Научная статья на тему 'Опережающее образование в области эколого-технологического менеджмента как превентивная инновация'

Опережающее образование в области эколого-технологического менеджмента как превентивная инновация Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
118
53
Поделиться
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ СОЦИУМА / КОЭВОЛЮЦИОННАЯ ИННОВАТИКА / ТЕХНОЛОГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ИННОВАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Полещенко К. Н., Янчий С. В.

С позиций коэволюционой инноватики рассмотрены возможности гармонизации социоприродных процессов. Показано, что инновационный путь развития современной цивилизации входит в противоречие с выработанной концепцией «устойчивого развития» и характеризуется кризисными ситуациями, усугубляемыми экологическими, климатическими и техногенными рисками. Наряду с технологическими решениями проблемы гармонизации цивилизационного развития, предложено рассматривать технологию опережающего образования в области эколого-технологического менеджмента как превентивную инновацию.

Passing ahead education in area of ecology-technological management as preventive innovation

From positions of co-evolutional innovation possibilities of harmonization of social natural processes are considered. It is shown, that the innovative way of development of modern civilization is included in contradiction with mine-out conception of "steady development" and characterized by crisis situations, aggravated ecological, climatic and technogenic risk. Along with the technological decisions of problem of harmony of civilization development, it is suggested to examine technology of passing ahead education in the areas of ecology-technological management as preventive innovation.

Текст научной работы на тему «Опережающее образование в области эколого-технологического менеджмента как превентивная инновация»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 345-353.

УДК 001.895:378:574:338.24 К.Н. Полещенко

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

С.В. Янчий

Омский государственный технический университет

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК ПРЕВЕНТИВНАЯ ИННОВАЦИЯ

С позиций коэволюционой инноватики рассмотрены возможности гармонизации социоприродных процессов. Показано, что инновационный путь развития современной цивилизации входит в противоречие с выработанной концепцией «устойчивого развития» и характеризуется кризисными ситуациями, усугубляемыми экологическими, климатическими и техногенными рисками. Наряду с технологическими решениями проблемы гармонизации цивилизационного развития, предложено рассматривать технологию опережающего образования в области эколого-технологи-ческого менеджмента как превентивную инновацию.

Ключевые слова: гуманизация социума, коэволюционная инноватика, технология опережающего образования, превентивная инновация, устойчивое развитие, эколо-го-технологический менеджмент.

Современная цивилизация находится под угрозой глобальной экологической катастрофы. В связи с этим особое значение приобретает вопрос понимания зависимости будущего человечества от решения проблем взаимоотношений человека и природы, человека и общества.

Природа состоит из множества взаимодействующих подсистем, выполняющих в системе незаменимую роль. Общество также состоит из разнообразных взаимосвязанных подсистем - социальных групп, каждая из которых является носительницей особой культуры. В то время как целями гармоничного социоприродного развития являются высокий уровень жизни, процветающая экономика и сохраняемая природа, при оценке качества окружающей среды эти понятия сегодня, как правило, разделяются и рассматриваются независимо. В исследовании процессов гармонизации социоприродных явлений важное значение имеет целостное рассмотрение всех составляющих, принимающих участие в формировании социоприродной картины мира, которое дает возможность на основе анализа взаимосвязей выйти за рамки функционального описания системы и перейти в область ее причинных объяснений.

Формирование социоприродной картины мира как глобального системного феномена можно представить в виде взаимодействия внешних и внутренних факторов. Внешние - это совокупность фундаментальных сущностей всех явлений (вещества, энергии, информации) и емкости среды (см. рис. 1). Первые способны обеспечить в клетке не только все ее биологические свойства, но и сам феномен живого состояния; вторая - отражает пределы соответствия человече-

© К.Н. Полещенко, С.В. Янчий, 2011

скои деятельности предельным значениям хозяйственной емкости биосферы, что позволяет выделить и целенаправленно осмыслить основные особенности, предопределяющие и обусловливающие процесс социоприродного развития [1]. Значение внешних факторов необходимо учитывать при понимании функционирования социоприродной картины мира как системы. Однако ее формирование происходит в условиях все возрастающего влияния внутренних факторов: инноваций, технологий, основанных на новых знаниях и развитии социального интеллекта.

