Научная статья на тему 'ФЕМИНИЗМ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ'

ФЕМИНИЗМ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
487
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / ГЕНДЕРНАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ / РАВЕНСТВО ПОЛОВ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овчинникова П.П., Чебан А.Г.

В статье рассматриваются предпосылки возникновения и развития феминизма как социально-политического движения. Выделяются основные идеии тенденции феминистского движения, характерные для конкретного исторического этапа его развития; показана диалектика феминистских идеологий в контексте состояния гендерной идентичностив современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMINISM: THE HISTORY AND MODERN CONTRADICTIONS

Significant preconditions for the origin and development of social and political movement - feminism - are considered in this article. Main ideas and trends of feminist movement are emphasized according the specific historical stage. In this essay dialectics of feminist ideologies in the context of gender identity are shown.

Текст научной работы на тему «ФЕМИНИЗМ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ»

УДК 30.303+01.091

Овчинникова П.П. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» СГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель: Чебан А.Г.

ассистент Россия, г. Саратов ФЕМИНИЗМ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются предпосылки возникновения и развития феминизма как социально-политического движения. Выделяются основные идеии тенденции феминистского движения, характерные для конкретного исторического этапа его развития; показана диалектика феминистских идеологий в контексте состояния гендерной идентичностив современном мире.

Ключевые слова: феминизм, гендерная эмансипация, равенство полов, гендерные роли, гендерная идентичность.

Ovchinnikova P.P.

Student 2 course, faculty "Medical care" SSMU named after V. I. Razumovsky

Russia Saratov Supervisor: Cheban A. G.

Assistant

FEMINISM: THE HISTORY AND MODERN CONTRADICTIONS.

Annotation: significant preconditions for the origin and development of social and political movement - feminism - are considered in this article. Main ideas and trends of feminist movement are emphasized according the specific historical stage. In this essay dialectics of feminist ideologies in the context of gender identity are shown.

Key words: feminism, gender emancipation, gender equality, gender roles, gender identity.

Одной из самых актуальных проблем гуманитарного знания являлась и является проблема социального неравенства и его преодоления. В эпоху Нового времени был запущен процесс Модернизации, важнейшими составляющими которого были процессы демократизации, эмансипации всех сфер жизни. Неизбежное и логичное следствие этого процесса -необходимость установления социально-культурного равенства мужчин и женщин, гендерной эмансипации, т.к. без преодоления гендерной дискриминации реализовать принцип свободы личности просто невозможно. Не последнюю роль в этом процессе сыграл и играет феминизм как идейное и социально-политическое движение. Цель данной работы - раскрыть

основные идеи феминизма в их историческом развитии и дать философскую оценку состояния феминистской идеологии в современном мире.

Процесс становления феминистского движения традиционно связывают с началом XVIII века, с эпохой Просвещения, в которой ключевое значение приобрели принципы равенства и свободы человека, а также вера в реализацию различных социальных проектов. Развитие капитализма, промышленный переворот повлекли за собой кардинальный разрыв с традиционной патриархальной системой в сторону либерально -демократической идеологии. Именно тогда из уст великих просветителей впервые зазвучали идеи частичного отступления от превосходства мужчин над «слабым полом». Так Вольтер рассуждал о жестокой несправедливости женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины - не что иное, как «следствие определенных гражданских законов» и обычаев [1, с. 2]. Безусловно, философы начала XVIII века не признавали за женщинами абсолютных прав и свобод, но отступали от строгих рамок деления общества по гендерному признаку. XVIII век вошел в историю, как век Великой Французской революции, обнародовавшей в 1789 году лозунг свободы, равенства и братства всех людей в независимости от их происхождения -Декларацию прав человека и гражданина.

Однако права и свободы получили все без исключения «активные» граждане - мужчины, женщины же были названы «пассивными» членами общества. Поэтому по инициативе первой французской феминистки Олимпии де Гуж была составлена в 1791 году Декларация прав женщины и феминистки, в которой были отражены основные требования женщин, в том числе и политические.

В США в защиту прав женщин выступала Абигейл Смит Адамс. Ей принадлежит известное высказывание: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов»[2, с. 15].

Во второй четверти XIX века требования феминисток обрели форму политических и социальных компаний и акций. Основными проблемами, поднимаемыми в ходе этих мероприятий, были проблема доступа женщин к получению высшего образования и к участию в законодательных процессах. Женщины неустанно боролись против «двойных стандартов», требовали дать им право подавать на развод, право на собственность и право иметь достойную работу.

