Научная статья на тему 'История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет'

История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ИСТОРИКИ ПЕДАГОГИКИ / HE ACADEMY OF SOCIAL MANAGEMENT / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / HISTORIANS OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Е. Н.

Академия социального управления в настоящее время является ведущим российским центром историко-педагогических исследований. С 2005 г. в Академии проводятся ежегодные международные теоретические конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия», а с 2013 г. они пробрели статус международных. С 2013 г. ежегодно проводятся Национальные форумы российских историков педагогики. В формате проводимых мероприятий с 2005 г. издается серия «Историко-педагогическое знание», к настоящему времени включающая 111 томов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Academy of Social Management is currently the leading Russian centre of historical and pedagogical research. Since 2005, the Academy held annual international theoretical conferences «Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III Millennium», and in 2013 they got an international status. Since 2013, National forums of Russian historians of pedagogy are annually held. Since 2005, a series of «Historical and pedagogical knowledge» is issued; it comprises 111 volumes.

Текст научной работы на тему «История педагогики в Академии социального управления: анализ научных мероприятий последних лет»

Рецензии и обзоры

Е. Н. Астафьева

История педагогики

в академии социального

управления: анализ научных мероприятий

последних лет

УДК 37(091) ББК 74.03(2)6

Академия социального управления в настоящее время является ведущим российским центром историко-педагогических исследований. С 2005 г. в Академии проводятся ежегодные международные теоретические конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия», а с 2013 г. они пробрели статус международных. С 2013 г. ежегодно проводятся Национальные форумы российских историков педагогики. В формате проводимых мероприятий с 2005 г. издается серия «Историко-педагогическое знание», к настоящему времени включающая 111 томов.

Ключевые слова: Академия социального управления; Международная теоретическая конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия»; Национальный форум российских историков педагогики; серия книг «Историко-педагогическое знание».

Е. N. Astafyeva

History of pedagogy at the academy

of social management: analysis of recent scientific events

The Academy of Social Management is currently the leading Russian centre of historical and pedagogical research. Since 2005, the Academy held annual international theoretical conferences «Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III Millennium», and in 2013 they got an international status. Since 2013, National forums of Russian historians of pedagogy are annually held. Since 2005, a series of «Historical and pedagogical knowledge» is issued; it comprises 111 volumes.

Key words: the Academy of Social Management; international theoretical conference «Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III Millennium»; the national forum of Russian historians of pedagogy; a series of books «Historical and pedagogical knowledge».

Академия социального управления в настоящее время является ведущим российским центром историко-педа-гогических исследований. С 2005 г. по инициативе заведующего кафедрой педагогики профессора, доктора педагогических наук Г. Б. Корнетова в АСОУ проводятся ежегодные теоретические конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия». В 2005—2012 гг. эти конференции имели статус национальных; а с 2013 г. они стали международными — в них, наряду с отечественными историками педагогики, принимают участие известные зарубежные исследователи. С 2013 г. кафедра педагогики ежегодно проводит Национальные форумы российских историков педагогики.

Конференции и форумы объединяют более 300 историков педагогики из многих регионов Российской Федерации. В их работе принимают участие исследователи из Белоруссии, Германии, Италии, Казахстана, Канады, Китая, США, Украины, Эстонии, Китая.

В формате проводимых мероприятий с 2005 г. издается серия « Историко-педагогическое знание», к настоящему времени включающая 111 томов — монографий, сборников научных трудов и материалов, учебных пособий, антологий, хрестоматий, которые посвящены широкому кругу проблем истории образования

и педагогической мысли в России и за рубежом с древнейших времен до наших дней. В рамках серии с 2009 г. регулярно издается «Историко-педагогический ежегодник» — первое в России периодическое специальное историко-педагогическое издание.

Материалы конференций и форумов, их стенограммы также регулярно публикуются на страницах издаваемого с 2011 г. в Нижнем Тагиле «Историко-педагогическом журнала», председателем редакционно-издательского совета которого является Г. Б. Корнетов. Главный редактор журнала, доктор педагогических наук А. В. Уткин является постоянным членом оргкомитета, активно участвуя в работе конференций и форумов.

Издания, вышедшие в серии «Историко-педагогическое знание», вызвали значительный интерес и получили признание международного историко-педагогического сообщест-ва. Многие работы (книги и статьи) включены в обширные библиографии по проблемам истории образования и детской литературы, регулярно издаваемые с 2010 г. Д. Кароли и Р. Сани (Италия) в англоязычном журнале «История образования и детской литературы» («History of Education & Children's Literature»).

Важнейшими задачами проводимых мероприятий, а также издательской программы являются:

— организация сетевого взаимодействия между историками педагогики, обмен актуальной информацией между ними;

— презентация и обсуждение результатов новейших историко-педаго-гических исследований, поиск путей повышения их качества и востребованности;

— проведение дискуссий по актуальным проблемам истории педагогики;

— разработка новых подходов к интеграции историко -педагогическо -го знания в практику педагогического образования;

— повышение авторитета истории педагогики среди теоретиков, практиков и организаторов образования.

По словам Г. Б. Корнетова, «содержание материалов, опубликованных в изданиях конференции, а также выступления ее участников убедительно свидетельствуют о том, что педагогическое прошлое проявляет себя в уроках, которые нам преподносит и которые весьма полезны для дня сегодняшнего. Оно может служить определенной моделью, образцом того, как надо и как не надо действовать в образовании, обучая и воспитывая подрастающие поколения. Педагогическое прошлое задает координаты, необходимые для ориентации при постижении современных проблем теории и практики образования, позволяет вписывать их в про-

странство педагогической культуры человечества, страны, региона, выявлять присущие им общие, особенные и единичные характеристики, соотносить с традициями и тенденциями развития педагогического знания и педагогической практики, с различными педагогическими парадигмами, концепциями, системами, методиками и технологиями»1.

