ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
241
крупный бизнес и модернизация Экономики
российских регионов
ДАРМИЛОВА Ж.Д., КОЛЕСНИКОВ Ю.С.
Академия маркетинга и социальных информационных технологий, зав. кафедрой отраслевого менеджмента, к.э.н.,
доцент, 350010, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Зиповская, д. 5; Южый федеральный университет, д.э.н., профессор, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88
С началом рыночных реформ в России в экономическом пространстве регионов (субъектов Федерации) появляется и становится все более доминирующим новый институциональный игрок - крупные корпоративные структуры - финансово-промышленные группы, транснациональные компании и сетевые корпорации и т.п.
Ключевые слова: накопление капитала; концентрация собственности; естественные монополии; скупка промышленных активов; реструктуризация
Коды классификатора JEL: R11, R12, R28
Ресурсы регионов становятся объектом интересов крупного бизнеса, который шаг за шагом в поисках но- т вых рентных доходов начинает экспансию в регионы России, прежде всего сырьевые, выстраивая свои взаимо- ^ отношения с региональными властями на поле конкурентной борьбы с предприятиями - лидерами регионов. ь По определению ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я.Паппэ к крупному бизнесу ^ следует относить экономические структуры с объемом продаж более 1 млн.долл., в составе которых есть X компании или предприятия, занимающие ключевые позиции в важнейших отраслях экономики страны, а также компании с меньшим объемом продаж (от 500 млн.долл.), но занимающие ведущие позиции в своих отраслях. [6]
По данным рейтинга 500 крупнейших компаний России этому критерию соответствуют около 15 бизнес-групп и компаний, в основном экспортно-сырьевого сектора экономики («Лукойл», «Альфа-Групп», «Сиб- д нефть», «Татнефть», Группа «МДМ», «Северсталь-групп», «Базовый элемент», «Интеррос» и др.). [10] I-
По мере накопления капитала, создание соответствующих институциональных условий и ослабления 00 конкурентных позиций и оскуднения финансовых ресурсов регионального бизнеса в российские регионы О приходят глобальные и интегрированные компании, финансовые, организационные и лоббистские возмож- ¡=у ности которых используются в целях капитализации локальных ресурсов регионов, превращая их в конкурентный товар и извлекая рентный доход от их конкурентных преимуществ на глобальных рынках. 0
Для крупных компаний и ФПГ характерны следующие формы концентрации собственности: дружественные слияния, агрессивная скупка акций компании-цели; банкротство компании-цели; агрессивный захват: рейдерство; грин мэйл. [2, 12] ££
Ряд исследователей [4, 12] выделяют 4 этапа территориальной экспансии в регионы крупного бизнеса: ю Первый этап (1992-1993 г.г.) связан с созданием акционерных обществ естественных монополий и пер- ^ вичным разделом ареалов добычи нефти, газа, производства электроэнергии. >
Второй этап (1994-1995 г.г.) - «большой передел» собственности и экспансия банковских бизнес-групп («Менатеп», «Интеррос», «Альфа-банк» и др), получившие наиболее привлекательные активы промышленных предприятий в регионах (прежде всего - предприятий добывающей промышленности) в ходе залоговых аукционов или путем скупки акций и работников предприятий. Вслед за скупкой промышленных активов началось создание филиалов крупных столичных банков и поглощение местных банков. В то же время фор- а мируются крупные, но локализованные бизнес-группы в субъектах РФ со значительными экономическими ^ ресурсами, контролируемые региональными властями. Как результат вместо интеграции экономического ^ пространства произошло простое разделение ресурсных регионов и увеличение числа получателей ренты. о Третий этап (1996-2002 г.г.) обозначил рост экономического и политического влияния крупного бизнеса о в регионах, что было связано с общим экономическим ростом, позволившим крупному экспортоориентиро- 9 ванному бизнесу аккумулировать рентные доходы. Причем в этот период капитализация локальных ресурсов о регионов крупнейшими компаниями осуществлялось с помощью развития самой ресурсной базы, создания о вертикально интегрированных структур «сырье-полуфабрикаты-конечная продукция», расширения рынков ^ сбыта, инвестирование доходов от экспорта в наиболее прибыльные сектора экономики. [4, с. 15] с^
Четвертый этап (2003 г. - по наст.время) связан с фундаментальным поворотом политики федеральных Ц властей к проблеме восстановления контроля государства над крупнейшими сырьевыми и стратегическими Е активами. ф
В результате произошло динамичное расширение зон влияния крупного бизнеса, включая и периферийные районы (Северный Кавказ). 5
Как показывает анализ, пространственные стратегии крупных компаний не ограничиваются только конкуренцией за технологически необходимое сырье, однопрофильные производства меньшего масштаба, логистику. Крупные производственно-ориентированные компании выбирают стратегию закрепления в базовых регионах и выборочной целевой экспансии преимущественно в новые ресурсные зоны или «транспортные коридоры».
