Научная статья на тему 'Идеалы современного отечественного образования в диалоге традиций русской культуры и общественных противоречий'

Идеалы современного отечественного образования в диалоге традиций русской культуры и общественных противоречий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
1
Поделиться
Ключевые слова
ИДЕАЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / IDEALS OF EDUCATION AND TRAINING / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL EDUCATION / МИССИЯ ШКОЛЫ И ОБРАЗОВАНИЯ / THE MISSION OF THE SCHOOL AND EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / SOCIAL STRATIFICATION / ДЕСТРУКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ / DESTRUCTION OF PUBLIC MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пархоменко Наталья Александровна

Автор статьи размышляет о природе феномена идеала образования и воспитания, его роли в современной практике социального воспитания, особенностях реализации в условиях социальной трансформации. Особое внимание автором обращено на противоречивость и сложности реализации идеалов воспитания. Автор с тревогой говорит об опасностях социальной стратификации и деструкции общественной морали в размывании традиционных идеалов воспитания, механизмах наследования ценностей и норм национальной культуры.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пархоменко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE IDEALS OF THE MODERN NATIONAL EDUCATION IN THE TRADITIONS OF RUSSIAN CULTURE OF DIALOGUE AND SOCIAL CONTRADICTIONS

The author speculates about the nature of the ideal of education and training, its role in the modern practice of social education, implementation features in the context of social transformation. Particular attention is drawn to the inconsistency and complexity of realizing the ideals of education. The author says in dismay about the dangers of social stratification and the degradation of public morality in the erosion of the traditional ideals of education, the mechanisms of inheritance of values and norms of the national culture.

Текст научной работы на тему «Идеалы современного отечественного образования в диалоге традиций русской культуры и общественных противоречий»

8. Кумарин, В.В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе (педагогическое расследование). Москва, Институт теории образования и педагогики РАО, 1996.

9. Кумарин, В.В. Эффекты собственного воспитания. Из опыта работы А.С. Макаренко // Учительская газета. 2002. №23 // http://www.ug.ru/old/02.23/ps2.htm

10. Макаренко, A.C. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. - М.: Педагогика, 1972.

11. Макаренко, A.C.Некоторые соображения о школе и наших детях // Соч.: В 7 т. - М.: АПН РСФСР, 1957-1958. - Т.7.

12. Макаренко, A.C. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе // Соч.: В 7 т. - М.: АПН РСФСР, 1957-1958. - Т.5.

13. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология // Соч. - 2-е изд. -Т.3.

14. Равкин, З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. - М.: Просвещение, 1990.

15. Репринцев, A.B. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

16. Репринцев, A.B. В поисках идеала Учителя: проблемы профессионального воспитания будущего учителя в истории философско-педагогической мысли. - Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 272 с.

17. Репринцев, A.B. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального ВУЗа // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). - С.24-42.

18. Репринцев, A.B. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №5. - С. 18-27.

УДК 37.013.43 ББК 74.03

ИДЕАЛЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАЛОГЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Пархоменко Наталья Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель Председателя Комитета образования и науки Курской области

Аннотация. Автор статьи размышляет о природе феномена идеала образования и воспитания, его роли в современной практике социального воспитания, особенностях реализации в условиях социальной трансформации. Особое внимание автором обращено на противоречивость и сложности реализации идеалов воспитания. Автор с тревогой говорит об опасностях социальной стратификации и деструкции общественной морали в размывании традиционных идеалов воспитания, механизмах наследования ценностей и норм национальной культуры.

Ключевые слова: идеалы образования и воспитания, социальное воспитание, миссия школы и образования, социальная стратификация, деструкция общественной морали.

THE IDEALS OF THE MODERN NATIONAL EDUCATION IN THE TRADITIONS OF RUSSIAN CULTURE OF DIALOGUE AND SOCIAL CONTRADICTIONS

Parkhomenko N.A.

Abstract.The author speculates about the nature of the ideal of education and training, its role in the modern practice of social education, implementation features in the context of social transformation. Particular attention is drawn to the

66

inconsistency and complexity of realizing the ideals of education. The author says in dismay about the dangers of social stratification and the degradation ofpublic morality in the erosion of the traditional ideals of education, the mechanisms of inheritance of values " " lu "Uhnd norms of the national culture.

Key words: ideals of education and training, social education, the mission of the school and education, social stratification, destruction of public morality.

