Научная статья на тему 'Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года'

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года»

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

В рамках выставки, посвященной 75-летию создания системы повышения квалификации учителей города Москвы, в стенах Московского музея образования состоялся научно-методологический круглый стол «Философия образования», организованный кафедрой философии образования Московского института открытого образования.

Круглый стол был посвящен вопросам применения результатов исследований по философии образования в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В рамках заседания были представлены итоги реализации и перспективы программы по расширению сферы использования философии образования как области меж- и трансдисциплинарных исследований. Помимо этого, в повестке дня круглого стола (last but not least) — обсуждение инициативы создания в России Ассоциации философов образования.

В ходе состоявшейся дискуссии обсуждались следующие вопросы:

— «самоидентификация» философии образования, выделение ее объекта, предмета, принципов, методов;

— определение соотношения философии образования и педагогики;

— роль философии образования в решении целевых задач системы образования путем создания новых образовательных парадигм;

— место философии образования в профессиональной подготовке педагогических кадров;

— оценка методологических результатов исследований в области философии образования и применение их в условиях реформирования системы образования;

— необходимость введения в Российской Федерации нового направления подготовки по истории и философии образования, включения «Философии образования» как обязательной дисциплины в программы обучения в педагогических вузах, а также в программы всех факультетов переподготовки и повышения квалификации по педагогическим специальностям.

Круглый стол собрал представительную аудиторию. Среди участников — академики и научные сотрудники институ-

124

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

тов РАН и РАО, школьные учителя, руководители ведущих научных направлений в области философии образования и педагогики, профессора и преподаватели вузов, директора школ, аспиранты, студенты, представители прессы и педагогической общественности.

Информационный спонсор круглого стола — научный и информационно-аналитический гуманитарный журнал «Ценности и смыслы». Информационную поддержку также оказал научно-популярный журнал «Обруч» (Образование — Ребенок — Ученик).

Со вступительным докладом к собравшимся обратился заведующий кафедрой философии образования МИОО, доктор философских наук, профессор Валерий Сергеевич Меськов.

В своем докладе он прежде всего отметил, что настоящее заседание проводится в рамках празднования 75-летия создания системы повышения квалификации учителей. Важность повышения квалификации как части непрерывного образования заключается в реанимации (восстановлении) профессиональной идентичности педагога, ликвидирующей регресс в продвижении его как образовательного субъекта по жизненному пути Учителя в мире образования.

Философия образования сегодня должна давать теоретически обоснованные и практически осмысленные ответы на «вечные вопросы» образования:

Кто Я как субъект образования?

Что есть образование?

Каковы отношения Я и образовательной деятельности?

Ответы должны быть современными, адекватными полному пониманию того, что на смену потребительскому обществу приходят информационные общества, основанные на знаниях. Без создания и освоения новых современных образовательных моделей и методологий нельзя эффективно решать никакие другие проблемы образования, убежден профессор Месь-ков. Основная роль здесь принадлежит философии образования, на базе результатов которой необходимо создать и осуществить программы повышения квалификации и переподготовки, удовлетворяющие запросам формирующегося информационного общества: от образования на уровне сведений, умений и навыков к образованию на уровне знаний, смыслов и идей, обеспечивающему когнитивные и профессиональные компетенции для жизни нынешним и будущему поколению.

Говоря о кафедре философии образования МИОО, В.С. Меськов представил направления научно-методологической и просветительской работы кафедры и результаты, полученные его научной школой в рамках субъектно-деятельностного направления научных исследований. Говоря о научной деятельности кафедры, профессор Меськов напомнил о положении, внесенном в первое поколение стандартов в начале 1990-х годов: профессорско-преподавательский состав должен вести преподавательскую деятельность, основываясь на собственных научных разработках.

125

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

Основные направления научной деятельности кафедры:

— философия образования и педагогика;

— трансдисциплинарность в науке и образовании;

— когнитивные технологии интеллектуальной деятельности;

— когнитивно-компетентностные модели образовательных процессов;

— методология открытого контента;

— формирование профессиональной идентичности педагога;

— философия религии и религиоведение.