Ш
ф
о ф
т
0
1 О
п
л ь о ш х
ч
а
г ш
о I-
00 □
□
ш
о
о
1— ф
1— ^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф со 1— О
а о
о
0
1_
0
1_
о <3
со О
I—
О О о.
о ф
о ф
т
0
1
о о
Весьма показательно, что в основу типологии регионов России некоторые исследователи берут именно критерий привлекательности регионов для крупного бизнеса с точки зрения перспектив капитализации их ресурсов. Так, в соответствии с типологией, предложенной Зубаревич Н.В., регионы в зависимости от степени влияния бизнеса и динамики его проникновения в регион классифицируются следующим образом: базовые регионы производства (регионы добычи и переработки экспортных ресурсов), регионы-экспансии (регионы привлекательные с точки зрения диверсификации активов), полупериферийные для бизнеса регионы (регионы, не обладающие ресурсами, доходным экспортным производством или емким рынком сбыта), периферийные регионы (регионы нестабильности, с неразвитой инфраструктурой, незначительными ресурсами) [4, с. 32].
Юг России отнесен в соответствии с данной типологией частично к аграрно-индустриальным районам (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края), к полупериферийным и периферийным регионам.
В Ростовской области первыми были поглощены индустриальные активы, затем АПК и портов. В Краснодарском крае первой началась борьба за контроль над крупнейшими портами, затем вектор экспансии переместился в пищевую промышленность и агросектор. В Ставропольском крае крупный бизнес усилил контроль над нефтехимическими активами (ОАО «Невинномысский азот»), и в агропромышленном комплексе. В республиках Северного Кавказа под контроль крупного бизнеса перешли 1-2 предприятия (пример - покупка группой «Евроцемент» ОАО «Кавказцемент» в Карачаево-Черкесской Республике).
Перечень 15 крупнейших предприятий Юга России (табл. 1), а также крупнейшие бизнес-группы (табл. 2) четко фиксирует вектор экспансии крупного бизнеса - рентные ресурсы.
Таблица 1.
15 крупнейших промышленных предприятий ЮФО в 2006 году (оценка) [11]
№ Название предприятия Выручка в 2006 г, млрд.руб. Род деятельности
1 ООО «Лукойл» - Волгоградпереработка», Волгоградская область 78,0 Нефтепереработка
2 ООО «Роснефть - Туапсинский НПЗ», Краснодарский край 40,0 Нефтепереработка
3 ООО «Лукойл» - Нижневолжскнефть», Волгоградская область 30,0 Нефтепереработка
4 ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод», Краснодарский край 23,7 Нефтепереработка
5 ООО «Астраханьгазпром», Астраханская область 20,0 Газодобыча, переработка газа
6 ОАО «Таганрогский автомобильный завод», Ростовская область 19,5 Автомобилестроение
7 ОАО «Волжский трубный завод», Волгоградская область 19,0 Производство труб
8 ОАО «Таганрогский металлургический завод», Ростовская область 17,8 Производство труб
9 ЗАО «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод - Краснодарэко-нефть», Краснодарский край 16,0 Нефтепереработка
10 ОАО «Южная генерирующая компания - ТГК-8», Астраханская область 14,6 Производство электро- и тепловой энергии
11 ОАО «Инпром», Ростовская область 12,0 Переработка и реализация металлического лома
12 ОАО «Невинномысский Азот», Ставропольский край 11,7 Химическое производство
13 ОАО «Ростелемаш», Ростовская область 10,3 Производство комбайнов и другой сельскохозяйственной техники
14 ОАО «Волгоградский алюминиевый завод», Волгоградская область 10,0 Цветная металлургия
15 ОАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», Волгоградская область 8,8 Металлургия
В отличие от крупных корпоративных интегрированных структур, как правило инорегиональных, главной линией которых является перераспределение в свою пользу рентных ресурсов и максимальное присвоение рентных доходов, малый и средний бизнес остается основным «игроком» на поле региональной экономики, для которого сохранение и развитие потенциала региональной экономики как таковой остается вопросом существования и экономической безопасности, основой их деловой среды.
