Научная статья на тему 'О ДАТЕ ПОДЧИНЕНИЯ ГОТИИ ТАТАРО-МОНГОЛАМ'

О ДАТЕ ПОДЧИНЕНИЯ ГОТИИ ТАТАРО-МОНГОЛАМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТИЯ / АЛАНЫ / ТАТАРЫ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / БАТУ ХАН / ЭМИР НОГАЙ / КИРК-ЕР / СУДАК / УЛУС КРЫМ / GOTHIA / ALANS / TATARS / GOLDEN HORDE / KHAN BATU / EMIR NOGAY / KYRK-ER / SUDAK / CRIMEAN ULUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айбабин Александр Ильич

Дату подчинения Готии или ее некоторых крепостей и регионов татаро-монголам, как правило, обосновывали по припискам на полях Сугдейского Синаксаря и по немногословным или косвенным свидетельствам письменных источников. В трудах по истории Крыма высказаны противоречивые суждения по данной проблеме. Во многих из приведенных в статье исследованиях декларирован распад Готии на готское и аланское княжества в первые десятилетия XIII в. Авторы синхронизировали хронологию подчинения Готии Золотой Орде с содержащимися в рассмотренных письменных источниках датами похода в Европу Бату (Саин)-хана либо приурочивали к годам правления хана Токты (Тохты) или ко времени разрушения городов Крыма войском эмира Ногая. Сторонники отождествления соседнего с Херсоном аланского селения с удаленной от города крепостью Кырк-иер на плато Чуфут-Кале игнорируют географическую и исторические реальности. В письменных источниках отсутствуют данные о существовании в горах и на Южном берегу одноэтничных готского и аланского регионов. В Судаке Рубруку рассказывали о говоривших на тевтонском и других языках жителях горного Крыма. Утверждение историков о фактическом разделе Готии в первой половине XIII в. на аланское и готское княжества опровергают и результаты археологических раскопок на ее территории. Из достоверных источников известно только о набеге на Судак полководцев Бату Шибана, Бучека и Бури в 1238 г. или в 1239 г. Как мы видим, отсутствуют какие-либо заслуживающие доверия сведения о захвате татарами городов Горного Крыма в 1238 г., 1239 г. или 1242 г. Имя первого управлявшего Готией золотоордынского хана неизвестно. Согласно приписке на полях сочинения Рукн-ад-Дина Бейбарса, регион мог принадлежать хану Токте (правил в 1291-1312 гг.). Он подарил весь Крым, в том числе и Готию, эмиру Ногаю. После убийства внука в Каффе Ногай в 1289 г. направил войска, разрушившие все крупные города Крыма: Сарукермен (Херсон), Кирк-иер, Керчь и др. В результате археологических раскопок в Херсонесе, городов на плато Эски-Кермен и Бакла выявлен слой разрушения, образовавшийся в результате нападения войск Ногая. Однако Ногай недолго владел городами Готии, через год он погиб в сражении с войсками Токты. Скорее всего, Токта вернул Готию под свое управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DATE WHEN THE MONGOL TATARS SUBJUGATED GOTHIA

As a rule, the date when the Mongol Tatars subdued Gothia or some of its forts and regions was substantiated by the marginal notes in the Synaxarion of Sougdaia and laconic or indirect accounts of written sources. Scholarly works on the history of the Crimea suggested contradictive interpretations of the said problem. Many of the researches cited in this paper supposed that Gothia divided into the Gothic and Alanic principalities in the first decades of the thirteenth century. Their authors synchronised the chronology of the conquest of Gothia by the Golden Horde with date of khan Batu (Sain) invasion to Europe according to the sources under analysis, or with the period when khan Tokta (Tokhta) reigned, or with the time when emir Nogay’s army destroyed Crimean towns. The champions of the interpretation of the Alanic settlement located in the vicinity of Cherson as the castle of Kyrk-Er situated far from that city and alternatively attributed to Chufut-Kale plateau ignored geographic and historical realities. Written sources do not contain any data that monoethnic Gothic and Alanic regions existed somewhere in the mountains or in the southern coast. In Sudak, William of Rubruck was told of the residents of the mountainous Crimea who spoke Teutonic and other languages. Archaeological excavations in the territory of Gothia disprove the historians’ idea that this country was split into Gothic and Alanic principalities in the first half of the thirteenth century. Reliable sources inform only about the raid against Sudak by Batu’s commanders Shiban, Buchek, and Buri in 1238 or 1239 AD. One can see that there is no trustworthy account that the Tatars seized the towns in the mountainous Crimea in 1238, 1239, or 1242. The name of the first Golden Horde khan who ruled Gothia remains unknown. According to a marginal note on the manuscript of Rukn-ad-Din Baibars, the country possibly belonged to khan Tokhta (reigned in 1281-1312). He donated the whole Crimea, Gothia in particular, to emir Nogay. When his grandson was killed in Caffa, Nogay sent his army, in 1289, which destroyed the biggest towns in the Crimea: Sarukermen (Cherson), Kyrk-Er, Kerch, and others. Archaeological excavations in Chersonese and in towns atop the plateaus of Eski-Kermen and Bakla discovered a layer of destruction which developed in result of the attack of Nogay’s army. However, Nogay’s power over the towns of Gothia did not last for long: a year after, he was killed in a battle with Tokta’s army. Most likely, Tokta restored his power over Gothia.

Текст научной работы на тему «О ДАТЕ ПОДЧИНЕНИЯ ГОТИИ ТАТАРО-МОНГОЛАМ»

О ДАТЕ ПОДЧИНЕНИЯ ГОТИИ ТАТАРО-МОНГОЛАМ Александр Ильич Айбабин

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, aleksandraibabin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4116-8198

Аннотация. Дату подчинения Готии или ее некоторых крепостей и регионов татаро-монголам, как правило, обосновывали по припискам на полях Сугдейского Синаксаря и по немногословным или косвенным свидетельствам письменных источников. В трудах по истории Крыма высказаны противоречивые суждения по данной проблеме. Во многих из приведенных в статье исследованиях декларирован распад Готии на готское и аланское княжества в первые десятилетия XIII в. Авторы синхронизировали хронологию подчинения Готии Золотой Орде с содержащимися в рассмотренных письменных источниках датами похода в Европу Бату (Са-ин)-хана либо приурочивали к годам правления хана Токты (Тохты) или ко времени разрушения городов Крыма войском эмира Ногая.

Сторонники отождествления соседнего с Херсоном аланского селения с удаленной от города крепостью Кырк-иер на плато Чуфут-Кале игнорируют географическую и исторические реальности. В письменных источниках отсутствуют данные о существовании в горах и на Южном берегу одноэтничных готского и аланского регионов. В Судаке Рубруку рассказывали о говоривших на тевтонском и других языках жителях горного Крыма. Утверждение историков о фактическом разделе Готии в первой половине XIII в. на аланское и готское княжества опровергают и результаты археологических раскопок на ее территории.

Из достоверных источников известно только о набеге на Судак полководцев Бату Шибана, Бучека и Бури в 1238 г. или в 1239 г. Как мы видим, отсутствуют какие-либо заслуживающие доверия сведения о захвате татарами городов Горного Крыма в 1238 г., 1239 г. или 1242 г.

Имя первого управлявшего Готией золотоордынского хана неизвестно. Согласно приписке на полях сочинения Рукн-ад-Дина Бейбарса, регион мог принадлежать хану Ток-те (правил в 1291-1312 гг.). Он подарил весь Крым, в том числе и Готию, эмиру Ногаю. После убийства внука в Каффе Ногай в 1289 г. направил войска, разрушившие все крупные города Крыма: Сарукермен (Херсон), Кирк-иер, Керчь и др. В результате археологических раскопок в Херсонесе, городов на плато Эски-Кермен и Бакла выявлен слой разрушения, образовавшийся в результате нападения войск Ногая. Однако Ногай недолго владел городами Готии, через год он погиб в сражении с войсками Токты. Скорее всего, Токта вернул Готию под свое управление.

Ключевые слова: Готия, аланы, татары, Золотая Орда, Бату хан, эмир Ногай, Кирк-ер, Судак, улус Крым

Благодарности: Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках госзадания № FZEG-2020-0029 по теме «Влияние Византийской империи на исторические процессы в средневековом Крыму».

© Айбабин А. И., 2020

ON THE DATE WHEN THE MONGOL TATARS SUBJUGATED

GOTHIA

Alexander I. Aibabin

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia, aleksandraibabin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4116-8198

Abstract. As a rule, the date when the Mongol Tatars subdued Gothia or some of its forts and regions was substantiated by the marginal notes in the Synaxarion of Sougdaia and laconic or indirect accounts of written sources. Scholarly works on the history of the Crimea suggested contradictive interpretations of the said problem. Many of the researches cited in this paper supposed that Gothia divided into the Gothic and Alanic principalities in the first decades of the thirteenth century. Their authors synchronised the chronology of the conquest of Gothia by the Golden Horde with date of khan Batu (Sain) invasion to Europe according to the sources under analysis, or with the period when khan Tokta (Tokhta) reigned, or with the time when emir Nogay's army destroyed Crimean towns. The champions of the interpretation of the Alanic settlement located in the vicinity of Cherson as the castle of Kyrk-Er situated far from that city and alternatively attributed to Chufut-Kale plateau ignored geographic and historical realities. Written sources do not contain any data that monoethnic Gothic and Alanic regions existed somewhere in the mountains or in the southern coast. In Sudak, William of Rubruck was told of the residents of the mountainous Crimea who spoke Teutonic and other languages. Archaeological excavations in the territory of Gothia disprove the historians' idea that this country was split into Gothic and Alanic principalities in the first half of the thirteenth century. Reliable sources inform only about the raid against Sudak by Batu's commanders Shiban, Buchek, and Buri in 1238 or 1239 AD. One can see that there is no trustworthy account that the Tatars seized the towns in the mountainous Crimea in 1238, 1239, or 1242. The name of the first Golden Horde khan who ruled Gothia remains unknown. According to a marginal note on the manuscript of Rukn-ad-Din Baibars, the country possibly belonged to khan Tokhta (reigned in 1281-1312). He donated the whole Crimea, Gothia in particular, to emir Nogay. When his grandson was killed in Caffa, Nogay sent his army, in 1289, which destroyed the biggest towns in the Crimea: Sarukermen (Cherson), Kyrk-Er, Kerch, and others. Archaeological excavations in Chersonese and in towns atop the plateaus of Eski-Kermen and Bakla discovered a layer of destruction which developed in result of the attack of Nogay's army. However, Nogay's power over the towns of Gothia did not last for long: a year after, he was killed in a battle with Tokta's army. Most likely, Tokta restored his power over Gothia.

