Научная статья на тему 'О дате образования Крымской Готии'

О дате образования Крымской Готии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GOTHIA / CRIMEA / DANUBE / THE KLIMATA OF CHERSON / ARCHONTIAI / DOROS / KHAZARS / ГОТИЯ / КРЫМ / ДУНАЙ / КЛИМАТЫ ХЕРСОНА / АРХОНТИИ / ДОРОС / ХАЗАРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айбабин Александр Ильич

Историки датируют образование Крымской Готии 325 г., или началом V в., или началом VIII века. Для обоснования даты образования Крымской Готии необходимо проанализировать все упоминания топонима в письменных источниках. Топоним «Готия» (Γοτθία) впервые упомянут в подписи епископа Готии Феофила в протоколе созванного в 325 г. в Никее I Вселенского собора. П.И. Кеппен, Ф.К. Брун и В. Томашек и другие видели в Готии Феофила епархию, находившуюся на территории Крыма. Д.Н. Беликов, В.Г. Васильевский, А.А. Васильев и другие помещали Готию на Нижнем Дунае. Согласно Э.А. Томпсон и О.Д. Менхен-Хельфен, Иоанн Златоуст также послал миссионеров в бассейн Дуная к готам, которые «говорили на том же языке, как те» (Ðμόγλωττοι ™κείνοις). В начале VIII в. хазары, воспользовавшись своим военным превосходством в регионе, захватили климаты Херсона. Вероятно, каган объединил климаты (архонтии) Горного Крыма в новую «провинцию» Готию со столицей в Доросе для облегчения сбора дани. Очевидно, правителем Готии каган назначил архонта климата Дорас и поручил ему сбор дани для каганата. В письменных источниках IV-VI вв. топонимом «Готия» называли расположенные на Нижнем Дунае княжество и епархию. В письменных источниках VIII-IX вв. населенный аланами и готами Юго-Западный Крым в VI-VII вв. именовали топонимом «Дори», а с VIII в. топонимом «Готия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DATE OF THE CRIMEAN GOTHIA CREATION

Introduction. Historians date the creation of the Crimean Gothia by 325 or the beginning of the 5th century, or the beginning of the 8th century. Methods. For justification of a date of creation of the Crimean Gothia it is necessary to analyse all references to the toponym in written sources. Analysis. The toponym Gothia (Γοτθία) is for the first time mentioned in the signature of the bishop Gothia Theophilus in the Act of the First Oecumenical Counsil of Nicaea in 325. P. I. Koeppen, F. K. Bruun, W. Tomaschek and others believe Gothia to have been an eparchy lying within the territory of the Crimea. D. N. Belikov, V. G. Vasilievsky, A. A. Vasilyev and others placed the Gothia on the lower Danube. According to E. A. Thompson and O. J. Maenchen-Helfen, John Chrysostom also sent missionaries to the basin of Danube to Goths who were “talking the same language as those” (Ðμόγλωττοι ™κείνοις). In the beginning of the 8th century the Khazars captured the Klimata of Cherson using their military dominance in the region. Probably, the khagan united the Klimata (archontiai) of the Mountainous Crimea in the new “province” of Gothia with the capital in Doros to facilitate the collection of tribute. Obviously, the khagan appointed the archon of Doros to be the ruler of Gothia and instructed him to collect tribute for the Khaganate. Results. In written sources of the 4th 6th centuries, toponym Gothia was used to name the principality and the diocese located on the Lower Danube. In written sources of the 8th 9th centuries, the South-Western Crimea inhabited by Alans and Goths was called Dory in the 6th 7th centuries, and since the 8th century it was called Gothia.

Текст научной работы на тему «О дате образования Крымской Готии»

www.volsu.ru

ВИЗАНТИИСКАЯ ТАВРИКА

DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu4.2018.5.6

UDC 93/94 Submitted: 26.02.2018

LBC 63.3(0)4 Accepted: 04.09.2018

ABOUT THE DATE OF THE CRIMEAN GOTHIA CREATION 1

Aleksandr I. Aybabin

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

Abstract. Introduction. Historians date the creation of the Crimean Gothia by 325 or the beginning of the 5th century, or the beginning of the 8th century.

Methods. For justification of a date of creation of the Crimean Gothia it is necessary to analyse all references to the toponym in written sources.

Analysis. The toponym Gothia (roxBia) is for the first time mentioned in the signature of the bishop Gothia Theophilus in the Act of the First Oecumenical Counsil of Nicaea in 325. P. I. Koeppen, F. K. Bruun, W. Tomaschek and others believe Gothia to have been an eparchy lying within the territory of the Crimea. D. N. Belikov, V. G. Vasilievsky, A. A. Vasilyev and others placed the Gothia on the lower Danube. According to E. A. Thompson and O. J. Maenchen-Helfen, John Chrysostom also sent missionaries to the basin of Danube to Goths who were "talking the same language as those" (o^oyXraxxoi eKeivoi^).

