Научная статья на тему 'Кроссфункциональное взаимодействие как фактор устойчивого развития эффективного управления закупками'

Кроссфункциональное взаимодействие как фактор устойчивого развития эффективного управления закупками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кроссфункциональное взаимодействие / устойчивое развитие / управление закупками / cross-functional interaction / sustainable development / procurement management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна, Сергеева Светлана Александровна, Талан Марина Владимировна, Айсин Данис Ильясович, Лось Максим Сергеевич

Сегодня кроссфункциональность приобрела роль важной концептуальной парадигмы управления, которая позволяет направить профессиональную деятельность различных структур организации на достижение требуемых результатов во взаимодействии. Кроссфункциональные компетенции руководителя являются важным личностным качеством, требующими грамотного оперирования со стороны руководителя как смежными, так и противоположными основной профессиональной деятельности компетенциями, что расширяет функциональные возможности руководителя для постоянного повышения уровня устойчивого развития организации. Кроссфункциональное взаимодействие способствует появлению новых взаимосвязей между различными отделами, что подразумевает эффективную систему согласования задач и действий между ними. Именно целенаправленная работа по согласованию и взаимодействию повышает уровень сотрудничества между различные отделами, уменьшая разобщённость. Кроссфункциональная деятельность для руководителей является особенным типом работы с сотрудниками: инвестируя время, средства в создание кроссфункциональных команд, руководители хотят получить прибыль, которая не только полностью покроет все расходы и затраты, но и выйдет в ощутимый плюс, способствующий устойчивому развитию в неустойчивое время. Особое внимание уделяется творческой составляющей в профессиональной деятельности. Данные предположения рассмотрены на примере профессиональной деятельности управленцев в сфере закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладилина Ирина Петровна, Сергеева Светлана Александровна, Талан Марина Владимировна, Айсин Данис Ильясович, Лось Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-FUNCTIONAL INTERACTION AS A FACTOR IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF EFFECTIVE PROCUREMENT MANAGEMENT

Today, cross-functionality has acquired the role of an important conceptual management paradigm, which makes it possible to direct the professional activities of various organizational structures to achieve the required results in interaction. Cross-functional competencies of a manager are an important personal quality that require competent management on the part of the manager of both related and opposite competencies to the main professional activity, which expands the functional capabilities of the manager to constantly improve the level of sustainable development of the organization. Cross-functional collaboration promotes the emergence of new relationships between different departments, which implies an effective system for coordinating tasks and actions between them. It is the targeted work of coordination and interaction that increases the level of cooperation between different departments, reducing silos. Cross-functional activity for managers is a special type of work with employees: by investing time and money in creating cross-functional teams, managers want to make a profit that will not only fully cover all costs and expenses, but will also result in a tangible plus that contributes to sustainable development in uncertain times. Particular attention is paid to the creative component in professional activities. These assumptions are examined using the example of the professional activities of managers in the field of procurement.

Текст научной работы на тему «Кроссфункциональное взаимодействие как фактор устойчивого развития эффективного управления закупками»

Кроссфункциональное взаимодействие как фактор устойчивого развития эффективного управления закупками

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: gladilinaip@edu.mos

Сергеева Светлана Александровна,

доктор экономических наук, старший научный сотрудник Сектора научно-исследовательских работ и проектов ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Талан Марина Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Айсин Данис Ильясович,

аспирант, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Лось Максим Сергеевич,

