Научная статья на тему 'Деятельность неформальных общественных объединений в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского социума'

Деятельность неформальных общественных объединений в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского социума Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
332
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / INFORMAL PUBLIC ASSOCIATIONS / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SPIRITUAL SAFETY / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY / РОССИЙСКАЯ НАЦИЯ / RUSSIAN NATION / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / THE DESTRUCTIVE ORGANISATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

В статье раскрыта сущность неформальных общественных объединений, их деятельность в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского общества, проблемы взаимодействия с государственными институтами в данной области общественных отношений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the essence of informal public associations, their activity in sphere of maintenance of spiritual safety of a modern Russian society, a problem of interaction with the state institutes in the field public relations is opened.

Текст научной работы на тему «Деятельность неформальных общественных объединений в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского социума»

А.В. ТОНКОНОГОВ

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России *

Деятельность неформальных общественных объединений в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского социума

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в мире, глобальный кризис финансовой системы, спровоцированный самонадеянной политикой официальной и теневой элитами США, требуют принятия срочных мер не только в области налаживания материального производства, но и ликвидации последствий духовного разложения отдельных наций и мирового сообщества в целом. Универсализация культур, норм морали, эстетических констант, пропаганда и внедрение шаблонных примитивных стереотипов мышления уже привели к трагическим последствиям не только на ментальном уровне, но и в реально существующих, осязаемых сферах общественного бытия.

Россия, к сожалению, как и другие страны подвержена глобальному масскультурному вирусу, поразившему умы значительной части населения разного возраста и социальных слоев. Однако существующие проблемы в духовной сфере возможно и нужно устранить. Фактически в нашей стране пока нет единой национальной системы обеспечения духовной безопасности. Государственные органы обеспечения национальной безопасности не уделяют вопросам защиты общественного сознания должного внимания, а взаимодействие с институтами гражданского общества в данной области практически равно «нулю». Вместе с тем институты, способные работать в направлении обеспечения духовной безопасности, либо уже существуют,

* Тонконогов Александр Викторович, e-mail: aleksandrtonkogov@yandex.ru

либо есть возможность их создать в кратчайшие сроки, используя потенциал государственных (в основном силовых) ведомств.

«Государственные и общественные институты, а также граждане, участвующие в выявлении и предупреждении различных угроз, составляют структуры, которые делятся на две категории - организации (законодательные, исполнительные, судебные) и граждане (физические лица)»1. При этом общественные институты (логичнее говорить в современных условиях - институты гражданского общества несмотря на то, что они фактически только формируются) представлены в социуме различными легитимными, имеющими официальный статус, и неформальными группами и организациями, являющимися равноправными субъектами обеспечения национальной (в том числе духовной) безопасности.

На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации существенное влияние на социально-политические, экономические, а также духовные процессы, происходящие в обществе, оказывали неформальные группы и организации как конструктивной (например, союзы непризнанных поэтов, художников, учёных), так и деструктивной (тайные политические сообщества, различного рода секты) направленности. Среди самых ярких из таких объединений последнего времени можно выделить «тайный орден» (или, правильнее сказать, секту) «Череп и кости», взращивающий политическую элиту США (в частности, президенты Дж. Буш старший и

Л

младший были его членами ). Данный факт уже стал достаточно известен и не требует особых доказательств.

Современные возможности, предоставляемые средствами массовой коммуникации (глобальными информационными сетями), позволяют неформальным организациям ещё более усилить своё влияние на социальную жизнь в отдельных странах и во всём мире. При этом необходимо отметить,

1 Мирошниченко В.М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. М., 2002, с. 11.

2 См.: Грачёва Т.В. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы. Рязань, 2008.

что деструктивные неформальные группы и организации нельзя рассматривать в качестве институтов гражданского общества, скорее они представляют собой социальные аномалии. Учения, пропагандируемые ими -это «смертоносные вирусы», поражающие сознание отдельных личностей и целых социальных групп, а иногда и значительной части общества. Вместе с тем, неформальные группы и организации конструктивной (социальной) направленности следует отождествлять с институтами гражданского общества и воспринимать их как один из важнейших позитивных факторов социальной жизни. Деятельность таких неформальных объединений (групп, организаций) может оказывать положительное влияние на все процессы, происходящие в обществе.

