В.Н. Рыхляков
ВАРВАРА РЫХЛЖОВА В БАЛЕТАХ МАРИУСА ПЕТИПА
Балерина Варвара Рыхлякова (1871-1919), обладавшая виртуозной техникой и воздушностью, на протяжении 20 лет своей службы в Мариинском театре являлась одной из его ведущих солисток. Большинство из 50 партий ее репертуара были исполнены в балетах Мариуса Петипа, который некоторые танцы ставил специально для нее. В статье рассматривается жизненный путь балерины в аспекте ее творческого взаимодействия со знаменитым хореографом.
Ключевые слова: Мариинский театр, Театральное училище, балет, М. Кшесинская, рецензия, М. Петипа, танцовщица.
Варвара Трофимовна Рыхлякова - одна из тех балерин, которые блистали на сцене Мариинского театра на рубеже XIX и XX веков. Естественно, что вся ее творческая жизнь связана с деятельностью великого балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Их знакомство состоялось еще в Императорском Театральном училище, где юная Варя Рыхлякова училась с 1880 г., а Петипа преподавал до 1887 г. В 1890 г., окончив Училище, она была принята в балетную труппу Мариинского театра, а Петипа до 1903 г. являлся главным балетмейстером этого театра. Из примерно 60 партий, исполненных артисткой, более 50 составляли роли в балетах, сочиненных Петипа, причем многие из них ставились им специально в расчете на ее творческую индивидуальность. Поэтому не будет преувеличением говорить о том, что артистический успех В. Рыхляковой в значительной мере связан с творчеством Петипа. В то же время она вошла в ту плеяду замечательных русских балерин, которая воплотила на сцене его творческие замыслы и положила начало всемирной славе русского балета.
Варвара Рыхлякова родилась в Петербурге 4 декабря 1871 в многодетной артистической семье.1 Ее отец, Трофим Осипович, служил в Мариинском театре сначала нотным копиистом, а затем - артистом оркестра; мать, Анастасия Яковлевна, была хористкой Русской оперы. Варя была четвертым ребенком в семье (до нее родились сестры Татьяна, Надежда и Ольга). Позднее в семье Рыхляковых родились еще дочь Наталья и сын Георгий.
В 1880 г. восьмилетняя Варвара по прошению отца была принята в Театральное училище. Среди одноклассниц Рыхля-ковой оказались будущие известные артистки Анна Носкова, Мария Скорсюк и знаменитая Матильда Кшесинская, а всего лишь одним классом старше училась Ольга Преображенская. Через два с небольшим года, с 1 января 1884 г., В. Рыхлякова из вольноприходящих была переведена в пансионерки Ш. Дидло.2 Уже в те годы она выделялась среди своих одноклассниц своими способностями и успехами. В последующие годы ей удавалось оставаться лучшей ученицей класса, хотя у нее не было влиятельных покровителей и рядом с ней учились тоже очень талантливые девочки.
В Российском государственном историческом архиве сохранился экзаменационный лист женского отделения Училища за 1888 год.3 Вот какие оценки по балетным и бальным танцам получили на экзамене некоторые ученицы, ставшие впоследствии известными артистками:
Фамилия Балетные танцы Бальные танцы
Андерсон М. 11 12
Кшесинская М. 11 -
Носкова А. 11 10
Преображенская О. 11 12
Рыхлякова В. 12 12
Скорсюк М. 8 9
А вот как оценила экзаменационная комиссия успехи учениц класса Христиана Иогансона по балетным танцам:
Способности Прилежание Успехи
Андерсон 11 12 11
Кшесинская 10 12 12
Преображенская 10 12 11
Рыхлякова 12 12 12
Экзаменационный лист подписан не только самим Христианом Иогансоном, но также Мариусом Петипа, Платоном Карсавиным, Павлом Гердтом, Александром Облаковым, Львом Ивановым, Екатериной Вазем и управляющим Театральным училищем Иваном Рюминым.4
В том же 1888 г. в Мариинском театре праздновался 50-летний юбилей творческой деятельности Феликса Кшесинского. В концерте, который был частью праздника, с успехом выступили в pas de guirland из «Своенравной жены» дочь юбиляра -Матильда Кшесинская - и ее одноклассница Варвара Рыхляко-ва.5 Мариус Петипа, как известно, был приглашен выступить с приветственным словом к юбиляру, однако, ссылаясь на нездоровье, отказался, чем вызвал неудовольствие М. Кшесинской, которая с тех пор затаила неприязнь к балетмейстеру. Впрочем, и Петипа в дневнике называет ее «злюкой и свиньей».6
В старших классах Варвара Рыхлякова также училась блестяще и окончила в 1890 г. Училище первой ученицей выпуска. В ее аттестате, подписанном М. Петипа, П. Гердтом, Л. Ивановым, Е. Вазем и А. Облаковым, только отличные и очень хорошие оценки, а по хореографическим дисциплинам - только отличные.7
Незадолго до окончания училища ей довелось участвовать в прощальном бенефисе капельмейстера А.Д. Папкова на сцене Мариинского театра. «Санкт-Петербургские ведомости» писали об этом выступлении Рыхляковой (она вместе с одноклассницами участвовала в дивертисменте): «Гвоздем прощального бенефиса был дебют юных танцовщиц: Кшесинской, Рыхляко-вой и Скорсюк, в непродолжительном времени выходящих из театрального училища. Все три дебютантки совсем еще молоды, конечно, мало опытны, но не лишены дарования. Впечатление они произвели «среднее»... Хорошая школа, влияние «ита-льянщины» (как, например, в двойных турах, пуантах, смелых группах) - вот что можно сказать о всех трех дебютантках. Каждая из них, впрочем, имеет свои особенности. Г-жа Кшесинская очень миловидна собою, грациозна и оживленна. У г-жи Рых-
