Научная статья на тему 'Mathetics and future of Pedagogics”: All-Russian scientific-practical Conference with International participation, Moscow pedagogical State University, 30 nov.. - 1 Dec.. 2017'

Mathetics and future of Pedagogics”: All-Russian scientific-practical Conference with International participation, Moscow pedagogical State University, 30 nov.. - 1 Dec.. 2017 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОГНИТИВИСТИКА / МАТЕТИКА / ДИДАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПО ЯНУ АМОСУ КОМЕНСКОМУ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / COGNITIVE SCIENCE / MATHETICS / DIDACTICS / COMENIUS'' IDEAS ON EDUCATIONAL TOOLS / TRANSDISCIPLINARITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанина Наталия Рафаэлевна

Представлен подробный анализ проведения и результатов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Матетика и будущее педагогики» (МПГУ, 20 нояб. 1 дек. 2017) как комплекса общественнои научно-значимых междисциплинарных мероприятий, задуманных и реализованных в русле идей Я.А. Коменского, изложенных им в трактате «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих». Показано, что представленные на конференции идеи и модели решения проблем современного образования свидетельствуют о движении научно-педагогического сообщества к трансдисциплинарности и смене образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабанина Наталия Рафаэлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Mathetics and future of Pedagogics”: All-Russian scientific-practical Conference with International participation, Moscow pedagogical State University, 30 nov.. - 1 Dec.. 2017»

У НАШИХ ПАРТНЕРОВ

УДК 005.745:37:001.2

«Матетика и будущее педагогики»: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием,

МПГУ, 30 ноября - 1 декабря 2017 г.

30 ноября - 1 декабря 2017 г. в Московском педагогическом государственном университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Матетика и будущее педагогики» - событие, глубоко обусловленное характером информационных процессов, которые разворачиваются сегодня в социокультурном пространстве России и мира. Конференция планировалась ее организаторами с целью получения и распространения социально значимой научной информации, задающей деятельность субъектов образовательного процесса по совершенствованию сред своего существования, и стала «точкой высокого информационного потенциала».

Как явствует из ее названия, проведение конференции «Матетика и будущее педагогики» было направлено на представление концепта «матетика». Термин «матетика» (греч. «ученичество») был введен Я.А. Коменским в трактате Spicilegium didacticum («Собирание дидактических колосьев», 1680, впервые переведен на русский язык в 2015 г.) для обозначения «науки об ученичестве» - в противоположность и в дополнение дидактики как «науке о обучении»: Коменский видел необходимость более глубокого изучения процесса приобретения знания человеком, заложив тем самым основания когнити-вистики как «науки о познании», прежде всего, применительно к образованию. В свод очередь, матети-ка, дополняя «великую дидактику» как парадигму учительства, может рассматриваться как основа когнитивной педагогики, а совокупность матетики и дидактики задает полное содержание образования.

Программа конференции была сформирована из восьми тематических блоков, - так, чтобы структура и содержание мероприятия соответствовали структуре и идеям, изложенным в главах трактата Комен-ского «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих», призванного, как полагал мыслитель, помочь людям обрести «орудия, чтобы все смогли увидеть все хорошее и плохое в себе и всецело безошибочными путями искать и найти добро, избегать и избежать зла»1. Орудия и пути, описанные Коменским в «Матетике» - одном из набросков к тем главам, - должны были войти во «Всеобщий совет» и в самом кратком изложении выглядели следующим образом. «Всеобщее пробуждение» (Панегерсия) человеческой сущности, по Коменскому, происходит тремя путями: через познание, религию и политию. Содержание источника познания природного и божественного раскрывается в Панаугии - «Всеобщем просвещении». Продвигаясь путем познания, человек приобщается к Пансофии, «Всеобщей премудрости», -этот путь в первую очередь необходимо пройти царям и правителям, чтобы эти «земные боги» смогли достойно заложить основы «мира небесного» на Земле. Подчиняя жизнь и ум людей порядку универсального установления, они приводят остальных людей ко «всеобщему воспитанию» (Панпедии). Наиболее сильными инструментами такого установления являются язык - «всеобщая культура языков» (Панглоттия) - и «всеобщее поощрение» (Пануттезия). Приведение всего человечества к пансофии даст возможность «всеобщего исправления» (Панортозии) и построению «Царства справедливости на Земле».

