А.В. ТОНКОНОГОВ доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»
Культура человеческого мышления как социальный
феномен
Разнообразие представлений о степени эволюционного развития живых организмов на Земле не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о существовании разума и, как следствие, феномена мышления у кого бы то ни было, кроме человека. В общепринятом смысле мышление - отличительное свойство именно человеческой психики (высшая форма её проявления); «способность человека рассуждать ... процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях»1.
На нашей планете мышления в таком виде, как у человека, нет ни у кого. Поэтому именно человек смог не только освоить Земное и отчасти водное пространство окружающего его Мира, но и начать освоение Космоса, решая в значительной мере проблемы не столько выживания, сколько познания объективной и мифологизированной реальности.
Человеческое мышление как способность формировать логические умозаключения для решения поставленных жизнью или самим человеком задач не является однородным явлением. Существует мышление рефлекторное (постоянное), обусловленное необходимостью решения человеком вопросов жизнеобеспечения, которое ориентировано на оперативные и тактические цели и задачи. Этому виду мышления свойственно использование преимущественно базисов, созданных в бытовой сфере (так называемой житейской мудрости). Для конъюнктурного обывателя формирование и развитие такого мышления является особенно важным, так как именно бытовая
* Тонконогов Александр Викторович; e-mail: [email protected]
1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. М., 2010, с.
устроенность является для него и его социальной среды в большинстве случаев самым важным.
Совсем иная ситуация складывается, когда речь идёт о пассионариях (социально активных людях, способных пожертвовать собой ради идеи, часто недостижимой цели), их «пассионарный импульс поведения ... превышает величину импульса инстинкта
л
самосохранения»1. Для таких людей важнейшей составляющей их жизни является способность мыслить оригинально, уделяя проблемам собственно существования меньшее внимание, нежели вопросам познания себя и окружающего мира. Им свойственно стремление к развитию творческого мышления.
Мышление творческое как проявление развитого сознания и сверхсознания2 формируется, как и мышление рефлекторное под воздействием объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы: естественная объективная реальность (окружающий человека нерукотворный Мир); искусственно создаваемая человеком объективная реальность (сформированное посредством достижений в науке и технике ноосферное, в том числе виртуальное -кибернетическое пространство).
Субъективные факторы: природные способности, воля к развитию, пассионарность, физические особенности индивидуума; свойства психики, память, темперамент, характер.
Влияние естественной объективной реальности на мышление очевидно. Природная среда обитания и особенно окружающий макросоциум (мировое сообщество, национальное общество, культурные и религиозные сообщества), а также микросоциум (профессиональные коллективы, кровнородственные группы,
1 Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994, с. 607.
2 Сверхсознание - это состояние высшей активности сознания, обусловленное значительной концентрацией в ноосфере информации, поддающейся разумному объяснению и рациональному пониманию, характеризующееся нарастающим волевым участием человека в реализации потенциалов разума и духа (составляющих в своём единении сущность сознания), при этом разумное (рациональное) преобладает над чувственным (иррациональным).
психоэмоциональные - дружеские группы) воздействуют на формирование взглядов, мировоззренческих императивов человека весьма существенно, а последние иногда и определяют стереотипы мышления и как следствие поведения людей.
В современном мире столь же существенное влияние на мышление оказывает искусственно создаваемая объективная реальность: ноосферное и виртуальное пространство1. Его влияние разнообразно: прямое - на пользователей средств электронных телекоммуникационных систем; и опосредованное - через общую среду обитания, зависимость современно мира (всех общественных отношений) от инновационных технологий.
Современный человек всё также зависит от природы, но если говорить о мышлении, то в большей степени люди, живущие в технологически развитых обществах, зависят от самого социума, т. е. как от макро, так и микросообществ. Поэтому наряду с природной средой, от которой во многом зависят до сих пор все социумы (независимо от развитости экономик, культур и т.д.), важна общественная среда обитания людей. Именно она оказывает решающее влияние на мышление. При этом, как уже указал автор, в современном мире всё большее значение имеет искусственно создаваемая реальность - виртуальное пространство.
Но объективные факторы воздействуют на людей неодинаково, что предопределено индивидуальными особенностями каждого человека. Мышление людей в принципе формируется (в одинаковой зависимости) наряду с объективными также и от субъективных факторов.
Действия человека, его поступки предопределены его инстинктами, но у большинства людей в значительной степени - взглядами, мировоззренческими императивами, осознанно и (или только)
1 См.: Стельмах А.П., Тонконогов А.В. Кибернетическая безопасность: понятие и сущность феномена // Социально-гуманитарные знания, 2013, № 2.
полуосознанно формирующимися и развивающимися в процессе мышления, который происходит постоянно на обыденном уровне и в периоды индивидуальной или коллективной творческой активности на научно-теоретическом уровне.