In the beginning of the 8th century the Khazars captured the Klimata of Cherson using their military dominance in the region. Probably, the khagan united the Klimata (archontiai) of the Mountainous Crimea in the new "province" of Gothia with the capital in Doros to facilitate the collection of tribute. Obviously, the khagan appointed the archon of Doros to be the ruler of Gothia and instructed him to collect tribute for the Khaganate.

Results. In written sources of the 4th - 6th centuries, toponym Gothia was used to name the principality and the diocese located on the Lower Danube. In written sources of the 8th - 9th centuries, the South-Western Crimea inhabited by Alans and Goths was called Dory in the 6th - 7th centuries, and since the 8th century it was called Gothia.

Key words: Gothia, Crimea, Danube, the Klimata of Cherson, archontiai, Doros, Khazars.

Citation. Aybabin A.I. About the Date of the Crimean Gothia Creation. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2018, vol. 23, no. 5, pp. 71-78. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.6

УДК 93/94 Дата поступления статьи: 26.02.2018

ББК 63.3(0)4 Дата принятия статьи: 04.09.2018

О ДАТЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКОЙ ГОТИИ1

оо Александр Ильич Айбабин

<м Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация

¡4

<С Аннотация. Историки датируют образование Крымской Готии 325 г., или началом V в., или началом

§ УШ века.

ю

Для обоснования даты образования Крымской Готии необходимо проанализировать все упоминания топонима в письменных источниках.

©

Топоним «Готия» (ГотМа) впервые упомянут в подписи епископа Готии Феофила в протоколе созванного в 325 г. в Никее I Вселенского собора. П.И. Кеппен, Ф.К. Брун и В. Томашек и другие видели в Готии Феофила епархию, находившуюся на территории Крыма. Д.Н. Беликов, В.Г. Васильевский, А.А. Васильев и другие помещали Готию на Нижнем Дунае. Согласно Э.А. Томпсон и О.Д. Менхен-Хельфен, Иоанн Златоуст также послал миссионеров в бассейн Дуная к готам, которые «говорили на том же языке, как те» (оцоуХюттог еке^ок;).

В начале УШ в. хазары, воспользовавшись своим военным превосходством в регионе, захватили климаты Херсона. Вероятно, каган объединил климаты (архонтии) Горного Крыма в новую «провинцию» Готию со столицей в Доросе для облегчения сбора дани. Очевидно, правителем Готии каган назначил архонта климата Дорас и поручил ему сбор дани для каганата.

В письменных источниках 1У-У1 вв. топонимом «Готия» называли расположенные на Нижнем Дунае княжество и епархию. В письменных источниках УШ-1Х вв. населенный аланами и готами Юго-Западный Крым в У1-УП вв. именовали топонимом «Дори», а с УШ в. - топонимом «Готия».

Ключевые слова: Готия, Крым, Дунай, климаты Херсона, архонтии, Дорос, хазары.

Цитирование. Айбабин А. И. О дате образования Крымской Готии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2018. - Т. 23, № 5. - С. 71-78. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2018.5.6

Введение. С последней трети XVIII в. не утихает научная дискуссия о дате создания и других аспектах истории Крымской Готии. По мнению одних исследователей, во время проведения в 325 г. в Никее I Вселенского собора так называли принадлежавшую готам часть полуострова, тогда как другие датировали возникновение Готии началом V в. или началом VIII века. Определение времени образования на полуострове Готии важно для объективного познания истории средневекового Крыма.

Метод. Поскольку авторы взаимоисключающих ранних дат произвольно трактовали многочисленные версии протоколов I Вселенского собора и труды историков церкви или вовсе игнорировали некоторые из них, то для решения поставленной задачи необходимо проанализировать все упоминания Готии в письменных источниках.

Топоним «Готия» (лат. Gothiae, греч. ГотШа) впервые упомянут в подписи епископа населенной готами территории Феофила в протоколе созванного в 325 г. в Никее I Вселенского собора. Известно несколько списков с подписями участников собора. В полной версии Феофил подписал протокол как епископ Готии:

Provinciae Gothiae

Theophilus Gothiae metropolis.

Provinciae Bosphori

Domnus Bosphorensis. Cathirius Bosphori [26, p. 696, 702].

В Кольбертинском списке подпись сокращена:

De Gothis

^еорЫ1ш Bosphoritanus

Domnus Bosphorensis [10, с. 369].

