Научная статья на тему 'Кибернетическое общество и кибернетическое сознание как феномены XXI века'

Кибернетическое общество и кибернетическое сознание как феномены XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
188
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человечество / человеческая цивилизация / общественное сознание / кибернетическое сознание / кибернетическое общество / информационная сфера / безопасность / виртуальная сфера / искусственный интеллект / искусственный разум
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кибернетическое общество и кибернетическое сознание как феномены XXI века»

Тонконогов А.В.1

КИБЕРНЕТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КИБЕРНЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

КАК ФЕНОМЕНЫ XXI ВЕКА

Ключевые слова: человечество, человеческая цивилизация, общественное сознание, кибернетическое сознание, кибернетическое общество, информационная сфера, безопасность, виртуальная сфера, искусственный интеллект, искусственный разум.

Современное общество постепенно, но неизбежно перестаёт быть просто информационным обществом и становится - кибернетическим2, в котором искусственный интеллект будет взаимодействовать с человеком на всех уровнях и во всех формах общественного (массового, коллективного, индивидуального) сознания. То есть формируется новый тип ноосферного социального образования: уникально-универсальный социокультурный и технико-технологический феномен психосферы - кибернетическое общество.

Психосфера - это особая область глобальной (общемировой) и (или) локальной (региональной, национальной) ноосферы, в которой формируются ментальные основы социумов в контексте эволюции индивидуального, коллективного и массового сознания.

По мере того как активно с помощью человека развивается Искусственный Интеллект, развивалась и продолжает развиваться новая часть ноосферы - виртуальная сфера информационного пространства.

Информационное пространство - это область свободного распространения посредством технических систем, отдельных людей и социальных групп всех видов материалов (аудио, видео, печатные, электронные и любые иные), содержащих субъективные и объективные данные о существующих и возможных предметах, процессах, фактах прошлого, настоящего и предполагаемого будущего.

Виртуальная сфера - это часть информационного пространства ноосферы (инфосферы), сформировавшаяся и эволюционирующая в электронных средствах массовой коммуникации при взаимодействии человека с искусственным интеллектом как на всемирном (глобальном), так и на локальном (региональном, национальном) уровне.

Инфосфера - область социальных отношений, в основе регулирования которой информационная система, являющаяся совокупностью средств массовых коммуникаций, содержащих данные на различных носителях; информационная структура, элементами которой выступают социальные организации, а также государственные, общественные и коммерческие субъекты, осуществляющие сбор, обработку, хранение, распределение и передачу информации.

Кибернетическое общество - это новый тип ноосферного социального образования, управленческий механизм которого сосредоточен в основном в виртуальной сфере информационного пространства, что характеризуется: активным и постоянным взаимодействием всех общественных страт с искусственным интеллектом как на государственном, так и на индивидуальном уровне, и, как следствие, формированием уникально-универсального феномена - кибернетического сознания.

Человечество пока не может дать однозначный ответ на вопрос: что же такое «сознание»? Первоначально античные мыслители оперировали такими категориями, как дух, душа. При этом Аристотель считал, что: «душа есть как бы начало живых существ»3. То есть, можно сказать, что физическое тело ничтожно без «наполнения»; оно - форма; душа - содержание любого живого существа. Душа (как свойство, субстанция) стала рассматриваться философами более поздних периодов уже в соотношении с сознанием. Учёные стали исследовать феномен сознания как самостоятельный научный вопрос. И. Кант в своей лекции о душе выдвигал следующий тезис: «напрашивается только один вывод: у души есть внутренняя природа, известная из факта сознания»4. По сути, великий философ говорил о сознании как об одном из самостоятельных внутренних свойств (компонентов) души.

По одной из теорий, сознание - чисто ментальная, нематериальная или духовная субстанция, а физический объект - чисто материальная, не ментальная, протяжённая в пространстве субстанция5. Р. Декарт утверждал: я - лишь мыслящая вещь, иначе говоря, я - ум (mens), дух (animus), интеллект, разум (ratio)6. При этом душа, присущая, возможно, только человеку, составляет особую субстанцию: духовную, которая имеет изначально в ней существующие (а не приобретённые в практическом опыте) идеи.

