Научная статья на тему 'КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1166
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / МОРАТОРИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / PROFESSIONAL IDENTITY / STRUCTURE OF PROFESSIONAL IDENTITY / CRISIS OF PROFESSIONAL IDENTITY / MORATORIUM OF IDENTITY / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочнева Елена Михайловна, Блохина Мария Михайловна

Статья посвящена рассмотрению феномена «кризис профессиональной идентичности» молодых специалистов. В условиях модернизации современного общества изменяются требования к профессиональной подготовке, социальным качествам специалистов. В профессиональной сфере давно уже существует проблема подготовки специалистов, готовых к постоянному развитию, четкой идентификации себя и своей профессии, осознанию различных сторон своего «Я» на основе рефлексивного отображения особенностей внутреннего мира. В настоящей статье соотнесено содержание понятия «профессиональная идентичность», представленное в работах отечественных и зарубежных авторов; проведен обзорно-аналитический анализ литературы, в соответствии с которым профессиональная идентичность рассматривается в контексте формирования идентичности, как критерия успешной профессионализации, структурного элемента личности, Я-концепции; описаны результаты эмпирического исследования по изучению особенностей развития кризиса профессиональной идентичности на этапе становления специалиста. В статье использованы методы исследования, обусловленные спецификой темы исследования. В статье используются: (а) методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д.), изучение известных научно-исследовательских работ по рассматриваемой проблеме. Анализ - изучение составных частей, входящих в целое какого-либо явления; синтез - соединение различных элементов в единое целое; обобщение - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений; сопоставление - обнаружение различий/расхождений и общностей в тексте; (б) психодиагностический метод (методика исследования профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер; методика «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой; опросник кризисной идентичности» Н.В. Дмитриевой и Н.А. Самойлик). Проведенное исследование в рамках рассматриваемой проблемы позволило констатировать наличие взаимосвязи между выраженностью рефлексии и проявлениями кризиса профессиональной идентичности, а также обозначить контуры некоторых направлений дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочнева Елена Михайловна, Блохина Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF PROFESSIONAL IDENTITY OF YOUNG PROFESSIONALS

The article is devoted to the consideration of the phenomenon of "crisis of professional identity" of young specialists. In the conditions of modernization of modern society, the requirements for professional training, social qualities of specialists are changing. in the professional sphere, there has long been a problem of training specialists who are ready for constant development, clear identification of themselves and their profession, awareness of the various aspects of their "I" on the basis of reflective reflection of the peculiarities of the inner world. This article correlates the content of the concept of "professional identity" presented in the works of domestic and foreign authors; a review and analytical analysis of the literature has been carried out, according to which professional identity is considered in the context of identity formation, as a criterion for successful professionalization, a structural element of personality, self-concept; describes the results of an empirical study to study the characteristics of the development of the crisis of professional identity at the stage of formation of a specialist. The article uses research methods due to the specifics of the research topic. The article uses: (a) methods of theoretical research (analysis, synthesis, generalization, comparison, etc.), the study of well-known research papers on the problem under consideration. Analysis - the study of the constituent parts that make up the whole of a phenomenon; synthesis - the combination of various elements into a single whole; generalization is one of the main characteristics of cognitive processes, consisting in the selection and fixation of relatively stable, invariant properties of objects and their relations; comparison - detection of differences/discrepancies and similarities in the text; (b) psychodiagnostic method (L.B. Schneider's method of researching professional identity; method “Who am I?” by M. Kuhn, T. McPartland modified by T.V. Rumyantseva; questionnaire of crisis identity ”by N.V. Dmitrieva and N. Samoilik). The conducted research within the framework of the problem under consideration made it possible to ascertain the existence of a relationship between the severity of reflection and manifestations of the crisis of professional identity, and also to outline the contours of some areas of further work.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/71PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кочнева Е.М., Блохина М.М. Кризис профессиональной идентичности молодых специалистов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/71PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kochneva E.M., Blokhina M.A. (2020). The crisis of professional identity of young professionals. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/71PSMN320.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.21

Кочнева Елена Михайловна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Доцент кафедры «Практической психологии» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=354785

