Научная статья на тему 'Роль человека в развитии социоприродных отношений: ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИй аспект'

Роль человека в развитии социоприродных отношений: ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИй аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
425
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РИСК / ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Янчий Светлана Владимировна

Обоснована роль человека в системе "человек природа" как ключевого компонента коэволюционных процессов. Выполнен анализ взаимосвязи отношений "человек общество", позволяющей обратить внимание на важность социально-философской антропологии в современном развитии человеческого общества и повышение роли человека как субъекта, принимающего решения в вопросах минимизации экологических и технологических рисков. В статье применен междисциплинарный подход, позволяющий осуществить коммуникацию компонентов экологического и технологического менеджмента и сформировать профессиональные компетенции специалиста в области техносферной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the person in system «person nature» as key component co-evolutional processes is proved. The analysis of interrelation of relations «person society» is made, allowing to pay attention to importance of socially-philosophical anthropology in modern development of a human society and increase of a role of the person as of the subject, the making decision in questions of minimization of ecological, technological risks. In article the interdisciplinary approach is applied, allowing to carry out communications of components of ecological and technological management and to generate professional the competence of the expert of area technological sphere safety.

Текст научной работы на тему «Роль человека в развитии социоприродных отношений: ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИй аспект»

УДК 101.1:316:504

С.В. Янчий

роль человека в развитии социоприродных ОТНОШЕНИИ:

ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИй АСПЕКТ

Ограниченный антропоцентризм в отношении природы, однобокая технократическая ориентированность мышления человека привели мир к разрастающимся экологическим кризисным явлениям. Технический прогресс опережает осознание экологических последствий, что создает предпосылки для возникновения критических в экологическом и технологическом плане ситуаций в отношениях систем «человек — природа» и «человек — общество». Экологический кризис возникает тогда, когда бурное развитие технического прогресса опережает адекватное развитие экологического сознания. Рассматривая эти две системы в рамках биосферы Земли, следует признать, что ее целостность определяется возможностью гармоничного взаиморазвития этих систем. А это значит, что для урегулирования отношений между человеком и природой необходимо прежде всего решить проблему взаимоотношений человека и общества, включенных в процессы целенаправленного формирования окружающей среды. Становится понятным, почему корни экологических проблем имеют социальную природу.

Цель нашего исследования — выявление роли человека в системах «человек — природа» и «человек — общество» с последующим применением антропологического подхода в процессе подготовки управленческих кадров, нормализующих экологические и технологические риски промышленного объекта.

Роль человека в системе «человек — природа». История совместного существования человека и природы представляет единство двух тенденций: с развитием общества, особенно его производительных сил, постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой (это проявляется в планетарном масштабе) и одновременно растет уровень противоречий, дисгармония отношений между ними. Так, впервые в начале XX века В.И. Вернадский сформулировал следующее утверждение: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним,

перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого» [1, с. 309]. «Ноосфера — последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — состояние наших дней» [Там же. C. 310]. Это состояние характеризуется соотношением биотических процессов в биосфере, при котором влияние одного из видов преобладает над остальными, что создает объективную необходимость усиления разумного контроля природопользования как единственного механизма самосохранения человечества и гаранта последующего преобразования нашей жизни.

Суть современной технократической идеологии в конце XX века представил В.А. Куты-рев, который отмечает, что «...искусственная среда вытесняет естественную, вместо слова „природа" в нем начинают доминировать слова „ноосфера" и „космос"» [2, с. 4], а также что природоцентризм сменяется космоцент-ризмом. По его мнению, технизация природы вступила в стадию космизации жизни и идеи ноотехносферы вписываются в рамки проникновения космического мировоззрения в земные дела. «Русский космизм», близкие философс-ко-мировоззренческие идеи В.И. Вернадского и К.Э. Циолковского, современные представления о ноосфере отличаются историческим контекстом формирования, но, в сущности, представляют единую линию переориентации нашей жизнедеятельности с природы на технику, с Земли на космос.

На рубеже XX и XXI веков ноосферные идеи Вернадского дополнил Н.Н. Моисеев. В работах «Судьба цивилизации. Путь Разума»

(2000) и «Универсум. Информация. Общество»

(2001) он отмечает, что Разум, возникший на планете, не способен и не окажется способным подчинить мировой процесс некой единой всеобъемлющей идее, но он в силах понять и организовать систему воздействий на природные процессы так, чтобы обеспечить желаемые тенденции развития общества (если они не проти-

воречат логике развития Природы). Этот образ поведения людей, которое не нарушает развития биосферы, он назвал коэволюцией Природы и общества. Этап в истории человека, когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) Природы и общества, Моисеев назвал «эпохой ноосферы». Вступление в эпоху характеризуется развитием единого организма биосферы и общества, эволюция которого стремится (но не гарантирует) обеспечение гомеостаза человека и биосферы, состоящего в качественном изменении характера эволюции общества, человека и биосферы как системы. Рассматривая современный антропогенез Моисеев отмечает, что его перестройка заключается в «...изменении содержания цивилизации, ее целей, взаимоотношения с природой, людей между собой...» [3, с. 87]. Он подчеркивает, что это новое общественное поведение должно войти «в плоть и кровь человека», определить новый этап его развития как биологического вида, живущего в условиях социума.

