Научная статья на тему 'Культура как способ бытия человека в мире: антропософия В. А. Разумного'

Культура как способ бытия человека в мире: антропософия В. А. Разумного Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1040
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / AND SOCIOLOGY OF CULTURE / КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / CULTURAL ANTHROPOLOGY / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF PHILOSOPHY AND PEDAGOGY / АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / AXIOLOGY EDUCATION / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Муравьев Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы становления «человека культурного», диалектической связи внешнего и внутреннего в инкультурации личности. Опираясь на философско-педагогическую антропологию В.А. Разумного, автор размышляет о трансформации современной культуры и роли системы образования в воспроизводстве «человека культуры». Большое внимание уделяется автором идеям В.А. Разумного, считавшего, что процесс образования должен быть интегрирован в культуру как непосредственный атрибут генерации творческих идей у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS A WAY OF BEING HUMAN IN THE WORLD, ANTHROPOSOPHY V.A.RAZUMNIY

This article discusses the formation of "human culture" dialectical connection of external and internal in the case of personality inculturation of the individual. Relying on the philosophical and pedagogical anthropology V.A. Razumniy, the author reflects on the transformation of modern culture and the role of education in the reproduction of "human culture." Much attention is paid to the author of the ideas of V.A. Razumniy, who believed that the process of education should be integrated into the culture as a direct Attribute a generation of creative ideas from the younger generation.

Текст научной работы на тему «Культура как способ бытия человека в мире: антропософия В. А. Разумного»

УДК 130.2(09) ББК 87-8

КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ: АНТРОПОСОФИЯ В.А. РАЗУМНОГО

Муравьев Сергей Анатольевич, кандидат

философских наук, доцент

Курский государственный университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления «человека культурного», диалектической связи внешнего и внутреннего в инкультурации личности. Опираясь на философско-педагогическую антропологию В.А. Разумного, автор размышляет о трансформации современной культуры и роли системы образования в воспроизводстве «человека культуры». Большое внимание уделяется автором идеям В.А. Разумного, считавшего, что процесс образования должен быть интегрирован в культуру как непосредственный атрибут генерации творческих идей у подрастающего поколения.

Ключевые слова: философская антропология, философия и социология культуры, культурная антропология, история философии и педагогики, аксиология образования.

CULTURE AS A WAY OF BEING HUMAN IN THE WORLD, ANTHROPOSOPHY V.A.RAZUMNIY

Muravyev S.A., candidate of philosophy, docent (Kursk)

Abstract. This article discusses the formation of "human culture " dialectical connection of external and internal in the case ofpersonality inculturation of the individual. Relying on the philosophical and pedagogical anthropology V.A. Razumniy, the author reflects on the transformation of modern culture and the role of education in the reproduction of "human culture." Much attention is paid to the author of the ideas of V.A. Razumniy, who believed that the process of education should be integrated into the culture as a direct Attribute a generation of creative ideas from the younger generation.

Key words: philosophical anthropology, philosophy, and sociology of culture, cultural anthropology, history of philosophy and pedagogy, axiology education.

Диалектика отношений культуры и человека была во все времена предметом острых дискуссий и научных поисков, поскольку всегда была связана с поиском ответов на вопрос, что первично - культура, окружающая человека действительность во всем многообразии ее проявлений, творящая самого человека, или человек, творящий культуру? Диалектическая связь

сознания и бытия, поиск первичного звена в творении культуры и человека так и остались неразрешенным вопросом философской антропологии. Среди множества работ, появившихся в XX столетии, и пытающихся предложить свой вариант ответа на этот вопрос, особенно ярко и оригинально выглядят фундаментальные труды видного российского философа и педагога В.А.