23 апреля 2015 г. в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» на базе кафедры педагогики состоялся Третий национальный форум российских историков педагогики. За последние три года форум стал традиционным научным мероприятием.

В формате форума была издана монография «Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии»2, в которой представлены 29 исследований 31 автора. Личное участие в работе форума приняли 23 человека из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Владимира, Волгограда, Воронежа, Калуги, Нижнего Тагила, Рязани, Санкт-Петербурга, Хабаровска.

Работу форума открыл заведующий кафедрой педагогики АСОУ профессор Г. Б. Корнетов. Он предложил почтить память умершего 6 февраля Эдуарда Дмитриевича Днепрова (1936—2015), который был не только

1 Корнетов Г. Б. Ежегодная национальная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» // Историко-педагогический журнал. 2011. № 3. С. 7.

2 Педагогика и образования в зеркале исторической рефлексии: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2015. 384 с.

видным государственным деятелем, первым министром образования новой России, но и выдающимся историком педагогики, крупнейшим специалистом по истории отечественного образования. Э. Д. Днепров с ноября 2011 г. был активным участником всех историко-педагогических конференций и форумов, проводимых в Академии социального управления. Эдуард Дмитриевич выступал с презентациями своих книг, делал доклады об актуальных проблемах историко-педагогических исследований, активно участвовал в дискуссиях, анонсировал материалы для публикации в серии «Историко-педагогическое знание». В частности, перу Эдуарда Дмитриевича принадлежит глава «Основные этапы развития системы образования в России (XIX — начало XX в.)» в упомянутой выше монографии.

Г. Б. Корнетов, знакомый с Э. Д. Днепровым более 30 лет, рассказал об их совместной работе во второй половине 1980-х гг. над книгами «Мудрость воспитания»1 и «Очерки истории школы и педагогики народов СССР с древнейших времен до конца XVII века»2.

О совместной работе с Э. Д. Днепровым в 1988 г. во ВНИК «Школа» рассказал заведующий кафедрой педагогики и педагогического образования Рязанского государственного университета им. С. А.

Есенина, профессор А. А. Романов.

Член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ, заведующий кафедрой теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, профессор М. А. Лу-кацкий рассказал о требованиях, предъявляемых Высшей аттестационной комиссией к диссертациям на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по педагогическим специальностям. Он обратил внимание на то, что особые требования предъявляются к формулировке темы диссертационного исследования, к обоснованию и реализации в диссертации заявленных методологических подходов и методов познания, к пониманию того, в рамках какой педагогической теории (концепции) автор осуществляет свое исследование и как соотносится с этой теорией новизна и значимость полученных им результатов.

Участники форума обсудили проблемы историко-педагогических публикаций на страницах педагогических журналов. В обсуждении приняли участие руководители рекомендованных ВАК РФ журналов — главный редактор журнала «Новое в психо-лого-педагогических исследованиях» М. А. Лукацкий, главный редактор «Психолого-педагогического журнала» А. А. Романов, заместитель главного редактора серии «Педагогические и психологические

1 Мудрость воспитания / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1987. 288 е.; Мудрость воспитания: 2- изд., испр. и доп. / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с.

2 Очерки истории школы и педагогики народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989. 480 с.

науки» «Вестника Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых» Е. Ю. Рогачева. С сообщениями также выступили председатель редакционного совета « И сторико -педагогического журнала» Г. Б. Корнетов, главный редактор « И сторико -педагогическо -го журнала» А. В. Уткин, заместитель главный редактора журнала «Непрерывное образование» А. Н. Шевелев.

Выступавшие отметили, что в последнее время возросло количество интересных историко-педагогических публикаций, отметили возрастающую роль Академии социального управления, как российского центра исто-рико-педагогических исследований, предложили провести на страницах « И сторико- педагогического журна -ла» и журнала «Психолого-педагогический поиск» дискуссии, посвященные актуальным проблемам истории педагогики, обратили внимание на необходимость более активного привлечения аспирантов в качестве авторов журналов.

В свободной дискуссии приняли участие Е. Н. Астафьева (Москва), к.п.н. Н. Б. Баранникова (Москва), к.п.н. Л. Э. Заварзина (Воронеж), к.п.н. М. А. Полякова (Калуга), д.п.н. М. В. Савин (Волгоград),

также другие участники форума. Они обратили внимание на необходимость совершенствования историко- педаго -гической подготовки студентов и магистрантов вузов, обучающихся по направлению «педагогическое образование»1; на актуальность использования историко-педагогического компонента в содержании образовательной программы аспирантов по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки; на перспективность разработки теоретических проблем историко-педагогических исследований2.

Касаясь методологическихпроблем историко-педагогического познания, Г. Б. Корнетов сказал, что при обращении к историко-педагогическому прошлому исследователь неизбежно сталкивается с необходимостью идентификации и оценки изучаемых феноменов. Это еще одна важнейшая грань историко-педагогического познания. Причем этот аспект, как правило, явно или неявно присутствует в любом историко-педагогическом исследовании. Потребность идентифицировать и оценивать события и процессы исто-рико-педагогического прошлого также порождает ряд методологических проблем. Первая методологическая проблема связана с необходимостью определения оснований идентификации

1 Астафьева Е. Н. Первое постсоветское отечественное пособие по истории педагогики. // Историко-педагогический журнал. 2013. № 2. С. 176-188; Астафьева Е. Н. Современные пособия по истории педагогики. // Историко-педагогический журнал. 2014. № 1. С.206-214.