Блохина Мария Михайловна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Магистрант E-mail: [email protected]

Кризис профессиональной идентичности молодых специалистов

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена «кризис профессиональной идентичности» молодых специалистов. В условиях модернизации современного общества изменяются требования к профессиональной подготовке, социальным качествам специалистов. В профессиональной сфере давно уже существует проблема подготовки специалистов, готовых к постоянному развитию, четкой идентификации себя и своей профессии, осознанию различных сторон своего «Я» на основе рефлексивного отображения особенностей внутреннего мира. В настоящей статье соотнесено содержание понятия «профессиональная идентичность», представленное в работах отечественных и зарубежных авторов; проведен обзорно-аналитический анализ литературы, в соответствии с которым профессиональная идентичность рассматривается в контексте формирования идентичности, как критерия успешной профессионализации, структурного элемента личности, Я-концепции; описаны результаты эмпирического исследования по изучению особенностей развития кризиса профессиональной идентичности на этапе становления специалиста.

В статье использованы методы исследования, обусловленные спецификой темы исследования. В статье используются: (а) методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д.), изучение известных научно-исследовательских работ по рассматриваемой проблеме. Анализ - изучение составных частей, входящих в целое какого-либо явления; синтез - соединение различных элементов в единое целое; обобщение -одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений; сопоставление - обнаружение различий/расхождений и общностей в тексте;

(б) психодиагностический метод (методика исследования профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер; методика «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой; опросник кризисной идентичности» Н.В. Дмитриевой и Н.А. Самойлик).

Проведенное исследование в рамках рассматриваемой проблемы позволило констатировать наличие взаимосвязи между выраженностью рефлексии и проявлениями кризиса профессиональной идентичности, а также обозначить контуры некоторых направлений дальнейшей работы.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; структура профессиональной идентичности; кризис профессиональной идентичности; мораторий идентичности; рефлексия

Введение

Современное общество остро нуждается в профессионально мобильных специалистах, готовых самостоятельно и грамотно принимать решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. В наше время резко возрастает число людей, потерявших ориентиры личностного и профессионального развития, испытывающих свою нереализованность, разочарование выбора в результате которых может возникнуть кризис профессиональной идентичности. Все чаще в современном мире актуализируются проблемы относительно возникновения и развития кризиса профессиональной идентичности и организацией их психологического сопровождения.

По мнению отечественных и зарубежных авторов (Н.Г. Алексеев, А.В. Карпов, О.Д. Ковшуро, Я.А. Пономарев, Т.Т. Рыбакова, Е.В. Хаяйнен, J. Jung1, J.M. Causadias2, P. Grim, D.J. Singer, A. Bramson, W.J. Berger, B. Holman, D. Wedding3, B. Willis4 и др.), замедление развития идентичности может быть связана со слабо выраженными рефлексивными способностями и социально обоснованными проблемами [1-6].

Проблемное поле эмпирического исследования может быть очерчено противоречиями

между:

• объективно возрастающими требованиями к подготовке специалистов к профессионально важным качествам и отсутствием единых подходов к психологическому сопровождению в сенситивном периоде кризиса ранней профессионализации;

• значимостью целенаправленного развитая профессиональной идентичности молодых специалистов и недостаточностью экспериментального обоснования возможности использовании рефлексии, как средства развитая идентичности;

1 Jung, J., Grim, P., Singer, D.J., Bramson, A., Berger, W.J., Holman, B., & Kovaka, K. A multidisciplinary understanding of polarization. American Psychologist, 2019. 74(3), pp. 301-314. http://dx.doi.org/10.1037/amp0000450 (дата обращения 24.06.2020).

2 Causadias, J.M., & Umana-Taylor, A.J. Reframing marginalization and youth development: Introduction to the special issue. American Psychologist, 2018. 73(6), pp. 707-712. http://dx.doi.org/10.1037/amp0000336 (дата обращения 24.06.2020).

3 Wedding, D. Public education and media relations in psychology. American Psychologist, 2017. 72(8), pp. 764777. http://dx.doi.org/10.1037/amp0000202 (дата обращения 24.06.2020).

