Научная статья на тему 'Чтение художественной литературы в Интернете: изучение современных читательских практик'

Чтение художественной литературы в Интернете: изучение современных читательских практик Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
15
0
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / МИКРОПАТРОНАТ / ПРОДВИЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ / INTERNET READING / READER / FICTION / HYPER TEXTUALISM / CREATIVITY / INTERACTIVITY / RECOMMENDATORY SERVICES / MICROPATRONAGE / READING ADVANCE

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Беляева Надежда Евгеньевна

Развитие информационно-коммуникативных технологий оказало значительное трансформирующее влияние на все сферы общественной жизни. Чтобы соответствовать современным требованиям, социальные институты, работающие с информацией и ее пользователями, в том числе удаленными, осваивают новые формы и методы взаимодействия с ними. В этом контексте в статье рассматривается чтение художественной литературы в глобальной сети Интернет, исследуются характеристики читателя художественной литературы и интернет-чтения. Отличительными чертами последнего являются: интерактивность как взаимодействие читателей с автором произведения и/или между собой и возможность оперативного отклика на произведение писателя; гипертекстуальность использование гипертекстовой технологии для самостоятельного создания содержания, выстраивания персональной траектории чтения. Креативность чтения проявляется двояко: с одной стороны, в процессе творческой работы с текстом читатель преломляет его через призму личного восприятия и реконструирует в своем сознании с помощью воображения, памяти, интеллекта, с другой он формирует новые смыслы посредством создания собственных текстов, сообщений, комментариев. Также читателем в интернет-среде реализуется новая читательская практика: мотивация и стимулирование писательского труда посредством микропатроната. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что знание особенностей современных читательских практик в Интернете поможет библиотечным специалистам совершенствовать библиотечно-информационное обслуживание в соответствии с требованиями времени, осуществить поддержку и продвижение чтения.

READING FICTION IN THE INTERNET: MODERN READER''S PRACTICES STUDYING

Development of informative and communicative technologies has made a considerable transforming impact on all spheres of public life. To meet modern requirements social institutions working with information and its users including remote ones master new forms and methods of interaction with them. In this context, the article deals with reading of fiction on the Internet; studies characteristics of Internet reading and readers of fiction. Some distinctive features of reading Internet fiction have been revealed. They include interactivity as interaction of readers with the author of the work and/or among themselves and a possibility of an operational response to the work of the writer; hyper textualism use of hypertext technology for independent creation of contents, building of a personal path of reading trajectory. Creativity of reading is shown in two ways: on the one hand, in the course of creative work with the text readers refract it through a prism of personal perception and reconstruct it in the mind by means of imagination, memory, intelligence, on the other hand, readers construct new meanings by means of creation of own texts, their messages, comments. New practice implemented in the Internet by the reader: motivation of the author and stimulation of literary work by means of micro patronage. The given analysis allows drawing a conclusion that knowledge of features of modern reader's practices on the Internet will help library experts to enhance library and information services according to contemporary requirements and encourage reading activities.

Текст научной работы на тему «Чтение художественной литературы в Интернете: изучение современных читательских практик»

УДК 02+004.738.5

Н. Е. Беляева

канд. пед. наук, Орловский государственный институт культуры E-mail: nabel74@yandex.ru

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНТЕРНЕТЕ: ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК

Развитие информационно-коммуникативных технологий оказало значительное трансформирующее влияние на все сферы общественной жизни. Чтобы соответствовать современным требованиям, социальные институты, работающие с информацией и ее пользователями, в том числе удаленными, осваивают новые формы и методы взаимодействия с ними.

В этом контексте в статье рассматривается чтение художественной литературы в глобальной сети Интернет, исследуются характеристики читателя художественной литературы и интернет-чтения. Отличительными чертами последнего являются: интерактивность как взаимодействие читателей с автором произведения и/или между собой и возможность оперативного отклика на произведение писателя; гипертекстуальность - использование гипертекстовой технологии для самостоятельного создания содержания, выстраивания персональной траектории чтения.

Креативность чтения проявляется двояко: с одной стороны, в процессе творческой работы с текстом читатель преломляет его через призму личного восприятия и реконструирует в своем сознании с помощью воображения, памяти, интеллекта, с другой - он формирует новые смыслы посредством создания собственных текстов, сообщений, комментариев.