Конструктивные неформальные общественные объединения позволяют значительной части граждан удовлетворять свой творческий голод, свои интеллектуальные амбиции, тратить накопившуюся социальную энергию без ущерба для национальной безопасности. Объединяя ( в большинстве случаев) радикально настроенную, активную часть общества, НОО позволяют избегать открытых конфликтов между социальными и государственными институтами. Это особенно актуально в условиях финансово-экономического кризиса, который представляет собой «всего лишь видимое следствие ... более масштабного катаклизма ... Протестантизм выродился в усечённую идеологию обогащения, в «секту в себе», где добросовестный труд концептуально оказался «вынесенным за скобки»1. Деструктивные неформальные общественные группы и организации сделали свое чёрное дело: духовный кризис породил кризис финансово-экономический.

Светские и религиозные идеологи (которых считали «совестью наций») не устояли под натиском идеи глобального мирового порядка, люди поддались соблазну абсолютного потребления и извлечения выгоды из всего. Даже наука и немассовое искусство стали во многом коммерческими

1 Сурин В. Пришло время неореформации // Красная звезда, 2009, 25-31 марта, с 16.

проектами. Вектор развития мирового социума с начала ХХ в.был выбран неверно, оказался ущербным, ведущим к эскалации духовных, финансово-экономических и экологических проблем современной человеческой цивилизации.

Однако духовные потенциалы обществ современного мира позволяют всем нам (человечеству) возродиться. Важную роль в этом процессе могут сыграть неформальные общественные объединения конструктивной направленности, ориентированные на создание духовных благ, нового этического бытия, а не на получение материальной выгоды.

Во всём мире и в России, частности, достаточно таких групп и организаций, чей потенциал следует использовать в области обеспечения безопасности духовной сферы общества. Конструктивные неформальные общественные объединения должны рассматриваться как вид институтов гражданского общества, являющихся составной частью (субъектами) системы обеспечения национальной (духовной) безопасности Российской Федерации.

В современной России, к сожалению, существует два типа культуры -официальная и неофициальная. По справедливому мнению А.Я. Гуревича1 для понимания различия между учёной (официальной) культурой, с одной стороны, и культурой народной (неофициальной) - с другой, необходимо ставить вопрос о разных ментальностях «элиты» и «простого народа» (о различиях в образе их мыслей и чувств, несовпадении точек зрения на мир и человека).

Социально-экономическое расслоение населения в нашей стране за короткий исторический период (не более 20 лет) достигло угрожающих масштабов. Определённые общественные группы, распоряжающиеся основными материальными ресурсами России, пытаются создать свою особую замкнутую социальную среду. При этом ими часто декларируется

1 См.: ГуревичА.Я. Социальная история и историческая наука //Вопросы философии, 1994, № 4.

приверженность к элитарной культуре, истинными носителями которой является российская интеллигенция, в значительной своей части не имеющая никакого отношения ни к финансовой, ни к политической элите.

Несоответствие духовных устремлений элиты и её истинного интеллектульного, нравственного и эстетического состояния уже привело к тому, что официальная культура, не имея реальной поддержки ни государства, ни общества, медленно, но неуклонно так же, как и неофициальная культура, фактически становится духовной оппозицией. Подобная ситуация создаёт предпосылки для активной работы спецслужб иностранных государств с творческой интеллигенцией, а также молодёжью, организующей неформальные общественные объединения различной направленности.

Неформальные молодёжные объединения в основном представляют собой общественные группы и организации, в которые входят лица с одинаковыми интересами, не желающие участвовать в деятельности формальных объединений, которые не могут удовлетворить их духовные потребности.

