Машкина О.А.
(Новокузнецк)
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ТЕКСТА "ОСУДАРЕВОЙ ДОРОГИ” М.М. ПРИШВИНА
Акценты философской прозы Пришвина 30-х - 50-х годов смещаются в философии "жизни" и философии, когда он пытается вписать события современной действительности в масштабы Вселенского бытия. Происходит это одновременно с углублением мифологического начала в творчестве, с обращением к мифологическим мотивам, образам, сюжетам и т.д.
Постановка проблемы мифа в творчестве писателя невозможна без опоры на мировоззренческую позицию, без выявления комплекса его идей. Мифологическое соединяет человека с космосом, природой, метаисторической культурной традицией.
У "позднего" Пришвина в "Осу» дороге" особое место занимает мифологический мотив "конца-начала" света. Возникает в размышлениях писателя уже в начале века. После октябрьских событий перед художником возникает вопрос: кончается ли Россия или начинается? Первой попыткой осмыслить ” начало" света стала повесть "Женьшень", обозначившая проблему взаимодействия цивилизации и культуры. В повести Пришвин приходит к универсальному разрешению противоречия.
Жанр "Осударевой дороги" так или иначе связан с фольклорномифологической традицией. По Пришвину, сказочность (или мифичность) есть состояние души поэта: способность соединить воображение и естественность (детскость) восприятия мира и его взаимосвязи с прошлым, настоящим и будущим. "Сказка" Пришвина связана с иносказанием, с наличием другого потаенного смысла. Отсюда стремление художника к символизация создаваемых образов, мотивов, сюжетов, а символ, как известно, является приметой мифологического. Эта связь вполне очевидна и признана рядом исследователей (Е.М.Мелетинский, Лосев А.Ф. и др.).
Символический мотив "конца-начала" света создает в произведении ситуацию диалога. Развитию диалога способствует мысль о возможности, допустимости "конца" света. В романе возникает идейная оппозиция: Марье Мироновне противостоит Марья Уланова. Действия и поступки старухи утверждают ее позицию, которая оказывается достаточно противоречивой, но близкой самому автору ("Помирать собираешься - рожь сей!"). Марья Мироновна являет пример особого духовного странничества. Она "странствует" по прошлому в своих воспоминаниях о "золотом веке". О "конце" света Марья Мироновна узнает по приметам, о которых говорится в "Священном писании" ("цепь Антихриста", "сатанинская проволока", "летающий монах" и др.). Она не едина в своей вере, у нее есть и сподвижники.
В спор с Марьей Мироновной постепенно вступают "новые" люди ("начальники"), особенно М.Уланова. В работе приводится ряд черт,
сближающих обеих героинь (они живут по велению своей веры, каждую постигла неудача в личном счастье, обе носят имя Марьи). "С образами героинь связана авторская мысль: что же лучше: спасение души в настоящем или жизнь без "души" для будущего ("цель оправдывает средства").
Мотив "конца-начала" света определяет грань между двумя мирами ("старым и новым"). Пришвин приводит исторические параллели между современностью и эпохой Петра I. В связи с этим возникает противостояние двух этик "надо": общинной и коллективной. Пришвин осознает враждебность человеку и природе современной этики "надо", указывает на деформацию культурных, духовных начал общества XX века.
Поэтому в романе "Осударева дорога" возникает мифологема "потопа", организованного руками человеческими, когда вековая культура староверов уходит в небытие от огня. В "Осудьревой дороге" отражены элементы космогонического мифа о "всемирном потопе" (победа космоса над хаосом, победа культуры над дикой природой, возникновение мира из стихии воды). В силу ряда обстоятельств главный герой романа (ребенок Зуек) ассоциируется с Ноем праведным (безгрешен, выполняет функции медиатора между мирами, добывает огонь, словно Прометей, становится спасителем мира животных на планете). Пришвин вносит изменения в сюжетную схему мифа. Пройдя через ряд испытаний, герой сознательно уходит с бродягой Куприянычем (лесным духом) по тропе "царя Берендея" (один из вариантов романа).
Дневники Пришвина 30-х - 50-х гг. также становятся отражением некоторых мотивов космогонической мифологии, где рядом с апокалиптическими мотивами находятся мотивы сотворения мира. Сотворение мира, по Пришвину, всегда направлено к человеку и совершается для человека. "Осударева дорога" должна была показать именно это, но художник указывает на "внутренние противоречия", которые не позволили достичь поставленной цели. "Моя задача была утвердить рождение нового, лучшего мира. Но в человеческом плане новое рождается для спасения старого, а не для его потоптания" (М.М. Пришвин. Собр. соч.: В 8 Т. Т. 8. С. 620).