Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества'

Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
368
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ / SPIRITUAL / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ / ЭТИЧЕСКОЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AESTHETIC DEVELOPMENTS / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / MODEM RUSSIA / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL WEALTH / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / INTELLECTUA / ESTHETIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тонконогов А.В.

Статья посвящена проблемам духовного (интеллектуального, этического, эстетического) развития в современной России, организации деятельности по защите национальных духовных ценностей и обще-ственного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to problems of spiritual (intellectual, esthetic, aesthetic) development in modern Russia, organization of activity on protection of cultural wealth and public consciousness.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества»

А.В. ТОНКОНОГОВ

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры теории и социологии управления Академии управления МВД России

Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны между собой. В современном глобальном мире всё имеет своё сакраментальное значение и так или иначе влияет на другие сферы социальных отношений. Без стабильной экономики нет стабильности в политике и, наоборот, без осуществления грамотного регулирования в области политической жизни невозможно прогрессивное общественное развитие и создание эффективной экономики. Значительную роль в нашем динамично развивающемся информационном обществе играют эволюционные процессы в духовной сфере.

Человек современный совершил качественный переход от примитивного потребления даров природы к потреблению результатов своего материального и духовного производства, мотивацией к созданию которых стало не только желание удовлетворить свои насущные потребности, обусловленные физиологическими инстинктами, но и стремление найти ответы на вопросы высшего порядка, воссоздать в реальности воображаемые идеальные образы.

Человек современный - духовная субстанция, созидатель, который прошёл путь от существа, использующего примитивные орудия труда и неумело спасающегося от природных катаклизмов, до интеллектуально развитой личности, управляющей сложными орудиями производства, совмещая при этом рациональность научно-технической мысли с иррационально мистическими и эстетическими основами своей жизни.

Преобладание в сознании людей первородных инстинктов,

притупление разума, этических и эстетических чувств -это проблема, сопровождающая человечество на протяжении всей нашей эволюции. У каждого человека и социума бывают периоды, когда одна форма сознания преобладает над другой. Однако в той или иной степени, но практически всегда человек пребывает на уровне обыденного сознания либо испытывает его значительное влияние.

Духовную жизнь общества невозможно представить без взаимопроникновения и взаимного влияния различных форм сознания друг на друга. «Духовная сфера включает в себя все формы общественного сознания - философию, религию, мораль, право, искусство, а также науку, идеологию, образование, воспитание во всех их многообразных

л

проявлениях»1. При этом представляется возможным использовать следующую терминологию применительно к формам общественного сознания, определив философию как философское сознание, мораль как этическое сознание, искусство как эстетическое сознание (когда мы говорим об искусстве, то речь идёт о миросозерцательно-эстетическом восприятии бытия на индивидуальном и общественном уровнях).

Таким образом, основа духовной сферы, как и духовной жизни в целом - сознание, поэтому духовная сфера формируется как единое целое таких её составляющих, как наука, религия, мораль, искусство, право, политика, философия. Необходимо также помнить, что светская составляющая духовной сферы - это не только наука, искусство, но и в значительной степени нормотворческая деятельность, основанная на высоких моральных принципах. Мораль должна быть поддержана правом и иметь не только статус традиции, обычая, неписанных общепринятых (точнее принятых большинством) правил поведения, но и закреплена в конкретных законах, за неисполнение которых предусматриваются вполне конкретные наказания.

1 Философия. Учеб./ Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. М., 2004, с. 399.

Духовная сфера, оказывая влияние на все сферы социальной жизни, имеет определяющее значение для существования любой нации и любого государства. Важно помнить, что без ощущения своей национальной, культурной идентичности не может быть полноценной духовной личности, нравственно здорового, прогрессивно эволюционирующего общества. Следует отметить, что в отличие от колониальных западных держав геополитическая экспансия России в результате привела к улучшению жизни народов, живущих на осваиваемых территориях, ни один из которых не был подвергнут насильственной ассимиляции. Более того, многие народы получили возможность и смогли создать свою письменность. Подобному уважительному отношению к чужой культуре у нашей страны следует учиться всем, в том числе так называемым развитым цивилизованным обществам, всегда позволявшим и позволяющим себе до сих пор не считаться с чужими национальными интересами и традициями.

