Научная статья на тему 'Современные подходы к игровой досуговой программе'

Современные подходы к игровой досуговой программе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5917
783
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ / LEISURE / CULTURAL-LEISURE ACTIVITY / LEISURE PROGRAM / TECHNOLOGIC CARD OF PROJECTING PLAYING LEISURE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелова Ирина Михайловна

В статье обсуждается досуговая программа как одна из форм организации культурно-досуговой деятельности, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение, направленность личности на социально значимые нормы и ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leisure program as one of the forms of organizing of cultural-leisure activity, mastering traditional and innovative experience of organizing leisure through cognition, enlightening, communication, personality orientation on socially significant norm and values.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к игровой досуговой программе»

УДК 379.8

Карелова Ирина Михайловна

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных

mail@anichkov.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИГРОВОЙ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЕ

В статье обсуждается досуговая программа как одна из форм организации культурно-досуговой деятельности, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение, направленность личности на социально значимые нормы и ценности.

Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, досуговая программа, технологическую карту проектирования игровых досуговых программ.

Досуг является сферой свободного выбора личностью занятия в области познания, общения, творчества. Он яв-бходимым и неотъемлемым элементом современного образа жизни человека и рассматривается как фактор реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установками, в то же время он традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации.

Этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», то есть достигнуть, достичь, что указывает на заложенные в досуге возможности самореализации, его развивающий потенциал. В диалектах словосочетание «человек с досугом» обозначало «человек с умением», а «досужий» - преуспевающий, успешный. Отношение к досугу - важный показатель культуры личности. Хотелось бы, чтобы досуг развивал потенциал личности, становился источником для творчества. Но сегодня, к сожалению, распространён пассивный досуг, алкоголизированный досуг, криминальный досуг и т.д. Всё это делает свободное время не только личной, но и социальной ценностью. Детско-юношеский досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. В теории и практике социально-культурной деятельности досуг традиционно рассматривается как фактор социализации, как своеобразное пространство культуры, в котором осуществляется развитие и стабилизация его участников, приобретение ими способности к самоконтролю и саморегуляции поведения.

Среди существующих форм организации культурно-досуговой деятельности самой современной является досуговая программа. «Досуговая программа» - понятие достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы организуются для всех возрастных категорий детей - от дошкольников до подростков. Цели проектирования данной формы организации культурно-досуговой деятельности направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение, направленность личности на социально значимые нормы и ценности. К числу потенциальных возможностей досуговых программ в развитии личности Б.А. Титов относит возможность формирования установки на самосовершенствование, осознание принадлежности к социально-исторической общности, соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей, на социальную активность, природу, искусство, других людей.

Проблемой сегодняшней педагогики досуга является её разделение в практике работы на два направления: педагогику услуг и педагогику развития. Педагогика услуг, ориентируясь на запросы потребителей, предлагает мероприятия, главное назначение которых - развлечь, понравиться, дать удовольствие. Основной целью создателей такой педагогики, зачастую, является зарабатывание средств. Именно эта причина резко снизила качество современной театральной продукции, в которой зрителям слишком часто предлагаются поверхностные весёлые пьески или спектакли, в которых получают подпитку не духовные, а примитивные потребности человека. В игровых программах современных педагогов-органи-

заторов также иногда встречаются перекосы такого рода: бессмысленные игры с переодеванием мальчиков в девочек, шутки с сексуальным оттенком, призывы быть естественными и «открыть тайные силы своей души, которая стремится к победе любой ценой» и т.д.