ляковой развиты техника и сила; элевация ее уже теперь обращает внимание. Как та, так и другая могут по достоинству быть солистками, в которых теперь чувствуется сильный недостаток. Г-жа Скорсюк танцует с темпераментом. Это тоже качество немаловажное. Дебютантки имели прекрасный успех. Им много аплодировали и вызывали очень дружно».8 «Рыхлякова, танцевавшая с незаменимым кавалером г. Чеккетти, блистала <...> техническими фокусами и изяществом», - писал известный балетный критик А. Плещеев в отчете о бенефисе в «Петербургской газете»,9 - «центральном органе балетоманов» (по меткому определению Д.И. Золотницкого).10
М.В. Борисоглебский в труде по истории русского балета указывал, что «при выпуске из училища Рыхляковой прочили большую будущность.».11 Описание выпускного концерта и последующей встречи выпускниц с императорской семьей имеется в мемуарах Матильды Кшесинской, которая характеризует Рыхлякову как «классическую танцовщицу с виртуозной техникой».12 Затем состоялись традиционные спектакли с участием выпускников в Красносельском театре, в которых выступление Рыхляковой получило высокую оценку.13
По окончании училища Варвара Рыхлякова была принята в труппу Мариинского театра на положение корифейки. И хотя она уже зарекомендовала себя очень перспективной артисткой, на первых порах ответственных партий ей, как, впрочем, и другим юным балеринам, не поручали. Это вызвало следующую реплику «Петербургской газеты»: «Вчера в Мариинском театре состоялось второе представление в текущем сезоне балета «Весталка» <...>. Странно, что недавно выпущенных из школы и безусловно даровитых молодых танцовщиц госпож Кшесинскую 2-ю и Рыхлякову отставили на третий план. При таких невыгодных обстоятельствах им трудно что-нибудь выработать из себя. Необходимо дать простор их дарованиям».14
Понемногу юные дарования, оцененные публикой и прессой, начинают продвигаться. Так, 11 ноября 1890 г. в Мариин-ском театре шли два новых балета: поставленный Л. Ивановым
«Шалость амура» А. Фридмана и поставленный М. Петипа «Не-нюфар» Н. Кроткова. Главные партии в обоих балетах исполняла В. Никитина. По отзыву очевидца, вместе с ней в первом балете «рукоплескания разделяли исполнявшие роли богинь и нимф г-жи Иогансон, Петипа, Оголейт 3-я, Рыхлякова и Кше-синская 2-я». Рыхлякова упомянута среди исполнительниц, заслуживших похвалу, и в отчете о втором балете.15
В это время, как указывает В.М. Красовская, сцену заполняли итальянские балерины, и «соперничество с ними стало целью многих выпускников школы».16 С приходом в театр Ольги Преображенской, Матильды Кшесинской, Варвары Рыхляковой, Марии Андерсон начинается расцвет русской балетной школы. Уже в 1891 г. А. Плещеев постоянно отмечает их выступления в своих рецензиях. Вот что он писал, например, о представлении балета Л. Минкуса «Калькабрино» в постановке М. Петипа
13 февраля 1891 г.: «...из молодых танцовщиц заметно выдви-
гались г-жи Кшесинская 2-я, Преображенская и Рыхлякова».17 А через несколько дней «Петербургская газета», описывая бе-
нефис артистки Веры Жуковой, в частности, сообщала: «От лица
балетных артистов говорил М.И. Петипа, вручивший бенефи-
циантке массивный серебряный венок на подушке. <.. .> Молодые танцовщицы в этот вечер отличились: в «Калькабрино»,
помимо Кшесинской 2-й, заслуживают полной похвалы г-жи Преображенская, Скорсюк и Рыхлякова. Публика не забыла и М.И. Петипа, которого тоже вызывали несколько раз».18
Однако в начале апреля Варвара Рыхлякова серьезно заболела и была вынуждена по болезни прервать свои выступления до октября. Следующее ее выступление состоялось 4 октября,
и вновь было отмечено рецензентами: «В "Калькабрино" в пер-
вый раз по выздоровлении появилась г-жа Рыхлякова, грациозная классическая танцовщица. Она танцевала с г-жой Кшесин-ской 2-й в танце суккуб».19
С блеском выступила балерина во втором своем сезоне в театре в партии Золота в «Спящей красавице» - это произошло 30 октября того же года. В связи с этим А. Плещеев отмечал:
«Из молодых надежд балета с каждым спектаклем выделялись все заметнее г-жи Кшесинская 2-я, Андерсон, Преображенская и Рыхлякова».20 Другой рецензент об этом же спектакле писал: «Полных похвал заслуживают танцы г-жи Никитиной в очаровательном па Голубой птицы, г-ж Кшесинской 2-й, Андерсон и Рыхляковой в последнем действии балета».21 А о представлении этого же балета 12 ноября одна из газет сообщала: «Вчерашнее воскресное представление балета «Спящая красавица» опять собрало многочисленную публику в зал Мариинского театра. В партере много аплодировали балеринам г-жам Брианца и Никитиной и молодым танцовщицам г-жам Кшесинской 2-й, Рыхляковой, Андерсон и Преображенской. Особенно мило прошло pas de quatre последнего действия, где г-жи Преображенская и Рыхлякова изображают «благородные металлы» - золото и серебро».22