Эта активность характерна для обществ и людей, которые уже принципиально решили проблемы существования как такового: они имеют хотя бы минимальные возможности для своего жизнеобеспечения, т. е. проблема физического выживания не является самой актуальной, хотя и возможно ещё наличие определённых проблем.
Самым ярким проявлением творческой активности во все периоды развития человечества до сегодняшнего момента является культура с её реальными шедеврами в виде книг, картин, архитектуры, музыкальных произведений и т.д.
Культура человеческого мышления до момента её проявления в деятельности людей незаметна, в отличие от национальной культуры (народной, элитарной), которая представлена чаще всего яркими образцами искусства, науки и техники, т.е. есть ритуальными и атрибутивными вещными элементами. Но значение для развития человеческого сообщества культуры мышления несмотря на её латентность универсально и глобально. Она влияет на жизнь каждого человека, социальных макро и микросообществ в любом национальном пространстве и мировом социуме в целом.
От того, как человек мыслит, оставаясь наедине со своими чувствами и желаниями, зависит, какие цели он сформулирует для себя и каким образом будет реализовывать свои индивидуальные потенциалы для достижения социально одобряемых или делинквентных, т. е. преступных, и, как следствие, неодобряемых обществом результатов своей жизнедеятельности.
Важнейшей и первой основной составляющей процесса формирования мышления, культуры человеческого мышления является язык. Любая нация - это сообщество, характеризующееся не столько общностью материальных, сколько духовных ценностей, т. е. ценностей ментальных, к которым относится, в первую очередь, национальный язык. Само формирование нации невозможно без основного средства коммуникации, межнационального общения - языка. Его латентные изменения могут как способствовать укреплению традиционной ментальности, так и оказывать деструктивное влияние на духовное развитие общества. Исследователи справедливо отмечают: «Если вы хотите почувствовать своеобразную психику данной национальности, -
л
изучайте язык её»1. Язык доступен всем социальным группам, развиваясь и деформируясь в которых, он приобретает своё общенациональное своеобразие.
Анализируя основные отличительные признаки, характеризующие то или иное человеческое сообщество как единую нацию, можно оправданно выделить среди семи наиболее важных (наряду с общей территорией обитания, на которой достаточно долго проживает данное сообщество) единый язык общения, посредством которого и осуществляются наиболее важные информационные связи и функции государственного управления. Именно общий язык является фундаментом для формирования единой национальной культуры и этики и такого тонкого психологического феномена, который в психологии называется коллективным бессознательным2. Это достаточно важное обстоятельство, так как во многом именно на бессознательном уровне происходит формирование национального самосознания и патриотического сознания.
1
Овсянико-КуликовскийД.Н. Психология национальности. Пг., 1922, с. 23.
2 См.: Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.
Данный процесс во многом зависит от информации, которую человек получает целенаправленно или неосознанно (латентно), участвуя (даже пассивно на бытовом уровне) в социальной жизни. На человека, пассивно воспринимающего информацию, оказывают основное влияние средства массовой коммуникации (СМК), в том числе электронные (главным образом, телевидение, радио; в несколько меньшей степени - периодические печатные издания). Поэтому индивидуальная культура таких лиц формируется массовой культурой, которая имеет более универсальные черты, нежели национальные уникальные специфические характеристики, а, значит, способствует укоренению наднациональных непатриотичных стереотипов мышления и поведения.
В этом контексте также важно обратить внимание на основной элемент культуры - язык, употребляемый для передачи информации СМК и представителями масскультурного сообщества. Их языковые пристрастия определяются одним требованием: простота через сленговую универсальность. Лица, не имеющие иных - вечных источников информации в виде книг - обедняют свой словарный запас и мыслят теми же или даже ещё более примитивными категориями, посредством которых они социализируются.
Самый эффективный способ сохранения языка, культуры речи - это обращение к произведениям элитарной литературы, главным образом, к мировой и отечественной классике. Литература как производное языка в этом случае позволяет оградить сознание человека, целых социальных групп от агрессивного вербального воздействия, так как у людей вырабатывается своеобразный этический, интеллектуальный и эстетический иммунитет.
Если во всех сферах общественных отношений преобладает не литературный язык и даже представители политической и финансовой элиты (по крайней мере, воспринимающиеся обществом как таковые)
используют жаргон, происходит всеобщая интеллектуальная и, как следствие, этическая и эстетическая деградация. Но обезопасить своё сознание, свой духовный мир в значительной степени всё-таки возможно.
Человек, познающий окружающий мир во всём его многообразии через элитарные произведения искусства, литературу и научные источники, не может мыслить, не опираясь на усвоенные им сознательно и неосознанно дефиниции и представления, выраженные, в том числе вербально (в отличных от создаваемых СМК и массовой культурой образах).