В целом основу либерального феминизма XIX века составляла привилегированная часть общества - образованные и интеллектуальные представители высшего и среднего класса, но, тем не менее, они подчеркивали общность всех женщин и верили, что через создание нового законодательства возможно решить проблемы женщин всех слоев и сословий.

Однако представители марксисткой теории не считали тему угнетения по половому признаку стоящим внимания и резко критиковали либеральных

феминисток, по их мнению, выражавших интересы только образованной и обеспеченной части женского населения. Именно взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса дали начало социалистическому и марксистскому направлениям феминизма. Марксизм рассматривал проблему принуждения не как однонаправленный, односторонний процесс, но как процесс обоюдного, двустороннего влияния угнетаемых и угнетателей.

Основная идея марксистской теории - социальная революция должна предшествовать сексуальной, а женское равноправие наступит в результате классовой борьбы. Эта идея является причиной острой борьбы с феминистским движением, возникшим в России в начале века. Марксисты объявили войну феминисткам, потому что видели в их деятельности попытку отвлечь русских женщин от классовой борьбы пролетариата и внести раскол в социалистическое движение. Сторонники социалистического феминизма сосредотачивают своё внимание на масштабных изменениях, касающихся общества в целом. Они видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Однако в целом, феминистки с марксистскими взглядами составляли меньшинство, а либеральный феминизм набирал обороты и во второй половине XIX века обозначил новую проблему - борьбу за политические и избирательные права. Это ознаменовало зарождение нового направления в феминизме - суфражизма. По всему миру создавались кружки и ассоциации суфражисток: Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса в Британии, «Общество женского избирательного права» в Манчестере, Женская суфражисткая ассоциация в США.

Со временем популярность движения набирало обороты, и в 1888 феминистки объединились в «Международный совет женщин», обзавелись штатом, издавали газету «Общее дело» и активно распространяли идеи феминизма по всему миру. Под натиском феминисток английский парламент принял законы, разрешающий незамужним состоятельным женщинам поступать в университеты, медицинские школы, владеть и управлять частной собственностью. В Новой Зеландии и Австралии женщины получили активное избирательное право.

Движение суфражисток активно укрепляло сотрудничество мужчин и женщин в политике, но, в то же время, возникло движение «милитантства», представительницы которого наотрез отказывались сотрудничать с мужчинами. Они пропагандировали воинственные методы привлечения внимания: приковывали себя наручниками к перилам, устраивали несанкционированные митинги, поджоги, расправы, объявляли голодовки. Все это негативно отражалось на феминистском движении в целом.

Полностью противоречит организациям, стремящимся к политическому равноправию, «феминизм государственного обеспечения», целью которого является предоставление женщинам не равных, а «особых»

прав. Они искренно убеждены в том, что «женские ценности связаны с прогрессом человечества», а гендерное неравенство - главный «мотор» развития [3, с. 4].

Начало 60-х годов связано с подъемом леворадикальных движений и формированием новых социальных теорий. Это же время стало пробуждением женского сознания и «второй волной феминизма». Требования феминисток включали не только право избирать, но и право самим баллотироваться во властные структуры.

Основательницей и крупнейшим теоретиком феминизма «второй волны» считается Симона де Бовуар (хотя она и не считала себя феминисткой). Именно она опровергла аксиому о естественности разделения труда по половому признаку, обозначила проблему историчности стереотипа, соотносящего «природное» (женское) с «культурным» (мужским), показав, что эта проблема не дополнения (природного -культурным, женского - мужским), но преобладания (мужского над женским). Отношение между способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта (права, политики, чужой власти) определяет содержание понятия «женская сущность» и особенности «женского удела» [4, с. 325].

На рубеже ХХ-ХХ1 веков, феминизм четко разделился на несколько направлений. Так возрождение либерального феминизма связывают с книгой известной американской феминистки Бетти Фридан «Мистика женственности» (1963 г.). Она вновь указала, что современные американки не обладают равными с мужчинами возможностями, хотя они и прописаны в законе.

Вскоре после выхода книги активизировавшаяся Национальная Организация Женщин вновь приступила к борьбе за создание равных возможностей для реализации обоих полов. Многие сторонницы усматривали проблему не в отсутствии прав, а в инертности женщин, их неспособности пользоваться тем, что итак дано законом. Представительницы марксистского феминизма по-прежнему не считают подавление женщин мужчинами действительно стоящим внимания, в отличие от классового угнетения. Социал-феминистки, напротив, настаивают на обособлении женских проблем из классовых и общесоциальных, критикуя либеральное направление за попытки выстроить мир, складывающийся исключительно из абстрактных прав; они впервые обратили внимание общества на домашний быт как «критическую, неоплачиваемую и трудную» работу[5, с. 229].

