Научная статья на тему 'Феномен сознания человека – камень преткновения современной науки'

Феномен сознания человека – камень преткновения современной науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2323
116
Поделиться
Ключевые слова
феномен сознания / сознание / разум / дух / сознание как единственная вечная Реальность Дух и Материя как два полюса Вселенского Сознания / схема семеричности принципов / consciousness phenomenon / consciousness / mind / spirit / consciousness is only one perpetual reality / Spirit and Matter are two poles of Universal Consciousness / the scheme of principle septenarity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Левинтова Елена Анатольевна

В статье показано отличие сознания животного и других царств природы от сознания человека. Сознание – та сфера, в которой скрыты ключи ко всем загадкам человеческой природы. Именно от развития сознания, прогрессивного или регрессивного, зависит эволюция, как отдельного человека, так и человечества в целом.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Левинтова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The phenomenon of human consciousness is a impediment stone of modern science

The article is shown the diff erence of animal consciousness and other nature realms from human consciousness. The consciousness is that sphere in which hided keys to all mysteries of human nature. In particular from consciousness development, progressive or regressive, it is depended the evolution, both a single man and humanity as a whole.

Текст научной работы на тему «Феномен сознания человека – камень преткновения современной науки»

РАЗДЕЛ 7

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В СВЕТЕ ИДЕЙ ЖИВОЙ ЭТИКИ

Е. А. Левинтова

Феномен сознания человека - камень преткновения современной науки1

В статье показано отличие сознания животного и других царств природы от сознания человека. Сознание - та сфера, в которой скрыты ключи ко всем загадкам человеческой природы. Именно от развития сознания, прогрессивного или регрессивного, зависит эволюция, как отдельного человека, так и человечества в целом.

Ключевые слова: феномен сознания, сознание, разум, дух, сознание как единственная вечная Реальность; Дух и Материя как два полюса Вселенского Сознания, схема семеричности принципов

Е. А. Levintova

The phenomenon of human consciousness is a impediment stone of modern science

The article is shown the difference of animal consciousness and other nature realms from human consciousness.The consciousness is that sphere in which hided keys to all mysteries of human nature. In particular from consciousness development, progressive or regressive, it is depended the evolution, both a single man and humanity as a whole.

Keywords: consciousness phenomenon, consciousness, mind, spirit, consciousness is only one perpetual reality, Spirit and Matter are two poles of Universal Consciousness, the scheme of principle septenarity

Новая эпоха, в которую вступает человечество Земли, ставит задачу более углубленного осмысления феномена человека. В разных областях знания накоплено множество фактов, не укладывающихся в рамки господствующей научной парадигмы. Многие науки испытывают колоссальные трудности при теоретическом осмыслении новых открытий и находок, ставших возможными в последние десятилетия благодаря совершенствованию аппаратуры для проведения исследований. Но общее научное представление о человеке по-прежнему остается в узких рамках, установленных дарвинизмом. В то же время древняя философия знала всегда о божественном происхождении человека и о том главном принципе, который единственно делает человека человеком. Сознание - вот та обширная сфера, в которой скрыты ключи ко всем загадкам человеческой природы. Именно от развития сознания, прогрессивного или регрессивного, зависит эволюция, как отдельного человека, так и человечества в целом. Именно преображение сознания в сторону

большей насыщенности божественными энергиями помогает стать человеку Человеком и влиться, в конце концов, в Великое Братство Строителей Космоса.

Первые ростки познания, как Природы, так и человека на Западе появились в эпоху Возрождения. Тогда же возобладал и технократический взгляд на человека, его организм и его сознание. В то время считалось, что все существующее в мире полностью описывается законами механики, и в результате эти негибкие законы стали прикладывать и к человеку. Науки, изучающие человека в последующем - антропология, физиология, биология и медицина, - не избежали этого принципа мышления во взглядах на человека и его организацию. В основу изучения человека на Западе легло изучение человеческого организма в его физическом восприятии, то есть в грубоматериальном аспекте. Даже науки о человеческом сознании не избежали этого технократического влияния. Так, психология, которая по словам Е. П. Блаватской «часто и вовсе воспринимается как синоним психиатрии»2, была в «древности наука о душе, наука, служившая неизбежным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию основывают на физиологии»3. Она сетовала по этому поводу: «Современный психолог, изучающий, по сути дела, только поверхностное сознание мозга, в действительности еще более безнадежно материалистичен, нежели сам все отрицающий материализм (во всяком случае, последний более честен и искренен в своих взглядах). Материализм не претендует на абсолютное постижение человеческой мысли и менее всего - на знание человеческой духовной души. <...> Но психолог посвящает все свое время и досуг именно душе. Он постоянно бурит артезианские скважины, желая как можно глубже проникнуть в человеческое сознание»4.