аспирант, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Сегодня кроссфункциональность приобрела роль важной концептуальной парадигмы управления, которая позволяет направить профессиональную деятельность различных структур организации на достижение требуемых результатов во взаимодействии. Кроссфункциональные компетенции руководителя являются важным личностным качеством, требующими грамотного оперирования со стороны руководителя как смежными, так и противоположными основной профессиональной деятельности компетенциями, что расширяет функциональные возможности руководителя для постоянного повышения уровня устойчивого развития организации. Кроссфункциональное взаимодействие способствует появлению новых взаимосвязей между различными отделами, что подразумевает эффективную систему согласования задач и действий между ними. Именно целенаправленная работа по согласованию и взаимодействию повышает уровень сотрудничества между различные отделами, уменьшая разобщённость. Кроссфункциональная деятельность для руководителей является особенным типом работы с сотрудниками: инвестируя время, средства в создание кроссфункциональных команд, руководители хотят получить прибыль, которая не только полностью покроет все расходы и затраты, но и выйдет в ощутимый плюс, способствующий устойчивому развитию в неустойчивое время. Особое внимание уделяется творческой составляющей в профессиональной деятельности. Данные предположения рассмотрены на примере профессиональной деятельности управленцев в сфере закупок.

Ключевые слова: кроссфункциональное взаимодействие, устойчивое развитие, управление закупками.

а. в

см см

Одним из главных факторов повышения эффективности государственных и муниципальных закупок является профессионализм заказчика. Указанное понятие в сферу закупочной деятельности введено 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 9 «Принцип профессионализма заказчика» [1]. Профессионализм - это базовый принцип контрактной системы государственных закупок, который выступает в роли фундамента для системы управления как для государственной, так и для частной деятельности. Особое значение принцип профессионализма приобрел в условиях цифровой трансформации закупочной деятельности. Эффективное управление закупками в цифровом мире зависит от уровня профессионализма и компетенций сотрудников закупочной системы. Грамотное управление закупочной деятельностью напрямую зависит от наличия профессиональных качеств, которыми должен обладать заказчик в экосистеме цифрового управления. Управленческие навыки заказчика -вопрос непростой. Беседы с контрактными управляющими, руководителями контрактных служб, обучающимися магистерских программ по закупкам на протяжении более чем 10 последних лет (340 респондентов) позволяют сделать вывод о том, что ключевые профессиональные навыки управленца в сфере закупок формируются на основе знаний, среди которых опрошенные выделили:

• законодательные нормативные правовые акты РФ, регулирующие закупки;

• организация закупочной деятельности с применением методов экономической аналитики, прогнозирования в сфере закупок;

• Big Data

• Технологии искусственного интеллекта

• теории, концепции, определяющие управленческую деятельность в сфере закупок, в том числе и методы экономического, стратегического анализа деятельности агентов, глобальных рынков;

• статистику, бухучет и др. в части закупочной деятельности;

• теорию ценообразования;

• основные методы проведения экспертной проверки процедуры закупок и соответствующей документации, а также экспертизы результативности деятельности, определяющейся условиями контракта;

• основы ведения переговоров.

По мнению респондентов управленец в сфере закупок должен владеть:

• навыками делового общения, которые позволят существенно улучшить взаимодействие с коллегами, партнерами;

• цифровыми навыками для работы с искусственным интеллектом;

• аналитико-прогностическими навыками для работы с Большими данными;

• умением обучаться новым профессиональным навыкам не только на основе практического деятельности, но и в ходе обмена опытом с коллегами;

• пониманием ответственности за принятые лично решения и их последствия перед организацией и коллективом;

• умением использовать нестандартные подходы в деятельности своей организации для качественного улучшения результатов;

• методами стимулирования коллектива к потребности в развитии новых профессиональных навыков.

Опрошенные отметили необходимость наличия у руководителя определенных умений. Во-первых, необходимо уметь продуктивно сотрудничать с коллегами, обеспечивать слаженность профессиональных действий коллектива, что позволит качественно улучшить результаты работы. Управленцу понадобится умение мотивировать сотрудников на достижение глобальных целей организации, учитывая при этом потребности подчиненных, четко определяя полномочия и ответственность каждого. Во-вторых, обеспечение организованной работы коллектива заключается в чётком определении обязанностей, прав и ответственности сотрудников и отделов, осуществлении контроля трудовой деятельности, мониторинге результативности труда и соответствующей корректировки планов дальнейшей работы. В-третьих, повышение компетентности членов коллектива возможно через повышение квалификационных компетенций, развитие умения решать более сложные задачи в условиях большей свободы действий, но и большей ответственности за результат.