Среди основных научных результатов были отмечены:

— создание трансдисциплинарных моделей философии образования;

— построение схемы рационального базиса инновационных практик в образовании в виде «дорожной карты» как пути движения от простейшей парадигмы научения методом проб и ошибок до высшей точки — освоения логоса культуры, позволяющей создать эффективную классификацию для оценки предметных, метапредметных и личностных (субъектных) результатов обучения и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;

— разработка постнеклассической модели образовательных процессов ПНК МОП и когнитивно-компетентностной парадигмы образования — обучение на уровне знаний, смыслов и идей;

— субъектно-деятельностный подход, согласно которому образование рассматривается как деятельность субъекта и на этой основе строятся информационные и когнитивные модели.

Вниманию собравшихся были предложены возможные варианты определения философии образования как:

— области междисциплинарных исследований (философия и педагогика);

— области трансдисциплинарных исследований — это философия деятельности, изучающая сферу образования как феномен и ноумен культуры, а образовательную деятельность — как один из видов духовной деятельности;

— области когнитивной деятельности, синтезирующей (путем построения инфомоделей на метауровне) физиологические, социальные, социологические, психологические, педагогические, логические, юридические и т. д. основания подходов к изучению объекта исследования: образование как феномен и ноумен культуры.

В заключение профессор Меськов призвал участников круглого стола к сотрудничеству: «Таковы наши исходные абстракции, идеализации, онтологические допущения, методология, принципы исследования и полученные на их основе результаты. Давайте обсудим их и вместе начнем решать задачу следующего уровня — деятельностную».

Выступление было выслушано с большим вниманием, докладчику было задано много вопросов.

126

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

Далее ведущая круглого стола, старший преподаватель кафедры философии образования МИОО, Равиля Ибрагимовна Зианшина рассказала о программе (меморандуме), принятой секцией философии образования и одобренной на пленарном заседании VI Российского философского конгресса в Нижнем Новгороде. Основной целью программы является расширение сферы использования философии образования как области междисциплинарных исследований:

1) дополнение списка специальностей ВАК по философским наукам специальностью «Философия образования»;

2) внесение в стандарт ВПО в качестве обязательной дисциплины в педагогических и гуманитарных вузах, университетах по специальностям с присвоением квалификации «преподаватель» учебной дисциплины «Философия образования»;

3) введение дисциплины «Философия образования» для аспирантов и соискателей по педагогическим специальностям в качестве обязательной, в том числе для подготовки к кандидатскому экзамену.

Зианшина особо подчеркнула, что организаторы рассматривают проведение круглого стола как принципиально важный шаг в реализации программы, одобренной также и на международном уровне — в рамках секции философии образования на XXIII Всемирном философском конгрессе (Греция, Афины, 4—10 августа 2013 г.). Сравнивая результаты работы секций философии образования на этих двух важнейших событиях в жизни научно-философского сообщества, она отметила, что проведенный сравнительный анализ тематик выступления показал неоднозначность понимания предмета и понятия философии образования в сознании философской общественности. В заключение была представлена историческая периодизация развития философии образования.

В прениях по докладам В.С. Меськова и Р.И. Зианшиной выступили: Булкин Алексей Петрович, професор кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО; Бим-Бад Борис Михайлович, академик РАО, профессор кафедры педагогики МПСУ; Брызгалина Елена Владимировна, профессор, зав. кафедрой философии образования МГУ; Багдасарьян Надежда Гегамовна, профессор, МГИ им. Н.Э. Баумана; Ковалева Татьяна Михайловна, профессор, зав. кафедрой тьюторского сопровождения образовательной деятельности МИОО; Турбовской Яков Семенович, профессор, заведующий лабораторией философии образования Института теории и истории педагогики РАО; Полонский Валентин Михайлович, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник ИТИП РАО; Семенов Алексей Львович, ректор МПГУ, академик РАН и РАО; Татур Юрий Геннадьевич, профессор кафедры «Инженерная педагогика» МГИ им. Н.Э. Баумана; Копировский Александр Михайлович, профессор, ученый секретарь Свято-Филаретов-ского православно-христианского института; Неменская Лариса Александровна, профессор, декан художественного факультета Университета РАО;

127

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

Макаров Валентин Валентинович, директор ГБОУ гимназия № 1576, Локтюшин Николай Николаевич, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО и др.