Похоже, что с XIX века мало, что изменилось в познании человека, так как приверженцы материалистической науки не изменили свой базис и принцип изучения человека и его сознания, беря за меру вещей только физическую материю. К сожалению, наука, по-прежнему, исследует, а не доказывает и отвечает на вопрос как, а не на вопрос почему. Таким образом, несмотря на выдающиеся современные технические достижения существенного прорыва в осмыслении феномена сознания человека невозможно совершить, пока не произойдет сдвиг самого сознания человека.

Ответы на многие сложные вопросы следует искать в Сокровенном Учении. На каждом новом витке эволюции человечества, тем более в переходный период смены рас, характерный для настоящего времени, человечеству передается новое откровение через Учителей человечества, приносимое ими самими, как Буддой или Христом, или через их доверенных учеников. На современном переломном этапе человечеству была провозглашена истина, триединая в своей основе и взаимодополнении, состоящая из Теософии, Учения Храма и Агни Йоги, или Живой Этики. Теософия была явлена миру через Елену Петровну Блаватскую, Учение

Храма - через Франчию Ла Дью, Живая Этика принесена в мир членами семьи Рерихов. Сокровенное Учение, включающее древние знания различных народов, принадлежит человечеству всей Земли, это провозвестие новое по форме, но вечное по содержанию, очищенное от искажений и дополненное для соответствия современному состоянию Земли, устремляющее человека в будущее к новым высшим достижениям.

Итак, чтобы раскрыть тайны Природы и человека, а также понять, в чем же отличие его от животных, нужно, как утверждает Сокровенное Учение, обратить пристальное внимание на феномен сознания. Ключ к древним знаниям в Европе был утерян столетия назад, когда последний посвященный пал жертвой от преследований инквизиции, а священные знания, зашифрованные в символах из-за нежелания допустить их профанацию, были утеряны или искажены. Только на Востоке можно отыскать ключ к тайному языку алхимиков и к истинному значению философских символов и аллегорий, что и было изложено в трудах Е. П. Блаватской. Где сказано, что как «человек являет собою сложное существо, состоящее из тела, разумной души и бессмертного духа, так и каждый объект в природе имеет объективную искру, которая является чисто духовной и субъективной»5. Что касается представителей западной науки, то «из трех великих атрибутов природы они видят и знают только материю, то есть ее иллюзорный аспект»6, поэтому современные ученые изучают только внешнюю оболочку материальных объектов, совершенно не подозревая о том, что за покровом каждого объекта скрывается сознание, разум, которым управляет дух. В «Теогенезисе» сказано: «Пока исследователь жизни не сможет принять, по крайней мере как гипотезу, что сознание - это единственная вечная Реальность и что все прочее является иллюзией, отражением, он никогда не сможет достичь уверенного положения ни в одной области истинной философии»7, а следовательно, и существенных достижений в любой сфере научной деятельности.

В соответствии с этим утверждением каждая структура Космоса, от атома и до планеты, не исключая и человека, имеет центральную точку - Дух, в которой хранится и из которой излучается энергия, побуждающая ее к жизни и действию, и ее вибрации проявляются сначала на плане сознания, а затем на плане материи. Древние посвященные мудрецы знали, постигали и использовали в своей деятельности все три составляющие, как Природы, так и человека. «Живая Этика» утверждает: «Дух есть огонь (здесь под огнем подразумеваются высшие невидимые вибрации. - Прим. авт.). Огонь есть основа. <...> Психическая энергия есть качество духа»8. «Огонь солнца и огонь духа - наши творческие силы. Теплота солнца и теплота сердца - наши жизнедатели»9. Итак, первооснова всего есть дух как высший аспект сознания.