Девальвация духовных ценностей, последовавшая за разрушением религиозной системы ценностей в конце XVIII в., привела мировой социум к катастрофическим последствиям. В то же время не стоит и преувеличивать позитивное влияние религии на социальную жизнь. Большинство религиозных учений так или иначе использовались для оправдания агрессивной политики различных государств на протяжении всей известной истории человечества (и используются до сих пор). Это обусловлено тем, что сохранение своей культурной (в том числе религиозной) идентичности и самостоятельности - главное условие сохранения нации. В современном мире этот тезис активно используется экстремистами, никакого отношения не имеющими к проблемам развития какой-либо народности, нации, этноса. Спекуляции на национальных и религиозных чувствах людей в информационном обществе имеют ярко выраженные деструктивные, гипертрофированные формы, что приводит к

росту социальной, политической и военной напряжённости в отдельных регионах и во всём мире.

Благодаря своим духовным (интеллектуально-нравственным, эстетическим) потенциалам человек создаёт свою реальность, реформирует бытие, делает его комфортным для себя таким, каким его представляет себе человеческое сознание. Природа в этой ситуации часто является объектом грубого использования и даже открытого уничтожения. Подобное варварство становится нормой и по отношению к целым народам современного мирового социума. Идеология «выживания избранных» - следствие глубокой нравственной деградации обществ экономически развитых государств, стремящихся к созданию замкнутого социума, состоящего из миллиарда «нужных» жителей Земли. Духовные ориентиры «золотого миллиарда» - исключительно материальны и прагматичны, а потому деструктивны (антидуховны).

Ориентация общества на удовлетворение, главным образом, материальных потребностей часто осуществляется посредством влияния на социум различного рода тайных обществ, в том числе и сект, что позволяет направить общественное развитие во всех сферах социальных отношений в негативное русло. Большинство социумов в мире уже готовы к началу деструктивного пути, ибо духовный крах, выражающийся либо в отсутствии какой-либо национальной идеи и общепризнанных ценностей, либо фанатичном ортодоксальном следовании светской или религиозной идее, уже наступил во многих странах.

Но вне зависимости от подходов к вопросу обеспечения духовной безопасности существуют неизменные ценности, присущие как религиозным, так и светским духовным системам. В частности, разрушение государства начинается с разрушения общества, его социальных основ, главной из которых бесспорно является семья. Отношения между родными и близкими людьми должны быть эталоном нравственного и правового, индивидуального и общественного поведения.

Без нормальных отношений в каждой семье нет и не может быть стабильных, поистине человеческих отношений во всём обществе. Одинокие отцы и матери, самостоятельно воспитывающие детей, — возможно, это и есть эмансипированное будущее нашей цивилизации. Не вызывает сомнений тот факт, что чем больше в социуме «деформированных семей», тем более оно разобщено, а потому слабо и обречено на медленную, мучительную гибель. Государство же, организующее свою деятельность для такого общества и нанимающее для работы в своих институтах граждан такого общества, не способно эффективно функционировать. Россия может так и остаться в начале пути построения правового государства и создания гражданского общества.

В современном мировом социуме (и российское общество не является в данном случае исключением) светская культура превалирует в духовной сфере. Даже те, кто пытается исполнять религиозные обряды и придерживаться установленных догматов, вынуждены исполнять светские законы. Это противоречие всё чаще становится в мире причиной разного рода конфликтов. Ещё большая опасность заключена во влиянии на общество деструктивных (имеющих разрушающую антисоциальную направленность) субкультур, в том числе криминальной субкультуры. В условиях секуляризованного мирового сообщества светская массовая культура и светские идеологемы являются одним из самых важных элементов формирования духовной сферы. Однако в целом современная духовная ситуация в нашей стране характеризуется тем, что для значительной части общества и, к сожалению, для большинства молодёжи «западные ценности» потребления и наращивания материальных благ, циничный подход к жизни являются лучшим образцом для подражания, и подобные тенденции всё нарастают. В этой ситуации в социуме превалируют космополитические настроения, истощается дух народа, исчезает его ментальная своеобразность. Главная задача современного российского общества - сохранить свой богатейший интел-

лектуально-нравственный, эстетический потенциал, помочь отдельной личности и социальным группам самореализоваться на благо всего социума и государства.