Как показывает практика, результаты деятельности человека, первоначально кажущиеся вполне полезными и необходимыми, привели к возникновению кризисной ситуации. Учитывая возросшую за последнее время зависимость общества от состояния природной среды, становится понятной необходимость принятия инновационных решений в сфере природопользования и технического развития.

Технологии являются связующим звеном между наукой, предоставляющей необходимый объем знаний; природой, дающей экономические ресурсы; техникой, обеспечивающей получение конечного результата; наконец, обществом, использующим готовую продукцию. Инвестиционную деятельность следует рассматривать в том числе и как непрерывный процесс стимулирования инноваций, направленный на создание новой продукции и оказание услуг, разработку технологии и материалов, новых организационных форм, обладающих научнотехнической новизной и позволяющих удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности. В свою очередь, инновации можно рассматривать в качестве механизма формирования человеческого капитала.

Необходимо отметить, что ключевым компонентом взаимосвязей внешних и внутренних факторов является человек. Существующие проблемы цивилизации обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу определяется проявлением такого свойства личности, как социальный интеллект [2], который, в свою очередь, представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, проявляющееся в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности,

понимать свое поведение и поведение окружающих. Следовательно, производство социального интеллекта (рис. 1) повышает возможность личности к согласованным целенаправленным действиям, восприимчивости к новациям, личной ответственности за будущее цивилизации и биосферы.

Социоприродная картина мира

Внешние факторы

Емкость среды

/

I

и

Вещество

Рис. 1. Факторы, формирующие социоприродную картину мира как системный феномен:

1 - инновации; 2 - инвестиции; 3 - технологии;

4 - производство социального интеллекта

Внутренние факторы поддерживаются в определенном состоянии за счет непрерывного притока извне и (или) стока вовне вещества, энергии или информации (внешних факторов). Причем приток и сток обычно носят объемный характер, т. е. происходят в каждой точке данной системы, что является необходимым условием существования неравновесных, неустойчивых состояний. Следовательно, социопри-родную картину мира можно определить как открытую неравновесную систему.

На особенности динамики развития современной цивилизации все большее влияние оказывают инновационные процессы. Наблюдается все возрастающая активизация инновационной деятельности, происходит широкое распространение инновационных технологий производства продуктов и услуг, но центром всех возможных цивилизационных изменений является человек с его потребностями.

На сегодняшний день более 70 % прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в новых технологиях производства и управления. Использование новых знаний и инноваций, воплощенных в

инновационных технологиях как механизмах долгосрочных технологических сдвигов, предопределяющих формирование нового технологического уклада, нашло свое отражение в разрабатываемой стратегии опережающего развития России [3; 4]. В свою очередь, технологизация экономики в качестве определяющего фактора цивилизационного развития не только не ослабевает, но и продолжает доминировать со все возрастающими темпами [3; 5; 6]. Это способствует дальнейшему обострению процессов разгар-монизации социоприродных явлений.

По-видимому, сбалансированность динамики социоприродных процессов можно сформировать с помощью введения превентивных инноваций, инновационных образовательных технологий, которые, наряду с технологиями - «стабилизационными клиньями», рассматривающимися экспертами в качестве превентивных технологических инноваций, обеспечат вместе с требуемыми компетенциями специалистов в области эколого-технологического менеджмента выработку мировоззренческой социально-ориентированной позиции личности посредством междисциплинарной образовательной подготовки.

Формирование идеи опережающего (инновационного) образования. В ходе разработок моделей ноосферного образования для XXI в. сформировалась идея опережающего (инновацонного) образования [7-9]. Возрастающий риск глобальной социоприродной катастрофы стимулирует интенсивные поиски новых форм социальной организации. В философской и экологической глобалистике уже получила распространение позиция, согласно которой только принципиально новые образовательные практики способны запустить комплекс необходимых культурных, экономических и политических изменений, которые в итоге позволят сгладить наиболее опасные противоречия современной мировой системы [10]. Рассматривая образование как основу становления современного постиндустриального общества, необходимо отметить, что наиболее приемлемой технологически, главным образом за счет широкого использования информационных технологий, на сегодняшний день является модель открытого образования [11]. Если вопросы доступности современного образования как открытой системы принципиально решаемы, то относительно содержательной основы инновационного образования

как института, призванного способствовать преодолению глобальных проблем экологического характера, отсутствуют ясные пути решения. Складывающаяся в мировом образовании ситуация свидетельствует о явной приверженности официальных структур образования к устойчивой ориентации на прошлое, на передачу и освоение в ходе обучения уже изрядно устаревшей информации. И хотя в официальных документах по модернизации образования можно все-таки увидеть склонность к каким-то инновациям, в принимаемых государственных образовательных стандартах все же делается акцент на уже устаревшие знания и ценности. Между тем неспособность человечества справиться с этими проблемами ставит под угрозу спасение цивилизации и биосферы [12; 13].

