Научная статья на тему 'Кризис социального воспитания современной молодёжи сквозь призму концепции И. А. Ильина'

Кризис социального воспитания современной молодёжи сквозь призму концепции И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION CRISIS / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ / NATIONAL IDEAL OF EDUCATION / ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / VALUES / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьёв Сергей Анатольевич

В статье предпринята попытка определить социокультурные и философско-педагогические предпосылки развития кризиса социального воспитания молодежи, деструкции традиционных представлений о русском национальном идеале воспитания личности. В фокусе внимания автора оказываются философско-педагогические взгляды великого русского мыслителя И.А. Ильина, искавшего зависимость содержания идеала воспитания от внешних социокультурных условий жизнедеятельности русского этноса и традиций его культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF SOCIAL EDUCATION OF THE YOUTH OF TODAY IN THE LIGHT OF THE CONCEPT OF IVAN ILYIN

The paper attempts to identify the socio-cultural, philosophical and pedagogical background of the crisis of social education of young people, destructive tion of traditional ideas of Russian national ideal education of the individual. The focus of the website are the philosophical and pedagogical views of the great Russian philosopher Ivan Ilyin the first who sought dependence of the content of the ideal of education of external socio-cultural conditions of life of Russian nation and its cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Кризис социального воспитания современной молодёжи сквозь призму концепции И. А. Ильина»

22. Кинелев, В.Г., Миронов, В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М.: ВЛАДОС, 1998.

23. Когай, Е.А., Муравьев, С.А. Проблема эволюции идеалов социального воспитания и образования молодежи сквозь призму философско-педагогической антропологии // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №2. - Т.16. - С.19-24.

24. Муравьев, С.А. Генезис русского национального идеала воспитания в диалоге эпох и антропологических концепций // Психолого-педагогический поиск. Рязань: РГПУ, 2011. - №2 (18). - С.115-121.

25. Муравьев, С.А. Идеал воспитания в философско-антрополо-гической мысли русского зарубежья. Автореф. дисс. ...к.филос.н. - Курск: КГУ, 2011.

26. Остапенко, А.А. Педагогика со-Образности. Очерки и эссе. -Краснодар: КГУ, 2012.

27. Остапенко, А.А., Хагуров, ТА. Человек исчезающий. Исторические предпосышки и суть антропологического кризиса современного образования. Монография / А.А. Остапенко, Т.А. Хагуров. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. -196 с.

28. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый . - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

29. Репринцев, А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культу-

ры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

30. Репринцев, A.B. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. -№ 4. - С.131-137.

31. Репринцев, A.B. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). - С.24-42.

32. Репринцев, A.B. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. Т.П. - 2012. - №5. - 18-23.

33. Репринцев, A.B. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму «модернизации» и обеспечения безопасности страны // Известия Российской академии образования. - 2012. - №2 (22). - С.18-25.

34. Розин, B.M. Философия образования. - М.: МПСИ, 2007.

35. Суслова, A.A. Философия Иммануила Канта (Методологический анализ). - М.: Мысль, 1989

36. Хёсле, B. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. - 1994. - №10.

37. Inkeles A., Smith D. Becoming modern. - L., 1974.

38. John I. Goodlad. A Place Called School / John I. Goodlad. -Special 20th anniversary ed. - New York: McGraw-Hill, 2004. XXVI, 413 p.

УДК 1(091)(470) ББК 87.3

КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ СКВОЗЬ

ПРИЗМУ КОНЦЕПЦИИ И.А. ИЛЬИНА

Муравьёв Сергей Анатольевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО

«Курский государственный университет»

Аннотация. B статье предпринята попытка определить социокультурные и философско-педагогические предпосылки развития кризиса социального воспитания молодежи, деструкции традиционных представлении о русском национальном идеале воспитания личности. B фокусе внимания автора оказываются философско-педагоги-ческие взгляды великого русского мыслителя ИЛ. Ильина, искавшего зависимость содержания идеала воспитания от внешних социокультурных условии жизнедеятельности русского этноса и традиции его культуры.

Ключевые слова: философия образования, кризис образования, национальный идеал воспитания, философс-ко-педагогическая антропология, личность, ценности культуры.

74

THE CRISIS OF SOCIAL EDUCATION OF THE YOUTH OF TODAY IN THE LIGHT OF

THE CONCEPT OF IVAN ILYIN

Murav'yov S.A.