В этой связи можно сказать только одно: то, что люди не хотят быть безликой массой - это прекрасно. Масса не может созидать, человек из массы ущербен. Масса - есть объединение атомизированных субъектов, представляющих собой безликий коллектив, единицей которого является среднестатистическая личность1. Такой массой удобно и легко управлять, но она не способна созидательно трудиться и решать возникающие духовные и материальные проблемы. Когда народ становится массой, государство погибает в пучине революции, гражданской войны или от внешней агрессии, за которой следует политическая, экономическая и (или) духовная (информационная, культурная, идеологическая) оккупация. В России эта оккупация латентно уже началась посредством разрушения нашей ментальности, этического и эстетического сознания.

1 См.: МежуевВ.М. Философия культуры. Эпоха классики. М., 2003, с. 39-41.

Одним из эффективных способов быстрого воздействия на общественное сознание с целью его деформации и лоббирования интересов определённых социальных групп и обществ других государств, внедрения выгодных для них идей является использование продукции массовой культуры, которую создают как в целях получения прибыли формальные организации и коммерческие предприятия, так и отдельные творческие личности и неформальные общественные объединения, формирующие вкусы, моду и стереотипы мышления определённой части общества.

Задача государства в данной ситуации состоит в том, чтобы не допустить перехода массовой культуры, носителями которой выступают в основном официально зарегистрированные организации, в деструктивную субкультуру (субкультуры) и контркультуру, провозвестниками (и, даже можно сказать, идейными сторонниками) которых выступают некоторые неформальные общественные объединения и маргиналы от искусства и науки.

Неофициальное искусство (альтернативное, нонконформистское, андеграунд - подпольное искусство) получило широкое распространение в странах Западной Европы и Америке в ХХ в. Бунтари от искусства существовали всегда. Но именно развитие средств массовой коммуникации повлекло за собой появление феномена массовой культуры. «Протестное» искусство стало обретать некие организационные формы, объединяя группы «неформалов» по определённым направлениям.

Советские учёные видели причину развития контркультуры в разрыве между биологическим и социальным взрослением молодежи, что, по их мнению, приводило к превалированию протестных форм сознания и поведения, выражающихся в отказе от «культуры взрослых»1. Автору представляется более верным говорить в этом контексте о том, что психофизиологический фактор развития личности просто оказывает

1 См.: Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь [Критический анализ]. М., 1980.

значительное влияние на её поведение, выражающееся в культурном протесте против существующего (и часто навязываемого) официального искусства, эстетических и моральных стереотипов.

В СССР движение неформалов появилось в 50-х гг. ХХ в. и активно развивалось до конца 80-х. Самые известные неформалы - художники-авангардисты, митьки, концептуалисты, хиппи, рокеры (металлисты, панки), толкиенисты, байкеры, люберы и т.д. Их деятельность стала полуофициальной в современной России и оказывает (хотя до сих пор в основном латентно) серьёзное влияние на социальную (духовную) жизнь. Неформальные общественные организации и группы объединяют не только молодёжь, но всех творчески и нестандартно мыслящих людей, способных (в случае использования их потенциала) к значительным достижениям во всех сферах общественных отношений.

Предлагаем следующую классификацию неформальных общественных объединений.

1. Социально-культурные:

- музыкальной направленности (рокеры, рейверы, панки, хиппи, рэперы, фанаты музыкальных групп и исполнителей); - художественной направленности (граффитеры, авангардисты, стиляги);

- научно-технической направленности (хакеры, юзеры, байкеры);

- спортивной направленности (роллеры, скейтеры, фанаты спортивных клубов, неофициальные спортивные объединения);

- историко-культурной направленности (группы пропаганды национального искусства, клубы любителей истории, объединения национального альтернативного творчества).

2. Религиозные и псевдорелигиозные:

- религиозной (псевдорелигиозной) направленности (большинство религиозных, псевдорелигиозных сект);

- мифологической (псевдомифологической) направленности (готы, попсовые сатанисты, эмо, толкиенисты).

3. Социально-политические:

- политической направленности (протестные группы, пацифисты, антифашисты, радикальные объединения глобалистов, неонацистов, скинхедов);

- экологической направленности («зелёные», светские псевдонаучные секты);

- патриотической направленности (историко-патриотические клубы, поисковые отряды).

