МАТЕРИАЛЫ ВСЕМИРНОГО ФИЛОСОФСКОГО КОНГРЕССА «ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
Г
И.М. Елкина
УДК 101
Аристотель в современном мире (О Всемирном конгрессе по философии. Афины, 2016 год)
В статье говорится о Всемирном конгрессе по философии «Философия Аристотеля» в честь 2400-летия со дня его рождения, проходившем в июле 2016 г. в Афинах (Греция), о докладах российских ученых, представлявших различные образовательные и научные организации из различных регионов нашей страны
Ключевые слова: Всемирный конгресс по философии, Аристотель, методология, дидактика, этика, пайдейя .
С 10 по 15 июля 2016 г. в столице Греции проходил Всемирный конгресс по философии, организованный в честь 2400-летия со дня рождения Аристотеля . Международная ассоциация греческой философии, Греческое философское общество и Философское общество Кипра не случайно выбрали Афины местом проведения конгресса — в этом городе философ прожил большую часть своей жизни . Более 20 лет Аристотель посвятил Академии Платона: сначала учился сам, затем учил студентов. Здесь он создал многие из своих знаменитых произведений по логике, этике, педагогике, поэзии, музыке, лингвистике, а также физике, биологии, зоологии, метафизике.
Влияние философии Аристотеля прослеживается во многих областях знания, а изменения в обществе, происходившие много лет назад, имеют общее с политическими и социальными преобразованиями в современной жизни . Особенно важно подчеркнуть, что его концепция демократической республики как свободного, открытого политического общества находит отражение в природе демократии не только в Европе, но и во всем мире.
Обсуждение этих и многих других вопросов, касающихся различных аспектов современного знания, проходило в рамках пленарных заседаний, симпозиумов, круглых столов, специальных сессий и заседаний 31 тематической секции конгресса .
На заседаниях секций обсуждались вопросы влияния философии Аристотеля на развитие совре-
© Елкина И . М. , 2016
менной философии, эпистемологии, этики, логики, методологии, политики, экономики, образования и т.д. Более трехсот участников из 43 стран (Аргентина, Азербайджан, Болгария, Бразилия, Великобритания, Габон, Германия, Казахстан, Кипр, Китай, Нигерия, Россия, США, Таджикистан, Украина, Финляндия, Филиппины, Франция, Япония и т.д .) приняли участие в дискуссиях, проходивших на пленарных заседаниях и круглых столах
Россию представляли известные ученые-методологи, историки философии . Так, в частности, в тематической секции «Логика и философия логики Аристотеля» были представлены доклады д . филос . н . , профессора Г. В. Сориной (МГУ имени М . В. Ломоносова) и д. филос. н. , профессора И . Н . Грифцовой (МПГУ) .
В секции «Методология Аристотеля» выступила д . филос . н . , профессор С. В. Иванова (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО») . Ее доклад «Наследие Аристотеля как методологический исток и предтеча современной педагогики» был посвящен методологическим основаниям современных дидактических концепций в трудах Аристотеля
В античную эпоху педагогические идеи, как и идеи о душе, были включены в строй мысли философа, в его философскую концепцию, не выделялись как отдельное научное направление. Однако его идеи обучения и воспитания, разработанные в концепциях пайдейи, и сегодня выглядят современными . С. В. Иванова подчеркнула, что Аристотель в своих работах структурирует процесс познания и процесс обучения, выделяет основные методологические принципы данных процессов, задает алгоритмы В этом смысле идеи Аристотеля являются предтечей некоторых важнейших постулатов дидактики
Греческие коллеги также пригласили профессора С В Иванову в качестве ведущей и руководителя заседаний секции «Методология Аристотеля» совместно с профессором кафедры истории античной философии Кристиной Росситто (Университет г Падуя, Италия)
Также в заседаниях секции «Философия Аристотеля и исследования Аристотеля в мире (для высшего и среднего образования)» приняли участие и выступили с сообщениями научные сотрудники ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: И . М . Елкина («Идеи Аристотелевой этики в личностно ориентированном образовании») и Р. И . Зианшина («Восприятие идей Аристотеля об образовании в арабской образовательной традиции и в современных исламских взглядах на образование») В докладе И М Елкиной речь идет о том, что Аристотель, рассматривая проблемы нравственного развития личности, уделял внимание выявлению морально-этических норм поведения в обществе Следуя этим правилам, человек становится добродетельным, и его добродетели проявляются в различных сферах — интеллектуальной, которая формируется образованием, нравственной, которая обусловливается привычками и традициями в обществе и
т.д. Для личностно ориентированного образования в условиях современного постиндустриального общества важным аспектом остаются нравственные критерии развития личности
Р. И . Зианшина анализирует влияние идей Аристотеля на развитие исламской философской мысли в вопросах образования и воспитания и их применимости в современном мире ислама Затрагивается тема идентификации, с чем мусульманская цивилизация уже сталкивалась в прошлом, а именно — как найти баланс между новациями и традициями, между заимствованием западных (христианских и других) ценностей и сохранением своей самобытности
Торжественное открытие конгресса было включено в программу знаменитого ежегодного Афинского летнего фестиваля . Приветствие участникам и концерт современной музыки прошли в открытом театре Одеон Герода Аттика, расположенном на южном склоне Акрополя . Основные мероприятия конгресса проводились на философском факультете Афинского универитета
Литература
1 . The Philisophy of Aristotle. Absracts of the World Congress in Philosophi . Athens, Greece, 09—15. 072016 .