Гостева дарья Николаевна
«Круг чтения современной молодежи (на примере студентов Омского государственного университета путей сообщения)»
удК 316.74
КРУГ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ)
Гостева Дарья Николаевна, студентка, Омский государственный университет путей сообщения
Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования студентов Омского государственного университета путей сообщения на предмет анализа круга чтения. Выявлены читательские предпочтения. Определены причины, по которым студенты читают, и их отношение к чтению как к части жизни человека. Ключевые слова: чтение, круг чтения, читательские предпочтения.
CIRCLE READING OF TODAY'S YOUTH (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF OMSK STATE UNIVERSITY OF RAILWAY ENGINEERING)
Gosteva Daria N. Omsk state University of railway engineering
Annotation. The article presents the results of a survey of students of Omsk state University of Railways for the analysis of the reading circle. The reader's preferences are revealed. The reasons why students read and their attitude to reading as part of human life are determined. Key words: reading, reading circle, reading preferences.
I роблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещу-I щих в современном мире. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Подростки, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности [2].
Цель нашей работы - выяснить отношение современного студенчества к книгам и определить круг актуальных для молодых читателей произведений художественной литературы.
Как отмечают исследователи, «чтение - это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации, т.е. профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлениях, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Также чтение - это уникальный феномен культуры, который связан как с индивидуально-психологически-
омской православной духовной семинарии
С
ми особенностями личности, так и с социально-экономическими факторами общественной жизни» [1, с. 70]. Именно поэтому интерес к чтению - залог сохранения образованного, эрудированного и адекватно воспитанного поколения (при условии, что люди (а в нашем случае - студенты) выбирают ту литературу, которая расширяет их кругозор и помогает делать наш мир лучше и совершеннее.
Мы провели анкетирование среди студентов Омского государственного университета путей сообщения, в ходе которого выяснили, что 42% опрошенных на вопрос «Увлекаетесь ли вы чтением книг?» ответили отрицательно, а остальные 58% дали положительный ответ на заданный вопрос. Из этого можно сделать вывод, что большая часть студентов увлекается чтением книг.
На вопрос «Какой ваш любимый жанр?» были получены следующие ответы:
фантастика (40,7%);
детектив (21,42%);
романы (10,42%);
классика (7,14%);
фэнтези, мистика, научный (3,57%).
Из общего перечня книг, отражающего любимые произведения студентов, можно привести следующие наиболее частотные: «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, «Метро 2033» Д.А. Глуховского, «Под куполом» С. Кинга, «Триумфальная арка» Э.М. Ремарка, «У войны не женское лицо» С.А. Алексиевич, «Гранатовый браслет» А.И. Куприна, «Орудия смерти» К. Клэр, «Собачье сердце» М.А. Булгакова, «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «S.T.A.L.K.E.R » В.И. Мельник, «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Наполеон» Е.В. Тарле...
Стоит отметить, что многие произведения художественной литературы выходят за рамки школьной программы. К сожалению, двое студентов вообще не имеют любимой книги.
На вопрос «Как часто вы читаете?» были получены следующие ответы:
каждый день (10,52%);
редко (36,84%);
очень редко (10,52%);
часто (10,52%);
не читаю (5,26%);
нет ответа (26,31%).
Как показали результаты опроса, студенты, несмотря на то, что любят читать в 58% случаев, все-таки редко это делаю. Мы не интересовались, по какой причине, однако можно предположить, что основная проблема в отсутствии времени. Это подтверждают ответы на вопрос «Какую последнюю книгу вы прочитали?». Чаще всего опрошенные вспоминают произведения школьной программы: Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Булгаков «Собачье сердце», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Шолохов «Тихий Дон». Редко встречаются ответы за пределами школьной программы: Э. Дьюал «Смертельно прекрасна», А. Погорелый «Как заработать в Интернете», Дж. К. Роуллинг «Гарри Поттер» и т.д.
Если говорить о предпочтениях, касающихся формата печатных изданий (бумажного или электронного), то абсолютное большинство участников опроса (63%) с большим удовольствие открывают бумажные книги.
Среди названных причин того, почему студенты читают, первое место занял от-
Oi
203
2019 (6)
Гостева дарья Николаевна
«Круг чтения современной молодежи (на примере студентов Омского государственного университета путей сообщения)»
вет «потому что нравится» (35%). Остальные варианты распределились следующим образом:
17,64 % студентов читают книги для развития;
5,88 % студентов читают книги, потому что это их успокаивает;
11,76 % студентов читают учебники для подготовки к занятиям;
11,76 % студентов не дали ответа на поставленный вопрос.
Таким образом мы выяснили, что отношение современного студенчества к книгам и чтению весьма положительное. Но читают участники опроса нечасто, предпочитая фантастику всем другим литературным жанрам. Радует и то, что круг чтения не ограничивается перечнем произведений школьной программы: в него включены романы отечественных и зарубежных авторов, художественная и познавательная литература, тексты прошлого века и современные издания.
библиографический список
1. Чернышова Л.Н. Чтение как компонент духовно-нравственного развития подрастающего поколения / Л.Н. Чернышова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (8). [Электронный ресурс]: ЬДр$:// суЬеНешпка.ги/агйс^/п/с^еше-как-котропе^-СиЬоупо-пгауз^епподо-^уШуа-роСга$1ауи$сЬедо-роко!ешуа.
2. Фесенко О.П. Ошибки в текстах песен современной эстрады как показатель владения нормами современного русского языка: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета (24-26 апреля 2018 г.) / О.П. Фесенко, М.А. Иванов // Омские социально-гуманитарные чтения. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 215-219.
204
^иЧгО -дЛ^оЧгО V