Научная статья на тему 'Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности'

Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СТАТУСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УРОВЕНЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА / РROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY FACTORS / STATUSES OF PROFESSIONAL IDENTITY / COMMUNICATIVE TOLERANCE / LEVEL OF COMMUNICATIVE TOLERANCE / COMMUNICATIVE INTOLERANCE / STUDENT OF MEDICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметгалина Нэлла Надиковна, Гагай Валентина Васильевна

В статье представлены результаты изучения профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа как субъектов профессионального общения. Проведен теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Выделены и охарактеризованы группы студентов медицинского колледжа с учетом показателей их профессиональной идентичности и коммуникативной толерантности. На эмпирическом уровне доказана зависимость статусов профессиональной идентичности студентов-медиков от уровня коммуникативной толерантности. Сделан вывод о том, что коммуникативная толерантность является детерминантой положительных статусов, а коммуникативная интолерантность отрицательных статусов профессиональной идентичности. Для получения диагностических данных были использованы: методика Л.Б. Шнейдер «Методика исследования профессиональной идентичности» и методика В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности». Выборку исследования составили 130 студентов Сургутского медицинского колледжа следующих направлений подготовки: сестринское дело, лечебное дело. Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи χ2 Пирсона, где было установлено, что существуют достоверные различия в показателях профессиональной идентичности толерантных и интолерантных студентов. Результаты и выводы, представленные в статье, могут быть применены в работе психологов и преподавателей, обучающих студентов клиническим дисциплинам на практических занятиях и во время прохождения производственной практики для формирования профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа путем развития у них коммуникативной толерантности. Активное формирование профессиональной идентичности студентов медицинских специальностей должно быть положено в основу разработки условий профессионально-личностного развития будущего медика. В заключении авторы указывают на необходимость разработки программы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа как субъектов профессиональной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахметгалина Нэлла Надиковна, Гагай Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional identity of medical College students with different levels of communicative tolerance

The article presents the results of studying the professional identity of Medical College students as the subjects of professional communication. The theoretical analysis of scientific psychological and pedagogical literature about the problem of research is carried out. The students were grouped and characterized according to indicators of their professional identity and communicative tolerance. The empirical study has proved that the status of professional identity of medical students depends on the level of communicative tolerance. It is concluded that communicative tolerance is a determinant of positive status, and communicative intolerance is a determinant of negative status of professional identity. Methods of L.B. Schneider “Methods of measuring professional identity” and V.V. Boyko “The Methods for Diagnosing Communication Tolerance” were used to receive diagnostic data. 130 students of Surgut medical College of the following areas of training: nursing, medical care consisted the study sample. Mathematical processing of the research results was carried out using Pearson's χ2 , where it was found that there are significant differences in the indicators of professional identity of tolerant and intolerant students. The results and conclusions presented in the article can be applied in the work of psychologists and teachers teaching students clinical disciplines in practical classes and during practical training for the formation of professional identity of medical College students through the development of their communicative tolerance. Active formation of professional identity of medical students should be the basis for the development of conditions of professional and personal development to the future physician. In conclusion, the authors point necessity developing a program to form professional identity students of medical College as subjects of professional communication.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 13.02.2019; опубликована 04.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ахметгалина Н.Н., Гагай В.В. Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Akhmetgalina N.N., Gagay V.V. (2019). Features of professional identity of medical College students with different levels of communicative tolerance. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf (in Russian)

УДК 159.923.2:37 ГРНТИ 15.81.21

Ахметгалина Нэлла Надиковна

БУ ВО Ханты-Мансийского АО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Аспирант психологии E-mail: Nella_danil@mail.ru

Гагай Валентина Васильевна

БУ ВО Ханты-Мансийского АО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Профессор кафедры «Психологии» Доктор психологических наук, профессор E-mail: Vgagay@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=292964

Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности

Аннотация. В статье представлены результаты изучения профессиональной

идентичности студентов медицинского колледжа как субъектов профессионального общения.

Проведен теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме

исследования. Выделены и охарактеризованы группы студентов медицинского колледжа с

учетом показателей их профессиональной идентичности и коммуникативной толерантности.

На эмпирическом уровне доказана зависимость статусов профессиональной идентичности

студентов-медиков от уровня коммуникативной толерантности. Сделан вывод о том, что

коммуникативная толерантность является детерминантой положительных статусов, а

коммуникативная интолерантность - отрицательных статусов профессиональной

идентичности. Для получения диагностических данных были использованы: методика

Л.Б. Шнейдер «Методика исследования профессиональной идентичности» и методика

В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности». Выборку исследования составили

130 студентов Сургутского медицинского колледжа следующих направлений подготовки:

сестринское дело, лечебное дело. Математическая обработка результатов исследования

2 .