Российский законодатель в Законе Российской Федерации «О безопасности» (от 5 марта 1992 г. № 2446-1)1 справедливо определяет в качестве объектов обеспечения безопасности наряду с государством, его целостностью и существующим конституционным строем личность (её права, свободы), а также общество - его материальные и духовные ценности. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» указывается, что «обеспечение национальной безопасности ... включает в себя ... защиту культурного, духовно-нравственного наследия»2. Таким образом, духовная сфера современного российского общества является особым объектом обеспечения национальной безопасности России.

Ситуация, сложившаяся в духовной сфере современной России, характеризуется ярко выраженной политической и культурной дезориентацией общества, затянувшимся процессом формирования системы новых духовных ценностей в отсутствие отвергнутых «социалистических». В современной России происходит лихорадочное построение новой системы ценностей. При этом приходится констатировать, что во многих случаях обществу предлагается чуждая ментальности народов России система нравственных ценностей.

Процесс грубого внедрения в общественное сознание космополитических, эгоистичных, потребительских стереотипов мышления и, как следствие, поведения сопровождается применением нашими геополитическими противниками средств и методов ведения информационно-психологической войны против российского общества посредством деструктивного воздействия на индивидуальное, групповое,

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 10, ст. 763.

2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации , 2000, № 2, ст. 170.

массовое сознание (в основном в целях манипулирования общественным мнением россиян) через средства массовой информации и продукты массовой культуры, создаваемые под контролем иностранных производителей или по иностранным образцам. Оценить смысл предлагаемых деструктивных идеологем многие отдельные граждане и целые социальные слои в современной России попросту не в состоянии. Они уже ориентированы исключительно на удовлетворение своих насущных физиологических потребностей, они уже во многом утеряли связь со своими духовными корнями. Люди не могут, изголодавшись по элементарным материальным благам, преодолеть нормальную жажду удовлетворения своих насущных потребностей.

Социологи США справедливо считают, что качество жизни определяется, качеством удовлетворения потребностей на материальном и духовном уровнях: «Духовные потребности или потребности данной личности в саморазвитии предусматривают... создание для неё условий наиболее полного раскрытия возможностей и способностей»1. Однако необходимо учитывать, какие именно потребности превалируют у личности, социальной группы и в обществе в целом -духовные или материальные. Каковы духовные потребности людей: способны ли они, хотят ли саморазвиваться, творчески мыслить, приносить пользу своей стране? Во многих случаях (считаю возможным это утверждать) ответы на эти вопросы в новой России отрицательны. Многие (в том числе или в большинстве своём интеллектуально развитые) представители нашего общества не желают думать ни о чём, кроме личного благополучия, и в существующей системе ценностей это оправдано. Но нравственно ли это?

Важнейшим условием стабильности в России во все времена было соблюдение принципа социальной справедливости, не права, не закона, а именно справедливости, но и понятие справедливости в современных

1

Цивилизационный процесс и социальные итоги развития США. М., 1993, с. 191

условиях значительно деформировалось. Это объясняется тем, что нация разочарована, она многократно обманута и обобрана, и люди хотят просто жить. Но вся сложность и трагичность ситуации заключается в том, что «просто жить» России никто не даст. Мы были, остаёмся и всегда будем объектом завистливого внимания других стран и народов. Наши ресурсы (территориальные, энергетические, пресноводные, людские и т.д.) не дадут покоя нашим нынешним и потенциальным геополитическим противникам. Поэтому «просто жить» в России можно, только сохранив её Великой и соответственно Независимой Державой, независимой не только политически и экономически, но и духовно, ибо без этого не может быть никакой независимости.

Таким образом, когда мы говорим о духовной сфере как об объекте обеспечения национальной безопасности, её следует рассматривать как совокупность духовных отношений, основанных на сохранении, осмыслении и выборе соответствующей системы ценностей, идеалов, идей, целей, лежащих в основе взаимосвязи людей, реализации их чувств, восприятия личного и общественного бытия. Данный процесс неотделим от решения задач в области экономического и политического развития. Прогресс во всех сферах социальной жизни невозможен без учёта материальных и духовных потребностей каждого человека. Поэтому предметом обеспечения безопасности духовной сферы является духовная жизнь личности и общества в рамках существующего государства, которая представляет собой деятельность по производству, распространению и потреблению интеллектуально-нравственных, эстетических ценностей. Особенность ситуации, сложившейся в духовной сфере современного российского общества, заключается ещё и в том, что существует конфликт поколений, т.е. тех, кто не принял новые ценности и живёт идеалами, пропагандируемыми скомпрометировавшими себя политическими силами, и тех, кто безоговорочно поверил в «новую Россию». Одновременно с этим в каждом поколении существуют целые социальные группы, находящиеся

в состоянии социальной и духовной апатии.

