Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 13 (395). Филологические науки. Вып. 104. С. 106-112.
УДК 659.4+070
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ: СЕТЕВЫЕ МЕДИА И КАРТИНА МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ
Е. А. Селютина1, А. А. Селютин2
1 Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия 2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Анализируется динамика культуры чтения в обществе глобальной информации. Чтение остается практикой элит, несмотря на декларируемую доступность знания в постиндустриальную эпоху. Формируется новая культура чтения, которая представлена «текстами о текстах», т.к. в современном обществе значение имеет не явление, а его презентация, новые сетевые медиа начинают выступать в роли экспертов, определяющих границы и направленность чтения, акцентируя новизну и максимально широкий тематический объем литературных текстов, рецензии на которые в итоге и станут основой для картины мира современного человека.
Ключевые слова: общество глобальной информации, постиндустриальное общество, культура чтения, консюмеризм, книжные тренды, сетевые медиа.
Современная цивилизация, при всех спорах теоретиков информационного общества, очевидно, уже не может осмысляться вне концепций «постиндустриального общества» [2], «общества глобальной информации» (Окинавская Хартия глобального информационного общества). Несмотря на футурологическую направленность указанных работ, мы можем констатировать, что именно этот период мы переживаем сейчас. И хотя существуют работы, предлагающие рассматривать проект «информационного общества» как глобальную мифоуто-пию («самая большая мечта и самое большое научное заблуждение социологии и философии последних десятилетий», И.Д. Тузовский [11]) или вообще говорить о невозможности прогнозирования грядущих перемен в эпоху «текучей модерности» («Мы просто перестали надеяться на то, что эти изменения когда-то придут к концу», З. Бауман [1]), можно констатировать, что именно информационные технологии, воспринимаемые негативно и позитивно, определяют развитие общества в XXI веке.
Одной из тенденций развития современного информационного общества является изменение аксиологического статуса у практик, которые ранее имели маркер элитарных, связанных с высоким интеллектуальным статусом ее участника (чтение художественной литературы, слушание и понимание классического искусства, осознанное восприятие новейшего искусства и т.п.). Наиболее наглядно данная
тенденция выявляется при анализе образа читающего человека, самого процесса чтения, способов презентации книжных новинок в сетевых медиа в силу особого отношения к процессу освоения текста в эпоху тотальной визу-альности.
Книга и новые сетевые медиа
Концепция информационного общества ставит чтение в ряд практик, позволяющих участвовать в процессе передачи информации, а само участие в коммуникации воспринимается как благо для общества, т.к. процесс внедрения технических достижений во все сферы общества видится способом кардинального улучшения всех сторон жизни социума. Между тем ведущие философы и социальные теоретики (см. материалы доклада ЮНЕСКО «К обществам знания» (Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знаний», 2005)), рассуждая о грядущем переходе от общества информации к обществу знания, наделили информацию статусом вспомогательным, полагая, что это товар, и лишь знание как таковое может быть общественным благом. В этом смысле книга и отношения с ней определяют возможности современного человека на пути к посттехногенной цивилизации и обществу знания.
На наш взгляд, общество находится в точке пересечения нескольких противоположных моментов существования книги. Во-первых, глобальная сеть Интернет и ее возможности
делают доступ к книге массовым: можно купить бумажную книгу в Сети, можно купить электронную книгу, можно, наконец, воспользоваться пиратскими ресурсами. И хотя интерес к электронным изданиям неуклонно возрастал все первое десятилетие XXI века, исследования последних лет говорят о нарастании обратной тенденции. Сетевое издание «Colta» приводит данные, представленные на конгрессе «Рынок розничного распространения - 2016» в Гринвиче (Коннектикут, США), об увеличении роста продаж бумажных книг в 2015 году. (http://www.colta.ru/news/11535). Причем этот рост продолжился и в 2016 году, а возраст покупателей зафиксирован в диапазоне от 18 до 29 лет, т.е. вопреки опасениям, что молодежь однозначно предпочитает дигиталь-ность, это не применимо в отношении к книге. По данным российской службы статистики, проанализированным изданием «Российская газета» в сентябре 2016 года, продажи бумажных книг выросли и в России (на 6 %), что эксперты связывают с ухудшением экономического положения в стране («Социологами давно подмечено, что люди начинают больше читать в непростые времена» [4]), отсутствием периодических изданий на «бумажных» носителях (это является проблемой для той части населения, которая привыкла иметь дело именно с напечатанными газетами), а также было высказано предположение о замещении книгой иного культурного досуга в силу его удорожания (не поход в театр, а вечернее чтение).