Во всех выступлениях подчеркивалась важность и своевременность поднимаемых вопросов, отмечалось значение философии образования для нахождения путей решения проблем образования, поднимались вопросы применения результатов философской рефлексии в образовательной деятельности. Неоднократно было высказано мнение об актуальности и востребованности в настоящий момент идеи создания научно-методологической площадки для обмена мнениями и совместной работы философов образования, горячо приветствовалась инициатива создания ассоциации философов образования. Участники круглого стола прежде всего исходили из того, что в совместном дискурсе необходимо сконцентрироваться на определении предмета философии образования и выработать согласованную точку зрения по этому вопросу.

Концептуальный доклад В.С. Меськова придал дискуссии необходимую философскую глубину и креативную направленность.

Булкин Алексей Петрович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, констатировал, что следует прежде всего зафиксировать статус философии образования и определить предмет исследования философии образования в отличие от предмета педагогики. Ссылаясь на представленные в докладе В.С. Месько-ва варианты определения философии образования, профессор Булкин поделился соображениями относительно рассмотрения философии образования как области когнитивной деятельности, а также высказал некоторые идеи о соотношении познания и образовательной деятельности.

В своей реплике В.М. Полонский отметил, что, очевидно, задача состоит в определении признаков, присущих философии образования. Однако в ответ В.С. Меськов заметил, что, по его мнению, современные предметы исследования настолько сложны, что определение их через перечисление признаков оказывается недостаточным. Он предложил подход, при котором следует построить некоторую модель образования, встроить в нее философию образования и, проведя исследование на модели, получить представление об искомом предмете.

Академик Борис Михайлович Бим-Бад в своем выступлении указал на то, что философий образования, с его точки зрения, может быть «не-

128

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

исчислимое множество», так как «философия не позволяет никому утверждать истину в последней инстанции. Нам необходимо смириться с простым фактом, что философия образования, как и все остальные области гуманитарного знания, плюралистична, и необходимо рассматривать каждую из философий образования как нечто, имеющее общее, всеобщее, инвариантное, особенное, но при этом свое неповторимое единичное...».

Борис Михайлович предложил свое видение философии образования, основывающееся на историческом подходе, отметив, что «философия образования и есть история философии образования», аналогично тому, что философия и есть история философии.

Ковалева Татьяна Михайловна, зав. кафедрой тьюторского сопровождения образовательной деятельности МИОО, описывая ситуацию в различных дисциплинах, обозначила философию образования как междисциплинарную область. Говоря о философской антропологии как о возможном разделе философии образования, Татьяна Михайловна остановилась на проблеме философских оснований развития и становления человека, в противовес доминирующему в педагогике, по ее мнению, формирующему, усредняющему началу. Касаясь понятия субъекта, одного из фундаментальных понятий современной философии, профессор Ковалева отметила многозначность использования данного понятия в научной литературе, в частности, прагматизацию субъекта у М. Фуко. Необходимо делать ставку не на формирование, а на внутреннюю субъективацию, поэтому, возможно, вместо термина «субъектность» следует говорить о субъективности становящегося человека, предстоящего миру и предъявляющего ему свое внутреннее содержание.

Профессор Ковалева подчеркнула также, что для плодотворного обсуждения заявленной проблематики необходимо определить общие положения философии образования.