Очевидно, что соответствие целей «устойчивого развития» и «инновационной экономики» обостряет проблему производства требуемого интеллектуального потенциала, уровень которого определяется уровнем системы опережающего образования, его инновационной компоненты.

Социоприродные процессы с позиции коэволюционной инноватики. Динамика инновационного развития столь высока, что периодически приводит, по выражению В.С. Капустина, к «инновационным кумулятивным эффектам», которые фактически нивелируют возможности «устойчивого развития» [14].

В ходе становления ноосферного этапа развития мировая наука обретает глобальную функцию, состоящую в обеспечении выживания человечества. Переход к коэволюционному состоянию общества и природы требует формирования единой стратегии экологической безопасности, включающей в себя глобальный, региональный и локальный уровни измерения (рис. 2).

Глобальный аспект предполагает анализ вопросов глобального состояния биосферы, истощения ресурсов; продолжительности и качества жизни людей; решения различных социальных и демографических проблем, экологически безопасного производства, политической стабильности и правового равенства. Региональный аспект предполагает в контексте глобального измерения учет целого ряда специфических особенностей страны:

природных, этнических, социально-экономических, культурологических и т. п. Данная стратегия опирается на экологи-

ческую экономику в сочетании с действенными механизмами управления эволюции регионального общества, а также экологическую культуру, основное свойство которой - перевод общечеловеческих ценностей на язык практических действий в области политики, экономики, экологии на локальном уровне.

Социоприродная картина мира

(+• Глобальный уровень

Вопросы состояния биосферы планеты; устойчивое развитие; коэволюция планеты Макропараметры: биосфера, техносфера, международная политика

+• Региональный уровень

Коэволюционное мышление в региональном (национальном) аспекте Мезопараметры: политика государства, отраслевая принадлежность, инновационный климат

Локальный уровень

Индивидуальные параметры объекта

(общечеловеческие ценности в практической сфере деятельности в области политики, экономики, экологии)

I---------------------

Рис. 2. Размерность коэволюционных процессов социоприродной картины мира

Предпринимаются попытки осмыслить происходящие социоприродные процессы с позиций коэволюционной инноватики [15-17]. При этом в рамках коэво-люционной парадигмы формируются новые методологические принципы - принципы коэволюционной инноватики, предполагающие, с одной стороны, следование коэволюционному императиву, понимаемому как сосуществование и совместное согласованное развитие всех материальных и идеальных форм жизнедеятельности, что позволяет социуму сохранять в своем поле зрения все возможные направления своей трансформации. С другой стороны, в указанных принципах заложено следование инновационному императиву, понимаемому как опережающее развитие, апробация и селекция жизнеспособных форм, что открывает возможность предотвращения катастрофических трансформаций социума [3].

Использование принципов коэволю-ционной инноватики позволяет по-новому подойти к преодолению проблемы обеспечения гармонизации и реализации концепции «устойчивого развития». Принципы способствуют корректной постановке

следующих вопросов и позволяют, во-первых, рассматривать процессы гармонизации социоприродных явлений с позиций понижения размерности управляемыми объектами и тем самым определять уровень социальной действительности, на котором должна быть развернута система опережающего (инновационного) образования, во-вторых, рассматривать опережающую технологию обучения в качестве превентивной инновации.

Коэволюционные процессы в контексте управления социоприродными объектами. Применительно к анализу социальных сред сложившаяся ситуация характеризует возрастание неопределенностей и рисков принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Очевидно, что мировоззренческий аспект восприятия столь высокой динамики формирования «общества риска» отстает от понимания сущности происходящих социоприродных процессов, развивающихся в сторону нарастания тотальной непредсказуемости событий в связи с потерей управляемости сложных объектов.