2 Корнетов Г. Б. История педагогики: вопросы методологии // Историко-педагогический журнал. 2012. № 2. С. 80-92; Корнетов Г. Б. История педагогики сегодня (к итогам Первого национального форума российских историков педагогики) // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С. 136-145.

педагогических феноменов прошлого. Во-первых, требуется идентифицировать их по формальному признаку: что относится к области педагогической мысли, что — к области педагогической практики, что вообще относится к педагогической сфере; что относится к педагогическим направлениям, что — к педагогическим течениям; что относится к педагогическим системам, что

— к педагогическим концепциям, что

— к педагогическим теориям, что — к педагогическим технологиям, что — к педагогическим методикам и т. д. Во-вторых, необходима идентификация по содержательному признаку: отнесение к определенной педагогической традиции, к определенному педагогическому направлению, к определенному педагогическому течению, к определенной педагогической системе, к определенной педагогической концепции, к определенной педагогической технологии, к определенному типу (виду) образовательного учреждения и т. д. В-третьих, возникает потребность в идентификации по направленности педагогических феноменов в рамках их социокультурных опреде-ленностей (цивилизационной, форма-ционной, социально-классовой, этнической, идеологической, религиозной, философской, психологической, методологической и т. п. принадлежности) и антропологической направленности, которая определяется тем или иным пониманием природы и сущности человека, а также пониманием места и роли педагогических механизмов в процессе его формирования и развития. Вторая методологическая проблема связана с необходимостью поиска

критериев и инструментов оценки педагогических феноменов прошлого по различным основаниям: по их новизне, по прогрессивности и регрессивности; по успешности решения определенных проблем образования человека, связанных с обеспечением его развития, формирования у него определенных качеств и свойств и т. п.; по реализации педагогических целей; по обеспечению решения посредством образования проблем общественного развития (подготовка кадров для экономики, формирование граждан государства, приобщение к религиозным конфессиям или национальным традициям и т. п.). Третья методологическая проблема связана с поиском адекватных способов и критериев идентификации педагогических событий прошлого с современной ситуацией в теории и практике образования, с педагогическими феноменами сегодняшнего дня. Эта проблема имеет два аспекта. Один связан с необходимостью установления преемственности, например, через соотнесение феноменов прошлого и настоящего с определенной педагогической традицией и системой, с привязкой к определенному педагогическому направлению или течению, к однотипным идеологическим, религиозным, философским, психологическим основаниям или к определенной формации или цивилизации, исторической эпохе или культуре. Другой аспект возникает при диалогическом общении с педагогическим наследием прошлого как составной частью современной педагогики. В этом случае идентификация может осуществляться по сходству осмысливаемых проблем,

по совпадению ценностных оснований педагогических позиций, по однотипности педагогических целей, путей, способов, средств их достижения, по идентичности ситуации.

19 ноября 2015 г. в Академии социального управления состоялась Одиннадцатая Международная научная конференция « Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования». Это событие показало, что Академия социального управления является не только российским центром историко-педагогических исследований, но имеет международное признание.

На конференцию были представлены материалы историками педагогики из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Воронежа, Орла, Калуги, Рязани, Орехово-Зуева, Владимира, Вятки, Самары, Нижнего Новгорода, Волгограда, Пятигорска, Ставрополя, Чегема, Оренбурга, Екатеринбурга, Челябинска,

Нижнего Тагила, Хабаровска, других городов Российской Федерации. Материалы на конференцию также представили историки педагогики из Беларуси, Китая, Соединенных Штатов Америки, Украины. Личное участие в работе конференции приняли 53 человека. Результатом работы

конференции стало издание четырех книг. Это коллективная монография «Исторические пути развития образования и педагогики»; учебное пособие «Образование и педагогическая мысль в истории человеческого общества»; сборник «И сторико »педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования», также монография Г. Б. Корнетова «Педагогические учения в историко-педагогическом процессе»1.

Открывая мероприятие, Г. Б. Корнетов подчеркнул, что важнейшей задачей конференции, проводимой в течение одиннадцать лет на базе кафедры педагогики АСОУ, является организация сетевого взаимодействия отечественных и зарубежных историков педагогики. Успех такого взаимодействия связан:

— во-первых, с наличием как можно большего числа равноправных центров, занимающихся истори-ко-педагогической проблематикой и, как правило, специализирующихся на определенном круге вопросов и имеющих более или менее оригинальные, самобытные методологические позиции;

— во-вторых, с устойчивыми саморазвивающимися горизонтальными связями между этими центрами, осно-

1 Исторические пути развития образования и педагогики: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2015. 444 е.; Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2015. 260 е.; Корнетов, Г. Б. Педагогические учения в историко-педа-гогическом процессе: монография. М.: АСОУ, 2015. 260 е.; Образование и педагогическая мысль в истории человеческого общества: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2015. 212 с.

ванными на открытом равноправном творческом диалоге;

— в-третьих, с отсутствием навязываемого понимания, что и как должно исследовать в истории педагогики и как ее следует преподавать;

— в-четвертых, с регулярными свободными дискуссиями по значимым историко-педагогическим проблемам, предполагающими внимательное отношение к каждой высказываемой точке зрения без навязывания того, что есть хорошо и что есть плохо, без принуждения всех двигаться по «предначертанному пути»;

— в-пятых, с различными, в том числе и периодическими изданиями, отражающими самые разные точки зрения и подходы к вопросам истории педагогики;

— в-шестых, с преимущественно неформальным ассоциированием членов профессионального сообщества, открывающим возможности живого, осуществляющегося по мере необходимости общения;

— в-седьмых, с признанием авторитета тех исследователей, которые вносят значимый вклад в развитие истории педагогики, готовы консультировать всех заинтересованных лиц, инициировать и поддерживать различные конструктивные начинания, востребованные как собственно профессиональным сообществом, так и другими сообществами, и организациями, в силу различных причин, обращающихся к педагогическому прошлому.

