Научная статья на тему 'Круг чтения современной молодежи (на примере курсантов военного вуза)'

Круг чтения современной молодежи (на примере курсантов военного вуза) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / КРУГ ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ / КНИГА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Божко Иван Юрьевич

Статья посвящена анализу круга чтения курсантов военного вуза. В работе описаны читательские предпочтения: отдельные авторы, жанры, формы предоставления информации, цели чтения. Делается вывод о содержательности круга чтения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круг чтения современной молодежи (на примере курсантов военного вуза)»

круг чтения современной молодежи (на примере курсантов военного вуза)

Иван Юрьевич Божко, Омск, Омский автобронетанковый инженерный институт, курсант

Аннотация. Статья посвящена анализу круга чтения курсантов военного вуза. В работе описаны читательские предпочтения: отдельные авторы, жанры, формы предоставления информации, цели чтения. Делается вывод о содержательности круга чтения курсантов.

Ключевые слова: курсанты военного вуза, круг чтения, читательский опыт, книга.

the reading range of modern youth

(on the example of cadets of a military academy)

I. Y. Bozhko

Omsk, Omsk tank-automotive engineering Institute

Annotation. The article is devoted to the analysis of reading circle of cadets of military high school. The paper describes the reader's preferences: individual authors, genres, forms of information, the purpose of reading. The conclusion is made about the content of the reading circle of cadets.

Keywords: cadets of a military Academy, the circle of reading, the reader's experience of the book.

II

■ аша страна считается одной из самых читающих в мире. Так было в период "I существование Советского Союза. Такова ситуация и сейчас [2]. Мы медлен-_11_но, но верно возвращаем себе утраченные в данном направлении позиции. Однако вопрос о том, что же читают современные россияне, еще исследуется современными методистами и социологами [1].

С течением времени меняется круг чтения. Те, кто родился в 70-е годы, выросли на произведениях русских классиков, на текстах о В.И. Ленине и о подвигах Великой Отечественной войны, замечают, насколько поменялся этот круг за несколько лет. Военные произведения заменились на книги о вымышленных противостояниях (С. Коллинз «Голодные игры», В. Рот «Дивергент» и т.д.), а книги про патриотизм уступили место комиксам [3]. На полках книжных магазинов появляются все новые произведения. И это вполне закономерный процесс.

Надо помнить, что у каждого человека свой круг чтения. Еще с младенческих лет родители формируют круг чтения ребенка. Ему предлагают произведения А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С.Ю. Маршака, С. Михалкова. Однако не только родители, но и школа влияет на формирование круга чтения. За прошедшие 30 лет изменилось содержание школьной программы по литературе. Часть художественных текстов была исключена из круга чтения школьников. И это касается не только политически окрашенных произведений, но и текстов классической

197

и

AQ^TKP AQ^^

9. tfvj у c?a5. tr v|15а5.тгvvfiaäirvircl^.trv*

русской литературы (в т.ч. А.С. Пушкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и т.д.). К сожалению, у нас есть примеры, когда в рамках школьной программы изучается за учебный год только 2 стихотворения А.С. Пушкина [5]. Стоит отметить, что некоторые произведения вошли в содержание программ школьного образования (Д. Р. Толкиен «Хоббит», Сага о Гарри Поттере Д. Роуллинг и т.д.). Все это приводит к тому, что вкусы читателя, во многом формируемые в школе, меняются. И меняет их не только семья и Министерство образования, но и окружающая действительность.

Не вызывает сомнения тот факт, что нравственные ценности поколений формируются во многом благодаря тем художественным текстам, которые входят в круг чтения (в число произведений, востребованных читателем, пользующихся спросом, обсуждаемых в СМИ, популяризируемых в различных информационных источниках). Именно поэтому изучение круга чтения позволяет делать выводы о том, каковы взгляды на мир современного молодого читателя, как он ощущает себя в современном социуме, на сколько осознает свой вклад или свой потенциал в развитии современного общества. В связи с этим изучение круга чтения оказывается весьма продуктивным и актуальным.

Участниками нашего небольшого исследования стали курсанты Омского автобронетанкового инженерного института в количестве 124 человек (1-й курс). Курсантам была предложена анкета, в которой содержались вопросы, позволяющие составить представление о круге чтения опрашиваемых.

Как показали полученные результаты, можно выделить 3 наиболее популярных жанра, входящих в круг чтения курсантов: фантастика (38%) и фэнтези (7%), драма (12%), приключения (12%). Кроме того, участники опроса отметили, что читают научную литературу, исторические и военные романы, детективы. Представим полученные результаты в виде диаграммы (см. диаграмму 1).

