Научная статья на тему 'Развитие эффективности профессиональной деятельности управленцев в сфере закупок'

Развитие эффективности профессиональной деятельности управленцев в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / PUBLIC PROCUREMENT / DEVELOPMENT / MANAGEMENT / PROFESSIONAL ACTIVITIES / EFFICIENCY / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилина И.П., Погудаева М.Ю., Холкина Н.А., Орлюк А.В., Прохоров А.В.

Сегодня, в момент стремительного обвала рынков, всемирной паники и разрушения большинства отработанных управленческих инструментов, особый интерес вызывает анализ имеющегося управленческого опыта и определения возможных стратегий эффективного управления. Уровень эффективности управления закупочной деятельностью, в первую очередь, определяется уровнем профессионализма руководителя закупочного звена. Организация деятельности контрактного управляющего процесс сложный и многофакторный, и его оценка начинается с выявления уровня развития управленческой компетенции. Переход на новый, более высокий уровень, позволяет увеличить эффективность профессиональной деятельности в области закупок. В статье представлено авторское видение структуры профессионализма контрактного управляющего, которая рассматривается как многофакторное явление, включающее в себя горизонтальные и вертикальные взаимосвязанные критерии: мотивационный, деятельностный, коммуникационный, организационный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the effectiveness of the professional activities of managers in the field of procurement

Today, at the time of the rapid collapse of markets, worldwide panic and the destruction of most of the spent management tools, of particular interest is the analysis of existing managerial experience and identification of possible effective management strategies. The level of effectiveness of procurement management is primarily determined by the level of professionalism of the procurement manager. The organization of the activities of a contract manager is a complex and multifactorial process, and its evaluation begins with the identification of the level of development of managerial competence. The transition to a new, higher level, allows you to increase the effectiveness of professional activities in the field of procurement. The article presents the author's vision of the structure of professionalism of a contract manager, which is considered as a multifactorial phenomenon that includes horizontal and vertical interrelated criteria: motivational, activity-oriented, communication, organizational.

Текст научной работы на тему «Развитие эффективности профессиональной деятельности управленцев в сфере закупок»

Развитие эффективности профессиональной деятельности управленцев в сфере закупок

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им.Ю.М.Лужкова» gladilinaIP@edu.mos.ru

Погудаева Марина Юрьевна,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова»

Холкина Наталья Александровна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», kholkinana@edu.mos.ru

Орлюк Александр Виталиевич,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Прохоров Александр Владимирович,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Сегодня, в момент стремительного обвала рынков, всемирной паники и разрушения большинства отработанных управленческих инструментов, особый интерес вызывает анализ имеющегося управленческого опыта и определения возможных стратегий эффективного управления. Уровень эффективности управления закупочной деятельностью, в первую очередь, определяется уровнем профессионализма руководителя закупочного звена. Организация деятельности контрактного управляющего - процесс сложный и многофакторный, и его оценка начинается с выявления уровня развития управленческой компетенции. Переход на новый, более высокий уровень, позволяет увеличить эффективность профессиональной деятельности в области закупок. В статье представлено авторское видение структуры профессионализма контрактного управляющего, которая рассматривается как многофакторное явление, включающее в себя горизонтальные и вертикальные взаимосвязанные критерии: мотивационный, деятельностный, коммуникационный, организационный.

Ключевые слова: государственные закупки, развитие, управление, профессиональная деятельность, эффективность, качество.

Сегодня, в момент стремительного обвала рынков, всемирной паники и разрушения большинства отработанных управленческих инструментов, особый интерес вызывает анализ имеющегося управленческого опыта и определения возможных стратегий эффективного управления. Развитие эффективности профессиональной деятельности управленцев в сфере закупок - одно из приоритетных условий достижения качества и результативности закупочной деятельности. Единые закономерности в сфере управления закупками показывают имеющиеся связи между внутренними и внешними показателями и реакциями управляемых подразделений. Любой управленческий уровень - есть ряд взаимозависимостей, которые дают возможность понять особенности уровней закупочной деятельности, основанной на раскрытии характерного взаимодействия между подчиняющимися подразделениями. Уровень эффективности управления закупочной деятельностью, в первую очередь, определяется уровнем профессионализма руководителя закупочного звена. В плане результативности закупочной деятельности нужно учитывать способы соприкосновение управляемых субъектов. Такие положения определяются основными задачами и целями создания контрактных служб в организации, работающих по 223 - ФЗ:

• повышение результатов закупочной деятельности;

• увеличение уровня эффективности закупочной деятельности для обеспечения муниципальных и государственных потребностей;

• предоставление равных возможностей для всех участников рынка;

• развитие конкурентности;

• создание общей информационной системы в области государственных закупок с широкими возможностями доступа к ней;

• борьба с коррупцией [2].