1 Тонконогов Александр Викторович - д.филос.н., академик РАЕН, профессор РАНХиГС, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности». E-mail: [email protected]

2 См.: Тонконогов А.В. Кибернетическое общество как реальность XXI века // Закон и право. 2018. - № 9. - С. 23-27.

3

Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М., 1976. - Т. 1. - С. 371.

4 Гулыга А. Кант.- М., 1977. - С. 57.

5 Прист С. Теории сознания / Перевод А.Ф. Грязнова. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - С. 8.

6 См.: Декарт Р. Метафизические размышления. Размышление шестое // Сочинения: В 2 т. - М., 1989. - Т. 2. - С. 23.

К. Поппер и Дж. Экклз утверждали, что имеется «самосознающий дух» («self-conscious mind»), состояния которого не тождественны ни состояниям мозга, ни какой-либо сумме ментальных состояний1. Таким образом, вероятно, существует ещё и некое особое состояние или субстанция (сознание), природа которой носит пока неопределённый, неразгаданный характер и имеет свойства как идеального, так и материального.

В этой связи английский философ Г. Райл высказал мысль о соединённости физического и идеального в природе сознания. По его мнению: «Говорить о сознании человека - не значит говорить о некоем вместилище объектов, где запрещается размещать то, что называется «физическим миром». Говорить о сознании - значит говорить о человеческих способностях, обязанностях и склонностях, что-то делать или претерпевать, причем делать или претерпевать в повседневном мире»2. Эта точка зрения более близка автору, ибо отрицать взаимообусловленность и взаимозависимость метального и материального в нашем бренном Мире просто невозможно. В частности, существенное влияние на состояние сознания оказывает функционирование мозга как физиологического органа человека. Нарушение работы этого органа приводит к проблемам ясности и активности сознания. Следовательно, сознание - не является абсолютно идеальной субстанцией.

Согласно Г.В.Ф. Гегелю: дух и материя являются зависимыми друг от друга субстанциями. При этом материя есть проявление духа. Их взаимозависимость, проявляющуюся в человеческом существе, философ описывает так: «К тому, что служит выражением человека, относится, например, то, что он стоит вертикально, в особенности же развитие его руки как абсолютного орудия, его рта, также смех, плач и т.д., и во всем его существе разлитый духовный тон, который непосредственно характеризует тело как выражение некоей высшей природы»3. Если душа и тело, как это утверждает рассудочное сознание, абсолютно противоположны друг другу, то между ними невозможно никакое об-щение4. Однако это общение в виде взаимного проникновения существует и выражается в том, что: «Дух - это абсолютная субстанция, которая в совершенной свободе и самостоятельности ... различных для себя сущих самосознаний есть единство их»5. Дух есть реальность в целом, поскольку он в действительности есть в-себе, а в абсолютном знании имеется единство мышления и бытия6. При этом: «Разум есть достоверность сознания, оно есть вся реальность»7.

По мнению автора, разум является не единственной мыслящей субстанцией в Человеке. Дух есть субстанция, подобная разуму, выполняющая аналогичную функцию по отношению к душе как разум к мозгу, а мозг и душа к телесной сущности человека, соединяясь в которой, разум и дух образуют в идентифицируемом нами по ощущениям Мире ещё одну особую субстанцию - сознание.

Р. Пенроуз, считает, что: «Сознание вызывается определёнными физическими действиями мозга»8, то есть «феномен сознания, вероятнее всего, связан с активностью головного мозга, а не мозжечка или спинного мозга»9. Однако, развивая свою мысль, он отмечает, что: «мозг выступает в роли интерфейса (узла связи) между идеальным и материальным миром. Любовь, ненависть, ложь - это понятия из мира идеального. Но они невозможны без их материального носителя»10.

В контексте всего вышеизложенного автор предполагает существование переходных состояний различных субстанций, и соответственно души как самостоятельной субстанции, являющейся частью человеческой личности, «домом» духа подобно тому, как тело является «домом» для души, мозг человека «домом» для разума, а всё человеческое естество - обителью сознания.

Человеческое сознание - это идеально-материальная субстанция человеческой психики, обладающая способностью отражать в реальных образах объективно существующее и воображаемое; иначе говоря, это единая, но делимая субстанция, представляющая собой гармоничное соединение духа и разума, проявляющаяся в высшей психической деятельности, характеризующейся способностью воспринимать, создавать и отражать в реальных образах объективно существующее и воображаемое.