Соответственно, и секции конференции определялись то же логикой:

I. Панегерсия - всеобщее пробуждение (модератор - д. филос. н., проф. А.С. Степанова),

II. Пансофия - всеобщая премудрость (модератор - д. пед. н. С.М. Марчукова),

III. Панаугия - всеобщее просвещение (модератор - д. филос. н., проф. С.Н. Бычков),

IV. Панортозия - всеобщее исправление (модератор - магистр Н.Р. Сабанина),

V. Панпедия - всеобщее воспитание (модератор - д. филос. н., проф. Н.Г. Багдасарьян),

VI. Панглоттия - всеобщая культура, проявленная в языках (модератор - д. филос. н., проф.

Г.В. Сорина),

VII. Паннутезия - всеобщее поощрение (к благой деятельности) (модератор - д. филос. н., проф.

О.Е. Баксанский).

1 Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Роду человеческому, и прежде всего ученым, верующим и власть имущим Европы. Часть третья. Общая всему человеческому роду книга Пансофия [Электронный ресурс] // Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. Библиотека по педагогике. Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/fD0/s00/z0000054/st019.shtml.

Открытие конференции. Слева направо: директор Учебно-научного центра «Междисциплинарных проблем образования и когнитиви-стики» Института «Высшая школа образования» (ВШО) В.С. Месь-ков, проректор по межрегиональным и международным связям Л.В. Дудова, директор Института ВШО МПгУ М.А. Гончаров

Открыли конференцию приветствия проректора МПГУ по межрегиональным и международным связям Л.В. Дудовой и директора Института «Высшая школа образования» МПГУ М.А. Гончарова, с пленарными докладами выступили: д. пед. н. С.М. Марчукова («Коменский в России»); академик РАО, д. пед. н., проф. МПГУ Б.М. Бим-Бад («Единство матетики и дидактики в системе Коменского»); академик РАН, академик РАО, д. филос. н., проф. В.А. Лекторский («Когнитивистика - научное основание педагогики»).

Специальное тематическое обсуждение было посвящено Матетике в педагогике (модератор - д. филос. н., проф. И.Н. Грифцова).

Пленарное заседание. Доклады С.М. Марчуковой (слева), Б.М. Бим-Бада (в центре), В.А. Лекторского (справа)

Особыми событиями конференции стали скайп-трансляция Россия - США «Теории учения и теории преподавания: проблемы взаимодействия» с профессором Университета Нью-Джерси С.Н. Гоншореком и круглый стол «Принципы педагогики в контексте философии науки и техники». Круглый стол был организован совместно с НС РАН по методологии искусственного интеллекта (секция «Интеллектуальные технологии в образовании»), кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (модератор - д. филос. н., проф. В.Г. Кузнецов). Тематика данного события была представлена пятью направлениями: 1) принципы матетики в контексте современных когнитивных исследований; 2) педагогические технологии и современная техника; 3) принципы машинного обучения и самообучения и естественный интеллект; 4) экспертиза компьютерных проектов в образовании; 5) мультиагентные суперкомпьютерные исследования в образовательной сфере.

Конференция имела ярко выраженный междисциплинарный характер: более 20 представленных на ней дисциплин - педагогика, история, философия, социология, лингвистика, политология, информатика, психология, физиология, математика, физика, этика, эстетика, логика, филология, религиоведение, юриспруденция, культурология, антропология и др. стали серьезным испытанием для «узких профессионалов». Участниками тематических обсуждений была поставлена высокая методологическая планка

Круглый стол «Принципы педагогики в контексте философии науки и техники» и его модератор, д. филос. н. В.Г. Кузнецов (справа)

осмысления роли педагогики и образования в современном мире с позиции новейших результатов в области нейронаук, культурологии, когнитивистики, лингвистики и наук об общественном устройстве.

