У НАШИХ ПАРТНЕРОВ
УДК 005.745:37:001.2
«Матетика и будущее педагогики»: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием,
МПГУ, 30 ноября - 1 декабря 2017 г.
30 ноября - 1 декабря 2017 г. в Московском педагогическом государственном университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Матетика и будущее педагогики» - событие, глубоко обусловленное характером информационных процессов, которые разворачиваются сегодня в социокультурном пространстве России и мира. Конференция планировалась ее организаторами с целью получения и распространения социально значимой научной информации, задающей деятельность субъектов образовательного процесса по совершенствованию сред своего существования, и стала «точкой высокого информационного потенциала».
Как явствует из ее названия, проведение конференции «Матетика и будущее педагогики» было направлено на представление концепта «матетика». Термин «матетика» (греч. «ученичество») был введен Я.А. Коменским в трактате Spicilegium didacticum («Собирание дидактических колосьев», 1680, впервые переведен на русский язык в 2015 г.) для обозначения «науки об ученичестве» - в противоположность и в дополнение дидактики как «науке о обучении»: Коменский видел необходимость более глубокого изучения процесса приобретения знания человеком, заложив тем самым основания когнити-вистики как «науки о познании», прежде всего, применительно к образованию. В свод очередь, матети-ка, дополняя «великую дидактику» как парадигму учительства, может рассматриваться как основа когнитивной педагогики, а совокупность матетики и дидактики задает полное содержание образования.
Программа конференции была сформирована из восьми тематических блоков, - так, чтобы структура и содержание мероприятия соответствовали структуре и идеям, изложенным в главах трактата Комен-ского «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих», призванного, как полагал мыслитель, помочь людям обрести «орудия, чтобы все смогли увидеть все хорошее и плохое в себе и всецело безошибочными путями искать и найти добро, избегать и избежать зла»1. Орудия и пути, описанные Коменским в «Матетике» - одном из набросков к тем главам, - должны были войти во «Всеобщий совет» и в самом кратком изложении выглядели следующим образом. «Всеобщее пробуждение» (Панегерсия) человеческой сущности, по Коменскому, происходит тремя путями: через познание, религию и политию. Содержание источника познания природного и божественного раскрывается в Панаугии - «Всеобщем просвещении». Продвигаясь путем познания, человек приобщается к Пансофии, «Всеобщей премудрости», -этот путь в первую очередь необходимо пройти царям и правителям, чтобы эти «земные боги» смогли достойно заложить основы «мира небесного» на Земле. Подчиняя жизнь и ум людей порядку универсального установления, они приводят остальных людей ко «всеобщему воспитанию» (Панпедии). Наиболее сильными инструментами такого установления являются язык - «всеобщая культура языков» (Панглоттия) - и «всеобщее поощрение» (Пануттезия). Приведение всего человечества к пансофии даст возможность «всеобщего исправления» (Панортозии) и построению «Царства справедливости на Земле».
Соответственно, и секции конференции определялись то же логикой:
I. Панегерсия - всеобщее пробуждение (модератор - д. филос. н., проф. А.С. Степанова),
II. Пансофия - всеобщая премудрость (модератор - д. пед. н. С.М. Марчукова),
III. Панаугия - всеобщее просвещение (модератор - д. филос. н., проф. С.Н. Бычков),
IV. Панортозия - всеобщее исправление (модератор - магистр Н.Р. Сабанина),
V. Панпедия - всеобщее воспитание (модератор - д. филос. н., проф. Н.Г. Багдасарьян),
VI. Панглоттия - всеобщая культура, проявленная в языках (модератор - д. филос. н., проф.
Г.В. Сорина),
VII. Паннутезия - всеобщее поощрение (к благой деятельности) (модератор - д. филос. н., проф.
О.Е. Баксанский).
1 Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Роду человеческому, и прежде всего ученым, верующим и власть имущим Европы. Часть третья. Общая всему человеческому роду книга Пансофия [Электронный ресурс] // Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. Библиотека по педагогике. Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/fD0/s00/z0000054/st019.shtml.
Открытие конференции. Слева направо: директор Учебно-научного центра «Междисциплинарных проблем образования и когнитиви-стики» Института «Высшая школа образования» (ВШО) В.С. Месь-ков, проректор по межрегиональным и международным связям Л.В. Дудова, директор Института ВШО МПгУ М.А. Гончаров
Открыли конференцию приветствия проректора МПГУ по межрегиональным и международным связям Л.В. Дудовой и директора Института «Высшая школа образования» МПГУ М.А. Гончарова, с пленарными докладами выступили: д. пед. н. С.М. Марчукова («Коменский в России»); академик РАО, д. пед. н., проф. МПГУ Б.М. Бим-Бад («Единство матетики и дидактики в системе Коменского»); академик РАН, академик РАО, д. филос. н., проф. В.А. Лекторский («Когнитивистика - научное основание педагогики»).