24 ноября 1891 г. состоялось возобновление балета «Царь Кандавл» на музыку Ц. Пуни. Ф.В. Лопухов характеризовал его как «большой фигурно-постановочный балет типа феерии».23 «По мнению старших артистов, - указывал он, - этот балет не относился к удачам Петипа. Ценность его заключалась не в запутанном, порой непонятном, сюжете, а в массовых и воинских танцах, поставленных с большим искусством».24 В этом балете Рыхлякова выступала в течение многих лет в разных ролях (Грация, Кли-тия, Незабудка). На премьере она была одной из Граций. А. Плещеев, рецензируя спектакль, отмечал: «... выдавались три грации -г-жи Андерсон, Рыхлякова и Кшесинская 2-я, которым балетмейстер дает разнообразные вариации. <...> Молодые танцовщицы танцевали мягко, красиво <...>. В вариациях «Граций» у каждой из них есть что-нибудь выдающееся: так, г-жа Рыхлякова делает очень чисто четыре антраша six подряд, г-жа Кшесинская 2-я <.. .> щеголяет прекрасно исполняемыми двойными турами, и г-жа Андерсон замечательно мягким и плавным стилем классических танцев. Молодым солисткам много аплодировали.».25
Профессиональное мастерство и успехи балерины растут. Она с успехом исполняет партии в балетах «Сильфида», «При-
каз короля», «Щелкунчик» и других. Весной 1892 г. Рыхлякова редко выступала, что было сразу замечено прессой. «Петербургская газета» указывала, что это происходило «по воле <.. .> театрального начальства. А ведь, - продолжала газета, - г-жа Рыхлякова - одна из лучших танцовщиц».26 Правда, спустя несколько дней, она появилась на закрытии балетного сезона, исполнив с Александром Горским классическое па из балета «Фауст»: «Г-жа Рыхлякова танцевала прелестно, замечательно напоминая своей манерой танцев нашу балерину г-жу Никитину. Г-жа Рыхлякова имела возможность в этом танце щегольнуть своим диковинным баллоном. Она танцевала с огоньком и имела выдающийся успех».27
Подводя итоги сезона, балетный критик Н. Безобразов писал: «Окончившийся балетный сезон много выдвинул молодых танцовщиц: г-ж Кшесинскую 2 -ю, Рыхлякову, Преображенскую и Андерсон. Публика полюбила этих даровитых артисток и заметно отличает их от всех прочих. Танцовщицы эти, надо отдать им справедливость, вполне заслуживают поощрения <...>. Они много работают и любят свое искусство. Пожелаем им дальнейших успехов».28
Летом 1892 г. Варвару Рыхлякову переводят из корифеек во вторые танцовщицы 2-го разряда.29 Во время летнего антракта в театре она вновь с успехом выступала в Красносельском театре. Пресса отметила исполнение ею и Георгием Кякштом pas de deux из «Фиаметты» Л. Минкуса (постановка М. Петипа), где «г-жа Рыхлякова имела случай блеснуть своей необыкновенной воздушностью».30 А в августе 1892 г. в одной из газет появилась заметка: «Ввиду блестящего успеха, с которым г-жа Кшесин-ская 2-я танцевала в Красносельском театре балет «Фиаметту», предполагается дать этот балет в наступающем сезоне с этой же танцовщицей и на сцене Мариинского театра. Балетная администрация поступила бы так же хорошо, если бы дала возможность протанцевать на большой балетной сцене какой-нибудь балетик и другой молодой артистке - г-же Рыхляковой, бесспорно, даровитой классической танцовщице».31
Видимо, такие замечания не понравились Матильде Кше-синской, ставшей к тому времени для наследника престола Николая Александровича «его дорогой пани» и стремившейся занять на балетной сцене особое положение. Во всяком случае, Рыхлякова не только не получила главной партии в каком-либо балете, но и вообще почти исчезла со сцены.
После летнего перерыва, в сентябре Мариус Петипа возобновил балет «Наяда и рыбак» Ц. Пуни. Позднее Рыхлякова исполняла в нем главную партию - Ундины, - но на премьере числилась запасной. Если ее и выпускали на сцену, то танцевать ей (как в «Щелкунчике» в партии Феи цветов) было почти нечего. Такая ситуация приводила молодую артистку в отчаяние, и на этой почве вновь обострились ее болезни.
10 января 1893 г. состоялся прощальный бенефис балерины Марии Горшенковой. Давали «Царя Кандавла». А. Плещеев в рецензии отмечал: «В прекрасном grand pas Lydien заслуживали одобрения три грации: г-жи Кшесинская 2-я, Рыхлякова и Преображенская, заменявшая г-жу Андерсон. Каждая из этих граций танцевала вариацию, специально для нее поставленную, и все они имели успех».32
В 1893 г. Театральное училище закончила младшая сестра Варвары Рыхляковой - Наталья, также поступившая в Мариин-ский театр. В связи с этим Варвару Трофимовну теперь стали именовать Рыхлякова 1-я.
В мае того же года здоровье Варвары Трофимовны вновь потребовало серьезного лечения, и по предписанию врача ей был предоставлен отпуск по болезни до 15 сентября.33 А 26 сентября она дебютировала в одноактном балете Л. Минкуса «Жертвы амуру, или Радости любви». Этот балет М. Петипа возобновил специально для исполнительниц двух главных ролей: Ольги Преображенской (Хлоя) и Варвары Рыхляковой (Лиза). «Эта красивая картинка прошла очень мило», - единодушно отмечали газеты.34 В. Светлов в «Театральной газете» писал по поводу второго представления «Жертв амуру», что они «очень понравились публике Мариинского театра. Этот одноактный балет
с эффектною декорацией, красивыми костюмами и грациозными танцами производит действительно приятное впечатление».35 Балет прошел в сезон 9 раз.36
Той же осенью Рыхлякова имела большой успех в «Щелкунчике», где бисировала китайский танец, в «Золушке», премьера которой состоялась 5 декабря 1893 г., и снова в «Царе Кандавле».