283

Разумного. В его работах проблематика становления «человека культурного» получила достойное воплощение, привлекла к себе внимание не только философов, антропологов, культурологов, искусствоведов, но и массу педагогов, психологов, увидевших в трудах В.А. Разумного признаки продуктивной методологической концепции, позволяющей по-новому решать проблемы реальной модернизации образования и социального воспитания детей и молодежи. «Интенсивные поиски методологических основ организации воспитательной работы с учащейся молодежью в принципиально новых социокультурных условиях неизбежно приводят к идеям и принципам культурной антропологии как одной из важнейших отраслей челоеекоеедческого знания, понимающей «культуру» достаточно широко, -как совокупность материальных объектов, идей, ценностей, представлений (стереотипов) и моделей поведения» [18, с. 189]. Для современной культурной антропологии характерны холистский подход к изучению культурных явлений, понимание культуры как формы биосоциальной адаптации, а также - этический и методологический релятивизм, постулирующий универсальную ценность каждой культуры вне зависимости от стадиального уровня ее развития. Культурная антропология выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, представленных в универсальной интерэтнической форме. Холизм, как методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы частей», заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения возникающих при этом взаимодействии элементов в системе новых качеств или целостных свойств, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов» [10а].

Важнейшими социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство традиционной национальной культуры русского этноса всегда были семья и система образования. Обеспечение модернизации духовной, социальной, экономической, политической, культурной жизни общества прочно сопряжено с эффективностью деятельности институтов социального воспитания. «Сегодня очевидна обусловленность социального и экономического прогресса общества уровнем развития его культуры и образования. В силу сложившихся исторических особенностей российское образование выступает не только как «фактор воспроизводства кадров» для экономической и духовной сферы, но как фундамент национальной культуры, как специфическая форма ее существования, как способ воспроизводства культурного опыта российского этноса. Ключевой фигурой, определяющей состояние образования, выступает личность учителя. От уровня его культуры и профессиональной подготовки, широты интересов и гражданской пози-

ции напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития российского общества, облик вступающих в самостоятельную жизнь поколений молодежи» [23a, c. 3]. Однако, как отмечает A.B. Репринцев, сциентистская ориентация всей системы образования неизбежно ведет к воспроизводству репродуктивного типа сознания человека, минимизирующего субъекгность личности, предлагая ему лишь освоение жестко регламентированных социальных и профессиональных функций. Высшее образование в этом случае остается традиционной сферой воспроизводства кадров, отраслью общественного производства «человеческих ресурсов» [23a, c. 3].

Человек - не только творец культуры, но и ее творение. Наши потребности, способности и умения (даже те, которые обусловлены биофизиологической природой), являются даром культуры и ею обработаны. Чем богаче у человека состав потребностей, способностей и умений, чем он более духовен, тем выше уровень его культуры. Своеобразие культуры каждого человека определяется конкретным соотношением в нем знаний, ценностей, идеалов, мерой его общительности и качеством его художественного вкуса. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития. Однако сложившаяся культура легко обретает подобие самостоятельной жизни: она закреплена в символических формах, которые достаются каждому поколению в готовом уже виде и выступают как общезначимые образцы. Складывается надындивидуальная логика культуры, не зависящая от прихоти отдельного человека и определяющая мысли и чувства большой группы людей. Поэтому справедливо будет сказать, что и культура творит человека. Однако эта формула будет верна постольку, поскольку мы помним, что культура сама есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя [27, с.86]. Человек есть творец, и лишь в силу этого обстоятельства - творение культуры. Здесь есть не только научная, но и этическая проблема: что самоценно -человек или культура? Иногда говорят о самоценности культуры, но это справедливо лишь в том смысле, что вне культуры человек не может осуществить себя в качестве человека, реализовать свой духовный потенциал. Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется лишь тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. Культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного ими человека. Если

284

же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа [30, с. 329].

Безусловно, в обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее налицо обратная зависимость. Культура является основанием человеческого творчества, но она же и удерживает его в своих смысловых рамках, в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые смыслы уже перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся человеческий дух. И тогда человеческий дух вырывается из плена старых смыслов для того, чтобы построить новое основание для творчества. Такой переход к новым смысловым основаниям есть дело гения; талант же решает лишь те проблемы, которые не требуют выхода за пределы имеющегося культурного фундамента. Талантливый человек часто приходит к самым неожиданным открытиям, ибо он развивает общие основания глубже и дальше, чем это способны сделать большинство людей. Но шагнуть за пределы - это удел лишь гения. «В гениальности - всегда безмерность. Гениальность от «мира иного», -писал Бердяев [2, с. 395]. Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством, они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда «редактируется», чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца. Но как бы то ни было, человек и культура взаимосвязаны, и эта связь очевидна. Приобщение к культуре как искусственно созданной оболочке происходит в раннем детстве и закрепляется уже в образовательных учреждениях.