Как отметил В.Г. Васильевский, в этой подписи в результате ошибки переписчика Феофил «превращен» в одновременного с Дом-ном второго епископа Боспора [10, с. 369]. По мнению А.А. Васильева, поскольку в подписи участников собора перед именем епископа всегда ставят название его региона, то в ней необходимо подправить расположение слов:

De Gothis ^еорЫ1ш

Bosphoritanus

Domnus Bosphorensis - от Готов Феофил, из Боспора - Домн Боспорский [41, р. 11, 12].

В других латинских, греческих, сирийских, коптской и армянской редакциях списков перед подписью епископов обозначен регион, который они представляли:

XXXIX. Gothiae.

^еорЫ1ш Gothiae.

XL. Bospori.

Саатш Bospori [21, р. 56, 57, 116, 117, 214, 215, 230, 250, 251].

Такие же подписи Феофила (ФеофЛод Гот0íад) встречены в опубликованных В.Н. Бенешевичем Синайских списках I Вселенского собора [8, с. 290, 296].

П.И. Кеппен [12, с. 65], Ф.К. Брун [9, с. 195] и В. Томашек [40, S. 10], равно как и многие современные авторы, считали Феофила первым епископом Крымской Готии [29, р. 670; 33, р. 229;

35, p. 380]. Однако, по словам Сократа Схоластика (380-439), епископ дунайских готов Уль-фила «следовал» Феофилу, который участвовал в Никейском соборе и подписался [34, libr. II, XXXXI, col. 349-350]. Филосторгий (368-439) называл Ульфилу епископом дунайских готов [31, libr. П, 5, p. 469]. Павел Орозий (ок. 385-420) помещал Готию IV в. в Дакии [13, кн. I, 2.53, с. 30, 150]. По рассказу византийского автора второй половины X в. Св. Симеона Метафрас-та, молодой Ульфила присутствовал на Никейс-ком соборе в 325 г. вместе с первым епископом готов Феофилом [36, col. 705.Ш]. Д.Н. Беликов, ссылаясь на сочинение Сократа Схоластика, помещал епархию Феофила на Дунае [7, с. 34-35]. К тому же выводу пришли Ф.А. Браун [18, S. 8], В.Г. Васильевский [10, с. 369-370] и А.А. Васильев [41, p. 11-21]. По мнению Х. Вольфрама, готская епархия Феофила, вероятнее всего, находилась в Дакии [42, p. 33, 34, 91, 399, 418]. В пользу локализации Готии на Дунае свидетельствуют медальоны 332-334 гг. с топонимом «GOTHIA» в легенде, выпущенные после покорения Константином I части Дакии [42, p. 34; 23, p. 208-209].

Вновь топоним «roxBía» упомянут в письме, написанном в 404 г. архиепископом Константинопольским Иоанном Златоустом диаконисе Олимпиаде: «...достойный удивления епископ Унила, которого я недавно поставил и послал в Готию (ец ToxBiav), совершивши много великих дел, умер. И прибыл Мадурий с письмами правителя готов (то™ РПУ'^ t§v róx0®v), в которых последний просил послать к ним епископа. И вот так как против грозящей катастрофы я не вижу никакого другого средства, чтобы поправить дело, кроме промедления и отсрочки (им ведь невозможно теперь плыть ни в Боспор, ни вообще в те страны), то ты постарайся пока задержать их по причине зимы» [22, col. 618]. Ф.К. Брун и Х. Вольфрам, не приводя аргументов, заявляли о направлении Унилы к крымским готам [9, с. 208; 42, p. 91-92]. По мнению В.Г. Васильевского, поскольку Иоанн Златоуст отмечал опасность зимнего плавания в Боспор, то в этом фрагменте речь идет о таврических готах [10, с. 370]. По словам В. Томашека, титул рх£, t§v rÓT0®v дает основание считать Унилу епископом дунайских готов [40, S. 10; 1, с. 77-78]. Этот титул соответствует латин-

скому regulus, уменьшительное от rex - царь, король, князь. Полемизируя с В. Томашеком, А.А. Васильев утверждал, что «у крымских готов правитель, конечно, был и по терминологии того времени мог» называться королем, князем - rex) [41, p. 33-36]. Однако ран-несредневековые авторы использовали термин «rex» применительно к правителям остготов Подунавья. Иордан писал о Корил-ле, короле Готии (Corylus rex Gothorum), «которую предки называли Дакией» [11, с. 75, 133, 134].

Страну готов, населявших Горный Крым в V в., детально охарактеризовал византийский историк Прокопий Кесарийский в сочинении De Aedificiis («О постройках») [32, p. 3363]. По его словам, готы «с древних времен (roK^viai)» жили в области Дори и были союзниками Византии [32, bk. III, VII, 13; 3, с. 311-312; 6, с. 300].