Новый 1894 г. начался балетом Ц. Пуни «Катарина, дочь разбойника» с Пьериной Леньяни в главной роли. Рыхлякова танцевала в grand pas d'action вместе с Ольгой Преображенской, Анной Носковой и Верой Ивановой. Критик «Петербургской газеты» писал: «Вальс на пуантах, исполненный этим свежим букетом наших молодых солисток, по тонкости и изяществу исполнения вполне гармонировал с общим ансамблем. Публика шумно аплодировала этому вальсу».37 Тепло отозвался об их выступлении и А. Плещеев: «Полдюжины таких танцовщиц в своем роде диво, которое нигде не встретишь».38
«Состоявшееся через неделю второе представление «Катарины», по мнению критики, прошло еще более блестящим образом, чем первое. И балерина Леньяни, и большинство танцовщиц были в entrain, танцевали, видимо, с увлечением. Некоторые па буквально приводили публику в восторг».39 Среди номеров, которые «вызвали целую бурю аплодисментов» и были бисированы, указан и вальс-пиццикато с участием Рыхляковой.40
17 февраля 1894 г. в Мариинском театре состоялся вечер памяти П.И. Чайковского, скончавшегося в конце 1893 г. Как известно, композитору не суждено было увидеть «Лебединое озеро» на сцене Мариинского театра. М. Петипа несколько лет работал над хореографией балета. В первом варианте плана первой картины балета балетмейстер планировал после вальса с шестнадцатью табуретками и венецианского танца поставить «вариацию г-жи Рыхляковой» - первый по порядку сольный танец балета.41 Однако к 1894 г. постановка «Лебединого озера» так еще и не была осуществлена. В вечер памяти Чайковского был показан 2-й акт балета, танцы в котором поставил Л. Ива-
нов. Рыхлякова участвовала в нем в пиццикато. А. Плещеев в своей балетной хронике, говоря о спектакле, указывал: «Много вкуса и вообще заметен художественный отпечаток. Например, как удачно скомпоновано пиччикато, где отличились г-жи Рыхлякова, Иванова, Носкова, Федорова 2-я и др.»42 Целиком балет был показан на сцене театра только в 1895 г. К сожалению, неясно, была ли поставлена Петипа вариация Рыхляковой или нет.
Спустя 3 дня после вечера памяти Чайковского Варвара Трофимовна участвовала в балете «Пахита» на музыку Э. Дельде-веза и Л. Минкуса, в который на этот раз было вставлено pas de viole из «Приказа короля» на музыку А. Вицентини в постановке М. Петипа. 26 марта спектакль прошел еще раз. Плещеев о первом спектакле писал: «Г-жа Рыхлякова весьма мило исполнила трудное pas de viole из «Приказа короля» с г. Кякштом. Эта танцовщица в жанре Амосовой* одарена элевацией, но, - отмечал он, - исполнению ее не хватает блеска, художественной отделки».43 А по поводу второго рецензент сообщал: «В третий акт «Пахиты» на этот раз было вставлено pas de viole (из «Приказа короля»), которое мило протанцевали г-жа Рыхлякова с г. Кякштом. Г-жа Рыхлякова пользуется своим феноменальным баллоном, а г. Кякшт - пируэтами».44
В конце марта 1894 г. Мариинский театр закрылся на реконструкцию. Артисты выступали в Михайловском и Александрин-ском театрах. После летнего перерыва, 26 сентября 1894 г., в Александринском театре давали «Тщетную предосторожность». «Петербургская газета» отметила, что «в последнем действии было вставлено второе pas de deux, которое танцевали г-жа Рых-лякова и г. Легат. В адажио и кодах г-жа Рыхлякова блеснула своей прелестной элевацией».45
Нет возможности перечислить все успешные выступления балерины. Только в «Обозрении театров» и «Петербургской газете» опубликовано более 200 отзывов на ее выступления.
* Речь идет о танцовщице Марии Амосовой, танцевавшей на петербургской сцене в 1869-1883 гг. и отличавшейся хорошим прыжком.
В 1895 г. В. Рыхлякова стала танцовщицей I разряда, в 1896 ее перевели в первые танцовщицы46 (одновременно с Ольгой Преображенской). В том же году в Москве состоялась коронация Николая II. Варвара Трофимовна была направлена в Москву для участия в спектаклях по случаю торжеств, а в память об этом событии ей была пожалована серебряная медаль. Но до первых ролей ее так и не допускали, тогда как Матильда Кше-синская стала прима-балериной.
Как писал М. Петипа в своих мемуарах, «.танцовщицам, у которых нет никакой протекции, придется ждать годами, прежде чем им посчастливится занять хоть какое-то место в балете».47 Особенно трудно было тем балеринам, которые могли конкурировать с Кшесинской. Вот что писал об этом известный артист и педагог А.В. Ширяев: «Сделавшись балериной, она (Кшесинс-кая - В. Р.) до самого конца своей службы в балете монополизировала все лучшие и выигрышные для балерины партии. Другим танцовщицам, как бы одарены они ни были, предоставлялось только то, что не привлекало Кшесинскую. За свой репертуар Кшесинская держалась очень крепко, и горе тому, кто посмел бы на него посягнуть!»48 А бывший директор Императорских театров В.А. Теляковский прямо указывал, о ком, в первую очередь, должна идти речь в данном случае. Он вспоминал: «Многие талантливые балетные артистки так и не смогли до старости испытать свои силы в первых ролях. Например, танцовщицу Рыхляко-ву захотели пробовать, когда у нее уже не было ни молодости, ни энергии, а танцовщица она была выдающаяся».49
Тем временем болезни подтачивали ее силы, а разочарование в отсутствии реального движения в артистической карьере отнюдь не стимулировало образцового выполнения служебных обязанностей. Так, 4 мая 1894 г. Рыхлякова была оштрафована за опоздание на репетицию на полчаса. 20 сентября ей был объявлен строгий выговор за неявку на репетицию «Млады». Имелись претензии к артистке, в связи с несоблюдением ею требований к костюму, а также резким тоном в общении с администрацией балета.50
24 ноября 1896 г. состоялся спектакль «Конек-горбунок», поставленный Петипа. «Роскошь постановки балета «Конек-горбунок», масса прекрасный танцев и целый ряд красивых танцовщиц при мелодичной музыке Пуни приводили в восторг полный зрительный зал»,51 - сообщала газета «Театральный указатель». Среди тех участниц, которые «имели большой успех», рецензент, скрывшийся под псевдонимом «Балетоман IV яруса», называет и В. Рыхлякову.52
А в декабре 1896 г. отмечался юбилей М. Петипа - 50-летие его службы в России. Та же газета сообщала: «8 декабря на юбилейном спектакле в честь балетмейстера М.И. Петипа Ма-риинский театр был совершенно полон, несмотря на сильно возвышенные цены. Все балетоманы и весь петербургский beau-monde был налицо. Шел в первый раз балет-феерия «Синяя борода», сюжет для которого заимствован из сказки Перро». Рецензент с похвалой отозвался об участвовавших в спектакле Преображенской, Леньяни, Кшесинской, Кякште. А далее сообщал: «Как всегда, хорошо исполнили свои нумера г-жи Иоган-сон, Куличевская, Рыхлякова, Носкова, Обухова».53
В 1897 г. состоялась премьера балета «Дочь микадо» на музыку В. Врангеля (хореография Л. Иванова). Сценарий балета, сочиненный В. Лангаммером, был безжизненным и скучным, но на костюмы и декорации было истрачено несколько тысяч рублей.54 Варвара Рыхлякова на премьере исполняла (вместе с Екатериной Гельцер) dance lente во втором акте. Позднее в этом же балете она исполняла «Танец с зонтиком». И лишь однажды Кшесинская дозволила своей дублерше выступить и в главной роли - партии Готару-Гимэ.55 В последующие годы первых ролей в больших балетах ей исполнять не доводилось.