Специальное тематическое обсуждение было посвящено Матетике в педагогике (модератор - д. филос. н., проф. И.Н. Грифцова).
Пленарное заседание. Доклады С.М. Марчуковой (слева), Б.М. Бим-Бада (в центре), В.А. Лекторского (справа)
Особыми событиями конференции стали скайп-трансляция Россия - США «Теории учения и теории преподавания: проблемы взаимодействия» с профессором Университета Нью-Джерси С.Н. Гоншореком и круглый стол «Принципы педагогики в контексте философии науки и техники». Круглый стол был организован совместно с НС РАН по методологии искусственного интеллекта (секция «Интеллектуальные технологии в образовании»), кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (модератор - д. филос. н., проф. В.Г. Кузнецов). Тематика данного события была представлена пятью направлениями: 1) принципы матетики в контексте современных когнитивных исследований; 2) педагогические технологии и современная техника; 3) принципы машинного обучения и самообучения и естественный интеллект; 4) экспертиза компьютерных проектов в образовании; 5) мультиагентные суперкомпьютерные исследования в образовательной сфере.
Конференция имела ярко выраженный междисциплинарный характер: более 20 представленных на ней дисциплин - педагогика, история, философия, социология, лингвистика, политология, информатика, психология, физиология, математика, физика, этика, эстетика, логика, филология, религиоведение, юриспруденция, культурология, антропология и др. стали серьезным испытанием для «узких профессионалов». Участниками тематических обсуждений была поставлена высокая методологическая планка
Круглый стол «Принципы педагогики в контексте философии науки и техники» и его модератор, д. филос. н. В.Г. Кузнецов (справа)
осмысления роли педагогики и образования в современном мире с позиции новейших результатов в области нейронаук, культурологии, когнитивистики, лингвистики и наук об общественном устройстве.
Трансдисциплинарность как модель мира и основа новой образовательной парадигмы стала значимым научно-методологическим достижением конференции - на ее секциях подробно обсуждался данная исследовательская стратегия, нашедшая отражение в одноименном коллективном труде1 и, ранее, в тринитарной информационной модели мира и методологии (ТИММ) д. филос. н., проф. В.С. Меськова2.
Перечень проблем, нашедший свое отражение в научных, методологических и практикоориенти-рованных дискуссиях конференции3, явился богатейшим материалом для анализа реальной ситуации в образовании - и в обществе в целом. В самом общем виде эти проблемы могут быть систематизированы следующим образом.
1. Дидактические проблемы:
— отсутствие очевидной реализации метапредметного подхода в образовательной практике,
— особенности взаимосодействия субъектов образовательной среды,
— принципы регулирования взаимоотношений ученика и учителя,
— выявление скрытых параметров образовательного процесса как факторов повышения качества образования.
— неэффективность тестирования (ЕГЭ, ФЭПО, тесты учебных курсов) для целей формирования функций «знать», «осознавать», «понимать», «творить», «любить» в системе образования,
— формирование способности субъекта к объективации знаний.
Участники конференции связывали дидактические проблемы в первую очередь с рассмотрением представления учебного материала, метапредметных педагогических подходов и технологий, в частности, необходимость введении логики, философии и математических методов для повышения культуры мышления, создания возможностей для творчества в образовательном процессе. При этом очевидным было понимание необходимости использования результатов нейрофизиологических исследований и нейропедагогики в образовательном процессе.
2. Матетические проблемы:
— природа познания,
— неопределенность механизма процесса познания и возникающих при познавательной деятельности препятствий,
— формирование человеческого капитала на основании принципов матетики,
— самопознание, саморазвитие и самореализация как содержание и направления матетики,
— парадигма образования, направленная на осознание необходимости самосозидания,
— общее и различия самообучения и опыта,
— гармонизация (гуманизация) мышления человека, сформированного в техногенной среде,
— формирование компетенций творческого мышления и принятия нестандартных решений в образовании.
Существенной научной инновацией здесь явился «матетический подход» к современному образованию. Принципиальным моментом для философии обучающихся обществ4 является понимание процесса образования (вслед за Коменским) как познания. Эта позиция задается «повышением субъ-ектности» образовательного процесса как способности, готовности и мотивации субъекта к самосо-
1 Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Под. ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Навигатор, 2015.
2 Подробнее см.: Меськов В.С. Методология тринитарности // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 66-76.