Таким образом, управленцу в сфере закупок в условиях цифровой трансформации для повышения эффективности управления закупками необходимы не только новые навыки, но и новые управленческие подходы, инструменты. Именно к таким подходам сейчас относится кроссфункциональное взаимодействие.

Кроссфункциональное взаимодействие - явление не новое. Тем не менее, научных трудов, в которых изучается содержание и сущность данного направления немного. Над пониманием сущности термина «кроссфункциональные компетенции руководителя» работали и отечественные, и зарубежные исследователи [3;5;7]. В настоящее время кроссфункциональность выступает в роли важной концептуальной парадигмы управления, которая нацеливает профессиональную деятельность различных структур организации к взаимодействию в процессе достижения требуемых результатов^].

Кроссфункциональные компетенции руководителя являются важным личностным качеством, которое вызвано оперированием со стороны руководителя как смежными, так и нехарактерными для основной профессиональной деятельности компетенциями, которые актуальны для эффективного менеджера, задачи которого постоянно усложняются [5]. В свою очередь это вызывает расширение функциональных возможностей руководителя для поддержания должного уровня устойчивого развития организации.

Е.И. Гордеева отмечает, что кроссфункциональное взаимодействие выражается в эффективной координационной работе между различными подразделениями для поддержания общего пространства в информационном поле организации для реализации политики организации и выполнения как локальных, так и глобальных задач [3]. Межфункциональное взаимодействие способствует децентрализации самого процесса принятия управленческих решений. Активно используются новые взаимосвязи и связи между различными отделами, что подразумевает эффективную систему согласования задач и действий между ними. Именно целенаправленная работа по согласованию и взаимодействию повышает уровень сотрудничества между различные отделами, уменьшая разобщённость.

Рассматриваемая парадигма, с точки зрения новых направлений в науке управления, относится к менеджменту организации, которая не жестко введена в определённые рамки функционирования, а размывает и расширяет границы профессиональной деятельности различных подразделений, ведет к гибкому управлению [8]. Главной идеей кроссфункционального менеджмента является анализ, подробное описание, контроль и автоматизация профессиональной деятельности на горизонтальном плане на базе кроссфункциональных процессов, которые затрагивают все отделы организации [6;7;8;9]. Ряд авторов отмечает значение кросс - функционального взаимодействия в условиях цифровой трансформации [4].

Кроссфункциональная деятельность для руководителей является особенным типом работы с сотрудниками: инвестируя время, средства в создание кроссфункциональных команд, руководители хотят получить прибыль, которая не только полностью покроет все расходы и затраты, но и выйдет в ощутимый плюс[6]. Этот факт подразумевает личную заинтересованность руководителя в создании условий, способствующих развитию кросс-функционального взаимодействия [6;7]. Особое внимание уделяется творческой составляющей в профессиональной деятельности.

Белбин М.Р. пишет, что команда - это особое объединение сотрудников внутри компании, которые взаимодействуют между собой как с неформальными, так и формальными задачами выполняя множество функций [2]. Такое взаимодействия встречается между участниками цепи поставок. Автор считает, что такая работа может привести

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

к появлению единых ценностных ориентиров и покупателя, и поставщика.