проводилась при помощи X Пирсона, где было установлено, что существуют достоверные различия в показателях профессиональной идентичности толерантных и интолерантных студентов. Результаты и выводы, представленные в статье, могут быть применены в работе психологов и преподавателей, обучающих студентов клиническим дисциплинам на

https://mir-nauki.com

практических занятиях и во время прохождения производственной практики для формирования профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа путем развития у них коммуникативной толерантности. Активное формирование профессиональной идентичности студентов медицинских специальностей должно быть положено в основу разработки условий профессионально-личностного развития будущего медика. В заключении авторы указывают на необходимость разработки программы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа как субъектов профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; факторы профессиональной идентичности; статусы профессиональной идентичности; коммуникативная толерантность; уровень коммуникативной толерантности; коммуникативная интолерантность; студент медицинского колледжа

В соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело и 31.02.01 Лечебное дело, студент медицинского колледжа должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Важно, чтобы, начиная с первого курса, у будущих медицинских сестер, фельдшеров начала формироваться профессиональная картина мира, включающая в себя мотивы выбора профессии, профессиональную идентичность, планирование собственной профессиональной деятельности и ценности, которые они исповедуют в своей будущей профессии.

Активное формирование профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа является залогом успеха их профессионализации в соответствии с требованиями практического здравоохранения. Профессиональная идентичность является одним из критериев профессионального развития личности (Е.П. Ермолаева, Т.В. Митщенко, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др.). Е.П. Ермолаева определяет профессиональную идентичность как продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я» [1]. По мнению Т.В. Мищенко, профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное сопряжение человека и профессии; она включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии [2]. Анализируя профессиональную идентичность Ю.П. Поваренков выделяет профессиональную идентичность как один из важных показателей профессионального развития личности, как показатель принятия себя в профессии: профессиональные ценности, самореализация и удовлетворение своих профессиональных потребностей [3].

Огромный вклад в раскрытие содержания понятия профессиональной идентичности является работа Л.Б. Шнейдер, которая определяет профессиональную идентичность как «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, как определенная степень отождествления-дифференциации себя с «Делом» и «Другими», проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях «Я» [4, а 599]. Данное определение профессиональной идентичности было использовано в нашем исследовании.

На сегодняшний день существуют в основном исследования профессиональной идентичности студентов-медиков, обучающихся в медицинских вузах (О.В. Денисова, Т.В. Малютина, Т.И. Михайлюк, А.В. Пличин, И.М. Фадеева, Т.В. Сорокман, Л.А. Костина,

Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В., Морева С.А., Н.В. Гуляевская и др.). В данных исследованиях изучены некоторые особенности проявления и формирования профессиональной идентичности студентов-медиков в процессе обучения в вузе. В исследовании Т.Г. Бохан, Л.Ф. Алексеевой, М.В. Шабаловской и С.А. Моревой отмечается позитивная тенденция в развитии профессиональной идентичности студентов-медиков в процессе освоения своей профессиональной деятельности. Так, в самоописаниях студентов выпускных курсов по сравнению со студентами первых курсов отмечается увеличение частоты встречаемости социальных и профессиональных ролей, целей и планов профессионального будущего, что указывает на расширение смыслового пространства профессиональной идентификации [5]. Данное исследование показывает, что освоение студентами профессиональных знаний, умений, накопление опыта профессиональной деятельности во время практик способствует формированию профессиональной картины мира студентов, в которой важное место занимает профессиональная идентичность. Однако имеются данные о том, у большинства студентов-медиков уровень развития профессиональной идентичности не отвечает требованиям эффективной профессиональной социализации [6; 8].

Таким образом, активное формирование профессиональной идентичности студентов медицинских специальностей должно быть положено в основу разработки условий профессионально-личностного развития будущего медика.