Во-вторых, сами писатели определяют некоторые особенности информационного общества в негативном ключе, считая его важную часть, Интернет, капканом, который делает любого писателя заложником определенной репутации («ненастоящий»). Известный российский писатель А. Иванов, автор социально-психологических романов «Географ глобус пропил», «Коммьюнити», «Ненастье» и др. в интервью, данном С. Николаевичу для программы «Культурный обмен» (канал ОТР, 24 июня 2016 г.), сказал, что для него, как для автора, нет никаких преференций в том, чтобы существовать в интернет-пространстве: «виртуальное пространство априори не престижное - престижно только реальное. Хочется быть писателем престижным». Именно поэтому книга должна быть опубликована, овеществлена в бумаге. Данное мнение не имеет частного или узкопрофессионального (писательского) характера, а является определенным симпто-
мом времени, совпадающим с точкой зрения самого читающего субъекта (книга, скачанная в Интернете, может оказаться недостойным продуктом, тогда как издатель, вложившись, определенным образом делает легитимными отношения читателя и писателя).
В третьих, говоря о возможностях выбора книги в обширном информационном поле, необходимо признать, что эти возможности достаточно иллюзорны в силу невозможности многих потребителей книжной продукции оценить весь объем информации в иерархическом ключе, определить, что является не просто заслуживающим внимания в силу личных интересов (например, любви к жанру детектива), но и иметь общественный резонанс, формировать литературные тренды, пантеон новейшей словесности и т.д.
Именно поэтому все большую популярность набирают новые российские медиа, существующие, в большинстве своем, только в виртуальной среде, которые создают особую концептосферу «новой книжности», «новой книжной культуры», определяя большинство параметров восприятия книги. Речь идет о сетевых медиа Wondered, Горький, Afisha, Colta и др. За последние годы именно сетевые ресурсы за счет очевидной быстроты получения и обработки информации, активного присутствия в социальных сетях стали главным поставщиком сведений о том, что происходит в книжном мире. Каждый из этих сайтов имеет соответствующий раздел, посвященный книгам, за исключением медиа «Горький», который целиком сосредоточен на анализе всех видов этого искусства. Кроме того, важно учитывать декларируемый неконкурирующий характер данных ресурсов, что можно считать моментом отхода от морали консюмеризма: сетевые издания ставят активные ссылки на материалы друг друга, апелляция к критикам изданий имеет статус авторитетной и верифицирует перепечатку статей и рецензий, хотя сами материалы могут выходить в соглашении с известными издательствами и иметь коммерческий, а не информационный характер. Характерна уверенность создателя сетевого медиа «Горький» Б. Куприянова в неконфликтности всех участников глобального разговора о книге: «Слушайте, у нас миллионы друзей и ни одного врага. Все люди, которые занимаются просвещением в нашей стране и думают о книгах и чтении, - наши союзники. «Арзамас» (Просветительский проект «Arzamas.
Academy») - наши близкие друзья. Насколько я знаю, они очень переживают за наш запуск и дают нам советы» («Горький - это тоже мем»: про что будет писать новый сайт о литературе «Горький»).
