Научная статья на тему 'КРЫМСКАЯ ГОТИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII ВЕКА'

КРЫМСКАЯ ГОТИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ГОТИЯ / АЛАНЫ / КЛИМАТЫ / ХЕРСОН / ТРАПЕЗУНДСКАЯ ИМПЕРИЯ / ЕПИСКОП ФЕОДОР / СИНОПСИС / КЫРК-ЙЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айбабин Александр Ильич

Топонимом Готия в письменных источниках с VIII в. называли населенную аланами и готами территорию Горного Крыма между Инкерманом и северо-восточным предместьем Алушты. Тот же регион именовали Климатами Херсона и Климатами Готии. Отрывочные сведения о Готии содержатся в составленном Иоанном Лазаропулом до 1364 г. «Синопсисе св. Евгения» и в «Аланском послании» епископа Феодора. В этих сочинениях характеризуется один и тот же период истории Климатов Готии, соответственно 1223-1227 и 1223 годы. Рассмотренные свидетельства подтверждают вхождение Херсона и подчинявшихся ему Климатов Готии в состав Трапезундской империи, по крайней мере в первой половине XIII века. Методически некорректно судить о ситуации в Климатах в первой половине XIII в. по содержащимся в более поздних источниках описаниям происходившего в XIV-XV веках. В «Послании» сказано о бегстве епископа Феодора в соседнее с Херсоном аланское селение. Сторонники отождествления селения с удаленной от города крепостью Кырк-Йер на плато Чуфут-Кале игнорируют географическую и исторические реальности. В письменных источниках отсутствуют данные о существовании в горах и на Южном берегу одноэтничных готского и аланского регионов. В Судаке Гийому де Рубруку рассказывали о говоривших на тевтонском и других языках жителях горного Крыма. Утверждения историков о разделе Готии на два княжества опровергают и результаты археологических раскопок на территории Климатов. Топоним Климаты не упоминается в описаниях событий, происходивших после середины XIII века. Однако археологические раскопки городов на Внутренней гряде выявили сохранение активной и разносторонней жизнедеятельности населения региона до конца XIII века. Вероятно, история административного образования Климатов Готии прервалась в 1298/99 г., когда войска Ногая разрушили Херсон, города на плато Эски-Кермен, Бакла и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN GOTHIA IN THE FIRST HALF OF THE 13TH CENTURY

Introduction . The toponym Gothia in written sources from the 8th century was used to designate the territory of the Mountain Crimea inhabited bythe Alans and the Goths between Inkerman and the north-eastern suburb of Alushta. The same region was called the Klimata of Cherson and the Klimata of Gothia. Methods . Fragmentary information about Gothia is contained in the “Synopsis of St. Eugenios” compiled by John Lazaropoulos until 1364 and in the “Alanian Epistle” by the bishop Theodore. These works describe the same period in the history of the Gothic Klimata, 1223-1227 and 1223, respectively. Analysis . The considered evidence confirms the entry of Cherson and its subordinate Klimata of Gothia into the empire of Trebizond, at least in the first half of the 13th century. It is methodically incorrect to judge the situation in the Klimata in the first half of the 13th century from the descriptions contained in later sources of what happened in the 14th - 15th centuries. The “Epistle” says about the flight of bishop Theodore to an Alanian village neighboring to Cherson. Supporters of identifying the village with the Qırq-Yer fortress remote from the cityon the Chufut-Kale plateau ignore geographical and historical realities. Results . There is no evidence of the existence of single-ethnic Gothic and Alanian regions in the mountains and on the southern coast in written sources. In Sudak, Guillaume de Rubrouck was talked about speakers of Teutonic and other languages in the mountains of Crimea. Historian’s allegations about the division of Gothia into two principalities are disproved by the results of archaeological excavations in the territory of Klimata of Gothia. The toponym Klimata is not mentioned in the descriptions of events that occurred after the middle 13th century. However, archaeological excavations of cities on the Inner Ridge revealed the preservation of active and diverse life activities of the population of the region until the end of the 13th century. Probably, the historyof the administrative formation of the Klimata of Gothia was interrupted in 1298/99, when Nogai’s troops destroyed Cherson, cities on the Eski-Kermen plateau, Bakla and others.

Текст научной работы на тему «КРЫМСКАЯ ГОТИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII ВЕКА»

www.volsu.ru

ВИЗАНТИИСКАЯ ТАВРИКА

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2020.6.4

UDC 94(470).01"12" Submitted: 01.07.2020

LBC 63.3(2)-9 Accepted: 01.10.2020

CRIMEAN GOTHIA IN THE FIRST HALF OF THE 13th CENTURY 1

Aleksandr I. Aibabin

Institute of Archaeology of Crimea of the Russian Academy of Sciences, Simferopol, Russian Federation

Abstract. Introduction. The toponym Gothia in written sources from the 8th century was used to designate the territory of the Mountain Crimea inhabited by the Alans and the Goths between Inkerman and the north-eastern suburb of Alushta. The same region was called the Klimata of Cherson and the Klimata of Gothia. Methods. Fragmentary information about Gothia is contained in the "Synopsis of St. Eugenios" compiled by John Lazaropoulos until 1364 and in the "Alanian Epistle" by the bishop Theodore. These works describe the same period in the history of the Gothic Klimata, 1223-1227 and 1223, respectively. Analysis. The considered evidence confirms the entry of Cherson and its subordinate Klimata of Gothia into the empire of Trebizond, at least in the first half of the 13th century. It is methodically incorrect to judge the situation in the Klimata in the first half of the 13th century from the descriptions contained in later sources of what happened in the 14th - 15th centuries. The "Epistle" says about the flight of bishop Theodore to an Alanian village neighboring to Cherson. Supporters of identifying the village with the Qirq-Yer fortress remote from the city on the Chufut-Kale plateau ignore geographical and historical realities. Results. There is no evidence of the existence of single-ethnic Gothic and Alanian regions in the mountains and on the southern coast in written sources. In Sudak, Guillaume de Rubrouck was talked about speakers of Teutonic and other languages in the mountains of Crimea. Historian's allegations about the division of Gothia into two principalities are disproved by the results of archaeological excavations in the territory of Klimata of Gothia. The toponym Klimata is not mentioned in the descriptions of events that occurred after the middle 13th century. However, archaeological excavations of cities on the Inner Ridge revealed the preservation of active and diverse life activities of the population of the region until the end of the 13th century. Probably, the history of the administrative formation of the Klimata of Gothia was interrupted in 1298/99, when Nogai's troops destroyed Cherson, cities on the Eski-Kermen plateau, Bakla and others.

Key words: Crimea, Gothia, Alans, Klimata, Cherson, empire of Trebizond, bishop Theodore, Synopsis, Qirq-Yer.

Citation. Aibabin A.I. Crimean Gothia in the First Half of the 13th Century. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2020, vol. 25, no. 6, pp. 56-68. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.6.4

УДК 94(470).01"12" Дата поступления статьи: 01.07.2020

ББК 63.3(2)-9 Дата принятия статьи: 01.10.2020

§ КРЫМСКАЯ ГОТИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII ВЕКА 1

(N

S Александр Ильич Айбабин

Институт археологии Крыма РАН, г. Симферополь, Российская Федерация

s

ю

vg Аннотация. Топонимом Готия в письменных источниках с VIII в. называли населенную аланами и

<С готами территорию Горного Крыма между Инкерманом и северо-восточным предместьем Алушты. Тот же

® регион именовали Климатами Херсона и Климатами Готии. Отрывочные сведения о Готии содержатся в

составленном Иоанном Лазаропулом до 1364 г «Синопсисе св. Евгения» и в «Аланском послании» епископа Феодора. В этих сочинениях характеризуется один и тот же период истории Климатов Готии, соответственно 1223-1227 и 1223 годы. Рассмотренные свидетельства подтверждают вхождение Херсона и подчинявшихся ему Климатов Готии в состав Трапезундской империи, по крайней мере в первой половине XIII века. Методически некорректно судить о ситуации в Климатах в первой половине XIII в. по содержащимся в более поздних источниках описаниям происходившего в XIV-XV веках. В «Послании» сказано о бегстве епископа Феодора в соседнее с Херсоном аланское селение. Сторонники отождествления селения с удаленной от города крепостью Кырк-Йер на плато Чуфут-Кале игнорируют географическую и исторические реальности. В письменных источниках отсутствуют данные о существовании в горах и на Южном берегу одноэтничных готского и аланского регионов. В Судаке Гийому де Рубруку рассказывали о говоривших на тевтонском и других языках жителях горного Крыма. Утверждения историков о разделе Готии на два княжества опровергают и результаты археологических раскопок на территории Климатов. Топоним Климаты не упоминается в описаниях событий, происходивших после середины XIII века. Однако археологические раскопки городов на Внутренней гряде выявили сохранение активной и разносторонней жизнедеятельности населения региона до конца XIII века. Вероятно, история административного образования Климатов Готии прервалась в 1298/99 г., когда войска Ногая разрушили Херсон, города на плато Эски-Кермен, Бакла и другие.