Keywords: Gothia, Alans, Tatars, Golden Horde, khan Batu, emir Nogay, Kyrk-Er, Sudak, Crimean ulus

Acknowledgments: The work was carried out within the framework of the state assignment No. FZEG-2020-0029 supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

Готия или Климаты Готии локализованы на территории Юго-Западного Крыма между Херсоном и Алустоном [5, с. 74; 6, с. 12]. Дату подчинения Готии или ее некоторых крепостей и регионов татаро-монголам, как правило, обосновывали по припискам на полях Сугдейского Синаксаря, по немногословным, порою невнятным или косвенным свидетельствам Ибн аль-Асира (1160-1233), Рашид-ад-Дина (1247-1318),

Ибн-ал-Биби, Насир-ад-Дин аль-Хусайн ар-Ругади (умер после 1285), Рукн ад-Дина Бейбарса ал-Мансури (ок. 1247-1325 гг.), Аль-Муфаддаля ибн Абу-ль-Фадаиля (al-Mufaddal b. Abi 'l-Fadail, умер после 1358 г.), Бадр-ад-Дин аль-Айни (1361-1451), Абу-л-Фиды (1273-1331), Шихаб ад-Дина Абу-л-Аббаса Ахмада ибн Али ибн Ахмада аль-Калкашанди (1355-1418), Гийома де Рубрука (Guillaume de Rubrouck, 1220 -ок. 1293), Марко Поло (15 сентября 1254-1324), Марино Сануто Старший из Торчел-ло (Marinus Sanutus dictus Torselius, ок. 1260-1338), Никифора Григоры (NiK^ôpoç Грпуорад, 1290/1 или 1293/4 - 1358/1361), Георгия Пахимера (Гешруюд Пахицерцд, 1242-1310), исторических сочинений XVI в. шейбанидского круга и Махмуда бен Эмир-Вали (умер в середине XVII в.).

В приписках на полях созданного в XIII веке Сугдейского Синаксаря зафиксированы нападения татар на Сугдею в XIII в.

Приписка от 27 января 6731 (1223) года - «т^ aùrrç ^цер(а) ^9(ov) oi прштог oi xax(a)p(oi), той ç^^a' érouç - в этот день впервые пришли татары» [68, asL 119, № 8].

Приписка от 26 декабря 6747 (1239) года - «[т]^ aùrn ^це(ра) n^9(ov) oi Tarapoi oi Ssrn(s)p(oi) той stouç - в этот день пришли татары вторично» [68, asL 26,120, № 10].

Приписка от 27 апреля 6757 (1249) года - «Т^ am^ ^цер(а) é£,nKa9apia9n [ало tôv] TaTapiœv то anav ysv(oç) àv(9pœn)œv s£,œ [апо] то аатц ка! ^pi9^iosv os(Pao)T(ôç) tôv ^aôv (ка!) nups9(n) xi<^i>aôaç ц (ка!) тргак0ога, év s^si) .çyvÇ' т^д той kôo^ou ysvnasœç, (ка!) éoртàZs(тal) navuyupiKoç - в этот день татары вырезали всех в пригороде, а севаст пересчитал народ и оказалось, что из горожан многие остались живы, и праздновали этот день многие, кто остались» [68, asL 26,120, № 12]. В. Г. Васильевский предлагал другое ее прочтение - «В этот день (апреля 27) все было очищено от татар вне города, и сосчитал севаст народ, и оказалось восемь тысяч триста в 6757 году от сотворения мира, и праздновал торжественно» [16, c. CLXXVI-CLXXVII].

Приписка от 28 мая 6786 (1278) года - «т^ am^ ^цер(а) é9ovsu9(oav) ^K^àt оа^гк (ка!) oouyKoup ...(ка!) oi Aon(o!) nav^sç) aouyS(aïoi) пара ràv ra^à^œv ivSOxnœvoç) ç', той ,çynç' é^ouç) - в тот же день Тикитай, Салик, Сункур и все прочие жители Сугдеи были убиты татарами.» [68, asL 26,123; 7, с. 66].

Приписка от 20 декабря 1298 года - «т^ aùrrç ^це(ра) ^9(sv) той voyàï то фouoàтш, той ,çœÇ' s^ouç) - в тот же день пришел вооруженный отряд Ногая» [68, asL 42,127, № 104].

Арабский историк Ибн аль-Асир сообщал о победе татар в 1223 г. над северокавказскими аланами и кипчаками и захвате принадлежавшего кипчакам (команам) Судака: «Прибыли они к Судаку; это город кипчаков. Придя к Судаку, татары овладели им, а жители его разбрелись; некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы» [47, с. 25, 26]. А. А. Васильев счел возможным дополнить текст Ибн аль-Асиры домыслом о бегстве части населения Судака в Готию на Мангуп [77, p. 162]. Скорее всего, у горожан не было необходимости осуществлять столь длительный переход. Ведь, по Ибн аль-Асиру, горожане «взобра-

лись на горы», то есть прятались в окружающих Судак горах и долинах, заселенных еще в предшествующий хазарский период.

Персидский энциклопедист Рашид ад-Дин в составленном в начале XIV века историческом труде «Сборник летописей» (Джами ат-таварих) повторил сведение Ибн аль-Асира о разгроме монголами (татарами) в 1223 г. северокавказских алан и кипчаков и нападении на Судак: «...они напали на город Судак, что на берегу моря ... и взяли тот город, а тамошнее население разбрелось» [41, с. 229]. Согласно Рашид-ад-Дину, на созванном Угедей-кааном «великом курилтае» царевичи Бату Менги-каан и Гуюк-каан решили отправиться в поход на запад в области кипчаков, ассов, в Судак и другие земли. В 1238 году полководцы «Шибан, Бучек и Бурек выступили в поход в страну Крым и у племени чинчакан (кипчаки?) захватили Так-тару» [42, с. 38, 39]. Топонимом Тактара (Тоткара) называется хребет у шоссе близ Судака [46, с. 89; 28, с. 45]. Очевидно, татары захватили не только горный хребет, но и город Судак. В сочинении Рашид ад-Дина также сказано об освобождении ханом Берке в 1265 г. из Византии сельджукского Конийского султана Изз-ад-дина Кей-Ка-вуса и его провозглашении султаном города Крыма [42, с. 197]. В описании военного противостояния между ханом Токтой и эмиром Ногаем в 1298/9 г. Рашид ад-Дин упомянул о захвате Нокаем (Ногаем) многочисленных пленников в городе Крым и последующем их освобождении [42, с. 85].

Персидский хронист Конийского султаната Ибн-ал-Биби информировал о пожаловании ханом Берке в 1265 г. Солхада (Солхат) и Сутака (Судак) привезенному из Византии Изз-ад-дину Кей-Кавусу в ленное владение. После его смерти в 1280/1 г. Солхат перешел к старшему сыну Изз-ад-дина Кей-Кавуса Гияс-ад-дину Масуду [48, с. 26; 9, с. 467].

Египетский историк Рукн ад-Дин Бейбарс в труде «Зубдат ал-фикрафи та'рих ал-хиджра (Сливки размышления об истории хиджры)» в приписке на полях данного сочинения поведал о передаче ханом Токтой Крыма эмиру Ногаю [47, с. 111]. Рукн ад-Дин Бейбарс отобразил разгром в 1298/9 г. войсками Ногая городов Крыма в отместку за убийство в Каффе посланного собрать налоги внука Актаджи: «Известие об умерщвлении его дошло до Ногая, деда его, который отправил в Крым огромное войско. Оно ограбило его (город Каффу), сожгло его, убило множество крымцев, взяло в плен находившихся в нем купцов мусульманских, аланских и франкских, захватило имущество их, ограбило Сарукермен (Херсон), Кырк-иери, Керчь и др.» [47, с. 111, 112].

Египетский историк коптский христианин Аль-Муфаддаль в летописи «Прямой путь и единственная жемчужина в том, что случилось после летописи Ибна-мида», охватывающей 1259-1341 гг., в сюжете о путешествии в 1263 г. по Крыму посла султана Бейбарса к хану Берке назвал правителем степного Крыма темника Тук-Буга [47, с. 192] и изложил рассказ прибывших из Судака купцов о разрушении города войском Ногая 7 декабря 1298 - 5 января 1299 г. [47, с. 195].

Египетский историк Бадр-ад-Дин аль-Айни в хронике «Икд аль-джуман фи-т-тарих ахль аз-заман (Жемчужное ожерелье истории людей своего времени)»,

охватывающей период от сотворения мира до 850/1446 г. заимствовал у более ранних авторов описание первого набега войск Чингизхана в Крым и рассказал об освобождении Изз-ад-дина Кей-Кавуса в 1269 г. из византийского плена войском Менгу Тимура, который «устроил» Изз-ад-дина в Крыму [47, с. 475, 502, 511].