Реформирование системы отечественного образования конституировано с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» В Законе зафиксированы внедренные в образовательную практику «инновации», им придан официальный юридический статус незыблемых системных характеристик образовательной теории и практики. Однако эти «инновации» оказались лишены органичного сопряжения со всем предшествующим педагогическим опытом, с развитием всей фи-лософско-педагогической мысли... Действительно, произошедшие в системе образования изменения не имеют аналогов в истории педагогики и образования. Невольно возникают ассоциации с попытками великих мыслителей вырваться из плена своего времени, опередить его, предложить миру образовательные модели, ориентированные в завтра, ведущие к прогрессу и всестороннему развитию человека. Но модели и концепции великих мыслителей преданы забвению, опыт - выхолащиванию, идеи - поруганию. Неужели действительно близится «конец истории», грядет «закат Европы», происходит откат от завоеваний и достижений прогрессивной педагогической философии?

Знакомство с новым Законом об образовании показывает, что он оказывается ощутимым шагом назад в констатации главного - объяснении целей и смыслов образования, его грядущих ориентиров, его общественной сущности и миссии. Реформы последних двух десятилетий так и не смогли внятно объяснить обществу, каково содержание общественного идеала воспитания, какой человек и с каким набором личностных характеристик востребован нынешней системой общественного мироустройства, вписывается в общественную мораль и ее ценностно-смысловые ориентиры? Не случайно известный философ образования, истинный Служитель культуры Б.М. Бим-Бад утверждает: миссия современного образования не совпадает с его целями 2. С ним солидарен и А.В. Репринцев, отмечающий, что «сегодня уже очевидно существо «модернизации» всей системы образования: происходит явная трансформация миссии школы, ее социокультурных функций; явно изменяется роль учителя в обществе, в системе образования, изменяется его социальный статус и профессиональные функции, а вместе с ними - и образовательные технологии; под лозунгом «укрупнения» стремительно сокращается количество школ, особенно -сельских; происходит дифференциация школ на «школы для социальной элиты» и «школы для всех остальных»; из образования уходят носители традиций, опыта, профессионализма, норм и ценностей педагогического сообщества; школа и учитель оказывается под прессом перманентного контроля, чиновничьего прессинга, вала отчетов и циркуляров; бесконечной вереницы проверяющих и экспертов, надзирателей и оценщиков... За всем этим

валом внешнего давления на школу и учителя стоит тотальный контроль, загруженность несвойственными школе и учителю функциями, стремление деидеологизи-ровать образование, усилив «бумажный вал» отчетов и справок... Но самое главное и тщательно скрываемое -в образовательной практике под знаменем «технологиза-ции» происходит отчуждение учителя от результатов его труда, происходит изменение самого характера и содержания взаимоотношений учителя и ребенка, происходит коренное изменение сути педагогической деятельности ... Такой отрыв делает учителя зависимым от чиновника, обеспечивает постоянную уязвимость учителя от тех, кто осуществляет «надзорную» деятельность. Другим важным следствием процесса отчуждения «производителя образовательных услуг» от результатов педагогического труда является минимизация субъектности выпускников школы, превращение учителя в примитивный передаточный «винтик» образовательного конвейера, лишение учителя самой возможности выражать свое собственное отношение к жизни, к реалиям социальной действительности (в подготовке будущих граждан к которой и состоит весь смысл деятельности педагога!), выход в самостоятельную гражданскую жизнь значительного количества социально инертных молодых людей, лишенных выраженных субъектных свойств, полагающихся в принятии судьбоносных решений на других людей - родителей, референтных взрослых, избегающих ситуаций морального выбора, самостоятельности в принятии жизненно-важных решений. Это означает, что молодой человек, только что закончивший школу, стремится избежать моральной ответственности за совершаемый выбор и собственные поступки, старается переложить эту ответственность на других. Это и есть современный вариант проявления «социальной зрелости» личностью, освоения ею и «норм и ценностей современного гражданского общества» 3...

Отчего же происходит такой ощутимый отрыв реалий образования от истинных нужд общества? Почему общественные идеалы воспитания не совпадают с векторами «модернизации» образования? Почему происходит

1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html

2 См.подробнее: Бим-Бад Б.М. Главная функция школы не совпадает с ее целями // http://www.bim-bad.ru/ biblioteka/ article_iull.php?aid=1593&binn_rubrik_pl_articles=164

3 Репринцев А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). - С.24-42.

67

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трансформация социокультурной миссии и функций образовательной системы? В чем же состоят истинные идеалы отечественного воспитания, его сущностные и ценностно-смысловые ориентиры?