Abstract. The paper attempts to identify the socio-cultural, philosophical and pedagogical background of the crisis ofsocial education of young people, destructive tion of traditional ideas of Russian national ideal education of the individual. The focus of the website are the philosophical and pedagogical views of the great Russian philosopher Ivan Ilyin the first who sought dependence of the content of the ideal of education of external socio-cultural conditions of life of Russian nation and its cultural traditions.

Key words: philosophy of education, the education crisis, the national ideal of education, philosophical and pedagogical anthropology, personality, values, culture.

Процессы стремительной социально-экономической модернизации России связаны с существенным обновлением ключевых сфер общественной жизни. Однако в последнее десятилетие акцент осуществляемых в стране реформ сместился в сторону экономики, не затрагивая, должным образом, развитие самого человека. Между тем, никакие экономические преобразования невозможно осуществить, если в центре всех этих реформ не будет стоять человек, его творческий и созидательный потенциал. Поэтому очень важно, чтобы в процессе модернизации социально-экономической жизни современного российского общества из поля зрения не выпадали вопросы формирования и развития человека, реализации им своих сущностных сил, не перекрывались важностью и значимостью экономических аспектов российской модернизации проблемы утверждения в человеке нравственного начала, освоения индивидом достижений духовной культуры.

Эти обстоятельства фокусируют внимание исследователей на вопросах о векторах эволюции самого человека, о развитии человеческого потенциала, о гуманитарных ресурсах модернизации России, об адекватной современным историческим вызовам системе мировоззренческих координат, ориентируясь на которую, следует совершенствовать образование и воспитание человека. В этой связи актуальными становятся вопросы о том, каковы ценностные ориентиры современных социальных институтов воспитания, каковы истинные ориентиры модернизации самого процесса воспитания. От этих ориентиров в значительной степени зависят будущее России, судьба осуществляемых реформ, реальная включенность человека в социально-экономическую модернизацию общества. Соответственно, в фокусе внимания специалистов, занимающихся проблемой человека, оказывается, прежде всего, проблема воспитания как ключевого фактора в формировании ценностного сознания подрастающего поколения.

Рыночный тип личности - вполне определенный социальный типаж, органично вписывающийся в консьюме-ристскую мораль потребительского общества: «Модернизация всей системы российского образования в первое десятилетие XXI века вылилась в откровенную и циничную ревизию всех ценностно-смысловых основ исторически складывавшейся теории и практики социального воспитания молодежи, ее инкультурации, в откровенное выхолащивание сути социализации личности, понимания результатов воспитания и образования, места и роли институтов социа-

лизации в этих процессах. Вся правовая база деятельности современных образовательных институтов в России обращена к воспроизводству рыночного типа личности, вписывающейся в законы существования торгово-предпринима-тельского (купеческого!) мира, ориентированного не на внешнюю социальную среду, не на созидание добра, не на общественно-полезный, производительный труд во благо всего общества, а на удовлетворение исключительно индивидуальных, личных материальных потребностей и интересов. Причем, статус морали, духовно-нравственной культуры в системе жизненных координат рыночного типа личности оказывается анахронизмом, не попадает в базовые, фундаментальные ценности гражданина, не оказывается жизненным приоритетом и смыслом существования основного экономического субъекта буржуазного общества. Отсюда становится понятна и идеология реформирования отечественной системы образования: институты образования - инструменты социальной селекции, социальной стратификации общества, усиления процессов социальной сегрегации... Доступ к качественному образованию предопределяет в буржуазном обществе социальный статус личности, ее стартовые возможности на этапе вхождения юного гражданина в самостоятельную социальную жизнь», -считает А.В. Репринцев [13, с. 22].

Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания привело к изменению системы ценностных ориентаций молодёжи. Следует со всей ответственностью разделить позицию бывшего министра образования России В.М. Филиппова в том, что «... нынешний политический и социально-экономический кризис, угрожающий самому существованию России, не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. А последствиями принижения воспитательной, гуманистической миссии образования явилась потеря целого поколения российской молодежи». Из острокритической оценки порушенной системы воспитания следует сделать практические выводы, переломить гибельную ситуацию. И это необходимо сделать с позиции переосмысления советского опыта воспитания в горизонте уже определенной исторической дистанции, а также переоценки «воспитательных уроков» потерянного двадцатилетия либерально-демократического «реформирования» России. Исследователи отмечают, что в молодёжной среде растет проявление индивидуализма, проти-

75

вопоставления себя другим людям, прагматизма. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентирование на личное благополучие. Современное общество находится в состоянии поиска воспитательной парадигмы, исследователи постулируют о кризисном положении дел в этом направлении. Но вместе с тем, кризис побуждает к поиску моделей духовно-нравственного воспитания, призванных противостоять негативным процессам и явлениям. Создаются формы воспитания, способные выработать у подрастающего поколения «нравственный иммунитет» и вместе с тем подготовить их к жизни в новых социально-экономических условиях. Анализируя происходящие процессы в образовании, следует отметить два момента. Во-первых, внешние причины трансформаций. Коренные перемены, происходящие в России в последние десятилетия, требуют изменений во всех сферах жизни человека, в том числе и в образовании, которое с начала 90-х годов и до настоящего момента находится в стадии постоянного реформирования. Во-вторых, в гораздо большей степени, чем образование, реформирования требует российское воспитание. И это отнюдь не случайно, поскольку воспитание гораздо в большей степени, чем образование, связано с формированием личности. Поэтому в девяностые годы вместе с разрушением социалистического строя в нашей стране неизбежно пострадала и система воспитания. Соответственно, со сменой общественного строя потребовалась и смена системы воспитания - она должна соответствовать новым условиям. Требуется незамедлительное возобновление и актуализация утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи. Ценность есть основа личностного, социального и профессионального самоопределения человека, в них заложена генетика социального поведения.

Сегодня, как и в начале XX века, общество ищет эффективные механизмы и способы формирования духовной культуры молодежи, обогащения опыта строительства гражданского мира. От позиции молодежи по отношению к стране, своему народу во многом зависит будущее России, ее культурный облик, ее духовный и экономический потенциал. Поэтому очевидно, что воспитание играет здесь существенную роль. Важнейшие потребности, знания, ценности передаются молодым поколениям обществом. «Они детерминированы исторически накопленной культурой. Каждый раз они преломляются через призму нашего воспитания в детстве и юности» [1, с. 469]. Очевидно, что хорошее образование и воспитание - гарант стабильного развития общества. Духовную, внутреннюю жизнь людей очень трудно предугадать, спрогнозировать, «... но именно от этого зависит в итоге и гибель, и спасение цивилизации» [1, с. 469]. Упадок личной морали, проявляющийся в кризисе основных духовно-нравственных идеалов, угрожает нестабильностью в развитии общества. На каких идеалах и ценностях воспитывать учащуюся и студенческую молодежь? Не внушать же им дух ростовщичества, торгашества и нещадного индивидуализма. Сциентизм и бесчувственная формализация научного познания тоже мало способству-

ет выработке и пониманию общественного и личного идеала, духовно-нравственному возвышению личности. Ряд авторов в публикациях последних лет (Е.П. Белозерцев, А.В. Репринцев, И.Е. Булатников, H.H. Зарубина, Т.Б. Коваль, Е.Н. Ядова, И.В. Щербакова, М.А. Шабанова, М.В. Шакурова и др.) отмечают, что деструктивные тенденции в общественном сознании, разрушающие целостность этноса, его моральную и социально-психологическую сплоченность, самым негативным образом сказываются и на степени ответственности личности за результаты социальной и профессиональной деятельности, за результаты собственного труда, их отдаленные социальные последствия. Исследователи подчеркивают необходимость целенаправленного формирования этики служения обществу, идеям целостного этнического и этического мира. В этой связи мы должны честно сказать, что интересы сохранения целостности российского государства, консолидации, сплочения всего общества, обеспечения его суверенитета, его социально-экономического и культурного развития требуют восстановления ряда традиционных нравственных ценностей, о которых говорили философы русского Зарубежья, коллективистской общественной морали, целенаправленного развития в молодежи ответственного отношения к своему народу, своей истории, культуре, национальному достоянию, колоссальным природным богатствам, к своему труду, совершаемому во благо всего общества, а не отдельного человека. По выстраданному и глубокому убеждению И.А. Ильина, «Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании» (ныне обозначаемым. пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений без отрыва от духа, совести, веры и характера. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь» [7, с. 143]. Но как сделать так, чтобы человек научился видеть перед собой идеал, необходимый для его жизнедеятельности? Как воспитать человека, помогающего и заботящегося об окружающих его людях?