Традиция дебатов по поводу философии образования имеет давнюю историю, заметил профессор Я.С. Турбовской. Яков Семенович упомянул о дискуссии относительно предмета философии образования, развернувшейся 20 лет назад на страницах журнала «Педагогика». Еще в то

129

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

время были выявлены три основных подхода к пониманию философии образования, сформировавшиеся в профессиональном сообществе: 1) исторический подход, на который указал академик Бим-Бад; 2) философия образования не нужна, это придуманное на Западе бессодержательное и крайне расплывчатое понятие; 3) сформировать оригинальное понимание философии образования. Касаясь собственных представлений, профессор обратил внимание на то, что «понятия развиваются и задача философа и методолога — способствовать этому развитию, наполняя понятия адекватным реальной действительности содержанием. Суть понятия философии образования, по Турбовскому: рассуждение философов об образовании, философские проблемы образования и есть потребности мира образования, нуждающегося в своей собственной философии». Обращаясь к содержанию доклада В.С. Меськова, профессор отметил, что применение модельного подхода к определению предмета философии образования созвучно его подходу, так как учитывает специфику мира образования сегодня. Рассуждая о проблемах современного образования, связанных в том числе с отсутствием у учащихся мотивации, и полемизируя с предыдущим выступающим, он высказался против применения в педагогике результатов антропологии, имеющей дело с человеком вообще, в то время как никакого абстрактного человека в реальной жизни не существует. «Школа, которая не является школой радости, — это государственное преступление!» — заключил Я.С. Турбовской, вспоминая аксиомы дидактики Коменского, имеющие непреходящее значение.

Надежда Гегамовна Багдасарьян, профессор МГИ им. Н.Э. Баумана, вступив в полемику с академиком Бим-Бадом, выразила несогласие с его

утверждением о множестве философий образования: «Когда мы говорим, что философий образования много, мне кажется, что здесь речь должна идти все-таки не о множественности философий, а о разнообразии подходов». В своем выступлении она отметила высокую, по ее мнению, научную результативность и энтузиазм группы В.С. Меськова. Переходя к оценке перспектив дальнейшего взаимодействия в рамках ассоциации философов образования, Надежда Гегамовна особо подчеркнула, что очень важно выдержать определенный уровень методологической культуры при совместной работе.

130

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

Касаясь представленного в докладе Р.И. Зианшиной анализа тематики докладов на философских конгрессах и вспоминая свою работу в качестве соведущей секции философии образования на Всероссийском конгрессе в Нижнем Новгороде, Н.Г. Багдасарьян констатировала отсутствие в профессиональном сообществе единого понимания, что же такое философия образования и каков ее предмет. Продолжая тему, поднятую Борисом Михайловичем Бим-Бадом, о взаимоотношении философии и власти, профессор отметила: несмотря на то что философия занимается вечными вопросами, нужна площадка гражданского общества, где формировались бы идеи, которые могли бы быть транслированы в том числе и во властные структуры. В связи с этим была актуализирована проблема создания междисциплинарного и трансдисциплинарного языка и переводов идей и концепций, высказанных в каком-либо подходе, на язык не только другой дисциплины, но и, что очень важно, язык других видов деятельности, в том числе государственного управления. В заключение Н.Г. Багдасарьян обратила внимание участников круглого стола на ценность состоявшегося обсуждения как еще одной, возможно, наиболее весомой попытки конституировать область философии образования на современном уровне понимания.

Татур Юрий Геннадьевич обозначил свою позицию как позицию «романтика времени» и поставил перед собравшимися следующий вопрос: «Куда должно идти образование? То, что я безусловно отношу к понятиям философии образования, — это миссия и цели образования, однако это не могут быть цели вообще, а это должны быть цели, связанные с конкретным обществом, в которым мы живем». Ссылаясь на инфомодель и постнеклассическую тринитарную информационную методологию В.С. Меськова, профессор Татур отметил, что в процессе реализации нового закона «Об образовании» «необходимо выработать миссию образования в новых условиях, когда ученик и учитель рассматриваются как информационные объекты, когда мы говорим об обществе знаний и информационном обществе. Если цель образования в 1930-х годах определялась как подготовка человека, способного вносить индустриализацию в общество, сегодня целью образования должно являться содействие его саморазвитию как инфообъекта и когнитивного субъекта». Вспоминая состоявшийся в 1987 году первый и единственный съезд работников образования, принявший концепцию непрерывного образования, Юрий Геннадьевич подчеркнул, что если человек должен учиться всю жизнь, то для него должны быть созданы соответствующие условия. К сожалению, цель образования в новом законе «Об образовании» опрокинута, констатировал профессор. В заключение своего

