УДК 303.425.4
DOI: 10.18101/1994-0866-2018-3-4-10-18
ЭКОЛОГО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ИМПЕРАТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
© Тюрина Татьяна Александровна
соискатель, старший преподаватель, Донской государственный технический университет Россия, 344002, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1 E-mail: [email protected].
В статье предпринята попытка обосновать необходимость исследования формирующейся эколого-технической картины мира в сознании «человека экосознательного», а также экологической техносферы, в которой возможно ее становление. Обострившиеся в последнее время проблемы экологии принуждают все чаще задуматься о мировоззренческих, ценностно-гуманистических ориентирах и перспективах современной цивилизации. Внедрение техники и технологии во многие области общественной и личной жизни обратили на себя внимание ученых и философов, вызвали дискуссии о сущности и ценностной значимости социальных трансформаций техногенной эпохи (актуализировались философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии и технических наук).
Техносфера как искусственно созданная реальность хоть и соответствует современным тенденциям взаимодействия людей с материальным миром, нуждается в экологизации и гармонизации социоприродного взаимодействия. В статье дается авторское определение экологической техносферы и обосновывается ее становление, раскрываются сущностные характеристики «человека экосознательного». Ключевые слова: экологические проблемы; устойчивое развитие; коэволюция; экологическая техносфера; эколого-техническая картина мира; ценности; гуманизм; биосфера; ноосфера; равновесие.
Со второй половины ХХ в. вопросы экологии становятся центром внимания большого количества научных исследований в области как естественных, так и социальных наук. Работы философов — членов Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз, Дж. Форрестер и др.) [1, с. 2] положили начало исследованию экологических проблем, предложив концепцию устойчивого развития. Сегодня глобальный размах угрожающей миру экологической катастрофы принуждает задуматься о мировоззренческих, ценностно-гуманистических предпосылках; условиях формирования и духовного совершенствования экологически ориентированного человека. В сознании людей должны произойти серьезные ценностные изменения, знаменующие появление такой парадигмы мышления, что станет адекватно отвечать вызовам современности.
Техносфера как искусственно созданная реальность нашей цивилизации соответствует современным тенденциям взаимодействия людей с материальным миром. Однако она нуждается в экологизации и гармонизации социоприродного взаимодействия. Мы считаем, что в настоящее время формируются предпосылки становления экологически гармонизированной техносферы, в рамках которой человечество должно вести поиск новых ориентиров своего развития в направлении гармоничных социоприродных отношений. В связи с этим представляется
актуальным выбор темы нашего исследования, центральной идеей которого является формирование эколого-технической картины мира в контексте концепции устойчивого развития.
С появлением людей на Земле началось влияние их деятельности на круговорот вещества и энергии в биосфере (все пространство атмосферы, гидросферы и литосферы, где встречаются живые организмы). Хозяйственная деятельность человека способствовала изменению как процессов миграции веществ, так и изменению потоков энергии в окружающей среде. Происходящие трансформации биогеохимических циклов — как крупного, геологического, так и малого, биологического, — послужили основанием начала становления и развития новой оболочки Земли — техносферы (совокупности искусственных и природных объектов, созданных или измененных целенаправленной деятельностью человека), обусловившей череду непрерывных антропогенных кризисов в окружающей среде.
Активное преобразование биосферы в техносферу непосредственно связано с технизацией деятельности человека. Повсеместное внедрение техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящие компьютерно-информационные революции обратили на себя внимание ученых и философов, вызвали дискуссии о сущности и ценностной значимости социальных трансформаций техногенной эпохи, тем самым крайне актуализировали философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы не только техники, технологии, но и технических наук в том числе. Так, например, Н. В. Попкова в своих работах отмечала, что «техносфера есть результат стремления человека изменять окружающий мир его активной и деятельной сущностью» [3]. Стоит также отметить, что технической базой современного общества является информация, а интеллектуальные технологии, обработка знаний, развитие производства информационных, ценностей занимают все более важное место в жизни человека.
Увеличение темпов производственного роста, необходимость удовлетворения потребностей мирового населения, борьба за более комфортные условия существования обусловливают главенство экономических ценностей в жизни социума [4]. Ставка делается на безграничное использование природных ресурсов, однако немногие задумываются о последствиях такой эксплуатации. Богатеет человек — беднеет природа, хотя при этом сама первозданная природа как богатство чаще всего не рассматривается. Ввиду чего в настоящее время приоритетом общественного сознания становится признание необходимости гармоничного социо-природного развития, наиболее ярко высветив феномен единства и взаимозависимости современного экологически ориентированного техногенного мира.