В этой ситуации оправданным является использование методологического принципа, заключающегося в понижении размерности управляемых объектов для коэволюционных процессов, из чего следует целесообразность развития подходов к гармонизации через развитие представлений о локальных уровнях социоприродных систем, представленных техно-экологичес-кими объектами - промышленными предприятиями. Один из механизмов роста бюрократической системы - это упрощение управляемой системы [18]. Промышленные предприятия как объекты инновационного развития составляют основу формирования региональных кластерных структур - важнейших системных элементов национальных инновационных систем [19; 20], осуществляющих разработку и реализацию новых технологий.

Предпринимаемые попытки философского осмысления путей гармонизации социоприродных систем на глобальном и региональном уровнях [2; 20] не учитывают специфику «инновационного общества», развивающегося в режиме с обострением, установленным в области физико-химии неравновесных процессов [9; 22; 23]. Кроме того, экосфера планеты представляет собой взаимосвязи всех биотических и абиотических факторов глобального, регионального, локального

уровней (рис. 3), следовательно, ситуация кризиса актуальна для каждого из них.

Существующие теории и идеи в решении вопросов устойчивого развития в большей степени рассматривают пути выхода из кризиса через глобальный и региональный уровни (рис. 3а).

Однако наступление экологического кризиса связано с практической деятельностью человечества, поэтому и пути выхода из него должны быть нацелены на

глобальный

уровень

локализацию вредных явлений и последствий технико-технологического и инновационного развития. По мнению авторов, ранее не учитываемая специфика взаимовлияния эколого-технологических аспектов инновационной деятельности, развиваемая на локальном уровне (уровне предприятия) и уровне личности, может являться источником преодоления проблемы разгармонизации социоприродного развития (рис. 3б).

глобальный

уровень

региональный

уровень

уровень

личности

Взаимосвязь уровней Взаимосвязь уровней

в модели «устойчивого развития» в модели опережающего образования

а б

Рис. 3. Изменение подходов в решении вопросов устойчивого развития социоприродных систем

на разных уровнях

Опережающая технология образования в области эколого-технологичес-кого менеджмента как превентивная инновация. Все более очевидным в условиях нестабильностей и неопределенностей социоприродного развития становится важность адаптивных и превентивных мер в рамках институциональных нововведений. Среди инноваций адаптационного характера главная роль принадлежит группе критически важных технологий снижения риска природных катастроф, включая системы раннего оповещения, средств и методов инженерной и санитарной защиты населения и территорий от природных опасностей [22; 24].

К превентивным инновациям относятся семь групп критически важных технологий [22], представляющих научнотехнические и технологические инновации и включающих в себя: состояния атмосферы и гидросферы; технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом; технологии водородной энергетики; технологии новых и возобновляемых источников энергии; технологии производства топлива и энергии

из органического сырья; технологии создания энергосберегающих систем, распределения и потребления тепла и электроэнергии, систем транспортировки, а также энергоэффективных двигателей для транспортных систем; новые методы и средства обучения, а также общественные коммуникации.

Вышеназванные группы технологий носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей, направлений исследований и разработок. Следовательно, оказывают помощь в решении ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и технологии. По мнению профессоров Принстонского университета Р. Соколова и С. Пакала, данная группа технологий относится к числу «стабилизационных клиньев».

Группы критически важных технологий включают новые методы и средства обучения, общественные коммуникации. Вместе с тем, содержательная часть образовательной подготовки не включает в себя формирование гуманистического мышления личности, в то время как существует необходимость формирования

новой системы ценностей, нового мировоззрения, формирования социальнокомпетентной личности, способной не только с точки зрения профессионализма подходить к решению вопросов промышленных рисков, но и обладать гуманистически ориентированными приоритетами.

Кроме того, вполне оправдано, по нашему мнению, рассматривать опережающую технологию образования в области эколого-технологического менеджмента в качестве превентивной инновации, направленной не только на производство социального интеллекта, но и развитие гуманистического общества.