Малому и среднему бизнесу принадлежит ведущая роль в процессах интеграции региональных экономик на базе совместного использования локальных ресурсов, выстраивающим межрегиональные и внутрирегиональные взаимодействия.
Стимулы к различным формам экономических взаимодействий бизнес-структур в области использования локальных ресурсов связаны во-первых, с перспективами снижения явных издержек при заданном объеме выпуска, повышением производственной эффективности, во-вторых, увеличением прибыли при неизменных средних затратах на производство продукции, в-третьих, повышением цен и прибыльности вследствие доминирования на рынке. В-четвертых, стремлением предпринимателей к контролю над рынком сбыта наличной продукции, в-пятых, возможностью экономики на масштабах пространства в силу конкретных ресурсов и производства, в-шестых, необходимостью создания эффективно управляемой организации производства и сбыта готовой продукции, в-седьмых, интеграционной вертикалью и горизонталью структурированных компаний в мировой рынок и обеспечение их конкурентоспособности. [5, с. 54]
Кроме того, наряду с общеэкономическими факторами, действуют характерные для российской экономики факторы расширения сетевых взаимодействий на региональных рынках локальных ресурсов. [1, с. 92-94]
Таблица 2.
Крупнейшие бизнес-группы и компании России на 2006 г. (без иностранных компаний) [4]
№ Компании и группы Предприятия
Карачаево-черкесская республика
1 УГМК Урупский ГОК
2 «Евроцемент» «Кавказцемент»
3 «Разгуляй-Укррос» «Карачаево-Черкесский мукомол», Сахарный завод
республика северная осетия
4 УГМК
Краснодарский рай
5 «Лукойл» («Никойл»), Уралсиб Новороссийский морской порт, (менее 50%)
6 НЛМК Порт «Туапсе»
7 «АгроКубань-ресурс» /Базовый элемент Сельхозпредприятия и АПК
8 «Альфа-Эко»/Альфа-групп Сахарные заводы
9 «ЕвроХим» / МДМ Белореченские миниудобрения
10 Очаковский пивзавод Филиал
11 «Вимм-Биль-Данн» и другие активы собственников Гульчевикский маслозавод, Тимашевский молкомбинат, Ейский портовый элеватор, Ейский морской порт (15%), Азовская судоремонтная компания
12 АПХ «Черкизовский»/АПК «Михайловский» Краснодарский мясокомбинат
13 «Разгуляй-Укррос» Сахарный завод «Тихорецкий», Полтавский КХ
ставропольский край
14 «ЛУКОЙЛ» «Ставролен», Буденовский завод пластмасс (с правительством Москвы)
15 «ЕвроХим»/МДМ «Невинномысский Азот»
16 «Агрос»/Интеррос «Ставропольский бойлер»
17 «Разгуляй-Укррос» Зеленокумский, Светлоградский, Стародубский элеваторы
18 Группа компаний ОГО Марьинская, Пятигорская птицефабрики
19 МАИР Арматурный завод
20 «Эксима» Светлоградский мясокомбинат
Астраханская область
21 «ЛУКОЙЛ» «Нижневолжскнефтегаз», «Лукойлморнефтегаз» и др.