В том же году Варвара Трофимовна вновь должна была отправиться в длительный отпуск «для лечения виноградом и морскими купаниями»56 (правда, с сохранением содержания). Она провела его в Крыму, в Симеизе.
Из выступлений в последующие два года особенный успех В.Т. Рыхлякова имела в балете «Капризы бабочки» на музыку
Н. Кроткова (либретто и хореография М. Петииа), где неоднократно бисировала свое соло,57 и в «Жизели», где в I акте она с Александром Горским с большим успехом танцевала pas de deux.58 Прекрасное впечатление оставили также ее выступления в «Корсаре», где в pas d'esclave она «положительно летала благодаря своему кавалеру»59 Николаю Легату, в «Коппелии», где она бисировала свое соло в последнем действии,60 в «Спящей красавице» в партии принцессы Флорины.
23 апреля 1898 г. в «Петербургской газете», в рубрике «Театральное эхо» появились стихи под заглавием «В альбом г-же Рыхляковой 1-й»:
Есть еще у Терпсихоры Жриц талантливых запас! Пишут ножками узоры, Нас возносят на Парнас.61
Кому принадлежали эти строки, к сожалению, выяснить не удалось.
Любопытный случай, произошедший во время спектакля «Дочь фараона» 8 декабря 1899 г., описывает в своем дневнике Анна Ивановна Тиме,* артистка и художница (сестра знаменитой драматической артистки Е. И. Тиме): «В grand pas d'action 2-го действия после variation orientale г-жа Кшесинская 2-я не появлялась на сцене до конца акта, а также и г-жа Преображенская. Остававшимся на сцене г-жам Рыхляковой 1-й и Куличев-ской пришлось импровизировать под продолжавшуюся музыку и немного загладить неожиданное отсутствие двух танцовщиц».62 Впрочем, казусы - не редкость на сцене.
Наступало новое столетие. Мастерство Варвары Рыхляко-вой, по-видимому, достигло своего апогея. Среди наиболее ярких ее выступлений этого периода были Фея Виолант и Принцесса Флорина в «Спящей красавице» (где ее партнерами были
* Тиме Анна Ивановна (1877-1972), в замужестве Гурдова, дочь профессора Горного института И.А. Тиме.
Георгий Кякшт и Михаил Фокин), китайский танец в «Щелкунчике» (с Александром Горским), Галатея в балете «Ацис и Гала-тея». По поводу последней в газетах были следующие отзывы: «В балете «Ацис и Галатея» г-жа Рыхлякова, заменившая вчера г-жу Преображенскую, исполнила вчера в 1-й раз роль Галатеи. Много воздушности, широта полетов - вот свойства танцев г-жи Рыхляковой, которой представился на этот раз случай проявить их в полном объеме. Г-жа Рыхлякова законченно исполнила два адажио и не без блеска протанцевала вариации».63 Через три дня балет в этом же составе был с «хорошим успехом»64 повторен.
Жалование Рыхляковой растет и достигает 2000 рублей в год, но первых ролей она так и не получает.
В 1900 г. в Мариинском театре М. Петипа поставил балет А.К. Глазунова «Испытание Дамиса». Предназначавшийся первоначально для Эрмитажного театра, «на большой сцене Мари-инского театра балет потерял свою привлекательность: широкая публика находила танцы безбожно скучными, - вспоминал артист Н. Солянников. - Единственное исключение составил танец странствующей труппы с марионетками, в котором выступили Преображенская, Л. Петипа, Рыхлякова и Обухова».65 Любопытно, что Ф. Лопухов, напротив, отмечал, что в этом балете «хореография М. Петипа исключительно интересна».66
В 1903 г. М. Петипа был уволен с должности главного балетмейстера Мариинского театра, но продолжал бывать в театре, следить за выступлениями балерин. В опубликованной части дневника М. Петипа за 1903-1905 гг. имеется упоминание о представлении «Пахиты» 24 октября 1904 г. Он писал: «Первое выступление г-жи Павловой в этом сезоне. Вариации grand pas последнего акта, где г-жи Чумакова, Макарова и Офицерова потерпели великое фиаско, на этот раз будут исполняться г-жами Рыхляковой, Егоровой, Вилль с Кякшт и Павловой <...>. Чувствую себя довольно плохо <...>. Несмотря на страдания, иду на балет в ложу. Театр полон».67 Судя по отзывам прессы, новый состав исполнителей не огорчил балетмейстера.
