Научная статья на тему 'Основы автобиографического мифа М. М. Пришвина'

Основы автобиографического мифа М. М. Пришвина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
524
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / ИСТОРИЯ / АВТОБИОГРАФИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖНИК / КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ / ХАОС / КОСМОС / AUTOBIOGRAPHICAL MYTH / CREATIVE PERSONALITY / CULTURAL HERO / CHAOS / COSMOS / HISTORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Штерн М. С.

Рассматривается автобиографический миф Пришвина, в основе которого лежит авторская концепция творческой личности, представление о художнике как культурном герое, на которого возложена миссия гармонизации, упорядочения бытия, превращения Хаоса в Космос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of autobiographical myth of M.M. Prishvin

This article discusses the Prishvin autobiographical myth, which is based on the author's conception of the creative personality, the idea of the artist as a cultural hero, who is charged with the mission of harmonization, alignment of existence, turning chaos into cosmos.

Текст научной работы на тему «Основы автобиографического мифа М. М. Пришвина»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 354-358.

УДК 882 М.С. Штерн

ОСНОВЫ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО МИФА М.М. ПРИШВИНА

Рассматривается автобиографический миф Пришвина, в основе которого лежит авторская концепция творческой личности, представление о художнике как культурном герое, на которого возложена миссия гармонизации, упорядочения бытия, превращения Хаоса в Космос.

Ключевые слова: миф, история, автобиография, творчество, художник, культурный герой, хаос, космос.

Чем полнее открывались читателю и критике пришвинские тексты, тем яснее обнаруживалось единство всего созданного писателем, выявлялись связи между отдельными произведениями, между художественной и дневниковой прозой. Это было единство авторского мифа. Стало очевидно, что все созданное Пришвиным - от переписки и дневников до романов, повестей, очерковых циклов и миниатюр - организуется определенными архетипами и является полем для реконструкции универсальной мифологии, которая, как полагается, включает в себя как космогонию, так и героический (исторический) миф. Удивительная природа пришвин-ского мирообраза, глобального и в то же время увиденного в конкретных деталях, с «близкого расстояния» - еще одно свидетельство мифоцентрич-ности прозы писателя. В ее простоте обнаруживаются абсолютные смыслы человеческого бытия.

В основе пришвинской неомифологии - исторический опыт, осмысленный художником. Двадцатый век уже в своем начале задал два основных измерения для осмысления грядущих исторических катастроф: эсхатологическое и утопическое. Апокалиптические чаяния Серебряного века, социально-политические эксперименты следующих десятилетий не смогли, однако, совершенно отменить унаследованной от классики Х1Х в. традиции - соизмерять все происходящее с макрокосмом личного бытия. А «народничество» русской литературы в новой исторической ситуации еще и укрепилось, обрело прочные корни - идейные, религиозные, культурно-художественные. Все эти измерения присутствуют в пришвинской прозе, в которой просматривается уникальная жанрология, оформляющая авторский миф: лирический очерк, роман, сказка. И эти жанровые формы диффузны, они так же «перетекают» друг в друга, как пришвин-ские тексты, как их сюжеты и персонажи, повторяющие вновь и вновь цикл сотворения мира и рождения человека-творца. В основе этого мифологического сюжета лежит биографический опыт писателя.

О Пришвине, как ни о каком другом авторе, можно сказать, что его биография сама по себе обладает целостностью, стройностью и завершенностью почти художественного произведения. Она и претворена в художественной ткани его произведений и дневников, которые, по общему признанию, являются образцами не столько документальной, сколько лирикофилософской прозы. В дневниках и художественных текстах писатель постоянно возвращается к сотворению биографического мифа. Запись в дневнике от 21 июня 1937 г. (время путешествий, результатом которых стали произведения 1930-х гг. «Жень-Шень», «Берендеева чаща» и обдумывания замысла «Осударевой дороги»): «Я почувствовал еще, что делаю самое удивительное и нужное дело... Миф» [1]. Нужно отметить такую особенность творческой индивидуальности Пришвина, как постоянную и интенсивную рефлективную работу, осознанное жизнетворчество и самострои-тельство. Это был рефлективно мыслящий «мифотворец».