Также читателем в интернет-среде реализуется новая читательская практика: мотивация и стимулирование писательского труда посредством микропатроната.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что знание особенностей современных читательских практик в Интернете поможет библиотечным специалистам совершенствовать библиотечно-информационное обслуживание в соответствии с требованиями времени, осуществить поддержку и продвижение чтения.

Ключевые слова: интернет-чтение, читатель, художественная литература, гипертекстуальность, креативность, интерактивность, рекомендательные сервисы, микропатронат, продвижение чтения

Для цитирования: Беляева, Н. Е. Чтение художественной литературы в Интернете: изучение современных читательских практик /Н. Е. Беляева //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 47-52.

Все чаще можно услышать утверждение, вые методы и стили работы с принципиально

что мир кардинально меняется. Изменения новой аудиторией интернет-ориентированных

касаются всего мирового сообщества: эконо- пользователей [7].

мики, политики, образования и других сфер Одной из традиционных социокультур-

деятельности [6]. Большое трансформирую- ных ценностей является чтение [4, с. 57], при-

щее воздействие на источники, каналы рас- чем на протяжении тысячелетней истории че-

пространения и потребителей информации ловечества его модальность неоднократно из-

оказывают интернет-технологии. Этот про- менялась: слушание, проговаривание, чтение

цесс неизбежно затрагивает сферу знаний и «про себя», чтение-письмо. Происходящие

информации, а также институты, обеспечи- глобальные изменения коснулись и этого фе-

вающие их функционирование. Цифровая ре- номена. Чтение в цифровой среде художест-

волюция происходит настолько стремительно, венной литературы диалектически вбирало в

что многие социальные учреждения с трудом себя предыдущие техники: устную, письмен-

успевают к ней адаптироваться, освоить но- ную и аудиовизуальную.

47

Библиотечным специалистам принципиально важно для понимания миссии библиотеки в сегодняшнем обществе иметь представление о современном состоянии чтения, в частности, о специфике читательской деятельности в интернет-пространстве, поскольку на нынешнем этапе интернет-чтение становится массовой практикой. Рассмотрим, какие специфические черты характерны для читательской деятельности в интернет-среде.

Прежде всего Интернет добавил к огромному репертуару чтения на традиционных носителях цифровые ресурсы, содержащие как сетевую оригинальную литературу, так и оцифрованную печатную. В Сети представ лены электронные библиотеки, литературно-художественные журналы, порталы, блоги и социальные сети, посвященные литературе и чтению, и т. п.

Таким образом, с одной стороны, с помощью интернет-технологий огромный массив художественных текстов становится доступен значительному количеству читателей, с другой -люди не могут ориентироваться в его качестве, не всегда владеют навыками поиска нужной информации, «тонут» в информационном шуме. Это негативная тенденция, которую современные библиотеки должны использовать для развития принципиально нового направления биб-лиотечно-информационного обслуживания -сопровождения чтения в цифровой среде.

Интернет-чтение имеет свои преимущества: оно представляет альтернативу печатному аналогу, отсутствующему в книжном магазине или библиотеке, у читателя цифровых текстов есть возможность создания особых условий чтения (подстройка текста «под себя»: выбор размера шрифта, аудиоформата), использования разнообразного носителя (стационарный или мобильный) и др. На некоторых особенностях интернет-чтения художественной литературы хотелось бы остановиться подробнее.

Интернет является альтернативным каналом распространения литературы и чтения. К его отличительным чертам относятся ликвидация монополии одного способа работы с

произведением, открытие инновационных форм взаимодействия автора, текста и читателя. Важно отметить, что в интернет-коммуникации имеет место не одностороннее, однонаправленное воздействие автора посредством произведения на читателя, а активное взаимодействие между коммуникаторами (создателями текста) и реципиентами (читателями). Отличительной чертой чтения в интернет-среде становится интерактивность как взаимодействие читателей с автором и/или между собой и возможность оперативного отклика на произведение писателя.

Стремление к диалогу с автором существовало и до появления интернет-технологий. Библиотеки традиционно использовали в своей культурно-просветительской работе такую форму, как встречи с писателями и поэтами, однако Интернет впервые предоставляет возможность немедленного включения читателя в процесс коммуникации по поводу текста. Отклик может быть дан моментально с помощью форумов, гостевых книг, чатов, блогов, электронной почты, что подразумевает получение информационных потоков из различных источников и ответную реакцию на них.