Далее, чтобы лучше представить, как трактуется в Сокровенном Учении феномен сознания, необходимо обратиться к одному из основных законов Кос-

моса - Закону Единства. «Великое единство в Космосе главенствует как мощный закон. <...> Непреложен закон единства во всем своем разнообразии!»10 В мире нет пустоты и все «пространство, наполнено основной космической материей или космической субстанцией Дух-материя <...> и эта материя или субстанция является основой нашей Вселенной, в видимости и невидимости ее. Как основа, как потенциал всего сущего, субстанция эта всюду едина, но дифференциации ее беспредельны», - писала Е. И. Рерих11. Таким образом, пространство, нас окружающее как на макро-, так и на микроуровне, есть Дух, формы которого имеют очень различные степени разреженности. Дух есть утонченная Материя, а Материя - кристаллизованный Дух. «Дух и Материя - это два полюса Вселенского Сознания, и все, что является промежуточными стадиями между этими полюсами, есть поле битвы, или лаборатория, где бесчисленные души - Искры Беспредельного Огня - завоевывают или теряют право на вечную индивидуальную сознательную жизнь; и где трансмутация плотной материи в драгоценную духовную энергию совершается на протяжении каждого Великого временного цикла»12, так сказано в «Учении Храма». Сгущение Материи происходит в результате постепенного понижения частоты вибраций Высшей энергии Духа до самых низких степеней, соответствующих субстанциям физического и низшего астрального планов бытия. Дух проявляет себя через разные степени сознания, и все сущее в мире наполнено сознанием, что отражено наиболее полно - понятием Духоматерия, что делает бессмысленными все споры философов, что первично - Дух или Материя. В «Живой Этике» читаем: «Во всем Космосе явления невидимости и видимости чередуются, потому, когда пространство насыщается живым обменом сущего огня, то не существует разграничения. <...> Сущее во всем, и мы в сущем. Так беспределен жизненный потенциал»13.

Как известно, Христианское учение утверждает, что человек состоит из тела, души и духа. При этом теологи, а за ними и верующие не углубляются в толкование души. Что такое душа, является ли она истинным человеком - никогда не обсуждается, поскольку священники полностью берут на себя ее спасение или осуждение, и у людей формируется материалистический взгляд, что они и их души - не одно и то же, что приводит к тому, чтобы уделять телу больше внимания, чем душе, оставив заботу о ней церкви. Если душе отвести место между духом и телом, то тут же возникает вопрос: не она ли отвечает за совершенные действия, за которые физическое тело по своей природе отвечать не может. Таким образом, «признание идеи тройственности структуры человека, по сути, ведет к теософскому учению, о ее семеричной структуре, поскольку остальные четыре составляющие можно найти в категориях души и тела»14, что я и попытаюсь показать позднее.

В отличие от теологов Сокровенная философия отказывается признавать четко установленные границы между этими состояниями сознания. Поскольку все видимое, что нас окружает - есть материализованный дух (=сознание), а все, что невидимо - есть духовная материя (=сознание), то это доказывает серьезным мыслителям, что между материей и сознанием существует единство и нет противоположений и разрывов. Кажущиеся разрывы заполнены в действительности более утонченной материей и проявлением более тонких состояний сознания, что обусловливает взаимопроникновение и взаимозависимость планов сознания. Знание и подготовленность посвященного в Сокровенное Учение делают его способным сознательно устанавливать контакт с этими промежуточными состояниями сознания и правильно их классифицировать, не ограничивая свои исследования тремя составляющими, а изучая семь.

Сокровенная мудрость утверждает: «Семеричность лежит в основе всех миров Вселенной и всех существ, обитающих на них»15, это есть семеричность Духа и Материи, а также семеричность сознания, объединяющего Дух и Материю. «Жизнь есть только иное название Вселенского Разума, или Анима Мунди, одного из „четырех лиц Брамы" на нашем проявленном уровне видимой Вселенной»16. Отличие всех существ по развитию сознания, как выше, так и ниже человека, заключается лишь в различном овладении семью принципами сознания. Все, от мельчайших атомов до звезд, являются мыслящими существами, и любое из них, находясь на своем собственном уровне сознания, окружено со всех сторон мыслящими созданиями, как микрокосм в Макрокосме, что всегда знали древние. «Макрокосм и микрокосм связаны и едины, и сила одного и того же самого дыхания Космоса!»17, как сказано в «Живой Этике». Как Космос, так и человек могут быть названы синтетическим проявлением семи принципов или центров сознания. На человеческом уровне семь основных принципов называют также чакрами. Без знания семи принципов построения Вселенной и человека очень трудно обрести правильное понимание феномена сознания и жизни, а также взаимосвязи Духа и Материи. Как капля воды отражает суть океана, так и человек-микрокосм отражает суть Макрокосма. Сказано Учителями: «Центры Космоса равны центрам человека. Человек несет в себе все проявления Космоса»18. Е. П. Блават-ская отмечала, что «самое трудное в мире дать хотя бы самую простейшую схему состояний сознания, поскольку Вселенная есть воплощенное сознание, и знание состояний сознания означает знание планов Вселенной и всех соответствий в Космосе, Солнечной Системе и человеке»19.

