К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ...
УДК 378+371.217.3
Хахлова Ольга Николаевна
Старший преподаватель кафедры социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, [email protected], Республика Башкортостан, Уфа
К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Hahlova Olga Nikolaevna
Senior Lecturer Department of Social Pedagogy Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla, [email protected], Bashkortostan Republic, Ufa
TO A PROBLEM OF PROFESSIONAL READINESS FOR A FUTURE SOCIAL TEACHER IN ORGANIZATION OF FREE TIME ACTIVITY OF CHILDREN
Необходимость подготовки социального педагога к организации детской досуговой деятельности обусловлена культурными процессами, происходящими в обществе (рост роли и значения свободного времени как пространства для самореализации и саморазвития ребенка; появление новых форм проведения досуга, порой антисоциальных; снижение возможностей для реализации потенциала культурно-образовательной системы в сфере свободного времени детей и подростков; увеличение специфических форм проведения свободного времени детьми, находящихся вне сферы влияния институтов воспитания; коммерциализация досуговой инфраструктуры.
Анализ состояния проблемы в теории и практике показал, что в современной системе высшего профессионального педагогического образования по обозначенной проблеме существуют серьезные недостатки: от полного отсутствия данного вида подготовки будущих педагогов до неразработанности методической системы, обеспечивающей качественную готовность специалиста к взаимодействию с детьми в досуговой сфере. Вместе с тем в процессе самой подготовки социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности назрели определенные противоречия: между ростом значимости труда социального педагога в сфере детского досуга и недостатком внимания к процессу профессиональной подготовки к организации досуговой деятельности детей в образовательном пространстве педагогического вуза; между имеющейся личной и профессиональной мотивацией будущих социальных педагогов к эффективной организации детской досуговой деятельности и отсутствием соответствующих знаний, умений и навыков в этой области, а также отсутствием возможностей для приобретения собственного опыта практической деятельности в этой области.
На данный момент в малочисленных педагогических исследованиях отражены основные аспекты работы социального педагога по организации детской досуговой деятельности. Так, в исследованиях Н. Я. Рыбиной [3] социальный педагог характеризуется как организатор культурно-досуговой деятельности. Автор отмечает разноплановость его работы, типы учреждений, где социальный педагог осуществляет деятельность по организации детского досуга. Вне зависимости от места работы социального педагога в его профессиональной сфере деятельности может действовать служба социально-педагогического досуга, функции которой строятся по следующим направлениям: участие в развитие социально-культурной среды, объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени жителей данной территории, выяснения, обеспечения их культурных запросов; организация различных форм семейного отдыха занятий физкультурой и спортом; возрождение народных традиций и культуры; организация совместного отдыха различных поколений, прежде всего родителей и детей; обустройство среды жизнедеятельности жителей территории в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями [3, с. 4].
В своем исследовании досуговой деятельности детей мы разделяем научную позицию В. А. Воловика [1], который обосновал досуговую деятельность как педагогически организованный процесс. Вслед за автором мы трактуем досуговую деятельность как отдельный воспитательный процесс, с определенной структурой, содержанием и принципами. Предметом внимания педагога становится не просто организация какого-либо досугового времяпрепровождения, а целенаправленный, систематический воспитательный процесс организации досуговой деятельности детей и перевод ее на более высокий уровень развития. Автор выделяет следующие уровни досуговой деятельности: потребление (пассивный, активный, целенаправленно активный, творчество, экстериоризация). В нашем исследовании мы придерживаемся именно этой позиции, так как она отвечает основной педагогической идее - создавать условия для самосовершенствования и саморазвития ребенка в сфере свободного времени средствами досуговой педагогики.
Проанализировав научную литературу по проблеме профессиональной деятельности социального педагога, мы пришли к выводу о том, что в педагогической науке слабо представлены исследования, раскрывающие суть работы социального педагога по организации детской досуговой деятельности, хотя во многих источниках отмечается необходимость проработки данного вопроса. Несмотря на это, можно выделить некоторых авторов, исследовавших интересующий нас аспект профессиональной деятельности социального педагога. Так, В. С. Русанова [2] занимается исследованием вопросов подготовки социального педагога к культурно-досуговой деятельности.
Деятельность социального педагога по организации досуга детей и подростков в первую очередь обусловлена особенностями свободного времени, такими как: свобода выбора занятий по собственному усмотрению; возможность перемены видов деятельности, взаимозаменяемость занятий, их свободное чередование и последовательность; непосредственная направленность на удовлетворение личных духовных потребностей ребенка.