Творческий педагог-организатор должен найти выход из сложного современного противоречия между, с одной стороны, необходимостью нравиться детям, ведь досуг - это их свободный выбор, и мы не можем принуждать их делать то, что им неинтересно, и, с другой стороны, необходимостью сохранять воспитывающий и развивающий характер, то есть творить на позиции педагогики развития. Выходом из этого противоречия является разработка досуговых программ игрового характера. В детях живёт сильная потребность играть. Сегодня, в условиях разрушения дворовых игровых команд, эта потребность становится особенно сильной - дети мало играют. Возможно, именно поэтому, игра сегодня находит всё большее воплощение и в досуге взрослых - пей-нбол, ролевые игры толкинистов, путешествия с игровым экстримом и т.д. Ведущим видом деятельности в досуговых программах является игровая деятельность. Таким образом, в центр внимания педагогики досуга попадает игровая досуговая программа (ИДП). Мы должны, опираясь на имеющуюся у детей потребность играть, создать условия для приобретения ими в игре новых мотивов и интересов, обогащающих личность. В психологии это называется «сдвиг мотива на цель», например, ребёнок читает о кругосветных путешествиях, чтобы выиграть в игре-соревновании, но в процессе чтения увлекается самими путешествиями и географией. Игровая программа интегрирует в себе развлекательную шоу-программу и педагогическое явление, где воспитательный процесс скрыт, завуалирован, поэтому ребенок чувствует себя свободным.

Чтобы стимулировать педагогический поиск в данном направлении, создавать условия для накопления и обмена педагогическими находками, открытиями в Санкт-Петербургском Дворце творчества юных Санкт-Петербурга создан кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ. В нашем кабинете зарегистрировано более двух тысяч единиц хранения, раскрывающих различные аспекты работы педаго-гов-игротехников. Кабинет постоянно организует работу методического объединения педагогов-

организаторов, ведёт курсы повышения квалификации, проводит выставки, семинары, мастер-классы, конференции по различным аспектам педагогики досуга.

Анализ реализуемых сегодня игровых программ показывает, что в учреждениях дополнительного образования детей нашего города досуговая деятельность приобретает системность, увеличивается масштаб программ, появляются программы, состоящие из нескольких этапов-циклов, и, как следствие, расширяются направления целевого назначения программ. Широко используются познавательные, интеллектуальные и конкурсно-развлекательные игровые программы, базирующиеся на значимом содержании. Анализируя теорию и практику реализации данной формы работы с детьми и подростками, мы сформулировали рабочее определение игровой досуговой программы:

комплексное средство развития личности учащихся, представляющее собой совокупность разнообразных видов творческо-игровой деятельности, объединенных сюжетным (сценарным) ходом и обеспечивающих активизацию участников.

В современных игровых досуговых программах решаются задачи развития ребёнка в следующих основных направлениях:

- формирование нравственной позиции ребенка;

- развитие интересов детей;

- формирование мотивов к познавательной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков;

- развитие творческих способностей;

- создание условий для формирования детского коллектива, как средства развития личности;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие общих познавательных способностей (память, мышление, речь, воображение, внимание);

- формировать у детей стремление к здоровому образу жизни;

- формирование коммуникативных умений (умение общаться со сверстниками и с взрослыми, умение адекватно воспринимать ситуацию и т.д.).

Рассмотреть многогранность современной игровой формы досуга, ее возможности, эффективность, педагогическую результативность позволяет конкурс игровых программ «Созвездие игры», проводимый Санкт-Петербургским Двор-

цом творчества юных с 2001 года. Конкурс объединяет организаторов досуга из разных уголков России, а также Белоруссии, Украины. Конкурс, как диагностический срез, высвечивает плюсы и минусы в развитии профессионализма педагогов. К положительным тенденциям можно отнести: повышение уровня технологичности программ, стремление педагогов к творческому созидательному взаимодействию с детьми, поиск нестандартных обновленных приемов и идей, желание дарить детям счастливые моменты «проживания радости жизни», использование метода театрализации и современных выразительных средств.

На проводимых в рамках конкурса вечерах встреч, круглых столах были обозначены проблемы, связанные с формированием новых подходов к досуговой деятельности и соответственно ее результатов. Участники конкурса отмечали, что сегодня важно не только владеть методикой игровой деятельности, но и найти современные философско-мировоззренческие, содержательные идеи и технологические методы, способы организации деятельности, в которой будет происходить их присвоение детьми. Становится реальностью необходимость обновления программнометодического обеспечения на идеях гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Анализируя и оценивая представленные на конкурс игровые программы, мы всё больше понимали значимость такого простого, и такого сложного вопроса «Зачем?». Программа получалась тогда, когда педагог имел на него чёткий ответ и создавал программу не для того, чтобы удивить детей, покрасоваться перед ними или выиграть в конкурсе, а для детей, чтобы в процессе реализации программы они в чём-то изменились. Педагог, прежде всего, должен осмыслить, зачем его программа детям, какие струны души она затронет, какие чувства будут пережиты участниками, какие новые желания появятся, какой опыт они получат, что пригодится в будущем. Таким образом, обозначилась проблема цели игровой досуговой программы как её системообразующего компонента. Изучая современные подходы к целеполаганию, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми являются идеи Бальмонта Блума, который предъявляет к цели такие требования как полнота, точность, конкретность, достижимость, побудительность. Цель, по своей сущности, является прогнозируемым результа-