М. А. Лукацкий обратил внимание на то, что ВАК значительно повысил требования к качеству методологического обеспечения диссертационных

исследований. Прежде всего это коснулось диссертаций по истории педагогики. ВАК обращает внимание на то, что подобные диссертации во многих случаях пишут люди, не имеющие базовой исторической подготовки. Он не знают специфики исследования прошлого, не владеют процедурами исторического описания, исторической реконструкции, исторического объяснения, исторической интерпретации педагогических событий и процессов ушедших эпох. Соискатели, как правило, не ориентируются в многообразии исторических исследовательских методологий, не умеют пользоваться методами исторического познания, не понимают природы историко-педагогических фактов, не могут грамотно концептуализировать имеющийся в их распоряжении материал. Все это заставляет Экспертный совет по педагогике и психологии ВАК с особым вниманием подходить к экспертизе диссертаций по истории педагогике и в ряде случае отправлять их на дополнительную экспертизу в Экспертный совет по истории ВАК.

А. В. Уткин выступил с докладом на тему «Перспективы создания единого информационного пространства историков педагогики». Он обосновал необходимость создания историко-педагогического портала, который бы позволил эффективно решать проблемы, связанные с развитием сетевого общения между историками педагогики, оперативном обменом информацией, формирования базы архивных материалов, классических текстов и новейших публикаций по истории педагогики, проведением интернет-

конференций и веб-семинаров и др. А. В. Уткин подчеркнул, что создание портала — это задача на перспективу. Сегодня следует попытаться решить более скромную задачу: на сайте одного из высших учебных заведений создать страницу, посвященную истории педагогики. При этом он рассказал об опыте создания и ведения страницы, издаваемого с 2011 г. «Историко-педагогического журнала» на сайте Нижнетагильского государственного социально-педагогического института.

Участники конференции представили результаты историко-педагоги-ческих исследований. В частности, А. Н. Шевелев обосновал использование методологических подходов в изучении историко-педагогической урбанистики; А. А. Романов проанализировал педагогическое наследие М. Н. Скаткина; Е. А. Слепенкова раскрыла образовательный потенциал истории педагогики в системе подготовки магистров.

Т. С. Рубцова в сообщении «Педагогическая теория Френсиса Паркера» показала, что педагогическое наследие американского педагога второй половины XIX в. Ф. Паркера исключительно актуально в современных условиях. «Проблема проблем», по Паркеру, — организация учебного предмета таким образом, чтобы обеспечить «умственное питание» каждому ученику на любом уровне. В своей теории он объединил содержание в так называемые центральные предметы, которые должны преподаваться, как «органическое, неделимое, взаимо-проникаемое» единство. Паркер счи-

тал, что предпосылкой объединения предметов является единство человека в его предназначении, единение Создателя и его творений, единение человека и Творца. Формирование характера, при одновременном раскрытии возможностей, и есть процесс обучения. Искусство обучения состоит в создании условий, необходимых для проявления потенциала ребенка. Интеллектуальное и нравственное развитие возможно лишь в результате самостоятельной деятельности ученика, его активности. Суть образования — это экономное расходование усилий ребенка в направлении его всестороннего развития. Неизменным признаком прогресса в природе и искусстве является экономия энергии. Искусство образования представляет собой научную, экономную адаптацию условий, отвечающих немедленным нуждам ребенка. Именно этим утверждением следует руководствоваться в поисках теории образования. В условиях для проявления самостоятельной активности ребенка каждый предмет, метод и способ найдут свою образовательную ценность. Под центральными предметами Паркер имел в виду те, которые составляют непосредственное окружение ребенка. Ребенку необходима та наука, которая сделает дом лучше — очистит воздух, создаст более плодородную почву, объединит, при помощи электричества и железных дорог, нацию. Адаптация предметов к практическим нуждам является самым верным руководством при подборе учебного материала. Растения, погода, география дома, т. е. земля, по которой ходят ученики, воздух, ко-

торым они дышат, вода, которую они пьют, одежда и еда могут быть представлены в бесконечном количестве полезных и интересных предметов.

С сообщением «Методология педагогики как науки о воспитании: позиция А. С. Макаренко» выступил д.п.н., профессор А. А. Фролов (Нижний Новгород). Он обратил внимание на то, что методология макаренковской педагогики основана на безграничной вере в человека, в неисчерпаемые возможности его развития, в могущество воспитания и в то, что «каждый человек хорош», «каждый человек в чем-то обязательно одарен». А. С. Макаренко непоколебимо верит в культуру, в жизнь, общественный и человеческий прогресс. Это не просто научная гипотеза. Здесь действует исторический оптимизм, основанный на достижениях человеческой цивилизации. Вера в лучшее будущее, воспринятая не только умом, но и всей силой чувства и воли — базовый компонент мака-ренковского этико-педагогического принципа: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему». В отношении детей и подростков, юношества этот принцип означает качественно новый уровень доверия к ним, к их неизмеримо возрастающим возможностям и потребностям. Молодежь, говорит А. С. Макаренко, должна обладать «правом гражданства», активно-творческого участия в общественной жизни. Следовательно, первым признаком макаренковской методологии педагогики является то, что это оптимистическая методология. Она

отражает состояние успешно развивающегося общества, ее порождают и поддерживают прогрессивные социальные силы. Идеал Макаренко-педагога — высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, высокая производительность труда, полноценное развитие каждого члена общества. Все его наследие посвящено не просто воспитанию, а новому воспитанию и педагогике, созидающей нового человека. Отсюда второе определение: методология Макаренко — это методология социально - творческой, целеустремленной и ответственной педагогики. В его «педагогике завтрашнего дня» согласуются три функции: охранительно» стабилизирующая (закрепляющая социокультурные достижения прошлого); современно активная (решение педагогических задач своего времени); функция прогрессивно-опережающая (она отражает назревший прорыв к новому качеству жизни общества и человека). В наследии А. С. Макаренко четко определяется фундаментальная задача педагогики: выявление закономерностей взаимодействия педагогических целей, средств и результатов. Преодолевается «размытость» предмета педагогики в ее связи с другими отраслями социально-гуманитарного знания. Устраняются коренные недостатки педагогики: ее беспомощность, разрыв теории и практики, рассогласованность педагогических целей и средств, стремление уйти от проблемы результативности применяемой теории и практики. В практико-ориентированной педагогике А. С. Ма-

каренко хорошо представлены все четыре ее «этажа»: методологический, теоретический, организационно - педагогический и технологический.