Изучив положение о закупках, особенно пункты, относящиеся к полномочиям и функциям работников закупочной системы, можно спрогнозировать конечный результат деятельности. Несмотря на широту полномочий сотрудников закупочной системы, каждое их действие контролируется [2].

Если контрактная служба заказчика является обособленной частью, то руководителя контрактной службы назначает руководитель организации. Если контрактная служба заказчика создаётся без обособленного отдела, как правило, руководство службой берёт на себя один из руководителей организации. Создание структуры отдела относится к прямым обязанностям руководителя этого отдела. Персональная компетенция работника, круг его рабочих обязанностей определяется на основании главного принципа, а

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

именно: максимальный уровень эффективности, повышения результатов закупочной деятельности.

Обязанности сотрудников закупочного отдела регламентируются положением. Одной из задач руководителя отдела закупок является максимально эффективное распределение обязанностей между работниками для выполнения основных функций и решения ряда задач:

• планирование закупочной деятельности;

• организация и проведение мероприятий по консультации с участниками рынка. Участие в таких мероприятиях необходимо для выбора оптимальных технологий, для выполнения обязательств, определение лучших рыночных решений и понимания конкуренции;

• обоснование проведения закупки;

• обоснование максимальной стоимости закупки;

• проведение общественных слушаний по закупке;

• организационная и техническая поддержка работы закупочной комиссии;

• при необходимости, привлечение специалистов требуемой компетенции и экспертов;

• подготовка закупочной документации, включающей в себя извещение о проведении закупки технических требований к закупаемым товарам, работам, услугам, проекта контракта;

• непосредственное размещение всей требуемой документации, проектов и извещений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок;

• составление и рассылка информации о процедуре выбора заказчика закрытым способом, приглашение к участию в закупке потенциальных участников;

• взаимодействие с банковской системой - рассмотрение банковских гарантий, работа с финансовыми потоками, проведение оплаты на основе гарантий банка;

• подписание контрактных обязательств;

• работа над организационными проблемами в плане приемки оказанных услуг, проведённых работ или полученной продукции. Проведение определению надлежащего качества, в том числен, проведение экспертной оценки;

• создание экспертной комиссии, контроль за её работой;

• финансовые вопросы: организация оплаты выполненных контрактных обязательств;

• работа с подрядчиком на протяжении всего срока выполнения контрактных обязательств;

• в случае некорректности выполнения подрядчиком контрактных обязательств ведение претензионной работы, внесение в реестр недобросовестных поставщиков и регламентная передача информации;

• при начислении указанных в контракте неустойки, отправка уведомления о необходимости погашения выплат;

• подготовка информации для проведения работ в случае появления претензий, участие в их рассмотрении [2].

В положении контрактной службы содержится информация о регламенте, в котором указан порядок взаимодействия работников закупочного сектора и порядок их работы при соприкосновении со сторонними отделами. Непосредственный регламент утверждает заказчик.

Основные полномочия и функции руководителя контрактной службы содержат по 44 - ФЗ:

• Предоставление заказчику списка кандидатур на место работника закупочного отдела;

• Распределение должностных обязанностей среди работников закупочного отдела;

• Предоставление заказчику списка кандидатур на освобождение от занимаемой должности;

• Другие полномочия, которые содержаться в Федеральном законе №44-ФЗ[1].

Кажется, что функции руководителя отдела закупок довольно малы. Тем не мене, от уровня профессионализма при распределении рабочих обязанностей между работниками, правильного выбора среди имеющихся кандидатур на должность в отделе закупок напрямую зависит уровень эффективности проведения закупочной деятельности. С 2016 года без дополнительного (специальных программ, профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации) или высшего образования в области закупок запрещено занимать должность руководителя контрактной службы.

Одно из основных условий профессиональной работы контрактного управляющего является личная ответственность за возможные нарушения при осуществлении закупок [3, с. 101].

Для оценки корректности обоснования закупочной деятельности проводится контроль качества и аудит в области закупок. На основании этих проверок закупку можно отменить, если она признана необоснованной. Заказчик обязан устранить найденные нарушения.

