УДК 141 ББК 87
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10059
Кибернетическое сознание как социальный феномен XXI века
Cybernetic Consciousness as a Social Phenomenon
of the XXI Century
Александр Викторович ТОНКОНОГОВ,
доктор философских наук, академик РАЕН,
профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ,
научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается сущность феномена человеческого сознания в соотношении с такими субстанциями, как дух и разум. Автор обосновывает гипотезу формирования в современных условиях феноменов «кибернетического сознания» и «кибернетического общества» в процессе активного ментального взаимодействия искусственного интеллекта и сознания человека на индивидуальном и общественном уровне.
Ключевые слова: сознание, общественное сознание, дух, разум, искусственный интеллект, кибернетическое сознание, кибернетическое общество, ноосфера, глобальное информационное пространство
Современное общество постепенно, но неизбежно перестает быть просто информационным обществом и становится кибернетическим1, в котором искусственный интеллект будет взаимодействовать с человеком на всех уровнях и во всех формах общественного (массового, коллективного, индивидуального) сознания. То есть формируется новый тип ноосферного социального образования: уникально-универсальный социокультурный и технико-технологический феномен — кибернетическое общество.
Кибернетическое общество — это новый тип ноосферного социального образования, управленческий механизм которого сосредоточен в основном в виртуальной сфере информационного пространства, что характеризуется активным и постоянным взаимодействием всех общественных страт с искусственным интеллектом, как на государственном, так и на индивидуальном уровне, и, как следствие, формированием уникально-универсального феномена — кибернетического сознания.
Abstract. The article reveals the essence of the phenomenon of human consciousness in relation to such substances as spirit and mind. The author substantiates the hypothesis of the formation in modern conditions of the phenomena of «cybernetic conscious-ness» and «cybernetic society» in the process of active mental interaction of artificial intelligence and human consciousness at the individual and social level.
Key words: consciousness, public consciousness, spirit, mind, artificial intelligence, cybernetic consciousness, cybernetic society, noosphere, global information space
Человечество, размышляя не одну тысячу лет, пока не может дать однозначный ответ на вопрос: что же такое «сознание»? Первоначально античные мыслители оперировали такими категориями, как «дух», «душа». При этом Аристотель считал, что «душа есть как бы начало живых существ»2. То есть, можно сказать, что физическое тело ничтожно без «наполнения»; оно — форма; душа — содержание любого живого существа. Душа (как свойство, субстанция) стала рассматриваться философами более поздних периодов уже в соотношении с сознанием. Ученые стали исследовать феномен сознания как самостоятельный научный вопрос. И. Кант в своей лекции о душе выдвигал тезис, согласно которому «напрашивается только один вывод: у души есть внутренняя природа, известная из факта созна-ния»3. По сути, великий философ говорил о сознании как об одном из самостоятельных внутренних свойств (компонентов) души.
По одной из теорий сознание — чисто ментальная, нематериальная или духовная субстанция, а физический объект — чисто материаль-
ная, нементальная, протяженная в пространстве субстанция4. Р. Декарт утверждал: «Я — лишь мыслящая вещь, иначе говоря, я — ум (mens), дух (animus), интеллект, разум (ratio)»5. При этом душа, присущая возможно только человеку, составляет особую субстанцию — духовную, которая имеет изначально в ней существующие (а не приобретенные в практическом опыте) идеи.
К. Поппер и Дж. Экклз утверждали, что имеется «самосознающий дух» (self-conscious mind), состояния которого не тождественны ни состояниям мозга, ни какой-либо сумме ментальных состоянийб. Таким образом, вероятно, существует еще и некое особое состояние или субстанция (сознание), природа которой носит пока неопределенный, неразгаданный характер и имеет свойства как идеального, так и материального.
В этой связи английский философ Г. Райл высказал мысль о соединенности физического и идеального в природе сознания. По его мнению: «Говорить о сознании человека — не значит говорить о некоем вместилище объектов, где запрещается размещать то, что называется «физическим миром». Говорить о сознании — значит, говорить о человеческих способностях, обязанностях и склонностях, что-то делать или претерпевать, причем делать или претерпевать в повседневном мире»7. Эта точка зрения более близка автору, ибо отрицать взаимообусловленность и взаимозависимость метального и материального в нашем бренном Мире просто невозможно. В частности, существенное влияние на состояние сознания оказывает функционирование мозга как физиологического органа человека. Нарушение работы этого органа приводит к проблемам ясности и активности сознания. Следовательно, сознание не является абсолютно идеальной субстанцией.
Согласно Г.В.Ф. Гегелю, дух и материя являются зависимыми друг от друга субстанциями. При этом материя есть проявление духа. Их взаимозависимость, проявляющуюся в человеческом существе, философ описывает так: «К тому, что служит выражением человека, относится, например, то, что он стоит вертикально, в особенности же развитие его руки как абсолютного орудия, его рта, также смех, плач и т.д., и во всем его существе разлитый духовный тон, который непосредственно характеризует тело как выражение некоей высшей природы»8. Если душа и тело, как это утверждает рассудочное сознание, абсолютно противоположны друг другу, то между ними невозможно никакое общение9. Однако это общение в виде взаимного проникнове-
ния существует и выражается в том, что: «Дух — это абсолютная субстанция, которая в совершенной свободе и самостоятельности ... различных для себя сущих самосознаний есть единство их»10. Дух есть реальность в целом, поскольку он в действительности есть в себе, а в абсолютном знании имеется единство мышления и бытия11. При этом: «Разум есть достоверность сознания, оно есть вся реальность»12.