Кроссфункциональная команда состоит из работников разных отделов, которые представляют их интересы. У таких объединений, как правило, есть чёткая задача, которая нацелена на определённый результат. Система государственных закупок должна быть адаптивной, развиваться с такой же скоростью, с какой меняется мир. Кроссфункцио-нальность при этом позволяет во многом решать нетрадиционно традиционные задачи. К примеру, сроки деятельности такой команды напрямую зависят от сроков выполнения поставленной перед ними задачи осуществления той или иной закупки. Кроссфункциональный менеджмент даёт возможность эффективно управлять процессами внутри организации вне зоны ответственности конкретного отдела. Такой менеджмент позволяет сформировать более эффективную систему по выполнению глобальных корпоративных задач, к которым относятся закупки. Сама суть такого менеджмента состоит в координационной работе между различными отделами, выбора оптимальных участников для специализированных команд, поддержание взаимодействия внутри таких команд для более эффективного выполнения поставленной задачи в рамках осуществления конкретной закупки. Как правило, в команде от трёх до десяти сотрудников, у которых есть единая цель, их умения и навыки дополняют друг друга, они активно взаимодействуют друг с другом, в результате чего выполнение поставленной задачи становится важным аспектом для каждого участника команды. Система управления закупочной деятельностью использует большое количество стандартных количественных показателей, на основе которых рассчитываются ключевые параметры эффективности закупочной деятельности. Также система показателей должна дополняться показателями качества управления закупочной деятельностью и интегральными показателями эффективности управления.

В современном мире требуются новые управленческие подходы к развитию профессиональных навыков. Работодателей сегодня интересуют именно инструменты для развития навыков сотрудников, что позволяет «выращивать» не только высокопрофессиональных специалистов, но и руководителей внутри организации. Основными особенностями кроссфункциональной работы, за счёт которых происходит обеспечение единения задач и целей организации и выполнение профессиональных функций, являются:

• лидерство;

• кроссфункциональное взаимодействие;

• кроссфункциональные взаимосвязи;

• задачи команды;

• цели команды;

• вид команды;

• определённые ограничения в деятельности команды;

• активность каналов коммуникации;

• структура и масштабность команды.

Ряд ученых отмечает, что использование кросс-функциональных объединений внутри организации позволяет получить следующие преимущества:

• унифицированность и эффективное взаимодействие внутри таких объединений;

• расширение горизонтальной структуры взаимодействия внутри организации;

• высокая эффективности принимаемых управленческих решений, которые предлагают кроссфункциональные объединения;

• увеличение степени понимания внешних и внутренних процессов в организации;

• высокий уровень мотивированности участников таких объединений за счёт решения сложных задач, оказывающих влияние на деятельность всей организации [6].

Более чем десятилетний опыт подготовки управленцев в сфере закупок позволяет утверждать о необходимости проектирование образовательной среды для успешной личностной и профессиональной самореализации нового поколения специалистов и управленцев в сфере закупок, обладающих фундаментальными теоретическими знаниями, практическими навыками, отвечающими запросу рынка труда в общей динамике рынка цифровых экосистем города Москвы и страны в целом.

Таким образом, модель кроссфункциональных компетенций руководителя подразумевает развитие таких навыков, которые окажут положительное влияние на успешность руководителя и, что важно, на устойчивое развитие организации. Анализ научной литературы позволил выделить следующие компетенции:

• Умение принимать максимально сбалансированные и продуманные решения, находить наилучшие пути решения возникающих задач.

• Стратегическое мышление.

• Управленческое мышление.

• Умение оперативно реагировать при возникновении нештатных ситуаций.

• Творческое и критическое мышление.

• Комммуникационные компетенции, развитый эмоциональный интеллект.

• Навыки личностного анализа: возможность объективно и быстро оценивать свои поступки и качества.

• Синхронизация собственного мнения с мнением коллег.

• Высокая эффективность. Получения максимально возможного результата при минимизации расходов.

Реализуемые нами магистерские программы по закупкам позволяют выпускникам получать фундаментальные знания об особенностях осуществления закупок в новых реалиях, овладевать необходимыми цифровыми навыками, умениями использовать инструменты искусственного интеллекта для успешной и результативной закупочной деятельности; овладевать ключевыми навыками управления рисками в области закупочной деятельности и логистики; кросс-функционального

взаимодеиствия в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.