Обратимся к мнению истинных экспертов, понимающих смысл деятельности образовательных институтов, их общественное предназначение. В частности, Б.М. Бим-Бад апеллирует к мнению известного американского педагога с мировым именем Джона Гудлэда (John Goodlad), выпустившего еще в 1984 году книгу «Место, которое называется школой» (A Place Called School). Эта книга стала результатом тщательного изучения большой командой экспертов всего, что происходит в учебных заведениях Америки. В 2004 году вышло специальное издание, приуроченное к 20-й годовщине выхода в свет этого бестселлера 4. Как отмечает Б.М. Бим-Бад, картина получилась и остается до сего дня безрадостной. Эта картина похожа на нашу отечественную, как две капли воды. Одну из причин печального состояния массового образования Гудлэд усмотрел в том, что цели школы разительно отличаются от ее главного назначения. Б.М. Бим-Бад считает это серьезным открытием. В частности, он поясняет его суть: «Пока их родители или опекуны работают, миллионы и миллионы детей, подростков, молодых людей нуждаются в присмотре, в социальном обеспечении, в уходе, в так называемой «дневной помощи» (бебиситтинг). Как обеспечить беби-ситтинг для десятков миллионов детей? Если взглянуть в лицо проблемы, то станет ясным, что только школы представляют собой экономически самую выгодную службу бебиситтинга. Другой подобной службы общество не имеет. Главная, первейшая, важнейшая функция школы -присмотр и уход за детьми, которых собирают вместе (выделено мною - Н.П.) и, раз уж они собрались, их заодно пытаются обучить, дать им образование. При этом образовательную функцию школы все видят и считают главной, а социально обеспечивающую функцию не замечают. Образовательная работа школы сегодня безнадежно устарела. По традиции, по инерции школу рассматривают преимущественно как источник информации, хотя вся эта информация находится вне школы, и она ныне доступна детям и без школы. Образовательная задача школы в настоящих условиях сводится к организации информации, тренировке школьников в самостоятельных суждениях. Однако в этом отношении делается очень мало. И не потому, что учителя не хотят учить критическому мышлению и решению нетиповых задач, и не потому, что дети не хотят этому учиться, а потому, что тесты тестируют не это, а как раз информацию (выделено мною - Н.П.). ... Школы содержат ради бебиситтинга и промывки мозгов, а оценивают их по результатам информационного тестирования. Виноваты в этом законодатели, чиновники, вообразившие, что им точно известно, как «совершенствовать» школьную систему, и не допускающие к этому процессу ни учителей, ни других профессионалов. Так говорит Гудлэд» 5. В своих оценках современной ситуации Б.М. Бим-Бад, несомненно, прав, говоря о том, что образовательная деятельность школы сегодня безнадежно устарела, но социально обеспечивающая де-

ятельность остается не только не замеченной, но и не вписывающейся в официальные нормативно-правовые каноны образовательной практики!

Может ли школа в ее нынешнем виде обеспечить реализацию образовательного идеала и образовательных потребностей выходцев из разных социальных страт, когда у каждой из них «свое» представление об идеале образованности, «свое» представление о содержании и результатах социального воспитания, «свое» представление об образе жизни и понимание собственного предназначения в ней? Большая часть проблем современной школы связана с социальным расслоением в обществе, социальной стратификацией. Отсюда и отличия в трактовке такого важнейшего элемента образовательной системы, как идеал образования и воспитания, понимание сути «социального заказа школе». Об этом вполне убедительно и справедливо пишет А.В. Репринцев: «Суть таких изменений очень точно проявляется в интерпретации общественного идеала воспитания и формулируемого «социального заказа школе». Это то, что обычно педагоги называют парадигмой социального воспитания - ответом на вопрос: какой человек нужен обществу сегодня и какой человек будет необходим ему завтра. Парадигма социального воспитания выступает своеобразной проекцией отсроченного результата совокупной деятельности институтов социального воспитания, своеобразным «итогом» их совместной работы по «производству» общественно необходимого человека, «вписывающегося» в сложившуюся модель общественных отношений. Такая парадигма интегрирует в себе наиболее типичные характеристики личности, обобщенное представление о том, какими качествами должен обладать человек, который сможет наиболее эффективно и успешно существовать в условиях конкретного общества» 6. Анализируя Закон «Об образовании в Российской Федерации» 7, А.В. Репринцев отмечает, что в нем «нет ни слова о «социальном заказе», о прообразе той личности, которую система образования должна «производить»... Все вполне логично: каждый социальный слой (каждый социальный класс!) самостоятельно определяют для себя идеал воспитания, имея в виду сферы и виды деятельности, к которым они себя предназначили. Следовательно, если каждый социальный слой самостоятельно вырабатывает и артикулирует свой собственный образ воспитанно-

4 John I. Goodlad. A Place Called School / John I. Goodlad. - Special 20th anniversary ed. - New York: McGraw-Hill, 2004. XXVI, 413 p.

5 Бим-Бад Б.М. Главная функция школы не совпадает с ее целями // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/ article_full.php?aid=1593&binn_rubrik_pl_articles=164

6 Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. -2013. - №1 (25). - С.26-39.