Опережающая технология образования в области эколого-технологичес-кого менеджмента: механизм формирования. Экологические императивы (ограничения) устанавливают новые приоритеты в шкале человеческих ценностей, выдвигая на первое место гуманистически ориентированные коэволюционные приоритеты, динамику которых диктуют инновационные аспекты. Учет опережающей технологии обучения специалиста промышленного объекта дает возможность формирования целостной социально-профессиональной компетентности личности [25], отличающей его как профессионала и субъекта общечеловеческой культуры в исследуемой области, в которой профессиональная компетентность рассматривается как парциальная часть целостной структуры, называемой ключевой компетентностью. Сущность ключевой компетентности специалиста исследуемой области определяется его готовностью к решению актуальных и перспективных эколого-технологических проблем с осознанием социальной значимости и личной ответственности за результаты профессиональной деятельности, необходимости постоянного самосовершенствования и ориентации на профессиональную деятельность.

Процесс формирования профессиональных компетенций специалиста в области эколого-технологического менеджмента с учетом формирования мировоззренческой социально-ориентированной позиции личности можно представить с помощью средств категориально-системной методологии: пентаграммы (рис. 4а) и гомеостата (рис. 4б) [26; 27].

При помощи моделирования выявим и проанализируем компоненты, значимые для процесса подготовки специалиста в области эколого-технологического ме-

неджмента (ППС ЭТМ). Выделим следующие компоненты: гармоничное развитие (ГР); размерность управляемого объекта (РУО); технология опережающего образования (ТОО); ключевая компетентность (КК); принципы коэволюционной инноватики (ПКИ) (рис. 4). Цикл компонентов от ГР до ПИ образует последовательные этапы в формировании ППС ЭТМ, способствует необходимости разработки модели подготовки специалиста (МПС) в данной области (рис. 4а).

Рис. 4. Процесс подготовки специалиста в области эколого-технологического менеджмента в моделях пентаграммы и гомеостата

Выполним анализ пар компонентов. Так, обеспечение гармоничного развития социоприродной картины мира заключается в процессе внедрения технологии опережающего образования в области эколого-технологического менеджмента, направленность которой определяют принципы коэволюционной инноватики, заключающиеся в учете понижения размерности управляемыми объектами до уровней «специалист (личность) - предприятие» и внедрении превентивной ин-

новации. Процесс подготовки специалиста в исследуемой области направлен на формирование ключевой компетентности. На рис. 4б в модели гомеостата вводится процесс подготовки специалиста в области эколого-технологического менеджмента. В блоках-преобразователях выделены подсистемы, направленные на формирование конечного результата - ключевой компетенции. Кроме взаимосвязей блоков-преобразователей, существует генеральная обратная связь «ключевая компетентность ^ процесс подготовки специалиста в области эколого-технологического менеджмента», характеризующая переход квалифицированного специалиста к системе самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, повышения квалификации и профессионализма. Анализ связей на рис. 4 позволяет смоделировать возможные варианты действий и спрогнозировать их последствия.

Учитывая образовательные стандарты, авторами выполнен анализ содержательной части самостоятельных дисциплин «Экологический менеджмент» (ЭМ) и «Технологический менеджмент» (ТМ), дающий

возможность формирования единого предметного поля при помощи междисциплинарной коммуникации, представляющий собой систему взаимовлияющих критериев в соотношении «инновации - риски». На основе анализа моделей пентаграммы, гомеостата и междисциплинарной коммуникации авторами предложена модель подготовки специалиста в области экологотехнологического менеджмента (рис. 5).

Анализ формирования единого образовательного пространства экологотехнологического менеджмента позволил выявить особую роль междисциплинарной области - «рискологии», которая включает ключевые понятия из технологического и экологического менеджмента и создает предпосылки для разработки междисциплинарного понятийного аппарата. В основе формирования указанной области лежат междисциплинарные коммуникации, позволяющие осуществлять трансферт знаний из одной предметной области в другую. Конечной целью предлагаемого трансферта знаний является управление рисками промышленного объекта (рис. 5).

Рис. 5. Модель подготовки специалиста в области эколого-технологического менеджмента

Для решения современных экологических проблем недостаточно только обновления технико-технологической основы производства и его организационных принципов, важным моментом является наличие социально-профессиональных компетенций специалистов в области эколого-

технологического менеджмента, которые в комплексе позволяют рассчитывать на существенный долговременный эффект.

Основой для формирования гуманистического мировоззрения становится учет взаимовлияния внутренних и внешних факторов социоприродной картины мира

(рис. S), что позволяет создать динамичный механизм формирования ключевой (социально-профессиональной) компетентности личности, направленный на гармонизацию социоприродной картины мира, охватывающей все уровни общества на базе единой идеи опережающего образования как превентивной инновации.