4 O'Donohue, W., & Willis, B. Problematic images of science in undergraduate psychology textbooks: How well is science understood and depicted? Archives of Scientific Psychology, 2018. 6(1), pp. 51-62. http://dx.doi.org/10.1037/arc0000040 (дата обращения 24.06.2020).

• необходимостью развития рефлексивных умений обучающихся для повышения уровня самопознания и отсутствием в вузах специально разработанных программ развития рефлексивных способностей;

• необходимостью формирования навыков самоконтроля освоения компетенций, предусмотренных ФГОС ВО и отсутствием у многих студентов потребности в понимании и переосмыслении собственного опыта.

Разрешение всех этих противоречий имплицитно входит в проблемное поле и доказывает актуальность рассматриваемой проблемы.

В соответствии с вышесказанным целью настоящей статьи явились анализ, обобщение и сопоставление материалов теоретико-эмпирических и экспериментальных исследований, в которых объектом/предметом изучения выступали категории «профессиональная идентичность и «рефлексия»», а также эмпирическое изучение особенностей возникновения и протекания кризиса профессиональной идентичности среди молодежи.

Материалы и методы

Методы исследования данной статьи определяются спецификой темы исследования. С целью изучения особенностей профессиональной идентичности мы использовали следующие психодиагностические методики:

• методика исследования профессиональной идентичности (МИНИ) Л.Б. Шнейдер, построена на принципах прямого и цепного ассоциативного эксперимента; полученные данные позволили выявить тип идентичности респондентов и уровень осознания принадлежности к определенному профессиональному сообществу [22];

• методика «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой); полученные данные позволили выявить содержательные характеристики идентичности и особенности восприятия индивидом самого себя (перспективное Я; рефлексивное Я; экзистенциональное Я; эмоциональное отношение к себе) [23];

• «Опросник кризисной идентичности» (ОКИ) (Н.В. Дмитриева, Н.А. Самойлик); полученные данные позволили проанализировать выраженность проявлений кризиса идентичности; в частности, ценностно-смысловой аспект, поведенческий аспект, межличностные и профессиональные отношения, общий показатель кризиса идентичности [24].

Степень научной разработанности проблемы

Нонимание природы, динамики, функций феномена «профессиональная идентичность» в рамках психологии является неоднозначным. С одной стороны, профессиональная идентичность изучается, как процесс профессионального развития индивида, который непосредственно связан с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой и направленностью, предполагающий удовлетворенность профессиональной

деятельностью (Е.Н. Кирьянова, Т.В. Мищенко, Ю.П. Поваренков, R. Sumner5, A.L. Burrow, O. Kostina и др.) [7-10]. С другой стороны, профессиональная идентичность определяется, как свойство личности, выражающееся во взаимосвязи мотивационных, ценностных и когнитивных личностных характеристик (Е.А. Климов, Е.В. Конева, В.М. Просекова, Л.Б. Шнейдер) [11; 12].

Исходя из определения Э. Эриксона «любой кризис становления личности связан с разрушением прежней идентичности и формированием новой» изучение кризиса не может быть осуществлено без анализа идентичности профессионала [13].

В работах отечественных и зарубежных ученых профессиональная идентичность рассматривается в контексте формирования идентичности, как:

• Я-концепции у студентов на этапе обучения в вузе (Л.Б. Шнейдер) [12];

• структурного элемента личности (Д.Н. Завалишина, Н.Л. Иванова) [14; 15];

• показателя, свойства профессиональной идентичности (В.А. Бодров) [16];

• критерия успешной профессионализации личности (Ю.П. Поваренков) [9].

Мы разделяем точку зрения Л.Б. Шнейдер о том, что идентичность, в том числе и профессиональная идентичность, имеет уровневую организацию: (а) невыраженная профессиональная идентичность; (б) выраженная, но пассивная профессиональная идентичность; (в) выраженная, активная профессиональная идентичность; (г) выраженная, открытая и устойчивая профессиональная идентичность.

Центральной составляющей профессиональной идентичности мы выделяем образ, как чувственную (восприятие, представление) и рациональную (внутренняя речь) основу отображения внешнего мира в сознании человека. В этой связи мы охарактеризовали уровни в структуре профессиональной идентичности.

