Научная статья на тему 'Культура досуговой деятельности младших школьников: проблема руководства'

Культура досуговой деятельности младших школьников: проблема руководства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3639
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEISURE ACTIVITIES / CULTURE LEISURE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLBOYS / THE COMPONENTS OF THE CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежкова Нина Сергеевна, Брындикова Анна Владимировна

В статье рассматриваются основные содержательные характеристики досуговой деятельности, раскрываются компоненты культуры досуговой деятельности, методы руководства досугом детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF THE PRIMARY SCHOOL: THE PROBLEM OF THE MANA GEMENT

In the article the main substantial characteristics of leisure activities, disclosed the components of the culture of leisure activity, methods of the leadership of the leisure of children.

Текст научной работы на тему «Культура досуговой деятельности младших школьников: проблема руководства»

УДК 372.24

Н.С. Ежкова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)

А.В. Брындикова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)

Тел.: (4872) 35-56-68 e-mail: phoenix. anya@yandex.ru

КУЛЬТУРА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА

РУКОВОДСТВА

В статье рассматриваются основные содержательные характеристики досуговой деятельности, раскрываются компоненты культуры досуговой деятельности, методы руководства досугом детей.

Ключевые слова: досуговая деятельность, культура досуговой

деятельности младших школьников, компоненты культуры досуговой деятельности.

Одной из главных стратегических задач современной государственной политики в области образования является подготовка духовно богатого поколения, способного к полноценной, творческой самореализации в разных видах деятельности. Всё возрастающее значение придаётся досуговой деятельности как формы и средства разноплановой организации жизнедеятельности, проведения свободного времени и фактора разностороннего личностного развития в целом.

Рассматривая проблему досуга в условиях реформирования российского общества, следует учитывать непростой социальный контекст, в котором работают учреждения, призванные в рамках своих полномочий решать вопросы организации досуга детей. Предпочтение отдаётся часто танцевально-развлекательным и зрелищным формам его организации. Современные дети предпочитают проводить свободное время за компьютером, пассивно воспринимать телевизионные передачи, зачастую адресованные не их возрасту. Возникновение «компьютерного поколения» привело к тому, что из детской жизни вытесняются реальные жизненные впечатления и практический опыт, желание творить, моделировать, создать своими руками.

Организация свободного времени детей - важнейшая социальнопедагогическая проблема, охватывающая большой круг вопросов, связанных с культурой общения, творческими способностями и возможностями личности, формированием поисково-познавательного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Целенаправленное управление досугом важно начинать до того, как бессмысленное времяпрепровождение и «пустые», а порой, и антигуманные забавы и шалости войдут в устойчивые привычки, разовьют их интеллектуальную лень, деструктивные формы поведения. Важно уже с детских лет заложить основы культуры досуговой деятельности.

Культура досуговой деятельности рассматривалась в разных направлениях. Содержательные характеристики данного понятия обусловлены той областью научных знаний, с позиции которой они раскрываются. Интерес представляет подход А. Д. Жаркова, который выделял в культуре досуговой деятельности два больших блока: общественно регулируемую часть (коллективное творчество, товарищеские, дружеские встречи, занятия физкультурой и спортом и т.п.) и лично регулируемую (самообразование, индивидуальное творчество, различные виды развлечений, пассивный отдых и т.п.). В работах Э.В. Соколова многообразные виды досуговой деятельности объединены в следующие группы: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. С. А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время

деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели).

Ряд авторов отмечают, что досуг, как любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи), действия (операции). Исходя из этого, можно выделить компоненты культуры досуговой деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный,

поведенческий и рефлексивный.

Мотивационно-ценностный компонент культуры досуговой деятельности включает в себя основания, по которым ребенок организует свою деятельность в свободное время. Принципиально важно, чтобы мотив являлся осознанным и реально действующим, а не оставался только на знаниевом уровне.

Когнитивный компонент представляет собой знания и представления о формах досуговой деятельности, применяемых при ее организации нормах и правилах, знаний о нормах общения, взаимодействия, этикете и способах применения этих знаний в реальном поведении на основе актуализации.