А.В. Васильев видел в письме Иоанна Златоуста подтверждение принадлежности города Боспор готам, которые в предшествующий период захватили равнину Восточного Крыма [41, p. 21-23]. Однако в письме нет конкретной информации о местонахождении резиденции епископа Унилы и рэкса готов. Напомню, в письме шла речь об опасности зимнего плавания не только к Боспору, но и в некие «те страны» на Черном море. Вероятно, Иоанн Златоуст писал о Дунайской Готии. Как отмечали Э.А. Томпсон и О.Д. Менхен-Хельфен, епископ Кирский Феодорит (393-458/ 466) засвидетельствовал направление патриархом Константинополя Иоанном Златоустом в Подунавье к готам миссионеров, которые «говорили на том же языке, как те» (бцоу^юттог SKsivoig) [38, V, 30, 31, S. 330331; 14, с. 216; 25, p. 265-266].

Локализация Готии на Боспоре опровергается и археологическими материалами. В данном регионе весьма малочисленны связанные с германцами вещи второй половины III-IV века. Германские изделия найдены на городищах, поселениях и некрополях местного греческого и сармато-аланского населения [4, с. 303]. Тексты надписей из Керчи и с Таманского полуострова подтверждают сохранение в Боспорском царстве до конца V в. прежней правящей династии Тибериев Юлиев [16, S. 70].

Анализ. В описаниях происходивших в Крыму событий топоним «Готия» (roxBia) впервые встречен в сочинениях и документах VIII-IX веков.

Никифор в рассказе о хазарской экспансии на полуостров в начале VIII в. [1, с. 185, 187-189; 16, S. 170-183] писал о бегстве Юстиниана II из Херсона в соседнюю страну готов в крепость Дорос: «...sig то 9poupiov ^еуо-^svov то Aopog прод ту ГотВгку Ksi^svov x&pa ansSpaosv - ...в крепости, называемой Дорос и лежащей в стране готов» [15, с. 155-163; 37, p. 520, 521; 30, 42.6-8, p. 100, 101]. В сочинении Феофана идет речь о крепости Дарас (Аарад) [15, с. 39-62; 37, p. 520]. В его труде в отображении событий 711-712 гг. фигурируют «Херсон, Боспор и другие климаты», а также «жители Херсона и других крепостей» [37, p. 520, 527, 528]. В труде Никифора в повествовании о тех же событиях отмечены «Херсон, Боспор и другие архонтии», «граждане Херсона и других городов» и «архонты регионов» [30, p. 100-101, 106-109]. Никифор и Феофан привели вполне определенные доказательства захвата хазарами соседних с Херсоном климатов (архонтий) и крепостей Горного Крыма, созданных византийцами в конце VI в. на территории описанной Прокопием области Дори [32, bk. III, VII, 10-17; 3, с. 311312; 5, с. 42; 6, с. 6-8].

В созданном между 815 и 842 гг. «Житии Святого Иоанна Готского» упомянуты страна готов (х&рад t§v ToTBrav), господин Готии (кирюд туд roTBiag) и архонты крепостей, горные ущелья (клисуры - туд K^sioou-рад) и крепость, называемая Дорос (то KaoTpov awrov то ^syo^svov Aopog) [17, p. 78-81; 2, с. 617-618]. В написанном в 808 г. письме Фе-одор Студит возмущался распутным поведением нарушившего церковные правила архонта Готии и ее климатов (rouTBia каГ тоТд кМц-aoiv аитуд) [39, vol. I, 'Елшт. 31.95, p. 84, 88; 41, p. 106]. В тексте XIV в. «Чудеса святого Евгения Трапезунтского» говорится о Херсоне и тамошних климатах Готии [20, p. 117118]. Патриарх Никифор встречался с правителем Готии в 808 г. в Константинополе. Игнатий (умер вскоре после 845 г.) в житии патриарха Никифора (808-815) возмущался поведением правителя народа Таврических климатов [41, p. 106; 16, S. 198-199].

Рассмотренные тексты убедительно свидетельствуют о подчинении в начале УШ в. климатов (архонтий) области Дори хазарскому кагану. Он назначил ее правителем архонта климы Дорас и поручил ему сбор дани [1, с. 210, 211]. Византийцы подвластную хазарам область Дори назвали Готией. Ее правителя в агиографических документах именовали неофициальным титулом архонт или «господин Готии (кирюд туд Гот0íag)» и «правитель народа Таврических климатов» [1, с. 210, 211; 16, S. 198-199].