А.Д. Урсул в работах, написанных в 1990-х-2000-х годах, отмечает связь идей устойчивого развития и становления ноосферы. Он выдвигает на первое место интеллектуально-духовные и рационально-информационные факторы и ресурсы, которые в отличие от материально-вещественных и природных ресурсов и факторов безграничны и создают основу выживания и развития цивилизации. Урсул связывает разработки моделей ноосферного образования с формированием концепции опережающего образования, имеющего особенность — «адаптированность к будущему» не только экологической составляющей, но и других частей и направлений.

Таким образом, анализируя подходы отдельных авторов к понятиям «биосфера», «ноосфера», «коэволюция человека и биосферы», к смыслу экологической миссии человека, а также обращая внимание на особенности динамики современного развития цивилизации, где центром всех возможных цивилизацион-ных изменений является человек с его потребностями, можно отметить, что широкое распространение инновационных технологий производства продуктов и услуг способствует в настоящий момент дальнейшему обострению процессов разгармонизации социоприродных явлений, а социальные механизмы формиро-

вания человека сегодня весьма слабо связаны с решением экологических проблем. Следовательно, возникает необходимость в проведении преобразований форм и направлений социальной деятельности, в том числе и образования, с целью развития идеи коэволюционного взаимодействия с природой.

Роль человека в системе «человек — общество». В социальной философии существуют направления и подходы, на которые хотелось обратить внимание в рамках исследуемой проблемы.

М. Шелер в работе «Положение человека в Космосе» писал: «Только человек — поскольку он личность — может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания ВСЕ, в том числе и себя самого» [4, с. 160]. Он предлагал разработать философскую антропологию и в ее рамках определить природу человека, проанализировать все реалии мира в человеческом измерении.

К.Х. Момджян различает социум и общество [5]. По его мнению, социум, или социальная реальность, представляет собой выделившийся из природы мир людей и их артефактов, а общество, или социетальная реальность, — относительно автономную, способную к самовоспроизводству социальную систему, возникшую в процессе организации совместной деятельности людей. Момджян сочетает признание деятельности как субстанции социального в структуре отдельного акта социального действия. Проблему человека он рассматривает как подчиненную, а не первостепенную, но это свидетельствует о признании колоссальной сложности «предмета» и важности его изучения. Таким образом, субстанция человеческой деятельности является одним из фундаментальных начал общества.

В.Е. Кемеров переключает внимание на вопросы о человеке и личности как начале и центре социально-философского познания [6]. Общество — продукт «самоизменения» человека. Под «самоизменением» он понимает преобразование человеком не только своего «внутреннего» мира, но и различных, в том числе закрепленных предметно, схем своей деятельности.

В.С. Барулин определяет предметом и областью проявления социально-философской антропологии отношение «человек — обще-

ство — Я человека». Центральное место его теории — человек, а общество — способ и средство его существования и деятельности [7]. Разрешение проблем человеческого видения места и роли человека в обществе невозможно без осознания себя человеком, понимания предназначения в мире и обществе. По мнению Барулина, ХХ век явился веком возросшей напряженности во взаимоотношениях человека и общества. Он отмечает, что наступила «высшая и наиболее зрелая фаза развития человека», его взаимоотношения с обществом, и познание ее создает условия для конституирования самой социально-философской антропологии, выявления ее законов, принципов, постулатов. Ученый считает, что человеческая жизнедеятельность не только общеисторический мировой процесс, но и «мир социальной конкретики, включающий в себя бесконечное богатство и разнообразие конкретных жизненных ситуаций. Человек, живя в этом мире, каждым атомом своей жизнедеятельности создает его.» [7, с. 144].

Анализ рассмотренных социально-философских подходов дает возможность говорить о важности социально-философской антропологии в развитии человеческого общества (М. Шелер), о сложной организации человека («субстанция» К.Х. Момджяна) и способности к «самоизменению» самого человека и его деятельности (В.Е. Кемеров). Не менее важным в свете исследуемой проблемы является воздействие на «Я человека». По нашему мнению, это создает предпосылки для изменения поведенческих механизмов самого человека, его сознательной и бессознательной деятельности в различных жизненных ситуациях.