Белбин М.Р. Типы ролей в командах менеджеров. Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2003. - 232с. Гордеева Е.И. Кросс - функциональные бизнес - процессы как новый объект исследо-вания//Учет. Анализ. Аудит. - 2022. - № 3. -С.107-116.

Доможилкина Ж.В. Кросс - функциональность специалиста в условиях цифровой экономики/ Сборник по материалам конференции «Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике» Нижний Новгород, 17 февраля 2021 года. - С. 75-79. Котельников В. Кросс-функциональный менеджмент [Электронный ресурс]. URL: URL: http:// www.cecsi.ru/coach/ mgmt_crossfunctional.html. Мирзоева А.М. Методологический анализ кросс-функциональности как комплекса системных мероприятий по управлению и принятию решений (на примере западных и отечественных компаний) // Современное педагогическое образование.№ 9. С. 52-56. Мирзоева А.М. Формирование кроссфункци-ональной компетентности современного руководителя через дополнительное профессиональное образование. - Дис...канд. пед.н. -М. - 2022. - 214 с.

Кросс-функциональные команды и самоорганизация в основе Agile. Ч. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@d.salnikov23. Кросс-функциональные команды - как создать коллектив-оркестр, который достигнет результата. - [Электронный ресурс]. URL: https:// ast-academy.ru/blog/kross_funkcionalnye_ko-mandy/

CROSS-FUNCTIONAL INTERACTION AS A FACTOR IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF EFFECTIVE PROCUREMENT MANAGEMENT

Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Talan M.V., Aisin D.I., Los M.S.

Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Yu.M. Luzhkov

Today, cross-functionality has acquired the role of an important conceptual management paradigm, which makes it possible to direct the professional activities of various organizational structures to achieve the required results in interaction. Cross-functional competencies of a manager are an important personal quality that require competent management on the part of the manager of both related and opposite competencies to the main professional activity, which expands the functional capabilities of the manager to constantly improve the level of sustainable development of the organization. Cross-functional collaboration promotes the emergence of new relationships between different departments, which implies an effective system for coordinating tasks and actions between them. It is the targeted work of coordination and interaction that increases the level of cooperation between different departments, reducing silos. Cross-functional activity for managers is a special type of work with employees: by investing time and money in creating cross-functional teams, managers want to make a profit that will not only fully cover all costs and expenses, but will also result in a tangible plus that contributes to sustainable development in uncertain times. Particular attention is paid to the creative component in professional activities. These assumptions are examined using the example of the professional activities of managers in the field of procurement.

Keywords: cross-functional interaction, sustainable development, procurement management.

References

1. Federal Law of 04/05/2013 N 44-FZ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.

2. Belbin M.R. Types of roles in management teams. Per. from English - M.: HIPPO, 2003. - 232 p.

3. Gordeeva E.I. Cross - functional business processes as a new object of research // Accounting. Analysis. Audit. - 2022. - No. 3. - P. 107-116.

4. Domozhilkina Zh.V. Cross - functionality of a specialist in the digital economy / Collection of materials from the conference "Socio-economic prerequisites and results of the development of new technologies in the modern economy" Nizhny Novgorod, February 17, 2021. - P. 75-79.

5. Kotelnikov V. Cross-functional management [Electronic resource]. URL: URL: http://www.cecsi.ru/coach/ mgmt_cross-functional.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mirzoeva A. M. Methodological analysis of cross-functionality as a complex of systemic measures for management and decisionmaking (on the example of Western and domestic companies) // Modern pedagogical education. No. 9. pp. 52-56.

7. Mirzoeva A.M. Formation of cross-functional competence of a modern manager through additional professional education. -Dis... Cand. Ped.Sc. - M. - 2022. - 214 p.

8. Cross-functional teams and self-organization at the heart of Agile. Ch. [Electronic resource]. URL: https://medium.com/@d.sal-nikov23.

9. Cross-functional teams - how to create an orchestra that will achieve results. - [Electronic resource]. URL: https://ast-acade-my.ru/blog/kross_funkcionalnye_komandy/

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.