© М.С. Штерн, 2012

Будучи художником «пути», Пришвин определяет в эссе «Мой очерк» (1933) сквозной сюжет становления, охватывающий все пережитое и написанное им: «медленно, путем следующих одна за другой личных катастроф, нарастающее сознание» [2]. Свое жизнеощущение, искавшее выражения в форме созданных им текстов, Пришвин определяет как глубоко личное и в то же время созвучное эпохе: «.Юноше, чаявшему непосредственную близость всемирной катастрофы, невозможно было быть просто беллетристом...» (курсив автора. - М.Ш.)

[3]. Возвращаясь к осмыслению этого периода в «Журавлиной родине» (1930), лирико-философском комментарии к роману «Кащеева цепь (1927), Пришвин пишет: «Это было время борьбы с натуралистическим и гражданским направлением в литературе, умиравшим в “Русском богатстве”, поэтическое “Я” разрозненно выбивалось из обветшалых форм, прислонясь к ницшеанскому сверхчеловеку, очищалось, утончалось, пока, наконец, не заключило себя в формулу: Я - Бог.

Трагедия автора сверхчеловека общеизвестна. Вслед за первым поэтом, посмевшим объявить себя Богом, появилось бесчисленное множество богов.

Подражая богам, я тоже стал писать о себе, но в совершенно обратном направлении с декадентами: в соответствии с тем, что в этом “Я” было общего всему миру» [4].

В дневнике 1939 г. Пришвин дает еще один вариант формулы «пути», подчеркивая его главную цель: освобождение сознания от гнета навязанных теорий, идеологических догм: «Первую половину своей жизни до 30 лет я посвятил себя внешнему усвоению элементов культуры, или, как я теперь называю, чужого ума. Вторую половину, с тех пор, как я взялся за перо, я вступил в борьбу с чужим умом с целью превратить его в личное достояние при условии быть самим собой» [5].

Отличительная особенность мироощущения Пришвина - онтологический оптимизм, свойственный ему на протяжении всего творческого пути, имел глубокие основания. Главное основание - внутренний опыт художника и человека, ощущение роста и созревания личности; не менее важно и ощущение вечной гармонической жизни одухотворенного природного космоса.

Внешнее и внутреннее, субъективное и объективное встречаются, сливаются во внутреннем опыте личности. Этот опыт, его правду необходимо защищать от агрессивных теорий, идеологических догм, давящих на личность политических условий и пр.

Творчество, понимаемое широко, как жизнестроительство, должно основываться на переживании бытия как счастливого, хотя и трудного предназначения. В дневнике 1939 г. Пришвин пытается обозначить

душевные, нравственно-психологические

корни своей творческой устремленности «к Радости»: «Потребность писать есть потребность уйти от своего одиночества, разделить свое горе и радость».

Пришвин постоянно возвращается к мысли о той внутренней работе, которая предшествует творческому акту, является его неотъемлемой частью: «В достижении радости я прохожу стадии уныния, прячу его и обращаю в слово только победу над унынием» [6]. Претворение личного трагического опыта в радость для всех - выход за пределы собственной индивидуальности, один из возможных путей преображения реальности.