Подводя итоги конференции, Г. Б. Корнетов обратил внимание на то, что в России и в мире существует огромный интерес к истории педагогики. Дискуссии, развернувшиеся на конференции, убедительно показали, что история педагогики востребована не только узкими специалистами, но и всеми тему, кто решает проблемы повышения качества педагогических исследований, формирования педагогической культуры у работников системы образования.

21 апреля 2016 г. в Академии состоялся IV национальный форум российских историков педагогики. В контексте обсуждаемых проблем под редакцией Г. Б. Корнетова была подготовлена монография «Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества»1. В монографии представлены материалы 43 исследователей из 17 регионов Российской Федерации.

На форуме обсуждался вопрос о роли и месте историко-педагогическо-го знания в содержании современного высшего педагогического образования уровней бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Участники форума обсуждали проблемы использования познавательного, образовательного и эвристического потенциала исто-рико-педагогического знания в деле формирования профессионально-пе-

дагогических компетенций обучающихся, развития их педагогического мышления и педагогического мировоззрения.

Г. Б. Корнетов в своем выступлении обратил внимание на то обстоятельство, что переход к компетентнос-тно-ориентированным Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования третьего поколения привел к резкому сокращению в учебных планах количества часов, специально отводимых на изучение истории педагогики. Во многом это объясняется прикладной направленностью ФГОС ВО, его стремлением предельно прагматизи-ровать подготовку обучающихся к педагогической деятельности.

Однако история педагогики может быть интегрирована в содержание любой педагогической учебной дисциплины. Она позволяет глубже и полнее понять, как и почему возникли те или иные педагогические проблемы, каким образом и насколько успешно они решались. История педагогики дает понимание того, что же мы действительно знаем в педагогике и насколько эти знания действенны. История педагогики объясняет причины существования в педагогической науке плюрализма трактовок множества проблем образования, воспитания, обучения. Она позволяет правильно осмыслить истоки, возможности и границы различных педагогических подходов, теорий, систем и технологий, понять необходимость их синтеза

1 Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2016. 420 с.

при работе с конкретными субъектами в конкретных условиях. История педагогики учит студентов, магистрантов, аспирантов ориентироваться в пространстве необъятной педагогической культуры, обосновывать свою позицию по отношению к различным педагогическим идеям, учениям, практикам.

В разрабатываемых в последнее время учебно-методических материалах по самым различным педагогическим дисциплинам все чаще присутствует историко-педагогический компонент, способствующий активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяющий продуктивно использовать активные и интерактивные методы обучения.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о том, каким образом целесообразно структурировать специальные курсы истории педагогики, на изучение которых отводится все меньше и меньше учебных часов. Очевидно, что в этих условиях традиционное обзор-но-хронологическое построение материала становится все менее приемлемым, так как неизбежно ведет к тому, при изучении курса акцент делается на усвоение обучающимися больших объемов информации, а не развитие их способности самостоятельно добывать и осмысливать эту информацию, вырабатывать к ней свое личностное отношение, использовать для понимания и решения проблем теории и практики современного образования.

Представляется, что курс истории педагогики может быть построен в логике изучения истории постановки и решении педагогических проблем,

что позволяет лучше понять сущность этих проблем, значимую и для теории и практики современного образования. Например, обращение к вопросам возникновения педагогической деятельности, ее древнейшей истории помогает глубже и полнее осмыслить, что есть образование, воспитание, обучение, почему они возникли, какие функции выполняют в жизни общества. Обращение к эпохе Реформации и Контрреформации на Западе проясняет вопрос о причинах и движущих силах возникновения систем школьного образования, делает возможным выявить место и роль школ в решении различных социальных и политических проблем.

Говоря об опыте использования историко-педагогического материала в обучении аспирантов по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, А. Н. Шевелев обратил внимание на те возможности, которые история педагогики предоставляет для организации самостоятельной творческой работы обучающихся. Подготовка и представление текстов рефератов и эссе, написанных на основе исторических источников и новейших историко-педагогических исследований, позволяет аспирантам глубже и полнее осмыслить проблемы собственных диссертационных исследований, выявить уровень их изученности, точнее определить этапы работы над диссертациями.

Проблему понимания педагогической культуры прошлого при формировании способности использования понятийно-терминологического аппарата педагогики поставила д.п.н., проф.

Л. В. Быкасова (Таганрог). Лишь обращение к истории педагогики позволяет понять, как возникли, использовались и соотносились важнейшие педагогические понятия, каким образом они могут трактоваться сегодня.

На необходимость дальнейшей координации усилий историков педагогики в деле подготовки учебных пособий по истории педагогики указала Е. Ю. Рогачева. Она предложила создать рабочую группу по подготовке проспекта нового учебника.