В исследованиях профессиональной идентичности студентов-медиков изучались факторы ее формирования (А.В. Пличин, И.М. Фадеева, Н.В. Гуляевская, Т.В. Малютина). Так, А.В. Пличин, И.М. Фадеева выделили следующие факторы формирования профессиональной идентичности на этапе освоения профессиональных норм и ценностей: профессиональное знание, стремление к повышению уровня профессионализма, личный вклад, талант, собственную удовлетворенность профессией, материальное стимулирование труда и достижение высокого социального статуса [7]. В качестве факторов формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза Н.В. Гуляевская выделяет следующее: профессиональные стандарты; наличие разработанного, развитого и верифицируемого объема знаний; профессионализм преподавателей и развитие профессионального самосознания [6]. Т.В. Малютина выявила, что на формирование профессиональной идентичности оказывают влияние такие личностные особенности, как уровень притязаний, характер самооценки, жизненные ценности и степень ответственности личности [8]. Эмпирические данные, полученные в исследовании В.В. Гагай и В.А. Андреевой, показывают, что фактором становления профессиональной идентичности как компонента профессиональной картины мира студентов является стремление к самоактуализации. Студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации достаточно высоко оценивают свои профессиональные компетенции, имеют позитивный образ самого себя как профессионала, имеют четкие планы профессионального саморазвития [9].

Выявленные факторы профессиональной идентичности условно можно разделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся материальное стимулирование труда, социальный статус и специфика содержания профессиональной деятельности; к внутренним факторам - профессиональные знания, стремление к повышению уровня профессионализма, личный вклад, талант, собственная удовлетворенность профессией, личностные качества.

Н.В. Гуляевская выделила следующие компоненты профессиональной идентичности будущего медика: самоопределение в выборе профессий (мотивы выбора), личностную толерантность и профессиональную рефлексию (когнитивный компонент). Таким образом, личностная толерантность Н.В. Гуляевской рассматривается как важный компонент профессиональной идентичности [6].

Проблеме коммуникативной толерантности посвящены работы многих отечественных ученых: Т.Ю. Фадеева, В.В. Бойко, Г.У. Солдатова, В.М. Гришук, О.Б. Скрябина,

https://mir-nauki.com

Д.Р. Плешакова, В.П. Петленко, С.В. Русакова, Е.Г. Виноградова, Е.Ю. Кочергина, Л.А. Николаева, Ю.Н. Ладнова, С.К. Бондырева, А.А. Мурашов и др. А.Г.

Коммуникативная толерантность различными авторами характеризуется по-разному: устойчивое личностное состояние (О.Б. Скрябина), основное качество личности (Е.Г. Виноградова), психосоциальная характеристика личности (В.М. Гришук, С.В. Русалова, Л.П. Яцевич), системообразующая характеристика человека (Т.Ю. Фадеева, В.П. Петленко). В нашем исследовании мы рассматриваем коммуникативную толерантность как психосоциальную характеристику личности, которая проявляется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и выражающаяся в терпимом и бесконфликтном коммуникативном поведении, в основе которого лежит принятие индивидуальности партнеров общения, гибкость в оценках других людей, умение прощать другим ошибки, умение приспосабливаться к характеру других людей.

В своей работе за основное определение коммуникативной толерантности мы используем определение В.В. Бойко, который рассматривает коммуникативную толерантность как характеристику отношения личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. По мнению В.В. Бойко, человек, владеющий высоким уровнем коммуникативной культуры, характеризуется как уравновешенный, способный общаться с разными людьми, благодаря чему возникает психологически комфортная среда для сотрудничества [10].

Некоторые исследователи коммуникативную толерантность рассматривают как системообразующую характеристику в структуре личности, которая связана с различными личностными качествами. Т.Ю. Фадеева указывает на связь коммуникативной толерантности с такими качествами, как эмпатийность, альтруизм, неконфликтность и психическая устойчивость [11]. По мнению В.П. Петленко, коммуникативная толерантность отражает различные проявления личности - особенности мышления, привычки, темперамент, характер, установки, интересы, потребности, ценности, культура [12].

Многие авторы коммуникативную толерантность рассматривают как профессионально значимое качество будущего специалиста, как важный компонент успешного профессионального взаимодействия. Так, Л.А. Николаева пишет, что «коммуникативная толерантность является профессионально значимым качеством для будущего специалиста» [13, с. 39]. С.К. Бондырева, Д.В. Колесов пишут, коммуникативная толерантность проявляется в отношениях между людьми и в процессах взаимодействия как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству [14].

Итак, коммуникативная толерантность как социально-психологическая характеристика личности, определяющая характер взаимодействия между людьми, имеет важное значение в профессиональной деятельности типа «человек-человек». Коммуникативная толерантность необходима для нормального протекания процессов взаимодействия и общения в профессиональной среде.