131

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

выступления он выразил уверенность в том, что в обществах, основанных на знаниях, философии образования предуготована роль духовной силы, консолидирующей социум.

Заведующая кафедрой философии образования МГУ Елена Владимировна Брызгалина представила краткий обзор деятельности первой в Москве кафедры философии образования за пять лет существования ее на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Дисциплина «Философия образования» включена в университетский стандарт и читается в МГУ в качестве обязательной не только на педагогических, но и на философских специальностях. Елена Владимировна высказала ряд замечаний относительно происходящей дискусии. «В рамках ограниченного времени разворачивание содержательных вопросов приведет нас к тем проблемам, которые были убедительно продемонстрированы на примере анализа тематики докладов на конгрессе в Нижнем Новгороде и на Всемирном конгрессе в Афинах. Во-первых, нам действительно не хватает площадки как для обсуждения вопросов институционализации предметного поля философии образования, так и, что не менее важно, философского обсуждения конкретных проблем образования. Необходимо определить перечень вопросов, которые мы могли бы на постоянной основе обсуждать от частного к общему и прийти таким путем к формулировке того, что нас объединяет», — подчеркнула Елена Владимировна. В последнее время появилась модная ныне тема — форсайты образования. К сожалению, эти форсайты создаются в основном технологами и не касаются аксиологической составляющей, в то время как, может быть, только философу доступно проследить, к каким последствиям ведет принятие того или иного решения, методики, законодательной инициативы в области образования. Брызгалина также предостерегла от слишком расширительного толкования и возможного размывания границ философии образования и, как следствие, снижения уровня философствования.

Ректор МПГУ А.Л. Семенов поделился своими впечатлениями от выступлений участников круглого стола. В ходе дискуссии у него сложилось убеждение, вытекающее из обобщения всех высказанных коннотаций и герменевтических ассоциаций, что философия образования есть, по его мнению, не абстрактное — философия образования вообще, а контекстное понятие. И этот контекст таков, что заключения уровня метатеории, которой, собственно, и является философия образования, оказываются совершенно необходимыми. Обосновывая свою позицию, А.Л. Семенов привел несколько примеров, когда неточные формулировки понятий, противоречия и нестыковки в законах и стандартах приводят к неожиданным неприятным последствиям

132

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

на практике. К сожалению, сказанное относится и к недавно вступившему в действие новому закону «Об образовании». Отсутствие философской и метатеоретической составляющей не позволяет избежать проблем такого рода. То же самое можно сказать относительно дискуссии о том, что есть образование — общественное благо или услуга. Контекст, заключающийся в тектонических сдвигах и очень быстро происходящих изменениях, требует рассмотрения вечных вопросов, иначе теряются ориентиры.

В продолжение темы А.Л. Семенов, касаясь своей деятельности как ректора МПГУ, рассказал о развернувшейся в вузе дискуссии о том, «кого мы учим?». В результате пришли к выводу, что педагогическое образование нельзя рассматривать как сугубо профессиональное, т. е. только как подготовку педагогов и исследователей, поскольку оно является универсальным образованием, наряду с философским или художественным, это современный аналог Liberal Arts. Педагогика и психология — это универсальное знание, необходимое для любого человека XXI века.

Благодаря А.Л. Семенова за выступление, Валерий Сергеевич Меськов высказал мнение, что для полноты к педагогике и психологии следует обязательно прибавить логику.