В современной литературе не существует единого, универсального определения для многоликого и внутренне противоречивого явления «феминизм». В "Энциклопедии феминизма" Л. Таттл даёт более чем 300 определений понятия "феминизм". Автор пишет, что "в настоящее время имеется лишь множество индивидуальных определений феминизма, а его фундаментальное определение находится еще в стадии обсуждения" [6, с. 172].

В настоящее время набирает популярность радикальный феминизм, представительницы которого определяют женщин как ущемляемый и эксплуатируемый биологический «класс». Для представительниц характерна критика мужской монополии в искусстве, половой дискриминации. Сторонники данного направления полагают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которая изначально угнетает представительниц «слабого пола». С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм, антипорнографический феминизм. В целом радикальный феминизм, в отличие от либерального, не верит в возможность изменения законодательства и политических институтов в сторону эгалитарности, справедливости. Считается, что женщины останутся подавленными, угнетенными и эксплуатируемыми до тех пор, пока не будет реконструирована сексуальность. А направление сепаратистов (лесбийское направление) активно провозглашает гетеросексуальность. Радикальный феминизм более других подвержен критике со стороны других направлений.

В последней четверти XX века сформировалось постмодернистское направление феминизма. Оно акцентирует внимание на ограниченности знания, представленного в социальной теории только мужчинами, критикуют ограниченную мужскую систему ценностей, мужской взгляд на мир, мужские средства выражения. Философы этого направления ввели в науку понятия «женского письма» и «женского чтива», основанные на особых женских формах самовыражения. Постфеминистки не связывают себя с борьбой за женские права. Они полностью отрицают возможность создания единой феминистской теории, однако, допуская относительность своих утверждений, не отрицают возможность создания единой теории, пересматривая ключевые моменты и понятия различных трактовок.

Психоаналитический феминизм возник в конце XX в. Основоположники нового феминисткого мышления - знаменитые психологи Джулиет Митчелл, Нэнси Чодор, Дороти Диннерстайн и Мелани Кляйн -акцентировали исследования не на особой роли отца и не на эдипальности (как то было у основоположника психоанализа З.Фрейда), а на доэдипальном периоде, когда ребенок всецело соединен преимущественно с матерью. По мнению феминисток, именно заложенный в детстве страх перед матерью определяет мотивацию поведения взрослых индивидов. Приверженцев психоаналитического феминизма нередко обвиняют в эссенциализме -обосновании тезиса о вечном сущностном доминировании женского над мужским.

Таким образом, идеологи и адепты феминизма демонстрируют порой совершенно противоположные взгляды на идею равенства. Так, либеральные феминистки выступают за социальное и политическое равенство с мужчинами. Они поддерживают идею равных прав, которые бы позволили женщинам принимать активное участие в общественной жизни на равных

условиях с мужчинами, независимо от пола.

Социалистические феминистки, напротив, доказывают, что равные права бессмысленны до тех пор, пока женщины не получат социального равенства.

В то же время радикальные феминистки защищают скорее различие, чем равенство, понимают движение за равноправие как стремление к развитию и реализации потенциальных «новых прав» женщин, которые не были бы навязаны им мужчинами.

Таким образом, можно увидеть одно базовое противоречие, лежащее в основе разногласий множества различных феминистских идеологий: стремление к равенству или установление различий.

В случае стремления к полному, тотальному гендерному равенству мы неизбежно приходим к утрате границ между мужским и женским полом. Так, Фридрих Георг Юнгер в своей книге «Совершенство техники» пишет о том, что «технический прогресс, способствующий женской эмансипации, чтобы сделать из них работниц, включенных в организацию труда, не только лишает их власти, но ущемляет в том, что составляет их предназначение». Женщины, включающиеся в работу наравне с мужчинами, невольно превращаются в «бесполых пчел-работниц», утрачивая то нерациональное, что отличает их от мертвенной механичности машин [7, с. 89].

Противоположной трактовкой идей феминизма является идея «новых прав» женщин. Радикальные феминистки, отрицая устройство современного общества как общества, построенного мужчинами, говорят уже не о равенстве, а о различии.

Как видим, эта трансформация в развитии феминизма может быть описана гегелевским законом отрицания отрицания. Феминизм в форме движения за различия является своего рода антитезисом, т.е. отрицанием тезиса - первого отрицания (феминизма равенства, отрицающего различия). Синтез (или отрицание отрицания) - попытка возврата к первоначальной истине (различию), но уже на иных, изменившихся, новых основаниях. Мужское и женское должны заново во взаимном диалектическом процессе произвести себя в новом единстве и различии. Но уже не в рамках традиционного общества (которое подразумевало подчинения женского мужским), а на основе некоего свободного гендерного самоопределения, самоидентификации мужского и женского в процессе нового диалога друг с другом, взаимодействия на иных основаниях.