Сирийский историк и географ Абу-л-Фида в законченном в 1321 г. географическом труде «Таквим ал-булдан (Упорядочение стран)» описал расположенную на краю седьмого климата в стране ал-ас (стране асов) крепость Киркри: «Киркри непокорная и неприступная крепость, находящаяся на горе, куда никто не может подняться... Жители Киркри принадлежат к народности ас... Значение названия по-тюркски - сорок мужчин» [32, с. 121].

Египетский ученый Шихаб ад-Дин Абу-л-Аббас Ахмад ибн Али ибн Ахмад ал-Калкашанди (1355-1418) в энциклопедии «Субх аль-а'ша фи сина'ат аль-инша (Заря для подслеповатого в искусстве писания)», начатой в 1389 г. и завершенной в 1418 г., заимствовал у Абу-л-Фиды характеристику принадлежавшим Золотой Орде округу Крым и стране Ас: «Округ четвертый - Крым (ал-Кирим)... Он [простирается] на северо-западе от Кафы, а от Судака - на северо-востоке. Округ девятый - страна Ас. .Его столица - Кырк-ер (Киркир)... Значение этого названия по-турецки - «сорок мужей». Его положение в конце седьмого климата. Это труднодоступная крепость на горе, на которую не может подняться. Он находится далеко от моря, на севере, от Сары-кермена примерно один день пути. Там огромная, очень высокая гора, называемая Чатырдаг (Джатиутаг). Она видна кораблям с Крымского моря» [23, с. 261-262, 290-291].

Монах-францисканец Гийом де Рубрук в 1253 г. высадился в Солдайе и через Перекоп направился в Монголию. Через год после возвращения в 1255 г. в Европу он завершил сочинение о своем путешествии. Как отметил Гийом де Рубрук, в Сол-дайе он не смог встретиться с капитанами (capitaneos) города, которые отправились с данью к Батыю. Менее правдивы данные о Готии, Херсоне и северном равнинном регионе полуострова, которые Рубрук не посещал. Он повторил услышанные в городе слухи о разгроме команов татарами, равно как о команах, «взаимно пожиравших» друг друга. От купцов же Рубрук узнал, что «Sunt autem alta promontoria super mare a Kersona usque ad orificium Tanais, et sunt quadraginta castella inter Kersonam et Soldaia, quorum quodlibet fere habebat proprium idioma: inter quos erant multi Goti quorum idioma est teutonicum. In illa planicie solebant esse Comani antequam venirent Tartari, et cogebant ciuitates praedictas et castra ut daren't eis tributum; et quando venerunt Tartari tanta multitude Comanorum intravit provinciam illam, qui omnes fugerunt usque ad ripam maris - На море от Херсона до устья Танаиса есть высокие мысы, а между Херсоном и Солдаей - сорок замков, коих почти каждый имеет свое особое наречие; между ними много Готов, говорящих по-немецки. На равнине, до нашествия Татар, обычно жили Команы, которые брали дань с городов и укреплений; и когда пришли Татары такое множество Команов вошло в эту провинцию, и все бежали к берегу моря» [60, p. 23; 30, с. 46-49, прим. 58; 15, с. 135; 24, с. 90].

Венецианец Марко Поло в книге о путешествии в Китай в список завоеваний правителя западных татар Саина (Батыя) включил «Россию, Команию, Аланию, Лаки, Менжарию, Зикию (Зихия), Гучию (Готия) и Хазарию», которые прежде принадлежали команам [65, p. 421-422; 36, с. 204]. Воспоминания Марко Поло записаны на старофранцузском и литературно обработаны средневековым романистом Рустикелло из Пизы. Поэтому достоверность изложенных в книге фактов сомнительна [61, p. 392].

Венецианский географ и путешественник Марино Сануто Старший из Торчел-ло в завершенном в 1321 г. труде «Liber secretorum fidelium crucis (Книга секретов для верных Кресту)», упомянул Готию и Сугдею среди стран, опустошенных татарами в 1242 году: «Tartari vastant Rusiam, Gasariam, Sugdaniam, Gotiam, Ziquiam, Alaniam, Poloniam, caeteraque regna usque triginta - татары опустошили Русь, Ха-зарию, Сугданию (Сугдею), Готию, Аланию, Полонию, прочие регионы, всего до тридцати» [71, p. 217, Lib. III, pars XI, cap. XVI; 74, S. 42; 77, p. 163].

В письме французскому королю Филиппу VI, которое Марино Сануто датировал 13 октября 1334 г., среди народов крымской Газарии, зависящих от татар, отмечены «готы и некоторые аланы - Gothi et aliqui Alani» [64, S. 105; 15, с. 137].

Византийский историк Никифор Григора повествовал о нашествии скифов (татар) во время царствования никейского императора Иоанна (III) Дуки (Ватаца) (1222-1254): «.по смерти их правителя Чингисхана, два его сына, Халай (Xa^aoù) и Телепуга (Ts^snouyà), разделяют между собою власть над войсками. .Итак, другой из сыновей Чингисхана, Телепуга, . перейдя за истоки Танаиса, он .устремился в земли европейских народов. .жившие вблизи Меотоды и наполнявшие побережье Понта были зихи (ZiK%oi), авасги (ÂPaayoi), готы (ГотОоГ), амаксовии (Аца^бРю), тавроскифы (TaupoaKu9ai) и борисфеняне (Bopua9svsïxai), и кроме того те, которые населяли Мизию при устье Истра; последние назывались гуннами (Oùvvoi) и кома-нами (Kô^avoi)» [66, p. 35-36; 39, с. 30-31].

Византийский историк Георгий Пахимер в освещающем события с 1260 по 1308 гг. труде «Исторические Записки (Еиуурафгга! iaxopiai)» [14, с. 407-408] в рассказе о завоевании войском Ногая Северного Причерноморья включил в перечень покоренных народов «алан, зикхов, готфов, руссов и многих других» [70, II, р. 445,5-18]. Принято считать, что в труде Пахимера идет речь о завоеванных Ногаем крымских аланах и готах.

В XVI в. в захваченном в начале столетия Мухаммедом Шейбани (1451-1510) Мавераннахре (регион в междуречье рек Амударья и Сырдарья с городами Самарканд, Бухара, Худжанд) были созданы исторические труды шейбанидского круга. Некоторые приписывают Шейбани-хану авторство хроники «Таварих-и гу-зида-йи нусрат-наме (Избранные истории из Книги побед)» [49, с. 36]. В хронике изложено предание о походе войска сводного брата Бату-хана, сына Джучи Шибана в вилайеты Крым и Каффу: «Шибан-хан совершил добрые дела, он (Бату) дал под его начало сорок тысяч человек и отправил [в поход] на Крым и Кафу. .Дойдя [до Крыма и Кафы], он покорил эти вилайеты. .Тумены, данные Шибан-хану [Батыем,

таковы]: .в Крыму - Кырк йер» [38, с. 231]. То есть Бату, якобы, передал Кырк йер в управление Шибан-хану.

Придворный шейбанидский историк Утемиш-хаджи включил то же предание в написанное в середине XVI в. в Хивинском ханстве историческое сочинение «Чин-гиз-наме» [10, с. 164-166; 37, с. 15]. Утемиш-хаджи дополнил предание о назначении Шейбана в вилайет Крым и Каффы рассказом о многолетней осаде и захвате в вилайете Крым крепости Кырк-Йер [52, с. 96]. Как отметил В. В. Бартольд, имя сына Джучи Шибана стали читать Шейбан уже в мусульманской письменной традиции [8, с. 545].

Потомок Шейбанидов историк хивинский хан Абу-л-Гази-хан Багадур (16031664) в созданном в 1659-1664 гг. труде «Шарджара-ий тюрки (Родословная тюрок)» [49, с. 37] писал о передаче Менгу-Тимуром (правил в 1266/7-1280) сыну младшего брата Бату Тукай-Тимура Уран-Тимуру улуса Крым и Каффы [58, Т. I, р. 181, 182].

Ученый из города Балх (Афганистан) Махмуд бен Эмир-Вали (умер в середине XVII в.) в трактате «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар (Море тайн относительно доблестей благородных)», составленном по поручению одного из Бухарских ханов из династии Аштарханидов в 1634-1640 гг. [49, с. 37-38], сообщал о выделении Бату ханом своему брату Тукай-Тимуру вилайета (округа) области асов и Мангышлака [45, с. 217-218]. Махмуд бен Эмир-Вали повторил информацию современника Абу-л-Гази о пожаловании ханом Менгу-Тимуром в самом начале своего правления сыну Тукай-Тимура Узан (Уран)-Тимуру вилайета Крым и Каффы [45, с. 219; 31, с. 246].

В трудах по истории Крыма высказаны противоречивые суждения о дате подчинения Готии Золотой Орде.

Происходивший из крымского рода Ширин Абд ал-Гаффар в написанном в 1747 году историческом труде «Умдет ат-теварих (Суть историй)» [29, с. 378-380; 26, с. 178-183] заимствовал из «Чингиз-наме» эпизод о направлении Саин (Бату)-ханом Шибан-хана в вилайет Крым. Однако в тексте Абд ал-Гаффара войско Шибана захватило не Кырк-иер, а находившийся в крутых и обрывистых горах город Мангуп [1, с. 44]. Этот рассказ, равно как и подобный миф из «Чингиз-наме», не заслуживает доверия. Топоним Мангуп впервые использован в надписи 1362 г. [19, с. 307].

Шведский ученый XVIII в. И. Э. Тунманн, не упоминая какие-либо источники, заявлял о возникновении в Крыму после разгрома в 1204 г. Византии независимых княжеств Феодоро (Инкерман) и Готского (Мангуп). В 1237 г. «монголы (татары)» покорили команов и обложили данью греков и готов [75; 51, с. 22].

П. И. Кеппен увидел в свидетельстве Гийома де Рубрука возможность предположить, что татары, так же как и покоренные ими половцы, брали дань с береговых (готских) крепостей, оставив их в зависимости от Византии [30, с. 81].