Рассмотрим схему семеричности принципов или планов сознания Макрокосма и микрокосма (человека). Поскольку в современных языках нет тождественных слов принятым обозначениям высших понятий на санскрите, то мы вынуждены использовать термины, данные Учителями Мудрости.

Схема семеричности принципов

Прин- ципы Название принципа Макрокосм Микрокосм -человек Человеческое сознание

7 Атма или Атман Абсолют в проявлении, Вселенский Дух Божественная Монада, Чистый Дух Сознание Пара-Эго

6 Буддхи Вселенский Разум или Вселенская душа Божественная Душа или Духовная Душа Сознание высшего внутреннего Эго

5 Высший Манас или Высший Разум Космический Разум, Планетарное сознание, Бог Человеческая душа, духовность, Частица Бога Сознание Индивидуальности

«мост» Антакхарана

4 Кама Кама- манас / низший манас / и кама-рупа Поле эмоций, животных вожделений и страстей, Сознание животных Низший ум, Интеллект, ум желаний и страстей Сознание личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Прана - проводник жизни Электричество, магнетизм, поле жизненных токов, Сознание растений Жизненная энергия Сознание психическое (психика)

2 Лингашарира или Эфирный двойник Астральные планы, Сознание минералов Низшее астральное тело или эфирный двойник Подсознание

1 Физическое тело Физическая (проявленная) материя Физическое тело Объективное сознание

Примечания к схеме

Атма или Атман (санскр.) - Вселенский Дух, Божественная Монада, Высшая Душа20.

Буддхи (санскр.) - Вселенская Душа или Разум. Проводник Атмы21.

Манас (санскр.) - Ум, ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного. <...>

В широком смысле, Высшее Эго или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке22.

Кама, через который желание проявляется в двух аспектах: как Кама-Манас и Кама-Рупа, то есть как интеллект и форма ментальных и физических желаний и мыслей. Это мыслитель в действии. Будучи соединен с Манасом и Буддхи, он являет собой высший Астрал, или душу23.

Кама-Манас (санкр.) - низший ум, интеллект или в буквальном переводе «ум желаний», человеко-животная душа,<...> низший манас24.

Термин «Пара-Эго» принят Е. П. Блаватской, как описательный в отношении седьмого под-плана низшей Пракрити, дабы показать, что план этот выше индиви-дуальности25.

Следует отметить, что 7-6-5 принципы (Атма-Буддхи-Манас) - Зерно Духа, Монада, Высшая Триада, не имеющая самостоятельного проявления на Земле, «Эта троица едина и вечна. <...> Монада может быть прослежена на протяжении ее странствования и в ее сменах преходящих оболочек от начала первичной стадии проявленной Вселенной»26. Е. И. Рерих разъясняла в письмах: «Зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание»27, и еще: «Божественная Монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо без этого огненного зерна нет и жизни. И по мере восхождения из простых к более сложным организмам, монада или зерно духа остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации или излучения этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения Монады становятся богаче и тоньше»28. Также Е. И. Рерих отмечала, что «личное или низшее Эго, или человеческая душа, состоит из пяти принципов, тогда как дух, или Высшее Эго, или истинная индивидуальность, или духовная душа, являет триаду из седьмого, шестого и пятого принципа»29:

Семь принципов человека принято еще подразделять на высшую триаду, которая вечна (7-6-5 принципы), и низшую четверицу (1-2-3-4 принципы), которая создается заново в каждой новой жизни человека и состоит из отдельных частей. Повторим: истинный человек, Высшее Эго, Атма-Буддхи-Манас, - это единая бессмертная сущность, включающая триединство духа, души и разума, которой требуется четыре низших, смертных оболочки, с помощью которых высшая Триада должна работать в материи и приобретать опыт. «Каждый из принципов, сам по себе, является инструментом для получения определенного опыта на его собственном плане сознания»30. Каждый предыдущий принцип является телом или проводником последующего вышестоящего состояния сознания.