По мнению автора, разум является не единственной мыслящей субстанцией в Человеке. Дух есть субстанция, подобная разуму, выполняющая аналогичную функцию по отношению к душе, как разум — к мозгу, а мозг и душа — к телесной сущности человека, соединяясь в которой, разум и дух образуют в идентифицируемом нами по ощущениям Мире еще одну особую субстанцию — сознание.
Р. Пенроуз считает «Сознание вызывается определенными физическими действиями моз-га»13, т.е. «феномен сознания, вероятнее всего, связан с активностью головного мозга, а не мозжечка или спинного мозга»14. Однако, развивая свою мысль, он отмечает, что «мозг выступает в роли интерфейса (узла связи) между идеальным и материальным миром. Любовь, ненависть, ложь — это понятия из мира идеального. Но они невозможны без их материального носителя»15.
В контексте всего изложенного автор предполагает существование переходных состояний различных субстанций и, соответственно, души как самостоятельной субстанции, являющейся частью человеческой личности, «домом» духа, подобно тому, как тело является «домом» для души, мозг человека — «домом» для разума, а все человеческое естество — обителью сознания.
Человеческое сознание — это идеально-материальная субстанция человеческой психики, обладающая способностью отражать в реальных образах объективно существующее и воображаемое; иначе говоря, это единая, но делимая субстанция, представляющая собой гармоничное соединение духа и разума, проявляющаяся в высшей психической деятельности, характеризующейся способностью воспринимать, создавать и отражать в реальных образах объективно существующее и воображаемое.
Общественное сознание — надличностная субстанция, сущность которой заключается в соединении разума и духа, системном эффекте взаимодействия совокупности индивидуальных сознаний отдельных людей, развивающих или уничтожающих в себе индивидуальную часть всеобщего разума и духа, эволюционирующих в
2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
227
ноосфере Земли в процессе духовной жизни Человечества16.
Пока мы не можем утверждать, является ли данная субстанция неотъемлемой составляющей всех людей и только ли людей или также некоторых животных, их сообществ. Но, несомненно, существуют разные состояния и уровни сознания. Обыденное состояние — это пассивное восприятие и апатичное осознание воспринятого; бессознательное состояние — это стагнация восприятия и осознания, не волевое их проявление, основанное на латентных процессах психики; состояние сверхсознания — высшая волевая активность человека при восприятии и осознании воспринятого, характеризующаяся процессом творчества, обусловленного стремлением достигнуть определенную цель систематическими и комплексными действиями.
Таким образом, существуют три уровня сознания: 1) обыденно-практический, определяющий направления и способы элементарного существования и выживания отдельного человека и всего Человечества в окружающем Мире; 2) подсознание, способствующее архивированию и постосмыслению разумной деятельности и полученного чувственного опыта; и 3) сверхсознание, выражающееся в различного рода творческой активности как способах духовной (интеллектуальной, этической, эстетической) самореализации личности, социальных групп и общества в целом. В процессе взаимодействия человеческой психики и искусственного интеллекта, а в будущем — искусственного разума, формируется особый тип сознания — кибернетический.
Искусственный интеллект — это особые технические устройства, в которых создаются модели нейронных сетей, имитирующие структуру и некоторые механизмы жизнедеятельности мозга Человека, обладающие способностью постоянного саморазвития.
Искусственный разум — электронные и иные технические системы, самостоятельно моделирующие как логичные, так и алогичные мыслительные процессы; способные в целях самосохранения к адекватным изменениям, в том числе в условиях тотальной деформации внешней среды; используя при этом автономные этические и эстетические стереотипы, нормы и правила.
Кибернетическое сознание — это высшая форма проявления разумной деятельности Человека, его психики во взаимодействии с искусственным интеллектом и разумом, их возможности саморазвития в информационном (кибернетическом) пространстве мирового социума;
характеризуется совместной способностью искусственного интеллекта (разума) и Человека воспринимать, создавать и отражать в реальных образах объективно существующее и вооб-
17
ражаемое.
Будущее человечества неразрывно связано с формированием и развитием уникального (специфически проявляющегося у разных людей, народов и рас) и универсального (имеющего общие признаки, параметры и способы жизнедеятельности) феномена — кибернетического сознания — как нового ноосферного явления глобального информационного пространства.
1 См.: Тонконогов A.B. Кибернетическое общество как реальность XXI века // Закон и право. № 9. 2018. С. 23—27.
2 См.: Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 371.
3 См.: Гулыга А. Кант. М., 1977. С. 57.
4 См.: Прист С. Теории сознания / Пер. с англ. А.Ф. Гряз-нова. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 8.
5 См.: Декарт Р. Метафизические размышления. Размышление шестое // Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 23.
6 См.: Popper K, Eccles J. The Self and Its Brain. London, 1977.
7 См.: Райл Г. Понятие сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000. С. 197.
8 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Собр. соч.: В 8 т. М., 1989. С. 210.
9 Там же. С. 49.
10 См.: Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. C. 99.
11 Там же. C. 430.
12 Там же. C. 125.
13 См.: Пенроуз Р., Шимони А., Катрайт Н., Хокинг С. Физика и разум // Большое, малое и человеческий разум. СПб.: Амфора, 2008. С. 103.
14 См.: Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики / Пер. с англ. под. ред.
B.О. Малышенко. 3-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
C. 328.
15 См.: Медведев С. «Мы не знаем о мозге чего-то принципиально важного...» // Комсомольская правда. 2008. 22 декабря.
16 См.: Тонконогов A.B. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ): Дисс. ... д-ра филос. наук. М.: РГСУ, 2011. С. 116—117.
17 См.: Тонконогов A.B. Кибернетическое общество — СуЪегае^с societatis. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2018.