К этому времени Варвара Трофимовна уже поняла, что ей не суждено стать звездой императорского балета: бороться с могущественной соперницей у нее не было ни сил, ни возможностей. В 1902 г. у нее умер отец,68 мать вскоре ослепла и находилась на попечении и иждивении дочери (пенсия матери составляла 11 руб. в месяц). В этой безрадостной ситуации произошла встреча, которая помогла Варваре Трофимовне преодолеть черную полосу жизни. Она познакомилась с доктором медицины Николаем Федоровичем Чигаевым, личным врачом принца А.П. Ольденбургского,* приват-доцентом Военно-медицинской академии. Он был на 12 лет старше Варвары Трофимовны, много путешествовал, полтора года лечил от туберкулеза брата царя великого князя Георгия Александровича (тогда -наследника престола). В то же время он много занимался научной работой, был сотрудником таких выдающихся ученых, как И.П. Павлов** и В.М. Бехтерев.***69
Знакомство с балериной на первых порах было для него малопримечательным, но постепенно он с удивлением обнаружил, что испытывает к ней серьезное чувство. «Я чувствую, как страсть овладевает мною», - писал он Варваре Трофимовне в феврале 1901 г., тогда как она признавалась, что «не чувствует потребности в любви».70 Впрочем, развитию их отношений мешало и еще одно важное обстоятельство: Чигаев был женат, имел троих сыновей.71 Тем не менее, будучи не в силах справиться со своими чувствами, Чигаев настойчиво добивался сближения с Варварой Трофимовной. Ее же подталкивало к этому стремление найти опору в близком человеке.
Рассчитывать на замужество она не могла (развод в то время был делом почти безнадежным, особенно с целью вступления в
* Принц Ольденбургский Александр Петрович (1844-1932), генерал-адъютант, член Государственного совета.
** Павлов Иван Петрович (1849-1936), физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии.
*** Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), психоневролог, академик, основатель Психоневрологического института.
повторный брак), но сложившиеся с Чигаевым сердечные отношения, его забота и нежность делали ее жизнь наполненной и спокойной. Ее не оставляла мысль иметь ребенка, который, особенно после того, как она покинет сцену, позволил бы ей обрести цель в жизни, якорь, который не даст ей опустить руки при всех жизненных бурях. Чигаев осознавал, что рождение ребенка осложнит его жизнь, и не хотел этого. Но Варвара Трофимовна чувствовала, что это ее последний шанс, и не хотела отказаться от радостной миссии, и 10 марта 1905 г. у нее родился сын, названный в честь отца Николаем.72
После рождения сына В.Т. Рыхлякова вернулась на сцену. 10 декабря 1906 г., рецензируя представление балета «Кот в сапогах», одна из газет писала: «Хорошим без оговорок было исполнение вариации придворных дам - Егоровой, Преображенской и Рыхляковой, - танец Рыхляковой, по мнению рецензента, выделялся - изобретательностью композиции, сложностью виртуозных пассажей».73
В то же время Кшесинская по-прежнему препятствовала ее выступлениям. В.А. Теляковский 7 февраля 1907 г. писал в дневнике: «Несмотря на то, что Кшесинская уже не служит, а лишь гастролирует в театре, она все время вмешивается не только в балеты, в которых выступает, но и в другие, где танцуют другие балерины. Так, Кшесинская требовала, чтобы в «Спящей красавице» - балете, который танцует Трефилова, роли были розданы по ее желанию. В «Коньке-горбунке» она настояла, чтобы вместо Рыхляковой танцевала Седова».74
Рождение сына потребовало увеличения расходов. Пришлось нанять няньку, переехать в более обширную квартиру (на Алек-сандринской пл., д. 9). В ноябре 1906 г. Варвара Трофимовна обратилась к директору Императорских театров В.А. Теляковс-кому с просьбой предоставить ей место преподавательницы в Театральном училище. Через некоторое время она стала помощницей преподававшего классический танец в Училище М. Фокина (вместо заболевшего А. Чекрыгина), а с сентября 1907 г. ее приняли штатной преподавательницей младших классов.75
Сохранилось воспоминание Н.Л. Лисовской о преподавательской работе В. Рыхляковой в Училище. По ее свидетельству, Варвара Трофимовна «была суха, строга, но ставила ноги и корпус хорошо, что касается рук, то, как известно, их в то время почти не ставили, лишь обращали внимание, чтобы не вцеплялись в палку, локоть держали книзу, а кисть клали спокойно кверху».76 В книге «Ленинградское хореографическое училище им. А.Я. Вагановой (1738-1988)» В.Т. Рыхлякова названа в числе ведущих преподавателей Училища конца первого десятилетия ХХ века.77 Среди ее учениц были Александра Данилова, Таисия Трояновская, Лидия Тюнтина78 и другие.
Преподавательская работа вкупе с семейными заботами и слабым здоровьем, видимо, стали отрицательно сказываться на артистической форме балерины. В газетах стали появляться рецензии, в которых говорилось, что танцы ее стали «бледны и малоинтересны. От прежней элевации г-жи Рыхляковой не осталось и следа».79
Помимо указанных причин, на творческой форме артистки сказались еще два обстоятельства, которые, очевидно, повлияли на ее душевное и физическое самочувствие, лишили ее необходимого для успешных выступлений настроя. Во-первых, ее квартиру ограбили дочиста, увезя все заработанное ею за годы выступлений. Во-вторых, произошел разрыв в отношениях с Н.Ф. Чигаевым, вызванный сложностью их характеров и ситуации. И, хотя выступления В.Т. Рыхляковой были вполне успешны, чувствовалось, что в ней произошел какой-то надлом.
