Гибкое управление в сфере закупок: скрам-мастер и эффективное решение задач закупочной деятельности
Гладилина Ирина Петровна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского государственного университета управления Правительства Москвы.
E-mail: gladilinaip@edu.mos
Сергеева Светлана Александровна,
кандидат экономических наук, научный сотрудник кафедры Управления активами МГИМО МИД России E-mail: ugmzmag@gmail.com
Булочникова Наталья Михайловна,
старший преподаватель кафедры управления государственными и муниципальными закупками управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru
Колесник Владимир Владимирович,
старший преподаватель кафедры управления государственными и муниципальными закупками управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru
Москаленко Елена Петровна,
магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: ugmzmag@yandex.ru
В экономике Российской Федерации возрастает доля закупок товаров, работ, услуг для субъектов государственного сектора, государственных компаний и корпораций, в связи с чем на протяжении многих лет обсуждаются вопросы качественного управления закупочной деятельностью. Государственные (муниципальные) и корпоративные заказчики осуществляют свою закупочную деятельность с учетом федеральных и региональных нормативных правовых актов для обеспечения собственной деятельности, обусловленной решением государственных задач и функций. Вопросы управленческих подходов к решению задач каждой закупки и закупочной деятельности в целом по - прежнему остаются острой научной и практической задачей.
Гибкая методология управления - серия подходов к управлению, ориентированных на использование итеративной разработки, динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, состоящих из специалистов различного профиля. Скрам мастер - это особая роль в методике Скрам. Основной задачей скрам-мастера является выбор оптимальной парадигмы работы на основании особенностей проекта и команды. Основной целью этого человека является обучение команды работать по скрам методике, ш улучшать личностную методологию профессиональной деясь тельности и привести команду к максимальной эффективности
S и самоуправляемости сч
о Ключевые слова: закупки товаров, работ, услуг; гибкое управление; Scrum, скрам-мастер.
В экономике Российской Федерации возрастает доля закупок товаров, работ, услуг для субъектов государственного сектора, государственных компаний и корпораций, в связи с чем на протяжении многих лет обсуждаются вопросы качественного управления закупочной деятельностью. Государственные (муниципальные) и корпоративные заказчики осуществляют свою закупочную деятельность с учетом федеральных и региональных нормативных правовых актов для обеспечения собственной деятельности, обусловленной решением государственных задач и функций. Вопросы управленческих подходов к решению задач каждой закупки и закупочной деятельности в целом по - прежнему остаются острой научной и практической задачей.
С учетом того, что на данный момент на рынке работает много компаний, которые самостоятельно не производят продукцию, но осуществляют логистическую функцию. Одной из причин их появления является необходимость своевременного обеспечения потребности покупателя с учетом часто изменяемых рыночных условий и требований. Стоит отметить, что одна из функций такого рода компаний - это хранение обработка и доставка товаров. Отдельные производители предпочитают сбывать свою продукцию через дилерские сети или собственные торговые дома, экономя на издержках по созданию тендерных отделов. При этом возникает много вопросов, как и с кем взаимодействует заказчик; как заказчику выстраивать систему управления для достижения качественных результатов закупки и др.
В условиях повышения уровня конкуренции качественно выстроенная система закупочной деятельности позволяет минимизировать затраты государства и отдельного юридического лица. Сотрудники закупочных подразделений погружаются в бизнес-процессы юридического лица, что позволяет своевременно обеспечить потребность общества товарами, работами, услугами с надлежащими показателями цены, качества и надежности. Таким образом уровень компетенции закупочного подразделения прямо влияет на эффективность реализации, как государственных программ и проектов, так и проектов государственных компаний, корпораций, организаций с государственным участием.
Главная особенность современной экономики ВАМ мира заключается в скорости изменений и развитии новых технологий в самом широком смысле (ВАМ расшифровывается, как: • В - хрупкий;
• A - тревожный;
• N - нелинейный;
• I - непостижимый).
Потребители товаров и услуг становятся более искушенными. Интернет и различные сервисы дают возможности бесконечного выбора и делают конкуренцию на рынке сверхсложной. В таких условиях вопрос выживаемости организаций стоит в том, насколько быстро они могут реагировать на изменения внешней среды и насколько качественно могут работать с потребителями своих услуг. Причем это касается, как коммерческих компаний, так и государственных структур.
В условиях внешней среды требования к внутренней организации деятельности организации сводятся к тому, насколько быстро и качественно она сможет адаптироваться к новому. В сложных иерархических структурах с устоявшимися бюрократическими принципами работы адаптация происходит очень долго, в результате не происходит достижение целей деятельности.