Человек как субъект, принимающий решения. Современное общество все чаще называют «обществом риска» [8], поскольку риск и неопределенность стали «постоянными и неизбежными спутниками человеческой жизни» [9, 10], а также источниками потенциальных угроз. Современные риски, как правило, деперсонализированы: люди выполняют специальные операции, которые не содержат риска. Чаще он появляется на стадии комплексного соотнесения операций и объединения отдельных произведенных компонентов в целую систему. Вместе с тем в приближении техногенных и экологических катастроф есть вклад каждого из участников этой кооперированной деятельности.

Правительство Российской Федерации выделило восемь приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Однако в перечень не вошло формирование научного мировоззрения, направленного на преодоление проблем взаимоотношений человека и природы, человека и общества и носящего превентивный характер развития. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на то, что еще У. Бек отмечал нарастание угрозы рисков, которая «.не оборачивается превентивной политикой преодоления риска» [8, с. 58]. Он считает, что преодоление рисков, возможно при «...создании новой сети специалистов, объединении усилий, направленных на локализацию угроз». По мнению Бека, риски не приемлют разделения между теорией и практикой, между специальностями и дисциплинами, не признают «узкоспециализированных компетенций и институциональной ответственности, различения между фактом и его оценкой» [Там же. С. 85].

Современное общество не может развиваться без системы управления, эффективный менеджмент все активнее становится важнейшим ресурсом любой страны. В.С. Диев отмечает, что «.стереотип действий управленцев во многом определяется прошлым опытом и имеющимся образованием» [9, с. 296]. Он считает, что в принятии решения «...интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. Решение — явление социальное.». Следовательно, «риск зависит от субъекта и его решений» [10, с. 89]. Так, возникает необходимость в разработке междисциплинарных подходов к подготовке специалистов, обладающих «научным мировоззрением», способных управлять экологическими и технологическими рисками, развивать систему ценностей, направленную на гармонизацию социоприродных систем.

Применение междисциплинарного подхода в процессе подготовки специалиста в области эколого-технологического менеджмента. В настоящее время нами ведется разработка междисциплинарного подхода к технологии обучения, состоящий в установлении прямой взаимосвязи между охраной окружающей среды, технологической безопасностью и эколого-технологи-ческим мировоззрением. Подходы социально-философской антропологии, рассматриваемые нами, позволяют обратить внимание на отношение «человек — общество — Я человека», имею-

щее важное значение в планировании процесса подготовки специалиста, поскольку человек является субъектом, принимающим решения. Междисциплинарные знания должны быть направлены не только на человека или общество, но и на осознание своего индивидуального Я. С одной стороны, это способствует саморефлексии человека, помогающей в решении проблемы своего предназначения в мире, осмыслению сложившейся экологической ситуации, пониманию ответственности человека за сохранение мира живой природы и себя как уникального компонента биосферы Земли, с другой — формированию «человековедческой компетентности» [11, с. 30], которая состоит в теоретико-прикладной подготовленности менеджера к использованию систематизированных и адаптированных к управленческой деятельности антропологических знаний. Диапазон полезности «человековедческой компетентности» определяется полноценной самореализацией менеджером своих личностно-деловых качеств и достижением наилучших профессиональных результатов.

Переосмысление позиции человека в биосфере Земли позволяет сформулировать концептуальные подходы к решению природоохранной проблемы в целях выхода из экологического кризиса. Так, взаимосвязь между охраной окружающей среды и технологической безопасностью устанавливают Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Менеджер наукоемких технологий» (Приказ Минобразования РФ № 18 от 18.01.2002). Данный документ содержит в цикле общепрофессиональных дисциплин «Эко-лого-технологический менеджмент». С целью разработки данной дисциплины нами выполнен анализ содержательной части самостоятельных дисциплин «Экологический менеджмент» и «Технологический менеджмент», дающий возможность формирования единого предметного поля при помощи междисциплинарной коммуникации. Анализ формирования единого образовательного пространства эколого-технологического менеджмента позволил определить междисциплинарную область — «рискологию». Конечная цель предлагаемого трансфера знаний — управление рисками промышленного объекта.

В процессе формирования профессиональной компетентности специалиста в иссле-

дуемой области необходимо развивать научное эколого-технологическое мировоззрение, которое становится важным условием в его практической деятельности. Принципиальной особенностью этого мировоззрения является общеобязательность выполнения в деятельности промышленных объектов экологических законов и развития технологии, поскольку «точка бифуркации» (В.А. Зубаков. Мудрость Дома Земля. О мировоззрении XXI века, 2003) определяет дальнейшее развитие сознания человечества. Эколого-технологическое мировоззрение позволит ориентироваться в условиях быстрого обновления экологических и технологических инноваций, выявлять причины и условия, способствующие возникновению и распространению нежелательного воздействия на социоприродную картину мира, разрабатывать меры по их предупреждению.