Медиа и формирование книжных трендов
Анализ данных изданий невозможен без учета теории моды и формирования модных трендов в современной массовой культуре. В теории моды явления, ставшие стилеобра-зующими, принято называть трендами; в индустрии моды существуют люди, занимающиеся прогнозированием модных трендов, (trend forecaster, trend spotter, trend hunter, англ.) [9]. Если применить эту терминологию к обсуждаемой сфере, то станет очевидно, что есть писатели-тренды (тренд-сеттеры), как, например, В. Пелевин или В. Сорокин; произведения-тренды - например, «Как я съел собаку» Е. Гришковца; жанровые тренды, например, киберпанк, фэнтези или иронический детектив и т.п., и есть целый институт прогнозирования литературных тенденций - институт литературной критики (и это одна из главный функций литературной критики - предсказывать). Культуролог Малкольм Гладуэлл попытался понять и проиллюстрировать появление модных трендов, в том числе и через литературную моду. Он проанализировал факторы, которые делают малоизвестную книгу бестселлером, а также механизм порождения и функционирования слухов. По мнению Гладуэлла, новые тенденции подчиняются законам вирусной эпидемии. Он выделил три закономерности: закон меньшинства - в распространении социальных эпидемий большую роль играют отдельные личности (лидеры моды, авторитеты, музы); закон «заражения» - маленькие вещи создают большое влияние; закон силы среды -человек чувствителен к окружающей обстановке гораздо больше, чем кажется [5].
Именно данную функцию берут на себя новые медиа, прогнозируя новые тренды путем формирования особых стратегий презентации книжных новинок. Так, например, журнал «Афиша» создал проект о книгах, который можно считать пособием по новейшей мировой литературе в России XXI века, «Сто лучших романов XXI века». С помощью экспертного совета, в который вошли писатели, философы, культурологи, журналисты, критики, издатели, путем перекрестных ссылок на тексты, авторы проекта составили список новых романов без
ранжирования по значимости, и на каждый текст была представлена дополнительная рецензия авторитетного критика Л. Данилкина [10]. Поэтому читатель данных сетевых медиа, в нашем примере, журнала «Афиша», следующий этим рекомендациям, определенно входит в круг людей, следующих моде и модным тенденциям в области книг.
На наш взгляд, это формирует определенную картину мира у человека, доверяющего сетевым медиа и следующим за ними в выборе стратегии собственной жизни и программы чтения в частности. Основная черта данной картины мира - это ее «готовость», т.к. в ее основе - помещение книг в ряд иных масс-культурных явлений, вне зависимости от статуса книги и репутации представляемого автора. Книжная продукция оказывается в ряду модных трендов вообще, соседствует со списками отечественных и зарубежных сериалов, только что открывшихся ресторанов и т.п. Креолизованные тексты сайтов создают активный визуальный ряд, являющийся якорем для читателя сайта: можно открыть страницу о видеоиграх, а можно и о книгах.
Очень важно, что данная презентация связана с концептом «новое», обеспечивающим определенный социальный комфорт участнику данного типа коммуникации (я знаю, что «это» существует, или, как минимум, «слышал об этом»). Имеет значение не чтение как деятельность, а книга как объект, ее появление в гуманитарной сфере, причем это именно книжная новинка, «новость» в мире книг. Сама структура таких сайтов, например, сайта «Афиша. Daily», и не предполагает серьезной критической и литературоведческой обработки явлений словесности: важно именно ввести явление в обиход (хотя для этого сетевого издания работают и известные критики Л. Данилкин и К. Мильчин).
Второй концепт - «всеохватность», т.к. очевидно, что презентация книжных новинок определяется не столько потребностью в информации, сколько экономикой, маркетинговыми мероприятиями. Поэтому за счет чтения материалов сайтов можно в разное время получить представление о документальных книгах, книгах для летнего чтения, о феминизме и т.п. Читатель сайтов оказывается не в поле литературных текстов, а в поле «текстов о текстах» - рефлексии книжного обозревателя над новинками литературы. Этот книжный мета-текст формируется из рецензий, перекрестных
апелляций к специальным проектам сайтов (например, «10 лучших книг для детского чтения»). А за счет уже упоминаемых ссылок на материалы других сайтов (сайт «Афиша.Daily» ссылается на «Wonderzine», а тот, в свою очередь, на «Горький»), рецензирование приобретает генеративный (в понимании Н. Хомского) характер: к рецензии добавляются не новые сведения, а подробности, распространяющие метатекстовое образование.