Другой отличительной чертой интернет-чтения является гипертекстуальность. В цифровой среде читатель получает возможность самостоятельно формировать содержание, задавать траекторию своего чтения с помощью гипертекстовой технологии. Развитию активного сотрудничества читателя с текстом способствуют постмодернистские художественные произведения, отличающиеся многоуровневой организацией, нелинейностью структуры, фрагментарностью (И. Кальвино, М. Джойс, Дж. Джойс, М. Павич и др.) [2, с. 59].

Гипертекст может быть использован и как источник мнений и суждений о произведении, зафиксированных в биографической, научной и художественной критике, информационно-вспомогательных материалах. Это делает процесс чтения более сложным и волевым, поскольку, погрузившись в виртуальный лабиринт гипертекстовых связей, достаточно сложно вернуться к исходному тексту, «происходит

48

"полная загрузка" мозга гиперсвязями текста как целостного информационного мира» [9, с. 174]. Такое состояние подобно развертыванию гигантского виртуального свитка в условиях, когда постоянно необходимо перерабатывать большие объемы информации.

Библиотеки могут применять гипертекстовую технологию для нахождения пользователем библиотечных уникальных и, что немаловажно, достоверных источников знаний; осуществлять мониторинг и экспертную оценку интернет-ресурсов, создавая тематические социальные закладки.

Чтение - это творческий процесс. Созданную автором реальность читатель преломляет через призму личного восприятия и реконструирует в своем сознании. Для этого ему необходимы интеллектуальные способности, воображение, чувства, память, опора на жизненный и читательский опыт, на всю его духовную сферу. В произведении даны лишь границы, внутри которых разворачивается собственная работа воспринимающего читателя, по которым направляется его фантазия, память, комбинирующая сила воображения и оценки. Конечный результат определяется творческой деятельностью читателя.

Процесс чтения представляет собой внутреннюю творческую работу: смену мыслей, образов, фантазий, воспоминаний, возникающих в сознании в момент восприятия текста. Читатель в некоторой степени повторяет путь, пройденный писателем, однако проходит его «не в точности по авторскому маршруту, а по-своему и - что всего важнее - с несколько иным результатом» [1, с. 62]. Значимо не только то, что читатель обретает глубокое понимание прочитанного, но и то, что вместе с тем создает в своем сознании новую реальность, приобщается к процессу творчества, обнаруживает в себе новые креативные возможности. Этот тезис особенно важен для понимания процессов чтения в интернет-среде, открывающей возможности выражения активной творческой позиции читателя.

Интернет-читатель имеет возможность не только читать, но и самостоятельно создавать

49

тексты. Можно говорить о переходе от чтения как интерпретации смысла к чтению как конструированию смысла посредством создания собственных текстов, сообщений, комментариев в процессе коммуникации в цифровой среде с себе подобными или автором произведения. Всё это активизирует творческую составляющую читательского процесса, ведет к развитию критического мышления, воображения, читательской компетентности.

Значительное количество существующих авторов и их творений приводит к затруднению коммуникации по поводу литературного произведения между читателями. Разрешению данной проблемной ситуации, интенсификации социально-коммуникативной функции литературы, расширению читательских возможностей содействуют рекомендательные сервисы, читательские отзывы и комментарии. Это позволяет выявить еще одну важную черту чтения в Интернете - доверие к приватному мнению.

В социальных сетях в настоящее время возникла устойчивая тенденция создания малых групп, доступных любым пользователям, для прочтения и онлайн-обсуждения определенных произведений. Библиотечные специалисты могут использовать данный тренд в своей работе, играя различные роли: участника группы или ее организатора.

Следовательно, интернет-среда поддерживает стремление читателей обозначить личную позицию, обменяться впечатлениями. Читатель выступает в цифровой среде как эксперт, критик литературного произведения, который активно реализует оценочную и рекомендательную функции в читательских блог-сообществах, рекомендательных сервисах (1МИОпе1;, ЫуеЫЬ, Х-НЬг18, Боокш1х, ЫЬ1!88то, Мои книги и др.), социальных сетях [3, с. 141].

Читатель также имеет возможность самостоятельно оценивать художественные произведения с помощью рейтингов. Интернет-критика, помогающая ориентироваться в современном литературном процессе и представленная на сайтах электронных библиотек,

литературных журналов, премий и конкурсов, дополняется субъективно-экспрессивными отзывами читателей на форумах, в гостевых книгах литературных сайтов.