Большой интерес вызвало выступление А. А. Романова о значении отечественной педологии, разгромленной в нашей стране в 1936 г. Вопрос о педологии сегодня приобрел особую актуальность в связи с возрождением и бурным развитием педагогической антропологии, проблематика которой оказывается не только в центре педагогических и междисциплинарных исследований, но и все более настойчиво проникает в содержание педагогического образования.

Очередная Двенадцатая международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-пе-дагогический контекст теории и практики современного образования» была проведена 17 ноября 2016 г. Изданы четыре книги1, в которых результаты

своих исследований представили авторы из России, Белоруссии, Италии, Казахстана, Эстонии.

В своем докладе Г. Б. Корнетов подчеркнул, что обращение к истори-ко-педагогическому контексту теории и практики современного образования способствует пониманию того, каким образом, в чем именно и в какой степени педагогическое прошлое влияет на педагогическое настоящее, каким образом существует в нем, как обусловливает его развитие. По мнению Г. Б. Корнетова, современное образование в историко-педагогическом контексте можно рассматривать:

1) по трактовкам соотношения и связи прошлого, настоящего и будущего;

2) по проблематике; 3) по ценностным ориентирам; 4) по задачам и инструментам исследования; 5) по концептуальным основаниям; 6) по пониманию того, что есть образование, его теория и практика, как они связаны между собой, с другими процессами и событиями жизни общества и людей; 7) по трактовкам идеи прогресса; 8) по особенностям направленности на человека, общество, государство, экономику, культуру, духовную жизнь, религию и т. д.

Г. Б. Корнетов отметил, что обращение к историко-педагогическому контексту теории и практики совре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Генезис педагогической мысли и педагогической практики в истории человеческой культуры: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2016. 188 е.; Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования: Материалы Двенадцатой международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2016. 256 е.; Корнетов Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования: монография. М.: АСОУ, 2016. 172 е.; Теория и практика образования: история и современность: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2016. 304 с.

менного образования предполагает движение от настоящего к прошлому, «прочтение» педагогического прошлого с точки зрения современных достижений и трудностей образования, событий и процессов, происходящих в нем сегодня и требующих адекватного осмысления, объяснения, понимания, оценки. Затем движение от педагогического прошлого к педагогическому настоящему, к теории и практике современного образования, а затем и к педагогическому будущему. Вписывая теорию и практику современного образования в историко-пе-дагогический контекст, исследователю важно понять: почему именно это, а не то признается современностью? Сводится ли определение современности только и исключительно к определению временнымх и пространственных границ?

Г. Б. Корнетов подчеркнул, что рассмотрение теории и практики современного образования в истори-ко-педагогическом контексте позволяет, во-первых, получить знание о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития теории и практики современного образования, о взаимосвязи их прошлых, настоящих и будущих форм. Во-вторых, служит уточнению и обогащению знаний о сущности, возможностях и границах образования, о различных путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности, о способах их оптимизации, о различных трактовках природы педагогического знания, о способах постановки и решения про-

блем воспитания и обучения новых поколений в различные исторические эпохи у разных народов. В-третьих, определить координаты в системе педагогических ценностей, способности сознательно ориентироваться в многообразных подходах к постановке целей и организации образования, идентифицировать их с конкретными педагогическими традициями, соотносить с различными представлениями о природе человека, общества, познания, с нравственными императивами и эстетическими идеалами, религиозными учениями, политическими доктринами и научными концепциями.

Заключая свое выступление, Г. Б. Корнетов сделал вывод о том, что историко-педагогический контекст позволяет теории и практике современного образования: а) глубже и полнее осознать, осмыслить, понять, объяснить, интерпретировать, оценить себя; б) выявить элементы («остатки») прошлого, существующие в настоящем; в) извлечь для себя уроки прошлого; г) идентифицировать себя с определенными традициями и тенденциями, направлениями и течениями, концепциями и теориями, технологиями методиками; д) легитимировать себя.

После обсуждения доклада Г. Б. Корнетова, в котором приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа,

Орла, Калуги, Владимира, Рязани, Волгограда, Челябинска, Нижнего Тагила, главным редактором журнала «Педагогика», д.п.н., проф. Р. С. Бозиевым был проведен круглый стол

на тему «Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования».

В своем выступлении на круглом столе д.п.н., проф. Е. Ю. Рогачева показала, каким образом обращение к педагогическому наследию Дж. Дьюи может способствовать пониманию характера и особенностей компетентнос-тного подхода, реализуемого в современном образовании как в России, так и за рубежом.

Обращаясь к традициям древнерусской педагогики д.п.н., проф. М. И. Макаров раскрыл значение изучения путей и способов воспитания добродетельного человека, разработанных нашими предками, при определении современных педагогических стратегий работы с подрастающими поколениями.

С докладом «Историко-педагогический контекст как пространство рефлексии проблем современного образования» выступил д.п.н. А. В. Уткин, который обосновал использование метода контент-анализа при изучении текстов научных статей, представленных в «Историко-педагогическом журнале» в их социаль-но-педагогическом и историко-педагогическим контексте, что позволило выявить общие тенденции, связанные с подходами к решению насущных проблем современного образования1.

Обращаясь к истории школ г. Санкт-Петербурга, А. Н. Шевелев проанализировал движущие силы и механизмы развития школьного об-

разования, значимые для осмысления ситуации, сложившейся в современных российских школах, и определения перспектив их эволюции в логике образовательной политики государства.

Значение идей Э. Д. Днепрова, исследующего вопросы политической истории российского образования, для понимания достижений, проблем и перспектив теории и практики современного образования, раскрыл д.п.н., профессор А. А. Романов.

Р. С. Бозиев предложил в начале 2017 г., который является годом столетия Февральской и Октябрьской революций в России, провести круглый стол, посвященный обсуждению исторического феномена советской школы и педагогики, роли и месте советской педагогики в мировом педагогическом наследии, ее влиянии на теорию и практику современного образования.