Сотрудники, которые допустили ошибки при формировании обоснования закупки или нарушившие регламент привлекаются к ответственности. Существующее законодательство подразумевает ряд санкций за нарушение закупочных правил, некорректному определению конечного подрядчика.

К таким мерам относятся:

• штраф в отношении должностного лица заказчика (физического лица), разместившего закупку содержащую нарушения;

• штраф в отношении юридического лица (организации), утвердившего проведении закупочной процедуры, содержащую нарушения.

Так же, после принятия Федерального закона о контрактной системе ввели ряд более строгих наказаний, которые сделали возможным значительно уменьшить число мошенничеств и нарушений со стороны заказчика. Как правило, ответственность несут сотрудники, которые занимаются утверждением планов-графиков, содержащих нарушения.

Проведя анализ документов, становятся видны большие управленческие возможности контрактного управляющего. Ниже приведена модель, которая содержит основные функции контрактного управляющего (рис. 1).

В соответствии с концепцией Гладилиной И.П. о базисе компетенций в сфере управления в области профессионализма заказчика были рассмотрены такие термины, как управленческие компетенции контрактного управляющего.

Контрактный управляющий — это не только набор обязанностей, но и средоточие высоких профессиональных компетенцией.

Основные направления работы контрактного управляющего с персоналом в период формирования содержания его деятельности следующие (рис.2).

ходимы общая стратегия осуществления закупок, которую можно представить следующим образом (рис. 5).

Рис. 1 Модель управленческих функций контрактного управляющего

Рис. 3. Методика моделирования и расчёта цены для закупки товаров, работ, услуг

Управление рисками - одно из важнейших характеристик содержания деятельности контрактного управляющего (рис. 4).

Для определения направлений развития эффективности деятельности контрактного управляющего необ-

Риски принимаются в распет определении или п|ювелсшвг всех действий и решений Необходимо определить и понять все риски

Управляв [е рисками при осуществлешш такупкп

Всегда прорабатывать альтернативные решения Активно оатаненровать риски

Рис. 4. Управления рисками в деятельности контрактного управляющего

Рис. 2. Основные направления работы контрактных управляющих с персоналом

Что касается непосредственно закупок, то руководитель контрактной службы особое внимание обращает на работу специалистов по определению начальной (максимальной) цены контракта. В ходе исследования была подтверждена оптимальность следующей методики (рис. 3):

Рис. 5. Общая стратегия осуществления закупок

Организация деятельности контрактного управляющего - процесс сложный и многофакторный, и его оценка начинается с выявления уровня развития управленческой компетенции. Переход на новый, более высокий уровень, позволяет увеличить эффективность профессиональной деятельности в области закупок [4, с. 57].

В ходе исследования были выявлены основные проблемные зоны неэффективного осуществления закупок:

• неграмотное управление закупками;

• недостаточная квалификация специалистов, осуществляющих закупку;

• сопротивление изменениям;

• низкая управленческая компетентность руководителей закупочной деятельности.

Анализ данного перечня позволил определить и систематизировать уровень развития управленческих компетенций на основе разработанных критериев и показателей (табл. 1). Таблица 1

Структура профессиональной деятельности контрактного

управляющего

Крите- Показа- Уровни

рий тель Потенци- Ситуатив- Устойчивый

альный ный

Мотива- Профес- Неосознан- Более осо- Осознанное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ционный сиональ- ное отноше- знанно отно- отношение к

ные цен- ние к про- сятся к про- профессио-

ности и фессио- фессиональ- нальным цен-

мотивы нальным ным ценно- ностям. Мотивы

ценностям. стям. Моти- к управленче-

Мотивы к вы к управ- ской деятель-

управленче- ленческой ности сформи-

ской дея- деятельно- рованы в пол-

тельности сти сформи- ной мере; по-

не сформи- рованы ча- требность в

рован; по- стично; по- управленческой

требность в требность в деятельности

управленче- управленче- проявляется

ской дея- ской дея- максимально

тельности тельности (позиция устой-

не проявля- проявляется чивая, осознан-

ется редко, ситуа- ная)

тивно

X X О го А С.

