«Издательство «Научная книга», 2006. С. 139-145.
УДК 50.502+01.091
Овчинникова П.П. студент 2 курса лечебный факультет Слюсаренко Ю.А. студент 2 курса лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России
Россия, г. Саратов ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Аннотация: В данной статье отражены последствия неразумного практического и технического использования человеком окружающей природы, выраженные на фоне стремительно развивающегося и всеохватывающего научно-технического прогресса (НТП), результатом чего является формирование ноосферы. Приведены пути и принципы решения экологических проблем. Представлены философские идеи немецких мыслителей Ф.Г. Юнгера и М. Хайдеггера о потребительском отношении человека к окружающему миру.
Ключевые слова: экологические проблемы, экодеятельность, коэволюция общества и природы, НТП
Ovchinnikova P.P.
Student
Saratov State Medical University them Razumovsky V.I.
Russia, Saratov Slyusarenko J.A.
Student
Saratov State Medical University them Razumovsky V.I.
Russia, Saratov
Abstract: The typical consequences of the unreasonable practical and technical use of the environment by human are expressed on the background of the headily developing and overall scientific and technological progress. The result of this expression is generation of the noosphere. In this article means and decision principles of the ecological problems are specified. There are also insights of famous German philosopher F. G. jünger and M. Heidegger about human attitude to the environment in this contribution.
Key words:ecological problems, environmental activities, NTP, modern evolution of nature and society.
Одной из важнейших особенностей современного времени становится значительное усложнение взаимодействия общества и природы с
возникновением связей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей, а также целого ряда негативно сказывающихся на окружающий мир явлений и процессов. Так результатом интенсификации практического и технического освоения природы являются непредвиденные неоднозначные последствия преобразующей деятельности человека. Негативные последствия антропогенной деятельности переросли из мелких локальных проблем в масштабную катастрофу, имеющую планетарный характер.
Сегодня по мере увеличения опасностей со стороны нерешенных экологических проблем человечество все больше задумываются над выходом из этой ситуации, создавая при этом Всемирные экологические организации (WorldWildFundforNature, ОгеепреасеШегпайопа1), целью которых является предпринять практические шаги по преодолению грядущих экологических проблем.
Суть и перспективы современных перемен во взаимодействии общества и природы были вскрыты В.И. Вернадским в своих очерках, в которых была предпринята попытка научно обосновать качественный характер изменений, вызванных при взаимодействии человеческого общества и природы под влиянием деятельности человека. Общество выступает как единство живой и неживой природы, как целостная система, в которой человек доминирует в качестве активного субъекта, что привело к смене такого понятия как биосфера на ноосферу, т.е. сферой разума[1]. Ноосфера, будучи высшей ступенью интеграции всех форм, существования материи, характеризует любую преобразующую деятельность человека, основываясь на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываясь с общими законами развития природы.
Достижение такого этапа, именуемого коэволюцией природы и общества, возможно только, если общество и природа будут гармонично эволюционировать в одном направлении - по пути оптимизации своего взаимодействия. Коэволюционный путь развития основывается на том, чтобы научно-технического прогресс общества и сохранение природы не вступали в непримиримые противоречия. Это означает, что вместо тотального преобразования богатств природы, которое следует из концепции научно-технической оптимизации, необходимо максимально использовать оптимизированные адаптивные механизмы, как для общества, так и для окружающей среды.
Для решения ряда экологических проблем необходима выработка общепланетарной стратегии для человечества, представляющих собой целенаправленную систему действий, необходимых для облегчения решения поставленных задач, которая должна иметь две составляющих: технико-технологическое перевооружение производства и утверждение в сознании людей новой нравственности и экологической этики.
С появлением экологических глобальных потребностей человеком и их включение в общую социальную деятельность всего общества вызывает к жизни и новую разновидность социальной деятельности, которая, должна
будет удовлетворять уже имеющиеся экопотребности и формировать такие же потребности, но уже коэволюционно разумные. Экодеятельность, развиваясь по интенсинвому типу, нацелена на решение экологических проблем различного масштаба и реализацию следующих функций: устранение всех возможных экологических негативных последствий, сохранении природы и ее облагораживание, формирование искусственных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса. Развитие глобальной экодеятельности, как формы разумной коэволюции общества и природы, является объективной необходимостью как ускорение социально-экономического развития всей человеческой цивилизации [2].
Коэволюционое развитие общества и природы все более связывают с экологической этикой, имеющей свои принципы, к которым относятся:
• целостное восприятие явлений природы животного и растительного
мира,
• взаимосвязь природы и общества,
• диалектику биологического и социального,
• ценностное отношение к природе самой по себе,
• принцип морального долженствования, вытекающий из осознания целостности биосферы и места в ней человека,
• ответственность за сохранение природы настоящим и будущим поколениями,
• любовь и бережное отношение к природе,
• разумность потребления природных ресурсов.
Через данную систему принципов у человека должны вырабатываться понимание и оценка современной экологической обстановки, стратегии взаимодействий общества и природы, путей преодоления экологических проблем, наличие соответствующих убеждений и практических навыков. Экологического воспитания следует начинать уже с раннего детства, необходимо, чтобы эти знания ложились на определенные чувства, пробуждаемые восприятием природы[3].
