песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки по региональной проблематике. При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.
Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет учащимся глубже понять и усвоить отдельные языковые явления и лингвострановедческие реалии. Описанные направления работы с региональным материалом подтверждают необходимость дальнейшего изучения и разработки регионального компонента содержания обучения, который позволит не только обновить и углубить содержание обучения иностранному языку в целом, но и подготовить учащихся к практической деятельности в своем регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов, П.В. Локальный принцип в подготовке специалистов, его сущность и порядок применения в вузах / П.В. Иванов // Современные психолого-педагогические проблемы в высшей школе. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. - С. 149-155.
2. Кинелев, В.Г. Региональная политика высшего образования / В.Г. Кинелев // Высшее образование в России. - 1993. - № 4. - С. 14- 24.
3. Костин, А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики / А.К. Костин // Педагогика. - 2005. - № 8. - С.26.
4. Лыжова, Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка / Л.К. Лыжова // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 4. - С. 11-14.
5. Шаповалов, В.А. Высшее образование в поликультурном обществе / В.А. Шаповалов. -Ставрополь : Изд-во СГУ, 2006.
УДК 394.26
О.А. Вахрамеева, г. Шадринск
Организация деятельности несовершеннолетних в сфере досуга
В статье рассматривается актуальная проблема организации досугового времени несовершеннолетних. Раскрываются функции и особенности направленные на создание условий для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей.
Культурно-досуговая деятельность, детский досуг, функции досуга несовершеннолетних.
О.А. Vahrameeva, Shadrinsk
Organization of activities of minors in the field of leisure
The article deals with the problem of the organization of the leisure time of a minor. Functions and features aimed at creating conditions for pedagogically appropriate, emotionally attractive leisure activities for children.
Keywords: Cultural and leisure activities, children's entertainment, leisure minors.
Проблемы подростков и молодёжи занимают видное место в социально-гуманитарной мысли различных цивилизаций. Со времён античной философии и до настоящего времени вопросы воспитания и обучения молодых, их служения родителям, государству и обществу остаются среди самых насущных проблем. По данным социологов существует устойчивое представление, согласно которому от молодёжи, от её «совокупного» характера, качеств и умений зависит будущее всего общества. И это общество хочет, чтобы подрастающая смена усваивала и воспроизводила те нормы и правила, по которым оно живёт сегодня. Любая эпоха формирует собирательный образ молодых поколений. На сегодняшний день 17% опрошенных взрослых уверенно заявили, что современная молодёжь живёт «бесцельно», 7% считают, что предел мечтаний для молодого поколения - безделье и «красивая жизнь»: «бары, дискотеки и так далее - сплошные удовольствия». 9% «отцов» полагают, что подростки «тянутся» к наркотикам, алкоголю и криминальной деятельности, и больше им ничего не интересно. Однако в обвинительном приговоре, вынесенном взрослыми молодым, зачастую кроется банальный конфликт поколений, желание искусственно навязать своё понимание жизни, как единственно правильное, по принципу авторитарности, а не субъект - субъектных отношений. Однако вызовы, которые поставил перед человечеством новый век, требуют инновационных подходов к решению проблем подростков и молодёжи. Как показывает европейский опыт и отечественная практика, одним из наиболее эффективных инструментов реализации молодёжной политики является организация досуга несовершеннолетних.
Известна характеристика человека в условиях досуга Даля. У него «недослужливый (человек) - это неискусный, неумеющий, неизобретательный», а «досужий» - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки» [7, стр.38].
Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены, прежде всего, такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности.
Структура государственного устройства определяет ценностно ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т. е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.
Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с
производственной средой. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. «Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки» [8 , с. 31].
Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [5].
Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций. Творческое самоосуществление личности ребенка (подростка, юноши) и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
Детский досуг - это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая для самопроверки, оценки собственного «Я». Досуг для детей, подростков, юношества -это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро раскрывают естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Творческая деятельность - природная сущность человека, реализуя которую он «преобразует мир». Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст. Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа и т.д. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети, подростки и юноши (девушки) максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляется в их сознании и поведении, и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция - творческая.
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и т.д. -благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально, по своему содержанию по самой своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга
формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную.
В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться; их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Досуг - это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется мировоззренческая функция.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового. В самых разнообразных областях знания расширяется художественный кругозор, постигается процесс технического творчества, происходит знакомство с историей спорта, повышается эффективность изучения школьных предметов, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Следовательно, реализация данных функций создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга несовершеннолетних, восстановления их здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - Репринт. Изд.1903-1909 гг. - Москва : Прогресс, 1994.
2. Киселёва, Т. Г. Социокультурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселёва, Ю. Д. Красильников. -М. : МГУКИ, 2007. - 360 с.
3. Колесникова, И.А. Развитие личности в образовательном процессе / И.А. Колесникова // Педагогика. - 2012. - № 9. - С. 115—116.
4. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под ред. акад. А. Д. Жаркова, проф. В. М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998. - 462 с.
5. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / В.Г. Маралов. - М. : Академия, 2002. - 256 с.
6. Марков, А.П. Отечественная культура как предмет культурологии / А.П. Марков. - СПб., 1996.
6. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 176 с.
7. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / В.Я. Суртаев. -Ростов н/Д, 1997.