«Сообразное природе человека воспитание опирается на доверие и заботу. Наказания укореняют в людях изворотливость и бесстыдство. В воспитании запрещено внушение, индоктринация, прозелитизм. Разрешено увлечение, истолкование, приглашение. В личности надобно взращивать чувство собственного достоинства, а для этого, в частности, нельзя ни при каких обстоятельствах унижать достоинство ребёнка. Разрешена тренировка в решении типовых и нетиповых задач, развитие рефлексии. Воспитание свободного человека предполагает величайшее уважение к правам человека любого возраста. Воспитание обязано освободиться от малейшего призвука угнетения, эксплуатации и тиранства» [1, с. 468]. Эти слова Б.М. Бим-Бада во многом созвучны идеям мыслителей русского зарубежья. Например, идеи И.А. Ильина о русском национальном воспитании опирались на его убеждение в том, что ребёнок с самого раннего детства должен почувствовать и понять, что он -сын своего народа, имеющего величайшую историю, богатейшее духовное наследие. И, самое главное, воспитание

76

должно строиться на добровольных началах. Он писал об основах воспитания: « .самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей ... источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу...» [8, с. 208]. Философ, предлагая своё собственное содержание воспитания, писал: «... всё воспитание ребёнка, или, во всяком случае, его основная задача, состоит в том, чтобы ребёнок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось, на всё значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» [8, с. 207]. Эти идеи позволяют нам заключить, что человек, воспитанный естественно и непринуждённо, станет способен в дальнейшем и сам стать воспитателем и транслятором духовно-нравственных ценностей будущим поколениям. Ильин пророчески выражает уверенность в том, что Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности. При этом он проницательно замечает, что вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы. Именно этим определяется путь грядущей России. Ей нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви; в предметности и к предметности. Новые поколения русских людей должны воспитываться к сердечной и предметной свободе. Эта директива - на сегодня, и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России [7, с. 144].

Анализируя современную ситуацию в системе воспитания, мы приходим к следующему заключению: как в начале XX века, так и на современном этапе, необходимо определить приоритеты воспитания, а также личность самого воспитателя. От личности воспитателя зависит, каким будет воспитанник. Поэтому современные философы, как, например, В.М. Розин, в своих трудах склоняются не к поиску идей воспитания, которых у нас и так достаточно, а к самой личности наставника. Подготовка молодого поколения к данной миссии - вот главная задача современной системы воспитания и образования. Характеризуя современное нам общество как общество переходного типа, А.В. Мудрик проявляет в сфере воспитания круг специфических проблем, вызванных к жизни условиями социальной нестабильности. Основным качеством, облегчающим процесс воспитания в меняющемся обществе, автор называет «стихийность социализации», связанную с множественностью идеологий, стилей жизни и норм поведения [9, с. 102]. Проводя параллель с устойчивым, уравновешенным обществом (например, с дореволюционным обществом в Российской Империи), в котором органично осуществляется трансляция ценностей от поколения к поколению, А.В. Мудрик указывает на отсутствие в условиях нестабильного общества «социального консенсуса», наличие в нем несовпадения и даже противоречия интере-

сов разных возрастных групп. Иными словами, в нестабильном обществе перед воспитателем остро стоит проблема «Что транслировать?», ибо в нем отсутствует устоявшаяся модель человека с определенными ценностями, расположенными в устойчивой иерархии [9, с. 153].

