации из pas de deux. Пар, исполняющих pas de deux было очень мало, в основном в конкурсе принимали участие одиночки. Несмотря на то, что по сравнению с 1-м конкурсом "Ваганова — PRIX" репертуар конкурса расширился, участники не используют весь представленный в программе набор, а

ограничиваются традиционными вариациями Гамзатти, Эс-меральды и pas de deux Чайковского. Мы не увидели ни одной Мазурки "Шопенианы", очень мало была представлена "Раймонда". Из мальчиков уже никто не пытается попробовать свои силы в вариации Гения вод из "Конька Горбунка". Жалко, что в этот раз нашими студентами не было представлено pas de deux Дианы и Актеона из замечательного наследия А.Я. Вагановой. То, что мы видели в исполнении венгерской пары, это просто другая постановка, от которой осталось только название.

1-ое место среди девушек Жюри не присудило никому.

Вадим Мунтагиров (Пермское училище) получил 1-ую премию среди юношей.

Студенты нашей Академии продемонстрировали хорошую профессиональную подготовку и заняли 2-ое место (М. Чугай, Ю. Никитина) и 3-е место (Е. Чепрасова). С ними работали заслуженный деятель искусств, профессор Л.В. Ковалева, заслуженный деятель искусств, профессор Г.Н. Селюцкий и старший преподаватель И.А. Ситникова.

Премию "Надежда России" получила студентка 1-го курса В. Краснокутская (педагог народная артистка России Т.Г. Терехова). Представители Кореи очень порадовали прекрасной техникой и благородной, изысканной манерой исполнения pas de deux из "Дон-Кихота" и pas de deux Обера. (Работа педагогов М. Куллик и В. Ким).

И все-таки лично мне не хватало индивидуальности, "искры Божьей", ради которой можно было бы простить технические погрешности. Ведь участники еще учатся.

В заключение мне хочется привести слова, сказанные Н. Макаровой после окончания конкурса, с которыми я полностью согласна: "На Вагановском конкурсе необходимо было все время держать в уме, что перед нами выступают не артисты, а еще ученики. Но иногда казалось, что наставники, готовившие участников, сами форсируют события, слишком обращая внимание на броскую подачу себя. А в школе важно учить,

5*

67

а не натаскивать, заботиться о доскональной проработке всех оттенков танца. .. .Но мы должны не только учить, но и продолжать учиться, чтобы оставаться лучшей школой в мире".

Оргкомитет Конкурса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.