В современном образовательном процессе, в центре которого стоит личность педагога, понимание культуры соответствует широте познания, образованности, компетентности и профессионализму. Одним из оптимальных путей совершенствования содержания образования в соответствии с новыми историческими условиями представляется обращение В.А. Разумного [16] к трем основным блокам содержания образования, представляющим основы

наук, ценностные ориентации и художественно-эстетическую деятельность - единству знаний, эмоций и веры. Их реализация в системе и структуре образования становится одной из приоритетных задач современного педагогического процесса. Для того, чтобы педагог мог не только осуществлять руководство процессом познания в школе, но высвободить и использовать учебное время для подключения к образовательному процессу эмоционального и духовного мира ребенка, он должен обладать эстетической культурой, позволяющей чувствовать эмоции и эмоциональные потребности другого человека. Специфической особенностью и принципиальным достоинством личности педагога в современных условиях, как отмечает автор, выступает способность показать учащимся, что «и в строго научном методе присутствуют внелогические интуитивно-образные представления», и это учит человека обращаться к поиску многих ответов внутри себя, помогает учащимся становиться субъектами деятельности и делает процесс обучения, познания более глубоким. Научное и художественно-эстетическое познание, основы которого несет педагог в процесс школьного образования, представляет собой взаимное проникновение разума и чувств, в котором мышление не отделимо от чувственных восприятий.

Сегодня центробежные силы в современном обществе так сильны, что разрушают под своим напором основные его составляющие, которые цементируют и скрепляют - гармонию и интеграцию. Красной нитью через труды В.А. Разумного проходит мысль о том, что сегодня перестают оказывать свое действенное влияние традиции в гуманитарной сфере, а воспитание как важнейшее средство гуманизации жизни, сохранения исторической памяти, преемственности духовного опыта поколений, отодвинуто на второй план. Это настоящий драматизм бытия. И это не просто слова, - все эти размышления можно подкрепить официальной статистикой. Чего стоит только выросший процент больных детей, оканчивающих школу! Но молодое поколение больно не только физически, но и духовно. Как здесь не вспомнить знаменитую фразу И.А. Ильина - «больная культура»? Молодежь искренне считает, что для счастливой жизни не обязательно учиться, приводя массу аргументов, среди которых, пожалуй, главный состоит в том, что сегодня успешен не тот, кто много учился и честно трудился на благо общества, а тот, кто удачлив, кому повезло, у кого есть деньги... Многие молодые люди убеждены, что рай на земле есть, и он не в этой стране, а там, за рубежом, в сытом и сверкающем богатством Западе... Так выращивается поколение русофобов. Как показывает практика, - это довольно эффективно. Молодой ум впитывает, как

губка, соблазнительную информацию. Как пример, стоит взглянуть на современную Украину, где друг на друга встали с оружием в руках те, кто уже инфицирован пропагандой Запада, и те, у кого есть на это иммунитет. - Мы этого хотим? Конечно, нет. Еще в начале 2000-х В.А. Разумный писал, что уже стали считаться вполне обыденными такие страшные социальные аномалии, как детская смертность, преступность, проституция, наркомания, как пропавшие дети, малолетние матери, детоторговля. Сегодня ситуация немного изменилась. Мы выбрали другой путь. Мы вспомнили о своей истории. Но ситуация далека от стабильной. Потрясения девяностых не прошли бесследно. Для исправления ситуации нужна политическая воля и искренняя любовь руководителей государства к своему народу. Следовательно, сегодня проблема состоит в спасении подрастающего поколения средствами социального воспитания. Школа, как и общество, - в духовном разладе. Она значительно отстала от времени, утратила авторитет у своих питомцев и их родителей. Семья поражена бедностью и бесправием, или криминальным, неправедным богатством, перевернутыми ценностями. Сегодня ясно, что проблему воспитания не удастся решить силами только образовательных учреждений. Эффективная образовательная система возможна только при объединении усилий государства и общества, школы и семьи, в обретении учащимися системы знаний и этических норм. Но, как показывает практика, создать такую эффективную систему не удалось нигде в мире.

