Научная статья на тему 'Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России'

Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1315
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SPIRITUAL SPACE / РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ. / RUSSIAN NATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

В статье рассмотрен феномен массовой культуры и его влияние на духовную жизнь мирового и российского социума, выявлены позитивные и негативные аспекты развития массовой культуры, а также проблемы формирования единого духовного пространства России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the phenomenon of a mass culture and its influence on a spiritual life of world and Russian society is considered, positive and negative aspects of development of a mass culture, and also a problem of formation of uniform spiritual space of Russia are revealed

Текст научной работы на тему «Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин ==

А.В. ТОНКОНОГОВ кандидат философских наук, доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России*

Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России

Массовая культура является уникальным социальным феноменом, активно развившемся в XX в. благодаря появлению новых средств массовой коммуникации. Всепроникающее влияние масскульта объясняется тем, что он незамедлительно реагирует на изменения в социально-политической, экономической сферах, он доступен и понятен большей части общества. Поэтому успешно конкурирует с национальными, а также элитарными культурами, т.е. культурами, существование которых не ориентировано, главным образом, на коммерческий успех, чьи образцы не являются продуктами постоянного массового потребления.

Существенное влияние массовой культуры на жизнь общества очевидно, особенно в области формирования общественного сознания. В современном мире масскульт стремится удовлетворить любые (в том числе низменные) потребности людей, пытаясь извлечь из этого максимальную прибыль (сверхприбыль).

Массовая культура - это культура массового человека, который считает, что его личные желания являются самыми значимыми, а представления о нравственных и эстетических идеалах самые верные. Массовый человек предпочитает жить «без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить»1. Таким образом, масскульт в большинстве случаев негативно

*

Тонконогов Александр Викторович, e-mail: а1екаагкМопкоподоу @yandex.ru

1 Бердяев Н. Философия неравенства. Берлин, 1923, с. 121.

сказывается на духовном развитии личности и отдельных социальных групп, активно пользующихся его продукцией. Но несмотря на то, что массовая культура на данный момент в основном представляет собой сложное и часто деструктивное явление, возможно использование её конструктивных потенциалов в сфере обеспечения национальной безопасности. Пренебрежительное отношение к процессам, происходящим в области массовой культуры, недопустимо. Особенно это актуально в условиях, когда значительная часть граждан России получает информацию в основном посредством 2-х телепрограмм и «радиоточки», которые предлагают обществу нескончаемые юмористические передачи и «мыльные оперы» (отечественного и зарубежного производства). Родина М.В. Ломоносова, ПР. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина, П.И. Чайковского, К.Э. Циолковского, М.А. Шолохова, Д.Д. Шостаковича, С.П. Королёва и других великих людей тонет в океане пошлости и серости. Люди, с трудом решающие проблемы «хлеба насущного», уходят в мир деструктивных иллюзий, не способных привести к решению реальных вопросов социальной жизни. Ширпотребность, низкопробность, убогость российской массовой культуры - реальная угроза духовной безопасности современной России.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» указывается: «Главными угрозами ... в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры»1. Некачественный масскульт в прямом смысле развращает общество, разрушительно воздействуя на ментальность народов нашей страны, способствуя деформации национального патриотического самосознания (особенно у молодёжи).

Вместе с тем, следует указать и на позитивную сущность массовой культуры, благодаря которой «права, нормы и ценности, стремления, привилегии, культура - всё то, что когда-то составляло исключительное достояние высших классов, -распространяется теперь на всех»2. Современная массовая культура в некоторых своих наивысших проявлениях (образцах)

1

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537) // Российская газета, 2009, 19 мая, № 88 (4912), с. 15-16.

2 BellD. The of ideology. Glecoe (III), 1964, р. 20-23.

уже вполне обоснованно конкурирует с культурой официальной (в большинстве случаев - элитарной). Как следствие массовая культура, предоставляющая всем желающим реализовать свои даже минимальные творческие потенциалы, стала существенным фактором формирования единого духовного пространства мирового социума в целом и современной России, в частности.