«В отличие от смутного определения человека, как „тело и душа", эта классификация позволила сразу же четко уяснить, что представляет собой человек. Кроме того, она поставила под сомнение материалистическую концепцию, что разум - это

продукт одной из частей тела - мозга»31. Е. П. Блаватская разъясняла: «Каждая длина волны соответствует определенному плану, или миру бытия, тогда как Единая Космическая Жизнь-Сознание, связующая и проникающая все и вся, струится через каждый из них»32. Вездесущность сознания является его свойством и определяется уровнем его развития. Физическое тело является самым низшим, наименее важным и наиболее преходящим из всех. Все органы тела, лишенные внутреннего человека, сами по себе, бесчувственны и бесполезны. Зрение, слух, вкус, осязание и обоняние являются функциями астрального тела. Органы же физического тела всего лишь внешняя часть инструмента, служащая посредником между телом и истинными нефизическими органами.

Все состояния сознания и материи взаимопроникают и взаимодействуют друг с другом. «Человек одновременно существует на четырех планах, даже если он осознает жизнь только на физическом. По мере того как его сознание - душа -пробуждается все больше, он начинает осознавать все эти планы, поэтому расширение сознания так важно для изучающего Тайноведение»33. Чтобы обеспечить себя индивидуальной формой, через которую можно действовать на всех планах и во всех областях жизни, эго должно развить отдельный проводник из каждого состояния субстанции планов - проводник, в котором и посредством которого оно сможет жить, приобретать опыт и в конце концов управлять этой субстанцией.

Знание о семеричности природы и человека позволяет объяснить принципиальное отличие сознания всех царств природы на земле. Как было отмечено выше, Сокровенное Учение утверждает «Закон великий единства жизни соединяет все сущее»34, которое объединено сознанием разных ступеней Духоматерии. Человек наделен по закону рождения всеми принципами или проводниками, связывающими его со всеми подразделениями миров, тогда как «у животного отсутствует одно звено цепи - ум (5-й принцип. - Прим. авт.), у растения нет двух звеньев - ума (5-й принцип. - Прим. авт.) и тела желаний (4-й принцип. - Прим. авт.); у минерала отсутствует три звена в цепи проводников, необходимых для самосознательного функционирования в физическом мире - ум (5-й принцип. - Прим. авт.), тело желаний (4-й принцип. - Прим. авт.) и жизненное тело (3-й принцип. - Прим. авт.)»35, правильнее сказать не отсутствуют, а являются латентными, поскольку при последующем развитии эти младшие собратья человека (минералы, растительное и животное царства) пройдут все этапы развития сознания, чтобы стать человеком.

Теперь обратимся подробнее к вопросу: в чем же заключается отличие сознания человека от сознания животного, как это трактует Сокровенное Учение и современная наука. Как было отмечено ранее, Учение говорит, что завоевание эволюции человеческого сознания есть дальнейшее развитие принципа Кама-Манаса до уровня современного интеллекта, а также проявление, у лучших представителей рода человеческого, Высшего Манаса и духовного разума - Буддхи, чем животные в силу своей природы обладать не могут.

Поскольку животное является только сознательным, а не самосознательным, то оно не в состоянии осознавать себя, свое эго, как сознает его человек. Отличием сознания человека является именно самосознание, поскольку он может помыслить: «я делаю то-то», в то время как у животного имеется «я», но животное его не осознает. Сознание животного проявляется в инстинкте, но инстинкт это не самосознание. Самосознание человека означает, что каждое человеческое существо есть индивидуальный Дух, именно этот дух является субъектом осознанной мысли и действия человека. Отдельное животное не есть индивидуум, а лишь часть так называемого Группового Духа, общего для всех животных данного вида. Тигр в индийских джунглях и тигр в клетке, например, в Европе, являются выражением одного и того же Группового Духа, воздействующего на них с тонкого плана Кама-Манаса абсолютно одинаково. «Именно мудрость Группового Духа руководит строительством геометрически точных шестигранных пчелиных сот, <...> собирает осенью стаи птиц и заставляет их перелетать на юг не рано, и не поздно, но так, чтобы избежать холодов; и возвращает их весной, направляя полет на нужной высоте, разной для разных видов птиц»36. Итак, человеческое «сознание зарождается между Камой и Манасом»37 и атрибутом самосознания является активизация в человеке Высшего Манаса, ибо он есть «ментальный дар, делающий из человека разумное и нравственное существо и отличающий его от простого животного»38, как отмечала Е. П. Блаватская. «У животного нет Манаса и Монада латентна, его мозг не может реагировать; все потенциальности на месте, но они дремлют»39. Это и есть основной ключ, объясняющий отличие сознания животного от сознания человека. «Потребовались миллионы лет, чтобы развить проводник, через который эго может функционировать в той степени, что позволяет стать ему самосознательной сущностью»40, и потому человек считается венцом Природы.