Анализируя происходящие процессы в образовании, следует отметить два момента. Во-первых, внешние причины трансформаций. Коренные перемены, происходящие в России в последние десятилетия, требуют изменений во всех сферах жизни человека, в том числе и в образовании, которое с начала 90-х годов и до настоящего момента находится в стадии постоянного реформирования. Во-вторых, в значительно большей степени, чем образование, реформирования требует российское воспитание. И это отнюдь не случайно, поскольку воспитание в большей степени, чем образование, связано с формированием личности. В девяностые годы вместе с разрушением социализма в нашей стране неизбежно пострадала и система воспитания. Соответственно со сменой общественного строя потребовалась и смена системы воспитания: она должна соответствовать новым условиям. Требуются незамедлительное возобновление и актуализация утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи. Ценности есть основа личностного, социального и профессионального самоопределения человека, в них заложена генетика социального поведения [10, с.120].

Оценивая складывающуюся ситуацию, А.В. Репринцев подчеркивает: «Деградация системы отечественного образования приобрела в последние десятилетия такие масштабы, что сегодня совершенно очевидно: последствия этой гуманитарной катастрофы для национальной истории и культуры наш народ не сможет преодолеть в течение многих десятилетий» [20, с. 25]. Сегодня мы видим огромный разрыв между школой и семьей. Родители часто идут на конфликт с учителями, если, с их точки зрения, они неправильно обучают их ребенка. Учителя же, в свою очередь, не хотят слышать родителей, даже если те действительно высказывают здравые мысли. Сегодня главная задача системы образования - дать детям знания. На первый взгляд кажется это правильным. Но тогда получается, что ученики являются пассивными потребителями, а не открывателями знаний. Учителя преподносят их, как говорится, «на блюдечке с голубой каемочкой», а родители ревниво следят лишь за отметками своих чад. В.А. Разумный, размышляя о миссии образования в условиях масштабных социокультурных трансформаций, подчеркивает: «Весьма актуален тезис: учить не мыслям, а мыслить. А это значит - научить самостоятельно открывать известные истины, сомневаться в «абсолюте» того или иного знания и развитии способности альтернативно мыслить. Это И. Канту принадлежит мысль о том, что сомнения есть путь к истине. Подлинный драматизм нашего бытия - в эмоциональной бедности значительной, если не сказать - большей части нашей молодежи, в ее искусственной изолированности от подлинной духовности народа. Это же аксиома: несметные богатства художественной культуры, в арсенале которой бесчисленные шедевры музыки, изобразительного искусства, театра, архитектуры, литературы, всего мира художественно-творческих проявлений человека всегда были и остаются могучим средством формирования гуманистических основ личности, гармонизации познания и чувствования, творчества и постижения завоеваний коллективной памяти» [15, с.175].

В оценке складывающейся социокультурной реальности философ предельно категоричен, он с горечью констатирует: «Возможно, многие из нас искренне ждали, что в такое трудное время государственные и общественные институты вспомнят о богатой культуре нашей страны, вспомнят о классической литературе, музыке. Но победили одноразовые песни и дешевые романы. Здесь не надо специальных исследований и доказательств, достаточно ознакомиться с учебниками и программами, способствующими интеллектуальному обыдливанию и эмоциональной дебилизации наших детей» [15,

286

с.175-176]. Особенно обидно становится тогда, когда видишь, что реформированием системы образования занимаются люди, далекие от культуры. Именно о возрождении единой трудовой общеобразовательной школы, равно как и о создании Интегратив-ных центров образования, в которых дети будут не только учиться, но и расти духовно, впитывая культурное наследие нашего народа и всей мировой культуры, мечтал В.А. Разумный. - Их появление, приверженность традициям и нормам русской национальной культуры, по мнению философа, может быть инициировано руководством страны, желанием народа, реальным объединением усилий школы, семьи, общественности, учреждений культуры в деле воспитания молодежи на основе органичного единства Знаний, Эмоций и Веры.

Трагический XX век - век военных и социальных катаклизмов - оказался для России эпохой непрерывного, можно сказать - неуемного реформаторства. Понимая, что нельзя отстать от прогресса, чиновники от науки и чиновники от образования развернули ныне такой непрекращающийся всероссийский шабаш «реформирования», что даже видавший виды учитель застыл в недоумении. Именно педагоги больше всего страдают от таких преобразований, которые накатываются с частотой волн. Как пишет В.А. Разумный, «Единая общеобразовательная школа вдруг, словно по мановению ока, модифицируется в «гимназии», «колледжи», «лицеи», при ближайшем рассмотрении оказывающимися лишь вариантами той же школы как общеобразовательного учреждения, уходящей в прошлое эпохи Просвещения» [15, с.164].