Налицо некая стабилизация явления, и то, что действительно было новым и интересным, как, например, журнал «Афиша» двадцать лет назад, сейчас воспринимается вторичным. Поэтому создатели контента о книгах пытаются выработать стратегию от противного, разработать концепцию, которая снова вывела бы книги из семантического ряда новых городских объектов. В этом плане заслуживает внимания деятельность недавно появившегося сайта «Горький», который предложил новый взгляд на устоявшиеся приемы. Анализируя многочисленные выступления создателей «Горького» (Бориса Куприянова, Нины Назаровой и др.), можно определить пока не столько результат их усилий, сколько четкость миссии сайта.
Деконсюмеризм как миссия: возвращение к элитарности
В противовес дискретности и всеохватно-сти книжных обозрений, редакторы предполагают, что сумеют создать целостное семантическое поле для каждой упомянутой книги, смогут поместить ее в кросскультурный контекст, ориентируясь на издания, которые его предлагают, в частности, на «The New York Review of Books», «где рассматривают книги с различными подходами к одной и той же теме
- и старые, и новые, - когда отдельное издание не существует в вакууме, а складывается некая история чтения, идей, мыслей, образов» («Горький - это тоже мем»: про что будет писать новый сайт о литературе «Горький»).
Второй важный момент - отсутствие претензий на элитарность, «столичность», «круж-ковость» («тусовочность») в материалах о книгах. По мнению авторов ресурса, само название должно включить память о традиции в восприятии М. Горького как явления не столько столичного, сколько всероссийского («Горький
- фигура, которая ассоциируется с большой Россией, а не чем-то столичным, замкнутым в себе: это не что-то такое для искушенных, по-
священных - это, скорее, нечто очень простое, даже избитое, из учебника; доступное, понятное»; «Горький» - для людей, которым как раз не хватает какого-то культурного и книжного контекста и которые благодаря нам смогут компенсировать его отсутствие. Поэтому в первую очередь мы ориентируемся не на Москву, не на города-миллионники, а на регионы («Горький - это тоже мем»: про что будет писать новый сайт о литературе «Горький»)).
Принципиальная позиция в наполнении данного ресурса - в нем книжные новинки занимают лишь часть из предполагаемого объема информации для читателя. Сошлемся на слова автора идеи сайта Бориса Куприянова: «для читателя совершенно все равно, когда вышла книга - сейчас или 200 лет назад, - если он ее не читал. Для читателя каждая книга - новая, будь то "Преступление и наказание" или последний роман Пелевина» («Горький - это тоже мем»: про что будет писать новый сайт о литературе «Горький»). Поэтому на сайте есть раздел «заслуженно забытые книги, которые, однако, могут быть интересны читателю и естествоиспытателю», отрывки из новых романов и т.д. Вероятно, такое может позволить себе далеко не каждый издатель, но т.к. сайт - явление некоммерческое, его создатели, очевидно, имеют больший простор для воображения и реализации возникших идей. Результат такого подхода может показать только время, но, очевидно, что авторы взяли на себя сверхмиссию вывести книги из сферы чистого потребления.
Тем не менее, несмотря на программу, которую определяют для себя создатели того или иного сайта, при анализе контента выбранных для анализа ресурсов можно заметить одну важную особенность. С одной стороны, издания ориентированы на широкий круг читателей, они массовые, об этом и говорят программные заявления их создателей. Поэтому подобные ресурсы решают проблему самого доступа к знаниям, сформулированную ЮНЕСКО в качестве из главнейших и ведущих к кризису информационного общества, т.к. формируют некоторое тематическое, а иногда и проблемное поле современной словесности. С другой - сам подход к презентации книжных явлений, стиль критиков говорят о том, что книга не изменила своего элитарного статуса, несмотря на ее существование в виде текста, а не произведения, изданного на бумаге.