Австрийский историк востоковед Й. Гаммер-Пургшталь (1774-1856), следуя информации Абу-л-Гази, писал о выделении Бату-ханом Крыма в качестве улуса своему брату Тукай-Тимуру [62, S. 249]. М. Г. Сафаргалиев аргументировано возразил Й. Гаммер-Пургшталю и поместил улус Тукай-Тимура на Востоке Золотой Орды [43, с. 43].

По утверждению Ф. А. Хартахая, Бату-хан в 1237 г. изгнал команов из Тавриды и учредил в степи татарский юрт, в который не входила южная часть полуострова [53, с. 189].

В. Томашек доказывал захват в 1239 г. войсками Бату Судака и покорение племен и народов Таврии упоминаниями алан и готов в содержащихся в трудах Никифора Гри-горы и Марино Сануто списках народов, подчинявшихся в 1242 г. татарам [74, S. 42].

Ф. К. Брун домыслил текст Гийома де Рубрука [24, с. 89, 90] измышлением о подчинении татарами в 1239 г. не только Сугдеи, но и Херсона [15, с. 227, 228]. Автор, в соответствии со своей интерпретацией сочинения Рубрука и приписки на полях Сугдейского синаксаря, уверял, что «греческие владения в Крыму» (то есть Готия) наряду с городами Сугдеей и Херсоном начала платить дань завоевателям [60, р. 23; 15, с. 134, 135]. Ф. К. Брун отождествил латинское словосочетание «quadragmta castella - сорок замков» с известным по ярлыку 1497 г. хана Туклук Тимура топонимом города «Кирк-ер» (сорок мест) и считал ошибочным данное Абу-л-Фидой чтение топонима: «Киркри» (сорок мужей). Тем самым он положил начало не утихающей и в наши дни дискуссии востоковедов, историков и краеведов о переводе с латыни «quadraginta castella» и поисках истолкования этого словосочетания в написанных на восточных языках источниках. Ф. К. Брун, ссылаясь на сочинения Абу-л-Фиды [32, с. 121] и «Аланское послание епископа Феодора» [34, с. 17], именовал жителей Кырк-ера ассами или аланами. По его заявлению, «северная граница Готии» в середине XIII в. доходила до окрестностей города «Кирк-ер» на плато Чуфут-Кале. То есть, Ф. К. Брун допустил возможность выделения из Готии аланской крепости Кирк-ер. Он, несмотря на то, что Рубрук не бывал в Горном Крыму, придумал его встречу с аланами Кырк-ера [15, с. 136-137]. Францисканец с аланами общался, но не в Крыму, а через два месяца после отъезда из Солдайи, в степи за Перекопом [24, с. 104, 106].

По В. Д. Смирнову, в результате первых походов в Крым татары закрепились где-то «в глубине полуострова и совершали набеги на южнобережье» [44, с. 30-31]. Он, отметив плохое знание Абу-л-Гази истории Крыма, скептически отнесся к высказыванию хивинского историка о назначении Менгу-Тимуром Уран-Тимура властителем улуса Крым с центром в Солхате [44, с. 47-48]. Согласно В. Д. Смирнову, Бадр-ад-Дин аль-Айни [47, с. 511] и другие авторы приписывали освобождение Изз-ад-дина и его переселение в Крым не Берке, а его преемнику Менгу-Тимуру [44, с. 20, 21, 47-48]. Он счел «правдоподобной догадку» Ф. К. Бруна, считавшего «quadraginta castella» переводом на латынь «тогдашнего» топонима «Кырк-ер» [44, с. 113-114]. По трудам Рукн ад-Дина Бейбарса и Аль-Муфаддаля В. Д. Смирнов отразил противостояние Токты-хана и эмира Ногая на полуострове в последнее десятилетие XIII в. В 1298-1299 гг. принадлежавший Токте Крым захватил Ногай и разрушил города Каффу, Судак, Кырк-Йер [44, с. 31-32, 98-102].

Ю. А. Кулаковский вопреки тексту приписки на полях Синаксаря [68, ое^. 26,120] допускал, что в 1239 г. напавшие на Сугдею татары могли угрожать Херсону и захватили побережье от Каффы до Сугдеи. Он доверял словам епископа Феодора о живших в «соседнем с Херсоном селении» аланах - защитниках Херсона. Ю. А. Ку-

лаковский, цитируя сочинение Абу-л-Фиды, отождествлял с этим селением находившуюся на плато Чуфут-Кале близ Бахчисарая крепость асов Кырк-иер. Он отличал живших в крепости «не исконных, сравнительно новых» алан, от традиционно населявших горный Крым соплеменников [35, с. 100]. Так же как и В. Д. Смирнов, Ю. А. Кулаковский изложил сведения Рукн ад-Дина Бейбарса и Аль-Муфаддаля о разграблении в 1298 г. городов Крыма [35, с. 104].

А. Л. Бертье-Делагард не сомневался в покорении татарами в XIII в. принадлежавшей трапезундским Комнинам Готии [12, с. 33]. По заключению автора, крепость на плато Чуфут-Кале назвали Кыркор после взятия ее Ногаем в конце XIII в. [13, с. 105].

По предположению Н. И. Веселовского, приписка на полях сочинения Рукн ад-Дина Бейбарса [47, с. 111-112] демонстрирует принадлежность Крыма хану Токте в годы его правления в Золотой Орде (в 1291-1312 гг.), который подарил регион эмиру Ногаю за помощь при возведении на ханский престол в 1291 г. [18, с. 42-43].

А. А. Васильев не сомневался в достоверности свидетельств Марино Сануто Старшего и Никифора Григоры о вторжении татар в 1242 г. в Крым. Он был убежден в прочном закреплении татар в XIII в. на побережье восточного Крыма от Каффы до Сугдеи и назначении наместника в Солхат. Зависимость Готии от татар выражалась лишь в выплате дани [77, р. 163-164]. А. А. Васильев обратил внимание на точность данного в географическом труде Абу-л-Фиды [32, с. 121] описания находившегося на плато Чуфут-Кале города Керкер или Керкри (Кирк-иер). По заключению А. А. Васильева, не посещавший западную часть полуострова Рубрук принял тюркский топоним Кирк-иер («сорок мест») за сорок различных крепостей -«quadragmta castella». По предположению А. А. Васильева, возможно, более ранний топоним Кирк-йер (сорок мест) означал не одну крепость, а всю южную часть Крыма между Херсоном и Солдаей, а позднее (при Абу-л-Фиде) так именовали лишь город на плато Чуфут-Кале. А. А. Васильев в соответствии с собственной трактовкой комментария Абу-л-Фиды локализовал алан-ассов в районе Крымской Готии между Херсоном и Кирк-иером (Чуфут-Кале). Он полагал, что об этих же аланах шла речь и в «Аланском послании епископа Феодора» [35, с. 100; 77, р. 165-167].

Б. Шпулер в опубликованной в 1943 г. на немецком языке и переведенной в 2018 г. на русский монографии заявлял о господстве Бату не только в степи, но и «в Крыму с его греческими, а затем и западными поселениями» [72; 54, с. 25, 26]. Близкой точки зрения придерживались и Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский [21, с. 57-58].

М. Г. Сафаргалиев судил о территории Золотой Орды в XIII в. по китайской карте Улуса Узбека 1331 г. и по географическим описаниям арабских авторов XIV-XV вв., включавших Крым в состав ее владений [43, с. 27, 28].

По заверению А. Л. Якобсона, первый набег татар в 1223 году «не докатился до района Херсона» и не повлиял «на положение юго-западного Крыма». По его мнению, приписки на полях Сугдейского Синаксаря и сочинение Марино Сануто Старшего дают представление об активности татар в XIII в., начавших взимать дань только с населения восточного Крыма [56, с. 31; 57, с. 80, 83]. А. Л. Якобсон, разви-

вая гипотезу Ф. К. Бруна о выделении из Готии аланской крепости Кирк-йер, сделал вывод о возникновении в XIII в. независимых от татар и Византии «феодальных княжеств»: в юго-западной нагорной Таврике - Феодоро с центром на Мангупе, а близ современного Бахчисарая - аланское княжество с центром в Кирк-йере (Чу-фут-Кале). По словам А. Л. Якобсона, аланское княжество населяли «малые аланы», отображенные в «Послания аланского епископа Феодора» [56, с. 30-31; 57, с. 81)]. По его заключению, в 1299 г. Кирк-йер разграбил и захватил Ногай [56, с. 32; 57, с. 83].

М. Нистазопулу, полемизируя с А. Л. Якобсоном, справедливо заметила, что в сочинениях Марино Сануто Старшего и Никифора Григоры дана общая характеристика всего татарского нашествии на Европу в 1238-1242 гг., а не конкретных военных действий в 1242 г. Единственным доказательством второго нападения на Сугдею и Таврику является приписка от 26 декабря 1239 г. [68, ое^. 26]. М. Нистазо-пулу, исходя из собственной интерпретации приписки от 27 апреля 1249 г., полагала, что «севаст пересчитал народ» для составления списка плательщиков дани. То есть текст приписки указывает на начало выплаты Сугдеей дани хану Бату в 1249 г. [68, ое^. 26-28]. Автор согласилась и с гипотезой А. А. Васильева о закреплении татар в восточном Крыму, и со взглядом А. Л. Якобсона о сохранении независимости городами Херсон, Мангуп, Эски-Кермен и Фуллы (Чуфут-Кале) [68, ое^. 28].

B. Л. Егоров, так же, как и А. Л. Якобсон, разделил территорию горного Крыма на обособленные феодальные княжества Феодоро и с центром в Кырк-ере. В. Л. Егоров увидел в наблюдениях Рубрука данные о взимании дани монголами с населения горного Крыма [25, с. 29, 53].