Не смирившись с потерей Горного Крыма, Византия значительно активизировала идеологическую и культурную экспансию в регионе и в первой половине УШ в. образовала Готскую епархию [2, с. 617; 16, S. 196]. Согласно «Житию Святого Иоанна Готского», уже в 754 г. в Готии существовала епархия. Ее епископ (Гот0íag етаколод) на иконоборческом соборе 754 г. подписал решение об отмене иконопочитания и был возведен в сан митрополита Гераклеи Фракийской [17, р. 7879; 2, с. 617-618]. Протоколы VII Вселенского (II Никейского) собора 787 г. подписаны монахом Кириллом по поручению епископа Готии (елшколои Гот0íag) [27, р. 994 С; 28, р. 384 В; 24, S. 31.46£ 16, S. 196]. В ^Ша («Нотиции») 3-го свода Жана Даррузеса содержится роспись епархий Константинопольского патриархата, в которой под номером 37 помещена епархия Готии (8лapxía Гот0íag) с резиденцией в Доросе [19, р. 31, 241, 242, 245].

Результаты. В приведенных выше письменных источниках ГУ-У! вв. топонимом «Готия» называли расположенные на Нижнем Дунае княжество и епархию.

Судя по цитированным источникам УШ-IX вв., топонимом «Готия» в начале УIII в. византийцы стали именовать захваченную хазарами «страну готов Дори», а ее правителя - господином Готии (кирюд) или «правителем народа Таврических климатов». В хазарской Готии в первые десятилетия УШ в. Константинополь создал Готскую епархию.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ № 33.5156.2017/БЧ по теме «Византийское присут-

ствие в Крыму: политический, экономический и культурный аспекты».

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Айбабин, А. И. Этническая история ран-невизантийского Крыма / А. И. Айбабин. - Симферополь : Дар, 1999. - 352 с.

2. Айбабин, А. И. Некоторые аспекты истории Готской епархии в Юго-Западном Крыму / А. И. Айбабин // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2006. - Вып. XII. -С. 615-626.

3. Айбабин, А. И. О локализации области Дори / А. И. Айбабин // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2015. - Вып. XX. -С. 311-332.

4. Айбабин, А. И. Боспорское царство в последней четверти III - третьей четверти IV вв. / А. И. Айбабин // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2016. - Вып. XXI. - С. 300-311.

5. Айбабин, А. И. О реформе системы управления владениями Византии в Крыму в последней четверти VI века / А. И. Айбабин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2017. - Т. 22, №> 5. - С. 38-45. - DOI: 1^:/ /doi.Org/10.15688/jvolsu4.2017.5.4.

6. Айбабин, А. И. Крымские готы страны Дори (середина III - VII в.) / А. И. Айбабин, Э. А. Хайреди-нова. - Симферополь : Антиква, 2017. - 368 с.

7. Беликов, Д. Н. Начало христианства у готов / Д. Н. Беликов // Православный собеседник. - 18861887. - С. 1-198.

8. Бенешевич, В. Н. Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора / В. Н. Бе-нешевич // Известия Императорской Академии Наук. Серия VI. - 1908. - Т. 2, вып. 3. - С. 281-306.

9. Брун, Ф. К. Черноморские готы и следы долгого их пребывания в Южной России / Ф. К. Брун // Брун, Ф. К. Черноморье. В 2 ч. Ч. II. - Одесса : Тип. Г. Ульриха, 1880. - С. 189-241.

10. Васильевский, В. Г. Житие Иоанна Готского / В. Г. Васильевский // Труды В.Г. Васильевского. В 4 т. Т. II, вып. 2. - СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1912. - С. 351-427.

11. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Иордан ; пер. и коммент. Е. Ч. Скржинс-кой. - СПб. : Алетейя, 1997. - 507 с.

12. Кеппен, П. И. О древностях Южного Берега и гор Таврических / П. И. Кеппен. - СПб. : Тип. Императ. Акад. Наук, 1837. - 409 с.

13. Орозий, П. История против язычников. В 3 т. Т. 1. Кн. I—III / Павел Орозий. - СПб. : Алетейя, 2001. - 384 с.

14. Томпсон, Э. А. Римляне и варвары. Падение Западной империи / Э. А. Томпсон. - СПб. : Ювента, 2003. - 288 с.

15. Чичуров, И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора / И. С. Чичуров. - М. : Наука, 1980. -216 с.

16. Ajbabin, A. I. Archäologie und Geschichte der Krim in byzantinischer Zeit / A. I. Ajbabin. - Mainz : Verl. des Römische-Germanischen Zentralmuseums, 2011. - 276 S.

17. Auzépy, M. -F. La vie de Jean de Gothie (BHG 891) / M.-F. Auzépy // La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar. - P. : Assoc. des amis du Centre d'histoire et civilisation de Byzance, 2006. - P. 69-86.