том, т.е. представляет собой те изменения в ребенке, которые произойдут в процессе проведения игровой программы. Исходя из того, что программа содержит многообразие игровых форм (структурных элементов), цель каждой игры может представлять собой подцели или задачи по отношению к цели всей игровой программы. Разрабатывая целевой блок, его необходимо разворачивать от целей высшего порядка к задачам и к ожидаемому результату, методам его отслеживания. Соблюдение иерархии в реализации целей обеспечивает целостность программы и, соответственно, эффективность результата.

Ориентируясь на идеи Блума и планируя при целеполагании изменения в личности ребёнка, мы должны обратиться к структуре личности. В психологии выделяют, главным образом, три стороны личности: когнитивную, мотивационную и поведенческую. Данные модели личности побуждают нас использовать комплексный подход к развитию личности ребёнка, который предполагает включение в целевой блок задач развития позновательно-мировозренческой (когнитивной), эмоционально-волевой (аффективной, мотивационной), действенно-практической (поведенческой) сторон личности ребенка и поиск соответствующих комплексных средств.

Анализируя целевой блок игровых программ участников конкурса, мы сделали вывод, что це-леполагание как вид деятельности вызывает серьёзные затруднения. Цель чаще воспринимается педагогами как формальный компонент программы, чем как функциональная категория. Член жюри конкурса С.М. Платонова отмечает, что, формулируя цели, педагоги-организаторы допускают размытость, неточность определений («повышение коммуникативной культуры» - какое? в чём?); ставят цели, намечая действия педагога («ознакомить», «показать», «продемонстрировать»); цели, которых невозможно достичь в спланированных условиях игровой программы («формирование патриотизма», «овладение демократической культурой»). Эти ошибки отчасти происходят по неведению или неумению, а также из-за недостаточности профессиональной литературы по педагогическому целеполаганию.

В целях повышения качества и эффективности игровых программ было выполнено исследование, в котором мы пытались заглянуть на «кухню приготовления» игровых программ. Нами была разработана анкета для педагогов-органи-

заторов по различным аспектам организации досуговой деятельности, отвечая на вопросы которой, они характеризовали свои подходы к разработке программ.

В анкетировании приняло участие 123 педагога с различным образованием и опытом работы. В состав опрошенных педагогов вошли: 40 (30%), имеющих педагогическое образование; - 35 (28%), не имеющих педагогического образования; 48 (42%), имеющих специальное образование. Из них 35 (28%) - работают в школе, 88 (72%) - в учреждениях дополнительного образования.

Не от всех опрошенных мы получили ответы на все вопросы, особенно затруднялись с анкетой начинающие педагоги-организаторы, что говорит о необходимости их специального обучения. Важным вопросом для разработки (проектирования) ИДП является определение замысла программы. Замысел программы, в идеале, должен представлять собой логическую последовательность из следующих шагов: анализ имеющихся психолого-педагогических проблем в состоянии и развитии детей и выбор одной из них; постановка педагогических задач; определение темы и основного содержания; формулировка идеи; поиск формы, в которой можно решить поставленные задачи и раскрыть идею, содержание; формулировка игровой задачи, ориентированной на интересы детей. Однако, реальный процесс замыс-ливания программы оказался далёк от идеала.