Опираясь на классическую структуру педагогической деятельности, представленную в трудах А. А. Бодалева, Ф. Н. Гоноблина, В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьевой, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, В. А. Кулюткина, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина, мы выделяем цель, задачи, содержание, формы и методы работы социального педагога по организации детской досуговой деятельности, результат. Для эффективной реализации потенциала культурно-досуговой деятельности между ее участниками устанавливается определенное взаимодействие. С одной стороны - это ребенок, во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой стороны - это элементы общественной культуры, которыми владеет педагог. В педагогически организованном взаимодействии педагог и воспитанник выступают друг для друга равноправными субъектами общения и оказывают влияние друг на друга. Целью педагогически организованной досуговой деятельности является содействие гармоничному развитию личности ребенка в условиях одобряемой досуговой деятельности. Основными задачами деятельности социального педагога по организации детской досуговой деятельности являются: развитие коммуникативных качеств; актуализация эмоционально-ценностного отношения к социуму; профилактика негативных явлений в детско-под-ростковой среде; создание благоприятной социально-педагогической среды, оздоравливающей атмосферы; создание условий для формирования субъектной позиции в досуговой деятельности; приобщение к культуре досуга. А основными способами достижения данной цели служат: включение воспитанников в разнообразные виды творческой деятельности; приобщение ребенка к социально одобряемым видам досуговых занятий; вооружение информацией о культурных достижениях в области свободного времяпрепровождения; повышение уровня досуговой деятельности ребенка. Основной тип деятельности, ведущие методы и наиболее эффективные формы работы определяются с учетом возрастных психологических особенностей детей. На сегодняшний день вопрос о содержании деятельности социального педагога по организации досуга детей остается открытым, но очевидным является то, что социальный педагог, в первую очередь, является организатором социально-ценной досуговой деятельности в сотворчестве взрослых и детей, а не просто организатором утренников и дискотек.
Теоретический анализ проблемы и исследовательские результаты нашей многолетней опытно-экспериментальной работы позволили заключить, что формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности имеет свои содержательные особенности, обусловленные характером самой деятельности
и требованиями к личности, ее осуществляющей. При этом под профессиональной готовностью социального педагога к организации детской досуговой деятельности мы понимаем сложное структурное личностное образование, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, креативный.
Мотивационно-ценностный компонент профессиональной готовности к организации детской досуговой деятельности включает в себя: эмоционально-ценностное отношение к ребенку; положительное отношение к профессии и развитию профессионально-значимых качеств; положительное отношение к предмету педагогической досуговой деятельности (художест-венно-творческая направленность).
Действие когнитивного компонента направляется на обогащение будущих социальных педагогов психолого-педагогическими знаниями в целом и специализированными знаниями об основных признаках и особенностях досуговых взаимодействий, возможностях различных технологий в данной сфере. В основе данного компонента лежит теоретическая подготовленность социального педагога-организатора, которая является фундаментом его практической деятельности.
Операционно-деятельностный компонент определяется владением методикой и технологией организации детской досуговой деятельности, а также наличием сформированных на требуемом уровне игротехнических умений.
Действие креативного компонента выражается в оригинальном и творческом использовании педагогом багажа культурно-эстетических и профессионально-педагогических знаний, применении всего арсенала творческих возможностей.
В процессе профессиональной подготовки социальных педагогов на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы мы апробировали следующие организационно-педагоги-ческие условия: опора на ведущие принципы и особенности организации детской досуговой деятельности; содержательно взаимосвязанные и прак-тико-ориентированные специальных курсы, включение в учебный процесс активных методов обучения, способствующих развитию субъектной позиции студентов и накоплению опыта решения профессионально-творческих задач; включение студентов в процессе педагогических практик в реальные профессиональные ситуации, связанные с организацией детской досуговой деятельности.
В ходе экспериментального исследования были разработаны содержание и разноуровневые задания для студентов по дисциплинам специализации «Организация детской досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования».
Констатирующий эксперимент предполагал использование следующих методик:
- ранжирование, интервью с социальными педагогами образовательных учреждений и социально-педагогических центров с целью рейтинга значимости видов социально-педагогической деятельности;
- анкетирование, тестирование, самооценка, наблюдение, анализ продуктов деятельности с целью выявления отношения студентов к социаль-но-педагогической деятельности по организации досуга, наличия личностных качеств, присущих специалисту данной сферы, уровня теоретической и практической готовности.
В процессе формирующего эксперимента были апробированы курсы «Теория и методика досуговой деятельности», «Теория и методика деятельности детских организаций», «Теория и методика работы педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования», «Основы режиссуры детских программ». Их содержание и технологии обучения были направлены на расширение и углубление знаний по проблеме социально-педагогической организации детской досуговой деятельности; формирование профессиональных умений и навыков организации детской досуговой деятельности; создание определенных ценностных ориентаций студентов.
Одним из основных этапов подготовки будущих социальных педагогов к организации досуга детей и подростков является изучение теории и методики культурно-досуговой деятельности. Данный этап обучения предусматривает усвоение знаний педагогики досуга, принципов досуговой педагогики, методов, видов и форм культурно-досуговой деятельности. В программе обучения раскрываются сущность и содержание культурнодосуговой деятельности, ее социальные функции, основные принципы. В результате обучения будущие специалисты овладевают знаниями и умениями организации массовой досуговой деятельности, усваивают основные приемы привлечения внимания аудитории к организуемой культурно-досуговой деятельности, сущность и содержание просветительской работы.