Творчество масс - это высвобождение внутренней энергии развивающихся личностей, это поиск гармонии с обществом и природой, всем окружающим современного человека миром. Поэтому любое творчество, в том числе выражающееся в массовой культуре, во многих случаях можно и нужно поддерживать. Тот факт, что «советская культура способна быть носительницей благовестия» признаётся и самой влиятельной в России религиозной организацией - Русской Православной Церковью, в основах социальной концепции которой это указывается. Однако, «если ... культура противопоставляет себя

Богу ... превращается в антикультуру, то Церковь противостоит

- 1 ей» .

Массовая культура - неизбежный атрибут современной духовной жизни и с ней нужно считаться, не принимая безоговорочно все её продукты, но формируя её с учётом специфики национальных культур народов нашей страны. Только в этом случае масскульт (в новом приобретённом качестве) можно использовать как позитивный фактор обеспечения национальной (духовной) безопасности современной России, формирования её духовного пространства. Массовая культура, вне всякого сомнения, в любом случае уже сама по себе (и в деструктивных формах также) является реальным фактором формирования духовной сферы современного общества. При этом масскульт соединяет в себе официальную и неформальную составляющие, латентно конкурирующие между собой, в том числе и в российском социуме.

Поскольку массовая культура осуществила «привлечение самых широких народных масс, которые прежде практически не были вовлечены в культуру»2, то её доминирование над элитарной культурой в духовной жизни общества было предопределено ещё со средних веков. Однако только с середины XX в. масскульт стал реально влиять на социальные

1

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001, с.111,

112.

2

НазарчукА.В. Этика глобализирующегося сообщества. М., 2002, с. 337.

процессы посредством формирования оригинальных стереотипов мышления и шаблонов поведения, т.е. массовая культура, являясь продуктом духовной деятельности определённой части общества, одновременно с этим оказывает постоянное воздействие на сознание значительной части населения. Таким образом, массовая культура как общественный феномен представляет собой уникальное социально-психологическое явление, влияющее на все сферы развития современной человеческой цивилизации.

В современных условиях масскульт выступает в качестве универсальной сферы, в которой общественное производство, информация, капитал, знание, маркетинг, торговля объединились в единой схеме экономического обмена1. Массовую культуру во многих случаях воспринимают как культуру коммерческую, которая вынуждена «соответствовать требованиям рынка и его стремительно меняющимся запросам2. Эта точка зрения в значительной степени оправдана, так как только немногие образцы масскульта и его представители возвысились над убогостью и примитивизмом среды, создающей массовую культуру. Немногие способны искать истину и красоту, забывая о материальной выгоде.

Стремление к прекрасному, уяснение эталонов красоты, высших эстетических абсолютов способствует творческому развитию, в том числе в области профессии (ремесла), следовательно, напрямую влияет и на материальное производство. Решение практических (бытовых) проблем в современном мире затруднено именно из-за преобладания в общественном эстетическом сознании - дурновкусицы. В то же время необходимо особо отметить, что «чем более искусство способствует реализации целей других общественных институций, тем хуже реализует свои собственные»3. Ориентация на удовлетворение сиюминутных насущных (в большинстве случаев, примитивных) потребностей людей искореняет высокий дух искусства, превращает великое искусство, создающее вечные шедевры в «лубочное», поставляющее

1

Hall S. The centrality of culture notes on the cultural revolutions of our time // Media and cultural regulation. Sage, 1997, р. 207-239.

Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2008, с. 92.

3 Graff P. Sztuka jako system. Warszawa, 1987, S. 52.

обществу kitsch (дешёвку, безвкусную массовую продукцию, рассчитанную на внешний эффект1).