22 Волжское пароходство Астраханское пароходство
23 Группа компаний ОГО Асраханский КХП, Болдинский хлебозавод, Астраханская птицефабрика
Волгоградская область
24 «ЛУКОЙЛ» Нижневолжскнефть, Волгоградский НПЗ
25 ТМК/МДМ Волжский трубный завод
26 «СУАЛ»/«Ренова» Волгоградский алюминиевый завод
27 «Агромашхолдинг» Волгоградский тракторный завод
28 «AMTEL-Vredestein» Волгоградский завод техуглерода
29 ЕПК Волжский подшипниковый завод
30 «Новое Содружество» «Сельмаш-Урюпинск»
31 «Русский текстиль» Камышинский ХБК
32 «Эксима» Филоновский мясокомбинат
ростовская область
33 «Трансмашхолдинг»/УГМК Новочеркасский электровозостроительный завод
34 ТМК/МДМ Таганрогский металлургический завод
35 «Северсталь» Таганрогский порт, Азовский порт
36 «Русский алюминий» (продано АЛКОА) Белокалитвенское металлургическое объединение
37 «Продо»/Millhouse Capital Молокозавод, сельхозпредприятия
38 «Донинвест» ТагАЗ, Таганрогский комбайновый завод, завод «Красный Аксай», молочный комбинат
39 МАИР Сулинский металлургический завод
40 «Новое содружество» «Ростсельмаш»
41 Корпорация «Иркут» Таганрогский АНТК им.Бериева
42 ВВН-Балтика Балтика-Ростов («Донское пиво»)
43 АПК «Черкизовский» / АПК «Михайловский» Ростовский мясокомбинат, птицефабрика
44 «Разгуляй-Укррос» Дубовскхлебопродукт, Цимлянский КХП Азовский портовый элеватор
45 «Русский уголь» «Гуковуголь», «Ростовуголь»
Важным институциональным аспектом экономических взаимодействий предпринимательских структур является поиск оптимальных организационных форм этого взаимодействия в локальном пространстве реги-
0
1
о 0)
ональной экономики. Между двумя крайними типами координации - рыночным и иерархическим - находятся многочисленных гибридные формы. Гибридная форма соглашений - это специализированный механизм управления сделками, предполагающий существование двусторонней зависимости без полной интеграции. Примерами гибридных форм организации служат контракты франчайзинга, лизинга, совместные предприятия, а также долгосрочная договорная практика. Гибридные формы, позволяя использовать элементы иерархической координации, обладают важным преимуществом по сравнению с полной интеграцией - сильными стимулами к повышению производственной эффективности. Сохранение сильных стимулов в рамках гибридных форм интеграции - результат того, что собственник (или менеджер) формально независимого предприятия выигрывает от снижения издержек.
Среди гибридных форм, рассматриваемых в литературе, важное место в последние десятилетия заняли сетевые промышленные (предпринимательские) структуры, под которыми понимается сложившиеся под воздействием условий развития конкурентно-предпринимательской среды определенного рынка экономические формы взаимодействия предпринимательских структур в целях воспроизводства механизмов информационного обмена и на основе реализации общей контрактной культуры между участниками сети. При этом для сетей характерно отсутствие управленческой вертикали, а все отношения между контрагентами строятся на основе контрактных соглашений и реализации принципа равноправия. Важно отметить, что различные формы и виды предпринимательской деятельности по-разному ориентированы на взаимодействие с предпринимательскими сетями. Масштабное эмпирическое исследование, реализованное Долгопятовой Т.Г., показало, что в настоящее время в российской экономике наибольшее стремление к объединению характерно для малых (численность занятых менее 200 человек) и очень крупных (численность занятых свыше 5000 человек) предприятий. Среди таких предприятий к участию в отраслевых бизнес-группах тяготели 55 и 50% ^ соответственно по сравнению с 31% среди небольших предприятий (численность занятых от 201 до 1000 Ь человек) и 40% среди средних предприятий (численность занятых от1001 до 5000 человек). [1, с. 96] ^ Исследования показали, что вхождение в предпринимательские сети для малого предпринимательства X предопределено не столько стремлением сохранить квазиренту - доход, получаемый от контрактации субъектами в условиях монополизированных рынков, а стремлением получить доступ к локальным ресурсам, которые малые предприятия самостоятельно не могут получить.
