Научная статья на тему 'КУЛЬТ АКТЕРА КАК ПОРОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ'

КУЛЬТ АКТЕРА КАК ПОРОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ АКТЕРА / КИНО / ФОТОГРАФИЯ / РЕКЛАМА / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / ACTOR''S CULT / CINEMA / PHOTOGRAPHY / ADVERTISING / FUNCTIONALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Швецов А.В., Долгов А.А.

В статье рассматривается связь характерного для современной эпохи культа киноактера с процессом технизации мира и возникновением общества потребления. Представлены анализ и интерпретация работы немецкого мыслителя и писателя Ф.Г. Юнгера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULT OF THE ACTOR AS THE BIRTH OF THE TECHNICAL ORGANIZATION OF LIFE

The article discusses the relationship characteristic of the modern era of the cult film actor with the process of mechanization of the world and the emergence of the consumer society. The analysis and interpretation of the work of the German writer F.G. Junger.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТ АКТЕРА КАК ПОРОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ»

лечебный факультет Долгов А.А. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского научный руководитель: Кампос А.Д., к.филос.н.

ассистент

Российская федерация, г. Саратов КУЛЬТ АКТЕРА КАК ПОРОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Аннотация: В статье рассматривается связь характерного для современной эпохи культа киноактера с процессом технизации мира и возникновением общества потребления. Представлены анализ и интерпретация работы немецкого мыслителя и писателя Ф.Г. Юнгера.

Ключевые слова: культ актера, кино, фотография, реклама, функционализм.

Shvetsov A. V.

Second year student of the Faculty of Medicine Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky Russian Federation, Saratov Dolgov A.A.

Second year student of the Faculty of Medicine Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky Russian Federation, Saratov Supervisor: Campos A.D.

Assistant

THE CULT OF THE ACTOR AS THE BIRTH OF THE TECHNICAL

ORGANIZATION OF LIFE

Annotation: The article discusses the relationship characteristic of the modern era of the cult film actor with the process of mechanization of the world and the emergence of the consumer society. The analysis and interpretation of the work of the German writer F.G. Junger.

Key words: actor's cult, cinema, photography, advertising, functionalism.

История человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет и в своем становлении прошла множество этапов, каждый из которых характеризовался особыми изменениями в поведении людей. В пору же современного технического прогресса отличительной чертой стали повышенный интерес к представителям актерской профессии, и возведение актера как такового в культ.

Почему и в силу каких причин данный феномен занимает особое место в нашей эпохе? Для ответа на этот вопрос станет актуальным обращение к творчеству немецкого писателя и мыслителя Ф.Г. Юнгера и его работе «Совершенство техники», в которой он дает неожиданную трактовку природы таких социально-культурных феноменов как кино, фотография и реклама. Эти компоненты составляют культ актера, являющийся проявлением технической организации современного мира, суть которой выражается в организации тотального потребления и создании наиболее функциональных машин потребления; потребляющая сущность техники выражается такой метафорой как «голод машины» [1, с. 37], кино - одно из проявлений такого машинного производства и потребления. Рассмотрим подробнее эту интерпретацию.

Стоит вспомнить, что в доиндустриальную эпоху профессия актера была абсолютно непрестижной: для аристократа актер - человек второго сорта, его занятие - неблагородное. Но и народные массы относились к этой фигуре еще более недоверчиво. В наше же время, когда актерская профессия получила колоссальное распространение, все предвзятое отношение сменилось всеобщим признанием, возведением актера в культ. Кроме того, зритель идентифицирует себя с актером, с его ролями и шансами: «человеку нужен образец подражания, идеальный герой, и актер — не являющийся ни тем, ни другим — в то же время остается единственным, кто в состоянии сыграть эти роли» [1, с.191].

Таким образом, то, что отталкивало в актере в прежние эпохи (его пустота и никчемность, скрывающаяся за маской; он - притворщик, воспроизводящий того, кем он, по сути, не является) - именно это сегодня всех притягивает к нему и ведет к его культу.