Было установлено, что 49 (40% из опрошенных) педагогов вообще не включают в процесс разработки ИДП педагогическую цель (задачу)! Реципиентам был задан вопрос: «С чего Вы начинаете разработку игровой программы - раскройте алгоритм первых шагов». Большая часть педагогов, характеризуя логику создания игровой программы, представила следующий алгоритм: выбор темы, подбор игр, адресат, сценарный ход или идея, сценарий, репетиции. Некоторые затруднялись с ответом и обозначали свой алгоритм несколькими общими словами - «придумать», «удивить», «заинтересовать». Только 14% опрошенных педагогов грамотно выстроили логику первых шагов, 27% педагогов ответили близко к необходимой последовательности, у 21% опрошенных алгоритм имел частичное совпадение с желательным.

Анализируя результаты анкетирования педа-гогов-организаторов Санкт-Петербурга, мы пришли к выводу, что процесс создания программы

зачастую носит достаточно хаотичный характер. Таким образом, встаёт серьезная проблема -проблема овладения системным подходом к проектированию игровых досуговых программ.

Применение данного подхода требует рассмотрения ИДП в целостности и развитии. Целостность, по мнению Б.В. Куприянова, это качество программы, возникающее при наличии внутренней согласованности аналитического, целевого, технологического, контрольно-диагностического компонентов, при полноте состава действий, необходимых для их реализации [2, с. 176])

Исходя из этого положения, качество ИДП напрямую зависит от целостности программы. Необходимыми условиями целостности ИДП являются:

- наличие проектного замысла программы;

- наличие гуманистической идеи программы, соответствующей возрастным особенностям детей;

- наличие и полнота всех структурных компонентов;

- необходимое и достаточное количество игровых элементов, их технологичность и интегрированность;

- соответствие выбора выразительных средств идеи, игровой задаче;

- наличие взаимосвязанности и внутренней согласованности всех компонентов программы, прежде всего, формы и содержания;

- продуманность и широта диагностико-ана-литического компонента.

Современная ИДП вовлекает ребенка в творческую деятельность через разнообразные приемы игрового взаимодействия, но эффективность этого процесса зависит от нашего понимания мира ребенка, его интересов, проблем, желаний, потребностей и т.д. Это означает, что все методические решения (содержание материала, подбор и использование приемов, методов, выразительных средств и т.д.) должны преломляться через призму личности участника игры - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и индивидуально-психологических особенностей. Такая постановка вопроса побуждает педагога осуществить переход на детоцентристский подход. Нашу работу мы проводим для ребёнка, для его развития, его личностного продвижения. Поэтому идти в разработке программы нужно не от формы, не от своих действий, не от ярких придумок, а от того, что в процессе проведения про-

граммы происходит с ребёнком, то есть перейти на личностно ориентированный подход.

Разрабатывая методическую основу для овладения педагогами данным подходом, кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ ГОУ «СПБ ГДТЮ» разработал «Технологическую карту проектирования игровых досуговых программ». Что нового в этой карте? Новым является то, что точкой отсчёта для разработки ИДП становится ребёнок, его чувства, переживания, мысли, стремления и действия. Во второй графе карты педагог простраивает, что именно в процессе игры переживает, чувствует, осмысливает ребёнок, в третьей - что на разных этапах программы ребёнок делает, какие действия он выполняет. В остальных графах, опираясь на желаемые формы активности ребёнка, он придумывает и описывает свои действия, логику развития игры. При описании действий ребёнка можно ориентироваться на уровни развития игровой активности, выделенные В.Д. Пономаревым:

- адаптация участников к игровому взаимодействию на этапе со-переживания;

- репродуктивная активность на этапе со-уча-стия;

- продуктивная активность на этапе со-действия.

Конечно, карта - это только инструментарий,

который не имеет смысла без профессиональных знаний и умений педагога, его умения зажечь своим огнем других, находить разнообразные приёмы и собственные инновационные подходы в досуговой деятельности. Технологическая карта прошла апробацию в системе дополнительного образования детей Санкт-Петербурга и получила положительный отклик (ориентировочный вариант и методические рекомендации по заполнению карты представлены в журнале «Воспитание школьника» № 3 за 2010 г.)

Данный подход позволяет рассматривать пространство ИДП как «поле творчества» ребёнка, в котором он может выразить себя своими индивидуальными средствами, использовать свой и получать новый опыт. Игровой процесс предоставляет возможность пробы себя, восприятия и понимания себя и других. В совокупности это выводит ребенка на другой уровень активности, а, как следствие, на другой уровень результативности участия в игровой программе - уровень собственных достижений.