Культура мышления формируется постоянно - это процесс, который происходит от момента начала сознательной мыслительной деятельности до момента её прекращения (смерти или слабоумия). Культура как высокое развитие и умение2, в том числе мыслить, позволяет укрепить взаимную связь человека и общества, общества и человека. В любые периоды истории и в любой стране существовали и существуют люди, обладающие высокой культурой мышления и существующие без неё, неспособные мыслить иначе, кроме как на обыденном уровне.
В этой связи следует указать, что культура человеческого мышления - феномен, требующий всестороннего изучения с точки зрения социальной философии, психологии, социологии, конфликтологии, педагогики, права, филологии, кибернетики и киберологии1.
Культура человеческого мышления - это социальный феномен, присущий человеку духовному, осознающему объективное и личностное бытие, характеризующийся способностью к логичным и алогичным, рациональным и иррациональным умозаключениям посредством
2
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, с. 261.
1 См.: Стельмах А.П., Тонконогов А.В. «Киберология» как научная дисциплина // Социально-
гуманитарные знания, 2013, № 1.
использования элитарных этических, интеллектуальных и эстетических образов, категорий и принципов.
Социальные конфликты, которые сопровождают нашу повседневную жизнь и также часто потрясают целые страны и общества, весь мир, являются следствием деформированного сознания, характеризующегося очень низким уровнем или почти полным отсутствием культуры мышления. Именно такое антикультурное (неэтичное, неэстетичное, низко интеллектуальное) мышление приводит к алогичным выводам: война двигатель прогресса, уничтожение (сокращение) населения планеты во имя сохранения прогрессивной эволюции человеческой цивилизации и прочее.
Человечество не обладает целостной универсальной культурой мышления и поэтому оно разобщено и уязвимо перед Природой, Космосом и даже перед собой при всех существующих достижениях в технике и технологиях. Деформированная культура мышления у политиков, финансистов, иных социально активных групп населения предполагает эволюцию их сознания вне признанных норм и правил морали, использование своего интеллекта не во благо человечества, а исключительно в узкогрупповых интересах.
При этом можно без сомнения утверждать, что иначе как ущербным нельзя назвать человека, который начинает даже мыслить (а не только разговаривать) языком субкультурного сленга (например, криминального) и (или) идиоматическими нецензурными оборотами речи. Поэтому необходимо целенаправленно формировать культуру речи. Для этого следует более детально разработать программу защиты русского языка в контексте Федеральной целевой программы «Русский язык» (20112015 г г.)1.
1
См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 492. «О Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011-2015 г.г.».
В этой связи начать следует с использования средств массовой информации, в частности, самого популярного - телевидения. На телевизионных каналах, созданных с участием государства, следует начать пропаганду как отечественной, так и мировой классики в сфере кинематографа, живописи, архитектуры, музыки, литературы. В данном контексте автор считает полностью справедливым утверждение писателя И. Волгина: «Подлинную культуру надо именно насаждать»2.
Увлечение техникой и технологиями - беда, если кроме интеллекта или ещё хуже механического применения знаний нет этики и эстетики. Формировать нравственные, эстетические основы должно всё: семья -школа - Вуз - СМИ - улица (в смысле социальной рекламы). Печально сознавать, что современная российская школа и система образования в целом не предполагают развитие в молодежи национальной культуры как таковой и культуры мышления в том числе.
У общества нет новых национальных уникальных идеалов, нет ориентиров для внешнего подражания, для формирования стереотипов мышления их нет тоже - их просто ясно и чётко не определили и не предложили. Попытка же заменить советскую систему ценностей конфессиональной провалилась. Во-первых, истинно верующих оказалось немного; во-вторых, при наличии множества религиозных организаций и их равенства перед законом гегемонизм какой-то одной или коалиции наиболее крупных конфессиональных объединений оказался невозможен. В итоге общество имеет идейный вакуум, и этот вакуум во многом заполняется масскультурным суррогатом иностранного производства или отечественными продуктами того же содержания, сделанными по вестернизированным западным образцам.
Следствием данного рода деструкций можно назвать ментальное разрушение общества: интеллектуальную, эстетическую и этическую деградацию независимого индивида и целых социальных групп. Автор
2
Новоселова Е. Братья до крови // Российская газета, 2012, №249(5922), 29.10, с. 9.
убеждён в том, что при отсутствии культуры мышления невозможно прогрессивное развитие отдельной личности и общества в целом. Поэтому культуру мышления необходимо формировать.
В современных условиях это, с одной стороны, затруднительно, так как люди не желают даже читать в целях повышения своего интеллектуального, эстетического, этического, т. е. духовного уровня. В эпоху глобализации, как справедливо подчёркивал С.П. Капица:
Л
«Именно культура стала главной жертвой прогресса»1.