Следующим этапом является овладение сценарно-режиссерскими основами технологии культурно-досуговой деятельности. В ходе обучения студенты овладевают знаниями основных законов драматургии; знаниями об основных функциях игры; умениями написания сценария культурно-досуговых программ; технологией создания детских игровых программ; методикой организации и проведения детских игровых программ; методикой организации и проведения игр с детьми различного возраста. Содержание обучения на данном этапе предусматривает использование различных форм проведения учебных занятий. Помимо традиционных в учебном процессе используются практические занятия по созданию авторских проектов детских игровых программ с их последующей реализацией в учреждениях дополнительного образования детей, а также психологические и игровые тренинги на развитие профессионально значимых качеств организатора детской культурно-досуговой деятельности.
В ходе профессиональной подготовки будущих организаторов детской досуговой деятельности необходимым является усвоение знаний о развитии
детского и молодежного движений, формировании детских общественных организаций и объединений, основных целях, задачах и принципах клубной работы.
Программа подготовки специалистов данного направления была бы неполной без курса, предполагающего изучение истории становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. При изучении данного блока студенты усваивают знания об истории формирования системы внешкольных учреждений в России, целях, задачах и принципах деятельности учреждений дополнительного образования детей, особенностях содержания, форм и методов работы педагогов дополнительного образования. При этом необходимым является развитие следующих умений: составлять перспективный план работы детского объединения и план-конспект занятия в учреждениях дополнительного образования; планировать культурно-досуговые мероприятия в детском объединении; использовать технологии коллективно-творческой деятельности; диагностировать микрогруппы в детском коллективе.
В ходе исследовательской деятельности также проверялась эффективность методик и технологий, использованных при изучении экспериментальных курсов. Для этого были определены контрольная и экспериментальная группы. В контрольной группе использовались традиционные формы и методы: лекции, семинарские занятия, анализ социально-педагогических ситуаций. В экспериментальной группе использовались технологии игрового моделирования и учебное творческое проектирование, приобретение собственного опыта деятельности через последовательное включение в организацию досуговой деятельности детей и подростков в процессе педагогических практик. Формирующий эксперимент отслеживался с помощью анкетирования, наблюдения, анализа творческих работ, защиты творческих, социальных проектов студентов, устного и письменного опроса по разработанным заданиям, тестирования, экспертной оценки.
После проведенного формирующего эксперимента, было осуществлено повторное диагностирование, которое показало положительную динамику в уровневой готовности студентов - будущих социальных педагогов к организации детской досуговой деятельности.
Резюмируя изложенное выше, отмечаем, что профессиональная подготовка студентов к организации детской досуговой деятельности охватывает весь комплекс профессиональных функций, задач и технологических аспектов, реализует требования, предъявляемые к социальному педагогу -организатору досуговой деятельности детей и подростков.
Таким образом, научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования видится в разработке и обосновании понятия «профессиональная готовность социального педагога к организации детской досуговой деятельности», в выявлении и анализе ее компонентной структуры, а также в определении педагогических условий ее эффективного формирования в образовательном процессе педагогического вуза.
Библиографический список
1. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст] / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик -М.: Флинта, 1996. - 240 с.
2. Русанова, В. С. Словарь-справочник социального педагога-организатора досуга детей и подростков [Текст] / В. С. Русанова - Челябинск: ЧГАКИ, 2004 - 132 с.
3. Рыбина, Н. Я. Социальный педагог как организатор культурно-досуговой деятельности [Текст] / Н. Я. Рыбина - Тамбов: Изд-во ТГПУ, 2003 - 63 с.
4. Шульга, И. И. Подготовка социального педагога к профессионально-педагогической аниматорской деятельности: Автореф. дис. канд. док. пед. наук: (13.00.08) / И. И. Шульга. - Новосибирск, 2002. - 18 с.
УДК 378.147.88
Большакова Ольга Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Филиала Иркутского государственного университета, [email protected], Братск
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Bolshakova Olga Nikolayevna
Dr. Ph in Education Irkutsk State University Bratsk Branch Office, [email protected], Bratsk
ACTUAL PROBLEMS OF PERSON DEVELOPMENT IN INNOVATIONAL PROCESS
На рынке образовательных услуг в настоящее время все больше ценятся не только высококвалифицированные специалисты, но и всесторонне грамотные творческие личности, способные самостоятельно добывать знания и на их основе создавать новые. Опрос российских работодателей показал, что для оценки качества образования чаще применяются такие показатели, как «скорость адаптации сотрудника в новом коллективе» (около 35% респондентов) и «эффективность». Специалисту инновационной направленности совершенно недостаточно только профессиональных глубоких знаний. Он должен быть психологически готов к самостоятельному освоению новых для него знаний и на этой основе уметь целенаправленно создавать новое информационное содержание, обладать определенным набором профессионально важных личностных качеств и иметь широкое междисциплинарное образование.