В.Я. Светлов безжалостно советовал ей, чтобы она «не отчасти (как сейчас), а вполне» отдалась педагогической работе и не убегала бы «от своих птенцов к огням рампы».80 В рецензии на спектакль «Времена года» 9 ноября 1909 г. В. Светлов, подвергнув картину «Весна» суровой критике (в том числе выступления Юлии Седовой, Любови Егоровой, Агриппины Вагановой, Эльзы Вилль), писал о Рыхляковой: «Грациозная, изящная ласточка, элегантная птичка весны и. словно побитая градом, какая-то изнуренная г-жа Рыхлякова!»81
Судя по всему, пик ее творческих достижений прошел. Тем не менее ее по-прежнему высоко ценили в театре. В 1907 г. она была награждена золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее, а весной 1910 г., перед окончанием театральной карьеры, - золотой медалью на Александровской ленте.82
1 июня 1910 г. «за выслугою установленного срока на получение пенсии» (этот срок, как известно, равнялся двадцати годам и был непременен для всех артистов балета) В.Т. Рыхляко-ва была уволена из Мариинского театра. Ей назначили пенсию в 1500 руб. в год.83 Такая пенсия обеспечивала ей безбедное существование, а зарплата преподавательницы Театрального училища (75 руб. в месяц) позволяла ей ежегодно ездить на курорты для поправки здоровья.
В середине июня 1910 г. она с сыном отправилась в Старую Руссу. Ее прибытие на курорт отметила местная газета «Искор-ка».84 Тут ее застигла печальная весть о смерти в Гурзуфе М. Пе-типа. Так одновременно завершили артистический путь балерина В. Рыхлякова и жизненный путь балетмейстер М. Петипа.
В последующие годы В. Рыхлякова продолжала преподавать в Театральном училище, но летом 1914 г. началась война, и Варвара Трофимовна была уволена из училища.85 Война принесла инфляцию, рост цен, проблемы с продуктами. Это вызвало обострение болезни, и осенью 1917 г. Рыхлякова оказалась в больнице.
Пришедшие в октябре 1917 г. к власти большевики отменили пенсии, установленные царским правительством. Это сделало положение Рыхляковой катастрофическим. Желающих брать уроки танцев не было, и Варвара Трофимовна, выйдя из больницы, устроилась на работу в магазин, а затем, когда наступил голод, - в Петрокоммуну, где была столовая. К зиме 1918/19 гг. ей стало совсем плохо, и она вновь оказалась в больнице. Сына, который уже учился в пятом классе школы, взяла к себе на временное попечение одна из знакомых. Была необходима операция. Понимая, что исход ее может быть любым, Варвара Трофимовна на время вышла из больницы, чтобы устроить дела.86
В этот момент ее настиг еще один удар: 10 февраля 1919 г., заразившись при исполнении врачебных обязанностей тифом, скончался Н.Ф. Чигаев,87 продолжавший оказывать материальную помощь ей и сыну. Простившись с ним и устроив сына к племяннице Марии, только что окончившей Театральное училище, она легла на операцию. К сожалению, выйти из больницы ей было не суждено. 8 мая 1919 г. она умерла,88 и была похоронена на Митрофаниевском кладбище. Ей было 47 лет.
В последующие годы имя В.Т. Рыхляковой было почти забыто. И лишь в начале 1997 г., когда исполнилось 125 лет со дня рождения балерины, «Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой» опубликовал посвященную ей статью.89
Творческий путь Варвары Трофимовны Рыхляковой, современницы М. Петипа, с успехом воплотившей целый ряд его замыслов на сцене лучшего театра России, неотделим от творческого пути великого балетмейстера.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 РГИА. - Ф. 497. - Оп. 5. - Ед. хр. 2572. - Л. 3.
2 РГИА. - Ф. 498. - Оп. I. - Ед. хр. 3277. - Л. 3; Ед. хр. 3921. - Л. 7.
3 РГИА. - Ф. 498. - Оп. 1. - Ед. хр. 3954. - Л. 32.
4 Там же. - Л. 118.
5 Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века. - Ч. 2. - Л., 1972. - С. 37.
6 Петипа М.И. Материалы. Воспоминания. Статьи. - С. 75.
7 РГИА. - Ф. 498. - Оп. 1. - Ед. хр. 3277. - Л. 6.
8 Театр и музыка. Балет // СПб ведомости. - 1890. - 24 апр.
9 Театральное эхо // Петербургская газета [далее: ПГ - В.Р.] - 1890. -23 апреля.
10 Теляковский В.А. Мои воспоминания. - Л.; М., 1965. - С. 468.
11 Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета. - Т. 2. -Л., 1939. - С. 65.
12 Кшесинская М.Ф. Воспоминания. - М., 1992. - С. 27-28.
13 Плещеев А.Н.. Наш балет. - СПб., 1899. - С. 311.
14 Театральное эхо // ПГ. 1890. 1 октября.
15 Театральное эхо // ПГ. 1890. 12 ноября.; Плещеев, Наш балет. С. 316.
16 Красовская В.М. Указ. соч. Т. 2. С. 37.
17 Плещеев А.Н. Указ. Соч. - С. 316.
18 Театральное эхо // ПГ. 1891. 21 февраля.
19 Театральное эхо // ПГ. 1891. 4 октября.
20 Плещеев А.Н. Указ. Соч. - С. 324.
21 Театральное эхо // ПГ. - 1891, 31 октября.
22 Театральное эхо // ПГ. - 1891, 12 ноября.
23 Лопухов Ф. «Царь Кандавл» // Петипа. - С. 155.
24 Там же.
25 Театральное эхо. Балет «Царь Кандавл» // ПГ. - 1891. - 25 ноября.
26 Театральное эхо // ПГ. - 1892. - 21 апреля.
27 Театральное эхо. Закрытие балетных спектаклей // ПГ. - 1892. -27 апреля.
28 Там же.
29 Формулярный список В.Т. Рыхляковой (архив автора).
30 Театральное эхо // ПГ, 1892. - 11 июля.
31 Театральное эхо // ПГ, 1892. - 6 августа.