1. Невыраженная профессиональная идентичность характеризуется эмоциональным отношением к образу выбранной профессии (нравится), переживанием чувства принадлежности к профессиональному сообществу (на уровне выбранного вуза).

2. Выраженная, но пассивная профессиональная идентичность характеризуется отрицательной и положительной идентификацией и поддержанием аутоидентичности своего «Я» (на уровне выбранной профессии). Образ профессии формируется в результате осознания ее особенностей посредством знакомства с профессиональной деятельностью других.

3. Выраженная, активная профессиональная идентичность характеризуется самоосмыслением и саморефлексией («То, что я вижу в других, это может быть и моим качеством»). Образ профессии формируется в результате осознанного «примеривания» профессии к себе.

4. Выраженная, открытая и устойчивая профессиональная идентичность характеризуется осознанием (рефлексия) своего внутреннего опыта через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации,

5 Sumner, R., Burrow, A.L., & Hill, P.L. The development of purpose in life among adolescents who experience marginalization: Potential opportunities and obstacles. American Psychologist, 2018. 73(6), pp. 740-752. http://dx.doi.org/10.1037/amp0000249 (дата обращения 24.06.2020).

Страница 4 из 10

71PSMN320

самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения [17-21].

Результаты эмпирического исследования

В исследовании принимали участие студенты педагогического вуза и молодые специалисты, стаж работы которых составлял от года до трех лет. Объем выборки - 70 человек (42 женщины и 28 мужчин). Возраст респондентов от 20 до 25 лет.

Анализ показателей, характеризующих профессиональную идентичность респондентов, позволил обнаружить интересный факт. У большинства студентов выявлен статус достигнутой позитивной идентичности (40 %), моратория (кризис идентичности) (37 %), а также статус псевдоидентичности (17 %). Статус диффузной идентичности продемонстрировали только 6 % респондентов из числа обучающихся.

Достигнутая позитивная идентичность свидетельствует о наличии профессиональных целей, осознания профессиональных перспектив и ориентации на успешное профессиональное будущее. Кризис профессиональной идентичности (статус моратория) свидетельствует о том, что профессионально значимые качества не сформированы и респонденты испытывают трудности в постановке профессиональных целей (таблица 1).

Таблица 1

Общие значения выраженности показателей профессиональной идентичности (методика Л.Б. Шнейдер), (п = 70)

Статус ПИ Студенты (n = 35) Специалисты (n = 35)

n % n %

Преждевременная 0 0 0 0

Диффузная 13 37 2 6

Мораторий 11 31 13 37

Достигнутая позитивная 7 20 14 40

Псевдоидентичность 4 12 6 17

У специалистов статус достигнутой позитивной идентичности выявлен у 40 % участников исследования, что в два раза выше, чем у студентов. Статус диффузной идентичности у 6 % респондентов, что почти в шесть раз ниже выраженности показателя обучающихся (37 %).

Выраженность показателей, характеризующих кризис профессиональной идентичности (статус моратория) у специалистов и обучающихся (соответственно 37 % и 31 %) и псевдоидентичность (соответственно 12 % и 17 %) практически одинаковы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов (80 %) в первые три года профессиональной деятельности и специалистов (60 %) не ориентированы на проектирование профессионального будущего.

Анализ рефлексивных самоописаний по методике «Кто я?» (модификация Т.В. Румянцевой) позволил выделить выраженность показателей по трем шкалам из семи. В рамках шкалы «деятельное Я», респонденты дали оценку своих умений и достижений, результаты более выражены у специалистов (20 %), чем у студентов (9 %). Идентификация связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью и взвешенностью поступков, является отражением совокупности эмоционально-волевых способностей.

Наличие целей и планов на будущее (шкала «перспективное Я») в большей степени характерно для специалистов (17 %), нежели у обучающихся (6 %). Данные по шкале «Рефлексивное Я» демонстрируют выраженность характеристик, описывающих

индивидуальный стиль поведения, эмоциональное отношение к себе, в большей степени у студентов (11 %) по сравнению со специалистами (6 %) (таблица 2).