Ключевые слова: Крым, Готия, аланы, Климаты, Херсон, Трапезундская империя, епископ Феодор, Синопсис, Кырк-Йер.

Цитирование. Айбабин А. И. Крымская Готия в первой половине XIII века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2020. -Т. 25, №№6. - С. 56-68. - DOI: https://doi.org/10.15688/^оки4.2020.6.4

Введение. Топонимом Готия в письменных источниках с VIII в. называли населенную аланами и готами территорию Горного Крыма между Инкерманом и северо-восточным предместьем Алушты. Тот же регион в отображении происшедшего во второй половине VII в. и в более позднее время именовали Климатами Херсона, а с VIII в. - Климатами Готии [6, с. 74; 8, с. 10-12]. А. А. Васильев пришел к выводу об обретении Готией независимости от Византии между 1192 и 1198 гг. [59, p. 159]. По утверждению В.П. Сте-паненко, находки на территории фемы Херсона печатей столичной элиты, в том числе Иоанна Ангела, Иоанна Контостефана Ком-нина, Алексея Враны Комнина, указывают на сохранение контроля Константинополя до 1204 г. [33, с. 716; 34, с. 465].

Метод. Воссоздание истории Готии в первой половине XIII в. осложнено немногочисленностью и фрагментарностью информации письменных источников. Противоречивые сведения об имевших место на ее территории событиях содержатся в составленном Иоанном Лазаропулом до 1364 г. «Синопсисе чудес св. Евгения» [54, p. 31-42, 310-313; 41, с. 126] и в отчете епископа Феодора Аланско-го никейскому патриарху Герману II (12231240), названном Ю.А. Кулаковским «Аланс-ким посланием» [25, с. 11-15].

Анализ. В «Синопсисе чудес св. Евгения» повествуется об одном из эпизодов противостояния между греческой Трапезундской империей и Конийским (Иконийским) Сельджукским султанатом. По словам Синопсиса: «Ел1 тф бситерю етеь арху; то™ ¿л цакар^а ёу^еь аоьбьцо™ Рааьёею; Албро™л^ко™ то™ Ибо™, ¿V тф ,дфёаю' ета тф ало ктгаеюд коацо™... лаО; тц; лефортюцелу цета тюл буцоаьакюл теёеацатюл ту; Хераюло; ка1 тюл ¿кеТае кёьцатюл Готб^а; ка1 буцоаьак о™ архолто; Аёе^о™ то™ Пактьару каГ архолтюл тьлюл Хераюльтюл, ¿рхоцелу ¿лта™9а а™укоцлаа1 тф РааьёеТ Пбю та ¿летеьа теёу, к™ца1лоцелу; ту; баёаттуд, е1; Еьлюлул лроаюкейе. каГ о ру0е1; бе 'раТау; то лёоТол то™то каГ та Хруцата каГ той; ¿лто; алалта; айл тоТ; лаитаь; каталорбуаа; афеТёе, каГ катафракта цета таОта лёоТа ката Хераюло; алеатеьёе каГ кабеТёол та; х®ра; а™ту; акрюд. - Во второе лето правления почившего благолепного царя Андроника Гида в 6731 от сотворения мира (1222/1123 г.)... корабль с государственными налогами, собранными в Херсоне и тамошних Климатах Готфии, с архонтом димосия Алексеем Пактиаром, и некоторыми архонтами Херсона, направлялся сюда, чтобы доставить ежегодные налоги императору Андронику Гиду. Но по случаю

бурной погоды корабль был прибит к Синопу. Вышеупомянутый раис разграбил и захватил это судно, находившиеся на борту деньги, пленив всех, включая экипаж. После этого он послал вооруженные корабли против Херсона и совершил набег на его Климаты» [35, с. 48, 49, 51; 59, p. 160-161; 54, p. 310-311; 41, с. 127]. Слово х®Ра? (accusative plural от x®pa) часто переводят как «страна, край, местность», но логичнее использовать синоним то кё-ipa -Климаты [8, с. 11]. Захвативший корабль 'pata^g - раис (ра'ис ал-бахр - начальник моря) был селджукским комендантом Сино-пы [32, с. 10; 41, с. 127, 164]. Император Тра-пезундской империи Андроник I Гид отправил к Синопе войска и флот, которые заставили возвратить не только корабль и пленников, но и награбленное в «...¿к wv KXipaTrov Xeparovog» [59, p. 161; 54, p. 310-313].

По дате, приведенной в начале рассмотренного отрывка, эти военные действия обычно относили к 1223 г. [27, с. 738-746; 26, с. 96; 35, с. 48; 59, p. 161; 17, с. 31; 44, с. 80; 61, a. 18]. Р.М. Шукуров и Д.А. Коробейников выделили в отрывке «Синопсиса» три завершенных и разных по хронологии сюжета: А - возобновление царем Андроником I Гидом в 1223 г. мирного договора с «султаном меликом», «сыном великого султана Алатина Саапатина» ('Ала ал-Дина I Кай-Кубада - 1219/1220-1236/ 1237); В - нападение сельджукского наместника в Синопе на греческое судно, ответные военные действия против Синопы и заключение договора с сельджуками об освобождении захваченного корабля; С - поход «мели-ка» на Трапезунд. Р.М. Шукуров и Д.А. Коробейников синхронизировали захват корабля из Херсона с описанным Мухаммадом ал-Хама-ви взятием в январе 1225 г. войском султаном 'Ала ал-Дина нескольких ромейских крепостей и пленением малика Кира Аликса [40, с. 188-192]. Правда, исследователи подчеркивали зыбкость аргумента. Неясно, о каком Аликсе шла речь в тексте Ал-Хамави, который мог в рассказ о случившемся в 1225 г. вставить искаженный эпизод хроники Абу ал-Фиды о пленении сельджуками в 1214 г. тра-пезундского императора Алексея I Великого Комнина (1181-1222) [40, с. 193]. Вряд ли ал-Хамави титуловал маликом и киром не васи-левса Алексея I, а фискального чиновника.

Скорее всего, многочисленные события (захват корабля с налогами и трапезундским архонтом димосия Алексеем Пактиаром, переход сельджукской морской флотилии к Херсону и нападение на город и Климаты, подготовка трапезундских войск и флота для похода на Синоп и штурм и захват города, подписание мирного договора и возврат сельджуками корабля, пленников и денег) происходили не в один 1223 г., а на протяжении еще нескольких лет. Если сообщение Ибн ал-Асира о «возврате от румов» порта Синоп султаном 'Ала ал-Дин I Кай-Кубадом в 1228 г. достоверно [41, с. 135], то, вероятно, трапезундцы могли занять Синоп не позднее 1227 года. То есть в Синопсисе описано происшедшее в 1223-1227 годах.

По мнению В.Д. Смирнова и В.Г. Васильевского, другой эпизод той же войны Андроника I Гида с султаном 'Ала ад-Дином Кай-Кубадом I воссоздан в сочинении персидского хрониста Конийского султаната Ибн-ал-Биби (Насир-ад-Дин аль-Хусайн ар-Ругади -умер после 1285 г.), поведавшем о захвате сельджуками Судака [32, с. 10; 15, с. CLXXVI]. Тогда как, по заявлению А. Саввидиса, Ибн-ал-Биби писал о «сельджукской операции в Херсоне» [55, p. 172]. Очевидно, он, не разобравшись в средневековой крымской топонимике, отождествил Крым с Херсоном [19, с. 176].