Конфликт поколений - это одновременно трагический, но неизбежный и необходимый момент стремительного развития человечества. Впрочем, может быть это и не развитие в полном смысле, это прогресс научно-технический, сопровождающийся в значительной степени духовной, а именно (или точнее) не интеллектуальной, а нравственной деградацией отдельных личностей и социальных групп. Следует отметить, что социально активная молодёжь порою выступает за скомпрометировавшие себя идеологии. Причина в том, что наши предки не жили идеей скорого обогащения, имели высшие общечеловеческие, национальные ориентиры, ценности, идеалы и они понятны и близки духовно не деградировавшей части молодых людей.

В то же время приходится констатировать, что современный духовный мир России перевернулся, и большинство социальных групп, главным образом молодёжь, стремятся к идеалам «золотого миллиарда». В этой связи ещё в 20-х гг. XX в. русский религиозный философ С.Л. Франк отмечал: «Мы видим духовное варварство народов утончённой умственной культуры, чёрствую жестокость при господстве гуманитарных принципов, душевную грязь и порочность при внешней чистоте и благопристойности»1. В сознание молодых пытаются внедрять чуждые нашей национальной ментальности идеологемы и ценности, этот процесс организован внешними силами и осуществляется целенаправленно, методично и повсеместно. Молодёжь, ориентированную на потребительские ценности, поддерживают обманутые государством люди старшего поколения. Это их объединяет, даёт новые жизненные ориентиры, приоритеты, но одновременно с этим дезинтегрирует и дезориентирует, так как осуществление любого вида деятельности во всех сферах общественных отношений (в том числе в экономике) практически невозможно

1

Франк С.П. Крушение кумиров. Берлин, 1924, с. 50.

вести законно, общество живёт «по понятиям». Люди всё меньше ощущают на себе влияние морали. В случае, когда законы неэффективны или аморальны, люди уклоняются от их исполнения, они не считают себя гражданами и не принимают на себя ответственность за судьбу своего народа и своей страны.

Мир вообще и Россия, в частности, не живут строго в рамках официального права. Общественные отношения регулируют в значительной степени традиции и обычаи, которые у нас в значительной степени деформированы. Человек остался один на один со своей духовной целеустремленностью, поиском. Общество теряет чистых, искренних, талантливых людей. Они либо принимают «новые порядки», либо эмигрируют, либо совершают суицид. В связи с этим задача институтов гражданского общества и государства - защитить духовно зрелую, не деградировавшую часть социума от деструктивных тенденций, помочь творческому развитию отдельной личности и обществу в целом. Создание организационно-правовых условий для этого — одно из основных направлений общественной деятельности в современной России.

Рассматривая духовную сферу современного российского общества как объект обеспечения национальной безопасности, необходимо выделить основные субъекты защиты. К ним следует относить национальную культуру (главным образом, язык как средство межнационального общения и объединения), а также науку, образование, искусство и средства массовой информации, предоставляющие обществу в том или ином виде продукты духовного производства. Основными субъектами обеспечения безопасности духовной сферы современного российского являются индивидуальное, групповое и массовое сознание. Деструктивное воздействие на них, как уже отмечалось, оказывается через элементы массовой культуры и разного рода субкультур посредством информационно-психологических технологий, применяемых

потенциальными противниками России при осуществлении стратегии информационных и сетецентрических войн.

Обеспечивая духовную безопасность России, защищая личность, общество и государство защищают себя, а защищая общество и государство, личность защищает свои жизненные интересы. При этом интересы государства, общества и личности равноценны и неразделимы. Таким образом, мы можем определить основные цели обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества.

— Сохранение единого духовного пространства российской нации. При этом под духовным пространством российской нации следует понимать территории исторического проживания народов России, принимающих в качестве приоритетного языка межнационального общения русский язык и проживающих не только в официальных границах Российской Федерации, но и в ныне не существующих границах Российской империи (до 1917 г.) и Союза Советских Социалистических Республик.