Формируя перечень ключевых (социально-профессиональных) компетенций

специалиста в области эколого-технологи-ческого менеджмента, авторами в основу положен компетентностный подход

И.Д. Белоновской, И.А. Зимней. В список компетенций исследуемой области вошли: инновационность (готовность исследовать, ставить и решать экологические, технологические проблемы и задачи); мобильность (готовность обновлять имеющиеся опыт и знания, адаптироваться к изменениям производственных отношений, осваивать новый социальный и производственный опыт в профессиональной деятельности); бизнес-эффективность

(готовность к успешной управленческой и экономической деятельности в области экологической и промышленной безопасности); ценностно-смысловые ориентации (компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями личности; ориентирование в нормах и этике взаимоотношений человека с окружающей средой на основе его отношения к себе, обществу, деятельности; обладание навыками и готовность к решению задач с точки зрения организации социоприрод-ной картины мира; толерантность; знание предельности биосферы; готовность к моделированию и прогнозированию в процессе развития социоприродной картины мира); перспективность (готовность к продолжению образования, самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту).

Таким образом, механизм формирования опережающей технологии образования в области эколого-технологического менеджмента рассмотрен авторами в моделях пентаграммы и гомомеостата -процесс подготовки специалиста; модели подготовки специалиста; формировании перечня ключевых компетенций специалиста исследуемой области.

Отдельные положения формирования единого образовательного пространства эколого-технологического менеджмента,

являющиеся результатом рассматриваемой междисциплинарной коммуникации, использованы для подготовки учебно-

методических пособий, предназначенных для студентов вузов [28], слушателей профессиональной переподготовки [29]. Вопросы, связанные с проблемами подготовки специалистов, особенностями проектирования, а также методологическим подходом к проектированию экологотехнологического компонента инновационного образования, отражены в материалах конференции [30-32].

Выводы

1. Использование принципов коэво-люционной инноватики позволило определить уровень социальной действительности, на котором должна быть развернута система опережающего (инновационного) образования, направленная на решение вопросов экологической и промышленной безопасности.

2. Опережающая технология обучения рассматривается как превентивная инновация, состоящая в формировании мировоззренческой позиции компетентного специалиста как личности, обладающей новыми приоритетами в шкале человеческих ценностей, направленными на гармонизацию социоприродного развития, прежде всего на региональном уровне

3. Предложены модели пентаграммы и

гомеостата процесса подготовки специалиста промышленного объекта в области эколого-технологического менеджмента,

позволяющие выявить наличие взаимосвязанных компонентов, направленных на формирование ключевой компетентности - социально-профессиональной.

4. Авторами определены социально-

профессиональные компетенции специалиста в области эколого-технологического менеджмента, включающие инноваци-

онность, мобильность, бизнес-эффективность, ценностно-смысловые ориентации, перспективность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гусейнова Л. А. Генезис понятия «устойчивое развитие» : междисциплинарный анализ. М. : Прометей, 2006. 88 с.

[2] Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 11-29.

[3] Глазьев С. Ю. О стратегии развития России до 2020 года // Свободная мысль. 2008. № S (1S88). С. S-20.

[4] Кузык Б. Н. О долгосрочном прогнозировании

и стратегии инновационного развития России в XXI веке [Электронный ресурс] // Экономическое возрождение России. URL: http://ekvr. narod.ru/revival3.htm (дата обращения

1S.01.11).

[5] Акаев А. А. Современный финансово-экономи-

ческий кризис в свете теории инновационнотехнологического развития экономики и управления инновационным процессом [Электронный ресурс]. URL: http://cliodynamics.

ru/index.php?option=com_content&task=view&id =167&Itemid=1 (дата обращения: 15.01.11).

[6] Малинецкий Г. Г. Проектирование будущего и

модернизация России [Электронный ресурс] // Интеллектуальная Россия. URL: http://www. intelros.ru/subject/karta_bud/6600-proektirovanie-budushhego-i-modernizaciya-rossii.html (дата

обращения: 24.12.10).

[7] Урсул А. Д. Концепция опережающего образования // Alma Mater. 2006. № 7. C. 28-33.