Следует отметить, что все неформальные общественные объединения могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Найти оптимальные формы взаимодействия с ними, включить их в систему обеспечения национальной (духовной) безопасности - одна из важнейших задач государственных субъектов обеспечения национальной безопасности. Игнорирование неформальных общественных групп и организаций может привести к появлению широкого движения духовной оппозиции, культивированию в разных слоях общества антигосударственных доктрин и идеологий.

К. Малевич не без оснований считал, что «кубизм и футуризм были движениями революционными в искусстве, предупредившими и революцию в экономической и политической жизни 1917 года»1. Эти направления в искусстве создали ту духовную взрывоопасную (полную энергии социально активных масс) протестную среду, в которой нашли своё место и утвердились разрушительные антигосударственные идеи. Государство упустило момент, когда диалог между творческой частью общества был возможен. Власть недооценила влияния людей искусства на политические и экономические процессы, происходящие в обществе.

В результате безобидные творческие бунтари стали катализатором реального «русского бунта», умело переведенного геополитическими

1 Малевич К. О новых системах в искусстве. Статика и скорость. Витебск, 1919, с 210.

конкурентами России в разряд государственного переворота и, как следствие, гражданской войны.

Уроки истории начала ХХ в. нельзя забывать, власть должна сделать соответствующие выводы. Пока этого, увы, не происходит. Между тем, сложившаяся в современной России ситуация является в какой-то степени повторением того времени: чудовищные размеры коррупции госаппарата очевидны, экономическое положение весьма нестабильно (так как основано на продаже энергоресурсов, а не на развитии производств, основанных на высоких технологиях), армия и правоохранительные структуры не имеют авторитета в обществе и социально не защищены.

Нас спасает от социально-политического, экономического, духовного коллапса, открытых выступлений протестных групп и подстрекаемых иностранными спецслужбами неформальных общественных объединений, малоимущих граждан только отсутствие открытого военного противостояния с какой-либо страной и (или) новый масштабный вооружённый конфликт в каком-либо субъекте Российской Федерации. Это понимают как представители законодательной, так и исполнительной власти. Однако приходится констатировать, что несмотря на все усилия и предпринимаемые на всех уровнях государственного управления меры центробежные силы в России уже действуют. Во многом этому способствует духовная деградация народов нашей страны, особенно явственно эта проблема касается российской молодёжи.

Ещё в 2004 г. на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», состоявшемся в Москве, протоиерей Аркадий (Шатов), председатель епархиальной Комиссии по церковной социальной деятельности Московского Патриархата Русской Православной Церкви высказал следующее опасение: «Если честно взглянуть на проблему, придётся признать, что современная молодёжь, к сожалению,

уже во многом потеряна для общества . и вернуть её обществу, если не невозможно, то крайне трудно» 1.

В этом контексте автор считает возможным говорить о том, что часть современной молодёжи «потеряна». Вместе с тем, значительная её часть является целеустремлённой, в том числе в области поиска жизненных духовных ориентиров. Одну из важнейших задач по формированию духовности современной российской молодёжи выполняют субкультурные (в основном неформальные) общественные объединения, в которых генерируются новые ценности, стереотипы мышления и поведения, определяющие жизненную позицию и ориентацию молодых людей. Автору представляется неоправданно категоричной позиция некоторых исследователей, которые считают, что массовая культура не способна производить творческое, креативное сознание. Представители НОО ( в значительной степени влияющие на развитие массовой культуры) - это часто творчески мыслящие, талантливые люди, ищущие новые способы самовыражения в искусстве, науке, религии, создающие образцы культуры, которые трудно причислить к проявлению примитивного масскульта, генерирующие в своей среде новые оригинальные идеи. Движение рок-музыкантов, авангардных художников в 70-х и 80-х гг. ХХ в., в буквальном смысле —«смело» официальный российский масскульт. Такого духовного творческого подъёма молодёжи Россия не знала, пожалуй, со времён первых советских пятилеток. Неформальные группы советских панков, хиппи, рокеров создавали в обществе свежую творческую атмосферу и то, что позитивный потенциал неформального движения не только не был использован во благо общества, но и служил объектом постоянных нападок, говорит о полном непонимании представителями советской власти важности

1 Протоиерей Аркадий (Шатов). Общественное противодействие асоциальным явлениям в молодёжной среде, содействие возрождению православных духовно-нравственных ценностей //Духовно-нравственные основы демографического развития России. Материалы церковно-общественного форума. 18-19 октября 2004 г. М., 2005, с. 112.