По предположению В.Г. Васильевского, сельджуки атаковали Судак спустя несколько лет после первого нашествия татар в 1223 г. [15, с. CLXXVI]. Нападение сельджуков приурочивали к 1221 или 1222 г. [45, с. 60; 17, с. 31; 43, с. 29; 57, p. 105; 61, a. 21; 30, с. 314], 1222 г. [52, p. 139], 1222/1223 г. или началу 1223 г. [12, с. 95; 39, с. 176], 1225 г. [46, p. 125-126, 166167; 55, p. 172; 58, p. 246], или к периоду между 1225 и 1227 гг. [56, p. 774]. По утверждению А.Л. Якобсона, «Синопсис» Иоанна Ла-заропула и хроника Ибн-ал-Биби свидетельствуют о том же самом нападении сельджуков в 1221 или 1222 г. на Судак и Херсон [43, с. 29]. Р.М. Шукуров привел веские доводы в пользу того, что войско сельджукского наместника беглербека Хусамаал-Дина Чупана (Чобана) на кораблях отплыло к Судаку и захватило город вскоре после изгнания в 1228 г. трапезундцев из порта Синоп [42, с. 366, примеч. 61]. То есть в указанных сочинениях

идет речь о разных походах сельджуков: рейде на Херсон и Климаты до 1227 г. и захвате Судака в 1228 году.

«Аланское послание» епископа Феодора Ю.А. Кулаковский и другие историки датировали годами патриаршества Германа II -1222-1240 гг. [25, с. 12] или 1240 г. [59, p. 167]. По словам Ю.А. Кулаковского, автор послания до отъезда в свою епархию в день избрания Константинопольского патриарха Германа II в 1222 г. произнес посвященный ему эн-комий [25, с. 12]. М. Нистазопулу аргументировано отнесла избрание патриарха Германа к 4 января 1223 г. [60, а. 271-279]. Вскоре епископ Феодор и его спутники начали продолжительное странствие. Вероятно, они решились отплыть зимой к побережью Северного Кавказа, но были высажены в Херсоне. В «Алан-ском послании» имеется доказательство начала путешествия зимой. Епископ Феодор, добравшись в середине зимы до города Боспора, боялся нападения «Скифов (ókuGóv)» на город [62, col. 397-398,9; 25, с. 19]. Скифами Феодор называл татар [15, с. CLVIII; 50, S. 282]. Первое вторжение татар в восточный Крым и нападение на Судак зафиксировано в Приписке на полях Сугдейского Синаксаря от 27 января 6731 (1223) года - «ту айту уцер(а) yë9(ov) oí лрютоь oí тат(а)р(о1), то™ ,ç0ëa' èôo™ç -в этот день впервые пришли татары» [61, о. 119, № 8]. Поскольку в тексте «Послания» говорится о трехлетней продолжительности путешествия епископа Феодора [62, col. 389390,3; 25, с. 16], то М. Нистазопулу датировала написание «Послания» 1225 г. [60, а. 272273, 278-279; 18, с. 188, примеч. 27; 39, с. 172]. Эта дата подтверждается упоминанием епископа Феодора в постановлении Синода, заседавшего в Никее 6 февраля 1226 г. [49, p. 4849, № 1240; 39, с. 172].

Исследователи текста «Послания» подчеркивали его недостатки: запутанный язык, изобилующий цветистой риторикой, заимствованиями из Гомера и Библии, туманное, порою некорректное описание реальных событий [25, с. 16, 18, 20-27; 20, с. 265]. Примером такой риторики является вставленная в жалобу на Херсонского епископа характеристика образа жизни алан Готии: «Воистину это была паства, разбросанная по горам, пустыням и пропастям, не имеющая ни загона, ни хижи-

ны - готовая добыча диким зверям» [62, col. 393; 20, с. 267]. Во всяком случае, в горах Готии нет пустынь, да и археологи так и не выявили какие-либо следы кочевавших в регионе в первой половине XIII в. алан.

По рассказу Феодора, из Херсона он и его спутники бежали в селение, близ Херсона, в котором «живут аланы ('AXavoí) столько же по своей воле, сколько и по желанию Херсонцев, словно некое ограждение и охрана (города) - oüx yTTov 9eXy9évTeg ~ GeXyaavreg, юд otóv Té лерпх^хюца таиту ка1 л£р1фро™руца». Некий Цаман (T^apüvyg) в результате набега оказался в Херсоне и, требуя выдачи Феодора, «грозил войною малым аланам (тоТд цакроТд AXavoTg)» [62, col. 391-394,5; 25, с. 17; 59, p. 167].

Н.М. Богданова и Р.М. Шукуров считали, что имя Цаман (T^apüvyg) могло быть греческой транслитерацией сельджукского имени Хусамал-Дин Чупан (Чобан) [11, с. 44, 58-59]. Основываясь на этой, одной из возможных, транслитерации и других допущениях, Н.М. Богданова домыслила текст Ибн-ал-Биби и «отправила» сельджукские войска Ху-самаал-Дина Чупана из Судака в Херсон и окрестности. В.Г. Ченцова доказала несостоятельность столь свободной трактовки текстов сочинения Ибн-ал-Биби и «Аланского послания» [39, с. 172-176]. Хусамал-Дин Чупан не мог преследовать епископа Феодора. Сельджуки захватили Судак не ранее 1228 г., уже после возвращения епископа в Никею.

Епископ Феодор в жалобах на несправедливые притеснения епископа Херсона раскрывает подлинные причины своего изгнания из города и окрестных аланских селений. Высадившись в Херсоне, он не продолжил путь в собственную епархию в Алании, а пытался окормлять местных алан в городе и соседних селениях: «Мы привносили к ним слово увещевания, чтобы они жили в соответствии с призванием Христовым. ...Не было ведь у них и пастыря, хотя это являлось обязанностью для многих (eí ка1 rcoXXrov то елаууеёца)... Речь тут же зашла о границах [епархии и о том, что его] епископство - местное (еух®рюд), а мое - проезжее и нарушающее границы (лaрoбe™тóv ка1 лар0рюу). Все это характерно для нынешних епископов и маскирует мелкость души и зависть... А ведь мы при-

ступили к учению не всенародно и на рукоположение не покушались (oü yap 6^poaía то™ 6i6áaK£iv rcpoearnpev, oü xeLPOTovíav ^prcáaaprv), чтобы он мог думать, будто против него злоумышляют» [62, col. 393; 20, с. 267]. Поэтому понятны мотивы враждебного отношения Херсонского епископа к прибывшему из Никеи епископу Алании, которого обвинили в нарушении епархиальных прав и церковных канонов [15, с. CLVII-CLVIII].

По мнению С.А. Иванова, приведенная цитата позволяет признать алан формально крещенными, которых никто не окормлял [62, col. 393; 20, с. 267]. Однако приходы соседнего с Херсоном региона принадлежали Херсонской епархии, а с середины VIII в. - Готской [22, с. 67-69; 13, с. 22-23; 3, с. 616-622]. В XII - начале XIII в. архиепископы Готии участвовали в Константинопольских соборах [59, p. 145-148; 47, p. 132-136, 138]. Материалы археологических раскопок на территории Климатов Готии показали несостоятельность гипотезы С.А. Иванова и продемонстрировали усиление христианского мировоззрения среди алано-готского населения региона с раннего средневековья [5, с. 307; 36, с. 86-99; 37, с. 8894]. С X в. в городах Готии на плато Эски-Кермен и Бакла началась перепланировка кварталов жилых домов для возведения квартальных храмов [4, с. 429; 10, с. 5-10]. Строительные надписи отображают активную церковную жизнедеятельность в центре Готской епархии на плато Мангуп в первой трети XIII века. В надписи на южной стене пещерного храма в верховьях Табана-Дере [29, с. 21, № 6]: «В 6733 году. Строится ныне... господином [таким-то, ...] все...ейшим иеромонахом и...», возможно, идет речь о сооружении неким иеромонахом пещерного храма [48, № V 174]. В другой надписи из того же пещерного комплекса прочитана дата 1221 г. [28, с. 154, № 49а] или 1220-1221 гг.: «+ "ET(oug) ,[д]0к9' -В [6]729 году» [48, № V 196]. Сельские храмы строятся и на поселениях.