В исследованиях последних лет поднимается вопрос о взаимосвязи толерантности как профессионального качества и идентичности. В своем исследовании Г.С. Кожухарь обнаруживает достоверные различия в структуре и содержании идентичности в группах будущих психологов с различной выраженностью толерантности/интолерантности, а также специфику взаимосвязи характеристик коммуникативной и межличностной толерантности, содержательных особенностей идентичности и механизмов защит [15]. М.Ю. Айбазова, Г.Ю. Нагорная, С.Я. Карасова, рассматривая взаимосвязь коммуникативной толерантности и профессионализации личности, утверждают, что «основы профессиональной идентичности

формируются на основе коммуникативной толерантности в процессе обучения в школе и вузе» [16, с. 156]. Результаты данных исследований являются основанием для утверждения, что коммуникативная толерантность выступает в качестве фактора формирования профессиональной идентичности будущих специалистов. Однако существует недостаток исследований в изучении различий в проявлении профессиональной идентичности у студентов медицинского колледжа с разным уровнем коммуникативной толерантности.

Целью данного исследования является выявление особенностей профессиональной идентичности толерантных студентов и студентов с тенденцией к интолерантности, обучающихся в медицинском колледже.

В ходе исследования решались следующие задачи:

• определение статусов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа;

• выявление уровней коммуникативной толерантности студентов медицинского колледжа;

• сравнение особенностей профессиональной идентичности студентов, обладающих коммуникативной толерантностью и тенденцией к интолерантности.

В качестве испытуемых выступали студенты «Сургутского медицинского колледжа» в количестве 130 человек.

Для определения статусов профессиональной идентичности использовалась «Методика исследования профессиональной идентичности» Л.Б. Шнейдер. С помощью данной методики выявлялась степень выраженности статусов профессиональной идентичности студентов:

1. преждевременная идентичность - характеризуется пассивной позицией субъекта по отношению к своей жизни;

2. диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформировать;

3. мораторий - статус идентичности, характеризующийся активностью субъекта в попытках разрешения кризиса идентичности;

4. достигнутая позитивная идентичность - статус идентичности, которым обладает человек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни;

5. псевдоидентичность - характеризуется стабильным отрицанием своей уникальности или, напротив, ее амбициозное подчеркивание. Человек с этим статусом обычно высоко оценивает свои возможности и качества, завышает свою значимость в профессиональной деятельности.

Статусы идентичности «псевдоидентичность», «преждевременная» и «диффузная» нами были определены как отрицательные, так как человек, имеющий какой-либо из этих статусов, пассивно относится к выбору профессиональной деятельности, желает, чтобы выбор сделали за него. Остальные статусы - «мораторий» и «достигнутая позитивная» - были определены как положительные для профессиональной деятельности. Для студентов с положительными статусами профессиональной идентичности характерно сформированная картина будущей специальности, понимание и принятие ее ценностей, норм.

Студентов с отрицательными статусами профессиональной идентичности в нашем исследовании оказалось преобладающее большинство - 76 %. Они не верят в свои возможности и не имеют определенных целей и устойчивых ценностей, стабильно отрицают свою

уникальность. Студенты с положительными статусами профессиональной идентичности составили 24 %. Для студентов данной группы характерна активная позиция, стремление реализовать свои цели, вера в свои возможности, уверенность в себе.

Иерархия распределения студентов по статусам профессиональной идентичности выглядит следующим образом:

• «Диффузная» - 40 %;

• «Мораторий» - 24,6 %;

• «Преждевременная идентичность» - 15,4 %;

• «Достигнутая позитивная» - 10 %;

• «Псевдоидентичность» - 10 %.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство студентов - будущих медиков, 40 % имеют диффузную профессиональную идентичность, что указывает на то, что студенты этой группы не имеют четких профессиональных целей, ценностей и, самое главное, не проявляют активности в их усвоении. И только 10 % студентов имеют достигнутую позитивную профессиональную идентичность, для которой характерно наличие сформированных личностно значимых целей, ценностей и убеждений, придающие человеку осмысленность его жизни.

Преобладание показателей отрицательных статусов говорит о том, что у 2/3 студентов респондентов профессиональная идентичность характеризуется отсутствием прочных целей, ценностей, убеждений, пассивной позицией субъекта к выбору профессиональной деятельности, желает, чтобы выбор сделали за него. У другой 1/3 части студентов медицинского колледжа статус профессиональной идентичности характеризуется активностью субъекта в попытках разрешения кризиса идентичности, о чем свидетельствуют высокие показатели статуса «мораторий».