А. П. Григорьев не сомневался во включении всего Крыма в середине XIII в. в состав Золотой Орды [22, с. 134, 141]. По его утверждению, после монголо-татарского завоевания в середине XIII в. крымскую Аланию с центром в Кырк-ере вынудили подчиниться ордынской власти. Согласно А. П. Григорьеву, Рукн ад-Дин Бейбарс свидетельствовал о пожаловании ханом правителю крымской Алании звания темника и обретении этой территорией статуса ордынского тюмена [47, с. 92-93, 116-117; 22, с. 141]. Однако в труде Рукн ад-Дин Бейбарса на этих страницах идет речь не о назначении темника Кырк-ера, а о бегстве в 700 году (16 сентября 1300 - 5 сентября 1301 г.) сына Ногая Джеки в страну Асов, «в которой находился предводитель и 10000 войска его» и его участии в войне против Токты на Дунае. Вряд ли можно связывать эту информацию с Кырк-ером, где нельзя прокормить коней 10000 всадников.

C. Г. Кляшторный и Т. И. Султанов заявляли о захвате полководцами Бату в 1239 г. Крыма и изгнании с полуострова кипчаков [31, с. 239, 246]. Они полагали, что при хане Берке в 1263 г. степным Крымом управлял темник Так-Буга [47, с. 192]. Авторы, ссылаясь на содержащиеся в рукописи XVII века Махмуд бен Эмир-Вали данные, приписывали хану Менгу-Тимуру (1266/7-1280 гг.) пожалование сыну Ту-кай-Тимура Уран-Тимуру вилайета Крым и Каффы [31, с. 246].

По мнению И. Г. Коноваловой, Абу-л-Фида отобразил завершившийся в 1298/99 г. период автономного существования крепости Кирк-иер под властью местных алан-ских князей [32, с. 155, 156].

М. Г. Крамаровский, не критично цитируя историка XVII в. Абу-л-Гази, назвал самым ранним общепризнанным правителем Крыма Уран-Тимура [33, с. 509].

В. В. Трепавлов отнес формирование Крымского улуса ко времени Западного похода Бату (1236-1242 гг.). Он, подчеркнув наличие гиперболизации и искажения событий в тексте источника XVI в. и ангажированность его автора, разглядел реальные факты в информации о назначении Саин-ханом (Бату) Шейбана в вилайеты Крым и Каффы [52, с. 96; 50, с. 30-31].

А. Г. Герцен и Ю. М. Могаричев, так же, как и А. Л. Якобсон, разделили Юго-Западный Крым на две соседние этнические области - Готию и Аланию с крепостью Кырк-Ер. Они, вслед за Ф. К. Бруном, А. А. Васильевым и другими авторами, декларировали начало выплаты аланами Кырк-Ера дани татарам после их вторжения на полуостров и подчинения половцев [20, с. 134-135]. По словам А. Г. Герцена и И. В. Зайцева, монголо-татары прочно осели в Крыму, вернувшись в 1242 г. из похода на Польшу и Венгрию [19, с. 294].

Как показано выше, многие из названных исследователей декларировали распад Готии на готское и аланское княжества в первые десятилетия XIII в. и синхронизировали хронологию их подчинения Золотой Орде с содержащимися в рассмотренных письменных источниках датами похода в Европу Бату (Саин)-хана, либо приурочивали к годам правления хана Токты (Тохты) или ко времени разрушения городов Крыма войском эмира Ногая.

Распад Готии на готское и аланское княжества

Впервые о возникновении на северной границе Готии до середины XIII в. аланской области с центром в крепости Кирк-иер на плато Чуфут-Кале высказался Ф. К. Брун [15, с. 136-137]. А. А. Васильев, Ю. А. Кулаковский и А. Л. Якобсон безосновательно отождествили упомянутое в составленном в 1225 г. [67, о. 272-273, 278, 279] «Аланском послании епископа Феодора» находящееся близ Херсона селение «малых алан» с упомянутой в завершенном в 1321 г. географическом труде Абу-л-Фиды алан-ской крепостью Кирк-иер на плато Чуфут-Кале [35, с. 100; 77, р. 166; 56, с. 30-31]. Если А. А. Васильев помещал «малых алан» где-то в Готии, то А. Л. Якобсон декларировал распад Готии в XIII в. на готское и аланское независимые полуфеодальные княжества.

Методически некорректно судить о Готии в первой половине XIII в. по содержащимся в более поздних источниках описаниям происходившего в XIV-XV вв.

В «Аланском послании» идет речь не о политической ситуации в регионе, а о трехлетних горестных приключениях высаженного с корабля в январе 1223 г. в Херсоне епископа северокавказской Алании Феодора. В жалобах на несправедливые притеснения епископ Херсона раскрывает подлинные причины своего изгнания из города и окрестных аланских селений. Высадившись в Херсоне, он не продол-

жил путь в собственную епархию в Алании, а пытался окормлять местных «малых алан» (тоТд цгкроТд AA,avoíg)» [77, col. 391-394,5] в городе и соседних селениях. Поэтому понятны мотивы враждебного отношения Херсонского епископа к прибывшему из Никеи епископу Алании, которого обвинили в нарушении епархиальных прав и церковных канонов. По рассказу Феодора, из Херсона он и его спутники бежали в селение близ Херсона, в котором «живут аланы (Ä^avoi) столько же по своей воле, сколько и по желанию Херсонцев, словно некое ограждение и охрана (города) -^TTOv 0s^n9évTsg ^ BsA^oavTsg, юд oíóv ti nspvrsíxio^a xaúx^ ка! лергфроирпца» [73, col. 391-394,5; 34, с. 17; 77, p. 167]. Исследователи текста «Аланского послания» подчеркивали его недостатки: запутанный язык, изобилующий цветистой риторикой, заимствованиями из Гомера и Библии, туманное, порою некорректное описание событий [34, с. 16, 18, 20-27; 27, с. 265]. Примером такой риторики является вставленная в жалобу на Херсонского епископа характеристика образа жизни алан Готии: «Воистину это была паства, разбросанная по горам, пустыням и пропастям, не имеющая ни загона, ни хижины - готовая добыча диким зверям» [73, col. 393; 27, с. 267]. Во всяком случае, в горах Готии не известны пустыни, да и археологи так и не выявили какие-либо следы кочевавших в регионе в первой половине XIII в. алан. В тексте «Послания» нет ни слова о независимом аланском княжестве.

Отображенные в «Аланском послании» злоключения епископа Феодора происходили в том же самом регионе и в тот же период (1223-1225 гг.), что и события, отраженные в «Синопсисе чудес св. Евгения» (1223-1227 гг.). Судя по тексту «Синопсиса», Херсон и принадлежавшие ему Климаты Готии (Готия), по крайней мере, в первой половине XIII в. входили в состав Трапезундской империи. В тексте «Синопсиса» содержатся доказательства совсем не номинального управления Трапезундом крымскими владениями. Император Андроник I Гид быстро и жестко отреагировал на захват сельджуками корабля из Херсона и их набег на город и Климаты (Готию), и для восстановления status quo ante bellum его армия и флот не только захватили Синоп, но отразили контрнаступление сельджуков и пленили «султана малика» [55, с. 127]. Трапезунд сохранил созданное в дофемный период администрирование Климатами Готии (Готфии), сохранив их подчинение Херсону. В «Синопсисе» отчетливо отображено фискальное администрирование метрополии в крымских владениях. Напомню, на корабле имперский фискальный архонт ди-мосия Алексей Пактиар перевозил в Трапезунд собранный в заморской провинции ежегодный (епетод) государственный налог (5пц0оюд те^од) [69, p. 74, 308, 316; 55, с. 127]. Трапезундского чиновника сопровождали херсонские архонты [6, с. 11-12].

Сторонники отождествления соседнего с Херсоном аланского селения с удаленной от города крепостью Кырк-иер на плато Чуфут-Кале игнорируют географическую и исторические реальности. В письменных источниках отсутствуют данные о существовании в горах и на Южном берегу одноэтничных готского и аланского регионов. В Судаке Рубру-ку рассказывали о говоривших на тевтонском и других языках жителях горного Крыма.

Упомянутые выше утверждения историков о фактическом разделе Готии на аланское и готское княжество опровергают и результаты археологических раскопок на ее территории. Скорее всего, к XIII в. в Готии уже сформировалась горнокрымская народность. Под влиянием христианства она впитала в себя аланский, готский, ромейский и булгарский компоненты. Новой народности принадлежала и единая материальная культура [2, с. 130]. Крепости, основанные в раннее средневековье византийцами на плато Внутренней гряды Крымских гор, в X-XIII вв. развились в города, сохранившие статус административных и религиозных центров отдельных климатов и игравшие большую роль в политической, экономической и религиозной жизни.

Поход Бату (Саин)-хана в Европу

Как отмечалось выше, В. Томашек, А. А. Васильев, А. Л. Якобсон и другие исследователи обосновывали вывод о подчинении Готии Бату в 1242 г. ссылками на труды Марино Сануто Старшего и Никифора Григоры.

Марино Сануто Старший в написанном почти через восемьдесят лет после завершения вторжения Бату в Европу труде весьма вольно изложил события, ограничив продолжительность нашествия 1242 г. Решение о походе Бату в Европу приняли в 1235 году на курултае. Весной 1236 г. возглавляемые Бату татарские войска начали поход и осенью 1237 г. захватили столицу Волжской Болгарии Болгар, в декабре сожгли Рязань, Коломну и Москву, в феврале 1238 г. - Суздаль и другие древнерусские города в верховье Волги [21, с. 57-58; 17, с. 55-59; 11, с. 497; 54, с. 22-23]. В 1239 г. войско Мункэ завоевало алан, черкесов и команов. В декабре 1239 г. татары второй раз захватили Сугдею, а в декабре 1240 г. - Киев [17, с. 59-60]. Войска Бату 11 апреля 1241 г. разгромили на реке Шайо в долине Мохи войско короля Венгрии, а 18 марта 1241 г. татары разбили поляков и вторглись в Верхнюю Силезию. В битве под Легницей 9 апреля 1241 г. татары победили армию князя Силезии Генриха II, погибшего в бою [63, р. 45-49; 17, с. 63-64; 76, р. 1-2; 54, с. 23-24]. Узнав о смерти 11 декабря 1241 г. в Каракоруме великого хана Угэдэйя, Бату весной 1242 г. решил вернуться на Восток. Его войско из Болгарии через Валахию и Молдавию совершило поход в Поволжье. Татары сохранили под своим управлением только Русь [21, с. 58; 25, с. 15-16; 17, с. 65; 11, с. 497; 40, с. 213; 54, с. 24-25]. Скорее всего, составленный Марино Сануто список покоренных народов, так же как и представленный в письме французскому королю Филиппу VI от 13 октября 1334 г., отражает реалии первой трети XIV в.