субкультурологического фактора в развитии любого (даже «коммунистического») социума.

Однако нельзя не сказать и о негативном в развитии и деятельности неформальных общественных движений. Деструкцией является асоциальная направленность определённой части (в основном молодёжной) субкультуры и массовой культуры, проводниками которой в обществе выступают некоторые радикально настроенные представители полукриминальных неформальных общественных объединений. Многие неформальные общественные объединения (как за рубежом, так и в России) уже с 60-х гг. ХХ в. фактически являются носителями деструктивной идеологии, проявляющейся в моде на марихуану, сексуальную свободу, акцентировании насилия и жестокости, культе освобождения и удовольствия1. При этом ореол мучеников (угнетаемых обществом «свободных художников») пытаются сохранить в большинстве случаев именно представители асоциальных неформальных общественных объединений несмотря на то, что в современном мире жизнь неформальных объединений вышла из подполья, так как диктатура истины 60-х гг. сменилась терпимостью и признанием права на отличие в 2000-х .

Толерантное отношение ко всему новому и непонятному - это отличительная черта глобализирующегося информационного общества. Иногда эта терпимость выходит за рамки здравого смысла (например, в случае с открытой пропагандой аномальных сексуальных отношений и «лёгких» наркотиков).

Проведённый автором анализ деятельности НОО позволяет сделать определённые выводы. Неформальные общественные объединения как носители массовой культуры (в основном, молодёжной субкультуры) активно влияют на все сферы общественной жизни и могут являться как

1 См.: ЛиповецкиЖ. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. М.,2001,с.157-158.

2 Там же, с. 170.

постоянной, всё возрастающей угрозой духовной безопасности современного российского общества, так и одним из существенных факторов её обеспечения.

Вектор развития НОО и масскульта, который бы предопределял их социальную направленность, должны устанавливать общество и государство. При этом речь не идёт о введении цензуры или карательных мерах воздействия. Решение данного вопроса должно стать частью проводимой в России государственной политики в духовной сфере, главную цель которой можно сформулировать как сохранение культурно-исторического наследия, формирование творчески ориентированных духовных личностей, эстетическое и нравственное воспитание российской нации.

Современный человек не может не стремиться к развитию, духовная апатия - путь к физической гибели. Государство обязано поддерживать стремление людей к творческому развитию. Художник, поэт, музыкант, учёный не должны «пробиваться» сквозь стены непонимания и всевозможные бюрократические барьеры. Духовную (интеллектуальную, эстетическую) собственность следует защищать не в меньшей, а в большей степени активнее, нежели дорогостоящие материальные объекты.

Духовное - это основной базис, позволяющий обществу эффективно развиваться во всех сферах социального бытия. В современном информационном обществе, которое, видимо, в скором времени станет сетевым, сытым физически будет лишь тот, кто утолит свой духовный (информационный, интеллектуальный, идеологический, эстетический и нравственный) голод. На это способны только творческие личности, определяющие направления прогрессивной эволюции всего социума.

Тонконогов А.В. Деятельность неформальных общественных объединений в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского социума. В

статье раскрыта сущность неформальных общественных объединений, их деятельность в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского общества,

проблемы взаимодействия с государственными институтами в данной области общественных отношений.

Ключевые слова: неформальные общественные объединения, духовная безопасность, российское общество, российская нация, деструктивные организации.

Tonkonogov A.V. Activity of informal public associations in sphere of maintenance of spiritual safety of a modern Russian society. In article the essence of informal public associations, their activity in sphere of maintenance of spiritual safety of a modern Russian society, a problem of interaction with the state institutes in the field public relations is opened.

Key words: informal public associations, spiritual safety, the Russian society, the Russian nation, the destructive organisations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.