Уровень коммуникативной толерантности определялся при помощи методики «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко. На основе полученных результатов условно были выделены 4 уровня проявления показателей интолерантности студентов: низкий уровень - 4 б., средний - 5 б., высокий - 6 б., очень высокий - 8 б. Соответственно каждому показателю интолерантности был присвоен уровень проявления:

• очень высокий уровень: «Категоричность или консерватизм в оценках других людей»;

• высокий уровень: «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека», «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров», «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»;

• средний уровень: «Стремление переделать, перевоспитать партнеров», «Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности»;

• низкий уровень: «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей», «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других».

Студенты, набравшие от 0 до 41 баллов включительно, определялись, как толерантные - 38 %. Студенты, набравшие более 41 балла, продемонстрировали тенденцию к интолерантности - 62 %. Таким образом, большинство студентов имеют тенденцию к интолерантности. Для них представляют определенную трудность ситуации взаимодействия с

другими людьми в силу их неспособности принять индивидуальность партнера по общению, проявить гибкость в оценках других людей, умение прощать другим ошибки и, в конечном счете, не способности быть терпеливым к «иному», «чужому».

На основе полученных результатов с учетом показателей профессиональной идентичности и коммуникативной толерантности были выделены 4 группы и составлены их характеристики:

Толерантные студенты с положительными статусами профессиональной идентичности (14 %). Их поведение характеризуется терпимостью по отношению к людям с иными взглядами, ценностями, установками, что является основой бесконфликтной коммуникации. Студенты данной группы имеют определенную совокупность осознанных профессиональных целей, ценностей, убеждений, придающих его жизни осмысленность и определенную направленность.

Толерантные студенты с отрицательными статусами профессиональной идентичности (24 %). Для их поведения характерна терпимость по отношению к другим людям, принятие иных, отличных от своих, качеств и поступков людей, бесконфликтная коммуникация. Их профессиональное сознание характеризуется отсутствием прочных целей, ценностей, убеждений, сомнением в собственных силах, неудовлетворенностью собственными возможностями.

Интолерантные студенты с положительными статусами профессиональной идентичности (10 %). Студенты данной группы отличаются нетерпимостью по отношению к людям с иными взглядами, ценностями, установками, что является основой конфликтной коммуникации. Они имеют определенную совокупность осознанных профессиональных целей, ценностей, убеждений, придающих его жизни осмысленность и определенную направленность.

Интолерантные студенты с отрицательными статусами профессиональной идентичности (52 %). Студенты данной группы отличаются нетерпимостью по отношению к людям с иными взглядами, ценностями, установками, что является основой конфликтной коммуникации. Их профессиональное сознание характеризуется отсутствием прочных целей, ценностей, убеждений, сомнением в собственных силах, неудовлетворенностью собственными возможностями.

Для сравнения показателей профессиональной идентичности толерантных студентов и студентов с тенденцией к интолерантности был использован непараметрический метод X Пирсона.

Таблица

Таблица сопряженности показателей коммуникативной толерантности и статусов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа

Ко ммуникативная толерантность (n = 130) Положительные статусы профессиональной идентичности (n = 31) Отрицательные статусы профессиональной идентичности (n = 99)

Толерантные студенты (n = 49) 18 31

Студенты с тенденцией к интолерантности (n = 81) 13 68

XПирсона 7

Р 0,01

Примечание: n - количество респондентов, * при X2 кр (0,01) = 6,635; X2 кр (0,05) = 3,841 (составлено автором)

Были обнаружены достоверные различия в показателях профессиональной

2

идентичности толерантных и интолерантных студентов. Критическое значение X при уровне Страница 7 из 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значимости р = 0,01 составляет 6,635. Таким образом, существуют достоверные различия в показателях профессиональной идентичности толерантных и интолерантных студентов. Количество студентов с положительными статусами профессиональной идентичности в группе толерантных студентов значительно больше, чем в группе интолерантных студентов. Преобладание студентов с положительными статусами профессиональной идентичности в этой группе свидетельствует о том, что в целом для данных студентов характерна либо достигнутая позитивная идентичность, либо мораторий. А для студентов с тенденцией к интолерантности присущи в основном такие статусы профессиональной идентичности, как преждевременная, диффузная идентичность и псевдоидентичность.

В результате исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Большинство студентов медицинского колледжа имеют отрицательные статусы профессиональной идентичности, что указывает на дефицит в развитии профессиональной идентичности будущих медиков, только незначительная часть имеют положительные статусы профессиональной идентичности.