7 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html

68

сти и идеал воспитания, то, видимо, у нас сегодня нет общего, единого, типичного для нашей национальной культуры представления о личности, которую институты образования и социального воспитания должны готовить к жизни и труду в этом обществе. Значит, новый закон лишь закрепляет социально-стратификационный подход в понимании идеала воспитания, в интерпретации путей и способов обретения такой личности. Значит, вся система образования неизбежно будет работать на закрепление статусных отличий отдельных социальных слоев и групп в получении качественного и полноценного образования и воспитания. Значит, образование само становится фактором социальной стратификации, усиливая неизбежные диспропорции в образе жизни отдельных социальных групп, закрепляя их социально-экономическое и культурное неравенство... Тем самым система образования неизбежно углубит кризис идентичности в обществе, расколет его, усилит противоречия между отдельными социальными стратами» 8.

Достаточно посмотреть в Законе трактовку понятий «образование» и «воспитание», чтобы убедиться, что в современную общественную жизнь вползает консьюмерист-ская мораль, входит жестокая конкуренция на рынке труда, прикрытая пустой фразеологией о самоопределении, самореализации, саморазвитии, компетенциях и неопределенных духовно-нравственных ценностях... «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.» 9. Эти фразы-определения, словно взятые из первого попавшегося учебника педагогики, не дают ответа на главный вопрос: какой человек нужен обществу, каковы идеалы современного образования? Школа и вся система образования может работать на консолидацию общества, его сплочение только тогда, когда у общества есть целостное, совокупное, универсальное представление об идеале образованности, эталоне воспитанности, когда есть понимание того, какой человек, с каким набором личностных качеств вписывается в существующую модель общественных отношений. Если же общество разделено на отдельные страты, если каждая такая страта обо-

собляется и формирует свое представление об идеале, то школа неизбежно окажется перед выбором: на какую общественную идеологию ориентироваться, какому социальному слою служить, чьи образовательные потребности удовлетворять. В условиях, когда финансовые возможности школы весьма ограничены, когда ее социальные функции определяются преимущественно слоем социальной элиты (достаточно вспомнить хотя бы призыв к бизнесу идти в образовательные учреждения и оценивать качество их деятельности!), когда имущественное неравенство в обществе достигло гигантских размеров и стало непреодолимой преградой на пути общественного диалога, школа оказывается между Сциллой и Харибдой общественных противоречий, выбирая не люмпенизированное большинство, а богатое меньшинство; ориентируясь не на нищающую и скатывающуюся в пропасть маргинальности трудовую часть большинства общества, а паразитирующую и откровенно кичащуюся своим богатством часть меньшинства, социальное положение которой не связано напрямую с мерой ее вклада в общественный прогресс и реальную экономику страны, ведущей откровенно аморальный образ жизни.

В этом плане объективную и честную оценку складывающейся ситуации в системе образования дает А.В. Репринцев, утверждающий, что главной причиной, усиливающей кризис современного образования, «становится деструкция социокультурной среды, традиционной общественной морали, складывавшейся веками системы моральных ценностей, регламентировавших социальные проявления каждого индивида и понимание им смысла своего социального бытия. Работает ли сегодня система образования на формирование внятных культурных стереотипов личности, освоение твердых моральных принципов и норм поведения? Помогает ли образование ответить взрослеющему человеку на вопросы «кто я?», «для чего пришел в этот мир?», «в чем мое предназначение в жизни?» . Предлагает ли твердые ценностно-смысловые ориентиры, опираясь на которые молодой человек оказывается способен совершать свой моральный выбор, сохранить свою честь и достоинство, не изменить самому себе? Большинство молодых людей считают, что система образования сегодня не дает ответы на эти вопросы, что школа и университет формирует чаще всего установку на лицемерие, на ложь, на извлечение выгоды, личной пользы из отношений с окружающими людьми» 10. Трудно не согласиться с этим выводом философа: образование сегодня дей-

8 Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. -2013. - №1 (25). - С.26-39.

9 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html

10 Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

69

ствительно оказывается вне жизни, вне реалий социального бытия человека, все заметнее отрывается от них. К этому же выводу приходит И.Е. Булатников, убежденный в том, что «прагматический расчет, лицемерие, готовность к коррумпированному поведению, неискренность, циничное использование другого человека становятся базой в строительстве молодыми людьми всей системы социальных отношений с внешним миром» п.

Конечно, основу в понимании идеалов воспитания, реализуемых системой образования, задает общественная мораль, складывающаяся система нравственных императивов, регламентирующих границы свободы и ответственности личности, формирующих представление о должном в поведении и отношениях между людьми. Ее деструкция, размывание границ должного, обретающая сегодня вполне устойчивые лексические штампы («у каждого - своя мораль», «сколько людей - столько и принципов», «своя рубашка ближе к телу» и др.), указывает на опасный и весьма сомнительный дрейф в сторону социальной аномии, индивидуализации социального бытия, эгоизации сознания человека, отторжения межпоколенческих связей, разрушение коллективистских начал в образе жизни людей, в традиционных способах строительства отношений между людьми в русском социуме. Об этих тенденциях достаточно подробно и убедительно пишет И.Е. Булатников, характеризуя негативные последствия деструкции общественной морали в современном российском обществе 12.