18. Braun, F. Die letzten Schicksale der Krimgoten / F. Braun // Jahresbericht der Reformierten. Kirchenschule. - St. Petersburg : R. Golicke, 18891890. - S. 1-88.

19. Darrouzès, J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae / J. Darrouzès. - P. : Inst. fr. d'ét. byz., 1981. - 521 p.

20. Fontes Trapezuntini. T. 1 / ed. by A. Papadopoulos-Kerameus. - Amsterdam : A.M. Hakkert, 1965. - XV 176 p.

21. Gelzer, H. Patrum nicaenorum nomina Latine, Graece, Coptice, Syriace, Arabice, Armeniace / H. Gelzer, H. Hilgenfeld, O. Cuntz // Bibliotheca Teubneriana, scriptores sacri et profane. Fasc. II. -Leipzig : Teubner, 1898. - 266 p.

22. Joannis Chrysostomi. Epistola XIV Olimpiadi diaconissae // Patrologiae Graecae. - P. : J.-P. Migne, 1862. - T. LII / ed. by J.-P. Migne. - P. 612-619.

23. Kovacs, P. Constantine, the Sarmatians, the Goths and Pannonia / P. Kovacs // More modoque. Festschrift für Miklos Maroth zum siebzigsten Geburtstag. - Budapest : Forschungszentr. für Humanwiss. d. Ung. Akad. d. Wiss., 2013. - P. 193-211.

24. Lamberz, E. Die Bischofslisten des VII. Ökumenischen Konzils (Nicaenum II) / E. Lamberz. -München : Verl. d. Bayer. Akad. d. Wiss., 2004. - 88 S.

25. Maenchen-Helfen, O. J. The World of the Huns : Studies in Their History and Culture / O. J. Maenchen-Helfen. - Berkeley ; Los Angeles : Univ. of California Press, 1973. - 602 p.

26. Mansi, J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio / J. D. Mansi. - Florentia : A. Zatta, 1749. - Vol. II. - 1380 p.

27. Mansi, J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio / J. D. Mansi. - Florentia : A. Zatta,

1766. - Vol. XII . - 1154 p.

28. Mansi, J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio / J. D. Mansi. - Florentia : A. Zatta,

1767. - Vol. XIII . - 1004 p.

29. Mathisen, R. W. Barbarian Bishops and the Churches "in Barbaricis Gentibus" During Late

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Antiquity / R. W. Mathisen // Speculum. - 1997. -Vol. 72, №> 3. - P. 664-697.

30. Nikephoros, patriarch of Constantinople. Short history / text, transl. and comment. by C. Mango. -Washington : Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1990. - 247 p.

31. Philostorgius. Historia ecclesiastica // Patrologiae Graecae. - P. : J.-P. Migne, 1864. - T. LXV / ed. by J.-P. Migne. - P. 459-638.

32. Procopius. On Buildings / transl. by H. B. Dewing, G. Downey - Cambridge (MA) : Harvard Univ. Press, 1940. - 556 p. - (Loeb Classical Library ; 343).

33. Ruscu, D. Bishop Theophilus and the church of Gothia / D. Ruscu // Acta Musei Napocensis. -2012. - №> 47-48/I (2010-2011). - P. 229-240.

34. Socratis Scholastici. Historia ecclesiastica // Patrologiae Graecae. - P. : J.-P. Migne, 1864. -T. LXVII / ed. by J.-P. Migne. - P. 30-842.

35. Strzelczyk, J. Visigothic society of the 4th century in the light of the passion of saint Saba the Goth / J. Strzelczyk // Eos. - 1980. - Vol. 68. - P. 367386.

36. Symeon Metaphrastes. Vita Sanctorum Mensis // Patrologiae Graecae. - P. : J.-P. Migne, 1864. -T. CXV / ed. by J.-P. Migne. - P. 9-1326.

37. The Chronicle of Theophanes Confessor: Byzantine and Near Eastern History AD 284-813 / text, transl. and coment. by C. Mango, R. Scott. - Oxford : Clarendon Press, 1997. - 744 p.

38. Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. von L. Parmentier. - Leipzig : J.C. Hinrichs'sche Buchh., 1911. - 427 S.

39. Theodori Studitae. Epistulae. T. I-II / H.-G. Beck, A. Kambylis, R. Keydell (eds.). - Berolini, 1992. -1007 p. - (Corpus Fontium Historiae Byzantinae).

40. Tomaschek, W. Die Goten in Taurien. Ethnologische Forschungen über Ost-Europa und Nordasien 1 / W. Tomaschek. - Wien : Hölder, 1881. -77 S.