Таблица 2

Общие значения выраженности идентификационных характеристик (методика «Кто я?» М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой), (п = 70)

Идентификационные характеристики (шкалы) Студенты (n = 35) Специалисты (n = 35)

n % n %

«Деятельное Я» 3 9 7 20

«Перспективное Я» 2 6 6 17

«Рефлексивное Я» 4 11 2 6

Не выражено 26 74 20 57

Сопоставляя количественные данные респондентов по методике «Опросник кризисной идентичности», мы выделили компоненты с наиболее выраженными показателями.

Высокое значение по шкале «ценностно-смысловой аспект» (ЦСА) проявились у студентов (17 %), а это в два раза больше, чем у специалистов (9 %). Данные результаты свидетельствуют о проблеме постановки целей и их реализации; респонденты данной группы испытывают тревогу и дискомфорт, размышляя о жизненных планах (нет уверенности в будущем); им свойственно непринятие себя, своих качеств, характерна негативная реакция на себя (презрение, раздражение, неуверенность). Средние значения по шкале ЦСА, также больше проявились у студентов третьего курса (57 %), чем у специалистов (17 %). Для респондентов этой подгруппы характерен более выраженный навык постановки целей, самопринятие и позитивное отношение к себе. Однако при возникающих трудностях они могут быстро отказываться от задуманного; у них актуализируются недостатки и готовность к самообвинению. Низкие показатели по ЦСА выявленные у большинства специалистов (74 %), свидетельствуют о четко сложившихся приоритетах в жизни и целях на будущее, принятием черт своей личности, ролей и статуса, признанием их значимости, у студентов данные показателя выражены лишь у каждого третьего (26 %) (таблица 3).

Таблица 3

Выраженность количественных показателей шкал кризисной идентичности (Методика ОКИ Н.В. Дмитриевой, Н.А. Самойлик), (%)

Шкалы Студенты (n = 35) Специалисты (n = 35)

высокий показатель средний показатель низкий показатель высокий показатель средний показатель низкий показатель

Ценностно-смысловой аспект (ЦСА) 17 57 26 9 17 74

Поведенческий аспект (ПА) 11 29 60 17 26 57

Межличностные и профессиональные отношения (МПО) 23 31 46 0 57 43

Оценка кризис идентичности (ОКИ) - 23 77 11 26 63

Данные, характеризующие «поведенческий аспект» (ПА), выраженные у специалистов (17 %) и студентов (11 %), свидетельствуют о невротической неуверенности в себе, о пассивной позиции и повышенной чувствительности к замечаниям по отношению к себе. На среднем уровне данный фактор, выраженный у обучающихся (29 %) и специалистов (26 %), характеризует стремление к управлению своей жизнью, но респонденты не в состоянии осмыслить ее; события воспринимаются ими, как нечто отдельное от своего «Я»; часто наблюдается склонность переживать беспомощность в ситуации неопределенности. Низкие показатели по данной шкале преобладают у достаточно большого числа студентов (60 %) и

специалисты (57 %). Респонденты данной группы отличаются активной позицией в жизни, их не пугают возникающие трудности, которые они предпочитают решать по мере их поступления, характеризуются стремлением осознанно управлять событиями своей жизни, с окружающими предпочитают находиться в дружеских отношениях.

Низкие показатели по шкале «межличностные и профессиональные отношения» (МПО) обнаружены у каждого четвертого обучающегося третьего курса (24 %), что свидетельствует о конфликтном характере во взаимодействии с людьми; скованности и неуверенности в обществе; избегание контактов с окружающими. У данных респондентов еще нет четких представлений о своих профессиональных перспективах; для них характерна смена отношения к выбранной профессии; они с большим трудом могут определиться в каком направлении лучше развиваться («у меня вызывает беспокойство размышления о своих перспективах по работе», «мне не раз случалось менять свое отношение к своей профессии»). На среднем уровне показатель выражен у большинства специалистов (57 %) и трети студентов (31 %). Эти данные свидетельствуют о скованности в группе людей; о неудовольствии поведением других; как правило, респонденты с средними показателями по шкале МПО стараются не устанавливать глубоких отношений. В целом они удовлетворены своим выбором профессии. Низкие показатели выявлены у достаточно большого числа студентов (45 %) и специалистов (43 %), что предполагает бесконфликтный характер во взаимоотношениях с окружающим миром. Данные респонденты имеют четкое представление о выбранной профессии; о перспективах становления в ней; удовлетворены выбранной/выполняемой профессиональной деятельностью.