— Обеспечение защиты от деструктивного влияния1 русского языка как эффективного средства духовного объединения российской нации и его самостоятельного развития в современных геополитических условиях.

— Поддержка и развитие национальных культур народов России, их традиционной ментальности, основанной на уникальности языка, литературы, живописи, традиционных ремёсел и таких элементов культуры, как танец, национальный костюм и т.д.

—Защита от деструктивного информационно-психологического

и

Под деструктивным влиянием следует понимать, в частности, использование в текстах (газет, книг, рекламе) вместо букв русского алфавита иностранных; необоснованно частое применение в повседневной жизни, литературе, театральных постановках, художественных и документальных фильмах, в средствах массовой информации специальной (псевдонаукообразной) терминологии, криминального жаргона и мата.

влияния общественного сознания, формирование и сохранение патриотического самосознания российской нации посредством использования потенциала традиционных для России национально-культурных и религиозных официальных и неофициальных объединений.

Достижение поставленных целей в сфере обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества предполагает решение следующих задач:

— организовать научные исследования проблем обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества;

— создать на федеральном и региональном уровне систему обеспечения духовной безопасности, позволяющую эффективно взаимодействовать в данной области государственным и общественным институтам современной России;

— определить и реализовать меры государственного характера по профилактике, выявлению и пресечению деструктивного воздействия на общественное сознание с применением методов агрессивного манипулирования посредством использования нематериальных видов оружия;

— активизировать законотворческую деятельность в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского общества;

— разработать и применить на практике комплексную программу духовного развития российской нации, включающую в себя программу культурного развития, формирования патриотического самосознания, а также профилактики деятельности террористических, экстремистских организаций, различного рода сект и «миссионеров».

Геополитическое положение России в современном мире, обладание огромными природными ресурсами обусловливает наше латентное

противостояние со стратегическими противниками. В этой ситуации необходимо особо отметить, что духовный (интеллектуальный, нравственный, эстетический) потенциал нашего народа - это один из главных факторов обеспечения национальной безопасности, в том числе безопасности военной. Военная же безопасность является основой обеспечения безопасности любого государства. Только при условии сохранения своего мощного военного потенциала Россия сможет остаться независимым государством.

Необходимо также отметить, что именно деструктивные тенденции в духовной сфере приводят к таким социально опасным явлениям, как терроризм, экстремизм, криминал во всех его проявлениях и сектантство. Деструктивные стереотипы, внедряемые извне в общественное сознание, являются одной из основных угроз национальной безопасности России. Таким образом, обеспечение безопасности духовной сферы осуществляется в целях «защиты ценностей своего образа жизни ... сферы интеллектуального общения, внутреннего мира человека»1.

Основным направлением обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества является организация системы защиты общественного сознания граждан России. Несмотря на то, что современное российское общество всё ещё обладает достаточным духовным потенциалом, ему необходима новая система духовных ценностей (система духовных ценностей российской нации), в основе которой останутся традиционные национальные, религиозные и культурные ценности русского народа и объединённых им народов России. Российское общество обязано защищать свои нравственные основы, свой интеллектуальный и эстетический потенциалы от внутреннего и внешнего деструктивного воздействия, используя все возможности институтов гражданского общества и государства. Духовная сфера

1 Кузнецов В.Н. Социология безопасности. Программа учебного курса // Безопасность Евразии, 2002, № 3,

с. 624.

современного российского общества является одним из основных объектов обеспечения национальной безопасности. Восстановление стабильной духовной жизни — одно из основных условий выживания российского социума и существования Российской Федерации в статусе Мировой Державы.

Тонконогов А. В. Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества. Статья посвящена проблемам духовного

(интеллектуального, этического, эстетического) развития в современной России, организации деятельности по защите национальных духовных ценностей и общественного сознания.

Ключевые слова: духовное, интеллектуальное, этическое, эстетическое развитие; современная Россия; духовные ценности; общественное сознание.

Tonkonogov A.V. Spiritual security of modern Russian society. This article is devoted to problems of spiritual (intellectual, esthetic, aesthetic) development in modern Russia, organization of activity on protection of cultural wealth and public consciousness.

Key words: spiritual, intellectual, esthetic, aesthetic developments; modem Russia; cultural wealth; public consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.