ИДП мы рассматриваем как совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скреп-

ленных взаимопониманием, творчеством и направленную на достижение цели игры. Игровые достижения вызывают яркие эмоции, радость и становятся личностными переживаниями ребёнком своего успеха. Успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого (максимальное приближение результата к уровню притязаний по отношению к идеальному представлению о цели). Переживаемый ребёнком успех в игровом опыте побуждает его закрепить как своё личностное достижение те качества, умения, которые он продемонстрировал в игре. Данный механизм побуждает нас рассматривать идеи педагогики успеха как компонент методологической основы игровой досуговой программы.

Ориентация на успех может выражаться в це-леполагании и в инструментарии программы, в поиске условий для удовлетворения потребностей участников игровой программы в самовыражении, в демонстрации своих интересов и увлечений, своих идей и компетентностей. При проектировании ИДП мы в первую очередь должны выстроить ориентиры, которые связаны с обеспечением успеха. В ИДП каждый участник может испытать чувство радости, успешности от реальных достижений собственной или коллективной деятельности. Обеспечивается это разнообразием игровых элементов, сменой деятельности и созданием условий активного включения каждого в игру и творчество.

Важным аспектом достижения педагогического успеха ИДП, достижения ее целей является обеспечение ее разработки в соответствии с рядом педагогических принципов, определенных в ходе проведенного нами теоретического исследования. Принципы в педагогике, по утверждению С.А. Шмакова - генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного назначения. При разработке принципов ИДП мы ориентировались на принципы организации игры, которые представлены в исследованиях Л.Н. Буйловой, А.А. Вербицкого,

О.С. Газмана, Б.В. Куприянова, Н.В. Кленовой,

А.П. Панфиловой, П.И. Пидкасистого, А.С. Смирнова, И.И. Фришман, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова. Знакомство с их трудами позволило вычленить более тридцати различных значимых принципов, часть из которых являются общепедагогическими, часть игровыми. Анализ и обобщение работ

этих авторов позволил нам выделить семь наиболее общих и значимых для современных практиков принципов разработки и реализации И ДП:

- принцип активности - создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения игры и пр.),

- принцип взаимодействия - интенсивность коммуникативных связей в процессе игры, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);

- принцип синтетичности - совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит и т.д.);

- принцип целостности - согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;

- принципа динамичности - вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры и учет фактора времени;

- принцип правдоподобия - создание игровой атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства; конструирование игровых ситуаций, атрибутов игры, аналогичных ситуациям реальной жизни (реалистичность восприятия, импровизация и свобода в игре);

- принцип личного проживания - эмоциональная включённость ребёнка в игру, в игровые события, её атмосферу; наличие у ребёнка состояния, адекватного игровым событиям; приобретение детьми в процессе игры опыта, частично переносимого в реальную жизнь.

Совместно с педагогами мы учимся творить игровые программы, ориентируясь на представленные выше принципы. Реализуя современные подходы, мы осуществляем поиск новых путей совершенствования и развития игровой досуговой программы. В арсенале наших педагогов появились длительные досуговые программы. В нашем понимании длительная досуговая программа - это программа, осуществляемая на основе свободного выбора и интереса учащихся и пред-

ставляющая собой совокупность творческих игровых и других форм деятельности, объединённых общей идеей, темой и осуществляемых в течение трёх месяцев и более. Причем главным является не протяжённость программы во времени, а количество событий, которые она в себя включает - в процессе её реализации должно состояться не менее 5-ти встреч, между которыми осуществляется подготовительная самостоятельная творческая деятельность участников программы.

До недавнего времени предъявление организатором досуговой деятельности педагогического результата представлялось трудной задачей. Однако целенаправленная работа по разработке моделей досуговых программ нового типа, то есть долгосрочных (длительных), рассчитанных на постоянную детскую аудиторию, позволила ввести такую номинацию в региональном конкурсе авторских программ. Появление такой номинации, на наш взгляд, является показателем признания значимости педагогической общественностью воспитательной работы педагогов-организаторов.