Указание на выход из такой сложной ситуации мы можем найти у философа В.М. Розина, который считает, что все исторические и культурные реалии сегодня должны быть переосмыслены. Необходимо, прежде всего, полагает он, определиться с идеалом воспитанного человека, выделить определённые ценностные ориентации, необходимые для обновления системы воспитания, обновления жизни человека. Как справедливо замечает В.М. Розин, «обновление жизни, вероятно, начинается не с другого человека или мира вне нас, а, прежде всего, с нас самих, когда мы полностью обновимся. Поэтому новый человек - это человек, не просто конституирующий себя, т. е. не только личность, а человек, вставший на путь «духовной навигации» [12, с. 45]. Мысли современного философа во многом созвучны с идеями И.А. Ильина, который писал в книге «Путь духовного обновления» о человеке с «обновлённым сердцем», о человеке «новой эпохи». Соответственно, задача воспитателя состоит в том, чтобы показать своему воспитаннику определённый образ, идеал, необходимый для дальнейшего самовоспитания личности. Предметность и конкретность воспитания в соответствующих знаниях и умениях, навыках и способностях Ильин раскрывает через формирование любовно-творческого отношения к природе, самовоспитание, строительство семьи и дружбу двух людей, хозяйственное вдохновение, чувство ответственности и вины, совестный акт, научную совесть, художественное созерцание, молитву и церковное сознание. Практически, говоря о воспитании в его современных направлениях и формах, они здесь не только названы, но и раскрыты в их конечных и важнейших результатах. Сердцевиной воспитания было и остается формирование нравственности, не только различение добра и зла, но и преодоление зла, прежде всего, в самом человеке. На двуединый вопрос: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?» Ильин ответил так: «Физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека, и тогда он не вправе от них уклониться». Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. По словам И.А. Ильина, чтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Но надо почувствовать, как луч и моей доброты овладевает сердцем, словом и делами моей жизни и обновляет ее. Но, может быть, еще поучительнее испытать чужую недоброту в ее предельном выражении - вражде, злобе, ненависти и презрении, испытать ее длительно, всесторонне, как систему жизни, как безнадежную, безжизненную атмосферу бытия. И здесь, по мнению современного философа В.М. Розина, личности одного

77

наставника недостаточно. Ведь человек - член общества, и в этом качестве он нуждается в его поддержке, от этого зависит активность его включения в жизнь общества, в политическую жизнь, умение влиять на других людей. Образовательное учреждение любого типа, уровня и организационно-правовой формы призваны дать не только целостный, в соответствии с государственным стандартом, необходимый комплекс знаний. Общеобразовательная и профессиональная школа, педагоги уполномочены самим обществом и государством на взращивание и развитие в душах ребенка, подростка, молодого человека духовно-нравственных начал, введение и приобщение к миру непреходящих ценностей в целях свободного выбора и духовного самоопределения личности в мировоззренческих и смысложизнен-ных вопросах.

Конечно, в любом воспитании всегда должен присутствовать элемент самовоспитания. Без принятия учащимся активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно. Действительно, наставник помогает воспитанникам воспринять определённые уровни культурного наследия, но никто не сможет сделать это за них. Обеспечение человека опытом самовоспитания способствует самостоятельному усвоению культурного знания о себе и окружающем мире. Для этого необходимы новые пути реализации духовно-нравственного воспитания, которых сейчас не хватает. Есть идеи, но нет возможности (может, и желания) внедрять их в современный процесс воспитания.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием идейно-мировоззренческого кризиса, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались. Отсутствие чётких идеалов и целей в жизни весьма отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны -для нее необходимы определенные идеалы и цели, чтобы осуществлять личностное развитие. Сегодня поиск, обретение и утверждение духовно-нравственных ценностей приобретает исключительно благодатный и конструктивный характер на путях освоения того духовного наследия, которым строилась, держалась и развивалась Россия на протяжении своей тысячелетней истории. Духовная культура, соединяющая прошлое и настоящее, является мостом и преддверием подлинного возрождения.

На наш взгляд, исходным основанием системы образования и воспитания личности служит ее субъектная характеристика применительно к ее конкретному носителю на той или иной стадии социально-возрастного, социально-профессионального и в целом жизненного самоопределения.

Субъектная характеристика личности студента, будущего молодого специалиста должна быть развернута и реализована в целостности и органической совокупности необходимых свойств, способностей и качеств духовно-ценностного и смысложизненного самоопределения, профессионально-предметного наполнения, деятельного, коммуникативного, психолого-педагогического и социально-гуманитарного компонентов образования и воспитания. Резуль-

татом наших общих усилий в духовно-нравственном воспитании должен стать выпускник российского вуза, который являл бы собою духовно-нравственную личность, культурного человека, творческую индивидуальность, достойного гражданина и патриота России, профессионально и социально компетентного работника, добропорядочного семьянина и воспитателя собственных детей.