3 Матетика и будущее педагогики: Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского (Москва, 30 ноября - 1 декабря 2017 г.) / Под. ред. Н.Р. Сабаниной; редактор-составитель Н. П. Лябина. М.: МШ У, 2017.
«Р. Хатчинс (1968) и Торстен Хусена (1974) предложили модель общества нового типа - «обучающегося» (learning society). «В становящемся все более сложном мире, где каждому в течение жизни может потребоваться исполнять различные задачи, становится необходимым продолжать учебу всю жизнь» [К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. С. 59 [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/tks-learning_societies.pdf - Н.С.]. Параллельно с ними Питер Дракер (1969) создает понятие «общества знания» (knowledge society), где важнее всего «научиться учиться». В 1996 году Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Жака Делора констатировал, что «в то время, когда «обучение на практике» и способность к инновациям приобретают все большее значение, когнитивная динамика наших обществ стала важнейшей задачей» (Бунина В.Г. От информационного общества к обществам знания // Вестник РУДН. Серия Социология. 2010. № 2. С. 21).
зиданию, самопознанию, индивидуализации образования. Матетический взгляд на субъект предполагает развитие его познавательных качеств (по Коменскому): чувства, разума и веры, а также разработку соответствующих образовательных технологий.
3. Общекультурные проблемы (воспитательные):
— ценностнообусловленная деятельность,
— вера как элемент воспитательной деятельности,
— проблематика смерти и поиска «смысла жизни»,
— вопросы «воспитании души»,
— нравственно-смысловое общение педагога с учеником,
— трансформация роли семьи в определении направления развития ребенка,
— всестороннее, в том числе духовно-нравственное развитие ребёнка в дошкольном возрасте и роль в нем родителей,
— построение системы дошкольного воспитания по принципу семейного,
— достижение рационального единства «реального - идеального» в процессе формирования мышления,
— снижение и умаление роли гуманитарных предметов и общей культуры формирования специалистов,
— соотношение уровня образования, общего культурного развития и степени толерантности общества.
Конференция продемонстрировала готовность и желание научно-педагогической общественности обсуждать и предлагать решения в области нравственного воспитания и преодоления ценностных провалов в образовании, в частности, путем совершенствования методов и технологий коммуникации, приобщения к ценностям, проявленным в культуре, формирования целостных образовательных куль-туронасыщенных сред, построения межкультурного диалога и повышения общего культурного развития участников образовательного процесса.
4. Информационные проблемы (философские, научно-методологические и практические проблемы связанные с применением информационных технологий):
— утрата экзистенциальности человеческого бытия в виртуальной реальности,
— выработанный человеком «рефлекс сопротивляемости» темпам развития информационных технологий (например, рекламных) и смене устойчивых базовых ценностей,
— коммуникации в виртуальной среде.
— культура работы с информацией.
— цифровые реалии современного мира и сохранение «человеческого в человеке»; проблема субъектности современного источника знаний, смыслов, идей и ценностей,
— необходимость прояснения смыслов знаний в сетевой компьютерной среде,
— исследование законов «приборных ситуаций восприятия реальности»,
— гибкая цифровая среда подготовки и переподготовки кадров,
— развитие нормативной правовой и научно-методической базы цифровой среды,
— развитие цифровых технологий для инклюзивного образования,
— позитивные и негативные аспекты роботопедагогика (использование интернет-ботов в образовании).
Широко была представлены образовательные провалы, связанные формированием с коммуникативных компетенций, речи, развитием внимания и произвольной деятельности. Это является педагогической проблемой, так как основывается на недостатке эмоционально-волевого развития у детей, погруженных в виртуальное пространство Интернета.
5. Проблемы, выходящие за рамки собственно системы образования, требующие содержательных научных решений:
— предупреждение насилия в образовательной среде,
— проблема эффективной коммуникации в свете нейрофизиологических исследований,
— определение взаимосвязи между правовой системой общества и обеспечением его устойчивого развития,
— миграция и инкультурация,
— межкультурные барьеры и пути их преодоления в мультикультурной среде,
— социально-языковой контекст: понимание и интерпретация источников,
— «интуитивные» основы правосознания,
— вопросы логики и схоластики,
Участники констатировали низкий уровень или полное отсутствие совместных скоординированных как административно-инфраструктурных, так и содержательных (в частности, научно-методологических) механизмов решения подобного рода проблем.
6. Проблемы, выходящие за рамки собственно системы образования, требующие управленческих, политических и нормативных правовых решений:
— профессиональная ориентация,
— позитивные и негативные стороны ранней профессионализации и неизученность ее влияния на развитие творческих способностей человека,
— отсутствие логики в системе образования,
— проблема преподавание языков в полилингвальном государстве,
— допустимость введения множественности идеологических систем в образовательном цикле.