По мнению Н.Е. Егоровой и Е.Р.Майна, экономическое взаимодействие малого предпринимательства с
И
^ крупными и средними предприятиями описывается различными формами экономического симбиоза, кото-^ рый представляет собой союз экономических объектов, предполагающий устойчивый тип взаимодействия I- между предпринимательскими структурами, приносящий каждому из них экономическую выгоду и сформи-00 рованный в процессе их функционированиям доход. [3, с. 67]
О В основе экономического симбиоза малого бизнеса и более крупных предпринимательских структур ¡=у лежат следующие взаимные преимущества: крупные предприятия вносят в функционирование малых из-«а, вестный элемент стабильности и планомерности; они определяют особый микроклимат функционирования 0 малого бизнеса, являясь своеобразным демпфером, амортизирующим воздействия рыночной стихии; малые ф предприятия выполняют часть функций крупных предприятий, концентрируясь на вопросах сбыта и снабже-ё ния, разработке и внедрении новшеств, повышении качества изделий и т.д.
о. Наиболее важные функции экономического симбиоза малого и крупного бизнеса состоят в реализации ЕЕ следующих процессов: 1) первоначального накопления капитала, 2) участия в процессах приватизации, 3) х разрешения ряда специфических проблем, таких как, кризиса неплатежей и налогового пресса, 4) оказания ф финансовой поддержки для выживания предприятий и создания источников их развития. [9, с. 243-252] о В современных условиях союз малых и крупных предприятий имеет и другие мотивы: он обусловлен как процессами усиливающейся конкуренции, так и необходимостью реструктуризации предприятия. Экономики ческие взаимодействия с участием малого бизнеса могут быть результатом реализации контрактов франчай-
0 зинга, создания бизнес-инкубаторов и кооперативов. Эти формы предполагают разные принципы организа-з ции союзов. Так, франчайзинг основан на принципах эффективного (Парето-оптимального дележа прибыли, ^ бизнес-инкубирование - на принципе компенсации затрат сопоставлении затрат с альтернативным доходом), кооперирование - на принципе снижения издержек в результате эффекта кооперации. Если первые две формы предполагают различные способы распределения получаемых доходов, то в случае кооперирования можно говорить лишь условно о таком дележе доходов: этот дележ осуществляется в неявной форме и не предполагает заключения формальных соглашений участников кооперации.
§ Кроме того, франчайзинг предполагает взаимодействие между большим и малым предприятием, а бизнес-инкубирование и кооперации могут осуществляться как с участием только малых предприятий, так и с £ участием больших и малых предприятий. При этом кооперация на основе только малых предприятий - отно-^ сительно новая форма предпринимательских отношений, характерная для современных условий.
1 На основе анализа межфирменного взаимодействия малого предпринимательства и крупнотоварного
0 сектора в территориально-маркетинговых сетях можно сделать следующие выводы:
ш - Формирующиеся в условиях территориальной экономики маркетинговые предпринимательские сети
1 представляют собой устойчивые и структурированные совокупности полунезависимых малых, сред-о них и крупных предпринимательских структур, вовлеченных во взаимные отношения и объединенных ■т общей целью. Взаимоотношения в сети призваны упорядочить отношения обмена между участниками Ц и способствовать их приспособлению к условиям изменяющейся среды. Базисом для организации сети ° служат как формальные, так и неформальные контракты.
о
О
- Предпосылками существования системы экономических взаимодействий предпринимательских структур в конкурентно-предпринимательской среде региональной экономики являются стремление к повышению производственной эффективности, снижению издержек, контролю над рынками сбыта конечной продукции, экономии на масштабах производства на основе концентрации капитала и производства, создания единой инфраструктуры и возможности маневра капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции, обеспечению конкурентоспособности на мировом рынке.
- Основными формами взаимодействия малого бизнеса с крупными и средними предпринимательскими структурами в системе территориальной экономики являются гибридные формы экономических взаимодействий: франчайзинг, создание бизнес-инкубаторов, кооперация, создание дочерних предприятий и др.
Взаимоотношения между малым предприятием и экономическими агентами во многом строятся на неформальной основе и договора, заключаемые перед началом работы, не имеют должного значения. При этом неформальные отношения не предполагают послабление при заключении контракта, а способствуют гибкому дополнению контрактных условий. [7, с. 14] Взаимоотношения, построенные на личных связях, взаимных обязательствах, взаимной поддержке и доверии делают положение фирмы более устойчивым, более адаптивным, ограничивают возможные конфликты и ошибки, вследствие которых страдают потребители и контрагенты. Доверительные отношения способствуют улучшению коммуникаций, которые являются основой взаимоотношений, и способствуют улаживанию лучшего понимания между партнёрами.