Из Византии повсеместно распространился аскетический христианский погребальный обряд. Умерших хоронят на небольших некрополях у стен храмов и в сооруженных внутри них могилах и костницах. Как правило, в захоронениях лежали фрагменты керамики с прочерченным крестом или христианской

формулой «IC ХС NIKA» («Иисус Христос -Ника»). Возможно, они заменяли носившиеся при жизни нательные кресты и были сделаны специально для погребений. Такая практика зафиксирована и в христианском погребальном обряде поздневизантийского времени (XIII- середины XV в.) на территории Греции [53, р. 377, 407, 413, fig. 20, 3; 9, с. 256].

В «Синопсисе чудес св. Евгения» и «Аланском послании» характеризуется один и тот же период истории Климатов Готии, соответственно 1223-1227 и 1223 годы. Использовавшие названные сочинения исследователи сделали противоречивые выводы о разделе территории Климатов и их взаимоотношениях с Трапезундской империей.

О разделе территории Климатов Готии. Ф.К. Брун сопоставил содержащуюся в «Аланском послании» информацию о селении близ Херсона, в котором «живут аланы...», с рассказом монаха францисканца Гийома де Рубрука о посещении Крыма. В 1253 г. он высадился в Солдайе и спустя некоторое время через Перекоп отправился в Монголию. Поскольку Гийом де Рубрук не посещал Го-тию и Херсон (в порт которого его корабль не заходил), то его сведения о названных регионах сомнительны. Он повторил услышанные в городе от купцов слухи: «...sunt quadraginta castella inter Kersonam et Soldaia, quorum quodlibet fere habebat proprium idioma: inter quos erant multi Goti quorum idioma est teutonicum... In illa planicie solebant esse Comani antequam venirent Tartari, et cogebant ciuitates praedictas et castra ut daren't eis tributum - около сорока замков между Керсоном и Солдаей, коих почти каждый имеет свое особое наречие; между ними много Готов, говорящих по-немецки... На равнине, до нашествия Татар, имели пребывание Команы, которые брали дань с городов и укреплений» [22, с. 46-49, примеч. 58; 14, с. 135; 31, с. 90]. Ф.К. Брун распознал в латинском словосочетании «quadraginta castella - сорок замков» название города Кырк-Йер, упомянутое в ярлыке 1497 г. хана Туклук Тимура. Тем самым Ф.К. Брун положил начало не утихающей и в наши дни дискуссии востоковедов, историков и краеведов о трактовке латинского словосочетания «quadraginta castella» в восточных источниках. Он локализовал Кырк-Йер на плато Чуфут-Кале у «се-

верной границы Готии» [14, с. 134-136]. Ф.К. Брун, ссылаясь на завершенное в 1321 г. сочинение арабского географа Абу-л-Фиды [24, с. 76], назвал жителей Кырк-Йера аланами или ассами. Ф.К. Брун приписал Рубруку встречу с аланами Кырк-Йера, хотя францисканец там не был, а с аланами общался в степи за Перекопом [14, с. 136-137; 31, с. 106].

Ю.А. Кулаковский был уверен в исторической достоверности сообщения епископа Феодора о защищавших Херсон аланах и считал «соседним с Херсоном селением» крепость Кырк-Йер (Чуфут-Кале). Он отличал живших в крепости «не исконных, сравнительно новых» алан от традиционно населявших горный Крым соплеменников [26, с. 100].

Как подчеркнул А.А. Васильев, Рубрук не был в западной части полуострова и принял топоним «Кирк-Йер - сорок мест» за 40 различных крепостей - «quadraginta castella». А.А. Васильев отметил точность описания населенного ассами города Керкер или Керкри (К иркри) в труде Абу-л-Фиды, поместившего Кирк-Йер на краю седьмого климата страны ассов [24, с. 121]. Согласно А.А. Васильеву, во времена Рубрука топоним Кирк-Йер, видимо, означал крепости между Херсоном и Солдаей, а позднее (при Абу-л-Фиде) так именовали лишь город на плато Чуфут-Кале [59, р. 165-166]. А.А. Васильев локализовал алан-ассов в районе Крымской Готии между Херсоном и Кирк-Йером [59, р. 167]. Обратившись к «Аланскому посланию», А.А. Васильев полагал, что «жившие примитивно, кочевавшие по горам» «в какой-то части территории Готии» аланы защищали Херсон от татар [59, р. 167].

Как мы видим, если Ф.К. Брун поместил соседнее с Херсоном аланское селение на северной границе Готии на плато Чуфут-Кале, то А.А. Васильев - где-то в Готии. Тем самым Ф.К. Брун допустил возможность выделения из Готии аланской крепости Кирк-Йер. Данную гипотезу развил А.Л. Якобсон. По его предположению, в XIII в. в юго-западной нагорной «Тавриде» уже существовало полуфеодальное княжество Феодоро с центром на Мангупе, а близ современного Бахчисарая в том же XIII в. возникло аланское княжество с центром Кирк-Йер (Чуфут-Кале). По А.Л. Якобсону, именно аланы Кирк-Йера опи-

саны в «Послании» Феодора [43, с. 30-31; 44, с. 81]. Гипотезу о существовании в горном Крыму в год пребывания епископа Феодора (1223 г.) самостоятельного аланского княжества с центром в Кирк-Йере приняли многие современные исследователи истории Крыма (см. историографию: [16, с. 109-112]).

Методически некорректно судить о ситуации в Климатах в первой половине XIII в. по содержащимся в более поздних источниках описаниям происходившего в XIV-XV веках. В «Послании» сказано только о бегстве епископа Феодора в соседнее с Херсоном аланское селение. Сторонники его отождествления с удаленной от города крепостью Кырк-Йерна плато Чуфут-Кале игнорируют географическую и исторические реальности. В письменных источниках отсутствуют данные о существовании в горах и на Южном берегу одноэтничных готского и аланского регионов. В Судаке Рубруку рассказывали о говоривших на тевтонском и других языках жителях горного Крыма.

Упомянутые выше утверждения историков о разделе Готии на аланское и не аланское княжества опровергают и результаты археологических раскопок на территории Климатов. Скорее всего, в фемный период завершился многовековой ассимиляционный процесс формирования горнокрымской народности. Под влиянием христианства она впитала в себя аланский, готский, ромейский и булгарский компоненты. Новой народности принадлежала и единая материальная культура [1, с. 130]. Крепости, основанные в раннее средневековье византийцами на горных плато Внутренней гряды Крымских гор, в X-XШ вв. развились в города, сохранившие статус административных и религиозных центров отдельных климатов и игравшие большую роль в политической, экономической и религиозной жизни. На некрополях Готии в погребальных сооружениях X в. и в более поздних хоронили по единообразному погребальному обряду, не позволяющему идентифицировать этнос похороненных. Жизнедеятельность христианских православных общин способствовала распространению греческого языка среди алан и готов. Греческие эпитафии и граффити на керамике и архитектурных деталях из Горного Крыма свидетельствуют о повсеме-

стном применении жителями Климатов греческой письменности.

Взаимоотношения Климатов Готии с Трапезундом. Многие историки писали о подчинении Херсона и Климатов Готии в 1204 г. возникшей после распада Византии Трапезундской империи [32, с. 9-10; 15, с. CLXVIII; 26, с. 96; 59, p. 160; 43, с. 28; 44, с. 80; 12, с. 95; 41, с. 78; 2, с. 277; 21, с. 413].