В угоду достижения технократически материально-потребительских идеалов игнорируются истинные интересы человека: удовлетворение этических, духовно-нравственных потребностей, интересов окружающей природной среды. В итоге кризисы, сопутствующие утрате истинных ориентиров, становятся непременными атрибутами общественного развития. Поэтому в контексте устойчивого развития из идеи о необходимости сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества, а также интересов окружающей природной среды развилось представление о коэволюционном развитии, где устойчивое развитие — метод достижения духовного совершенства и гармонизации социоприрод-ных отношений в техносфере [5].
Таким образом, складываются все предпосылки для возникновения экологической техносферы [10], которая предполагает возможность создания в современных условиях таких отношений в системе «природа — человек — техника», которые не противоречили бы главным положениям концепции устойчивого развития цивилизации и были бы скорректированы со стратегической целью современности — соприродное качество жизни, отвечающее новому состоянию глобальной социоэкосистемы (аттрактору «ноосфера»). Здесь стоит упомянуть, что еще в прошлом столетии выдающимися мыслителями, учеными-космистами была предложена концепция перехода биосферы в качественно новое состояние — ноосферу (сферу разума, продукт процесса развития самого человека и собственно человеческого мира, его истории) [6]. Ученые считали, что биосфера становится похожей на живой организм, функционирующий как единая саморегулирующая система. А переход биосферы в ноосферу связан именно с деятельностью разума (в частности, научного мышления), которым она безусловно «обладает». Предполагается, что данный переход представляет собой естественный природный процесс.
Учение о ноосфере ознаменовало начало новой эры взаимоотношений человека и природы, где человечество выходит на новый уровень активного решения экологической проблемы с позиций экологической безопасности, ставшей глобальным императивом современности. Поэтому для достижения целевого но-осферного состояния предполагалось решение следующих взаимосвязанных задач:
- создание системы глобального управления экоразвитием;
- построение коэволюционной экономики устойчивого развития;
- целенаправленное формирование ноосферного сознания людей и т. д.
Предлагаемая нами концепция экологической техносферы опирается на
научные идеи ученых-космистов. Поэтому в структуре экологической техносферы, по нашему мнению, выделяются эколого-технические возможности, эколого-технические отношения и эколого-техническая активность (деятельность), исключительная важность которой определяется экологически ориентированным мышлением и экологизацией установок научно-технического прогресса: а) выявлять, б) формировать, в) развивать и г) реализовывать. Совершенствование эко-лого-технической деятельности, а также образа жизни современной цивилизации, основанных на принципах гармонического единства с природой, ориентированы на природовосстановление, природосохранение, природосовершенствование, осознание человеком конечных результатов, а также последствий своей хозяйственной деятельности.
В контексте экологической техносферы как формирующейся среды перспективного социоприродного взаимодействия подвергаются пересмотру определение социальных функций техники и ее связи с другими феноменами культуры (наукой, моралью, искусством, образованием и пр.); исследование социокультурных оснований технической и инженерной деятельности в рамках их экологизации; проблемы гуманизации техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности и т. д. Переход от антропоцентрической парадигмы современного общественного развития к биосфероцентрической (коэволюцион-ной в рамках целостного, с совершенно иными сторонами биосферного процесса) сформирует новый взгляд на мир, а также станет определяющим этапом на
пути к новой социально-культурной модели образа жизни человеческой цивилизации.
Таким образом, в соответствии с направлениями стратегии устойчивого развития как альтернативы технократическому пути цивилизационного развития в рамках экологической техносферы перспективно становление нового типа человека, которого назвали «человек экосознательный» («homo ecoconscius»), и его картины миропонимания.
Кто же такой «человек экосознательный»? В нашем понимании в понятии «homo ecoconscius» отражена нравственная ответственность человека не только за свою судьбу, но и за свой природный дом — «эко...». «Человек экосознатель-ный» является активным участником моделирования новой культуры в контексте соприродного развития. В своей деятельности «человек экосознательный» не только стремится изменить природную реальность, но и сформировать самого себя, обогатить мир своих ценностей. Он оценивает себя с точки зрения социальных последствий собственных действий; ориентируется на настоящее и особенно на будущее в решении проблемы эффективности своей деятельности, ценя в себе и в других профессиональные навыки, личностные достоинства, образующиеся в процессе постоянного воспитания и обучения. Актуальны слова Ю. Хабермаса [7], в свое время подчеркивающего, что в современном обществе «понимание человеком самого себя зависит не только от того, как он сам себя описывает, но и от тех образцов, которым он следует». Поэтому отметим, что для «человека экосознательного» справедлива в полной мере формула деятельностного принципа, выраженная следующим образом: какова деятельность человека, такова и его личность.