Таким образом, малое предпринимательство, использующее локальные ресурсы региона и активный сегмент рыночной экономики, в условиях институционально оформленной конкуренции, выступающей доминирующей тенденцией в развитии территориальных экономических систем, ориентировано на использование двух основных стратегий адаптации к специфике конкурентно-предпринимательской среды: прямая конкуренция и взаимодействие в системе маркетингово-предпринимательских отношений на основе контрактации с другими агентами рынка.
В настоящее время сложилось несколько форм ресурсной контрактации субъектов малого предпринимательства на основе как мягкой (контрактной), так и экономической интеграции: субподрядная система в сфере материального производства, франчайзинг в торговле и сфере услуг, рисковый капитал в инновационном бизнесе и лизинг. В таблице 3 представлена характеристика этих форм контрактации. Важно отметить, что созданная правовая и институциональная среда российской экономики позволяет реализовывать практически все из выделенных видов контрактов. По большинству из данных форм контрактных отношений существуют государственные программы.
Таблица 3.
Направления интеграции и формы контрактации малого предпринимательства в территориальные производственно-хозяйственные отношениях [8, с. 22-36]
Сущность контрактных отношений Особенности контрактных отношений для малого бизнеса
Субподрядная система - контракт, на основе которого подрядчик выполняет заказ за счет средств других предпринимателей, называемых заказчиками на основе их директив. фирма будет прибегать к данной системе взаимодействий пока издержки на организацию одной дополнительной транзакции не сравняются с издержками на такую же транзакцию через обмен на открытом рынке или через другую фирму. 1 .Весьма привлекательна для малого бизнеса, функционирующего в сфере материального производства. 2. В условиях субподряда рынок, на котором работает компания определен, контракт избавляет предпринимателя от издержек, основанных на колебаниях спроса и предложения, рыночных цен. 3. Контракт позволяет выбрать оптимальные размеры предприятия и затрачиваемых ресурсов. 4. Крупные фирмы, взаимодействующие с малыми на основе субподряда, оказывают содействие в получении кредита, выступают поручителями в сделках последних. 5. Осуществляется обмен инновациями и технологиями.
Франчайзинг предполагает заключение контракта по передаче франшизы - непрерывного взаимоотношения между предпринимательскими структурами, при котором все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются фирме-франчайзи за встречное удовлетворение интересов 1. Система позволяет передавать накопленный организационный потенциал фирмам, контрактирующим на основе франчайзинга. 2. Благодаря активной рекламе компании-франшизера возможно обеспечение стабильного уровня спроса на продукцию малого предприятия. 3. Льготные условия продажи товара головной компании позволяют получать дополнительные выгоды от контракта. 4. На основе договора возможно расширение бизнеса не только по ассортименту франшизера, но и по другим товарам, за счет дополнительных прибылей от оборота.
Рисковый капитал - контракт на вложение капитала в рисковые предприятия, занятые разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и новые продукты. 1. Контракты отличаются высоким уровнем трансакционых издержек и сложностью составления контракта. 2. Предполагают участие государства в страховании интересов агентов, заключающих подобные контракты. 3. Малое предприятие получает возможность наращивать инвестиционный капитал и преодолеть кризисную ситуацию.
Лизинговый контракт - представляет систему хозяйственных взаимоотношений между финансовым институтом, крупным машиностроительным предприятием и малой фирмой по передаче последней оборудования в аренду с последующим правом выкупа. 1. Контракт предоставляет малым предприятиям возможности модернизации производства. 2. Предполагает производство продукции и ее реализацию на рынке посредством взятого в аренду оборудования, оплата которого происходит за счет средств, полученных от реализации продукции. 3. Создает дополнительные инвестиционные возможности малому предприятию.
П
Л
ь о (О
X *
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I— ф
I— ^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф со I—
О
а о
о
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О
о о.
о ф
о ф
т
0
1
о 0)