Приспособление школы к рыночным условиям, переросло сегодня в абсурд. Достаточно будет сказать о том, что деньги сейчас берут за все, а называют это благовидными словами: подготовка ребенка к школе, репетиторство. И об этом знают все, включая высшее руководство страны, но молчат, а кошелек родителей «худеет». Но самое обидное и печальное состоит в том, что «вконец замордованному учительству сулят реформу критериев образования, утверждение на государственном уровне «стандартов образованности», куда там, аж новой «доктрины образования». Но любому здравомыслящему человеку становится понятно, что стандарт и индивидуальность ребенка - понятия не совместимые, это не может гарантировать жизненного успеха ребенка, так как не произойдет его самореализации [15, с. 165].

Не утратила своей актуальности и идея В.А. Разумного о том, что необходимо «синтезировать бесценные педагогические завоевания прошлых цивилизаций, отнюдь не утратившие практической значимости и поныне, педагогические открытия учителей-практиков, стремящихся модернизировать изживший

себя институт школы, а также результаты активной мозговой атаки перспективно мыслящих ученых, осознавших необходимость радикальных перемен во всей сфере образования человека новой цивилизации. Подобный синтез возможен лишь при четком понятийном аппарате, не допускающем вольного обращения ни с общими, ни с частными, операционными по значению категориями» [15, с. 170]. Одним из традиционных для любой цивилизации понятий является содержание образования как совокупность таких качеств и отношений образовательного процесса, которые необходимы для ретрансляции накопленного практического и духовного опыта, культуры, обеспечения прорыва в провидимое будущее.

Философ акцентирует внимание на важнейшем компоненте в содержании образования - «художественной педагогике», имеющей необозримые по богатству и разнообразию исторические традиции в жизни каждого этноса, общие и специфические принципы. Именно художественная педагогика призвана соединить скучный процесс образования с духовной культурой. Художественная педагогика превращает эстетическое воспитание ребенка в реальный фактор его универсального развития, его подготовки к жизни, ко всем катаклизмам, радостям и невзгодам нового тысячелетия. Средняя школа сегодня при своей устойчивой ориентации только на весьма поверхностное обучение практически бессильна заполнить сложившийся эмоциональный вакуум. «Бесчеловечность, социальное равнодушие и гражданская пассивность, бытовой вандализм, грубость, цинизм, примитивность жизненных ориентаций многих вчерашних выпускников школы - общепризнанный факт и прямой результат этого бессилия» [15, с.178].

Конечно, советская школа не была такой «свободной», как нынешняя, либеральная, «демократическая», но она выполнила с честью свою историческую миссию. Однако, по мнению философа, именно благодаря ей был создан мощный интеллектуальный потенциал общества, на котором мы и ныне живем по инерции. Ни у кого, например, мы не занимали, не выторговывали ни идей, ни проектов, чтобы совершить прорыв в космос, овладеть атомной энергией, создать новейшие технологии и машины. И все это благодаря учителю, благодаря той системе образования и воспитания, которую пытаются сохранить и адаптировать к современным условиям отдельные педагоги, которым не безразлична судьба детей. Возможно, заложенная великим мыслителем-гуманистом Яном Амосом Коменским система уже исчерпала свой потенциал. Задача современного общества и педагогического сообщества состоит в том, чтобы разработать новую школу, которая будет отвечать реалиям современного обще-

ства. Но, возможно, это будет тогда, когда мир поймет, что ему нужно: бесконтрольное потребление и гибель планеты или развитие, гуманизм, культурное совершенствование. Именно эта идея проходит красной нитью в трудах В.А. Разумного.