Согласно В.Г. Васильевскому, Трапезунд сохранил в Херсоне и Готии традиции самоуправления, «а последняя имела своих князей» [15, с. CLXXV]. Правда, в письменных источниках IX-XIII вв. правителей Готии и Климатов называли не князьями, а господином и архонтами Готии (тф кирф ryg ToxGiag Kai тоТд apxouaiv айто™) [8, с. 9]. По мнению В.П. Степаненко, после 1204 г. власть Трапезундской империи в Херсоне и Климатах Готии была номинальной. Местные архонты и севасты в обмен на легитимацию своей власти в регионе платили Трапезунду ежегодный разовый сбор «пакт» [34, с. 466-467]. К. Цу-керман с оговорками согласился с суждением В.П. Степаненко о возврате Таврики в эпоху автономных архонтий [33, с. 715-716; 38, с. 243-244]. Правда, отсутствуют какие-либо свидетельства автономии Климатов Готии в первой половине XIII в., как, впрочем, и на протяжении всего периода их существования [8, с. 7-12]. В тексте «Синопсиса» содержатся доказательства совсем не номинального управления Трапезундом крымскими владениями. Император Андроник I Гид быстро и жестко отреагировал на захват сельджуками корабля из Херсона и их набег на город и Климаты и для восстановления status quo ante bellum его армия и флот не только захватили Синоп, но отразили контрнаступление сельджуков и пленили «султана мелика» [41, с. 127]. Трапезунд сохранил созданную в дофемный период структуру управления Климатами Го-тии (Готфии), подчинив их Херсону. В «Синопсисе» отчетливо отображено фискальное администрирование метрополии в крымских владениях. Напомню, на корабле имперский фискальный архонт димосия Алексей Пактиар перевозил в Трапезунд собранный в заморской провинции ежегодный (елетод) государственный налог (бурбаюд теёод) [51, p. 74, 308, 316; 41, с. 127]. Трапезундского чиновни-

ка сопровождали херсонские архонты. Неизвестно, были ли они избраны горожанами или назначены императором.

Результаты. Рассмотренные свидетельства подтверждают вхождение Херсона и подчинявшихся ему Климатов Готии в состав Трапезундской империи, по крайней мере в первой половине XIII века. А.А. Васильев, цитируя устаревший перевод завершенного в 1154 г. труда арабского географа ал-Идриси и сочинение Гийома де Рубрука, утверждал, что некоторые населенные готами регионы горного Крыма платили дань куманам-половцам на протяжении длительного времени до 1223 г. [59, p. 136-137]. Мы не знаем, когда Климаты начали выплачивать эту дань. В современном переводе текста ал-Идриси нет ни слова о ее взимании: «От Карсуна (Херсона) до Джали-та (Djalita) (Ялты) тридцать миль; это город [принадлежавший] к стране ал-Куманийа» [23, с. 60, 115, 177]. То есть речь идет о принадлежности куманам вновь основанного на Южном берегу порта.

Топоним Климаты не упоминается в описаниях событий, происходивших после середины XIII века. Однако археологические раскопки известных на Внутренней гряде городов выявили сохранение активной и разносторонней жизнедеятельности населения региона до конца XIII века. Вероятно, история административного образования Климатов Готии прервалась в 1298/99 г., когда войска Но-гая разрушили Херсон, города на плато Эски-Кермен, Бакла и другие [7, с. 283].

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта № 20-18-00076 «Эволюция городов на Внутренней гряде Крымских гор в средние века и новое время».

The study was funded by the Russian Science Foundation according to the research project № 20-18-00076 "The evolution of cities on the Inner ridge of the Crimean mountains in the Middle Ages and modern times".

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Айбабин, А. И. Могильники VIII - начала Х в. в Крыму / А. И. Айбабин // Материалы по ар-

хеологии, истории и этнографии Таврии. - 1993. -Вып. III. - С. 121-134.

2. Айбабин, А. И. Города и степи Крыма в XIII-XIV вв. по археологическим свидетельствам / А. И. Айбабин // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2003. - Вып. X. -С. 277-306.

3. Айбабин, А. И. Некоторые аспекты истории Готской епархии в Юго-Западном Крыму / А. И. Айбабин // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2006. - Вып. XII. -С. 615-626.

4. Айбабин, А. И. Позднесредневековая часовня на плато Эски-Кермен / А. И. Айбабин, Э. А. Хайрединова // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2011. - Вып. XVII. -С. 422-457.

5. Айбабин, А. И. Крымские готы страны Дори (середина III - VII в.) / А. И. Айбабин, Э. А. Хайрединова. - Симферополь : Антиква, 2017.- 366 с.

6. Айбабин, А. И. О дате образования Крымской Готии / А. И. Айбабин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2018 - Т. 23, № 5. - С. 71-78. - DOI: https:// doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.6.

7. Айбабин, А. И. Раскопки усадьбы 2 в квартале I на плато Эски-Кермен / А. И. Айбабин // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2018. - Вып. XXIII. - С. 277-304.

8. Айбабин, А. И. Топоним Климаты в средневековом Крыму / А. И. Айбабин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2019. - Т. 24, № 6. - С. 6-17. - DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.1.

9. Айбабин, А. И. Плитовые могилы XIV в. на плато Эски-Кермен / А. И. Айбабин, Э. А. Хайре-динова // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2019. - Вып. XXIV. - С. 250-276.

10. Айбабин, А. И. Новый храм с фресками XXIII вв. на плато Эски-Кермен / А. И. Айбабин, Э. А. Хайрединова // Изучение и сохранение древних сакральных пространств в современном мире (к 1365-летию ссылки папы Мартина в Херсонес) : материалы Междунар. науч. конф. / ред.-сост. В. В. Майко, Э. А. Хайрединова, Т. Ю. Яшаева. -Симферополь : Антиква, 2020. - С. 5-10.

11. Богданова, Н. М. К вопросу о городском управлении в Херсоне в начале XIII в. / Н. М. Богданова // Социальные группы традиционных обществ Востока. Ч. 1 / отв. ред. С. В. Волков. - М. : Наука, 1985. - С. 42-63.

12. Богданова, Н. М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города / Н. М. Богда-

нова // Причерноморье в средние века. - 1991. -Вып. 1. - С. 8-172.

13. Богданова, Н. М. Церковь Херсона в XXV вв. / Н. М. Богданова // Византия, Средиземноморье и славянский мир / ред. Г. Г. Литаврин [и др.]. - М. : Изд-во МГУ 1991. - С. 19-49.

14. Брун, Ф. К. Черноморье. Ч. 2 / Ф. К. Брун. -Одесса : Печ. въ тип. Г. Ульриха, 1880. - 408 с.

15. Васильевский, В. Г. Введение в Житие Св. Стефана Сурожского / В. Г. Васильевский // Труды

B. Г. Васильевского. Т. III. - Петроград : Тишграфiя Императорской Академш наукъ, 1915. - С. СХLП-CCLXXXVin.

16. Герцен, А. Г. Кырк-Ер - Чуфут-Кале. Крепость на краю седьмого климата / А. Г. Герцен, Ю. М. Могаричев. - Симферополь : Антиква, 2016.- 312 с.

17. Гордлевский, В. Государство Сельджукидов Малой Азии / В. Гордлевский. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1941. - 199 с.

18. Жаворонков, П. И. Никейско-трапезундс-кие отношения в 1213-1223 гг. / П. И. Жаворонков // Византийские очерки / отв. ред. З. В. Удальцо-ва. - М. : Наука, 1982. - С. 183-190.

19. Жаворонков, П. И. Рец. на: A.G.C Savvides. Byzantium in the Near East : Its relations with the Seljuk Sultanate of Rum in Asia Minor, the Armenians of Cilicia and the Mongols (A.D. с. 1192-1237). Thessaloniki, 1981 / П. И. Жаворонков, Р. М. Шуку-ров // Византийский временник. - 1987. - Т. 48. -

C. 172-178.

20. Иванов, С. А. Византийское миссионерство : Можно ли сделать из «варвара» христианина? / С. А. Иванов. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - 376 с.

21. Карпов, С. П. История Трапезундской империи / С. П. Карпов. - СПб. : Алетейя, 2007. - 624 с.

22. Кеппен, П. И. О древностях Южного Берега и гор Таврических / П. И. Кеппен. - СПб. : Печатано при Императорской Академии наук, 1837. - 409 с.

23. Коновалова, И. Г. Восточная Европа в сочинении ал-Идриси / И. Г. Коновалова. - М. : Восточная литература, 2006. - 325 с.

24. Коновалова, И. Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. / И. Г. Коновалова. - М. : Восточная литература, 2009. - 220 с.

25. Кулаковский, Ю. А. Епископа Феодора «Аланское послание» / Ю. А. Кулаковский // Записки Одесского общества истории и древностей. -1898. - Т. XXI : Материалы. - С. 11-27.

26. Кулаковский, Ю. А. Прошлое Тавриды / Ю. А. Кулаковский. - Киев : Типо-лит. С. В. Куль-женко, 1914. - 156 с.