Чтобы этого избежать многие субъекты меняют способы управления, переходя от иерархического формализованного подхода к созданию гибкого и постоянно меняющегося организационного дизайна для быстрой перестройки под вызовы внешней среды. Для управления разработкой продуктов, требующих быстрого выпуска и совершенствования под потребности рынка, все больше используются подходы и практики, объединенные под термином «Agile» - гибкие методы управления [2;5;7;8]. В основе гибких методов управления лежит Манифест гибкой разработки программного обеспечения (Agile Manifesto).
Agile Manifesto [9] разработан и принят 1113 февраля 2001 года на лыжном курорте The Lodge at Snowbird в горах Юты. Agile Manifesto содержит 4 основные идеи и 12 принципов. Примечательно, что Agile Manifesto не содержит практических советов.
Идеи и принципы манифеста завязаны на современные вызовы рынка и содержат рекомендации, которым следуют команды, работающие в рамках Agile.
Основные идеи манифеста:
- люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;
- работающий продукт важнее исчерпывающей документации;
- сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;
- готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Принципы, которые разъясняет Agile Manifesto:
- удовлетворение клиента за счёт ранней и бесперебойной поставки ценного программного обеспечения;
- приветствие изменений требований даже в конце разработки (это может повысить конкурентоспособность полученного продукта);
- частая поставка рабочего программного обеспечения (каждый месяц или неделю или ещё чаще);
- тесное, ежедневное общение заказчика с разработчиками на протяжении всего проекта;
- проектом занимаются мотивированные личности, которые обеспечены нужными условиями работы, поддержкой и доверием;
- рекомендуемый метод передачи информации -личный разговор (лицом к лицу);
- работающее программное обеспечение - лучший измеритель прогресса;
- спонсоры, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный темп на неопределённый срок;
- постоянное внимание улучшению технического мастерства и удобному дизайну;
- простота - искусство не делать лишней работы;
- лучшие технические требования, дизайн и архитектура получаются у самоорганизованной команды;
постоянная адаптация к изменяющимся обстоятельствам. Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы[9].
В настоящее время Agile технологии широко распространены в управленческой деятельности хозяйствующих субъектов через проектное управ-ление[1;2;4;7]. Адаптивные методологии нацелены на преодоление ожидаемой неполноты требований и их постоянного изменения.
Гибкая методология управления - серия подходов к управлению, ориентированных на использование итеративной разработки, динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, состоящих из специалистов различного профи-ля[8].
Ученые и практики [4] отмечают, что наилучшим размером для команды, работающей по гибким технологиям, является 7 членов, максимальное их число не должно превышать 12. Команда, в первую очередь, должна быть компактной, т.к. с ростом числа участников, становиться всё труднее поддерживать эффективные, стабильные и тесные коммуникации, необходимые для эффективной работы в гибком формате. Если для решения задачи необходимо множество ресурсов, то увеличивать команду нельзя, лучше внедрять специализированный инструментарий по масштабированию команды и разбить проект на несколько под-проектов. Не надо строить иерархичность внутри команды, т.к. большинство гибкихметодик, таких как Scrum, основываются на плоской команде, где у всех участников, кроме владельца, единственная роль - создатель нового продукта. Если в команде есть специалисты, обладающие уникальными навыками, то уязвимость такой команды повышается, так как часть работы зависит от единственного человека. Для борьбы с такими моментами все участники должны быть межфункциональны, т.е. компетенции одного участника должны частично
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
дублироваться у другого участника команды. Сегодня как никогда подчеркивается роль в команде скрам-мастера[3;4;10].
Рассмотрим более подробно, кто же такой Скрам-мастер.
Скрам-мастер - это особая роль в методике Скрам[3]. Основной целью этого человека является обучение команды работать по скрам-методике, улучшать личностную методологию профессиональной деятельности и привести команду к максимальной эффективности и самоуправляе-мости[3]. Как правило, скрам-мастер не обладает какими-либо полномочиями, он не может единолично принимать решения и ставить задачи.
Как правило, решение задачи является итеративным, длина каждой из ситуаций занимает от одной, до четырёх недель. Каждая итерация содержит в себе весь цикл задач и работ, от первичной постановки задачи до проверка готовой рабочей версии. Готовый функционал является результатом каждой итерации, которые демонстрируются конечному пользователю ещё до завершения проекта. Итеративная парадигма даёт команде возможность работать более слажено, оперативно получать фидбэк и в процессе разработки быстро вносить коррективы для производства наилучшего продукта[3].
А. Глущенко(2022), М. Лях отмечают, что эффективный скрам-мастер не ограничивается в своей работе методикой скрама, он может активно применять любые практики и подходы и любые другие концепции. Основной задачей скрам-мастера является выбор оптимальной парадигмы работы на основании особенностей проекта и команды.
Во время одной итерации, команда работает по таким направлениям:
1. Планирование, подразумевающее оценку и обсуждение актуальных задач на эту итерацию.