Таким образом, главное отличие сознания человека от сознания животного в том, что у первого появляется новое эволюционное завоевание - Высший Манас, слитый с Атма-Буддхи, то есть сознание человека озарено Духом. Е. И. Рерих писала: «Дух-Душа исходит из Единого Божественного Принципа и после ее странствий воссоединяется с Ним»41. А «дух - это луч, частичка целого; и поскольку Целое является Всеведущим и Бесконечным, то и частичка его должна обладать в какой-то степени этими качествами»42. В связи с указанным выше напрашивается однозначный вердикт бессмысленности рассмотрения эволюции человека, принимая во внимание только его физическую форму, не касаясь развития его сознания, к тому же развитие физического тела на данном этапе (4-й Большой Круг, 5-я Коренная Раса в терминах теософии) закончилось.

А что по поводу сознания животных и человека думает современная наука? Сознание животных проявляется в форме инстинкта, то есть генетически закрепленных механизмов поведения животных в сходных условиях или ситуациях, что характерно также для мало развитых в умственном отношении людей. С од-

ной стороны, исследователям трудно понять отличие сознания людей от сознания животных, поскольку и те, и другие иногда имеют схожие проявления поведения, особенно, если рассматривать людей примитивного развития. С другой стороны, большинство ученых исходят из идей Дарвина, а именно, что человек произошел от обезьяны. Анализируя данные исследований останков как древнего человека, так и древних приматов, палеоантропологи стараются представить эволюцию человека как продолжение эволюции животных. В «Теогенезисе» ясно сказано о недопустимости такой позиции: «Владыки Мудрости оспаривают мнение тех приверженцев современной науки, которые пытаются доказать, что человек ведет свое происхождение непосредственно от царства животных, и приводят множество свидетельств в пользу Своего утверждения о Божественном происхождении человека. Они настаивают, что „Падение Ангелов" было на самом деле нисхождением Божественных Существ, воплотившихся в лишенной разума Третьей Коренной Расе, и что „первородный грех" заключался в той связи, которая возникла между [разумалишенными] людьми этой расы и антропоидами»43. Что касается приматов, то об их происхождении многое сказано в «Тайной Доктрине», в частности, что «не существовало человекообразных обезьян до человека, и они вымрут, прежде чем разовьется Седьмая Раса»44. А также, что «эволюция животных -во всяком случае, эволюция млекопитающих - следует за эволюцией человека, но не предшествует ей. И это диаметрально противоположно ныне широко принятым теориям эволюции и происхождения человека от животного предка»45.

Обратим внимание на различные проявления сознания человека. Наука знает кроме подсознания лишь сознание. Сверхсознания, из которого рождается способность прозрения, она не знает и не признает, в то время как явления сверхсознания известны и зарегистрированы, но их относят к области подсознания, то есть ниже, чем интеллект. Можно условно сказать, что на настоящей ступени развития для человека характерны: низший ум с задатками инстинкта, и высшее проявление кама-манаса - рассудок, интеллект (4-й принцип человека, см. схему). Для наиболее продвинутых людей доступен Высший Манас, (5-й принцип человека). Таким образом, инстинктивный ум человека современного развития - это ум прошлого, рассудок - ум настоящего и способность прозрения - ум будущего. При этом «инстинкт является низшим состоянием сознания»46. Е. И. Рерих отмечала отличие проявления сознания 4-го и 5-го принципов: «Интеллект не есть Высший Манас. Высший Разум - мудрость, плод многолетних накоплений. Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который дает нам прозрение в истинную сущность вещей»47.