В ходе круглого стола между его участниками разгорелась дискуссия о возможности интеграции историко-педагогического материала в различные педагогические дисциплины, изучаемые в высших учебных заведениях. Было высказано обоснованное мнение о необходимости создания учебного пособия, интегрирующего в себе историю и теорию педагогики.

20 апреля 2017 г. в Академии социального управления состоялся Пятый национальный форум российских историков педагогики «Образование в России и в мире в

1 Уткин А. В. Историко-педагогический контекст как пространство рефлексии проблем современного образования//Историко-педагогический журнал. 2017. № 1. С. 7-12.

контексте Октябрьской революции 1917 года». К началу мероприятия была издана монография «Институты образования, педагогические идеи и учения в истории человеческого общества» объемом 26 п. л.1 В книге представлены тексты 34 авторов из 15 регионов Российской Федерации. В материалах монографии реализован подход, рассматривающий историю педагогики, как развивающуюся в историческом времени и пространстве педагогическую целесообразность, вычленяемую из потока духовной и практической жизни людей и осмысливаемую историей педагогики в качестве особой динамичной педагогической реальности прошлого, которая органично вписана в эволюционирующее общество и связана со всеми сферами его жизнедеятельности.

На форуме с сообщением «О круглых столах, проводимых журналом «Педагогика» по историко-педа-гогической проблематике совместно с кафедрой педагогики Академии социального управления выступил главный редактор журнала «Педагогика», д.п.н., проф. Р. С. Бозиев. Он представил участникам форума материалы круглого стола «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» опубликованные в журнале «Педагогика»2.

Круглый стол был построен вокруг обсуждения идеи, согласно которой обращение к историко-педагоги-

ческому контексту теории и практики образования способствует пониманию того, как, в чем и в какой степени прошлое влияет на настоящее, как существует в нем, обусловливает его развитие. Это предполагает «прочтение» педагогического настоящего с точки зрения исторических достижений и трудностей образования, событий и процессов, происходивших в нем ранее и способствующих адекватному осмыслению, объяснению, пониманию, оценке теории и практики современного образования, а также перспектив их развития в будущем.

Р. С. Бозиев предложил организовывать подобные круглые столы на всех международных и всероссийских мероприятиях, посвященных истори-ко-педагогической проблематике, которые проводятся кафедрой педагогики Академии социального управления два раза в год.

С докладом «Историко-педагогическая интерпретация революционных событий 1917 г. и их влияния на развития теории и практики образования» выступил Г. Б. Корнетов. В своем выступлении он показал, что Октябрьская революция зримо повлияла на сферу образования, на теорию и практику воспитания и обучения людей разных возрастов, на весь комплекс процессов социализации человека в рамках, говоря современным научным языком, и формального, и неформального, и информаль-

1 Институты образования, педагогические идеи и учения в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2017. 384 с.

2 Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. 2017. № 3. С. 84-107.

ного образования. По мнению Г. Б. Корнетова, Октябрьская революция обычно рассматривается как грандиозный проект переустройства российского общества на основе радикальных экономических, социальных, политических изменений бытия людей, создания качественно нового уклада их духовной жизни. Причем сам этот проект, процесс его реализации, полученные результаты и их последствия оцениваются весьма неоднозначно. Но Октябрьская революция, утверждает Г. Б. Корнетов, может и должна быть также рассмотрена, как грандиозный педагогический проект — проект создания Нового человека, человека нового коммунистического (социалистического) мира.

В формате форума состоялся круглый стол на тему «Образование в России и в мире в контексте Октябрьской революции 1917 года», который вели Р. С. Бозиев и Г. Б. Корнетов. В ходе обсуждения обозначенной проблемы выступили многие участники Форума. По итогам круглого стола в июне 2017 г. под редакцией Г. Б. Корнетова издан сборник «Образование в России и мире в контексте Октябрьской революции 1917 года»1.

М. А. Лукацкий обратил внимание на необходимость четкого определения понятий, используемых при обсуждении указанной темы. Он также отметил, что многие идеи в сфере образования, выдвигаемые и реализуемые участниками Октябрьской

революции и объявляемые ими марксистскими, к марксизму, в лучшем случае, имели весьма отдаленное отношение. Это требует, по мнению М. А. Лукацкого, серьезного переосмысления философских и методологических оснований образовательной политики Советского государства, а также возникшей в результате революции так называемой «советской педагогики».

А. Н. Шевелев рассмотрел ситуацию, сложившуюся в теории и практики отечественного образования в результате Октябрьской революции, проанализировав ее в контексте более чем 70-летней истории Советского государства. Он показал возможность и необходимость различной интерпретации множества педагогических феноменов, имевших место в тот период времени.

А. А. Романов указал на актуальность изучения жизни и деятельности тех людей, которые оказали определяющее влияние на формирование советской школы и педагогики в первые два послеоктябрьских десятилетия — Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.

Е. Ю. Рогачева сосредоточила внимание на влиянии, которое оказали события и результаты Октябрьской революции как на развитие теории и практики отечественного образования, так и на изменения, происшедшие в педагогике и школьном деле многих

1 Образование в России и мире в контексте Октябрьской революции 1917 года: сб. науч. тр. и материалов / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2017. 280 с.

зарубежных стран.

Доцент Воронежского государственного университета, к.п.н. Л. Э. Заварзина показала, что наиболее интересные программные педагогические идеи, ориентированные на гуманизм и свободу, в предреволюционные и послереволюционные годы в России высказывал П. Ф. Каптерев, который был кадетом и последовательно критиковал деятельность большевиков в сфере образования.