Автор подводят нас к мысли, что существо актера заключается в той мертвенности, которая свойственна механизмам: «В выражении его лица, в его движениях отражается тот голый функционализм, который мы можем наблюдать у машины. Как и машине, любой роли присуща повторяемость: «...Вид маски, мертвой личины, который приобретают лица таких людей, говорит о том, что жизнь в них имитируется, что их движения представляют собой лишь симуляцию живости...» [1, с.167-168] «Надев маску однажды, актер никогда не перестает играть роль. И если мы посмотрим на это лицо, когда актер предоставлен самому себе, оно покажется безвольным, измученным, расслабленным и пустым» [1, с.193]. Подобно Ф. Ницше, который констатировал доминирование инструментальной рациональности во всех аспектах бытия современного человека [2, с. 43], Ф.Г. Юнгер диагностирует в актере механическое начало вместе с его каузальностью и функционализмом: «Их опосредованное влияние на нашу жизнь растет вместе с тем, как распространяется власть функционализма. Может показаться, что эти люди не стареют и никогда не умрут. У человека же, не скованного в своих действиях влиянием технической стороны жизни, отчетливо видна полярность поведения, суждений, эмоций, и чем сильнее

она выражена, тем больше в нем той жизненной силы» [1, с.168].

Таким образом, актер - тоже машина, продукт механического мышления, форма механизма. Культ кино неразрывно связан с рекламой и фотографией. «Реклама, пропаганда - верные спутники технического прогресса, являются одними из наиболее эффективных способов поднятия рейтинга актерской профессии, наглядно демонстрирующие ее актуальность в современном мире. Это же явление находит свое место в массовом производстве фотографий, и неспроста актер оказывается самым фотографируемым человеком. Его фотографии встречаются везде, и невольно начинаешь думать, что фотографироваться — дело всей его жизни, ради которого он должен постоянно отдавать себя на потребу фотографов, что представляет собой не что иное, как акт проституции» [1, с.189].

По мнению мыслителя, актер «ничего не созидает, он лишь воспроизводит образ или идею» [1, с.193]. А зрители этот образ (идею) потребляют. Технологии же воспроизведения направлены на то, чтобы вторично множить копии того, что уже и так не является оригиналом. Возникает вопрос, что это за воспроизводимый и потребляемый образ? Что рекламирует образ актера, почему он фотографируется, почему развиваются техники фотографирования, кино и видеосъемки? Философ показывает, что здесь затрагивается вопрос об особенности современной общественной идеологии. Обратим внимание, что искусство кино часто именуется выражениями, «киноиндустрия», «фабрика грез» (Голливуд). Актер - своего рода машина по рекламированию шансов - шансов быть счастливым и успешным. Киноиндустрия, как фабрика иллюзий - это механизмы, продуцирующие образ жизни современного человека, воспроизводящие стандарты и образцы счастливой и прекрасной жизни, того, о чем современный человек должен мечтать, к чему он может и должен стремиться. К примеру, почти все сюжеты массового, популярного кино вращаются вокруг любовной линии, одной и той же идеи: прекрасной «романтической любви». Именно этим объясняется беспрецедентный культ актера: актер становится героем общества, не будучи никем, просто воспроизводя образы того, чем он в реальности не обладает, и чего сам никогда не создавал: ведь не он придумал эти образы. Общество, в свою очередь, потребляет эти иллюзии: зрители наслаждается образами того, чем в реальности не обладают. В этом смысле кино действительно становится «метастазом техники» - еще одним из секторов организации потребления, а актер - лишь средство, механизм производства. Предпринятый обзор позволяет взглянуть на многие идеи экзистенциальной и постмодернистской философии как на дальнейшее развитие взглядов Ф.Г. Юнгера. Так, идея всепроникающего механицизма находит отражение в хайдеггеровском понятии технического «постава», который тотален и проявляет себя даже в таких сферах, как культура и язык, причем язык не только специальный, научно-технический, но и повседневный [3, с. 49-52]. Представление о рекламе, культе киноактера как функциональных элементах системы

производства-потребления иллюзий предвосхищает концепцию симуляции французского философа Ж. Бодрийяра.

Использованные источники:

1. Юнгер, Ф.Г. Совершенство техники [Текст]. - СПб.: Фонд Университет; Владимир Даль, 2003. - 564 с.

2. Кампос А.Д. Критика рационального гуманизма в философии Фридриха Ницше [Текст] / А.Д. Кампос. - Саратов, 2016.

3. Чебан А.Г. Авторские неологизмы в философских произведениях Мартина Хайдеггера [Текст] / А.Г. Чебан. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2017. - 136 с.

4. К онтологии господства [Текст]: коллективная монография. М.: Издательский дом «Юность», 2007. - 151 с.

УДК 331.108.6

Шершнева О. И., к.э.н.

доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.