Научная статья на тему 'Принцип профессионализма как основа предотвращения рисков при осуществлении закупок'

Принцип профессионализма как основа предотвращения рисков при осуществлении закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСК ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАКУПКИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилина И.П., Тюсина Л.С.

Принцип профессионализма это достаточно обоснованное в науке и практике предположение о качественном выполнении определенных действий. Именно высокий профессиональный уровень позволяет избежать специалисту в сфере закупок многих ошибок, в том числе путем предотвращения рисков. Безусловно, осуществление закупок сопряжено с большими рисками. Умение определять зоны рисков, систематизировать постоянные риски и предотвращать их обязательный структурный компонент профессионализма заказчиков. Анализ международного опыта проведения закупочной деятельности даёт понимание того, что постоянное развитие закупочной сферы и увеличение уровня эффективности в сфере управления закупками тесно связаны с риск-менеджментом как одной из важнейших частей управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип профессионализма как основа предотвращения рисков при осуществлении закупок»

Теория управления

Принцип профессионализма

как основа предотвращения рисков

при осуществлении закупок

сч из £

Б

а

2 о

Гладилина Ирина Петровна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», GladilinaIP@edu.mos.ru

Тюсина Лилия Солтановна

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», ugmzmag@mail.ru

Принцип профессионализма - это достаточно обоснованное в науке и практике предположение о качественном выполнении определенных действий. Именно высокий профессиональный уровень позволяет избежать специалисту в сфере закупок многих ошибок, в том числе путем предотвращения рисков. Безусловно, осуществление закупок сопряжено с большими рисками. Умение определять зоны рисков, систематизировать постоянные риски и предотвращать их - обязательный структурный компонент профессионализма заказчиков. Анализ международного опыта проведения закупочной деятельности даёт понимание того, что постоянное развитие закупочной сферы и увеличение уровня эффективности в сфере управления закупками тесно связаны с риск-менеджментом как одной из важнейших частей управления.

Ключевые слова: риск - ориентированное управление, закупки, профессионализм, предотвращение рисков.

Основной задачей риск-менеджмента является получение оптимального баланса между уменьшением убытков и получением прибыли, что приводит к его актуальности для всех уровней и этапов закупочной деятельности. Использование риск - менеджмента на всех уровнях системы закупок позволит получить наиболее эффективный результат. При этом для эффективного применения риск-менеджмента в системе закупок необходимо выполнение определённых задач, а именно:

■ при принятии управленческих решений учитывать компетентностную оценку;

■ оценивать, распределять и анализировать возможные риски;

■ понимание фундаментальных обоснования и возможностей появления рисков;

■ максимальное уменьшение уровня возможных рисков;

■ разработка методик для работы с зонами риска;

■ контроль с учетом возможных зон рисков на всех этапах закупочной деятельности;

■ анализ, обобщение результатов закупок с учетом риск - ориентированных подходов и принятие соответствующих управленческих решений.

Решение данных задач обеспечивает устойчивую динамику развития закупочной системы, повышает уровень эффективности управленческих решение в ситуациях, сопряжённых с рисками. Анализ научной литературы и закупочных практик позволяет выделить основные особенности риск - ориентированного управления в сфере закупок:

- всесторонний анализ предпосылок принимаемого управленческого решения;

- при управлении рисками выявляются дальнейшие перспективы в развитии и определяются пути роста профессионализма заказчиков;

- руководство несёт максимальную ответственность за принятые на основе риск -ориентированного управления решения;

- для обеспечения максимально эффективного риск - ориентированного управления в сфере закупок необходима максимально эффективная система взаимодействия между участниками закупок.

Рассмотрим преимущества риск - ориентированного управления при осуществлении закупок (табл.1)

Сфера риск - ориентированного управления является системной и логически последовательной, в которой при определении вариантов решения задачи идёт ориентация на эволюционирования закупочной деятельности, что приводит к высокому уровню закупочных процессов. Риск - ориентированное управление вызывает как позитивные, так и негативные последствия. Основная задача риск - ориентированного управления - выявление возможных отклонений, препятствующих повышению качества закупочного процесса, повышения обоснованности управленческих решений и др. Для риск - ориентированного управления характерно разделение полномочий и уровней ответственности, от которых зависит уровень принимаемых решений и оценка последствий их реализации. На риск - ориентированное управление в сфере закупок оказывает прямое влияние уровень эффективности взаимодействия между участниками закупочной деятельности. Применяя риск-ориентированное управление, нужно чётко понимать, какой уровень экономической пользы понижения рисков для максимально эффективного получения необходимого результата - заданного результата закупки необходимо получить. Это одна из основных задач, которую необходимо решать заказчику и в данном случае уровень профессионализма играет ведущую роль (рис. 1).