Выводы исследования

Сопоставление результатов по использованным диагностическим методикам (исследование профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер; диагностика уровня развития рефлексивности А.А. Карпов; методика «Кто я?» М. Кун в модификации Румянцевой; опросник кризисной идентичности Н.В. Дмитриева, Н.А. Самойлик) позволило нам сформулировать некоторые выводы:

• большинство респондентов в рамках нашего исследования (студенты - 77 %; специалисты - 63 %) демонстрируют низкий уровень показателя ОКИ (оценка кризиса идентичности), а это означает, что у них минимизированы нарушения в когнитивной, эмоциональной, ценностно-смысловой сферах;

• у респондентов, демонстрирующих высокие и средние показатели, что, в свою очередь, свидетельствует о переживаемом кризисе идентичности (студенты - 23 %; специалисты - 37 %), встречаются (студенты - 23 %; специалисты - 6 %) данные, характеризующие выраженность идентификационных характеристик по методике М. Кун «Кто я?» («перспективное Я», «деятельное Я»). А это означает, что, испытывая влияние стрессовых факторов, обусловливающих кризис идентичности (по Н.В. Дмитриевой, Н.А. Самойлик), респонденты имеют относительно четкое представление о выбранной профессии и перспективах своего профессионального развития. Однако осознание трудностей профессиональной реализации снижает стремление респондентов придерживаться избранного направления;

• у респондентов, имеющих статус профессиональной идентичности «мораторий» (по Шнейдер) и демонстрирующих низкий уровень рефлексивных способностей, выявлены низкие показатели по шкалам «МПО» (студенты - 6 %; специалисты - 9 %), «ОКИ» (студенты - 11 %; специалисты - 1 %), что свидетельствует о том, что убеждения и цели рассматриваются ими как личностно значимые, обеспечивающие смысл жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• для респондентов, имеющих достигнутый статус позитивной идентичности (по Шнейдер) характерен высокий уровень развития рефлексии и средний показатель по шкале «МПО» (студенты - 3 %; специалисты - 11 %), т. е. они отличаются высоким личностным адаптационным потенциалом; знают к чему стремиться; испытывают удовольствие от взаимодействия с окружающими людьми; имеют четкое представление о выбранной профессии и перспективах своего профессионального становления;

• при высоком уровне развития рефлексии у респондентов проявляется сформированная совокупность личностно значимых ценностей, убеждений, обеспечивающих чувство направленности и осмысленности; проявляется в ценности своего «Я» для других, уверенностью в себе при высокой внутренней напряженности и осознанием трудностей; при несформированной рефлексии (низком уровне) наблюдается «мораторий», при котором индивид находится в состоянии кризиса идентичности.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления

Представленные данные эмпирического исследования позволили констатировать наличие взаимосвязи между выраженностью рефлексии и проявлениями кризиса профессиональной идентичности, а также обозначить контуры некоторых направлений дальнейшей работы:

• рассмотренные нами направления исследований кризиса профессиональной идентичности поднимают целый ряд вопросов и открывают широкую перспективу для дальнейших исследований. Одной из наиболее важных задач является интеграция разных взглядов на профессиональную идентичность, а также синтез данных различных эмпирических исследований в рамках комплексного подхода к данной проблеме;

• возможным направлением исследований кризиса профессиональной идентичности является изучение новых методов, форм, средств организации образовательного процесса, направленного на формирование и развитие рефлексивных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н.Г., Ладенко Н.Г. Направления изучения рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. - 238 с.

2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003, № 5. - с. 45-57.

3. Ковшуро О.Д. Рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации государственных служащих: автореф. ... дис. канд. психол. наук 19.00.05. М. 2002. - 28 с.

4. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М.: Философское общество, 1988. -276 с.

5. Рыбакова Т.Т. Рефлексия как механизм развития компетентного специалиста Хабаровск: Дальневосточный гос. гуманитарный ун-т, 2006. - 97 с.