27. Куник, А. О связи трапезундско-сельджук-ской войны с первым нашествием татар на Северное Причерноморье / А. Куник // Ученые записки

Императорской академии наук по I и III отделениям. - 1854. - Т. 2. - С. 734-746.

28. Латышев, В. В. Заметки к христианским надписям из Крыма / В. В. Латышев // Записки Одесского общества истории и древностей. - 1897. -Т. XX. - С. 149-162.

29. Латышев, В. В. Эпиграфические новости из Южной России / В. В. Латышев // Известия Императорской Археологической комиссии. - 1918. -Вып. 65. - С. 9-21.

30. Пашуто, В. Т. Внешняя политика Древней Руси / В. Т. Пашуто. - М. : Наука, 1968. - 495 с.

31. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / ред., вступ. ст. и примеч. Н. П. Шастиной. - М. : Гос. изд-во геогр. лит., 1957. -272 с.

32. Смирнов, В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века / В. Д. Смирнов. - СПб. : Университетская типография, 1887. - 774 с.

33. Степаненко, В. П. Византия и Крым в пост-фемный период (конец XI - XII в.) : (К постановке проблемы) / В. П. Степаненко // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2018. -Вып. XXIII. - С. 713-720.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Степаненко, В. П. Поствизантийский Крым в XIII в. / В. П. Степаненко // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2019. -Вып. XXIV. - С. 464-469.

35. Успенский, Ф. И. Очерки из истории Трапе-зундской империи / Ф. И. Успенский. - Л. : Изд-во АН СССР, 1929. - 160 с.

36. Хайрединова, Э. А. Византийские кресты с инкрустацией из Юго-Западного Крыма / Э. А. Хай-рединова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионове-дение. Международные отношения. - 2017. - Т. 22, № 5. - С. 86-99. - DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2017.5.8.

37. Хайрединова, Э. А. Византийские перстни с надписью «OQC ZQH» из погребений крымских готов / Э. А. Хайрединова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2018 - Т. 23, № 5. - С. 88-104. - DOI: https:// doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.8.

38. Цукерман, К. Закат византийской власти в Крыму : Полемический отклик / К. Цукерман // Xeparnvog бецата : Империя и полис: XI Между-нар. византийский семинар / отв. ред. Н. А. Алексе-енко. - Симферополь : Изд-во Ин-та археологии Крыма РАН, 2019. - С. 237-244.

39. Ченцова, В. Г. Материалы по истории Херсона в средние века / В. Г. Ченцова // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 1996. -Вып. V - С. 171-191.

40. Шукуров, Р. М. Великие Комнины, Синоп и Рум в 1223-1230 гг. (загадка текста Лазаропула) / Р. М. Шукуров, Д. А. Коробейников // Причерноморье в средние века. - 1998. - Вып. 3. - С. 178-200.

41. Шукуров, Р. М. Великие Комнины и Восток (1204-1461) / Р. М. Шукуров. - СПб. : Алетейя, 2001. -446 с.

42. Шукуров, Р. М. Трапезундская империя и Восток / Р. М. Шукуров // Карпов С. П. История Трапезундской империи / С. П. Карпов. - СПб. : Алетейя, 2007. - С. 357-403.

43. Якобсон, А. Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) / А. Л. Якобсон. - М. : Наука, 1950. -256 с.

44. Якобсон, А. Л. Средневековый Крым / А. Л. Якобсон. - М. ; Л. : Наука, 1964. - 232 с.

45. Якубовский, А. Ю. Рассказ Ибн-ал-Биби о походе малоазийских турок на Судак, половцев и русских в начале XIII в. : (черты из торговой жизни половецких степей) / А. Ю. Якубовский // Византийский временник. - 1927. - Т. XXV - С. 53-76.

46. Cahen, C. Pre-Ottoman Turkey / C. Cahen. -London : Sidgwick & Jackson, 1968. - 458 p.

47. Darrouzès, J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae / J. Darrouzès. - Paris : Institut Français d'Études Byzantines, 1981. - 521 р.

48. Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Vol. V Виноградов, А. Византийские надписи Северного Причерноморья / А. Виноградов. - Лондон : Кингс Колледж, 2015. -Electronic text data. - Mode of access: https:// iospe.kcl.ac.uk/5/toc-ru.html (accessed: 21.06.2020). -Title from screen.

49. Laurent, V. Les Regestes des Actes du patriarcat de Constantinople. Vol. 1. Les Actes des patriarches. Fasc. IV. Les Regestes de 1208 à 1309 / V. Laurent. - Paris : Institut Français d'Études Byzantines,1971. - 635 p.

50. Moravcsik, G. Byzantinoturcica / G. Moravcsik. -Leiden : BRILL, 1983. - 376 S.

51. Oikonomidès, N. Fiscalité et exemption fiscale à Byzance (IXe-XIe s.) / N. Oikonomidès. - Athènes : E.I.E., 1996. - 319 p.

52. Peacock, A. C. S. The Saliûq Campaign against the Crimea and the Expansionist Policy of the Early Reign of 'Ala' al-Dïn Kayqubad / A. C. S. Peacock // Journal of the Royal Asiatic Society. Third Series. -2006. - Vol. 16, №> 2. - P. 133-149.

53. Poulou-Papadimitriou, N. Burial Practices in Byzantine Greece : Archaeological Evidence and Methodological Problems for its Interpretation / N. Poulou-Papadimitriou, E. Tzavella, J. Ott // Rome, Constantinople and Newly-Converted Europe. Vol. I / ed. by M. Salamon, M. Woloszyn, A. Musin, P. Spehar. -Krakow ; Leipzig : Geisteswissenschaftliches Zentrum Geschichte und Kultur Ostmitteleuropas ; Warszawa :

Instytut Archeologii i Etnologii Polskiej Akademii Nauk ; Rzeszow : Instytut Archeologii Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2012. - P. 377-428.

54. Rosenquist, J. O. The Hagiographic Dossier of St Eugenios of Trebizond in Codex Athous Dionysiou 154 / J. O. Rosenquist. - Uppsala : Dept. of Classical Philology Uppsala University, 1996. - 650 p.

55. Savvides, A. G. C. Byzantium in the Near East: Its Relations with the Seljuk Sultanate of Rum in Asia Minor, the Armenians of Cilicia and the Mongols a.d. 1192-1237 / A. G. C. Savvides. - ©eaaaXoviKy : Kevrpov Bu^avrivrnv 'Epeuvrnv, 1981. - 192 p.

56. Soucek, S. SughdaK / S. Soucek // Encyclopedia of Islam. Vol. 9 / ed. by C. E. Bosworth. - Leiden : Brill, 1997. - P. 773-774.

57. Talbot Rice, T. The Seljuks in Asia Minor / T. Talbot Rice. - London : Thames and Hudson, 1961.- 280 p.

58. Turan, O. Anatolia in the Period of the Seljuks the Beyliks / O. Turan // Cambridge History of Islam. Vol. 1. - Cambridge : Cambridge University Press, 2008. - P. 231-262.

59. Vasiliev, A. A. The Goth in the Crimea / A. A. Vasiliev. - Cambridge, Mass. : The Medieval Academy of America, 1936. - 292 p.

60. Nuara^onouXou, M. O «AXaviKog» to™ emaKonou 'A Xaviag 0eo6mpou Kal y elg rov narpiapxiKov 6povov avappyaig Tep^avo™ to™ B' / M. Nuara^onouXou // 'Eneryplg 'Eraipeiag Bu^avuvrnv 2nou6§v. - 1964. - T. AT. - X. 270-279.

61. Nuara^onouXou, M. H dv rg TaupiKg Xepaovyarn noXig 2ouy6aia / M. Nuara^onouXou. -A6yvai : [s.n.], 1965. - 186 a.

62. ©eoStapou emaKonou AXaviag. 'AXaviKog // NiK^ra ro™ Xmviarou ra eupiaKo^eva navra / ed. J.-P. Migne. - Parisiis : J.-P. Migne, 1865. - P. 387414. - (Patrologiae cursus completus. Series graeca ; vol. 140).

REFERENCES

1. Aibabin A.I. Mogilniki VIII - nachala X v. v Krymu [Cemeteries of the 8th - the Beginning of the 10th Centuries in the Crimea]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 1993, vol. III, pp. 121-134.