32 Плещеев А.Н. Указ. Соч. - С. 341-342.
33 Формулярный список В. Т. Рыхляковой.
34 Театральное эхо // ПГ. - 1894, 28 января; Там же. - 1894. - 3 марта; Плещеев А.Н. Указ. Соч. - С. 348.
35 Театральное эхо // ПГ. - 1893, 18 октября.
36 Театральное эхо // ПГ. - 1894, 3 марта.
37 Театральное эхо // ПГ. - 1894, 10 января.
38 Плещеев А.Н. Указ. соч. - С. 355.
39 Театральное эхо // ПГ. - 1894, 18 января.
40 Там же.
41 Петипа. - С. 212.
42 Плещеев М.И. - С. 358.
43 Там же. - С. 360.
44 Театральное эхо // ПГ. - 1894, 21 февраля.
45 Театральное эхо // ПГ. - 1894, 28 сентября.
46 РГИА. - Ф. 497. - Оп. 5. - Ед. хр. 2752. - Л. 38.
47 Петипа М.И. - С. 57.
48 Ширяев А. В. Петербургский балет. - Л. 1941. - С. 4749 Теляковский В.А. Указ. Соч. - С. 155.
50 РГИА. - Ф. 497. - Оп. 5. - Ед. хр. 2752. - Л. 51 и др.
51 Последний балетный спектакль // Театральный указатель. - 1896. -№ 2 (27 ноября). - С. 4.
52 Там же.
53 Рецензии // Театральный указатель. - 1896. 13 декабря - № 15.
54 Кшесинская М.Ф. Десятилетие служения в балете. - СПб., 1900. - С. 10.
55 Ежегодник императорских театров. Сезон 1897/98. - 1899. - С. 61.
56 РГИА. - Ф. 497. - Оп. 5. - Ед. хр. 2752.
57 Театральное эхо // ПГ. - 1899. 13 сентября; Тнме-Гурдова А.И. Дневник балетных рецензий. - 1899 (архив автора).
58 Театральное эхо // ПГ. - 1899. 27 сентября.
59 Тиме-Гурдова А. И. Указ. соч.
60 Там же.
61 Театральное эхо //, 1898. - 23 апреля.
62 Тиме-Гурдова. Указ. соч.
63 Театральное эхо // ПГ. - 1899. 13 сент.
64 Театральное эхо // ПГ. - 1899. 16 сентября.
65 Солянников Н. Глава русского балета // Петипа М.П. - С. 264.
66 Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. - М.,1966. - С. 101.
67 Петипа М.И. - С. 100.
68 РГИА. - Ф. 497. - Оп. 5. - Ед. хр. 2752. - Л. 97.
69 Подробнее о самом Н.Ф. Чигаеве см.: Рыхляков В.Н. Врач наследника русского престола (Доктор Н.Ф. Чигаев и русская медицина) // Петербургские чтения. Петербург и Россия. - СПб., 1994. - С. 97-99; Его же: Жизнь и смерть доктора Н.Ф. Чигаева. - СПб., 2008. Обстоятельства смерти Н.Ф. Чи-гаева изложены в статье В.С. Кривенко "Герои долга" в № 3 журнала "Вестник литературы" за 1919 г.
70 Письмо Н. Ф. Чигаева В. Т. Рыхляковой от 7.02.1901 (архив автора).
71 РГА ВМФ. - Ф. 436. - Оп. 2. - Ед. хр. 980. - Л. 18 об.
72 Выписка из метрической книги Петропавловской церкви при Императорском. Санкт-Петербургском коммерческом училище (архив автора).
73 Красовская В. М. Указ. соч. - Т. 1. - С. 84.
74 Балерина за кулисами: "Судьба дарила мне всё..." // НГ. 1992. 29 янв.
75 РГИА. - Ф. 498. - Оп. 1. - Ед. хр. 5505. - Л. 1-2.
76 Лисовская Н. Л. Воспоминания о Петроградском театральном училище // Вестник АРБ, 1995. - № 4. - С. 24.
77 Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой (17381988). - Л., 1988. - С.55.
78 Тюнтина Л. М. Год выпуска - 1917 // Советский балет, 1988. - № 3. - С. 42.
79 Биржевые новости (вечерний выпуск)., 1907. 19 ноября.
80 Театральное эхо // ПГ. - 1909. 26 января.
81 В. Светлов. "Испытание Дамиса" - "Времена года" - "Фея кукол" // Биржевые ведомости (вечерний выпуск), 1909. - 9 ноября.
82 Формулярный список В. Т. Рыхляковой.
83 Там же.
84 Список прибывших на Старорусские минеральные воды с 17 по 21 июля // Искорка (Старая Русса). - 1910. 24 июня.
85 РГИА. - Ф. 498. - Оп. 1. - Ед. хр. 3277. - Л. 4-8.
86 Подробнее обстоятельства жизни последних лет В. Рыхляковой изложены в воспоминаниях ее сына: Рыхляков Н. Н. Из воспоминаний // Вестник АРБ, 2004. - № 14. - С. 99-100.
87 Северная коммуна, 1919. - 12 февраля. - С. 4.
88 Справка о смерти В. Т. Рыхляковой. Листок № 19576 лечебного заведения № 9 от 8 июля 1919 г. (архив автора).
89 Рыхляков В.Н. Солистка Варвара Рыхлякова // Вестник АРБ, 1997. -№ 5. - С. 126-143.
Abstract
Ballet-dancer Varvara Rykhlyakova (1871-1919) was a one of leading soloist of Mariinsky theatre in the course of 20 years. She was possessed a masterly ballet technique and a airiness. The most part of 50 roles of her repertoire were performed in the M. Petipa's ballets, who staged some dances for her specially. In the article reviews of Rykhlyakova's course of life in correlation with creative interaction of the famous choreographer.
Key-words: Mariinsky theatre, Theatre school, ballet, M. Kshe-sinska, review, M. Petipa, the dancer.