Одновременно с деятельностью огромное значение в современных условиях приобретает и культура. Так, по мнению А. П. Назаретяна, культура выполняет защитную функцию в вопросах духовного здоровья человечества [8]. Становление культуры, объединяющей науку, технику и природу в единое целое, — актуальное и перспективное направление научно-философских исследований. Поиск выхода из экологического кризиса как системного кризиса цивилизации, обеспечение и поддержка устойчивого развития путем совершенствования гуманистических императивов и убеждений о единстве и самоценности человека, природы, всего живого свидетельствуют о необходимости появления и повсеместного развития эколого-технической культуры.
Такая культура, естественно, формируется в современных условиях научно-технического прогресса, а также в процессе экологического образования. Р. В. Степанец [9] отмечает важность интеграционных процессов в науке и образовании, считая их основой формирования экологически ориентированной культуры личности. Однако стоит отметить, что широкое распространение технических устройств и разнообразных технологий практически во всех областях нашей с вами жизнедеятельности приводит нас к тому, что экологической культуры уже недостаточно — возникает потребность в становлении эколого-технической культуры. «Человек экосознательный» («homo ecoconscius») является носителем эколого-технической культуры, предполагающей гармоничное развитие личности в современных условиях жизнедеятельности. Эколого-техническая культура социума, определяя новую парадигму существования человечества и взаимодействия его с окружающей средой обитания, интерпретируется нами как ценностно-смысловая основа коэволюционной цивилизации. Естественно, что в созна-
нии «человека экосознантельного» под влиянием современного научного знания формируется новая картина миропонимания — эколого-техническая картина мира.
В рамках научно-философского изыскания становления исследуемой нами картины мира основной интерес представляет картина мира как комплекс мировоззрений, состоящих из рационального и эмоционального компонентов. В них отражаются трансформации представлений о мире, формируется эколого-техническая целостность миропредставления. В рамках научно-технического прогресса и информатизации социальной реальности акцентируется внимание на том, что мир в сознании людей стал дифференцироваться на составные части — естественную (природную), искусственную (информационно-техногенную) и социальную (общественную). Также необычайно возросла роль исследований изменений социоприродной и антропокультурной ситуации не только в теоретическом или практическом, но также в мировоззренческом и научно-философском плане [11; 12].
Наша эколого-техническая картина мира, формируемая в сознании «человека экосознательного», является частнонаучной и опирается на принципы постне-классической науки, имеющей дело с саморегулирующимися открытыми системами (в том числе и со знаниевыми), помогающими рассматривать картину миропонимания с нескольких позиций: как особый вид научного знания, как определенный уровень философской рефлексии, как интеграцию науки и философии, как интеграцию науки и мировоззрения. Отметим, однако, что в контексте становления эколого-технической картины мира интеграционные процессы считаем ведущей тенденцией, одним из важнейших факторов, обеспечивающих современный научно-технический прогресс и социоприродное развитие.
При рассмотрении типологии исследуемой картины мира нами выделяются как технико-технологическая (технико-экономическая парадигма и технологии управления, информационно-технологическая парадигма, технологическая парадигма и современная общественная парадигма), так и экологическая (натурфилософская, экософская, синергетическая, инвайроментальная, коэволюционная и другие парадигмы и концепции) составляющие. Поэтому эколого-техническая картина мира — это целостная система представлений о свойствах и закономерностях действительности в рамках экологически культурной среды, которая гармонично сочетает в себе: систему исходных концепций, принципов и понятий экологического и технико-технологического характера; истолкование общих представлений о техносфере в качестве теоретического основания научного исследования в технических науках; способ экологического мышления, идеологию, программу в сфере организации и управления взаимоотношений человека и природных систем; возможность целенаправленного повышения эффективности технической деятельности человека с помощью совершенствования разнообразных технологий в условиях формирования и развития экологической техносферы.