2. AibabinA.I. Goroda i stepi Kryma v XH-XIVw. po arkheologicheskim svidetelstvam [Towns and Steppes of the Crimea in the 13th-14th Centuries According to Archaeological Data]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2003, vol. X, pp. 277-306.

3. Aibabin A.I. Nekotorye aspekty istorii Gotskoy eparkhii v Yugo-Zapadnom Krymu [Some

Aspects of the History of Gothian Diocese of the South-Western Crimea]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2006, vol. XII, pp. 615-626.

4. Aibabin A.I., Khairedinova E.A. Pozdnesrednevekovaya chasovnya na plato Eski-Kermen [Late Medieval Chapel on Eski-Kermen Plateau]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2011, vol. XVII, pp. 422-457.

5. Aibabin A.I., Khairedinova E.A. Krymskie goty strany Dori (seredina III- VII v.) [Crimean Goths in the Region of Dory (Mid 3rd - 7th Century)]. Simferopol, Antikva Publ., 2017. 366 p.

6. Aibabin A.I. About the Date of the Crimean Gothia Creation. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2018, vol. 23, no. 5, pp. 71-78. DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2018.5.6.

7. Aibabin A.I. Raskopki usadby 2 v kvartale I na plato Eski-Kermen [The Excavation of Urban House 2 in Quarter I at Eski-Kermen Plateau]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2018, vol. XXIII, pp. 277-304.

8. Aibabin A.I. Toponym Klimata in the Medieval Crimea. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2019, vol. 24, no. 6, pp. 6-17. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.6.1.

9. Aibabin A.I., Khairedinova E.A. Plitovye mogily XIV v. na plato Eski-Kermen [Fourteenth-Century Slabbed Graves at Eski-Kermen Plateau]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2019, vol. XXIV, pp. 250-276.

10. Aibabin A.I., Khairedinova E.A. Novyy khram s freskami X-XIII vv. na plato Eski-Kermen [New Church with Frescoes of the 10th-13th Centuries on the Eski-Kermen Plateau]. Maiko VV, Khairedinova E.A., Yashaeva T.Yu., eds. Izuchenie i sokhranenie drevnikh sakralnykh prostranstv v sovremennom mire (k 1365-letiyu ssylki papy Martina v Khersones): materialy Mezhdunar. nauch. konf. [Study and Preservation of Ancient Sacred Spaces in the Modern World (for the 1365th Anniversary of Pope Martin's Exile in Chersonesos): Materials of the International Scientific Conference]. Simferopol, Antikva Publ., 2020. pp. 5-10.

11. Bogdanova N.M. K voprosu o gorodskom upravlenii v Khersone v nachale XIII v. [On the

Question of Urban Management in Cherson at the Beginning of the XIII Century]. Volkov S.V., ed. Sotsialnye gruppy traditsionnykh obshchestv Vostoka [Social Groups of Traditional Societies of the East]. Part. 1. Moscow, Nauka Publ., 1985, pp. 42-63.

12. Bogdanova N.M. Kherson v X-XV vv. Problemy istorii vizantiyskogo goroda [Cherson in the X-XV Centuries. Problems of the History of the Byzantine City]. Prichernomore v srednie veka [The Black Sea Region in the Middle Ages], 1991, vol. 1, pp. 8-172.

13. Bogdanova N.M. Tserkov Khersona v XXV vv. [Church of Cherson in the X-XV Centuries]. Litavrin G.G., et al., ed. Vizantiya, Sredizemnomore i slavyanskiy mir [Byzantium, the Mediterranean and the Slavic World]. Moscow, MGU Publ., 1991, pp. 19-49.

14. Brun F.K. Chernomore. Ch. 2 [Black Sea Region. Part 2]. Odessa, Pech. v tip. G. Ulrikha Publ., 1880. 408 p.

15. Vasilevskiy VG. Vvedenie v Zhitie Sv. Stefana Surozhskogo [Introduction to the Life of St. Stephen of Sourozh]. Trudy VG. Vasilevskogo [Proceedings of V.G. Vasilievsky]. Vol. III. Petrograd, Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk Publ., 1915, pp. CXLII-CCLXXXVIII.

16. Gertsen A. G., Mogarichev Yu.M. Kyrk-Er -Chufut-Kale. Krepost na krayu sedmogo klimata [Kyrk-Yer - Chufut-Kale. The Fortress on the Edge of 7th Klima]. Simferopol, Antikva Publ., 2016. 312 p.

17. Gordlevskiy V. Gosudarstvo Seldzhukidov Maloy Azii [The State of The Seljukids of Asia Minor]. Moscow; Leningrad, Izd-vo AN USSR Publ., 1941. 199 p.

18. Zhavoronkov P.I. Nikeysko-trapezundskie otnosheniya v 1213-1223 gg. [The Nicene-Trebizond Relations in 1213-1223 Years.]. Udaltsova Z.V., ed. Vizantiiskie ocherki [Byzantine Essays]. Moscow, Nauka Publ., 1982, pp. 183-190.

19. Zhavoronkov P.I., Shukurov R.M. Reviews: A.G.S. Savvides. Byzantium in the Near East: Its relations with the Seljuk Sultanate of Rumin Asia Minor, the Armenians of Cilicia and the Mongols (A.D. s. 11921237). Thessaloniki, 1981. Vizantiiskiy vremennik [Byzantina Xronika], 1987, vol. 48, pp. 172-178.

20. Ivanov S.A. Vizantiyskoe missionerstvo: Mozhno li sdelat iz «varvara» khristianina? [Byzantine Missionary Work: Is it Possible to Make "Barbarian" of a Christian?]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kultury Publ., 2003. 376 p.

21. Karpov S.P. Istoriya Trapezundskoy imperii [History of the Trebizond Empire]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2007. 624 p.

22. Keppen P.I. O drevnostyakh Yuzhnogo Berega i gor Tavricheskikh [About the Antiquities of the Southern Coast and the Tauric Mountains]. Saint Petersburg, Pechatano pri Imperatorskoy Akademii nauk, 1837. 409 p.

23. Konovalova I.G. Vostochnaya Evropa v sochinenii al-Idrisi [Eastern Europe by Al-Idrisi]. Moscow, Vostochnaya literature Publ., 2006. 325 p.

24. Konovalova I.G. Vostochnaya Evropa v sochineniyakh arabskikh geografov XIII-XIV vv. [Eastern Europe in the Writings of Arab Geographers of the XIII-XIV Centuries]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2009. 220 p.

25. Kulakovskiy Yu.A. Episkopa Feodora «Alanskoe poslanie» [Bishop Theodore "Alanian Epistle"]. Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostei [Notes of the Odessa Society of History and Antiquities], 1898, vol. XXI: Materialy, pp. 11-27.

26. Kulakovskiy Yu.A. Proshloe Tavridy [The Past ofTaurida]. Kiev, Tipo-lit. S.V Kulzhenko, 1914. 156 p.

27. Kunik A. O svyazi trapezundsko-seldzhukskoy voyny s pervym nashestviem tatar na Severnoe Prichernomore [On the Connection of the Trapezund-Seljuk War with the First Invasion of the Tatars in the Northern Black Sea Region]. Uchenye zapiski Imperatorskoy akademii nauk po I i III otdeleniiam [Scientific Notes of the Imperial Academy of Sciences in I and III departments], 1854, vol. 2, pp. 734-746.

28. Latyshev V.V. Zametki k khristianskim nadpisyam iz Kryma [Notes to Christian Inscriptions from Crimea]. Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostey [Notes of the Odessa Society of History and Antiquities], 1897, vol. XX, pp. 149-162.

29. Latyshev V.V. Epigraficheskie novosti iz Yuzhnoy Rossii [Epigraphic News from Southern Russia]. Izvestiya Imperatorskoy Arkheologicheskoy komissii [News of the Imperial Archaeological Commission], 1918, vol. 65, pp. 9-21.

30. Pashuto V.T. Vneshnyaya politika Drevney Rusi [Foreign Policy of Ancient Russia]. Moscow, Nauka Publ., 1968. 495 p.

31. Shastinoy N.P., ed. Puteshestviya v vostochnye strany Plano Karpini i Rubruka [Travel to Eastern Countries Plano Carpini and Rubrouck]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatelstvo geograficheskoy literatury Publ., 1957. 272 p.