Борис Пастернак в «Охранной грамоте» говорит об унаследованном от романтизма и привившемся в мироощущении его современников понимании жизни «как жизни поэта» [7]. Такое понимание было свойственно и Пришвину; как все крупные художники начала века, он наполнил культурный миф собственным содержанием. В основе этой модели - становление творческой личности (не исключительной, избранной, а всякого человека, открывающего в себе творческое начало). От трудностей и противоречий роста (трудный путь к себе), через борьбу с навязанными теориями и идеями времени, в которых индивидуум ощущает смутное присутствие истины, еще не ясной, но предвкушаемой правды (страстное и мечтательное ожидание правды), через личную катастрофу (безответная любовь, крушение мечты) к спасению и утешению в приобщении к гармоническим ритмам жизни природы. Таков первый цикл становления художника, биографическую основу которого составляют события юности Пришвина: увлечение марксизмом, встреча и разрыв с В.П. Измалковой, изучение природы, погружение в ее неисчерпаемый, вечно живой мир. Второй цикл: от хрупкой обретенной гармонии через испытание кровавым историческим хаосом войн и революций к философии «родственного внимания», «творческого поведения» - защите бытия, личного, народного, природного. Преодоление энтропии и самосохранение «вещества существования», если воспользоваться формулой современника Пришвина - Андрея Платонова. Третий цикл: борьба за личное спасение, условием которого оказывается обретение «общей правды»; онтологическая укорененность «добра» в общенародном бытии. Завершением этого круга становится возвращение в «детство», когда мечта и сказка, предчувствие истины и ее осуществление сливаются воедино (в 1945 г. Пришвин пишет «детскую» повесть «Кладовая солнца»; в авторском определении жанра впервые обозначено: «сказка»).

Такое понимание смысла творчества и пути творца естественно приводит При-

швина к восприятию истории как мифа и сказки, особенно в последнее десятилетие его жизни и литературной деятельности. Писатель сознает, как трудно соединить амбивалентность мифа, трагедийность истории и сказочный оптимизм. Миф не различает понятий добра и зла. Он оперирует онтологическими категориями - Хаос, Космос, Судьба, в которых этический элемент присутствует (в героическом мифе прежде всего), но не вычленяется. Пришвину, пожалуй, удается решить эту трудную задачу - соединение мифа и сказки, внедрение морального пафоса в авторский миф, воплощенный в художественном мире его произведений. Этот мир - Космос, но не аними-зированный (одушевленный), как в традиционном мифе, а одухотворенный, т. е. включающий в себя разумное начало, сознание, не отделимый от истории. Борис Пастернак, современник Пришвина и тоже художник пути, всю жизнь шедший к своему роману, трудившийся над ним в то время, когда Пришвин писал «Осудареву дорогу» (1933-1952), «Фацелию» (1940) и «Корабельную чащу» (1954), связывал начало истории и личности с христианством. Пришвин также приходит в процессе работы над «Осударевой дорогой» к христианской философии «свободной жертвы» как выбора, с которого начинается подлинная личность и подлинная история человечества. В этом выборе, по мысли писателя, примиряются человек и природа, свобода и необходимость. Однако историческая реальность отнюдь не поощряла свободу выбора; и она упорно сопротивлялась, когда художник пытался включить ее в свой оптимистический миф. Террор не только уничтожал человека физически, он прежде всего убивал свободное сознание, уводил в мир мнимых величин и ложных ценностей (и об этом напоминали все антиутопии, написанные в первой половине ХХ в.).

Революция представляется Пришвину как страшное испытание «народности» и «христианства» в их единстве. В письме Б.А. Пильняку от 6 сентября 1922 г. он высказывает свои тяжкие сомнения: человек, интеллигент, чувство личности которого «идет от настоящего Христа», обречен революцией на распятие. «Правда, я не посмел довести своего героя (в повести «Мирская чаша». - М.Ш.) до Христа, но частицу его вложил и представил 19 год ХХ в. мрачной картиной распятия Христа. Получился, как Вы говорите, тупик для России. Скажу больше, не только Россия у меня в тупике, но и весь христианский мир у меня, выходит, в тупике («Голодные не могут быть христианами»). И так оно есть: наш социализм, будучи отрицательной, разрушительной силой, врывается в христианское сознание современного человечества. Вероятно, мы находимся накануне второго пришествия,

когда Он явится во всей славе и разрешит наше ужасное недоумение или же совсем не явится и будет сдан совершенно в архив. Человечество находится сейчас в тупике, и самый искренний. художник может изображать только тупик» [8].

В своем творчестве писатель стремится преодолеть сопротивление материала истории, прочитать ее как миф и сказку, высветив ее глубинный подлинный смысл: рождение в тяжких испытаниях творческой личности, поистине свободной, преобразующей мир.