Предлагаемую нами картину мира можно рассмотреть в следующих аспектах. В гносеологическом аспекте эколого-техническая картина мира ориентирует на определение природоцентристской парадигмы, где знание должно акцентировать смысл гармонизации взаимодействия человека со средой его обитания и ориентировать на природосберегающую и природоохранную практику. Аксиологический аспект основания эколого-технической картины мира представлен нами в определении эколого-технической культуры, эколого-технического сознания как
необходимости для возникновения нового типа человека — «человека экосозна-тельного» («homo ecoconcius»). Именно культура наделяет смыслом поведение, поступки современного человека, оказывает влияние на определение его смыс-ложизненных потребностей, участвует в формировании эколого-технического сознания, которое, по нашему мнению, является естественным этапом в развитии общественного сознания. Онтологический аспект картины понимается нами как философская рефлексия над предметной стороной мировоззрения. Основополагающим предметом в исследовании современной реальности считаем осмысление современных условий существования человечества, а также проблем, которые возникают в результате определенного человеческого поведения. Таким образом, благодаря такому всестороннему рассмотрению реализуется системный подход в исследовании картины как императива современной реальности.
Этико-экологический подход в рамках предложенной научной эколого-технической картины ориентирует на теорию этики в отношениях с природой, на изменение привычного смысла нашей персональной идентификации. Имеется в виду, что пока мы не осознаем, воспользовавшись экологической чувственностью, что каждый из нас априори должен находиться в согласии с миром природы, что защита природного мира есть сохранение себя самого, мы не сможем существенно измениться на пути к истинно экологическому типу мышления и восприятия окружающей нас действительности.
На современном этапе развития философских изысканий наблюдается переосмысление этического знания. Поскольку этика имеет своим предметом в том числе и деятельность, отсюда следует, что изменяющаяся природа человеческой деятельности требует изменений в этике. Прежняя этика имела антропоцентрический характер, поскольку была направлена на человека. Этика современности ставит под вопрос базисные принципы нашего общества, предлагая свой подход как принципиальный сдвиг центра нашего внимания от искусственного мира, созданного человеком и машиной, к миру природы. В свое время Г. Йонас [13] сформулировал вопрос, который не потерял своей актуальности и сегодня: совпадает ли благо для человека с благом для природы, если нет, то в чем различие этих благ?
Учитывая современную антропоэкологическую ситуацию А. В. Миронов [14, с. 15], например, предлагает выделить техническую этику (техноэтику), которая направляет усилия на выработку этических отношений к технике и технологиям. Автор пытается ответить на вопрос: «Какая этика способна наиболее благоприятно взаимодействовать с технико-технологической рациональностью?»
Исходя из этико-экологического подхода, применяемого к моделируемой картине мира, уместно будет по-другому ставить вопрос «каким образом должна быть преобразована традиционная этика, чтобы помочь человечеству выжить в современных условиях его жизнедеятельности, не потеряв при этом связь с природой?». Таким образом, искомый ответ ведет нас к целостному взгляду на мир, обусловливающему гармонию науки с окружающей средой обитания, признание внутри природной ценности, биопространственного равенства всего сущего; апеллирует к простым материальным потребностям и самоограничению ради сохранения Земли, учитыванию человеческих традиций, а также обеспечению законности соблюдения экологических соглашений, соблюдению биологического равенства.
Так появляется экологическая техноэтика, которая опирается на основополагающие достижения наук о природе, этическую рефлексию над техникой, технической деятельностью, включающей в себя принципы переживания, ответственности и заботы о будущем. Моральная характеристика техники и технологий, нравственное подтверждение технической деятельности, влияние новых технологий на нравственные ценности постоянно находятся в центре внимания экологической техноэтики, а страх перед возможным изменением сущности и облика человека становится главным ценностно-образующим принципом.
Завершая наши рассуждения, еще раз подчеркнем, что взаимодействие общества и природы в настоящее время является общенаучной проблемой. В последние десятилетия ее экологический аспект стал глобальным, комплексным, остросоциальным феноменом, детерминирующим судьбу человечества в целом. Дисгармония во взаимоотношениях человечества с окружающей средой, нарушение равновесия биосферы вследствие стихийной деятельности человека и превращения его в основную социоприродную силу неизбежно приводят к общепланетарному экологическому кризису.
Будущность человечества, возможность его дальнейшего проживания на Земле может быть обеспечена только в условиях коэволюции биосферы и общества, т. е. совместного развития человечества и окружающей среды. Этот основополагающий принцип и есть основа экологического мировоззрения в современных условиях жизнедеятельности. Этот же принцип лежит в основе конструируемой интегративной сферы жизнедеятельности современного общества — экологической техносферы.