Современная социальная элита словно не слышит глас всеобщего недовольства и возмущения, словно не видит и не понимает тенденций усиливающегося раскола в обществе, продолжая «модернизировать» всю систему образования, внедряя с каждым днем все новые и новые идеи, модели, технологии, которые никак не соотносятся с традициями российского образования, не ложатся на духовный опыт и нормы культуры русского этноса. «Весьма выразительным следствием происходящих социокультурных трансформаций. является заметно увеличивающееся количество молодежи, которую можно с полным основанием отнести к рыночному типу личности . Такие молодые люди открыто презирают традиционную русскую культуру и мораль, иронично относятся к национальной истории и традициям, убеждены в преимуществах западного образа жизни, либеральных ценностей, верят в абсолютную свободу и демократию, ориентированы на развлечения, потребительство, гедонизм, плотские утехи. Для таких молодых людей всякие попытки просвещения, приобщения к достижениям науки и культуры предстают как обременительная и ненужная деятельность; они не привыкли к интеллектуальному и духовному напряжению, мобилизации своей воли и физических сил, - их влечет яркая и беззаботная жизнь клубных тусовок, светских раутов, - все, что составляет образ жизни звезд шоу-бизнеса, крупных бизнесменов . Жизнь для таких молодых людей предстает бесконечным калейдоскопом ярких красок, удовольствий, приключений . В ней нет каждодневного труда и волевого напряжения, в ней не идет речи об общественном благе или пользе, в ней нет ничего социального!

Это уже та стадия «социального декаданса», за которой

неизбежно следует моральное разложение, духовное опустошение, распад личности, ее окончательное и необратимое отторжение от социальной среды, от пуповинной связи ее с национальной культурой, со своим этносом. Такие кризисы идентичности «золотой молодежи» сегодня встречаются все чаще, проявляя не только несоответствие деятельности институтов образования «растущим потребностям общества», но и нарастание социальной стратификации в обществе, эскалацию отрыва социальной элиты от других социальных страт, усиливающиеся антагонизмы между ними 13.

Понятно, что современное образование и воспитание, как и в любую конкретно-историческую эпоху, связано с господствующей идеологией, ее целями и ценностями. Школа «вписана» в духовную жизнь общества, выполняя важную функцию - подготовку молодежи к жизни в конкретных социально-экономических условиях, в определенной системе общественных отношений. В общественном идеале образования и воспитания проецируется общественно востребованный человек с заданными общественно необходимыми качествами, представлением о своем предназначении в жизни, о целях и ценностях своего социального бытия. Как отмечает С.М. Вишнякова, «идеал воспитания - цель педагогической деятельности; содержит в себе нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности. С точки зрения нравственности, идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали, высоких духовных ценностей. Он руководствуется только моральными принципами, свободен от конъюнктурных внешних влияний и соображений выгоды в выборе поведения, ответствен пе-

11 См. Булатников И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №4 (24). - С.23-35; Булатников И.Е. Воспитание ответственности. Монография. - Курск: Мечта, 2011; Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободен и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17); Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №3 (23). - С.60-72 и др.

12 Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали / / Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 3. - С.56-67; См.также: Булатников И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 3 (19). - С. 43-57; Булатников И.Е. Воспитание ответственности. - Курск: Мечта, 2011.

13 Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

70

ред совестью и людьми. В общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага, заботится об экологической целостности природы, культурной, нравственной чистоте. Он непримирим к злу в любых его проявлениях. Эстетически идеальный человек характеризуется стремлением к достижению внутренней духовной целостности, гармонии сознания, воли и поведения. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал 14. Однако смена общественной парадигмы неизбежно влечет за собой ревизию всех ценностно-смысловых основ социального бытия человека, изменение сложившихся представлений об идеале образования и воспитания. Невозможно не согласиться с И.П. Подласым, отмечающим, что «определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество, насколько долгий путь ему предстоит пройти к достижению запроектированного состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть? Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т.е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм. Какой воспитательный идеал будет освещать развитие России в XXI в.? Переходный период затянулся, и будет длиться до тех пор, пока воспитанием не сформирует человека, приспособленного к новым реалиям, поддерживающего их. На вопросы, в каком обществе мы жили и к чему идем, до сих пор нет четких ответов. И, похоже, ответы придется искать педагогам, поскольку погрязшие в распрях идеологи и политики меньше всего думают о воспитании» 15.