Выстроенный таким образом пришвин-ский Космос прекрасен и гармоничен. Он «устраивается» деятельной силой мечты художника, обнаруживающей гармонию «в самой серой действительности», в ее «чудесной повседневности». О том, что «реалистические» подробности в изображении природы, основанные на поразительной наблюдательности натуралиста, агронома, охотника и путешественника, есть образные формы, облекающие универсальные и вечные ар-хеомодели пришвинского мифа, писала В.Д. Пришвина. Она первой обратила литературоведение к формам и смыслам этой мифологии, отметив постоянство мотивно-образного ряда произведений писателя: «.Его основная тема живет облеченной в одни и те же образы, полагающие начало его художественному видению мира» [9]. Она говорит о неожиданно и мгновенно открывшемся Пришвину значении стихии воды как общего материнского начала на земле, о значимости каждой составляющей ее капли: «.капля - и вся стихия воды; личность - и общество; личность - и вселенная». Водная стихия становится универсальным символом, с помощью которого писатель воплощает свое представление о взаимоотношениях части и целого, личного и общего.

Образ водной стихии «прошивает» все тексты, написанные Пришвиным. Водопад в Надвоицах («В краю непуганых птиц» и «Осударевой дороге»), разливы северных рек в «Корабельной чаще», ключ, родник, ручей

- постоянный мотивно-образный ряд, перетекающий из одного текста в другой и оформляющий пришвинские раздумья о целокупности бытия, связи всего со всем. Пришвинская космогония рождается не только из противоборства и «противогласия» стихий, воды и огня, она созидается человеком, вовлеченным в демиургический процесс, прежде всего в процесс самострои-тельства и преображения.

Еще один мифологический сюжет, уловленный В.Д. Пришвиной, - «лирическая тема всей жизни и творчества Пришвина - об идеальной любви к женщине». В дневнике 1939 г. - удивительного года, кануна счастливого переворота в личной судьбе художника, и одновременно кануна всемирной,

всенародной трагедии (1 сентября началась Вторая мировая война, и размышлениями об этом событии полны страницы дневника)

- находим слова пророческие, предвосхищающие Встречу, о которой мечталось давно: «...В глубине всего искусства только женщина, и если нет ее, то нет и самого искусства, нет поэзии и только “проза”. Женщина - это очаг искусства, и чем дальше отходит артист от очага, тем прозаичней он»

[10]. В этих строках - отголоски мифа Серебряного века о Вечной Женственности, отголоски мотивов Гете и Новалиса. В этих строках находит выражение пришвинская софиология: душа мира в ее женственном обличии - возлюбленная, мать, сестра - воспринимается как явление идеала в любви, природе и истории.

Примечательно, что сам Пришвин, выстраивая модель автобиографического мифа, именно исполнение мечты, причащение любовью делает метасюжетом своей судьбы. «Итак, чтобы понять мою “природу”, надо понять жизнь мою в трех ее периодах: 1) от Дульсинеи до встречи с Альдонсой (детская Марья Моревна - парижская Варвара Петровна Измалкова), 2) разлука и пустынножительство, 3) Фацелия - встреча и жизнь с ней. И все вместе - как формирование личности, рождающей сознание» [11].

Важнейшее слагаемое пришвинского мифа - циклическая модель времени. Очевидно, что биография и творчество Пришвина сопротивляются линейному измерению, которое им навязывает история. Об этом размышлял и сам писатель: «.Революционное движется по линии, не по кругу. Ритм движения по кругу с уходом и возвращением. восходом и закатом, здравствуй и прощай, дедушка внуку сказку рассказывал про Ивана-царевича.

Вот именно, что все является и проходит без возвращения - усвоил и бросил, как выжатый лимон, и дедушки нет. Движение по линии - умерших и больных выбрасывают без слез. Личность за шиворот - и в чан. Родину, мать, отца, друга - все ради движения вперед без возвращения» (запись в дневнике от 7 января 1932 г.) [12].