Трансдисциплинарность как модель мира и основа новой образовательной парадигмы стала значимым научно-методологическим достижением конференции - на ее секциях подробно обсуждался данная исследовательская стратегия, нашедшая отражение в одноименном коллективном труде1 и, ранее, в тринитарной информационной модели мира и методологии (ТИММ) д. филос. н., проф. В.С. Меськова2.

Перечень проблем, нашедший свое отражение в научных, методологических и практикоориенти-рованных дискуссиях конференции3, явился богатейшим материалом для анализа реальной ситуации в образовании - и в обществе в целом. В самом общем виде эти проблемы могут быть систематизированы следующим образом.

1. Дидактические проблемы:

— отсутствие очевидной реализации метапредметного подхода в образовательной практике,

— особенности взаимосодействия субъектов образовательной среды,

— принципы регулирования взаимоотношений ученика и учителя,

— выявление скрытых параметров образовательного процесса как факторов повышения качества образования.

— неэффективность тестирования (ЕГЭ, ФЭПО, тесты учебных курсов) для целей формирования функций «знать», «осознавать», «понимать», «творить», «любить» в системе образования,

— формирование способности субъекта к объективации знаний.

Участники конференции связывали дидактические проблемы в первую очередь с рассмотрением представления учебного материала, метапредметных педагогических подходов и технологий, в частности, необходимость введении логики, философии и математических методов для повышения культуры мышления, создания возможностей для творчества в образовательном процессе. При этом очевидным было понимание необходимости использования результатов нейрофизиологических исследований и нейропедагогики в образовательном процессе.

2. Матетические проблемы:

— природа познания,

— неопределенность механизма процесса познания и возникающих при познавательной деятельности препятствий,

— формирование человеческого капитала на основании принципов матетики,

— самопознание, саморазвитие и самореализация как содержание и направления матетики,

— парадигма образования, направленная на осознание необходимости самосозидания,

— общее и различия самообучения и опыта,

— гармонизация (гуманизация) мышления человека, сформированного в техногенной среде,

— формирование компетенций творческого мышления и принятия нестандартных решений в образовании.

Существенной научной инновацией здесь явился «матетический подход» к современному образованию. Принципиальным моментом для философии обучающихся обществ4 является понимание процесса образования (вслед за Коменским) как познания. Эта позиция задается «повышением субъ-ектности» образовательного процесса как способности, готовности и мотивации субъекта к самосо-

1 Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Под. ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Навигатор, 2015.

2 Подробнее см.: Меськов В.С. Методология тринитарности // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 66-76.

3 Матетика и будущее педагогики: Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского (Москва, 30 ноября - 1 декабря 2017 г.) / Под. ред. Н.Р. Сабаниной; редактор-составитель Н. П. Лябина. М.: МШ У, 2017.

«Р. Хатчинс (1968) и Торстен Хусена (1974) предложили модель общества нового типа - «обучающегося» (learning society). «В становящемся все более сложном мире, где каждому в течение жизни может потребоваться исполнять различные задачи, становится необходимым продолжать учебу всю жизнь» [К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. С. 59 [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/tks-learning_societies.pdf - Н.С.]. Параллельно с ними Питер Дракер (1969) создает понятие «общества знания» (knowledge society), где важнее всего «научиться учиться». В 1996 году Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века под председательством Жака Делора констатировал, что «в то время, когда «обучение на практике» и способность к инновациям приобретают все большее значение, когнитивная динамика наших обществ стала важнейшей задачей» (Бунина В.Г. От информационного общества к обществам знания // Вестник РУДН. Серия Социология. 2010. № 2. С. 21).

зиданию, самопознанию, индивидуализации образования. Матетический взгляд на субъект предполагает развитие его познавательных качеств (по Коменскому): чувства, разума и веры, а также разработку соответствующих образовательных технологий.