[8] Субетто А. И. Качество реформ образования и ноосферная модель будущего бытия человечества и России [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма. URL: http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/8/495_1 .shtml (дата обращения: 20.01.11).

[9] Девяткин С. В., Щеулин А. С. К вопросу о функциональных подходах к устойчивому развитию // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2004. № 2. С. 18-35.

[10] Полянский Д. В. Образование в условиях трансформации современного социума: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Калининград, 2008. 21 с.

[11] Шадриков В. Д., Ильченко О. А, Коваленко А. А. и др. Становление институтов общественнопрофессиональной оценки качества образования : монография / отв. редактор Ю. Б. Рубин. М. : Маркет ДС, 2007. 652 с.

[12] Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г. Гранберга,

В. И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. М. : Экономика, 2002. С. 30-35.

[13] Экологическая доктрина Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р // Российская газета. 2002. 18 сент. № 176 (3044).

[14] Капустин В. С. Осторожно, инновации [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.

narod.ru/kapustin33.htm (дата обращения:

10.01.11).

[15] Никитина Ю. А. Коэволюционная инноватика как основополагающая методология исследования направлений развития социальных систем // Вестн. ТГПУ. 2004. № 2 (39). С. 5-8.

[16] Салов Е. И. Коэволюционная парадигма формирования социоприродных систем (философско-методологический анализ) : дис. ... канд. филос. наук. М., 2004. 179 c.

[17] Кимстач В. Н. Коэволюция технической и гуманитарной культур в контексте универсальной истории : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2006. 26 с.

[18] Плесский Б. В., Уемов А. И. Бюрократизм: теоретико-системные аспекты // Философские науки. 1989. № 5. С. 3-10.

[19] Глущенко И. И. Формирование системы стратегического управления инновационной деятельностью предприятий высокотехнологично-

го машиностроения : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2010. 56 с.

[20] Трофимова О. М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике [Электронный ресурс] // Научный вестник Уральской академии государственной службы. URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/2010/ 02/10 (дата обращения 05.01.11).

[21] Гусейнова Л. А. Глобальные и региональные аспекты концепции устойчивого развития : философско-методологический анализ / отв. ред. : Э. В. Гирусов, А. Д. Урсул. М. : РАГС,

2006. 340 с.

[22] Порфирьев Б. Н. Глобальное потепление и

экономическое развитие: снижение рисков или неразрешимые противоречия? [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondedin.rudokdoc

221107 (дата обращения: 13.01.11).

[23] Иванов А. В. Социосинергетическая динамика общества риска: методологический аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов,

2007. 18 с.

[24] Бурков В. Н, Щепкин А.В. Экологическая безопасность. М. : ИПУ РАН, 2003. 92 с.

[25] Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

[26] Горский Ю. М. Гомеостатика: модели, свойства, патологии // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. -Новосибирск : Наука, Сиб. отд-е, 1990. -С. 20-67.

[27] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учебное пособие. Омск : Омск. гос. ун-т, 2004. 277 с.

[28] Сердюк В. С., Янчий С. В. Экология : учебное пособие. Омск : ОмГТУ, 2005. 80 с.

[29] Венцель В. Д., Сердюк В. С., Янчий С. В. Основы промышленной экологии и природопользования : учебное пособие. Омск : ОмГТУ, 2010. 136 с.

[30] Янчий С. В., Венцель В. Д. Формирование проблемы подготовки специалистов экологотехнологического менеджмента // Динамика систем, механизмов и машин : материалы VII Междунар. научно-технич. конф. Омск : ОмГТУ, 2009. Кн. 3. С. 359-362.

[31] Полещенко К. Н, Янчий С. В. Особенности проектирования эколого-технологической компоненты в подготовке менеджера наукоемких технологий [Электронный ресурс] // Экология и безопасность в техносфере : Всероссийская научно-техническая интернет-конференция.

uRL: http://ecology.ostu.ru/index.php?option=

com_content&view=category&id=62:2010-11-01-09-43-28&Itemid=63&layout=default (дата обращения: 06.01.11).

[32] Полещенко К. Н., Янчий С. В., Верхогляд Е. В. Методологический подход к проектированию эколого-технологического компонента инновационного образования // Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями: сб. ст. IX Международ. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010.

С. 83-87.