История живет по линейному ритму, природа и душа - по круговому. В своем творчестве Пришвин ищет способа согласования исторического ритма с ритмами души и природы. Поэтому его художественный мир не антропоцентричен; его нельзя представить как схему: человек - центр, Бог

- сфера. Но центр мира всякий раз перемещается и оказывается там, куда устремлено сознание человека-творца, который понимает сущность творческого процесса как изживание своего «Я» в «Мы» и выходит из состояния хаоса и чувства бессмысленности жизни, приобщаясь к природному ритму. Поэтому авторская схема мироздания - бытия динамична: это бесконечность расши-

ряющихся, пересекающихся «кругов», каждый из которых силится, стремится замкнуться, но никогда не достигает завершения. Аналогия с физическими процессами -диффузия и интерференция.

Поэтому и в прозе Пришвина процесс жанровой диффузии осуществляется непрерывно, и все жанровые формы тяготеют к определенной синтетической модели. Ее признаки: феноменологичность, разруше-

ние дистанции между субъектом и объектом в процессе воссоздания и осмысления реальности; фрагментарно-ассоциативная

композиция, обеспечивающая возможность совместить «поэтику мгновений», правдивость субъективного переживания отдельных моментов бытия с масштабностью его целостного осмысления. Эта универсальная модель, которая может быть названа метажанром пришвинской прозы, несет в себе черты мифа и сказки как выражения творческих потенций бытия, устремленного к идеалу.

В этой упорной приверженности поискам идеала в исторической реальности Пришвин открывается как художник эпохи «классики», которая, по-видимому, завершается в русской литературе в середине ХХ в. Ей принадлежат и Борис Пастернак как автор «Доктора Живаго», и Анна Ахматова как автор «Реквиема», и Андрей Платонов как автор «Возвращения» и «Фро». Мир для них не разделился на замкнутые в себе сегменты. Колоссальным напряжением, творческим усилием в нем сохраняется равновесие сил, полнота и гармония. Эта гармония достигается жертвоприношением художника, которое, конечно, всеми понимается по-разному. Для Пришвина жертва -это растворение во всеобщем, претворение «Я» в «Мы», «хочу» в «надо». Личность наделена огромной и подлинной силой духа и свободой выбора. Ее характеризует не слабая, покорная и бессознательная жертвенность, а доведение себя до состояния, достойного жертвенного костра («Сырое дерево не горит», - замечает Пришвин). Специфический пришвинский эстетизм (уподобление художника Христу, «страдающему Богу», творческого пути - распятию) возводится исследователями к ницшеанскому контексту [13]. Но эстетизм ведет и к более ранним контекстам, Гете и Новалису. Если первая параллель отмечена в пришвиноведении, то вторая - совершенно не осмыслена. Между тем она проясняет важный аспект связей между модернизмом (неоромантизмом) Серебряного века и «старым» романтизмом. Связи эти сфокусированы в универсальной личности творца. Пришвина с Новалисом сближают и естественнонаучные штудии, включенные в художественную ткань произведения, и единая мистерия природы и творчества, которая утверждается в их произведениях, и мифология Вечной Женственности. Одна-

ко романтический миф Новалиса поглощает и растворяет личное начало, превращая его персонажей в цепочку «отражений». Персо-налистский миф Пришвина, наоборот, именно личность делает центром преображенного мира. Она проходит долгий и мучительный путь, ведущий к самоограничению и открытию общей правды.

Итогом катастрофического и чудовищного опыта истории должно стать рождение личности, сознательно возлагающей на себя бремя «жертвы» и «памяти». Этот экстремальный опыт ставит человечество перед диллемой: жизнь или смерть, физическая и духовная гибель или. Трудно найти определение для того состояния, в котором человек двадцатого столетия пребывает, пережив ситуацию тотального уничтожения. Еще труднее увидеть эту ситуацию как момент в общем движении человечества к Добру и Правде. Но Пришвин упорно утверждает возможность осуществления идеала в исторической реальности: «Мир един и не разделился на здесь - на земле, и там - на небе». Вслед за классикой он ищет и находит возможности осуществления идеала в душе человека, прежде всего человека из народа. Но социальные эксперименты и катастрофические события века превратили в «народ» каждого, разрушив все классовые различия; личность стала частицей «коллектива», ей суждена и доступна если не гармония общественных отношений, то общая смерть «гурьбой и гуртом». И Пришвин это отчетливо осознает, но ищет в этой ситуации проявление новой, еще не виданной гармонии: «Человек представляет собой коллектив, распределенный в пространстве и времени. .Личная свобода есть сознание (у меня есть свое место в коллективе и я на нем первый)» [14].

