Научная статья на тему 'Кризис украинской идентичности'

Кризис украинской идентичности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис украинской идентичности»

корупцп. Досить розповсюдженою в матерiалах iнтерв'ю е думка, що «ко-рупцiя iснуе десь далеко, тшьки у вищих ешелонах влади, а те, що трапляеть-ся з "рядовими" громадянами, - це не е корупщею». При цьому аргументами, що виправдовують власну позищю, стають досить рiзнi обставини. Зокрема, досить важливим з огляду на можливi перспективи законодавчого врегулю-вання вщповщальносп за корупцiю е прив'язування поняття корупцп до роз-мiру неправомiрноi вигоди. Респонденти зазначають, що важливим е розмiр грошових сум, яю задiянi в корупцiйних схемах.

По-трете, корупщею не вважаеться ситуащя, коли особа, яка спроможна заплатити чиновнику, щоб отримати для себе певний зиск або спростити процедуру, робить це. Приклад iз глибинних штерв'ю: «у деяких ситуащях у вщ-носинах з владою, якщо я можу собi дозволити витратити певну суму на хабар i це спростить механiзм вирiшення або зробить його вигiдним для мене, то це не корупщя».

Отже, отримаш результати пiдтверджують тезу О. Костенка про те, що корупщя кризового типу, яка вразила сучасну УкраИну, мае сво'м фундаментом значний прошарок громадян, позбавлених належно'' сощально!' культури i тому вражених сваволею та iлюзiями, що проявляються у виглядi корупцп. Саме вщсутшсть у громадян належно'1' пол^ично!, економiчноi, правово'', морально'' культури, яку мають, наприклад, шведи чи громадяни Имеччини, е живильним середовищем для корупцп кризового типу в Укра'ш сьогодш. Така корупцiя являе собою основну загрозу украшськш нацп, зокрема пол^ичним, еконо-мiчним, правовим, моральним, культурним засадам п розвитку. Викладене вище уявлення про особливiсть корупцii в Укрш'ш як корупцii кризового типу, що вражае не лише державу, а й громадянське суспшьство, обумовлюе те, що для ефективно'' протидп корупцii в Украiнi мае бути розроблена адекватна саме цьому типу корупцп технолопя протидп.

Б. Д. Голованов, кандидат философских наук, доцент, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»;

О. В. Фролова, кандидат философских наук, доцент, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

КРИЗИС УКРАИНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Исследование социальных идентичностей и процессов идентификации образует значительный пласт современного обществознания. Однако существующие методологические различия в анализе индивидуальной и коллек-

Вкник Нацюналтого ^верситету «Юридична академiя Украши мет Ярослава Мудрого» № 3 (30) 2016

тивной идентичности заставляют объединять усилия в решении проблемы представителей различных отраслей знаний. Чтобы выявить социально-онтологические корни идентичности, необходимо пройти по всей цепочке, начиная от когнитивных и ценностных ориентаций до структуры практической деятельности индивидов. Идентичность можно рассматривать как модификацию идеального типа, которая, с одной стороны, направляет практическое сознание и деятельность, с другой стороны, может служить методологическим ориентиром при проведении соответствующих социально-политических исследований.

М. Вебер первым указал на особенности мыслительных генерализаций в обществознании. Идеальный тип - это продукт нашего представления (конструирующего воображения), который тем не менее сохраняет логическую строгость. Идеальный тип служит масштабом мысленного конструирования социальной реальности. Идеальные типы хотя и не претендуют на онтологическую достоверность, однако могут играть важную методологическую роль в самых разнообразных социальных исследованиях.

За прошедшее столетие социальная наука разработала самые разнообразные модификации идеальных типов. Одной из таких модификаций является социальная идентичность. Понимающая социология рассматривает поведение индивида лишь постольку, поскольку последний вкладывает в свое поведение определенный смысл. Этот смысл может оформляться как через рациональные конструкции и постановку целей, так и через систему ценностных ориентаций. Исторически сформированная система ценностных ориентаций образует идеальную основу социальных идентичностей, именно ее усвоение индивидами составляет основное содержание процесса идентификации.

Постсоветская Украина переживает острый кризис идентичности. В условиях кризиса внутреннее духовное пространство социальных общностей проблематизируется, становится неустойчивым и противоречивым. В этих условиях основная нагрузка сохранения социальных связей падает на средства экономического и политического принуждения, что ограничивает свободу индивидов и подрывает ее как принцип построения современного общества. Усугубляют кризис новые особенности социальной организации, проявившиеся в начале XXI в. В современной социологической литературе выдвинуто предположение о текучих социальных общностях, об отсутствии у современного человека каких-либо устойчивых внутренних ориентиров [1]. Украинское общество сталкивается с удвоенным кризисом, усваивая европейские «ориентиры», оно отягощает постсоветские трансформации феноменом текучести.

Разрушение советской идентичности сопровождалось массовой деградацией основных социокультурных ориентиров и замыканием сознания в пространстве рыночного выживания. В политических кругах Украины усилились стремления трансформировать страну в направлении этнонациональной государственности и создать соответствующую этой государственности социокультурную идентичность. Генезис государственности рассматривался в контексте представлений о формировании нации эпохи Модерн. Полагалось, что тот путь, который прошло большинство европейских наций в XIX в., вполне доступен Украине XXI в. Четверть века движения по избранному пути привели лишь к радикализации сил, поддерживающих этнонациональный проект, и серьезно ослабили предпосылки государственности, оставшиеся после отказа от потерявшего исторический смысл проекта Советская Украина. Обострившаяся борьба между альтернативными идентичностями, реально прослеживающимися в социуме, подкрепляется стремлением определенных политических сил навязать обществу доминирующую модель социально-политического развития.

Призывы к единству, которыми изобилуют СМИ, речи политиков и общественных деятелей в такой ситуации приводят к дезориентации части общества. Этим людям не вполне ясен характер политического единства, которое должно реально существовать в современной Украине. Проекты социальной общности, выдвигаемые разными политическими силами, не подкреплены анализом реальных альтернатив идентификации, вырисовывающихся в условиях «текучей» украинской государственности.

Управление процессом идентификации является прямой прерогативой политической элиты, которая самоопределяется в идентификационных альтернативах и транслирует эти альтернативы в массы через сферу публичной политики и деятельность политических институтов. В условиях глубокого социального кризиса идентичность оказывается едва ли не единственной формой работы на перспективу. Взятая в этом качестве, идентичность образует первую ступень в публичном оформлении сложной стратегии изменения исторической реальности. На наш взгляд, особенно важно искать собственные проекты идентификации с учетом социально-исторических особенностей развития нашего общества в непростой период реформации, а не копировать отдельные схемы, представляемые зарубежными практиками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман ; пер. с англ. под ред. Ю. В. Асоча-

кова. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.