Доминирование массовой культуры на данном этапе развития человечества объясняется тем, что основная часть общества в любой стране и во все времена не имела возможности приобщаться к культуре элитарной (культуре для избранных, высших классов, сословий, социальных групп). Трудности бытовой жизни, каждодневная борьба за выживание не оставляли огромному количеству людей никаких сил для активной духовной жизни. Поэтому люди стремились к быстрому, примитивному, но понятному им на уровне подсознания удовлетворению своих эстетических потребностей. Эту возможность им предоставляла народная (в последствии отделившаяся от массовой) культура, которая, в свою очередь, не находилась в стагнации и постоянно развивалась, представляя миру уникальные образцы, порою шокирующие элиту, но одновременно с этим сближающие её с простыми людьми. Однако стремление элит к утверждению своего превосходства над «чернью» никогда не позволяло и не позволяет до сих пор элитарной и массовой культуре стать единым целым. Эта ситуация характерна для любого общества и любой эпохи. Элита всегда пыталась создать и обособить свою культуру, простой народ удовлетворял свои духовные потребности, создавая альтернативную культурную сферу. Однако взаимное влияние этих культур в информационном обществе (в отличие от предыдущих этапов развития мирового социума) стало прямым и непосредственным. Это позволило сократить разрыв и дистанцию непонимания между разными социальными слоями в обществе, но одновременно с этим обнажило и усилило явные противоречия, в том числе в сфере духовной жизни.

В этой связи следует отметить, что в России феномен массовой культуры уникален ещё и тем, что фактически заменил культуру народную. Это обстоятельство в значительной степени предопределило (можно сказать генетическую) связь элитарной и массовой культуры в нашей стране, что, с одной стороны, позволяло до определённого момента масскульту создавать образцы, конкурирующие с образцами элитарной культуры, однако, с другой - негативно влиять на развитие культуры в целом.

1

См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М., 1984, с. 583.

Духовная развитость нации в современных условиях в гораздо меньшей степени зависит от культурно-исторического наследия, которое очень часто целым социальным группам населения оказывается просто недоступно или даже неизвестно. Это обусловлено прозаическим обстоятельством: осуществить путешествие по России большинство наших граждан не в состоянии из-за элементарных финансовых трудностей, но, вне всякого сомнения, всё общество подвержено постоянному влиянию средств массовой коммуникации. Именно они распространяют массовую культуру по всему миру, не встречая каких-либо преград. По сути, сами СМК - это главный компонент современной массовой культуры. Именно их развитие напрямую влияет на духовное состояние общества, его отношение к народной, элитарной и массовой культуре.

Одним из самых влиятельных средств массовой коммуникации являются средства массовой информации. СМИ -это эффективное орудие внутренней и внешнеполитической пропаганды, необходимый атрибут социально-политического управления, функционирования экономического механизма,

распространения культуры, мощный инструмент воздействия на

1

сознание и поведение людей .

Информационное общество, предпочитающее национальной культуре массовую культуру, психологически уже зависит от радио и телевидения, «жёлтой» прессы, современного фольклора, представленного творчеством бардов, рок-музыкантов, художников-анангардистов, анекдотов, псевдонаукообразных слухов и т.п. Взаимосвязь массовой культуры и средств массовой информации приносит в условиях современной России страшные, уродливые плоды в виде наднациональных стереотипов поведения, извращения эстетических и морально-этических ценностей и норм.

Трудно переоценить влияние на общество телевидения (ТВ). Дети, интеллектуально развитая и деградирующая молодёжь, пожилые люди, высшие государственные чиновники, алкоголики и наркоманы, технически подготовленные к использованию современных достижений техники и неумеющие даже включить компьютер люди - все смотрят в экран, который может представить как позитивную, так и негативную информацию. Современное ТВ в большинстве случаев угнетает. Этому есть

1

См.: Геополитика (Популярная энциклопедия)/Под общ. ред. В. Манилова. М., 2002, с. 540.

объяснение: телевизионная картинка «более эффективна в своем разрушительном воздействии на способность суждения, т.е. на способность человека самостоятельно мыслить»1. В процессе воздействия на сознание обществ разных стран с целью его деформации используются все существующие (в том числе электронные) средства массовой коммуникации.

Исключительное влияние в современном мире на формирование общественного сознания, национального самосознания оказывают электронные средства массовой информации, в частности, Интернет, глобализирующий отношения индивидуумов вне зависимости от их пола, возраста, этнической и религиозной принадлежности. Ориентируя свою деятельность на пробуждение в человеке примитивных психофизиологических инстинктов, информационные киберсистемы превращают всю планету в «глобальную деревню»2, которая из-за своей примитивной узкогрупповой и малопростанственной ментальности ограничивает личность в её духовном развитии. Доступность некачественной информации, в том числе деструктивной продукции массовой культуры (видеоигр, фильмов, развлекательных интернет-сайтов), является прямой угрозой духовности нашего общества. Поэтому контроль за виртуальным пространством -это, прежде всего, вопрос обеспечения духовной (информационно-психологической) безопасности.