Высший Разум как часть Вселенского Разума обладает безграничным знанием на своем уровне о прошлом, настоящем и будущем, однако на нашем, земном уровне он обладает лишь потенциальными способностями к безграничному познанию, поскольку действовать ему в этом случае приходится исключительно через лич-

ность. «Высшее Эго, является тем источником, из которого его „двойник" (низший манас. - авт.) время от времени получает озарения, не связанные с чувственными восприятиями человека, и передает их далее определенным клеткам мозга (функция которых все еще не понята учеными), превращая, таким образом, человека в провидца, предсказателя и пророка»48. Эзотерическая наука учит, что Высший Ма-нас не воссоединяется полностью с ребенком до тех пор, пока тот не достигнет шести или семи лет. На различии природы Высшего и низшего манасов основывается разная способность к мышлению у различных людей. Есть люди, которые никогда не используют высших способностей своего ума; а тех, кто это делает, меньшинство, которое даже самые ординарные вопросы будут рассматривать с высшего плана. Особенности характера человека, способности, которыми он обладал в предыдущей жизни, а иногда и физическая наследственность определяют, какой именно «принцип» разума формирует процесс мышления. Вот, почему материалисту, у которого потенциальная способность к метафизическому мышлению полностью атрофирована, так сложно мыслить высшими категориями; и наоборот, духовно развитому от природы человеку так тяжело примириться с низким уровнем грубой, вульгарной мысли. «Это различие обусловлено врожденной способностью разума мыслить либо на высшем, либо на низшем уровне с помощью астрального или физического мозга. Большие интеллектуальные способности зачастую указывают не на наличие, а на отсутствие способностей к духовному и истинному восприятию, примером тому служат подавляющее большинство великих ученых. Не обвинять мы их должны, а пожалеть»49, так писала Е. П. Блаватская.

Таким образом, «в своем потенциале разум двойственен: он одновременно и физический, и метафизический. Высшая часть разума связана с духовной душой, или Буддхи, низшая - с животной душой, или Камой»50. Двойственность разума, кама-манаса, в обычной жизни будет проявлять себя следующим образом: то или иное действие человека определяется превалирующей стороной этого двуликого разума, его заданным импульсом, а также созданными комбинациями и силой воздействия. Та часть, высшая и духовная или насыщенная психическими эмоциями и животными страстями, которая выявит себя мощнее, та и определит природу окончательного действия феномена сознания. При одинаковой степени развитости у человека его психических и интеллектуальных способностей, он может в силу двуликой сущности разума направлять его деятельность в устремлении к Свету либо к тьме, творить добро или зло, производить в окружающем мире гармонию либо дисгармонию.

Таким образом, вышеизложенным мы нащупали камень преткновения и, я бы сказала, даже причину торможения на пути развития психологии и физиологии при изучении сознания человека. Ошибка психологии западной школы состоит в том, что она считает личное эго единственным объектом для своих исследований. В то время как в процессе самоанализа разум, в свою очередь, становится объектом ду-

ховного сознания. При изучении человека и его сознания надо отличать функционирование человека на различных планах сознания, а «феномены божественного сознания следует рассматривать как действие нашего разума на другом более высоком уровне, где проводником для них является субстанция менее плотная, чем колеблющиеся молекулы мозга»51. В истории народов бережно хранится память о феноменах, называемых чудесами, таких как хождение и сидение на воде, материализация, поднятие на воздух и других, а также гениальность и чувствознание.

Что является основополагающим аспектом, который помог бы в изучении и истинном понимании сознания человека? На это исчерпывающе ответила еще в XIX веке Е. П. Блаватская: «Если всему конклаву психофизиологов предложить дать точную формулировку сознания, они наверняка не справятся с этой задачей, поскольку самосознание принадлежит исключительно человеку и исходит от его высшего Я, Высшего Манаса. И даже принимая во внимание психический элемент (или кама-манас), присущий как животной, так и человеческой природе (его развитие проявляется просто в дальнейшем совершенствовании клеток мозга, повышении их чувствительности), ни один физиолог, пусть даже самый умный, не сможет разгадать загадку человеческого разума в его высшем, духовном проявлении или, по-другому, в его двойственном аспекте: психическом и интеллектуальном; он не сможет полностью решить даже связанные с ним вопросы материального уровня до тех пор, пока не узнает о существовании этой двойственности и не будет готов признать ее. А это означает, что ему придется признать наличие у человека низшего (животного) и высшего (или божественного) разума, то есть того, что в оккультизме именуется „персональным" и „имперсональным" Эго, так как <...> между личностным и индивидуальным лежит такая же пропасть, как между святейшим Буддой и Джеком Потрошителем. И пока физиологи не признают это, все их исследования всегда будут заходить в тупик»52.