41. Vasiliev, A. A. The Goth in the Crimea / A. A. Vasiliev. - Cambridge : The Medieval Acad. of America, 1936. - 292 p.

42. Wolfram, H. Histoire des Goths / H. Wolfram. -P. : Albin Michel, 1990. - 574 p.

REFERENCES

1. Aybabin A.I. Etnicheskaya istoriya rannevizantiyskogo Kryma [Ethnic History of the Early Byzantine Crimea]. Simferopol, Dar Publ., 1999. 352 p. (in Russian).

2. Aybabin A.I. Nekotorye aspekty istorii Gotskoy eparhii v Yugo-Zapadnom Krymu [Some Aspects of the History of Gothian Diocese of the South-Western Crimea]. Materialy po arkheologii,

istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2006, vol. XII, pp. 615-626.

3. Aybabin A.I. O lokalizatsii oblasti Dori [On the Location of the Region of Dory]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria],

2015, vol. XX, pp. 311-332. (in Russian).

4. Aybabin A.I. Bosporskoe tsarstvo v posledney chetverti III - tretey chetverti IV vv. [Bosporan Kingdom from the Last Quarter of the Third to the Third Quarter of the Fourth Century]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria],

2016, vol. XXI, pp. 300-311. (in Russian).

5. Aybabin A.I. On the Reform of the Administrative System of Byzantium's Possessions in the Crimea in the Last Quarter of the 6th Century. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2017, vol. 22, no. 5, pp. 38-45. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.4 (in Russian).

6. Aybabin A.I., Khairedinova E.A. Krymskie goty strany Dori (seredina III-VII v.) [Crimean Goths in the Region of Dory (mid-third to seventh century)]. Simferopol, Antikva Publ., 2017. 368 p. (in Russian).

7. Belikov D.N. Nachalo khristianstva u gotov [Origin of Christianity among the Goths]. Pravoslavnyy sobesednik [Orthodox Interlocutor], 1886-1887, pp. 1-198. (in Russian).

8. Beneshevich V.N. Sinayskiy spisok ottsov Nikeyskogo pervogo vselenskogo sobora [A Sinaitic List of the Fathers of the First Oecumenical Council]. Izvestiya Imperatorskoy Akademii Nauk [Bulletin of the Imperial Academy of Sciences], 1908, Series VI. Vol. 2, no. 3, pp. 281-306. (in Russian).

9. Brun F.K. Chernomorskie goty i sledy dolgogo ikh prebyvaniya v Yuzhnoy Rossii [The Black Sea Goths and Traces of their Stay in Southern Russia]. Chernomorye [Black Sea Cost], Part II. Odessa, Typ. G. Ulrikha Publ., 1880, pp. 189-241. (in Russian).

10. Vasilevskiy V.G. Zhitie Ioanna Gotskogo [The Life of John of Gothia]. Trudy V.G. Vasilevskogo [Works of Vasiliy G. Vasilevskiy]. Saint Petersburg, Typ. Imp. Akad. Nauk Publ., 1912, vol. 2, pp. 351-427. (in Russian).

11. Iordan. O proiskhozhdenii i deyaniyakh getov. Getica [On the Origin and the Deeds of the Gets. Getica] Saint Petersburg, Aletheia Publ., 1997. 507 p. (in Russian).

12. Keppen P.I. O drevnostyakh Yuzhnogo Berega i gor Tavricheskikh [On the Antiquities of the Southern Coast and the Tauride Mountains]. Saint

Petersburg, Typ. Imp. Akad. Nauk Publ., 1837. 409 p. (in Russian).

13. Orosius Paulus. Istoriya protiv yazychnikov [Historiae Adversum Paganos]. In 3 vols. Vol. 1. Books I—III. Saint Petersburg, Aletheia Publ., 2001. 384 p. (in Russian).

14. Tompson E.A. Rimlyane i varvary. Padenie Zapadnoy imperii [The Romans and the Barbarians. The Decline of the Western Empire]. Moscow, Yuventa Publ., 2003. 288 p. (in Russian).

15. Chichurov I.S. Vizantiyskie istoricheskie sochineniya: «Khronografiya» Feofana, «Breviariy» Nikifora [Byzantine Historical Works: Chronography, by Pheophane, Breviary by Nikephoros]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 216 p. (in Russian).

16. Aybabin A.I. Archäologie und Geschichte der Krim in byzantinischer Zeit. Mainz, Verl. des Römische-Germanischen Zentralmuseums, 2011. 276 p.

17. Auzépy M. -F. La vie de Jean de Gothie (BHG 891). La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar, Paris, Assoc. des amis du Centre d'histoire et civilisation de Byzance, 2006, pp. 69-86.