Попытка создать некую виртуальную наднациональную ментальность в настоящее время вполне очевидна. Какие структуры и (или) лица стоят за этим процессом сказать достаточно трудно. Возможно, это те неформальные организации, чьи представители реально влияют из-за политических «кулис» на все происходящие в мире события. Для более эффективного (не встречающего духовного сопротивления) управления значительным количеством населения им требуется сначала организовать ценностную дезориентацию людей, а затем представить (в качестве единственно приемлемых) ментальные стереотипы, отвечающие потребностям реальных субъектов управления, не обладающих каким-либо официальным статусом.

1

Межуев М. Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001, с. 98.

McLuhan М. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto, 1967, р. 13.

Деятельность в данном направлении, видимо, велась на протяжении последних 60 лет и продолжается до сих пор. Главная её цель - создание универсальных моделей (стандартов) социально одобряемого мышления и поведения, которые отличает направленность на глобальное над национально-культурное, внеконфессиональное установление личной и групповой идентичности. Этому достаточно плодотворно способствуют «централизованно разработанные образы, впрыснутые в массовое сознание средствами массовой информации»1, в том числе или даже, главным образом, посредством вестернезированной массовой культуры.

Данные процессы уже настолько очевидны, что можно сказать о существовании проблемы вырождения информационного общества и поглощения его сетевым маркетинговым обществом: обществом потребления, в котором потребителями смогут быть лишь избранные жители земли, так называемый золотой миллиард. Однако общество потребления, с удовольствием поглощающее низкокачественные, вредные для "здоровья продукты, в том числе и духовной культуры (точнее универсальной массовой культуры), не без успеха пытающейся заменить культуры национальные, фактически самоуничтожается, наращивая своё потребление. В современной России - это также трагическая реальность сегодняшнего дня. Происходит полная ценностная дезориентация общества, во многом обусловленная резким отказом от идеалов (в том числе конструктивных идеалов) советской эпохи. На смену коммунистическому идеализму пришёл циничный, во многих случаях аморальный, капиталистический прагматизм.

Формирование в России новой системы духовных ценностей представляет собой децентрализованный процесс, происходящий в условиях столкновения официально пропагандируемой культуры политической и финансовой элиты страны, одной стороны, и культуры экономически ущемлённого большинства населения - с другой. Всё это болезненно переживается творчески активной частью общества и негативно влияет на его духовную жизнь. При этом негатив часто искусственно усиливается посредством деятельности антироссийски ориентированных СМИ, создающих (в буквальном смысле) виртуальное, не имеющее никакого отношения к реальности, заведомо ложное культурное, информационное пространство, само существование которого следует

Тоффлер Э. Третья волна. М, 1999, с. 265.

расценивать как прямую угрозу национальной (информационно-психологической) безопасности России.

В погоне за прибылью производители массовой информации и массовой культуры не обращают внимания на качество выпускаемой ими продукции, а следят лишь затем, чтобы она удовлетворяла потребности (главным образом, примитивные психофизиологические) как можно большей части аудитории СМИ. Национальные и транснациональные корпорации ведут друг против друга борьбу за потребителя продуктов массовой культуры и массовой информации особенно ожесточённо, когда существует возможность получить доступ к миллионам зрителей и слушателей1. Прибыль, прибыль и ещё раз прибыль интересует галантных, хорошо одетых менеджеров, торгующих иллюзией счастья в разных его видах. Абсолютно очевидно, что никогда интересы своего народа и страны не будут для них приоритетными и возможность получения доходов (тем более сверхдоходов) любым способом они не поставят под угрозу, сообразуясь с какими-либо моральными ограничениями и принципами.