Общественная нестабильность явно затягивается. Кризисы, сменяя друг друга, возникают с небольшим промежутком времени, отодвигая наступление всеобщего рая для каждого конкретного человека, а жить хочется «здесь и сейчас». Однако внешние социокультурные и социально-экономические условия не позволяют реализовать себя, оставляют человека без осуществленной мечты, не дают желаемого качества жизни. По мнению специалистов, стабильности, перспективы и уверенности нет не только в России, но и во многих других, развитых странах. Поэтому при определении идеалов воспитания педагоги опираются на модель идеального современного общества, т.е. общества, обеспечивающего своим членам достойное существование в реалиях XXI в. «Это то общество, которое должно усвоить открытость новому опыту; готовность к социальным переменам; понимание разнообразия мнений и установок окружающих, готовность формировать и отстаивать свое мнение; энергичный поиск факторов и информации, на которых можно основать свое мнение; ориентацию во времени на настоящее и будущее, а не на прошлое; чувство влиятельности, т.е. убеждение, что человек может влиять на свое окружение; ориентацию

на долгосрочное планирование как в общественных делах, так и в личной жизни; веру в предсказуемость окружающего мира, в то, что на народ и институции можно положиться в исполнении их обязанностей; уважение к техническим умениям, принятие их как основы для благ; уважение к формальному образованию и подготовке, стремление достичь высокого уровня образовательных и профессиональных стандартов; уважение к достоинству других; понимание логики производства и промышленности» 16. Все эти качества «идеального человека», к сожалению, отсутствуют в Законе об образовании, не стали они реальностью и современной образовательной практики. Вот и возникают в сознании входящего в жизнь молодого человека два страшных чудовища - Сцилла и Харибда -одинаково опасные, грозящие поглотить все, что несет в себе его генетическая память и традиции семейного воспитания. Культура народа, традиции воспитания говорят ему: надо быть коллективистом, надо творить добро, надо утверждать справедливость, помогать другим. А реальная жизнь предлагает прямо противоположную модель существования, опровергая традиционную культуру, низвергая идолов и кумиров прежних эпох. Как пишет А.В. Репринцев, «кризис идентичности весьма ощутимо бьет и по тем молодым людям, кто придерживается традиционной шкалы ценностей, кто готов верой и правдой служить своему Отечеству, своему народу» 17. «Причиной кризиса идентичности является не только понимание несоответствия моего поведения всеобщим нормам. Более серьезной причиной кризиса является та мысль, что всеобщие нормы, которым я следовал с чистой совестью, и даже жертвуя собой, не могут претендовать на обоснованность и законность, - что признание их было личной или коллективной ошибкой. .Однако избавление от иллюзий все же предполагает существование прочных моральных норм. Об ошибках можно говорить только в том случае, если существует истина, и вину можно испытывать только тогда, когда существует объективная нравственность. Самый глубокий и отчаянный кризис идентичности является результатом убеждения в том, что не существует никаких моральных норм. В этом случае кризис безысходен, потому что из него почти невозможно выкарабкаться: ведь человек не будет рассматривать свое состояние сознания как кризис, поскольку понятие «кризис» имеет нормативные коннотации, которые он отвергает; он не признается в ошибке, поскольку освободился от мысли об объектив-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. НМЦ СПО, 1999. // http://didacts.ru/dictionary/1057/ word/ideal-vospitanija

15 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый . - М.: ВЛА-ДОС-пресс, 2004. - 365 с.

16 Inkeles A., Smith D. Becoming modern. - L., 1974.

17 Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. -2013. - №1 (25). - С.26-39.

71

ном различии между ошибкой и истиной. Отрицание общепризнанных ценностей делает общение с таким человеком чрезвычайно трудным» 18.

Следовательно, основой социального воспитания, его фундаментом является общественная мораль, ее незыблемые нравственные императивы. С этих позиций полезно вернуться назад, к классикам философско-педагогической мысли, искавшим способы «улучшения человеческой природы», мечтавшим о справедливом устройстве жизни, об утверждении Красоты и Добра в человеческих отношениях, обретении человеком самостоятельности, воли, способности пользоваться своим собственным разумом. Ключевую роль в формировании такой личности играет образование личности, Просвещение. Отвечая на вопрос: что такое просвещение, Иммануил Кант сравнивал просвещение с выходом человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. «Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое состояние, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. 8ареге аМе! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения. Леность и трусость - вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т.п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие. То, что значительное большинство людей (и среди них весь прекрасный пол) считает не только трудным, но и весьма опасным - переход к совершеннолетию, - это уже забота опекунов, столь любезно берущих на себя верховный надзор над этим большинством. После того как эти опекуны оглупили свои домашний скот и заботливо оберегли от того, чтобы эти покорные существа осмелились сделать хоть один шаг без помочей, на которых их водят, - после всего этого они указывают таким существам на грозящую им опасность, если они попытаются ходить самостоятельно. Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после нескольких падений в конце концов они научились бы ходить; однако такое обстоятельство делает их нерешительными и отпугивает их, удерживая от дальнейших попыток» 19.