2. Стендинг. Ежедневно, команда собирается на короткие (не более 15 минут) обсуждения хода итерации. Как правило, каждый член команды отвечает на три основных вопроса: что было сделано по проекту за вчерашний день, что планируется делать сегодня и есть ли проблемы во время выполнения задач. Такая методика даёт возможность быстро определять риски и проблемы и позволяет поддерживать единое информационное поле.
3. Обзор итерации, который происходит при её завершении. В обзоре участвуют члены команды и стейкходеры. Во время обзора демонстрируется готовая версия продукция и получается фидбэк от всех заинтересованных лиц.
4. Ретроспективное представление, когда разработчики рефлексируют об уже проделанной
^ работе и определяют, что во время итерации = прошло без каких-либо проблем, что не полу-е чилось и что можно улучшить в будущем. й Для всех активностей скрам-мастер является еЗ главным помощником по взаимодействию и ком-ав муникациям внутри команды и помогает решать
возникающие цели и получать требуемый результат. Одной из основных задач скрам-мастера является фокусировка участников на целях и задачах встречи. Он отвечает за организацию взаимодействия внутри команды для налаживания эффективной работы.
К каждой встрече скрам-мастер готовится отдельно, выбирает оптимальный формат проведения встречи, собирает фидбэек.
Другой функцией скрам-мастера является просветительство. Скрам-мастер не только отвечает за организацию внутри команды, но и учит её самоорганизовываться. Если через определённый промежуток времени команда начинает самостоятельно собираться и решать появившиеся вопросы, значит уровень их самоорганизации достиг нужного уровня. Наиболее важным моментом, во время построения работы внутри команды, является нацеленность на результат, а не на процесс.
Личностное развитие для скрам-мастера вместе с изучением актуальных методологий очень важно. Для повышения эффективности работы скрам-мастер должен обладать следующими компетенциями:
• Коммуникативность, так как работа скрам-мастера подразумевает много общения. Из-за этого хороший скрам-мастер должен любить общаться, быть гибким, быстро определять оптимальный подход к человеку, слышать и слушать каждого.
• Организованность и организаторские способности, так как скрам-мастер должен организовывать не только себя, но и свою команду.
• Лидерство, так как скрам-мастер выступает в роли неформального лидера проекта, ведёт за собой других сотрудников, делится с ними новыми практиками и идеями.
• Информативность, так как скрам-мастер должен понятно и структурировано доносить свои мысли и идем.
• Терпеливость, так как в процессе работы приходится часто рассказывать, повторять и объяснять.
• Умение создать атмосферу, так как именно скрам-мастер отвечает за атмосферу, помогающую работать.
Какие есть основные позиции у скрам-мастера? Скрам-мастер служит одновременно на нескольких уровней. Он служит владельцу продукта, оказывая помощь в эмпирическом создании продукта, команде, помогая настроить эффективную самоорганизацию и многофункциональность, компании, отвечая за апробацию скрам-методологии.
В этой позиции, основными обязанностям скрам-мастера являются:
• обучает скрам-методикам;
• обучает самоорганизации;
• помогает в ведении дебатов;
• препятствует недопониманию и внешнему воздействию;
• выполняет функции ментора и коуча;
• помогает вовремя определять риски и проблемы;
• помогает каждому члену команды максимально раскрыть свои возможности. Скрам-мастер в роли коуча выступает по трём
основным направлениям:
• организация (взаимодействие команды и внешних факторов);
• команда (непрерывное совершенствование);
• человек (влияние на поведение и мышление). В направлении менторства скрам-мастер помогает команде осваивать новые навыки и компетенции.
В направлении внутригрупповых коммуникаций скрам-мастер должен помогать разным людям понимать единые цели и задачи и помогать им их решать. По этому направлению скрам-мастер решает следующие задачи:
• проводит общие собрание, направленные на выполнение поставленных задач;
• помогает задавать правильные и своевременные вопросы;
• помогает всей команде становится сильнее;
• помогант решить проблему в команде, а не ориентироваться в решении на какого-либо из членов команды.
В направлении менеджиринга скрам-мастер отвечает за следующие задачи:
• процессное управление, заключающееся в организации выполнения задач и повышения эффективности профессиональной деятельности;
• устранение препятствий внутри команды;
• помощь в определении границ самоорганизации;
• помощь в культурном развитии внутри команды.
С обучающей точки зрения скрам-мастер помогает команде узнавать новое. Для эффективной работы скрама все члены команды должны понимать, что это такое, знать основные практики и правила и иметь схожие ценности. Скрам-ма-стер должен учить:
• базовому пониманию скрама;
• пониманию agility и agile;
• пониманию кросс-задачности и самоорганизации;
• пониманию общих идей;
• организации скрам-работы.
Таким образом, анализ научной литературы, закупочных практик, опыта работы скрам-мастеров позволяет сделать вывод об эффективности гибкого управления при решении задач закупочной деятельности.