В современной философии можно обнаружить несколько подступов к тому, чтобы определить складывающуюся тенденцию в гендерной идентификации:

1) как формирование бесполого, униформного, гендерно индифферентного общества, т.е. «общества унисекс»; в терминах Ф.Г.Юнгера это состояние описывается в качестве продукта общества технической организации, в терминологии Э.Фромма - общества кибернетических индивидов;

2) как торжество гендерного плюрализма (что нашло отражение в идеях постмодернизма);

3) как сохранение традиционной гендерной полярности мужского и женского, но на новых, нетрадиционных, универсалистских основаниях (в первую очередь на основании равных прав, т.е. тождества); этот вариант соответствует логике гегелевской диалектики, а также логике марксистского диалектического и исторического материализма. То есть, говоря о наличии различий между мужским и женским началом, мы не можем полностью отрицать их, ведь в таком случае нарушилась бы структура современного общества: исчезла граница между полами, понятия материнства и отцовства. При этом нельзя отрицать необходимое равенство в таких базовых правах, как право на обучение, право на профессиональную карьеру, право на частную собственность и др.

Таким образом, феминизм следует оценивать как логичное и неотъемлемое звено в процессе Модернизации. Кардинальные трансформации социально-экономических основ общества ведут к гендерной эмансипации и возникновению соответствующих идейных движений.

Использованные источники:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. - 437с.

2. Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 243 с.

3. Котоманова О.В. Женщины в российском обществе: проблемы гендерного неравенства. М., 2011, с. 215 -231.

4. Симона де Бовуар. Второй пол. Перевод с французского. М., АО Издательская группа "Прогресс" — СПб., "Алетейя", 1997, 832 с.

5. Пушкарева Н.Л. Между тюрьмой и хаосом: феминисткая эпистемология, постмодернизм и историческое знание / Шорэ Э., Хайдер К. (ред.) Пол. Гендер. Культура. М., 2000. С. 221-231

6. LisaTuttle. EncyclopediaofFeminism/Longman, FactsonFilePuЫicatюns, 1 янв. 1986 г. - 399 p.

7. ЮнгерФ.Г. Совершенство техники. СПб: Издательство "Владимир Даль", 2002. - 564 с.

8. Социолог об итогах Всемирной конференции по положению женщин. М. , Силласте Г.Г. Москва-Пекин. 1996. С.71.

9. Эмансипация женщин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

10. Ельникова, Г.А. Философия феминизма (альтернативные феминистские концепции социокультурного развития) / Г.А. Ельникова. - Белгород : Кооператив.образование, 2002. - 340 с.

11. Феминизм в общественной мысли и литературе. Антология / сост. Е. Трофимова. - М. : Грифон, 2006. - 400 с.

12. Чебан, А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегии господства [Текст] / А.Г. Чебан // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО

«Издательство «Научная книга», 2006. С. 139-145.

УДК 50.502+01.091

Овчинникова П.П. студент 2 курса лечебный факультет Слюсаренко Ю.А. студент 2 курса лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Россия, г. Саратов ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Аннотация: В данной статье отражены последствия неразумного практического и технического использования человеком окружающей природы, выраженные на фоне стремительно развивающегося и всеохватывающего научно-технического прогресса (НТП), результатом чего является формирование ноосферы. Приведены пути и принципы решения экологических проблем. Представлены философские идеи немецких мыслителей Ф.Г. Юнгера и М. Хайдеггера о потребительском отношении человека к окружающему миру.

Ключевые слова: экологические проблемы, экодеятельность, коэволюция общества и природы, НТП

Ovchinnikova P.P.

Student

Saratov State Medical University them Razumovsky V.I.

Russia, Saratov Slyusarenko J.A.

Student

Saratov State Medical University them Razumovsky V.I.

Russia, Saratov

Abstract: The typical consequences of the unreasonable practical and technical use of the environment by human are expressed on the background of the headily developing and overall scientific and technological progress. The result of this expression is generation of the noosphere. In this article means and decision principles of the ecological problems are specified. There are also insights of famous German philosopher F. G. jünger and M. Heidegger about human attitude to the environment in this contribution.

Key words:ecological problems, environmental activities, NTP, modern evolution of nature and society.

Одной из важнейших особенностей современного времени становится значительное усложнение взаимодействия общества и природы с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.