Общий путь развития сознания человека так охарактеризован Е. И. Рерих: «Просыпаясь к человеческой физической эволюции, дух приступает к новому заданию, к развитию разума, для чего дух вступает в сочетание с Манасом, который в своем зачаточном состоянии, конечно, еще не может руководить человеком, и такой человек-животное долгое время следует своим импульсам или инстинктам, или низшему аспекту Манаса. Проходят несказуемой длительности века <...>, прежде чем высшие или более высокие способности Манаса могут начать проявляться, и тем создать истинного человека или венец этого проявленного Космоса. Если бы ни самоотвержение Высших Духов, мы до сих пор бы находились в состоянии Троглодитов. Наше земное человечество обязано своей ускоренной эволюцией Старшим Братьям и Сестрам или Великим Учителям»53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания)

1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 47, дата публикации: 03.09.2011. URL: ИИрУ/дгат.

agni-age.net (дата обращения: 01.07.2014).

2 Блаватская Е. П. Феномен человека. М.: Сфера, 2004. С. 105.

3 Блаватская Е. П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. С. 361.

4 Блаватская Е. П. Феномен человека. С. 79.

5 Блаватская Е. П. Космический Разум. М.: Сфера, 2001. С. 17.

6 Там же. С. 19.

7 Теогенезис. М.: Дельфис, 2002. С. 312-314.

8 Учение Живой Этики: Знаки Агни-Йоги. § 380.

9 Учение Живой Этики: Беспредельность. § 79.

10 Учение Живой Этики: Беспредельность. § 448.

11 Письма Е. Рерих. Новосибирск: ВИКО, 1992. Т. 1. С. 384. От 16.01.35.

12 Учение Храма: пер. с англ. М.: МЦР, 2001. Т. 1. С. 66-67.

13 Учение Живой Этики: Беспредельность. § 821.

14 Джадж У. К. Океан теософии. М.: Дельфис, 2006. С. 64.

15 Там же. С. 49.

16 Блаватская Е. П. Космический Разум. С. 247.

17 Учение Живой Этики: Беспредельность. § 35.

18 Учение Живой Этики: Беспредельность. § 200.

19 Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. М.: Сфера, 2000. С. 381.

20 Блаватская Е. П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. С. 69.

21 Там же. С. 100.

22 Там же. С. 269-270.

23 Учение Храма: пер. с англ. Минск: Лотаць, 1997. Т. 2. С. 16; Письма Е. Рерих. Новосибирск: ВИКО, 1992. Т. 1. С. 478. От 11.6.35 (2).

24 Блаватская Е. П. Теософский словарь. С. 270; Письма Е. Рерих. Т. 1. С. 478. От 11.6.35 (2).

25 Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. М.: Сфера, 2000. С. 387.

26 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Л.: Андреев и сыновья, 1991. Т. 1, ч. 3. С. 334-335.

27 Письма Е. Рерих. Т. 1. С. 384. От 16.01.35.

28 Там же. С. 488. От 18.6.35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Там же. С. 478. От 11.6.35 (2).

30 Джадж У. К. Океан теософии. М.: Дельфис, 2006. С. 68.

31 Там же. С. 66.

32 Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. С. 546.

33 Учение Храма. С. 23.

34 Учение Живой Этики: Беспредельность. § 266.

35 Гендель М. Космоконцепция розенкрейцеров. М.: Литомед, 2004. С. 64.

36 Там же. С. 69.

37 Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. С. 75.

38 Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М.: Сфера, 1993. С. 295.

39 Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. С. 113.

40 Учение Храма. С. 314-315.

41 Рерих Е. У порога нового мира. М.: МЦР, 2000. С. 245.

42 Блаватская Е. П. Феномен человека. М.: Сфера, 2004. С. 40.

43 Теогенезис. М.: Дельфис, 2002. С. 25-26.

44 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. С. 322.

45 Там же. С. 207.

46 Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. С. 112.

47 Рерих Е. И. Оккультизм и йога. М.: Сфера, 1996. Т. 1. С. 133-134. От 24.06.35.

48 Блаватская Е. П. Феномен человека. С. 108-109.

49 Там же. С. 158-159.

50 Там же. С. 157.

51 Там же. С. 113.

52 Блаватская Е. П. Космический Разум. М.: Сфера, 2001. С. 188-189.

53 Письма Е. Рерих. Т. 1. С. 383. От 16.01.35.