6. Хаяйнен, Е.В. Условия становления личностной рефлексии в подростковом возрасте: автореф. ... дис. канд. психол. 19.00.05. М. 2005. - 23 с.

7. Кирьянова Е.Н. Психология формирования личности профессионала // Психологический журнал. 1995. том 16, №4. - С .147-148.

8. Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. - 224 с.

9. Поварёнков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013. - 322 с.

10. Serebryakova T., Kostina O., Kochneva E., Simonova M., Belinova N., Morozova L. Empirical understanding of the problem of value orientations students. Opcion, 2018, 34(85) pp. 672-686.

11. Климов И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001.

- с. 54-82.

12. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 599 с.

13. Эриксон Э.Г. Кризис идентичности в автобиографической перспективе // Личность. Культура. Общество. 2008. Вып. 1 (40). - с. 73-89.

14. Завалишина Д.И. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. Москва; Ярославль, 2001. с. 104-128.

15. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2008. №1. - с. 89-100.

16. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: «ПЕР СЭ», 2006. - 528 с.

17. Кочнева Е.М., Пахомова Л.Ю. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011, №3. -с. 53-61.

18. Афанасьева И.Б., Бежанова А.И., Димент Л.И. Формирование рефлексивных умений студентов в процессе обучения // Вопросы образования, № 1, 2013. - с. 292-299.

19. Кочнева Е.М., Чиркова Т.И., Мялкина С.П. Профессиональные риски в структуре профессиональной деятельности психолога: контекст вузовской подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 6. - с. 171-175.

20. Кочнева Е.М., Блохина М.А., Лебедева Е Г. Профессиональная идентичность как предмет психологических исследований // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №3. - С. 63.

21. Serebryakova Т., Morozova L., Kochneva E., Zharova D., Kolarkova O., Kostina O. Emotional stability as a condition of students' adaptation to studying in a higher educational institution. International journal of environmental & science education. 2016, VOL.4, NO.4. pp. 7486-7494.

22. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.

- 128 с.

23. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб., 2006. - с. 82-103.

24. Дмитриева Н.В., Самойлик Н.А. Кризис идентичности: феноменология переживания. Монография - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - 279 с.

https:// mir-nauki. com

Kochneva Elena Mihaylovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=354785

Blokhina Maria Alexandrovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: [email protected]

The crisis of professional identity of young professionals

Abstract. The article is devoted to the consideration of the phenomenon of "crisis of professional identity" of young specialists. In the conditions of modernization of modern society, the requirements for professional training, social qualities of specialists are changing. in the professional sphere, there has long been a problem of training specialists who are ready for constant development, clear identification of themselves and their profession, awareness of the various aspects of their "I" on the basis of reflective reflection of the peculiarities of the inner world. This article correlates the content of the concept of "professional identity" presented in the works of domestic and foreign authors; a review and analytical analysis of the literature has been carried out, according to which professional identity is considered in the context of identity formation, as a criterion for successful professionalization, a structural element of personality, self-concept; describes the results of an empirical study to study the characteristics of the development of the crisis of professional identity at the stage of formation of a specialist.

The article uses research methods due to the specifics of the research topic. The article uses:

(a) methods of theoretical research (analysis, synthesis, generalization, comparison, etc.), the study of well-known research papers on the problem under consideration. Analysis - the study of the constituent parts that make up the whole of a phenomenon; synthesis - the combination of various elements into a single whole; generalization is one of the main characteristics of cognitive processes, consisting in the selection and fixation of relatively stable, invariant properties of objects and their relations; comparison - detection of differences/discrepancies and similarities in the text;

(b) psychodiagnostic method (L.B. Schneider's method of researching professional identity; method "Who am I?" by M. Kuhn, T. McPartland modified by T.V. Rumyantseva; questionnaire of crisis identity "by N.V. Dmitrieva and N. Samoilik).

The conducted research within the framework of the problem under consideration made it possible to ascertain the existence of a relationship between the severity of reflection and manifestations of the crisis of professional identity, and also to outline the contours of some areas of further work.

Keywords: professional identity; structure of professional identity; crisis of professional identity; moratorium of identity; reflection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.