3. Общекультурные проблемы (воспитательные):

— ценностнообусловленная деятельность,

— вера как элемент воспитательной деятельности,

— проблематика смерти и поиска «смысла жизни»,

— вопросы «воспитании души»,

— нравственно-смысловое общение педагога с учеником,

— трансформация роли семьи в определении направления развития ребенка,

— всестороннее, в том числе духовно-нравственное развитие ребёнка в дошкольном возрасте и роль в нем родителей,

— построение системы дошкольного воспитания по принципу семейного,

— достижение рационального единства «реального - идеального» в процессе формирования мышления,

— снижение и умаление роли гуманитарных предметов и общей культуры формирования специалистов,

— соотношение уровня образования, общего культурного развития и степени толерантности общества.

Конференция продемонстрировала готовность и желание научно-педагогической общественности обсуждать и предлагать решения в области нравственного воспитания и преодоления ценностных провалов в образовании, в частности, путем совершенствования методов и технологий коммуникации, приобщения к ценностям, проявленным в культуре, формирования целостных образовательных куль-туронасыщенных сред, построения межкультурного диалога и повышения общего культурного развития участников образовательного процесса.

4. Информационные проблемы (философские, научно-методологические и практические проблемы связанные с применением информационных технологий):

— утрата экзистенциальности человеческого бытия в виртуальной реальности,

— выработанный человеком «рефлекс сопротивляемости» темпам развития информационных технологий (например, рекламных) и смене устойчивых базовых ценностей,

— коммуникации в виртуальной среде.

— культура работы с информацией.

— цифровые реалии современного мира и сохранение «человеческого в человеке»; проблема субъектности современного источника знаний, смыслов, идей и ценностей,

— необходимость прояснения смыслов знаний в сетевой компьютерной среде,

— исследование законов «приборных ситуаций восприятия реальности»,

— гибкая цифровая среда подготовки и переподготовки кадров,

— развитие нормативной правовой и научно-методической базы цифровой среды,

— развитие цифровых технологий для инклюзивного образования,

— позитивные и негативные аспекты роботопедагогика (использование интернет-ботов в образовании).

Широко была представлены образовательные провалы, связанные формированием с коммуникативных компетенций, речи, развитием внимания и произвольной деятельности. Это является педагогической проблемой, так как основывается на недостатке эмоционально-волевого развития у детей, погруженных в виртуальное пространство Интернета.

5. Проблемы, выходящие за рамки собственно системы образования, требующие содержательных научных решений:

— предупреждение насилия в образовательной среде,

— проблема эффективной коммуникации в свете нейрофизиологических исследований,

— определение взаимосвязи между правовой системой общества и обеспечением его устойчивого развития,

— миграция и инкультурация,

— межкультурные барьеры и пути их преодоления в мультикультурной среде,

— социально-языковой контекст: понимание и интерпретация источников,

— «интуитивные» основы правосознания,

— вопросы логики и схоластики,

Участники констатировали низкий уровень или полное отсутствие совместных скоординированных как административно-инфраструктурных, так и содержательных (в частности, научно-методологических) механизмов решения подобного рода проблем.

6. Проблемы, выходящие за рамки собственно системы образования, требующие управленческих, политических и нормативных правовых решений:

— профессиональная ориентация,

— позитивные и негативные стороны ранней профессионализации и неизученность ее влияния на развитие творческих способностей человека,

— отсутствие логики в системе образования,

— проблема преподавание языков в полилингвальном государстве,

— допустимость введения множественности идеологических систем в образовательном цикле.

— выстраивание адекватной вызовам государственной образовательной политики.

— преодоление провалов в системе воспитания и морально-нравственного образования как задача государственного регулирования.

— риски политики реформирования образования на основе узкой экономических представлений.

Представляется, что данная группа проблем требует детального рассмотрения, моделирования и принятия принципиально новых решений и реформирования на всех уровнях государственного и общественного устройства. Одним из таких решений может стать создание средообразующих образовательных кластеров с гибкой системой правового и управленческого сопровождения, причем выработка управленческих механизмов в таких культуронасыщенных средах требует трансдисциплинарного подхода с использованием технологий многоагентных систем и искусственного интеллекта.