В анализе современной социокультурной реальности философ видит выразительные ростки нового, которые создают предпосылки для появления нового типа человека. Речь идет об информационной цивилизации, с которой В.А. Разумный связывает большие надежды. Однако философ усматривает и таящиеся в этом движении и значительные опасности, предупреждает о негативных тенденциях, которые нужно преодолевать, создавая новую школу. Об этих нарастающих тенденциях уже много говорят и пишут известные авторы, приводя значительный ряд аргументов и статистических данных, подтверждающих устойчивость и прочность этих тенденций (Е.П. Белозерцев, Н.М. Борытко, И.Е. Булатников, О.В. Долженко, И.А. Колесникова, А.Г. Пашков, С.Д. Поляков, А.В. Репринцев, М.И. Рожков, В.М. Розин, Н.Л. Селиванова, О.И. Тарасова, М.В. Шакурова, А.Н. Ходусов и др.).

В частности, среди таких тенденций И.Е. Булатников [8а] справедливо выделяет тенденции социального отчуждения, индивидуализации человеческого бытия, сокращения межпоколенного, межвозрастного взаимодействия; тенденцию «варваризации» культуры, гедонизации сознания молодежи, иллюзорности восприятия мира молодыми людьми; тенденцию сокращения коллективных форм организации социально значимой и досуговой деятельности молодежи, обеднения тематики и содержания межличностного общения школьников и студентов; тенденцию «омассовления» социального воспитания школьников и студентов, камуфлирования множеством массовых «воспитательных» акций и дел стагнации первичных коллективов, опасного снижения качества нравственной воспитанности молодежи; тенденцию размывания социально-нравственных норм, порождающих социальную дезориентацию юношества, выхолащивающих представления о границах допустимого и недопустимого в поведении и отношениях людей и др. Необходимость преодоления этих тенденций, их минимизации, по мнению И.Е. Булатникова, может и должна составлять важный аспект социального и профессионального воспитания будущих граждан России.

Следует признать и то, что серьезную озабоченность и тревогу в нравственном облике современного юношества вызывают тенденция доминирования личностного над общественным, индивидуализации человеческого бытия, локализации духовных интересов молодежи, примитивизации нравственных оценок явлений и процессов окружающей действительности, со-

кращение интенсивности и содержания межвозрастного взаимодействия, обеднение содержания и интенсивности общения молодежи с представителями старшего поколения, с носителями традиций и норм этноса, выхолащивание тематики и содержания межличностного общения - все это неизбежно приводит к искажению представлений о сущности социального и профессионального бытия личности в сознании молодого человека [8a]. Этому способствуют и такие тенденции, как снижение уровня социально-нравственной, эмоциональной отзывчивости юношества, опыта рефлексии своих поступков, способности молодых людей к змо-ционально волевой саморегуляции поведения, волевой иммобилизации, способности к волевому напряжению, сформированности эмпатических способностей, ответственного отношения к выполняемой социальной и профессиональной деятельности. Эти тенденции объективно осложняют эффективность процесса социального воспитания молодежи, выхолащивают мотивацию личностного и профессионального роста, снижают интерес молодежи к осуществляемым в стране процессам социально-экономической модернизации. По мнению И.Е. Булатникова, в сознании современного юношества происходит драматичный и весьма опасный процесс «раздвоения сознания»: с одной стороны, молодые люди сохраняют понимание традиционной морали, ее норм и регулятивов, а с другой, - становятся «пленниками» новой модели социального существования, хорошо известной еще со времен Т. Гоббса: «Homo hominy lupus est»... Таким образом, социальное отчуждение, индивидуализация человеческого бытия становятся устойчивыми чертами жизни современной молодежи, - эти явления не были типичны для русского мира, - они противоречат самому характеру русского человека, его миропониманию, мироотноше-нию. Эти тенденции проявляются во многих сферах жизнедеятельности старшеклассников и студентов, -не только в сфере учебы, производственных практик, общественно полезного труда, но не в меньшей степени - в сфере досуга, творчества, свободного общения [8а].