Доцент Калужского филиала Московского государственного технического университета, к.п.н. М. А. Полякова представила Октябрьскую революцию, с одной стороны, как перерыв постепенности в развитии отечественной школы и педагогики, а с другой стороны, как связующей момент в двух последовательных этапах ее эволюции.

Старший преподаватель

Воронежского государственного университета, к.п.н. Л. Ю. Панина проанализировала опубликованные на страницах журнала «Педагогика» в эпоху перестройки (1986 — 1991) материалы, в которых делались попытки осмыслить результаты и последствия событий Октябрьской революции для теории и практики отечественного и

зарубежного образования. Она отметила, что в этом вопросе редакция занимала умеренно консервативную позицию.

Старший преподаватель кафедры педагогики Академии социального управления Е. Н. Астафьева показала, как П. П. Блонский в начале 1918 г. в статье «О воспитании в наши дни» протестовал против стремления использовать и белогвардейцами, и красногвардейцами детей и подростков для достижения собственных политических целей в ходе революционной борьбы.

Подводя итоги круглого стола, Г. Б. Корнетов обратил внимание на то, какое значение для понимания современной ситуации в российском образовании имеет обращение к революционным событиям 1917 г. и их последствиям для страны и всего мира.

Краткий обзор научных мероприятий, посвященных историко-педагогической проблематике, проведенных на базе Академии социального управления в 2015 — первой половине 2017 гг., убедительно свидетельствует о значении этой деятельности для консолидации и активизации исследовательского потенциала отечественных историков педагогики.

Список литературы

1. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева / / Academia: Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 2. — С. 57-63.

2. Астафьева, Е. Н. Историко-педа-гогические исследования в Академии социального управления / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: история педагогики как педагогическая и историческая наука: материалы Десятой международной научной конференции. Москва, 13 ноября 2014 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2014. - С. 42-45.

3. Астафьева, Е. Н. Пер вое постсоветское отечественное пособие по истории педагогики / Е. Н. Астафьева / / Историко-педагогический журнал.

- 2013. - № 2. - С. 176-188.

4. Астафьева, Е. Н. Постигая историю педагогики. К итогам Третьего Национального форума российских историков педагогики / Е. Н. Астафьева / / Academia: Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 2. — С. 59-62.

5. Астафьева, Е. Н. Современные пособия по истории педагогики / Е. Н. Астафьева / / Историко-педа-гогическии журнал. — 2014. - № 1. -С. 206-214.

6. Восхождение к истории педагогики: монография. В 2 т. Т. 1. Теория истории педагогики. История педагогики за рубежом / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. :

АСОУ, 2014. - 188 с.

7. Восхождение к истории педагогики: монография. В 2 т. Т. 2. История отечественной педагогики / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ, 2014. -240 с.

8. Генезис педагогической мысли и педагогической практики висториичелове ческой культуры: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ, 2016. -188 с.

9. Институты образования, педагогические идеи и учения в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ, 2017.

- 384 с.

10. Исторические пути развития образования и педагогики: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ,

2015. - 444 с.

11. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педа-гогический контекст теории и практики современного образования: Материалы Двенадцатой международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ,

2016. - 256 с.

12. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. Москва, 19 ноября 2015 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2015.

- 260 с.

13. Кор нетов, Г. Б. Ежегодная национальная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» / Г. Б. Кор нетов / / Историко-педагогический журнал.

- 2011. - № 3. - С. 5-12.

14. Кор нетов, Г. Б. Историко-пе-дагогический контекст теории и практики современного образования: монография / Г. Б. Кор нетов. — М. : АСОУ, 2016.

- 172 с.

15. Кор нетов, Г. Б. История педагогики: вопросы методологии / Г. Б. Корнетов / / Историко-педагогический журнал. — 2012. - № 2. - С. 80-92.

16. Кор нетов, Г. Б. История педагогики сегодня (к итогам Первого национального форума российских историков педагогики ) / Г. Б. Кор нетов / / Психолого-педагогическии поиск. — 2013. № 3 (27).

- С. 136-145.

17. Кор нетов, Г. Б. Первый национальный форум российских историков педагогики / Г. Б. Кор нетов // Новое в психолого-педагогических исследованиях.

- 2013. - № 3. - С. 281-283.

18. Корнетов, Г. Б. Понимание педагогики как истории педагогики / Г. Б. Корнетов / / Психолого-педагоги-ческии поиск. — 2013. - № 4 (28). -С. 123-134.

19. Кор нетов, Г. Б. Предмет истории педагогики / Г. Б. Кор нетов // Историко-педагогическии журнал. — 2013. - № 1.

- С. 40-59.

20. КРУ глый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. - № 3. _С. 84-107.

21. Мудрость воспитания / сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. — М. : Педагогика, 1987. — 288 с.

22. Мудрость воспитания: 2- изд., испр. и доп. / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. — М. : Педагогика, 1989. — 304 с.

23. Образование в России и мире в контексте Октябрьской революции 1917 года: сб. науч. тр. и материалов / ред,-

сост. Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2017. - 280 с.

24. Образование и педагогическая мысль в истории человеческого общества: учебное пособие / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ, 2015.

- 212 с.

25. Очерки истории школы и педагогики народов СССР с древнеиших времен до конца XVII в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. — М. : Педагогика, 1989.

- 480 с.

26. Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ,

2015. - 384 с.

27. Теория и практика образования: история и современность: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ,

2016. - 304 с.

28. Уткин, А. В. Историко-педагогический контекст как пространство рефлексии проблем современного образования / А. В. Уткин // Историко-педагогический журнал. — 2016. - № 4. - С. 7-12.

29. Уткин, А. В. Стенограмма XII международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагоги-ческий контекст теории и практики образования» / А. В. Уткин // Историко-пе-дагогическии журнал. — 2017. - № 1. -С. 7-21.

30. Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ, 2016.

- 420 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.