Категорический императив, представляющий собой высший принцип нравственности, сформулированный И. Кантом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства» [5], должен быть опосредован теперь и на природу, став всеобщим экологическим императивом. Смысл фразы с экологической точки зрения состоит в том, что каждый действующий субъект во всех своих помыслах, делах и поступках, имеющих прямое или косвенное отношение к природе, должен вести себя так, чтобы норма этого поведения могла стать всеобщим экологическим законом. Принимая данный экологический императив во внимание, многим государствам необходимо перестраивать свою природобразующую политику, при этом устраняя экологические проблемы, чтобы не только достичь ноосферы, но и справиться с
общечеловеческими проблемами [4].
Развитие и влияние НТП привело к возникновению такого течения как трансгуманизм, направленное на радикальное изменение природы человека НБИК-технологиями (нано-, биологическими, информационными и когнитивными) [6, 7, 8]. Исследователи трансгуманизма особое внимание уделяли этическим проблемам, прочно связанным с агрессивным вмешательством в природу человека. Человек, тщательно преобразуя окружающую его природу, меняется сам, все больше утопает в стремлении удовлетворить свои потребности. Окружающая техника, научно-технический прогресс окружают человека. Техника «ставит» природу и самого человека на производственный конвейер: отныне человеком управляет «искусственный разум», который в стремлении к рационализации пытается подчинить себе природу. Запрограммированный человек не в силах увидеть красоту внешнего мира, он следует единственной цели - включению в бесконечный технический прогресс [7, 8].
Научно-технический прогресс, неразрывно связанный с возникновением и развитием машинного производства, представляет собой целостную систему накопления и реализации технического знания. Технический прогресс затрагивает практически все общественные явления современного общества: сводит их к понятиям науки и техники, технической полезности и рациональности. По мнению немецкого философа Ф.Г. Юнгера, «технический прогресс борется со всем, что отказывается отдать ему свои резервы, которые он желает использовать себе на потребу, будь то человеческие или материальные ресурсы».
Техническое мышление характеризуется хищническим отношением к природе: возникает необходимость в защите природы от агрессивной эксплуатации машин и бесконтрольного технического вмешательства. Потребительский настрой техники отнюдь не способствует гармоничному взаимодействию природы и человека. Она ничего не создает, а лишь растрачивает и ликвидирует «богатства» природы [9]. Идеи Ф.Г. Юнгера продолжает немецкий мыслитель М. Хайдеггер. Он отмечает, что современность характеризуется господством «постава»: человек занят лишь «выведением сущего в наличие», низводя все вещи до уровня сырья, благодаря чему лишает себя мира [10, 11].
Таким образом, на протяжении долгого времени человека волнует проблема гармоничного взаимодействия человечества и природы [12]. Практическое и техническое освоение природы привело к колоссальным последствиям: экологические катастрофы и масштабные экологические проблемы. Человечество впервые задумалось о влиянии антропогенной деятельности на хрупкое состояние биосферы. Для решения экологических проблем мирового масштаба были созданы организации, пропагандирующие экодеятельность и новоэволюционные идеи. Если следование идеям новоэволюции ведет к гармоничному развитию и взаимодействию природы и человека, то набирающий темпы технический прогресс отнюдь этому не
способствует. Техника, с легкостью разрушающая баланс законов природы, ведет человека к необратимым последствиям, которые неуклонно скажутся на каждом из нас.
Использованные источники:
1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / Издательство «Наука», М. - 1988. С. 20-69.
2. Веретенников Н.Я. Глобальные проблемы и Россия /Издательство «Научная книга», Саратов - 2001. С. 5 - 72.
3. Депенчук Н.П., Дроздова Г.Д. Нравственные аспекты современной экологии// Интегрирующая функция экологии в современной науке, Киев. -1987. С. 17 - 32.
4. Кацура А.В. Экологические перспективы человечества / Издательство «Знание», М. - 1988.
5. Андриянова Е.А., Кузнецова М.Н. и др. Философия / Учебное пособие // Издательство Саратовского Государственного Медицинского университета им. В.И. Разумовского, Саратов. - 2012. С. 56-63.
6. Дыдров А.А. Сценарии сосуществования homo sapiens и posthuman в дискурсах трансгуманизма // Социум и власть, - 2016, № 3 (59). С. 123-127.
7. Гречкина Е.Н. Трансгуманизм - мировоззрение XXI века или цивилизационная угроза человечеству // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, - 2015. С. 34-36.
8. Дмитриева Л.Д. Освещение феномена трансгуманизма в России // Научно-исследовательские публикации, - 2014. № 10 (14). C. 27-35.
9. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники / Издательство «Владимир Даль», -2002. С. 12-17.
10. Чебан А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегии господства [Текст] / А.Г. Чебан // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО «Издательство «Научная книга», 2006. С. 139-145.
11. Фахрудинова Э.Р. Онтологическая дополнительность концепций личности Конфуция и М. Хайдеггера // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 3. С. 85-88.
12. Фахрудинова Э.Р., Тетюев Л.И. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 410-415.