Тем самым можно сделать вывод о том, что молодёжь - это носитель нравственных императивов, норм, ценностей, смыслов, новых векторов социального и культурного прогресса, определяющих перспективы бытия самого человека. Смысл воспитания тех, кто сегодня пребывает в «Академии», состоит в том, чтобы воспитать их не просто как «объект» культуры, которые вберут в себя достижения национальной культуры, достижения прежних эпох, но и сделать их субъектами культурного процесса, творцами социального прогресса, субъектами социальной и своей собственной жизни. То есть необходимо воспитать тех, кто будет строить будущее России. Обращение в этом плане к опыту философов русского зарубежья не случайно. Так как кризис, в котором оказались они, по своему характеру близок кризису конца XX - начала XXI веков, и который, возможно, является последствием тех социальных потрясений, которые произошли в начале XX века. Тогда И.А. Ильин определял состояние русской культуры как «больная культура» и видел возможность ее обновления, ее «излечения» через духовно-нравственное воспитание молодежи, избавление ее от социальных пороков. В этом процессе сегодня становится особенно важной и значимой деятельность институтов социального воспитания юношества, в первую очередь - семьи и школы. Их миссия чрезвычайно ответственна. Но она может быть успешной лишь тогда, когда их социальный статус высок, когда к голосу родителей и учителя прислушиваются, когда с ними считаются; когда позиция старшего поколения не высмеивается и не подвергается остракизму, когда духовно-нравственный опыт предшествующих поколений не становится предметом политических спекуляций и фальсификаций... Надо учиться заново быть русскими, любить и ценить свой народ, свою историю и культуру, уважать прошлое и моральный выбор отцов. Надо перестать заниматься переписыванием своей истории в угоду политической конъюнктуре. Надо ценить жизнь и понимать ее быстротечность. Надо уважать человеческую личность и ее право быть самой собой [4, с. 24]. Только в этом случае в самостоятельную взрослую жизнь выйдут действительно духовно богатые, интеллектуально состоятельные молодые люди, способные жить в демократическом гражданском обществе, строить свое будущее, опираясь на традиции и опыт своей национальной культуры.

Литература

1. Булатников, И.Е. Образ и смысл русской школы. - Волгоград: Перемена, 2000.

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология. - М., 1998. -С. 469.

3. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности. Монография. - Курск: Мечта, 2011.

78

4. Булатников, И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. -2012. - №4 (24). - С.23-35.

5. Булатников, И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободен и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17).

6. Булатников, И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №3 (23). - С.60-72.

7. Ильин, И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. М.: МП "Рарог", 1992. C. 142-143.

8. Ильин, И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. - М., 1993. - С. 208.

9. Мудрик, А.В., Тупицын, А.Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. - 1999. - № 1-2. - С. 102.

10. Дементьева, И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. Серия социология. - 2004. - № 6-7. - С. 153

11. Репринцев, А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - №3 (11).

12. Репринцев, А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). - С.24-42.

13. Репринцев, А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №5. - С. 18-27.

14. Розин, В.М. Философия образования: Этюды-исследования. -М., 2007. - С. 45.

УДК 378.18 ББК 74.58

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трубников Александр Петрович,

кандидат педагогических наук,

доцент ФГБОУ ВПО

«Курский государственный университет»

Аннотация. B статье автор анализирует социально-педагогические возможности клубных объединений старшеклассников в развитии широкого спектра социально-нравственных качеств молодежи. Опираясь на современные подходы педагогики дополнительного образования детей и юношества, автор определяет основные направления и технологии социального воспитания школьников, представляет практический опыт такой работы, опираясь на традиции и достижения социально-психологической научной школы профессора Л.И. Уманского.

Ключевые слова: социальная педагогика, педагогика дополнительного образования, клубный коллектив, социальное воспитание молодежи, социализация подростков и юношества, гражданская позиция личности.

PROBLEMS OF SOCIAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE STUDENTS BY

MEANS OF CLUB ACTIVITIES

Trubnikov A.P.

Abstract. The author analyzes the social and educational opportunities union club-tions in the development of high school students a wide range of social and moral qualities of youth. Relying on modern approaches pedagogy additional education of children and youth, the author defines the major trends and technologies of social education ofpupils, is the practical experience of such work, drawing on the traditions and achievements of social and psychological school of Professor L.I. Umansky.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.