X

го т

о

ю О

м о

о es

0 es

РО

01

о ш m

X

<

m О X X

Дея- Знания в Объём Объём Объём управ-

тель- области управленче- управленче- ленческих

ностный закупок, ских знаний ских знаний знаний высо-

управле- низкий. достаточ- кий. Готов-

ния, кото- Проекция ный. Пред- ность и спо-

рые при- опыта осу- почтение собность реа-

меняются ществления решения лизовать в

при реше- закупок в профессио- управленче-

нии управленче- нальных ской деятель-

управлен- ской дея- задач по ности знания,

ческих тельности. алгоритму. умения, а так-

проблем в Неумение Оперирова- же обобщён-

процессе оперировать ние профес- ные способы

осуществ- профессио- сиональны- выполнения

пения нальными ми управ- действий, при

закупок управленче- ленческими осуществле-

скими поня- понятиями. нии закупок.

тиями. Ко- Когнитивный Активное опе-

гнитивный потенциал рирование

потенциал характери- управленче-

характери- зуется узна- скими поняти-

зуется вос- ванием, ями. Когнитив-

приятием, запомина- ный потенциал

запомина- нием и вос- высокий.

нием про- произведе-

фессио- нием

нальной

управленче-

ской ин-

формации

Комму- Профес- Низкий уро- Средний Высокий уро-

никаци- сиональ- вень сфор- уровень вень сформи-

онный ные уме- мированно- сформиро- рованности

ния и уро- сти управ- ванности управленче-

вень ком- ленческих управленче- ских умений;

муника- умений. ских умений. способность

тивных Низкий уро- Средний самостоятель-

способно- вень комму- уровень но и оператив-

стей никативных коммуника- но проводить

способно- тивных спо- анализ управ-

стей. Труд- собностей; ленческих

ности в недостаточ- проблемных

установле- ный комму- ситуаций,

нии и под- никативный предлагать

держании контроль. способы их

контакта с решения. Вы-

собеседни- сокий уровень

ком. коммуникативных способностей.

Органи- Профес- Низкая Средняя Активное

зацион- сиональ- управленче- профессио- включение в

ный ные ская актив- нальная управленче-

управлен- ность, не в активность, скую деятель-

ческие полной мере осознание и ность. Высоко

качества осознание и проявление развитые про-

(актив- проявление ответствен- фессиональ-

ность, ответствен- ности в ные качества

ответ- ности в управленче- (профессио-

ствен- профессио- ской дея- нальная ак-

ность и нальной тельности. тивность, от-

др.) управленческой деятельности. ветственность)

Литература

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.

2. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-Ф3 (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.

3. Дёгтев Г.В., Гладилина И.П., Акимов Н.А., Банников П.А. Управление закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: учебно-методическое пособие. - М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы. -2013. - 120 с.

4. Мамедова Н.А., Байкова А.Н., Трушанова О.Н. Управление государственными и муниципальными закупками. М.: Юрайт. - 2016. - 347 с.

Development of the effectiveness of the professional

activities of managers in the field of procurement Gladilina I.P., Pogudaeva M.Yu., Kholkina N.A., Orlyuk A.V., Prokhorov A.V.

Moscow City University of Management of the Government of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow named after Yu.M. Luzhkov Today, at the time of the rapid collapse of markets, worldwide panic and the destruction of most of the spent management tools, of particular interest is the analysis of existing managerial experience and identification of possible effective management strategies. The level of effectiveness of procurement management is primarily determined by the level of professionalism of the procurement manager. The organization of the activities of a contract manager is a complex and multifactorial process, and its evaluation begins with the identification of the level of development of managerial competence. The transition to a new, higher level, allows you to increase the effectiveness of professional activities in the field of procurement. The article presents the author's vision of the structure of professionalism of a contract manager, which is considered as a multifactorial phenomenon that includes horizontal and vertical interrelated criteria: motivational, activity-oriented, communication, organizational. Key words: public procurement, development, management,

professional activities, efficiency, quality. References

1. The Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs" dated 04/05/2013. No. 44 - ФЗ. - [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.

2. Federal Law "On Procurement of Goods, Work, Services by

Certain Types of Legal Entities" dated July 18, 2011 No. 223 -ФЗ (latest revision). - [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.

3. Degtev G.V., Gladilina I.P., Akimov N.A., Bannikov P.A. Management of the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs: a teaching aid. - M .: Mosk. mountains University of Moscow Government. 2013. - 120 s.

4. Mamedova N.A., Baykova A.N., Trushanova O.N. Management

of state and municipal procurement. M .: Yurayt. - 2016 .-- 347 p.

Таким образом, структура профессиональной деятельности контрактного управляющего — это многофакторное явление, включающее в себя горизонтальные и вертикальные взаимосвязанные критерии (моти-вационный, деятельностный, коммуникационный, организационный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.