Особенное, пришвинское в этой вере (располагающейся, безусловно, в границах философии русского онтологизма) - ее синтетическая природа. Основанием ее становится гуманистическая философия, религия и прежде всего чувство природы, погружение в ее вечно обновляющийся, умирающий и воскресающий мир. И в природе сильный выживает, а слабый приносится в жертву; в ней мы видим и беспощадность уничтожения особи, и гибель мимолетной красоты. Но все эти частные катастрофы не угрожают существованию вечного космоса, а наоборот, каким-то непостижимым образом способствуют его сохранению.

Гармония, инстинктивно слагающаяся в мире природы, в царстве духа становится

результатом деятельной воли человека-твор-ца. В дневниковой записи от 7 сентября 1933 г., когда уже обдумывается замысел «Осударевой дороги», Пришвин передает свои впечатления после чтения пушкинской «Капитанской дочки»: «Наконец-то дожил до понимания “Капитанской дочки” и тоже себя: откуда я пришел в литературу. Утверждение мира в гармонической простоте (“мечты” и “существенное” - сходятся). <...> Моя родина, непревзойденная в простой красоте, и что всего удивительней, органически сочетавшейся с ней доброте и мудрости человеческой, эта моя родина есть повесть Пушкина “Капитанская дочка”» [15]. Здесь обозначена цель пути художника, его миссия культурного героя: сохранить, по мере сил и в соответствии с природой собственного дара, то измерение бытия, которое было задано русской классической литературой, - утверждение мира в его гармонической простоте, красоте и мудрости. Эту миссию Пришвин исполнял неукоснительно, поддерживая вместе с близкими ему современниками единство и непрерывность культуротворческого процесса; благодаря их деятельности у нас есть родина - великая и неделимая русская литература.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Пришвин М. М. Собр. соч. : в 8 т. Т. 8. М. : Худ. лит., 1986. С. 322.

[2] Пришвин М. М. Мой очерк // М. М. Пришвин. Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. М. : ГИХЛ, 1957. С. 12.

[3] Там же. С.14.

[4] Пришвин М. М. Журавлиная родина. Повесть о неудавшемся романе // М. М. Пришвин. Собр. соч. Т. 4. С. 344.

[5] Цит по: Пришвина В. Д. Слово Правды // Русская литература. 1973. № 1. С. 31.

[6] Пришвин М. М. Дорога к другу. М. : ГИХЛ, 1957. С. 246-247.

[7] Пастернак Б. Собр. соч. : в 5 т. Т. 4. М. : Худ лит., 1991. С. 227.

[8] Пришвин М. М. Дневники. Кн. 3. 1920-1922. М., 1995. С. 265-266.

[9] Пришвина В. Д. Слово Правды // Русская литература. 1973. № 1. С. 31.

[10] Пришвин М. М. Собр. соч. Т. 8. С. 363.

[11] Пришвин М. М. Глаза земли // Пришвин М. М. Кладовая солнца. Глаза земли. Корабельная чаща. Л. : Лениздат, 1978. С. 65.

[12] Пришвин М. М. Дневники. Кн. 8. 1932-1935. М. : Росток, 2009.

[13] Гоишина Я. З., Полтавцева Н. Г. Комментарии к дневникам // Контекст-1974: литературно-теоретические исследования. М., 1975. С. 312-317.

[14] Север. 1982. № 7. С. 112.

[15] Пришвин М. М. Собр. соч. Т. 8. С. 253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.