Например, в электронной библиотеке Ьй-Ега (https://lit-era.com) читатели оставляют свои комментарии, выставляют оценки прочитанной книге. Таким образом определяется «Топ в разных жанрах» любимых читателями книг. Читатели могут дать оценку «Мне нравится» совершенно бесплатно либо за небольшое денежное пожертвование сказать: «Спасибо!», тем самым повышая рейтинг произведения, привлекая новых читателей. В библиотеке также выделен раздел «Бестселлеры» [8].

Рекомендательные сервисы, специализирующиеся на чтении, позволяют читателям объединяться по читательским интересам для общения; рассказывать о последних новинках литературы; создавать собственную электронную библиотеку, демонстрируя начитанность и литературные предпочтения; писать рецензии на произведение и др. Рекомендательные сервисы могут влиять на продвижение произведений, ориентированных на представительные, но специфические и слишком рассеянные по территории страны вкусовые группы, способствовать созданию сообщества и коммуникации читателей данной категории.

Если прочитанное произведение оказалось действительно значимым, интересным, в Сети реализуется механизм патронатной постфактумной оплаты труда автора путем перечисления читателем небольшой суммы создателю текста (фиксированной или по усмотрению самого человека) [5, с. 365]. Эта система позволит вознаграждать творцов в соответствии с полученным удовольствием от их произведений.

Можно утверждать, что читателем в интернет-среде реализуется новая читательская практика: мотивация писателя и стимулирова-

ние писательского труда. Тот факт, что читатель, а не издатель определяет с помощью сетевых рекомендательных сервисов что читать (при участии профессиональных экспертов, в том числе библиотекарей, «продвинутых» читателей), может способствовать повышению литературного вкуса, восстановлению и развитию культуры чтения.

Таким образом, чтение художественной литературы в Интернете отличается интерактивностью, гипертекстуальностью, креативностью, возможностью стимулирования писательского труда путем микропатроната.

Подводя итог, можно сделать вывод, что с учетом изученных характеристик деятельность библиотек по отношению к интернет-чтению представляет собой сопровождение: нахождение библиотекаря рядом с «продвинутым» читателем в цифровой среде на равных, создание неофитам благоприятных условий для осуществления читательской деятельности. Сопровождение чтения в цифровой среде предполагает реализацию информационного, экспертного, коммуникативного, образовательного подходов.

Информационный подход к интернет-ресурсам художественной литературы предполагает их выявление, оценку, описание. Выход библиотек в виртуальную среду влечет за собой модернизацию существующих, освоение ряда новых интерактивных методов и форм обслуживания читателей художественной литературы: ведение блогов, форумов, чатов, освоение сервисов социальных закладок, социальных сетей, вики-технологий. Это позволяет библиотекам стать ближе к пользователям, осуществлять диалог с ними, выходя за пределы библиотечных стен, определить свое место в интернет-пространстве, в результате чего максимально оперативно и качественно удовлетворять информационные потребности, возникающие в современном обществе.

1. Асмус, В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В. Ф. Асмус. - Москва : Искусство, 1968. -656 с.

2. Беляева, Н. Е. Интернет-ресурсы художественной литературы : практ. пособие / Н. Е. Беляева. - Москва : Литера, 2012. - 144 с.

50

3. Беляева, Н. Е. Молодежь и чтение в контексте Интернета / Н. Е. Беляева // Труды ГПНТБ СО РАН / Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. ред. А. Е. Гуськов. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2016. - Вып. 11. Современное чтение в контексте социокультурной модернизации / отв. ред. И. В. Лизу-нова. - С. 137-145.

4. Борусяк, Л. Ф. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов / Л. Ф. Борусяк // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2010. - № 3 (105). Июль - сент. - С. 53-65.

5. Долгин, А. Б. Экономика символического обмена / А. Б. Долгин. - Москва : Инфра-М, 2006. - 632 с.

6. Кащеев, Н. Русская колея : сопротивление будущему [Электронный ресурс] / Н. Кащеев // Ведомости : электрон. период. изд. - 06.11.2014. (№ 3710). - Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2014/11/06/soprotivlenie-buduschemu. - Дата обращения : 17.01.2017. - Загл. с экрана.

7. Кульбака, Н. Сошел ли мир с ума. Экономист Николай Кульбака о новом рынке знаний и девальвации института репутаций [Электронный ресурс] / Н. Кульбака // Ведомости : электрон. период. изд. - 2017. -16 янв. (№ 4241). - Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/01/16/673042-mir-s-uma. -Дата обращения : 17.01.2017. - Загл. с экрана.