Не заслуживают доверия и сведения Никифора Григоры. Перечень покоренных татарами народов содержит этносы, обитавшие на берегах Понта и Меотиды в разные эпохи. Татары, в соответствии с устаревшей в XIV в. античной литературной традицией, названы скифами. Довольно сложно установить дату этого нашествия. Халай - это, возможно, искаженное имя не сына, а внука Чингисхана Хулагу (12171265), завоевателя Персии и соседних стран [11, с. 148, 154; 54, с. 32-35, 499]. Теле-пуга, видимо, был потомком хана Бату, ханом Улуса Джучи Тула-Бугой (1287-1291)

[54, с. 49-51, 498], который не мог напасть на Крым в правление никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца.

Некоторые вышеупомянутые историки XVII в. (Ширин Абд ал-Гаффар), XIX в. (Й. Гаммер-Пургшталь) и современные полагались на рассказы авторов шейбанид-ского круга о передаче Бату-ханом в управление сыну Джучи Шибану Кирк-иера. Авторы хроники «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» и Утемиш-Хаджи [10, с. 165] никогда не бывали в Крыму и создавали свои труды во многом по устным легендам, сохранившимся в памяти их информаторов. Предание о походе войска Шибана на вилайеты Крым и Каффу и о пожаловании Шибану крепости Кирк-иер отражает лишь отголоски реальных событий. Названные города основали не только спустя десятилетия после набега 1239 г., но и после кончины Батыя в 1255/6 г.: Солхат-Крым около 1263 г. [3, с. 287], а Каффу около 1276 г. [59, р. 117-118]. Не случайно об этих городах не знал Рубрук, в 1253 г. путешествовавший из Солдаи по равнинной части полуострова через Перекоп.

Из достоверных источников известно только о набеге на Судак полководцев Бату Шибана, Бучека и Бури в 1238 г. [42, с. 38, 39] или в 1239 г. [68, оеХ. 26,120, №№ 10]. Как мы видим, отсутствуют какие-либо заслуживающие доверия сведения о захвате татарами городов Горного Крыма в 1238, 1239 или 1242 г.

Правление хана Токты (Тохты)

Судя по информации авторов XVII в. Махмуда бен Эмир-Вали [31, с. 246] и Абу-л-Гази [58, Т. I, р. 181, 182], хану Менгу-Тимуру (1266/7-1280 гг.) принадлежал улус Крым с центром в Солхате. Он в начале своего правления передал улус Крым сыну Тукай-Тимура Уран-Тимуру. Правда, историк XV в. Бадр-ад-Дин аль-Айни писал о пожаловании Менгу-Тимуром улуса Крым освобожденному в 1269 г. из плена Изз-ад-дину Кей-Кавусу [47, с. 475, 502, 511]. Арабские географы Абу-л-Фида [32, с. 121] и ал-Калкашанди помещали округ Крым в степной части полуострова севернее Каффы и Судака [23, с. 261-262, 290-291].

Имя первого управлявшего Готией золотоордынского хана неизвестно. Согласно приписке на полях сочинения Рукн-ад-Дина Бейбарса [47, с. 111-112], регион мог принадлежать хану Токте (правил в 1291-1312 гг.). Он подарил весь Крым, в том числе и Готию, эмиру Ногаю, который назначил своего внука собирать налоги в Каффе и, видимо, в других крымских городах. После убийства внука в Каффе Ногай, желая не только отомстить за внука, но и предотвратить возможное неповиновение в будущем, в 1289 г. направил войска, разрушившие все крупные города Крыма: Сарукер-мен (Херсон), Кирк-иер, Керчь и др. [47, с. 111-112]. В результате археологических раскопок Херсона, городов на плато Эски-Кермен и Бакла выявлен слой разрушения, образовавшийся в результате нападения войск Ногая [4, с. 249-250]. Однако Ногай недолго владел городами Готии, через год он погиб в сражении с войсками Токты [47, с. 113, 114, 122, 123; 18, с. 49-50]. Скорее всего, Токта вернул города Готии под свое управление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулгаффар Кырыми. Умдет ал-ахбар. Книга 2 / Пер. с османского Ю.Н. Каримовой, И.М. Мирга-леева. Казань: Изд-во Института истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан, 2018. 199 с.

2. Айбабин А.И. Могильники VIII - начала Х вв. в Крыму // МАИЭТ. 1993. Вып. III. С. 121-134.

3. Айбабин А.И. Города и степи Крыма в XШ-XIV вв. По археологическим свидетельствам // МАИЭТ. 2003. Вып. X. С. 277-306.

4. Айбабин А.И. Город на плато Эски-Кермен в XIII в. // МАИЭТ. 2014. Вып. XIX. С. 240-277.

5. Айбабин А.И. О дате образования Крымской Готии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 5. С. 71-78. DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2018.5.6.

6. Айбабин А.И. Топоним Климаты в средневековом Крыму // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24. № 6. С. 6-17. DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2019.6.1

7. Байер Г.-В. Митрополии Херсона, Сугдеи, Готии и Зихии по данным просопографического лексикона времени Палеологов // АДСВ. 1995. Вып. 27: Византия и средневековый Крым. С. 65-76.

8. Бартольд В.В. Сочинения. Т. II, часть 2. Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. М.: Наука, 1964. 661 с.

9. Бартольд В.В. Сочинения. Т. III. Работы по исторической географии. М.: Наука, 1965. 711 с.

10. Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. Работы по источниковедению. М.: Наука, 1973. 725 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Восточная литература, 2002. 754 с.

12. Бертье-Делагард А.Л. Каламита и Феодоро // ИТУАК. Симферополь, 1918. № 55. С. 1-44.

13. Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде // ИТУАК. Симферополь, 1920. № 57. С. 1-135.

14. Бибиков М.В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. М.: Языки славянской культуры, 2004. Т. I. 734 с. ^^^а РЫЬ^гса).

15. Брун Ф.К. Черноморье. Часть 2. Одесса: тип. Г. Ульриха, 1880. 408 с.

16. Васильевский В.Г. Введение в житие св. Стефана Сурожского // Васильевский В.Г. Труды. СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1915. Т. III. С. CXLП-CCLXXXVШ.

17. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь: Леан, М.: Аграф, 2000. 480 с.

18. Веселовский Н.И. Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время // Записки Российской Академии Наук. Петроград, 1922. Т. XIII. № 6. 58 с.

19. Герцен А.Г., Зайцев И.В. Первый период джучидского освоения Крыма (1223-1260 гг.) // История Крыма: в 2-х т. / Ред. А.В. Юрасов. М.: Кучково поле, 2017. Т. I. С. 294-295. (Крым в истории, культуре и экономике России).

20. Герцен А.Г., Могарычев Ю.М. Кырк-Ер - Чуфут-Кале. Крепость на краю седьмого климата. Симферополь: Антиква, 2016. 307 с.

21. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 478 с.

22. Григорьев А.П. Историческая география Золотой Орды: местоположение городов, их наименования // Тюркологический сборник - 2006. М., 2007. С. 117-168.

23. Григорьев А.П., Фролова О.Б. Географическое описание Золотой Орды в энциклопедии ал-Кал-кашанди // Тюркологический сборник - 2001. М., 2002. С. 261-280.

24. Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Пер. А.И. Малеина. М.: Гос. изд-во географической лит-ры, 1957. 291 с.

25. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XШ-XIV вв. М.: Наука, 1985. 245 с.

26. Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV-XIX веков. М.: Восточная литература РАН, 2009. 301 с.

27. Иванов С.А. Византийское миссионерство: можно ли сделать из «варвара» христианина? М.: Языки славянской культуры, 2003. 376 с.

28. Карпов А.Ю. Батый. М.: Молодая гвардия, 2011. 348 с.

29. Келлнер-Хайнкеле Б. Кто был Абдулгаффар ал-Кирими Заметки о крымско-татарском историке XVIII века // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. Казань, 2002. С. 378-390.

30. Кеппен П.И. О древностях Южного Берега и гор Таврических. СПб.: тип. Имп. Академии наук, 1837. 409 с. (Крымский сборник).

31. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы евразийских стеней (древность и средневековье). СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. 424 с.

32. Коновалова И.Г. Восточная Еврона в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. М.: Восточная литература, 2009. 222 с.

33. Крамаровский М.Г. Джучиды и Крым: XIII-XV вв. // МАИЭТ. 2003. Вып. X. С. 506-532.

34. Кулаковский Ю.А. Енискона Феодора «Аланское послание» // ЗООИД. 1898. Т. XXI. С. 11-27.

35. Кулаковский Ю.А. Прошлое Тавриды. Киев, 1914. 156 с.

36. Марко Поло. Путешествие / Пер. со старофранц. текста И.П. Минаева, встун. ст. К.И. Кунина. Л.: Гослитиздат, 1940. 316 с.

37. Миргалеев И.В. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи: перспективы изучения // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2011. № 4. С. 45-58.