Анализируя представленные на конкурс досуговые программы, эксперты отметили высокий воспитательный эффект программ, который обеспечивался использованием современных педагогических подходов, эффективных технологических решений. Это проявлялось в активном поэтапном включении детей и подростков в события программы, в использовании специально разработанных приемов повышения интереса участников, в создании ситуаций практических действий (свободы творчества и выбора), в использовании авторских игровых элементов. Все программы были направлены на решение актуальных воспитательных проблем и имели ярко выраженный образовательный компонент, что дает основание рассматривать данные программы как досугово-образовательные. Четыре программы из предложенных на конкурс получили статус авторских. В сегодняшней практике длительные досуговые программы являются инновационным продуктом деятельности педагога-организатора, значительно повышающим воспитательный потенциал образовательных систем.

Таким образом, использование современных подходов к разработке ИДП становится необходимым условием для развития игровых форм работы с детьми и роста профессионального мастерства педагога-организатора.

Библиографический список ного воспитания школьников в учреждениях до-

1. Воспитание школьников. - 2010. - №3. полнительного образования детей: Могография. -

2. КуприяновБ.В. Теория и методика социаль- Кострома: Ред-изд. отд. КОИРО, 2009. - 424 с.

УДК 371.4

Попова Елена Николаевна

Дубовская общеобразовательная школа № 1 Волгоградской области

popoff106@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Разработанная нами модель оценки качества системы патриотического воспитания является исключительно авторской благодаря тому, что в ходе проведённого теоретического исследования уточнены компоненты опыта патриотизма. Она позволяет осуществить целостную оценку педагогического воздействия на процесс овладения опытом патриотизма за счёт использования диагностических методик по каждой из составляющих опыта. При этом данное исследование не претендует на создание системы патриотического воспитания, так как оценочная деятельность рассматривается нами как её составная часть.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, модель оценки качества, ситуационно-событийный подход.

В условиях глобализации как тенденции мирового развития отмечается некоторое размывание национальных особенностей и интересов, что является предметом внимания представителей человековедческих наук. По данным социологических исследований среди российской молодёжи значительно изменилось отношение к таким ценностям как Отечество, патриотизм, верность традициям, национальная культура и история России, долг, честь, достоинство. В современной же отечественной педагогике можно констатировать наличие целого пласта исследований по различным направлениям патриотического воспитания, при этом остаются недостаточно разработанными научно-методические основания оценки качества процесса овладения школьниками опытом патриотизма.

В ходе теоретического исследования нами осуществлен анализ различных точек зрения специалистов в области данного направления воспитательной работы школы на то, в чем заключается патриотизм как явление и качество. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм заявлен как одна из черт российского национального характера, которой присущи следующие особенности: прежде всего, это высокая гуманистическая направленность патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь

к родной природе. В работах М.П. Бузского,

A.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева называются также и такие особенности российского патриотизма как державность, государственничество, социальная солидарность; беззаветное служение Отечеству; верность исторической и социальной памяти, культурным и историческим традициям народа и др. Эти особенности можно интерпретировать как устойчивые установки общественного сознания на патриотические проявления в поведении, деятельности человека [1, с. 90].

Рассмотрены также позиции различных авторов (О.В. Дыбина, М.С. Каган, М.Б. Кусмарцев, М.К. Мамардашвили, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская) в связи с понятием опыт, основания для его классификации. Представления исследователей (Л.И. Анцыферовой, А.С. Белкина,

B.А. Болотова, Г.Н. Волкова, Н.Ф. Головановой,

В.В. Давыдова, В.В. Серикова, Н.Г. Савининой, И.Я. Лернера, С.В. Кульневича, Д.В. Кочалова, А.С. Ковалёва, Н.А. Кузина) о видах опыта - личном, личностном, общественном, социальном, самореализации, витагенном, жизненном, рефлексивном, компетентностном - позволяют говорить о том, что опыт есть единица личностного развития, которая по форме и содержанию является базисной основой пребывания субъекта в мире человеческих отношений. Изучены представления о структуре патриотического опыта (интеллектуально-креативный; эмоционально-волевой; духовно-ценностный; поведенческо-смысловой элемен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.