32. Smirnov V.D. Krymskoe khanstvo pod verkhovenstvom Ottomanskoy Porty do nachala XVIII veka [Crimean Khanate Under the Rule of the Ottoman Port Until the Beginning of the XVIII Century]. Saint Petersburg, Universitetskaya tipografiya, 1887. 774 p.

33. Stepanenko V.P. Vizantiya i Krym v postfemnyy period (konets XI - XII v.): K postanovke problemy [Byzantium and the Crimea in the Post-Thematic Period (Late Eleventh and Twelfth Centuries): The Problem Statement]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2018, vol. XXIII, pp. 713-720.

34. Stepanenko VP. Postvizantiyskiy Krym v XIII v. [Post-Byzantine Crimea in the Thirteenth Century]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography ofTauria], 2019, vol. XXIV, pp. 464-469.

35. Uspenskiy F.I. Ocherki iz istorii Trapezundskoy imperii [Essays from the History of the Trebizond Empire]. Leningrad, AN SSSR Publ., 1929. 160 p.

36. Khairedinova E.A. Byzantine Crosses with Inlay in the South-Western Crimea. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2017, vol. 22, no. 5, pp. 86-99. DOI: https:// doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.8.

37. Khairedinova E.A. Byzantine Finger Rings with the Inscription ÖQC ZÙH from Burials of the Crimean Goths. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2018, vol. 23, no. 5, pp. 88-104. DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2018.5.8.

38. Zukerman C. Zakat vizantiyskoy vlasti v Krymu: Polemicheskiy otklik [The Decline of the Byzantine Rule in the Crimea: A Polemical Response]. Alekseenko N.A., ed. Chersönos themata: Imperiya i polis.: XI Mezhdunar. vizantiiskiy seminar [Chersönos Themata: Empire and Polis. The 11th International Byzantine Seminar]. Simferopol, Federalnoe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie nauki "Institut archeologii Kryma RAN" Publ., 2019, pp. 237-244.

39. Chentsova V G. Materialy po istorii Khersona v srednie veka [Discussions on the History of Cherson in the Middle Ages]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 1996, vol. V, pp. 171-191.

40. Shukurov R.M., Korobeinikov D.A. Velikie Komniny, Sinop i Rum v 1223-1230 gg. (zagadka teksta Lazaropula) [The Great Comnines, Sinop and Rum in 1223-1230 (the riddle of the text of Lazaropoulos)]. Prichernomore v srednie veka [The BlackSea Region in the Middle Ages], 1998, vol. 3, pp. 178-200.

41. Shukurov R.M. Velikie Komniny i Vostok (1204-1461) [The Great Comnenus and the East (1204-1461)]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2001. 446 p.

42. Shukurov R.M. Trapezundskaya imperiya i Vostok [The Trebizond Empire and the East]. Karpov S.P. Istoriya Trapezundskoy imperii [History of the Trebizond Empire]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2007, pp. 357-403.

43. Yakobson A.L. Srednevekovyy Khersones (XII-XIV vv.) [Medieval Chersonesos (XII-XIV Centuries)]. Moscow, Nauka Publ., 1950. 256 p.

44. Yakobson A.L. Srednevekovyy Krym [Medieval Crimea]. Moscow, Leningrad, Nauka Publ., 1964. 232 p.

45. Yakubovskiy A.Yu. Rasskaz Ibn-al-Bibi o pokhode maloaziyskikh turok na Sudak, polovtsev i russkikh v nachale XIII v. : (Cherty iz torgovoy zhizni polovetskikh stepey) [The Story of Ibn Al-Bibi About the Campaign of the Asia Minor Turks in Sudak, Polovtsy and Russians at the Beginning of the XIII Century: (Features from the Trading Life of the Polovtsian Steppes)]. Vizantiiskii vremennik [Byzantina Xronika], 1927, vol. XXV, pp. 53-76.

46. Cahen C. Pre-Ottoman Turkey. London, Sidgwick & Jackson, 1968. 458 p.

47. Darrouzès J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, Institut Français d'Etudes Byzantines, 1981. 521 p.

48. Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Vol. V. Vinogradov A. Vizantiyskie nadpisi Severnogo Prichernomorya [Byzantine Inscriptions of the Northern Black Sea]. London, Kings Kolledzh Publ., 2015. URL: https:// iospe.kcl.ac.uk/5/toc-ru.html (accessed 21 June 2020).

49. Laurent V Les Regestes des A ctes du patriarcat de Constantinople. Vol. 1. Les Actes des patriarches. Fasc. IV. Les Regestes de 1208 à 1309. Paris, Institut Français d'Etudes Byzantines, 1971. 635 p.

50. Moravcsik G. Byzantinoturcica. Bd. 2. Leiden, BRILL, 1983. 376 p.

51. Oikonomidès N. Fiscalité et exemption fiscale àByzance (IXe-XIe s.). Athènes, E.I.E., 1996. 319 p.

52. Peacock A.C.S. The Saliûq Campaign against the Crimea and the Expansionist Policy of the Early Reign of 'Ala' al-Din Kayqubad. Journal ofthe Royal Asiatic Society. Third Series, 2006, vol. 16, no. 2, pp. 133-149.

53. Poulou-Papadimitriou N., Tzavella E., Ott J. Burial Practices in Byzantine Greece: Archaeological Evidence and Methodological Problems for its Interpretation. Salamon M., Woloszyn M., Musin A., Spehar P. Rome, Constantinople and Newly-Converted Europe. Vol. I. Krakow; Leipzig, Geisteswissenschaftliches Zentrum Geschichte und Kultur Ostmitteleuropas; Warszawa, Instytut Archeologii i Etnologii Polskiej Akademii Nauk; Rzeszow, Instytut Archeologii Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2012, pp. 377-428.

54. Rosenquist J.O. The Hagiographic Dossier of St Eugenios of Trebizond in Codex Athous Dionysiou 154. Uppsala, Dept. of Classical Philology Uppsala University, 1996. 650 p.

55. Savvides A.G.C. Byzantium in the Near East: its relations with the Seljuk Sultanate of Rum in Asia

Minor, the Armenians of Cilicia and the Mongols a. d. 1192-1237. Thessaloniki, Kentron Byzantinön Ereunön Publ., 1981. 192 p.

56. Soucek S. SughdäK . Bosworth C.E., ed. Encyclopedia of Islam. Vol. 9. Leiden, Brill, 1997, pp. 773-774.

57. Talbot Rice T. The Seljuks in Asia Minor. London, Thames and Hudson, 1961. 280 p.

58. Turan O. Anatolia in the Period of the Seljuks the Beyliks. Cambridge History of Islam. Vol. 1. Cambridge, Cambridge University Press, 2008, pp. 231-262.

59. Vasiliev A.A. The Goth in the Crimea. Cambridge Mass., The Medieval Academy of America, 1936. 292 p.

60. Nystazopoulou M. O "Alanikos" tou episkopou Alanias Theodörou kai ë eis ton patriarchikon thronon anarrësis Germanou tou B [The "Alanikos" of the Bishop of Alania Theodore and the Proclamation of German II to the Patriarch's Throne]. Epetëris Etaireias Byzantinön Spoudön [Annuaire de l'Association d'Études Byzantines], 1964, vol. 33, pp. 270-279.

61. Nystazopoulou M. Ë en te Taurikë Chersonëso Polis Sougdaia [The City of Sougdaia in Tauric Chersonesos]. Athens, s.n., 1965. 186 p.

62. Theodörou episkopou Alanias. "Alanikos" [Theodore, the Bishop of Alania. The "Alanikos"]. Migne J.-P., ed. Nikëta tou Xöniatou ta euriskomena panta. Paris, J.-P. Migne, 1865, pp. 387-414. (Patrologiae cursus completus. Series graeca; vol. 140).

Information About the Author

Aleksandr I. Aibabin, Doctor of Sciences (History), Professor, Chief Researcher, Institute of Archaeology of Crimea of the Russian Academy of Sciences, Prosp. Akademika V.I. Vernadskogo, 2, 295007 Simferopol, Russian Federation, aleksandraibabin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4116-8198

Информация об авторе

Александр Ильич Айбабин, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт археологии Крыма РАН, просп. академика В.И. Вернадского, 2, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация, aleksandraibabin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4116-8198

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.