— выстраивание адекватной вызовам государственной образовательной политики.
— преодоление провалов в системе воспитания и морально-нравственного образования как задача государственного регулирования.
— риски политики реформирования образования на основе узкой экономических представлений.
Представляется, что данная группа проблем требует детального рассмотрения, моделирования и принятия принципиально новых решений и реформирования на всех уровнях государственного и общественного устройства. Одним из таких решений может стать создание средообразующих образовательных кластеров с гибкой системой правового и управленческого сопровождения, причем выработка управленческих механизмов в таких культуронасыщенных средах требует трансдисциплинарного подхода с использованием технологий многоагентных систем и искусственного интеллекта.
В ходе обсуждения в рамках конференции актуальности и возможностей использования кластерного подхода отмечалась, что создание интегрированных социокультурных образовательных сред является необходимым компонентом образования будущего. Гибкость, самонастраиваемость и открытость образовательной среды зависит от уровня образования субъекта1 и осваиваемого им уровня взаимосодействия. Такие среды могут быть описаны сложностными2 многофакторными моделями культуры.
Определенным движением в этом направлении можно считать анонсированное на конференции создание Пансофического общества им. Я.А. Коменского.
Важнейшим институциональным шагом как в формировании интегрированных социокультурных образовательных сред, так и в развитии трансдисциплинарности может стать налаживание взаимодействия между существующими «точками роста» междисциплинарных исследований в России и мире, в том числе с помощью проведения конференций. Здесь следует особо выделить участие в работе конференции в МПГУ таких институтов, как:
— Научные советы РАН (по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, а также по изучению и охране культурного и природного наследия),
— Российское философское общество (РФО),
— секторы логики и теории познания Института философии РАН, а также исследовательская группа «Виртуалистика» ИФ РАН,
— направление НБИКС-технологий ККНБИКС-Центр НИЦ Курчатовский институт,
— УНЦ «Междисциплинарные проблемы образования и когнитивистики» Института «Высшая школа образования» МПГУ.
1 См.: Меськов В.С. Указ. соч.
2 «...мы рассматриваем сложность... всегда релятивную по отношению к наблюдателю, точнее - к множеству наблюдателей, их точек зрения, перспектив, их контекстов, их интеракций. .. .мы фактически имеем дело с качественно новым, пост-неклассическим (В.С. Стёпин) понятием сложности, для называния которого в дальнейшем будем пользоваться термином сложностность» (Аршинов В.И., Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть первая // Философия науки и техники. 2015. Т. 20. № 2. С. 72).
Осознание организаторами конференции необходимости привлечения молодых исследователей -студентов, специалистов, магистрантов - определило их широкое участие в работе конференции и - в перспективе - в деятельности Пансофического общества, что с полным правом можно считать показателем жизнеспособности конструируемой организаторами и участниками форума модели «Образование для будущего» в новой когнитивно-ценностной парадигме. Это позволяет надеяться на то, что матетика как трансдисциплинарное направление в педагогике и образовании закладывает основание для возникновения глубокой заинтересованности и мотивации к созданию нового молодежного научного сообщества.
Итак, можно говорить о трех измерениях Всероссийской научно-практической конференции «Матетика и будущее педагогики» и ее результатов - теоретико-методологическом, институциональном и культурном. Так, говоря о первом из них, следует особо выделить то, что конференция позволила выявить фундаментальные направления научных исследований для построения модели образования для будущего. В свою очередь, разработка в рамках конференции программных документов Пансофического общества явилось существенным субъекто-риентированным и институционально-практическим результатом работы форума. Наконец, следует констатировать и высокое общекультурное значение конференции, на которой были представлены формы культуры как уже освоенные научно-педагогическим сообществом страны, так и находящихся в процессе освоения им.
Магистранты Института «Высшая школа образования: В.Г. Пономарева (слева), член орггруппы Конференции А.Л. Когтева (в центре), студент филологического факультета МПГУ Кристо Федянин (справа)
Наталия Рафаэлевна Сабанина,
магистр социально-культурной деятельности, старший преподаватель кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Mill У и кафедры теологии филологического факультета МПГУ, ведущий специалист УНЦ «Междисциплинарные проблемы образования и когнитивистики» Института ВШО МПГУ ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3024-0668 e-mail: natalia-r-sabanina@j -spacetime.com; [email protected]
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Сабанина, Н. Р. «Матетика и будущее педагогики»: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, МПГУ, 30 ноября — 1 декабря 2017 г. / Н.Р. Сабанина // Пространство и Время. — 2017. — № 2-3-4(28-29-30). — С. 327—332. Стационарный сетевой адрес 2226-7271provr_st2_3_4-28_29_30.2017.112.