Член-корреспондент РАО Валентин Михайлович Полонский говорил о том, что необходимо учесть результаты исследований и идеи, наработанные философской мыслью в области образования в России в последние 50 лет, особо упомянув семинары по методологии педагогики В.В. Краевского, известного советского и российского философа и методолога образования.

В своем выступлении Николай Николаевич Локтюшин, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, заявил о необходимости придания философии образования конкретно-практической значимости и предложил в связи с этим обсудить три вопроса, которые, по его мнению, выведут дискуссию на необходимый уровень философских обобщений: 1) каковы образовательные потребности общества на современном этапе, 2) соответствует ли им интеллект человека, 3) соответствует ли интеллект современного учителя этим требованиям.

Ученый секретарь Свято-Филаретовского института профессор А.М. Копировский отметил, что миссии современного образования, как она видится с точки зрения философии образования — как воспитание человека куль-

133

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

туры, — противоречит получившая широкое распространение идея «эффективности», пришедшая из бизнеса и неоправданно распространенная на гуманитарные области. В противовес этой тенденции, которую профессор назвал «если не новой религией, то новой сектой», философам образования необходимо работать на будущее, а не на скорый результат.

«Разговор начался с вечных проблем, — отметила в своем выступлении Неменская Лариса Александровна, декан художественного факультета Университета РАО, — однако проблемы потому и вечные, что каждое поколение переосмысливает их заново». И такое философское осмысление процессов, происходящих в современном образовании, является важнейшей задачей, причем философской рефлексией образовательной деятельности нужно заниматься не только ученым, но и учителям, и организаторам образования, и ученикам, и всему обществу. «Нужно восходить к философии, поскольку философия — это живое и наиболее необходимое обществу зеркало», — заключила Л.А. Неменская.

По ходу дискуссии ее участники формулировали различные идеи и подходы к определению предмета философии образования, соотношению ее с собственно философией, педагогикой и дидактикой — от представлений о философии образования как о разделе философии, не имеющем выходов в реальную педагогическую практику, до радикальных предложений заменить педагогику философией образования. В выступлениях рассматривались также проблемы определения целей и миссии современного образования, формирования и реформирования отдельных институтов, особенно средней и старшей школы, влияния Единого государственного экзамена на качество общего образования, формирования образовательных стратегий и индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Макаров Валентин Валентинович, кандидат философских наук, директор гимназии № 1576, говорил о необходимости учить философствованию в средней школе. Участниками круглого стола был поставлен вопрос о том, как, используя результаты, полученные в философии образования, в том числе и те, которые были представлены в докладе В.С. Меськова, влиять на принятие решений в образовании. Разделяя общее мнение, Валерий Сергеевич указал на отсутствие в современной России института профессионально подготовленных дидактов как связующего звена между методологией образования и конкретными методиками.

В целом все участники горячо поддержали саму идею круглого стола и выступили за продолжение его работы на постоянной основе. Валерий Сергеевич горячо поблагодарил собравшихся за яркую и эмоциональную,

134

Круглый стол «Философия образования» 28 ноября 2013 года

но при этом строго научную и аргументированную дискуссию, которая обогатила присутствующих новыми идеями и породила стремление и далее работать совместно ради развития российского образования и в интересах будущих поколений.

В завершение работы круглого стола организаторы предложили инициировать создание в России Ассоциации философов образования — новой научной общественной организации, которая объединит усилия философов, методологов, ученых, педагогов и станет площадкой для развертывания совместной работы по решению сложнейших задач образования, местом плодотворных дискуссий и научного сотворчества. Опираясь на высочайший профессионализм, продуктивность мышления и разделяемые членами ценности свободного самоопределения человека в мире культуры, ассоциация сможет внести весомый вклад в развитие научных, философских и методологических оснований образовательной деятельности. Валерий Сергеевич Меськов сообщил, что Братиславский университет им. Коменского разрешил будущей ассоциации пользоваться именем Коменс-кого.

Круглый стол завершился торжественным подписанием учредительных документов ассоциации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мамченко А.А., к. филос. н., ст. преподаватель кафедры философии образования МИОО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.