Литература

1. Дёгтев Г.В., Гладилина И.П., Ященко В.В. Аудит как одно из приоритетных направлений формирования контрактной системы в сфере закупок // Экономика: вче-

Теория управления

Таблица 1

Критерии оценки преимуществ внедрения риск - ориентированного управления в сфере закупок

критерии характеристики

Определение обоснованных перспектив дальнейшего устойчивого развития сферы закупок При использовании системы риск -ориентированного управления происходит оценка последствий возможных рисков и возможные варианты их предотвращения, что позволяет дать разноплановую характеристику перспектив дальнейшего устойчивого развития сферы закупок, последствия их возникновения.

Уменьшение уровня неопределённости ори проведении закупок Контроль рисков осуществляется при помощи Профессиональных решений, направленных на предотвращение возможных рисков, что позволяет понижать уровень неопределенности при проведении закупок.

Повышения уровня планирования и увеличения эффективности закупочной деятельности в целом Обладание объективной информации о закупках, её показателях, перспективах развития даёт возможность более эффективно планироват ь закупочную деятельность, что в результате увеличивает вероятность применения положительных перспектив, уменьшать возможности появления отрицательных результатов.

Рост уровня взаимодействия Риск - ориентированное управления включает анализ внешних и внутренних особенностей при выстраивании взаимодействия всех участников закупки.

Улучшение содержания информации, необходимой дтя принятия управленческих решений, нацеленных на результат Риск - ориентированное управление позволяет улучшить качество анализа информации, что способствует росту профессионально взвешенных принимаемых управленческих решений

Контроль закупочной деятельности па всех се этапах Риск ориентированное управление включает непрерывный мониторинг закупки на всех её этапах, что позволяет четко понимать и контролировать закупочную деятельность

Рис. 1. Риск-ориентированное управление в сфере закупок

ра, сегодня, завтра. - 2016. - № 10.

2. Дёгтев Г.В., Гладилина И.П., Ящен-ко В.В. Аудит в сфере закупок: сущность новации // Инновации и инвестиции.-2016.-№11.

3. Измайлов П. В. Система государственного заказа: критический анализ, направления и способы совершенствования - Дис. канд. экон. н.: 08.00.05.: Иваново, 2010 - 212 с.

4. Овстровная М.В. Издержки участия и уровень конкуренции в государственных закупках в условиях фаворитизма. - Автореф. Канд. Экон.н.: 08.00.01:СПб, 2016. - 29 с.

5. Плисова А. Б. Контроль участия аудиторских организаций в процедуре государственных закупок - Автореф. канд. экон. н.: 08.00.12.: Москва, 2011 -26 с.

The principle of professionalism as a basis of prevention of risks at implementation of purchases

Gladilina I.P., Tyusina L.S.

The Moscow city university of management of the Government of Moscow

The principle of professionalism is rather reasonable assumption of high-quality performance of certain actions in science and practice. High professional level allows to avoid to the expert in the sphere of purchases of many mistakes, including by prevention of risks. Certainly, implementation of purchases is accompanied by big risks. Ability to define zones of risks, to systematize constant risks and to prevent them - an obligatory structural component of professionalism of customers. The analysis of the international experience of carrying out purchasing activity gives understanding that continuous development of the purchasing sphere and increase in level of efficiency in the sphere of management of purchases are closely connected with a risk management as one of the most important parts of management.

Keywords: risk - the focused management, purchases,

professionalism, prevention of risks.

References

1. Dyogtev G. V., Gladilina I. P., Yashchenko V. V. Audit as one of the priority directions of formation of contract system in the sphere of purchases//Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2016. - No. 10.

2. Dyogtev G. V., Gladilina I. P., Yashchenko V. V. Audit in the sphere of purchases: innovation entity// Innovations and investments.-2016.-№11.

3. Izmaylov P. V. System of the state order:

the critical analysis, the directions and methods of enhancement - Dis. band. экон. N: 08.00.05.: Ivanovo, 2010 - 212 pages.

4. Ovstrovny M. V. Expenses of an involvement and the level of the competition in government procurement in the conditions of favoritism. - Avtoref. Kand. Ekon.n.: 08.00.01:spb, 2016. - 29 pages.

5. Plisova A B. Monitoring of an involvement of audit organizations in the procedure of government procurement - Avtoref. band. экон. N: 08.00.12.: Moscow, 2011 - 26 pages.

О

3

В

s

r 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.