Жанровые предпочтения курсантов

Диаграмма 1

Среди наиболее частотных произведений были указаны следующие: «Гарри Поттер» (6 чел.), «Stalker» (7 чел.), «Шерлок Холмс» (1 чел.), Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1 чел.), «Мастер и Маргарита» (4 чел.), «Хоббит» (3 чел.), «Тихий Дон» (3 чел.), «Метро

198

4<6чго чожичгб ^хжочг о с

№ 1, 2019 (6)

2033» (3 чел.), «Белый Клык», «Тарас Бульба» (2 чел.), «Три товарища» (2 чел.), « Судьба человека» (5 чел.), и т.д.

Добавим, что абсолютное большинство анкет не содержало указание автора книг (только их названия).

В целом можно сказать, что курсанты предпочитают читать фантастическую литературу, что показывает их желание отречься от реального мира, погрузиться в мир иллюзий, фантазий, приключений.

Интересно, что среди 124 опрошенных значительное количество курсантов обращается к одним и тем же произведением. Это явление связано с тем, что реципиенты живут в казарме. Если какая-то книга оказывается у одного, это значит, что ее будут читать сразу несколько человек.

Согласно результатам опроса, курсанты в большинстве своем предпочитают отечественную литературу. Это можно объяснить разными причинами (см. диаграмму 2). Во-первых, в фондах библиотеки вуза больше всего именно отечественных авторов. Во-вторых, возможно, что воспитываемое в стенах военного вуза чувство патриотизма также влияет на выбор авторов книг. Кроме того, значительное количество реципиентов читают военные книги, что тоже обусловлено выбранной курсантами профессиональной сферой.

Какую литературу (отечественную или зарубежную) вы предпочитаете?

Интересно, что одна из основных причин, заставляющих курсантов брать книги в руки, - это расширение словарного запаса (35% опрошенных). Почти равное количество реципиентов читает для саморазвития (25%) и для души (24%). Ради интереса открывают книгу 19% опрошенных (см. диаграмму 3). Возможно, что потребность в расширении словарного запаса связана с тем, что курсанты первого курса длительное время находятся в такой военной среде, которая ограничивает их возможности свободного перемещения вне стен института. Первокурсники не часто могут выехать в город. Кроме того, их коммуникация регламентирована Уставом [4], что также влияет на появление необходимости активно расширять словарный запас.

Диаграмма 2

Не имеет значение; 21; 17%

Отечественн

ую; 65; 52%

культура чтения

Божко Иван Юрьевич «Круг чтения современной молодежи (на примере курсантов военного вуза)

Диаграмма 3

Цели чтения

Специфика обучения в военном вузе определила и частоту чтения книг. Абсолютное большинство курсантов отметили, что читают тогда, когда получается (в силу ограниченного свободного времени и строго расписанного распорядка дня и в связи с исполнением своего воинского и служебного долга) - 76% (94 человека). Часто читают только семеро, редко - 17 человек, крайне редко - 4 человека и двое не читают вообще (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4

Как часто вы читаете?

Поскольку в военном вузе запрещено использование Интернета, что вполне закономерно, что 83% читают печатные варианты книг (а не электронные).

Как показали результаты анкетирования, круг чтения курсантов военного вуза составляет, прежде всего, отечественная литература. Среди предпочитаемых жанров - фантастика, драма и приключения, что вполне соответствует возрасту участников эксперимента (от 17 до 23 лет). Качество востребованных художественных

омской православной духовной семинарии

с

2019 (6)

текстов весьма высоко. Это в большинстве своём весьма содержательные и высоко оцениваемые критиками художественные произведения. Читают курсанты, в силу специфики обучения, когда им это удается и преимущественно печатные, а не электронные издания. И делают они это для расширения словарного запаса, саморазвития и из интереса.

В целом можно утверждать, что формируемая система ценностей, определяемая кругом чтения курсантов, весьма содержательна, адекватна с точки зрения норм нравственности и морали и в большинстве своем не требует корректировки.

библиографический список

1. Бортнюк О.А. Круг чтения современной молодежи / О.А. Бортнюк // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 8. С. 364-370.

2. Кожакеева Ш.Т. Читательские интересы как объект социологического анализа / Ш.Т. Кожакеева // Интеграция науки и практики в современных условиях: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Таганрог: ООО «Ноу «Вектор науки», 2016. С. 29-33.

3. Кунин А.И. Комиксы в круге чтения современной российской молодежи / А.И. Кунин // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. № 11. С. 97-101.

4. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации // Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2016. С. 7-247.

5. Фесенко О.П. Знакомство с текстом и его свойствами в начальной школе: плюсы и минусы программы «Школа 2100» / О.П. Фесенко // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: Материалы ежегодной международной научной конференции, Екатеринбург, 1-2 февраля 2013 г. Екатеринбург, 2013. Ч. II. С. 203-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.