Сам стиль книжных рецензий, анонсов и интервью, а также рекомендательных списков
(например, «50 лучших документальных романов» и т.п.), которые предоставляют различные авторитетные персоны сетевым медиа, является сложным синтетическим образованием. В его основе - хорошее владение литературным языком, но с элементами разговорного стиля (на основе интержаргона и профессиональных жаргонов представителей различных субкультур). Но в большей степени его специфику характеризует активное использование научного стиля, что позволяет говорить о стилизации как жанровом явлении, или, в отдельных случаях, об имитации стиля научной статьи или рецензии. На наш взгляд, это не просто следствие репрезентации языковых личностей экспертов медиа, хотя этот фактор необходимо учитывать обязательно (так, Людмила Алябьева говорит о том, что в cultural studies, fashion studies многие термины не имеют адекватного перевода, адаптации на русский язык, а сценограф Галина Солодовникова говорит о том же в отношении теории театра - «Я изучала современный театр на аглийском и неидеально владею русской лексикой и терминологией для уже знакомых мне явлений»), но и вопрос определенной стилевой игры и обеспечения социального комфорта потребителю контента: читатель оказывается в круге посвященных. Так, исследуя проект «Книжная полка» сетевого журнала «Wonderzine», который позиционирует себя как «сетевое издание для девушек», можно определить образ предполагаемой читательницы журнала как не просто просвещенной девушки, разносторонне увлекающейся не только косметикой, но и авторским кино, и, что важно для нашего анализа, способной к научной рефлексии, восприятию такого, например варианта представления книги: «Механическая улыбка», замечательно иллюстрированная книга альбомного формата, которую я с удовольствием дочитываю в данный момент, посвящена эротизации и коммо-дификации женского тела в современной культуре (на примере тела модели) и становлению показов мод или «парадов манекенов», как они поначалу назывались» (Людмила Алябьева).
Проект предполагает систематическое освещение круга чтения ряда известных персон, среди которых шеф-редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева, директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, театральный критик Елена Ковальская и т.п.: они выступают как эксперты, рекомендуя около десяти книг, которые определяют их как личностей. Сам список книг включает в себя издания на многих европейских языках, что предполагает достаточную степень знакомства с языками и у читательницы сайта, а презентация книг является научной рецензией в миниатюре. Мы можем говорить о том, что чтение как элитарная практика сохраняет свое значение, и быть причастным к этой культуре означает быть одновременно высокообразованным, человеком с высокой духовной организацией и модным, следующим ведущим трендам в этом искусстве.
Таким образом, книга остается важнейшим компонентом гуманистической парадигмы грядущего общества знания. Вместе с тем очевидно, что огромное значение в современном обществе информации имеет не явление, а его презентация, за счет чего потребитель имеет дело не столько с книжным текстом (произведением), сколько с метатекстами: книжными рецензиями, анонсами, опросами, интервью, метапредметными связями, образующимися на уровне гиперссылок. Новые сетевые медиа начинают выступать в роли экспертов, определяющих границы и направленность чтения, акцентируя новизну и максимально широкий тематический объем литературных текстов, рецензии на которые в итоге и станут основой для картины мира современного человека - человека, доверяющего сетевым медиа и следующим за ними в выборе стратегии собственной жизни и программы чтения в частности. Книга помещается в один ряд с другими видами массовой культуры (еда, спорт, кинематограф и т.п.), но сохраняет статус культурного маркера в современном обществе.
Список литературы
1. Бауман, З. Текучая модерность / З. Бауман. - URL: http://polit.ru/article/2011/05/06/bauman/
2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М., 1999.
3. Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знаний». - URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001418/141843e.pdf
4. Гайва, Е. Пища для размышления / Е. Гайва // Рос. газ. - 2016. - 05 сентября.
5. Гладуэлл, М. Гении и аутсайдеры: почему одним все, а другим ничего? / М. Гладуэлл. - М., 2009.
6. «Горький - это тоже мем»: про что будет писать новый сайт о литературе «Горький»: интервью с редакцией // Афиша^аИу. - URL: https://daily.afisha.ru/brain/2811-pro-chto-budet-pisat-novyy-sayt-o-literature-gorkiy/
7. Культурный обмен с Сергеем Николаевичем: интервью с писателем Алексеем Ивановым. -URL: http://www.otr-online.ru/programmi/kulturnii-obmen-s-1267/pisatel-aleksei-ivanov-55112.html
8. Окинавская Хартия глобального информационного общества. - URL: https://ru.wikisource. org/wiki/Окинавская_Хартия_глобального_информационного_общества
9. Секачева, О. Заглядывая в будущее. Прогнозисты трендов: предсказатели или диктаторы? / О. Секачева // Теория моды. - 2006. - № 1. - С. 27-37.