При формировании перечня компетенций специалиста в исследуемой области в основу был положен компетентностный подход И.Д. Бело-новской. В него входят: инновационность, мобильность, бизнес-эффективность, ценностно-смысловые ориентации, перспективность.

Таким образом, выполненный нами анализ позволил обосновать роль человека в социоп-риродных отношениях: а) как ключевого компонента во взаимодействующих коэволюцион-ных процессах; б) как взаимосвязь отношений «человек — общество — Я человека», дающую возможность осмыслить сложившуюся экологическую ситуацию, понять ответственность человека за сохранение природы; в) как субъекта, ответственного за наличие экологических и технологических рисков, а также за принятие решений в управлении рисками промышленного объекта. С учетом этого была разработана модель подготовки специалиста в области эко-лого-технологического менеджмента с применением междисциплинарного подхода. Процесс подготовки представляет собой единство междисциплинарной коммуникации дисциплин «Экологический менеджмент», «Технологический менеджмент» и эколого-технологи-ческого мировоззрения, вписанного в контекст современного мировосприятия, что дает возможность специалисту по-новому взглянуть на развитие техники, технологий и техносферы, рассматривая их с точки зрения сферы минимального воздействия на окружающую среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вернадский, В.И. Несколько слов о ноосфере. Русский космизм: антология философской мысли [Текст] / В.И. Вернадский. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

2. Кутырев, В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере [Текст] / В.А. Кутырев // Природа. — 1990. — № 11.

3. Моисеев, Н.Н. Избранные труды [Текст]. В 2 т. Т. 2. Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы / Н.Н. Моисеев. — М.: Тайдекс Ко, 2003. — 264 с.

4. Шелер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Шелер; пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малин-кина, А.Ф. Филлипова; под ред. А.В. Денежкина. — М.: Гнозис, 1994. — 490 с.

5. Момджян, К.Х. Социум, общество, история [Текст] / К.Х. Момджян. — М.: Наука, 1994. — 239 с.

6. Кемеров, В.Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы [Текст] / В.Е. Кемеров // Вопр. филос. — 2008. — № 10. — С. 20—32.

7. Барулин, В.С. Основы социально-философской антропологии [Текст] / В.С. Барулин. — М.: Академкнига, 2002. — 455 с.

8. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] / У. Бек; пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; послесл. А. Филиппова. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.

9. Диев, В.С. Философия управления [Текст] / В.С. Диев // Личность. Культура. Общество. —

2005. - Вып. 1 (25). - С. 295-316.

10. Он же. Риск в междисциплинарном контексте: концептуальные основания анализа и оценки [Текст] / В.С. Диев // Вестн. РГНФ. Сер. Философия. Социология. Политология. Правоведение. —

2006. - № 4. - С. 85-91.

11. Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология [Текст] / В.М. Шепель. - М.: Народное образование, 1999. - 432 с.

УДК 141.7

С.П. Золотарев

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ПРАВА И СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Утверждение, что права и свободы имеют фундаментальное значение для человеческого бытия и повседневной жизни личности, не требует доказательств. В то же время проблема интеграции права и свободы остается сложным и трудным вопросом, поскольку весьма широко распространено мнение об их несовместимости в силу природной противоположности. Следует заметить, что в научной литературе, чаще всего в энциклопедических словарях, в определении права обычно отсутствует понятие свободы, т. е. понятие, которое, по нашему мнению, особенно важно учитывать для уяснения сущности права и правовой науки. В контексте взаимодействия права и свободы в качестве основной мы используем концепцию, рассматривающую свободу как базовую категорию в определении понятия права. Выбор данной концепции обусловлен прежде всего ведущей ролью свободы в определении специфической природы человека. «Первые выделившиеся из животного царства люди были

во всем существенном так же не свободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе» [1, с. 116].

Среди многих других существенных характеристик природы человека свобода занимает ключевое место. Свобода как способность и возможность человека действовать в соответствии со своими потребностями, интересами и целями опирается на познание объективной необходимости. «Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решение со знанием дела» [Там же]. Именно свобода, как индивидуума, так и общества в целом, есть критерий прогресса, господства человека над силами природы, самовыражения человека и цивилизации. Свобода проявляется в отсутствии внешнего давления на волю, мысли и действия человека. Все это говорит о том, что она имеет фундаментальное значение в определении человека как мыслящего и самостоятельно действующего субъекта, обладающего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.