Великая Миссия институтов Просвещения оказывается основным, решающим фактором в творении самого Человека, его будущего, в созидании окружающего его мира. Идеал становится важным ориентиром в движении к идеальному человеку и идеальному обществу. Определяя сущность феномена идеала воспитания, С.А. Муравьев резюмирует: «Идеал - это определенный образ-обра-

зец, который являет собой в сознании людей представления о высшем совершенстве, стремление максимально приблизиться к которому составляет высшую цель человеческой деятельности. Идеал образует фундамент любой воспитательной теории или системы, которая, в свою очередь, призвана выполнить соответствующий социальный заказ. Воспитательный идеал является источником разработки целей и задач воспитания. В некоторых случаях идеал понимают как образец цели воспитания, поскольку цель - это всегда мысленное, идеальное представление результата воспитательного процесса. Цель воспитания формулируется при осуществлении идеального образа со свойствами характера, психологическими и другими индивидуальными особенностями конкретного человека. Идеал проявляется в форме «абсолютного» и «реального» идеала. Абсолютный идеал воспитания нельзя поместить в ограниченное пространство цели воспитания. «Реальный» идеал может находиться на одном уровне с целью воспитания или же совпадать с последней. В отличие от цели, которая имеет практический характер, воспитательный идеал - это скорее идея регулятивного порядка. Он в большей степени указывает стратегическое направление на цель, чем создаёт образ самой цели. Идеал совершенного человека связан с синтетическим представлением о целях воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным выражением одной из сторон воспитания. Идеал -универсальное, широкое явление, выражающее конечную задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается итоговая цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому человек должен стремиться» 20.

Категория «идеал воспитания» в контексте философской антропологии предстает не дескриптивной, а аксиологической (нормативной) конструкцией. «Она проявляет уровень требований к человеку, совокупность обращенных к нему предельных норм человеческого существования. Эта категория - не итог описания реальной жизни людей, а представление о должном для человеческого существования. Как должное, она противостоит эмпирически сущему. Однако с позиции философской антропологии, это должное для человека и представляет его подлинное существование - идеал. Важная особенность философс-ко-антропологического ракурса изучения человека состоит в том, что человек не может быть представлен как объект. Человек в философской модели субстанционален, сам обусловливает свое существование. В философско-антро-пологической модели человек рассматривается как существо, свободно определяющее для себя идеалы, выбираю-

18 Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. - 1994. - №10. -С. 114.

19 Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_ full.php?aid=754&binn_rubrik_pl_articles=164

20 Муравьев С.А. Идеал воспитания в философско-ант-ропологической мысли русского зарубежья. Автореф. дисс. .к.филос.н. - Курск: КП, 2011. - С. 14-15.

72

щее соответствующие средства и цели их достижения, достигающее результата, который максимально приближен к идеалу» 21. По мнению С.А. Муравьева, антропологическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. То есть процесс воспитания человека не всегда может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а, следовательно, не может иметь завершения. Идеал воспитания - развивающийся, меняющийся феномен. Его можно определить как приоритетный в данных исторически конкретных социокультурных условиях образ человека, на достижение которого должен быть ориентирован целенаправленный процесс личностного развития. Это всегда внутренне противоречивое явление: идеал воспитания характеризуется имманентным несовпадением актуального и потенциального, идеального и реального, желаемого и возможного, - это всё и аккумулирует в себе совокупный воспитательный идеал.

Анализируя современную социокультурную реальность, соотнося желаемое с действительным, возможное с реальным, меру влияния идеалов воспитания на образовательную практику, А.В. Репринцев отмечает, что «антропологические параметры» должны быть главным, основным индикатором успешности или неуспешности, целесообразности или нецелесообразности осуществляемых социальных реформ. Действительно, практически все общество высказывает свою неудовлетворенность осуществляемыми новшествами: «модернизация» затронула практически все важнейшие сферы социальной жизни. Только в результате этой «модернизации» жизнедеятельность «модернизированных» институтов становится не лучше, а хуже . Но, думается, что самым опасным и тревожным сигналом для всего общества служит главный оценочный параметр эффективности «модернизации» -экономический. По этому параметру уже обнаружились «неэффективные университеты», «неэффективные медицинские учреждения», «неэффективные научные центры» . «Убежден: в центре реформ должен стоять человек, личность, а не экономика! Не человек - для экономики, а экономика - для человека! Никакие реформы не имеют смысла, если они не направлены на совершенствование самого человека, его развитие, обеспечение более высокого качества его жизни, если в результате реформ не изменяется к лучшему сама жизнь, социальная реальность. 22.