18. Braun F. Die letzten Schicksale der Krimgoten. Jahresbericht der Reformierten. Kirchenschule, Petersburg, R. Golicke, 1889-1890, pp. 1-88.

19. Darrouzès J. Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, Inst. fr. d'ét. byz., 1981. 521 p.

20. Papadopoulos-Kerameus A., ed. Fontes Trapezuntini. Vol. 1. Amsterdam, A.M. Hakkert, 1965, XV 176 p.

21. Gelzer H., Hilgenfeld H., Cuntz O. Patrum nicae-norum nomina Latine, Graece, Coptice, Syriace, Arabice, Armeniace. Bibliotheca Teubneriana, scriptores sacri et profani, fasc. II. Leipzig, Teubner, 1898. 266 p.

22. Joannis Chrysostomi. Epistola XIV Olimpiadi diaconissae. Migne J.-P., ed., Patrologiae Graecae. Vol. LII. Paris, J.-P. Migne, 1862, pp. 612-619.

23. Kovacs P. Constantine, the Sarmatians, the Goths and Pannonia. More modoque. Festschrift für Miklôs Maroth zum siebzigsten Geburtstag. Budapest, Forschungszentr. für Humanwiss. d. Ung. Akad. d. Wiss., 2013, pp. 193-211.

24. Lamberz E. Die Bischofslisten des VII. Ökumenischen Konzils (Nicaenum II). München, Verl. d. Bayer. Akad. d. Wiss., 2004. 88 p.

25. Maenchen-Helfen O.J. The World of the Huns: Studies in Their History and Culture. Berkeley, Los Angeles, Univ. of California Press, 1973. 602 p.

26. Mansi J.D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio. Florentia, A. Zatta, 1749, vol. II. 1380 p.

27. Mansi J.D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio. Florentia, A. Zatta, 1766, vol. XII. 1154 p.

28. Mansi J.D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio. Florentia, A. Zatta, 1767, vol. ХШ. 1104 p.

29. Mathisen R.W. Barbarian Bishops and the Churches "in Barbaricis Gentibus" During Late Antiquity. Speculum, 1997, vol. 72, no. 3, pp. 664-697.

30. Mango C., ed. Nikephoros, patriarch of Constantinople. Short history. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1990. 247 p.

31. Philostorgius. Historia ecclesiastica. Migne J.-P., ed. Patrologiae Graecae. Paris, J.P. Migne, 1864, vol. LXV, pp. 459-638.

32. Procopius. On Buildings. Cambridge, MA, Harvard Univ. Press, 1940. 556 p. (Loeb Classical Library; 343).

33. Ruscu D. Bishop Theophilus and the church of Gothia. ActaMusei Napocensis, 2012, vol. 47-48/I (2010-2011), pp. 229-240.

34. Socratis Scholastici. Historia ecclesiastica. Migne J.-P., ed. Patrologiae Graecae. Paris, J-P. Migne, 1864, vol. LXVII. pp. 30-842.

35. Strzelczyk J. Visigothic society of the 4th century in the light of the passion of Saint Saba the Goth. Eos, 1980, vol. 68, pp. 367-386.

36. Symeon Metaphrastes. Vita Sanctorum Mensis. Migne J.-P., ed. Patrologiae Graecae. Paris, J.-P. Migne, 1864, vol. CXV, pp. 9-1326.

37. Mango C., Scott R., ed. The Chronicle of Theophanes Confessor: Byzantine and Near Eastern History AD 284-813. Oxford, Clarendon Press, 1997. 744 p.

38. Theodoret. Kirchengeschichte. Leipzig, J.C. Hinrichssche Buchh., 1911. 427 p.

39. Beck H.-G., Kambylis A., Keydell R., eds. Theodori Studitae. Epistulae. Vol. I-II. Berolini, 1992. 1007 p. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae).

40. Tomaschek W. Die Goten in Taurien. Ethnologische Forschungen über Ost-Europa und Nordasien 1. Wien, Hölder, 1881. 77 p.

41. Vasilyev A.A. The Goth in the Crimea. Cambridge, The Medieval Acad. of America, 1936. 292 p.

42. Wolfram H. Histoire des Goths. Paris, Albin Michel, 1990. 574 p.

Information about the Author

Aleksandr I. Aybabin, Doctor of Sciences (History), Professor, Director of Research Centre of the History and Archaeology of Crimea, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Prosp. Vernadskogo, 4, 295007 Simferopol, Russian Federation, aleksandraibabin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4116-8198

Информация об авторе

Александр Ильич Айбабин, доктор исторических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, просп. Акад. Вернадского, 4, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация, aleksandraibabin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4116-8198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.