Большинство средств массовой информации, распространяющие продукты массовой культуры, в современной России находятся вне контроля государства и институтов гражданского общества. СМИ сами определяют и реализуют информационную и культурную политику, которая часто противоречит нашим национальным интересам. Пользуясь отсутствием общественной цензуры (при наличии «цензуры денег»), они пропагандируют антироссийские идеи геополитических конкурентов России, внедряют в общественное сознание посредством продуктов масскульта унифицированные наднациональные стереотипы мышления и поведения.

Существующие проблемы в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности современной России очевидны для большинства граждан нашей страны, считающих, что государству необходимо принять соответствующие меры, направленные на создание условий для получения обществом достоверной и полной информации, в том числе в области отечественной и мировой культуры.

Существенную роль в процессе сохранения национальных духовных (культурно-исторических, интеллектуальных, эстетических) ценностей играют государственные и иные

1

Cm.: FrankR. There is no business like show business // Fortune. N.Y., 1998, № 12, p. 48.

патриотически ориентированные средства массовой информации. Создание единого культурно-информационного пространства - одно из основных условий развития отдельной личности и общества в целом. Этот процесс невозможно организовать без использования потенциала отечественных электронных СМИ. Последние стали реальным полем открытой деструктивной деятельности экстремистски настроенной части общества, пропаганды различных светских антисоциальных идеологий и учений религиозных, псевдорелигиозных и секулярных сект, самых примитивных образцов массовой культуры.

Государственные органы обеспечения национальной (духовной) безопасности должны сосредоточить своё внимание не только на противодействии физическим проявлениям терроризма, экстремизма, сектантства, но и на предупреждении, пресечении и профилактике духовного, виртуального терроризма, экстремизма, сектантства.

Именно в Интернете активно развиваются и распространяются в режиме реального времени деструктивные идеологии и идеологемы, распространяются самые низкопробные образцы массовой культуры. Радикалов становится всё больше и не только среди молодёжи, которая энергичнее других объединяется в различные группы (в том числе антисоциальной направленности) и поглощает продукты масскульта. Радикализируются все группы имущественно ущемлённого населения, которых с каждым годом не становится меньше. Однако этих людей можно переубедить, ведь это, во многих случаях, думающая часть нашего общества. Их самовыражение может быть социально полезно или, по крайней мере, социально нейтрально. Но для этого доминировать в культурно-информационном пространстве должна национальная культура, а не масскульт. Это реальная достижимая цель, к достижению которой следует стремиться субъектам обеспечения национальной (духовной) безопасности.

Для решения задачи по переориентации радикальной части общества, чья деятельность в основном сосредоточена в виртуальном пространстве, необходимы специалисты: кибер-психологи, интернет-технологи, разбирающиеся в вопросах, касающихся формирования и эволюции виртуальной реальности, оперирующие жаргоном «кибернавтов», способные адекватно реагировать на их провокации и любые другие реальные и виртуальные действия.

Бесконтрольное производство информации, внедрение в общественное сознание масскультурного суррогата в условиях проводимых в отношении России информационно-психологических диверсий в контексте реализации концепции информационной войны недопустимо. Продуктам наднациональной массовой культуры, преобладающим в коммерческих средствах массовой информации, необходимо противопоставить государственную систему пропаганды и распространения национальных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических историко-культурных) ценностей. Массовая культура, являясь одним из существенных факторов формирования духовного пространства, может как способствовать объединению, так и быть причиной стремительной дезинтеграции современного российского общества.

Тонконогов А.В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России. В статье рассмотрен феномен массовой культуры и его влияние на духовную жизнь мирового и российского социума, выявлены позитивные и негативные аспекты развития массовой культуры, а также проблемы формирования единого духовного пространства России.

Ключевые слова: массовая культура, духовная жизнь, российское общество, творчество, духовность, духовное пространство, российская нация.

Tonkonogov A.V. Mass culture as the factor of formation of spiritual space of modern Russia. In article the phenomenon of a mass culture and its influence on a spiritual life of world and Russian society is considered, positive and negative aspects of development of a mass culture, and also a problem of formation of uniform spiritual space of Russia are revealed.

Key words: a mass culture, a spiritual life, the Russian society, creativity, spirituality, spiritual space, the Russian nation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.