21 Муравьев С.А. Идеал воспитания в философско-ант-ропологической мысли русского зарубежья. Автореф. дисс. .к.филос.н. - Курск: КГУ 2011. - С. 14-15.

22 Репринцев А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). - С.24-42.

Список литературы:

1. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы. - Волгоград: Перемена, 2000.

2. Бим-Бад, Б.М. Главная функция школы не совпадает с ее целями // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/ article_full.php?aid=1593&binn_rubrik_pl_articles=164

3. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология. - М.: УРАО, 2000.

4. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности. - Курск: Мечта, 2011.

5. Булатников, И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. Т.II. - 2012. - №5. - 24-30.

6. Булатников, И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи / / Евразийский форум. - 2012. - №4. - С. 76-92.

7. Булатников, И.Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. -2012. - №4 (24). - С.23-35.

8. Булатников, И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №3.

9. Булатников, И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 1 (17). -С. 79-90.

10. Булатников, И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №3 (23). - С.60-72.

11. Валицкая, A.n. Образование в России: стратегия выбора. -СПб., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Валицкая, A.n. Образ России в национальном самосознании и образовательной практике // Вестник Герценовского университета 2009 №4 URL:http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rossii-v-natsionalnom-samosoznanii-i-obrazovatelnoy-praktike-1

13. Валицкая, A.n. О национальном типе образованности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2009 №99 URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/o-natsionalnom-tipe-obrazovannosti

14. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. НМЦ СПО, 1999. // http://didacts.ru/dictionary/1057/word/ ideal-vospitanija

15. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

16. Гессен, С.И. Подлинный смысл образовательного странствия // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы. - М., 1993.

17. Гусейнов, A.A., Иррлитц, Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987

18. Зеньковский, В.В. О педагогическом интеллектуализме // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы. -М.: Просвещение, 1993.

19. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993. - 224 с.

20. Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах. - М.: Политиздат, 1968. -319 с.

21. Кант, И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение // http:/ /www.bim-bad.ru/biblioteka/article_ full.php?aid=754&binn_rubrik_pl_articles=164

73

22. Кинелев, В.Г., Миронов, В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М.: ВЛАДОС, 1998.

23. Когай, Е.А., Муравьев, С.А. Проблема эволюции идеалов социального воспитания и образования молодежи сквозь призму философско-педагогической антропологии // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №2. - Т.16. - С.19-24.

24. Муравьев, С.А. Генезис русского национального идеала воспитания в диалоге эпох и антропологических концепций // Психолого-педагогический поиск. Рязань: РГПУ, 2011. - №2 (18). - С.115-121.

25. Муравьев, С.А. Идеал воспитания в философско-антрополо-гической мысли русского зарубежья. Автореф. дисс. ...к.филос.н. - Курск: КГУ, 2011.

26. Остапенко, А.А. Педагогика со-Образности. Очерки и эссе. -Краснодар: КГУ, 2012.

27. Остапенко, А.А., Хагуров, ТА. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. Монография / А.А. Остапенко, Т.А. Хагуров. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. -196 с.

28. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый . - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

29. Репринцев, А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культу-

ры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

30. Репринцев, A.B. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. -№ 4. - С.131-137.

31. Репринцев, A.B. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). - С.24-42.

32. Репринцев, A.B. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. T.IL - 2012. - №5. - 18-23.

33. Репринцев, A.B. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму «модернизации» и обеспечения безопасности страны // Известия Российской академии образования. - 2012. - №2 (22). - С.18-25.

34. Розин, B.M. Философия образования. - М.: МПСИ, 2007.

35. Суслова, A.A. Философия Иммануила Канта (Методологический анализ). - М.: Мысль, 1989

36. Хёсле, B. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. - 1994. - №10.

37. Inkeles A., Smith D. Becoming modern. - L., 1974.

38. John I. Goodlad. A Place Called School / John I. Goodlad. -Special 20th anniversary ed. - New York: McGraw-Hill, 2004. XXVI, 413 p.

УДК 1(091)(470) ББК 87.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ СКВОЗЬ

ПРИЗМУ КОНЦЕПЦИИ И.А. ИЛЬИНА

Муравьёв Сергей Анатольевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО

«Курский государственный университет»

Аннотация. В статье предпринята попытка определить социокультурные и философско-педагогические предпосылки развития кризиса социального воспитания молодежи, деструкции традиционных представлений о русском национальном идеале воспитания личности. В фокусе внимания автора оказываются философско-педагоги-ческие взгляды великого русского мыслителя И.А. Ильина, искавшего зависимость содержания идеала воспитания от внешних социокультурных условий жизнедеятельности русского этноса и традиций его культуры.

Ключевые слова: философия образования, кризис образования, национальный идеал воспитания, философс-ко-педагогическая антропология, личность, ценности культуры.

74