Представляется, что экологическая техносфера апеллирует к созданию в современных условиях гармоничных коэволюционных отношений в системе «природа — человек — техника». Феномен формирования эколого-технической картины мира в контексте становления экологической техносферы, а также появление нового типа человека, «homo ecoconscius», по нашему мнению, могут выявить необходимость и возможность конструирования современного мировоззрения, которое будет определять векторы создания технико-технологических новаций на основе экологических императивов современности. Интегрируя основные идеи и концепции, составляющие эколого-техническую картину мира, отмечаем, что сам процесс формирования эколого-технической картины мира задает этико-экологический подход при исследовании отношений в системе «природа — человек — техника», ориентирует на решение проблемы гармонизации социоприродной целостности с целью создания надежных перспектив для всего живого.
Картина мира представляется как перспективная стратегическая установка цивилизационного развития на основе идеи коэволюции, становясь важнейшим каналом передачи, распространения, получения и внедрения экологической информации в сознание и культуру современного технизированного общества в эпоху интенсивного роста коммуникационно-компьютерных технологий. Уникальная роль эколого-технической картины заключается в формировании понимания культурной традиции как составляющей человеческой деятельности, социокультурного наследия, позволяющей рассматривать человека в системе не только социальных, но и экосистемных связей, где действуют нормы и принципы экологической этики. Эти принципы формируют, регулируют и координируют действия отдельных людей и человеческих групп, их поведение.
Ценность эколого-технической картины мира также выражается через особое отношение людей ко всему происходящему с учетом их целей, интересов, потребностей и смысла жизни. В контексте данной картины в результате социо-природной эколого-технической деятельности человечества возможна реализация сценария устойчивого развития цивилизации.
Литература
1. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: Академкнига, 2007. 342 с.
2. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.
3. Попкова Н.В. Основное противоречие техносферы // Философия и общество. 2005. № 3. С. 121-136.
4. Храпов С. А. Антропологический фактор становления потребительской направленности общественного сознания современной России // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2009. № 1(9). С. 52-57.
5. Гетманов И. П. Коэволюционная динамика ноосферогенеза. Ростов н/Д., 2004. 188 с.
6. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с.
7. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Прогресс, 1995. С. 7.
8. Назаретян А. П. Антропогенные кризисы: гипотеза техно-гуманитарного баланса // Вестник РАН. 2004. Т. 74, № 4. С. 319-330.
9. Степанец Р. В. Императив интеграции как основа формирования экологической культуры личности // ВГГУ. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 8(27). С. 123.
10. Тюрина Т. А. Экологическая техносфера как среда социоприродного взаимодействия // Международный научно-исследовательский журнал. Философские науки. 2018. № 8(74). С. 116-118.
11. Шайхутдинова А. Ш., Шайхутдинов Л. Г. Пути развития экологической ситуации: сценарии и программы // Актуальные вопросы всеобщей экологии. Казань, 2007. С. 195-210.
12. Лисеев И. К. Философия перед лицом глобальных проблем // К экологической цивилизации / отв. ред. Ю. В. Олейников. М.: ИФРАН, 1993. С. 53.
13. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / пер. с нем., пред., прим. И. И. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 58-59.
14. Миронов А. В. Техноэтика как перспектива социально-гуманитарного знания // МО^ТЕЯА: (Философские проблемы социально-гуманитарного знания): сб. науч. ст. М.: МАМИ, 2004. Вып. 4. С. 171-174.
15. Миронов А. В. Техноэтика: ответ на актуальные проблемы перехода к устойчивому развитию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2004. № 3. С. 137.
ECOLOGICAL AND TECHNICAL PICTURE OF THE WORLD AS AN IMPERATIVE OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MODERN CIVILIZATION
Tatyana A. Tyurina
Degree Seeking Applicant, Senior Lecturer, Don State Technical University 1 Gagarina Square, Rostov-on-Don 344002, Russia E-mail: [email protected].
The article attempts to substantiate the necessity for studying the developing ecological and technical picture of the world in the consciousness of the "eco-conscious person", as well as the ecological technosphere, in which its formation is possible.
Recently aggravated environmental problems force people to think more and more often about ideological, value and humanistic orientations, prospects of modern civilization. Introduction of technology in many spheres of public and private life attracted the attention of scientists and philosophers, provoked discussions about the nature and significance of social transformations in the technogenic era (philosophical, worldview, value, semantic and sociocultural problems of technology and technical sciences become actual). Although the technosphere as an artificially created reality corresponds to the modern tendencies of people's interaction with the material world, it needs the environmentalization and harmonization of the socio-natural interaction. In the article we give the definition of ecological technosphere and substantiates its development, reveals the essential characteristics of the "eco-conscious person".
Keywords: environmental problem; sustainable development; co-evolution; ecological technosphere; ecological and technical picture of the world; values; humanism; biosphere; noosphere; equilibrium.