Поведенческий компонент культуры досуговой деятельности подразумевает осознанное, произвольное соблюдение норм культуры досуга, общения, деятельности, этикета, умения и навыки планировать и организовывать досуговую деятельность, творческий подход в применении знаний. В основе выполнения норм лежит навык культурного поведения как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Под рефлексивным компонентом культуры досуговой деятельности подразумевается умение давать себе отчет в своих действиях и адекватно себя оценивать, умение анализировать и контролировать свое поведение, результаты времяпрепровождения.

Каждый компонент включает в себя содержательную и процессуальную стороны. Остановимся на второй стороне и раскроем её с ориентацией на возрастные особенности младших школьников. Процессуальную сторону образуют методы. Прежде всего, стоит выделить игровые методы, основанные на создании воображаемых ситуаций, ролевом перевоплощении. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом, отмечали Ш.А. Амонашвили С.А. Шмаков и др. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения. Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников. Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес" и др.). Игры показывают уровень физических способностей детей: ловкость, силу, координацию и т. д.

Методы театрализации способствуют развитию у детей творческого воображения, актерских навыков, формированию у них умений эмоционально передавать различные социальные отношения, предписанные ролью. К методам театрализации можно отнести перевоплощение и подражание. Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и ролей. Неформальное общение ребят может быть организовано в виде морской кают-компании, русских «посиделок», «театральной гостиной», вечера национальной кухни, пира-бала именинников; вечера этикета,

«хоровода друзей», «праздничного вечера» и т. д. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, подготовку аксессуаров.

Соревновательные методы развивают у детей физическую активность, ловкость, выносливость и здоровый дух соперничества. К соревновательным методам относятся состязания, которые могут быть как физического, так и интеллектуального содержания. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания.

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии,

активизирующее общение в парах «взрослый-ребенок», в коллективе «взрослый-дети». Методы сотрудничества основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных». Педагоги и дети — члены школьных клубов, драмколлективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманизированном общении.

Методы воспитывающих ситуаций, которые заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К методам воспитывающих ситуаций можно отнести проблемные ситуации, создаваемые взрослыми в процессе проведения досуговых мероприятий, например дискуссий, и стимулирующие актуализацию ценностных представлений, обогащающие нравственное сознание детей. Педагог ставит перед детьми проблемы нравственного выбора, проблемы способов осуществления деятельности, проблемы выбора социальной роли и др. В процессе включения в эти ситуации у детей формируются социальные позиции и ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому, что взрослые в доверительном общении с детьми формируют ценностные ориентации обогащая их личностный опыт.

Методы импровизации проявляются в творческой предприимчивости и активизации творческих сил детей. Импровизация - не осознанное и не подготовленное заранее действие. Оно выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для личностной самореализации детей. Искусство импровизации - это порождение искусства, творческое усилие, эмоциональное самовыражение. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.

Культура досуговой деятельности человека - результат длительной, последовательно организованной социально-педагогической работы. Практика работы с младшими школьниками в школе показывает, что отсутствие культуры досуговой деятельности довольно часто является следствием неуспеваемости, отсутствия навыков самоорганизации, несформированной системы ценностей, неуверенности в своих силах и т.д. Однако, возникнув как вторичное явление, эти нарушения драматизируют социальную ситуацию развития ребенка и нередко формируют ситуацию отторжения от школьной жизнедеятельности в целом, то есть выступают препятствием на пути полноценных процессов социализации.

Литература

1. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследования. М.: МГУК, 1994. 185 с.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. 204 с.

3. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.: ЛГИК, 1990. 83 с.

4. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 160 с.

5. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.:

Педагогический поиск, 1997. 378 с.

N.S. Yezhkova,

A. V. Bryndikova

THE CULTURE OF LEISURE ACTIVITIES OF THE PRIMARY SCHOOL: THE PROBLEM OF THE MANAGEMENT

In the article the main substantial characteristics of leisure activities, disclosed the components of the culture of leisure activity, methods of the leadership of the leisure of children.

Keywords: leisure activities, culture leisure activity of younger schoolboys, the components of the culture of leisure activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.