Об опасности этой нравственной деформации сознания молодежи предупреждает и А.В. Репринцев, подчеркивая, что «дуализм сознания - опасное социально-нравственное явление: с одной стороны -человек хорошо знает, как должно себя вести, на какие нормы и ценности следует ориентироваться, но - с другой стороны - социальная действительность не дает примеров, образцов такого поведения, предлагает прямо противоположные варианты выбора нормативов социального поведения. Внутреннее противоречие между «хочу - могу - надо - должен» порождает опасный тип человека - человека-конформиста, подлеца, социального негодяя, а впослед-

288

ствии - предателя, готового ради личной выгоды пойти на любые, самые безнравственные способы достижения собственной цели. Для такого человека «все средства хороши», «цель оправдывает средства» ... Это - типичный манкурт, маргинал, утративший социальность, всю свою внутреннюю сопряженность с культурой, миром, ориентирующийся только на внутреннее Я, на удовлетворение своих личных потребностей и интересов. Такое внутреннее ощущение самоизолированности от социальной среды, от общества порождает неизбежно доминирование личного над общественным, индивидуального над социальным. Тогда уже совершенно очевидно: «не я - для общества, а общество - для меня»; тогда уже «не наше, а мое», тогда уже не коллективное, а индивидуальное как смысл и норма социального бытия индивида» [20а].

Становление «человека культурного» - и есть смысл реформ, особенно - реформ в образовании! Однако в результате «модернизации» жизнедеятельность «модернизированных» институтов становится не лучше, а хуже... «Убежден: в центре реформ должен стоять человек, личность, а не экономика! Не человек - для экономики, а экономика - для человека! Никакие реформы не имеют смысла, если они не направлены на совершенствование самого человека, его развитие, обеспечение более высокого качества его жизни, если в результате реформ не изменяется к лучшему сама жизнь, социальная реальность» [20].

В череде тридцатилетних реформ образования растворился и оказался утраченным социальный статус российского Учителя. В.А. Разумный много пишет об учительстве, о его роли в обеспечении научно-технического и социального прогресса российского общества, в воспроизводстве национальной культуры. Действительно, школа и учитель -важнейшие факторы формирования «человека культурного». От учителя зависит то, каким окажется грядущее поколение. «Учитель не только субъект культуры, но и ее объект; он не только воспроизводит, репродуцирует, «опредмечивает» культуру в новых поколениях людей, но и сам является ее «продуктом». В этом смысле, для общества немаловажное значение имеет то, какую культуру несет в себе учитель, ибо от этого зависит, какой будет культура общества в будущем. Таким образом, не только учитель «творит» культуру, но и культура «творит» учителя. Или, иными словами, учитель таков, какова культура общества; но и с другой стороны, какова культура, таков и учитель» [23а, с.28-29].

В.А. Разумный называет российского Учителя «властителем Духа», сравнивая его общественное служение с духовным подвигом: «Мои активные связи с российской глубинкой дают мне осно-

вание утверждать, что паутинная оболочка интеллигенции отнюдь не концентрируется на полюсах столиц, что она - универсальна и повсеместна. Но это - тема особого и обстоятельного разговора о неистребимой духовности России. В нее органически вкраплена и жизнь тех, кого я ранее назвал ретрансляторами духа, кто идет бок о бок с первооткрывателями, делающими наибольшие прорывы в будущее знаний, эмоций, веры. Пусть их прорыв менее впечатляющ и масштабен, но без него действительно заглохла бы нива жизни. Давайте еще и еще раз снимем шапки перед нашим учительством, точнее, перед той ее интеллигентной частью, которая удержалась от всех искушений материального благополучия за счет детства, и поклонимся ему - ведь именно оно, в отличие от вставших на колени социальных групп, заставляет трепетать федеральные и региональные власти, и отнюдь не только из-за задержек мизерной заработной платы, но вследствие понимания меры исторической ответственности, возложенной ныне на его хрупкие плечи судьбой России, ее нового, вступающего в жизнь поколения. Как бы ни пытались «реформаторы» образования обеднить духовный потенциал молодежи, навязать ей взятые с чужого плеча отнюдь не лучшие ценности, изуродовать на потребу пещерному капитализму содержание образования, учительство наше молчаливо, но неуклонно продолжает сеять разумное, доброе, вечное, не поддаваясь зловещей конъюнктуре.

А разве не такой же прорыв продолжают осуществлять бойцы духовного сопротивления, те многочисленные представители клубной деятельности, которые по логике нормального обывателя давно должны были бы исчезнуть? Но нет, они не только выжили, но и возделывают ныне масштабный и плодородный слой для будущей великой культуры нашей цивилизации. Так подумаем же - у кого реальная власть и неистребимая сила, кому подвластно то будущее, в котором не будет места народным захребетникам. Утопия?