8. Лит-эра [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа : https://lit-era.com. - Дата обращения 14.01. 2017.

9. Суминова, Т. Н. Текст, контекст, гипертекст: размышления о художественном произведении / Т. Н. Су-минова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 169-176.

Получено 28.04.2017

N. Beliaeva

Candidate of Pedagogic Sciences, Orel State Institute of Culture E-mail: nabel74@yandex.ru

READING FICTION IN THE INTERNET: MODERN READER'S PRACTICES STUDYING

Abstract. Development of informative and communicative technologies has made a considerable transforming impact on all spheres of public life. To meet modern requirements social institutions working with information and its users including remote ones master new forms and methods of interaction with them.

In this context, the article deals with reading offiction on the Internet; studies characteristics of Internet reading and readers of fiction. Some distinctive features of reading Internet fiction have been revealed. They include interactivity as interaction of readers with the author of the work and/or among themselves and a possibility of an operational response to the work of the writer; hyper textualism - use of hypertext technology for independent creation of contents, building of a personal path of reading trajectory.

Creativity of reading is shown in two ways: on the one hand, in the course of creative work with the text readers refract it through a prism of personal perception and reconstruct it in the mind by means of imagination, memory, intelligence, on the other hand, readers construct new meanings by means of creation of own texts, their messages, comments.

New practice implemented in the Internet by the reader: motivation of the author and stimulation of literary work by means of micro patronage.

The given analysis allows drawing a conclusion that knowledge offeatures of modern reader's practices on the Internet will help library experts to enhance library and information services according to contemporary requirements and encourage reading activities

Keywords: Internet reading, reader, fiction, hyper textualism, creativity, interactivity, recommendatory services, micropatronage, reading advance

51

For citing: Beliaeva N. 2017. Reading fiction in the Internet: modern reader's practices studying. Culture and Arts Herald. No 2 (50) : 47-52.

References

1. Asmus V. 1968. Voprosy teorii i istorii estetiki [Questions of the theory and history of an esthetics]. Moscow : Iskusstvo. 656 p. (In Russ.).

2. Beliaeva N. 2012. Internet-resursy khudozhestvennoy literatury [Fiction Internet resources]. Moscow: Litera. 144 p. (In Russ.).

3. Beliaeva N. 2016. Youth people and reading in the Internet context. Trudy GPNTB SO RAN. Vyp. 11. Sovremennoe chtenie v kontekste sotsiokul'turnoy modernizatsii [Proceeding of SPSTL SB RAS. Vol. 11. Modern reading in the context of sociocultural modernization]. Novosibirsk : SPSTL SB RAS : 137-145. (In Russ.).

4. Borusiak L. 2010. Reading as value among young Russian intellectuals. Vestnik obshchestvennogo mneniya: Dannye. Analiz. Diskussii [The Russian Public Opinion Herald: Data. Analysis. Discussions]. No 3 (105) : 53-65. (In Russ.).

5. Dolgin A. 2006. Ekonomika simvolicheskogo obmena [Economy of symbolical exchange]. Moscow : Infra-M. 632 p. (In Russ.).

6. Kashcheev N. 2014. Russian track: resistance to the future [Electronic resource]. Vedomosti [Statements]. Available from : http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/11/06/soprotivlenie-buduschemu (accessed : 17.01.2017). (In Russ.).

7. Kulbaka N. 2017. Whether the world has gone crazy. The economist Nikolay Kulbaka about the new market of knowledge and devaluation of institute of reputations [Electronic resource]. Vedomosti [Statements]. Available from : http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/01/16/673042-mir-s-uma (accessed : 17.01.2017). (In Russ.).

8. Lit-era [Electronic resource]. Available from : https://lit-era.com (accessed : 17.01.2017). (In Russ.).

9. Suminova T. 2006. Text, context, hypertext: reflections about the work of art. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and present]. No 3 : 169-176. (In Russ.).

Received 28.04.2017

Редакция научного журнала «Вестник культуры и искусств» приглашает авторов и читателей принять участие в подписной кампании

Подписной индекс журнала в объединенном каталоге «Пресса России»

48677

По вопросам подписки и приобретения журнала обращаться:

454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе 36а, каб. 11; тел./факс: (351) 263-87-73; e-mail: lib18@chgaki.ru. URL: http://chgik.ru/sectr_raspr_izdat_prod Волкова Елена Владимировна,

зав. сектором распространения издательской продукции ЧГИК

52