38. Мустакимов И.А. Сведения «Таварих-и гузида - Нусрат-наме» о владениях некоторых Джучи-дов // Тюркологический сборник - 2009-2010: Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М., 2011. С. 228-248.

39. Никифор Григора. История Ромеев. Том I / Пер. с греч. Р.В. Яшунского, встун. ст. Л.А. Герд. СПб.: Свое издательство, 2013. 438 с.

40. Оллсен Т. Царевичи левой руки: введение в историю улуса Орды XIII - начала XIV в. // Золото-ордынская цивилизация. Казань, 2012. Вып. 5. С. 209-228.

41. Рашид-ад-Дин. Сборник летонисей. Том I. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

42. Рашид-ад-Дин. Сборник летонисей. Том II. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 248 с.

43. Сафаргалиев М.Г. Раснад Золотой Орды. Саранск: Мордовское книжное из-во, 1960. 276 с.

44. Смирнов В.Д. Крымское ханство нод верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. СПб., 1887. 774 с.

45. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: Аст, 2006. 446 с.

46. Суперанская А.В., Исаева З.Г., Исхакова Х.Ф. Введение в топонимию Крыма. Часть I. М., 1995. 215 с.

47. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. 564 с.

48. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. Извлечения из персидских сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1941. 308 с.

49. Тренавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Восточная литература РАН, 2002. 752 с.

50. Тренавлов В.В. Золотая Орда в XIV столетии. М.: Квадрига, 2010. 74 с.

51. Тунманн И. Крымское ханство / Пер. с нем. Н.Л. Эрнст, С.Л. Белявская; примеч., нредисл. и нрил. Н.Л. Эрнст. Симферополь, 1936. 116 с.

52. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, пер., транскрипция, примеч., исследования В.П. Юдина; комментарии и указатели М.Х. Абусеитовой. Алма-Ата: Гылым, 1992. 296 с.

53. Хартахай Ф.А. Историческая судьба крымских татар // Вестник Европы. 1866. Т. II. С. 182-236.

54. Шпулер Б. Золотая Орда. Монголы в России. 1223-1502 гг. СПб.: Евразия, 2018. 559 с.

55. Шукуров Р.В. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. 446 с. (Византийская библиотека)

56. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.). М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 258 с. (МИА. № 17).

57. Якобсон А.Л. Средневековый Крым. М., Л.: Наука, 1964. 232 с.

58. Aboul-Ghâzi Bèhâdour Khan. Histoire des Mogols et des Tatares / Publiée, traduite et annotée par le Baron J.J. Desmaisons. St.-Peterburg, 1871. Tom I. 393 p.

59. Balard M. La Romanie Génoise (XII - début du XV siècle). Roma, Genova, 1978. 494 p.

60. Guillaume de Rubruk, Jean du Plan Carpin. Relations des voyages. Paris, 1839. 275 p.

61. Hoffman D.L. Rusticiano da Pisa // The New Arthurian Encyclopedia / Ed. Norris J. Lacy. New York: Garland, 1991. P. 392.

62. Hammer-Purgstall J. Geschichte der Goldenen horde in Kiptschak // Der Mongolen in Russland. Pesth: C.A. Hartleben's Verlag, 1840. 683 S.

63. Howorth H.H. History of the Mongols. Vol. II. London, 1880. 626 p.

64. Kunstmann F. Studien über Marino Sanudo den Älteren mit einem Anhang seiner ungegedruckten Briefe. München, 1853. (Königliche Bayerische Akademie der Wissenschaften. Abhandlungen, Phil. Historische Classe, VII, Bd. III).

65. Marco Polo. Concerning the Kingdoms and Marvels of the East / Translated and edited, with notes by H. Yule. London, 1871. Vol. 2. 525 p.

66. Nicephori Gregorae. Byzantina historia. Vol. I. Bonnae, 1829.

67. NuaxaÇonoûXou M. 'O «AXaviKÔç» xoù éniaKÔnou AXaviaç ©soSôpou Kai ^ siç xôv naxpiap%iKÔv 0p6vov àvappnaiç rsp^ävou xoù B'// 'Ensxripiç Exaipsiaç BuÇavTivwv SnouSröv. ABflvai, 1964. t. Ar. a. 270-279.

68. NuaTaÇonoûXôu M.r. H sv TH Taupucfl Xspaovqao noXiç SouySaïa. Arqsvai, 1965.

69. Oikonomides N. Fiscalite et exemption fiscale a Byzance (IXe-XIe s.). Athènes, 1996. 320 p.

70. Pachymeres G. Relations historiques / Ed. par A. Failler; Trad. par V. Laurent. Paris, 1984. 325 p.

71. Sanutus Marinus. Liber secretorum fidelium Crucis super Terrae sanctae recuperatione et conservatione, quo et Terrae sanctae historia ab origine et eiusdem vicinarumque provinciarum geographica descriptio continetur. Hannover, 1611. 361 p.

72. Spuler B. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Rußland 1223-1502. Leipzig: Harrassowitz Verlag, 1943. 556 S.

73. ©soSopou sniaKonou AXaviaç. AXaviKÔç // Patrologia Graeca. 1865. T. 140. P. 387-414.

74. Tomaschek W. Die Goten in Taurien. Wien, 1881. 77 S. (Ethnologische Forschungen über Ost-Europa und Nordasien. 1).

75. Thunmann I. Der Krimische Staat // A. F. Busching grosse Erdbeschreibung. Vierter band das Asiatische Russland und die Krimische Tartarei. Troppau: Gedruckt bei J. G. Trassler und im verlage der kompagnie, 1784. 112 S.

76. Vâsâry I. Golden Horde Khanate // The Encyclopedia of Empire / Ed. J.M. MacKenzie. New York, 2016. P. 1-10. https://doi.org/10.1002/9781118455074.wbeoe233.

77. Vasiliev A.A. The Goths in the Crimea. Cambridge, Mass., 1936. 292 p. (Monographs of the Medieval Academy of America. No. 11).

REFERENCES

1. Abdulgaffar Kyrymi. Umdet al-akhbar. Book 2. Kazan, Institut istorii im. Sh. Mardzhani Publ., 2018, 199 p.

2. Aibabin A.I. Mogil'niki VIII - nachala Kh vv. v Krymu. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 1993. Vol. III, pp. 121-134.

3. Aibabin A.I. Goroda i stepi Kryma v XIII-XIV vv. Po arkheologicheskim svidetel'stvam. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 2003, Vol. X, pp. 277-306.

4. Aibabin A.I. Gorod na plato Eski-Kermen v XIII v. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 2014, Vol. XIX, pp. 240-277.

5. Aibabin A.I. O date obrazovaniia Krymskoi Gotii. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4: Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia, 2018, T. 23, No. 5, pp. 71-78.

6. Aibabin A.I. Toponim Klimaty v srednevekovom Krymu. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4: Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia, 2019, T. 24, No. 6, pp. 6-17.

7. Baier G.-V. Mitropolii Khersona, Sugdei, Gotii i Zikhii po dannym prosopograficheskogo leksikona vremeni Paleologov. Antichnaia drevnost' i srednie veka, 1995, Vol. 27, pp. 65-76.

8. Bartol'd V.V. Sochineniia. T. II. Raboty po otdel'nym problemam istorii Srednei Azii. Moscow, Nauka Publ., 1964, 661 p.

9. Bartol'd V.V. Sochineniia. T. III. Rabotypo istoricheskoi geografii. Moscow, Nauka Publ., 1965, 711 p.

10. Bartol'd V.V. Sochineniia. T. VIII. Raboty po istochnikovedeniiu. Moscow, Nauka Publ., 1973, 725 p.

11. Bartol'd V.V. Raboty po istorii i filologii tiurkskikh i mongol'skikh narodov. Moscow, Vostochnaia literatura Publ., 2002, 754 p.

12. Bert'e-Delagard A.L. Kalamita i Feodoro. Izvestiia Tavricheskoi uchenoiarkhivnoikomissii, Simferopol, 1918, No. 55, pp. 1-44.

13. Bert'e-Delagard A.L. Issledovanie nekotorykh nedoumennykh voprosov srednevekov'ia v Tavride. Izvestiia Tavricheskoi uchenoi arkhivnoi komissii, Simferopol, 1920, No. 57, pp. 1-135.

14. Bibikov M.V. Byzantinorossica. Svod vizantiiskikh svidetel'stv o Rusi. Moscow, Iazyki slavianskoi kul'tury Publ., 2004, T. I, 734 p.

15. Brun F.K. Chernomor'e. Chast' 2. Odessa, Tipographia G. Ul'rikha Publ., 1880, 408 p.

16. Vasil'evskii V.G. Vvedenie v zhitie sv. Stefana Surozhskogo. Trudy V.G. Vasil'evskogo, St-Petersburg, Akademiia nauk Publ., 1915, T. III, pp. CXLII-CCLXXXVIII.

17. Vernadskii G.V. Mongoly i Rus'. Tver, Moscow, Lean Publ., Agraf Publ., 2000, 480 p.

18. Veselovskii N.I. Khan iz temnikov Zolotoi Ordy Nogai i ego vremia. ZapiskiRossiiskoiAkademii Nauk, Petrograd, 1922, T. XIII, No. 6, 58 p.

19. Gertsen A.G., Zaitsev I.V. Pervyi period dzhuchidskogo osvoeniia Kryma (1223-1260 gg.). Iurasov A.V. (Ed.), Istoriia Kryma, Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2017, T. I, pp. 294-295.

20. Gertsen A.G., Mogarychev Iu.M. Kyrk-Er - Chufut-Kale. Krepost' na kraiu sed'mogo klimata. Simferopol, Antikva Publ., 2016, 307 p.

21. Grekov B.D., Iakubovskii A.Iu. Zolotaia Orda i eepadenie. Moscow, Leningrad, Akademiia nauk SSSR Publ., 1950, 478 p.

22. Grigor'ev A.P. Istoricheskaia geografiia Zolotoi Ordy: mestopolozhenie gorodov, ikh naimenovaniia. Tiurkologicheskii sbornik - 2006, Moscow, 2007, pp. 117-168.