Литература
1. Васильева А.Д., Буторин А.А., Котегова Л.А. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ AGILE // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2021. - № 1-2.- С. 118-124;
2. Кон Майк. Agile. Оценка и планирование проектов / Майк Кон. - Альпина Паблишер, 2018. -418 с.
3. Лях М. Скрам - мастер: что это за специалист и как им стать? [Электронный ресурс]. - https:// rb.ru/opinion/skram-master-sibur/. - (дата обращения 2.04.2022)
4. Навигатор цифровой трансформации: Ag-ile-подход в государственном управлении: электронное издание / под ред. Е.Г. Потаповой. - М.: РАНХиГС, 2019. - 162 с
5. Сазерленд Д. Scrum. Революционный метод управления проектами / Д. Сазерленд. - Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.
6. Середа Т.Ю. Scrum в образовании / Т.Ю. Середа, Д.А. Платонова // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей -Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - С. 181-186.
7. Стеллман Э. Постигая Agile. Ценности, принципы, методологии / Э. Стеллман, Д. Грин. -Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 448 с.
8. The Scrum Guide. - [Электронный ресурс]. https://www.scrumguides.org/docs/scrumguide/ v2017/2017- scrum-guide-russian.pdf. - (дата обращения 2.04.2022)
9. Agile Manifesto [Электронный ресурс]. URL: http ://ag ilemanifesto.org/ iso/ru/manifesto.html
10. The Benefits of Scrum & Agile // The Scrum Master. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. thescrummaster.co.uk/scrum/benefits-scrum-agile/. - (дата обращения 2.04.2022)
AGILE PROCUREMENT MANAGEMENT: SCRUM IS THE MASTER AND EFFICIENT SOLUTION TO PROCUREMENT PROBLEMS
Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Bulochnikova N.M., Kolesnik V.V., Moskalenko E.P.
Moscow State University of Management of the Government of Moscow; MGI-MO MFA of Russia; Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov
In the economy of the Russian Federation, the share of purchases of goods, works, services for public sector entities, state companies and corporations is increasing, in connection with which the issues of quality management of procurement activities have been discussed for many years. State (municipal) and corporate customers carry out their procurement activities taking into account federal and regional regulatory legal acts to ensure their own activities, due to the solution of state tasks and functions. The issues of managerial approaches to solving the problems of each procurement and procurement activities as a whole still remain an acute scientific and practical task. Agile management methodology is a series of management approaches focused on the use of iterative development, dynamic formation of requirements and ensuring their implementation as a result of constant interaction within self-organizing working groups consisting of specialists of various profiles. The Scrum Master is a special role in the Scrum methodology. The main task of the Scrum Master is to choose the optimal work paradigm based on the characteristics of the project and the team. The main goal of this person is to train the team to work according to the Scrum methodology, improve the personal methodology of professional activity and lead the team to maximum efficiency and self-governance.
Keywords: purchases of goods, works, services; flexible management; Scrum, Scrum Master.
References
1. Vasilyeva A.D., Butorin A.A., Kotegova L.A. PROJECT MANAGEMENT TECHNOLOGY BASED ON THE AGILE METH-
C3
о
CO £
m p
СГ
от А
IE
ODOLOGY // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2021. - No. 1-2. - S. 118-124;
2. Kon Mike. Agile. Project Evaluation and Planning / Mike Cohn. -Alpina Publisher, 2018. - 418 p.
3. Lyakh M. Scrum is a master: what kind of specialist is this and how to become one? [Electronic resource]. - https://rb.ru/opin-ion/skram-master-sibur/. - (accessed 2.04.2022)
4. Navigator of digital transformation: Agile approach in public administration: electronic edition / ed. E.G. Potapova. - M.: RANEPA, 2019. - 162 p.
5. Sutherland D. Scrum. Revolutionary project management method / D. Sutherland. - Mann, Ivanov and Ferber, 2018. - 272 p.
6. Sereda T. Yu. Scrum in education / T. Yu. Sereda, D.A. Platono-va // Modern trends in the development of the education system:
LO S Q.
e
CM CM
o
CM
a collection of articles - Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2019. - P. 181-186.
7. Stellman E. Understanding Agile. Values, principles, methodologies / E. Stellman, D. Green. - Mann, Ivanov and Ferber, 2018. - 448 p.
8. The Scrum Guide. - [Electronic resource]. https://www. scrumguides.org/docs/scrumguide/v2017/2017- scrum-guide-english.pdf. - (accessed 2.04.2022)
9. Agile Manifesto [Electronic resource]. URL: http://agilemanifes-to.org/iso/ru/manifesto.html
10. The Benefits of Scrum & Agile // The Scrum Master. [Electronic resource]. - URL: https://www.thescrummaster.co.uk/scrum/ benefits-scrum-agile/. - (accessed 2.04.2022)