Но, с другой стороны, в условиях формирования клипового сознания, ориентированного на предлагаемые средствами массовой коммуникации образы, этот процесс (формирования культуры мышления) упрощён: можно и нужно предлагать образцы элитарной (высокой) культуры. Если государство выполнит свою обязанность (да, именно обязанность) и воспользуется правом осуществлять меры по духовному развитию российской нации, всех народов её образующих, то развитие культуры как таковой и культуры мышления в частности, станет планомерным, системным, комплексным процессом. Для этого необходимо, в общем-то, минимум материальных затрат.
В условиях демократии люди должны иметь ежеминутный выбор (это их право) между иностранным кино-видео или иным продуктом духовного производства и отечественным, между развлекательной программой и исторической, посвящённой великой истории России, её великим представителям. Автор убеждён в том, что рейтинги таких передач, фильмов, средств массовой информации будут высоки, так как значительная часть общества на подсознательном уровне желает вместо псевдокультурного суррогата получать продукты элитарной культуры.
1
Цит. по: Медведев Ю. Историческое время сжалось до предела // Российская газета, 2013, № 4(5980), 14 января, с. 10.
Задача ещё вчерашнего дня - создать условия для формирования в российском обществе культуры мышления с национальной уникальной спецификой. Курс на универсальность - губительный для России путь. Это уже поняли в Западной Европе, фактически объявив о провале политики мультикультурализма. Что ж, в данном случае можно ориентироваться на Великобританию, Германию, Францию, чтобы не повторить их ошибки.
Автор подчёркивает, что в предлагаемом контексте он и сам против погони «за ведьмами» и с большим удовольствием ещё раз познакомится, благодаря телеканалам, образованным при участии государства, с классикой мирового кинематографа, оперы, живописи и других направлений искусства, а также науки. Но всё это должно быть равно пропорционально с пропагандой отечественной истории, культуры и науки. Данные элементарные меры в целом помогут формировать духовность российского общества, в том числе позитивную прогрессивную культуру мышления, что повлечёт высокую культуру действия и в повседневном быту, и на работе, и в обществе в целом.
Таким образом, с помощью использования средств массовой коммуникации, главным образом электронных средств массовой информации, будет происходить формирование интеллектуальной, этической, эстетической, т. е. в целом духовной составляющей личности и культуры человеческого мышления, в частности.
На этот процесс оказывают постоянно открытое и латентное влияние следующие факторы: развитие языка межнационального общения; образовательный процесс во взаимосвязи с наукой; традиционные социальные и нетрадиционные антисоциальные светские идеологии, религиозные и псевдорелигиозные учения; внедряемые национальной и универсальной (вестернизированной) массовой и элитарной культурой - стереотипы мышления и поведения; общее
духовное (интеллектуальное, этическое, эстетическое) состояние макросоциума (мировой социум, национальное сообщество -глобальный уровень общения) и микросоциума (семья, профессиональные и иные психоэмоциональные группы - непосредственный уровень общения).
Многофакторность воздействия через СМК (ЭСМИ) на психику человека и, как следствие, на формирование его мышления предполагает необходимость комплексного изучения данного процесса и самих факторов воздействия, а также соответствующих средств и методов. При этом следует акцентировать внимание на том, что феномен культуры человеческого мышления достаточно сложен и многогранен, поэтому его формирование это более глубокий процесс, нежели простое воздействие через СМК (ЭСМИ) на индивидуальное, групповое и массовой сознание. Но формирование культуры человеческого мышления с использованием средств массовой информации может стать началом планомерного формирования элитарного мышления.
От того, насколько эффективными будут способы воздействия на развитие культуры людей, в том числе на уровне их мышления, будет зависеть, каким обществом станет российский социум, сможем ли мы сформировать, если не новый суперэтнос, то хотя бы гражданскую российскую нацию, что приведёт либо к сохранению России как целостной, суверенной державы, либо, в случае разобщённости российского общества - к дальнейшему (после СССР) распаду нашего Отечества.
Следовательно, в целях повышения эффективности деятельности в области сохранения и прогрессивной эволюции российской культуры, науки, искусства, экономики и политики необходимо формирование государственной политики духовного развития российского общества, в том числе развития культуры человеческого мышления.
Тонконогов А.В. Культура человеческого мышления как социальный феномен. Статья посвящена проблемам формирования и развития культуры человеческого мышления как общественного феномена и его влиянию на социальные процессы во всём мире, в том числе и в современной России.
Ключевые слова: человеческое мышление, культура, мировой социум, виртуальная реальность, сознание, современная Россия.
Tonkonogov A.V. Culture of human thought as a social phenomenon. Article is devoted to the formation and development of the culture of human thought as a social phenomenon and its impact on the social processes around the world, including in Russia.
Key words: human thought, culture, global society, virtual reality, consciousness, modern Russia.