В ходе обсуждения в рамках конференции актуальности и возможностей использования кластерного подхода отмечалась, что создание интегрированных социокультурных образовательных сред является необходимым компонентом образования будущего. Гибкость, самонастраиваемость и открытость образовательной среды зависит от уровня образования субъекта1 и осваиваемого им уровня взаимосодействия. Такие среды могут быть описаны сложностными2 многофакторными моделями культуры.

Определенным движением в этом направлении можно считать анонсированное на конференции создание Пансофического общества им. Я.А. Коменского.

Важнейшим институциональным шагом как в формировании интегрированных социокультурных образовательных сред, так и в развитии трансдисциплинарности может стать налаживание взаимодействия между существующими «точками роста» междисциплинарных исследований в России и мире, в том числе с помощью проведения конференций. Здесь следует особо выделить участие в работе конференции в МПГУ таких институтов, как:

— Научные советы РАН (по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, а также по изучению и охране культурного и природного наследия),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Российское философское общество (РФО),

— секторы логики и теории познания Института философии РАН, а также исследовательская группа «Виртуалистика» ИФ РАН,

— направление НБИКС-технологий ККНБИКС-Центр НИЦ Курчатовский институт,

— УНЦ «Междисциплинарные проблемы образования и когнитивистики» Института «Высшая школа образования» МПГУ.

1 См.: Меськов В.С. Указ. соч.

2 «...мы рассматриваем сложность... всегда релятивную по отношению к наблюдателю, точнее - к множеству наблюдателей, их точек зрения, перспектив, их контекстов, их интеракций. .. .мы фактически имеем дело с качественно новым, пост-неклассическим (В.С. Стёпин) понятием сложности, для называния которого в дальнейшем будем пользоваться термином сложностность» (Аршинов В.И., Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть первая // Философия науки и техники. 2015. Т. 20. № 2. С. 72).

Осознание организаторами конференции необходимости привлечения молодых исследователей -студентов, специалистов, магистрантов - определило их широкое участие в работе конференции и - в перспективе - в деятельности Пансофического общества, что с полным правом можно считать показателем жизнеспособности конструируемой организаторами и участниками форума модели «Образование для будущего» в новой когнитивно-ценностной парадигме. Это позволяет надеяться на то, что матетика как трансдисциплинарное направление в педагогике и образовании закладывает основание для возникновения глубокой заинтересованности и мотивации к созданию нового молодежного научного сообщества.

Итак, можно говорить о трех измерениях Всероссийской научно-практической конференции «Матетика и будущее педагогики» и ее результатов - теоретико-методологическом, институциональном и культурном. Так, говоря о первом из них, следует особо выделить то, что конференция позволила выявить фундаментальные направления научных исследований для построения модели образования для будущего. В свою очередь, разработка в рамках конференции программных документов Пансофического общества явилось существенным субъекто-риентированным и институционально-практическим результатом работы форума. Наконец, следует констатировать и высокое общекультурное значение конференции, на которой были представлены формы культуры как уже освоенные научно-педагогическим сообществом страны, так и находящихся в процессе освоения им.

Магистранты Института «Высшая школа образования: В.Г. Пономарева (слева), член орггруппы Конференции А.Л. Когтева (в центре), студент филологического факультета МПГУ Кристо Федянин (справа)

Наталия Рафаэлевна Сабанина,

магистр социально-культурной деятельности, старший преподаватель кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» Mill У и кафедры теологии филологического факультета МПГУ, ведущий специалист УНЦ «Междисциплинарные проблемы образования и когнитивистики» Института ВШО МПГУ ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3024-0668 e-mail: natalia-r-sabanina@j -spacetime.com; myzeinatali@mail.ru

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Сабанина, Н. Р. «Матетика и будущее педагогики»: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, МПГУ, 30 ноября — 1 декабря 2017 г. / Н.Р. Сабанина // Пространство и Время. — 2017. — № 2-3-4(28-29-30). — С. 327—332. Стационарный сетевой адрес 2226-7271provr_st2_3_4-28_29_30.2017.112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.