10.Сто лучших романов XXI века // Афиша. - № 364. - URL: http://mag.afisha.ru/stories/100-luchshih-romanov-veka/100-luchshih-romanov-veka/
11.Тузовский, И. Д. Утопия XXI: глобальный проект «Информационное общество» / И. Д. Тузовский. - Челябинск, 2014. - 389 с.
Сведения об авторах
Селютина Елена Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и русского языка, Челябинский государственный институт культуры. Челябинск, Россия.
Селютин Андрей Анатольевич - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой теоретического и прикладного языкознания, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия.
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 13 (395). Philology Sciences. Issue 104. Pp. 106-112.
READING CULTURE IN MODERN COMMUNICATION PRACTICES: NETWORK MEDIA AND THE MODERN READER A PICTURE
OF THE WORLD
E. A. Selyutina1, A. A. Selyutin2
1 Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia. [email protected] 2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article analyzes the dynamics of reading culture in the society of global information. Reading is still the practice of the elites, despite the declared accessibility of knowledge in the post-industrial era. Formed a new reading culture, which is represented by "texts about texts" because in modern society value is not a phenomenon, and its presentation of the new network media are starting to play the role of experts, defining boundaries and reading direction, emphasizing the novelty and the widest thematic scope of literary texts, reviews of which eventually become the basis for a picture of the modern human world.
Keywords: global information society, post-industrial society, reading culture, consumerism, book trends, network media.
References
1. Bauman Z. Tekuchaja modernost' [Fluid modernity]. - URL: http://polit.ru/article/2011/05/06/ bauman/
2. Bell D. Grjadushhee postindustrial'noe obshhestvo [The future of post-industrial society]. Moscow, 1999.
112
E. A. Cenwmuua, A. A. Cenwmuu
3. Kul'turnyj obmen s Sergeem Nikolaevichem: interv'ju s pisatelem Alekseem Ivanovym [Cultural exchange with Sergey Nikolaevich: interview with the writer Alexey Ivanov]. - URL: http://www.otr-online.ru/programmi/kulturnii-obmen-s-1267/pisatel-aleksei-ivanov-55112.html
4. Gayva E. Pishha dlja razmyshlenija [Food for thought]. Rossiyskaya Gazeta [Russian newspaper], iss. 9 October, 2016. - URL: https://rg.ru/2016/09/05/rosstat-v-rossii-vyrosli-prodazhi-knig-kartoshki-i-moiushchih-sredstv.html
5. Gladwell M. Genii i autsajdery: pochemu odnim vse, a drugim nichego? [Geniuses and outsiders: why the fist have everything, and the latter have nothing?]. Moscow, 2009.
6. «Gor'kij - jeto tozhe mem»: pro chto budet pisat' novyj sajt o literature «Gor'kij»: interv'ju s redakciej [Gorky is a meme too': what a new website will write about literature 'Gorky: interview with the editors]. Afisha. Daily [Afisha Daily]. - URL: https://daily.afisha.ru/brain/2811-pro-chto-budet-pisat-novyy-sayt-o-literature-gorkiy/
7. Okinavskaja Hartija global'nogo informacionnogo obshhestva [Okinawa Charter of global information society]. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Okinavskaya_khartiya_globalnogo_ informatsionnogo_obshchestva
8. Sto luchshih romanov XXI veka [One hundred best novels of the 21st century]. Afisha [Afisha], iss. 364. - URL: http://mag.afisha.ru/stories/100-luchshih-romanov-veka/100-luchshih-romanov-veka/
9. Sekacheva O. Zagljadyvaja v budushhee. Prognozisty trendov: predskazateli ili diktatory? [Looking in the future. Predictors of trends: predictors or dictators?]. Teorija mody [Theory of fashion], iss. 1. 2006. Pp. 27-37.
10.Tuzovsky I. UtopijaXXI: global'nyj proekt "Informacionnoe obshhestvo" [Utopia of XXI: global project "Information Society"]. Chelyabinsk, 2014. 389 p.
11. Vsemirnyj doklad JuNESKO "K obshhestvam znanij" [Unesco's World Report "Towards Knowledge Societies"]. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843e.pdf