23. Grigor'ev A.P., Frolova O.B. Geograficheskoe opisanie Zolotoi Ordy v entsiklopedii al-Kalkashandi. Tiurkologicheskii sbornik - 2001, Moscow, 2002, pp. 261-280.

24. Dzhiovanni del' Plano Karpini. Istoriia Mongalov. Gil'om de Rubruk. Puteshestvie v Vostochnye strany. Moscow, Izdatel'stvo geograficheskoi literatury Publ., 1957, 291 p.

25. Egorov V.L. Istoricheskaia geografiia Zolotoi Ordy v XIII-XIVvv. Moscow, Nauka Publ., 1985, 245 p.

26. Zaitsev I.V. Krymskaia istoriograficheskaia traditsiia XV-XIX vekov. Moscow, Vostochnaia literatura RAN Publ., 2009, 301 p.

27. Ivanov S.A. Vizantiiskoe missionerstvo: mozhno li sdelat' iz «varvara» khristianina? Moscow, Iazyki slavianskoi kul'tury Publ., 2003, 376 p.

28. Karpov A.Iu. Batyi. Moscow, Molodaia gvardiia Publ., 2011, 348 p.

29. Kellner-Khainkele B. Kto byl Abdulgaffar al-Kirimi Zametki o krymsko-tatarskom istorike XVIII veka. Istochnikovedenie istorii Ulusa Dzhuchi (Zolotoi Ordy). Ot Kalki do Astrakhani. 1223-1556, Kazan, 2002, pp. 378-390.

30. Keppen P.I. O drevnostiakh Iuzhnogo Berega i gor Tavricheskikh. St-Petersburg, Akademiia nauk Publ., 1837, 409 p.

31. Kliashtornyi S.G., Sultanov T.I. Gosudarstva i narody evraziiskikh stepei (drevnost' i srednevekov'e). St-Petersburg, Peterburgskoe vostokovedenie Publ., 2009, 424 p.

32. Konovalova I.G. Vostochnaia Evropa v sochineniiakh arabskikh geografov XIII-XIV vv. Moscow, Vostochnaia literatura Publ., 2009, 222 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Kramarovskii M.G. Dzhuchidy i Krym: XIII-XV vv. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii, Simferopol, 2003, Vol. X, pp. 506-532.

34. Kulakovskii Iu.A. Episkopa Feodora «Alanskoe poslanie». Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostei, Odessa, 1898, T. XXI, pp. 11-27.

35. Kulakovskii Iu.A. Proshloe Tavridy. Kiev, 1914, 156 p.

36. Marko Polo. Puteshestvie. Leningrad, Goslitizdat Publ., 1940, 316 p.

37. Mirgaleev I.V. «Chingiz-name» Utemisha-khadzhi: perspektivy izucheniia. Zolotoordynskaia tsivilizatsiia, Kazan, 2011, No. 4, pp. 45-58.

38. Mustakimov I.A. Svedeniia «Tavarikh-i guzida - Nusrat-name» o vladeniiakh nekotorykh Dzhuchidov. Tiurkologicheskii sbornik- 2009-2010, Moscow, 2011, pp. 228-248.

39. Nikifor Grigora. Istoriia Romeev. Tom I. St-Petersburg, Svoe izdatel'stvo Publ., 2013, 438 p.

40. Ollsen T. Tsarevichi levoi ruki: vvedenie v istoriiu ulusa Ordy XIII - nachala XIV v. Zolotoordynskaia tsivilizatsiia, Kazan, 2012, Vol. 5, pp. 209-228.

41. Rashid-ad-Din. Sbornik letopisei. Tom I. Moscow, Leningrad, Akademiia nauk SSSR Publ., 1952.

42. Rashid-ad-Din. Sbornik letopisei. Tom II. Moscow, Leningrad, Akademiia nauk SSSR Publ., 1960. 248 p.

43. Safargaliev M.G. Raspad Zolotoi Ordy. Saransk, Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1960, 276 p.

44. Smirnov V.D. Krymskoe khanstvo pod verkhovenstvom Ottomanskoi Porty do nachala XVIII veka. St-Petersburg, 1887, 774 p.

45. Sultanov T.I. Chingiz-khan i Chingizidy. Sud'ba i vlast'. Moscow, Ast Publ., 2006, 446 p.

46. Superanskaia A.V., Isaeva Z.G., Iskhakova Kh.F. Vvedenie v toponimiiu Kryma. Part I. Moscow, 1995, 215 p.

47. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy. T. 1. Izvlecheniia iz sochinenii arabskikh. St-Petersburg, 1884, 564 p.

48. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy. T. 2. Izvlecheniia iz persidskikh sochinenii. Moscow, Akademiia nauk SSSR Publ., 1941, 308 p.

49. Trepavlov V.V. Istoriia Nogaiskoi Ordy. Moscow, Vostochnaia literatura RAN Publ., 2002, 752 p.

50. Trepavlov V.V. Zolotaia Orda v XIVstoletii. Moscow, Kvadriga Publ., 2010, 74 p.

51. Tunmann I. Krymskoe khanstvo. Simferopol, 1936, 116 p.

52. Utemish-khadzhi. Chingiz-name. Alma-Ata, Gylym Publ., 1992, 296 p.

53. Khartakhai F.A. Istoricheskaia sud'ba krymskikh tatar. VestnikEvropy, 1866, T. II, pp. 182-236.

54. Shpuler B. Zolotaia Orda. Mongoly v Rossii. 1223-1502 gg. St-Petersburg, Evraziia Publ., 2018, 559 p.

55. Shukurov R.V. Velikie Komniny i Vostok (1204-1461). St-Petersburg, Aleteiia Publ., 2001, 446 p.

56. Iakobson A.L. Srednevekovyi Khersones (XII-XIV vv.). Moscow, Leningrad, Akademiia nauk SSSR Publ., 1950, 258 p.

57. Iakobson A.L. SrednevekovyiKrym. Moscow, Leningrad, Nauka Publ., 1964, 232 p.

58. Aboul-Ghâzi Bèhâdour Khan. Histoire des Mogols et des Tatares. St-Peterburg, 1871, Tom I, 393 p.

59. Balard M. La Romanie Génoise (XII - début du XVsiècle). Roma, Genova, 1978, 494 p.

60. Guillaume de Rubruk, Jean du Plan Carpin. Relations des voyages. Paris, 1839, 275 p.

61. Hoffman D.L. Rusticiano da Pisa. Norris J. Lacy (Ed.), The New Arthurian Encyclopedia, New York, Garland Publ., 1991, p. 392.

62. Hammer-Purgstall J. Geschichte der Goldenen horde in Kiptschak. Der Mongolen in Russland, Pesth, C.A. Hartleben's Verlag, 1840, 683 p.

63. Howorth H.H. History of the Mongols. Vol. II. London, 1880, 626 p.

64. Kunstmann F. Studien über Marino Sanudo den Alteren mit einem Anhang seiner ungegedruckten Briefe. München, 1853. (Königliche Bayerische Akademie der Wissenschaften. Abhandlungen, Phil. Historische Classe, VII, Bd. III).

65. Marco Polo. Concerning the Kingdoms and Marvels of the East. Vol. 2. London, 1871, 525 p.

66. Nicephori Gregorae. Byzantina historia. Vol. I. Bonnae, 1829.

67. NuaTaÇonoûXou M. O «AXaviKÔç» toù éniaKÔnou AXaviaç ©soSôpou Kai ^ siç tôv naTpiap%iKÔv 0pôvov àvappnaiç Tsp^âvou toù B'. 'Enerqpiç Exaipeiaç BvÇavnvàv Znovôaw, A0flvai, 1964, t. Ar, pp. 270-279.

68. NuaTaÇonoûXôu M.r. H ev TH TavpiKflXepoovrjoo noXiç ZovySaïa. Arqsvai, 1965.

69. Oikonomides N. Fiscalite et exemption fiscale a Byzance (IXe-XIe s.). Athènes, 1996, 320 p.

70. Pachymeres G. Relations historiques. Paris, 1984, 325 p.

71. Sanutus Marinus. Liber secretorumfidelium Crucis super Terrae sanctae recuperatione et conservatione, quo et Terrae sanctae historia ab origine et eiusdem vicinarumqueprovinciarum geographica descriptio continetur. Hannover, 1611, 361 p.

72. Spuler B. Die Goldene Horde. Die Mongolen in Rußland 1223-1502. Leipzig, Harrassowitz Verlag, 1943, 556 p.

73. ©soSopou елшколои AXavia^. ÄXaviKÖ^. Patrologia Graeca, 1865, T. 140, pp. 387-414.

74. Tomaschek W. Die Goten in Taurien. Wien, 1881, 77 p. (Ethnologische Forschungen über Ost-Europa und Nordasien. 1).

75. Thunmann I. Der Krimische Staat. A. F. Busching grosse Erdbeschreibung. Vierter band das Asiatische Russland und die Krimische Tartarei. Troppau, Gedruckt bei J. G. Trassier und im verlage der kompagnie, 1784, 112 p.

76. Vasary I. Golden Horde Khanate. John M. MacKenzie (Ed.), The Encyclopedia of Empire, New York, 2016, pp. 1-10.

77. Vasiliev A.A. The Goths in the Crimea. Cambridge, Mass., 1936, 292 p. (Monographs of the Medieval Academy of America. No. 11).

Информация об авторе

Айбабин А. И. - доктор исторических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И.

Вернадского, Researcher ID: Y-8384-2018.

Information about the author

Aibabin A. I. - Doctor of Science (History), Professor, Director of the History and Archaeology

of the Crimea Research Centre of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Researcher ID:

Y-8384-2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.