Общественное сознание - надличностная субстанция, сущность которой заключается в соединении разума и духа, системном эффекте взаимодействия совокупности индивидуальных сознаний отдельных людей, развивающих или уничтожающих в себе индивидуальную часть всеобщего разума и духа, эволюционирующих в ноосфере Земли в процессе духовной жизни Человечества11.

Пока мы не можем утверждать является ли данная субстанция неотъемлемой составляющей всех людей и только ли людей, или также некоторых животных, их сообществ. Но несомненно то, что существуют разные состояния и уровни сознания. Обыденное состояние - это пассивное восприятие и апатичное осознание воспринятого; бессозна-

1 См.: Popper K., Eccles J. The Self and Its Brain. - London, 1977.

2

Райл Г. Понятие сознания. - М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000. - С. 197.

3 Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Собр. соч.: В 8 т. - М., 1989. - С. 210.

4 Там же, с. 49.

5 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб., 1992. - C. 99.

6 Там же, с. 430.

7 Там же, с. 125.

8 Пенроуз Р. Физика и разум // Большое, малое и человеческий разум / Роджер Пенроуз, Абнер Шимони, Нэнси Катрайт, Стивен Хокинг. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. - С. 103.

9 Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. Пер. с англ. / Под. ред. В.О. Малышенко. Пре-дисл. Г.Г. Малинецкого. Изд. 3-е. - М.: ЛКИ, 2008. - С. 328.

10 Медведев С. «Мы не знаем о мозге чего-то принципиально важного ...» // Комсомольская правда. - М., 2008. - 22 декабря. - С. 26.

11 См.: Тонконогов А.В. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ): Дисс. на соиск. уч. степ. доктора философских наук. - М.: РГСУ, 2011. - С. 116-117.

тельное состояние - это стагнация восприятия и осознания, не волевое их проявление, основанное на латентных процессах психики; состояние сверхсознания - высшая волевая активность человека при восприятии и осознании воспринятого, характеризующаяся процессом творчества, обусловленного стремлением достигнуть определённую цель систематическими и комплексными действиями.

Существует, таким образом, три уровня сознания - обыденно-практический, определяющий направления и способы элементарного существования и выживания отдельного человека и всего Человечества в окружающем Мире; подсознание, способствующее архивированию и постосмыслению разумной деятельности и полученного чувственного опыта; и сверхсознание, выражающееся в различного рода творческой активности как способах духовной (интеллектуальной, этической, эстетической) самореализации личности, социальных групп и общества в целом. В процессе взаимодействия человеческой психики и искусственного интеллекта, а в будущем - искусственного разума, формируется особый тип сознания: кибернетический1.

Искусственный Интеллект - это особые технические устройства, в которых создаются модели нейронных сетей, имитирующие структуру и некоторые механизмы жизнедеятельности мозга Человека, обладающие способностью постоянного саморазвития.

Искусственный Разум - электронные и иные технические системы, самостоятельно моделирующие как логичные, так и алогичные мыслительные процессы; способные в целях самосохранения к адекватным изменениям, в том числе в условиях тотальной деформации внешней среды; используя при этом автономные этические и эстетические стереотипы, нормы и правила.

Кибернетическое Сознание - это высшая форма проявления разумной деятельности Человека, его психики во взаимодействии с Искусственным Интеллектом и Разумом, их возможности саморазвития в информационном (кибернетическом) пространстве мирового социума; характеризующаяся совместной способностью Искусственного Интеллекта (Разума) и Человека воспринимать, создавать и отражать в реальных образах объективно существующее и воображаемое2.

Будущее Человечества неразрывно связано с формированием и развитием уникального (специфически проявляющегося у разных людей, народов и рас) и универсального (имеющего общие признаки, параметры и способы жизнедеятельности) феномена - кибернетического сознания - как нового ноосферного явления глобального информационного пространства.

1 См.: Тонконогов А.В. Кибернетическое общество - Oybernetic societatis. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2018

2 То 2019. - № 2

2 Тонконогов А.В. Кибернетическое сознание как социальный феномен XXI века // Образование. Наука. Научные кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.