Вдумайтесь в историю без предвзятости, без новомодных идеологических штампов, и вы согласитесь, что побеждает Иисус, а не его палачи, торжествует Ньютон, а не те, кто полагал его дух сломленным и униженным, Лев Толстой, а не та правящая свора, которая ненавидела его как вероотступника и изменника первородству аристократии, Пи-росманишвили, а не те, кто смеялся над его нищетой, Дмитрий Шостакович, а не те, кто брал на себя смелость невежественно поучать его с позиций авторитарной, абсолютной силы. Запомним: нет ничего смешнее, чем тиран в сфере духа, где власть дана лишь избранным пионерам человеческих исканий.

Они, - не враждебны власти, ибо судьбой и талантом поставлены выше власти, вознесены непокорным духом выше любых ее столпов. Они всегда и

везде - властители духа» [15, с. 198-199].

Список литературы:

1. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы. -Волгоград: Перемена, 2000.

2. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - 578 с.

3. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности. Монография. - Курск: Мечта, 2011.

4. Булатников, И.Е. Концепция социально-нравственного воспитания личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко: диалектика социального и индивидуального // Психолого-педагогический поиск. -2013. - № 2 (26). - С. 98-107.

5. Булатников, И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - №4 (16). - С.148-157.

6. Булатников, И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №4 (24). - С.23-35.

7. Булатников, И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. - 2012. -№3 (23). - С.60-72.

8. Булатников И.Е., Исаев, И.Ф. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. - 2012. - №4. - С. 76-92.

8а. Булатников, И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №3. - 45-62.

9. Бьюкенен, П.Дж. Смерть Запада / Пер. с англ. А.Баш-кирова. М.: АСТ, 2003.

10. Муравьев, С.А. Миссия институтов образования в возрождении традиций русской культуры: от антропологии К.Д. Ушинского - к современным поискам национальной идентичности // Психолого-педагогический поиск. - 2014. - № 2 (30). - С. 117-128.

10а. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грица-нов. - Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998.

11. Остапенко, А.А., Хагуров, Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. - Краснодар: КГУ, 2012.

12. Разумный, В.А. Батрахомиомахия или круговерть духовного онанизма. - М., 2009.

13. Разумный, В.А. В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма. - М.: Пихта, 2003.

14. Разумный, В.А. Венец творения или ошибка природы (парадоксы человека). - Псков, 2006.

15. Разумный, В.А. Драматизм бытия или обретение смысла. - М.: Пихта, 2000. - 406 с.

16. Разумный, В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. - 1998. - № 5. -С. 17-22.

17. Репринцев, А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

18. Репринцев, А.В. В поисках идеала Учителя: Проблемы профессионального воспитания будущего учителя в истории философско-педагогической мысли. -Курск: Изд-во КГПУ 2000. - 272 с. - С.189.

19. Репринцев, А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. - 2011.- №4. С.131-137.

20. Репринцев, А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. Рязань: РГПУ, 2011. -№2 (18). - С.24-42.

20а. Репринцев, А.В. Духовно-нравственная культура общества как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности: что может воспитание? // Психолого-педагогический поиск. - 2009. -№3(11). - С.71-80.

21. Репринцев, А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. T.II. - 2012. -№5. - 18-23.

22. Репринцев, А.В. Рыночный тип личности как продукт «модернизации» российского образования: Трагедия и триумф национальной культуры // Берегиня-777-Сова. Научный журнал. - 2012. - №3(14). - С.120-126.

23. Репринцев, А.В. Рыночный тип личности как продукт «модернизации» современного российского образования: Что ждать от «реформ»? // Отечественная и зарубежная педагогика. - № 3 (6). - 2012. - С.33-43.

23а. Репринцев, А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: автореф. дисс....д.п.н.- Курск, 2001.

24. Розин, В.М. Метаморфозы российского менталитета. -М.: Либроком, 2011.

25. Розин, В.М. Теория культуры. - М.: Nota Bene, 2005.

26. Розин, В.М. Философия образования: Этюды-исследования. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2007.

27. Свасъян, К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопр. философии. — 1987. № 6. С. 86-92.

28. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки. М.: Высш. шк., 1992.

29. Тарасова, О.И. Антропологический кризис и феномен понимания. - Волгоград, 2009.

30. Шпенглер, О. Закат Европы. Т.1. - М., 1993. - 540 с.

290

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.