2. Большинство студентов медицинского колледжа имеют тенденцию к интолерантности в сочетании с отрицательными статусами профессиональной идентичности, что свидетельствует о трудностях профессионального развития студентов - будущих медицинских сестер как на уровне профессионального сознания, так и на коммуникативном уровне.

3. Положительные статусы профессиональной идентичности встречаются чаще в группе студентов с коммуникативной толерантностью по сравнению со студентами с тенденцией к интолерантности. И наоборот, отрицательные статусы профессиональной идентичности встречаются чаще в группе студентов с тенденцией к интолерантности, чем в группе студентов с коммуникативной толерантностью.

Полученные нами результаты говорят о том, что особенности профессиональной идентичности студентов-медиков обусловлены характером коммуникативной толерантности. Следовательно, можно утверждать, что одним из важнейших источников формирования профессиональной идентичности студентов на этапе обучения в медицинском колледже является общение с окружающими людьми, и в первую очередь, с пациентами, на принципах коммуникативной толерантности. Для профессионального развития студентов-медиков имеет важное значение специальное обучение их толерантному общению с пациентами. В этом отношении необходимо разрабатывать программы формирования профессиональной идентичности студентов как субъектов профессиональной коммуникации.

Таким образом, коммуникативная толерантность, будучи значимым социально-психологическим качеством будущего медика, является важнейшим фактором формирования профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 338 с.

2. Мищенко Т.В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России. - Ярославль, 2003. - С. 168-176.

3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Вып. 1 (45). С. 66-70.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол. наук / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. - С. 39.

5. Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В., Морева С.А. Профессиональная идентичность в структуре индивидуальной и социальной идентичности студентов-медиков // Вестник Томского государственного ун-та. 2013. № 375. С. 135-140.

6. Гуляевская, Н.В. Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условиях современного российского общества / Н. В. Гуляевская // Современ. исследования соц. проблем. - 2010. - № 1 (01). - С. 42-44.

7. Пличин А.В., Фадеева И.М. Профессиональная идентичность студента- медика: факторы и проблемы формирования // Огарев- Online. - 2017. - № 5 (94). - 9 с.

8. Малютина Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональной идентичности студентов медицинского вуза [Текст] / Т.В. Малютина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56. - Ч.8 - С. 335-341.

9. Гагай В.В., Смоленцева В.А. Стремление к самоактуализации как фактор становления профессиональной картины мира студентов- психологов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психология развития в образовательной, организационной и клинической практике: опыт научно- практической деятельности и перспективы развития», 24-26 ноября 2017 г., Сургут. - Сургут: РИО СурГУ, 2017. - С. 27-35.

10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филин, 1996. - 472 с.

11. Фадеева Т.Ю. Коммуникативная толерантность как базовый компонент толерантной личности в этнокультурном пространстве. Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Москва: Перо, 2015:108-116.

12. Петленко В.П. Основы валеологии в 3 книгах. Киев. Олимпийская литература. 1998-1999 г. - Кн. 3. - 1999. - 433 с.

13. Николаева Л.А. Формирование коммуникативной толерантности студентов -будущих юристов: на примере университетского образования в России и Германии: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2007. - 240 с.

14. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (ведение в проблему). М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. С. 240.

15. Кожухарь Г.С. Соотношение толерантности и идентичности у студентов-психологов // Психологический журнал, 2009, том 30, N6, С. 40-50.

16. Айбазова М.Ю., Нагорная Г.Ю., Карасова С.Я. Формирование коммуникативной толерантности как фактор профессионализации учащихся вузов. [Электронный адрес]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25054779.

Akhmetgalina Nella Nadikovna

Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: Nella_danil@mail.ru

Gagay Valentina Vasilyevna

Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: Vgagay@mail.ru

Features of professional identity of medical College students with different levels of communicative tolerance

Abstract. The article presents the results of studying the professional identity of Medical College students as the subjects of professional communication. The theoretical analysis of scientific psychological and pedagogical literature about the problem of research is carried out. The students were grouped and characterized according to indicators of their professional identity and communicative tolerance. The empirical study has proved that the status of professional identity of medical students depends on the level of communicative tolerance. It is concluded that communicative tolerance is a determinant of positive status, and communicative intolerance is a determinant of negative status of professional identity. Methods of L.B. Schneider "Methods of measuring professional identity" and V.V. Boyko "The Methods for Diagnosing Communication Tolerance" were used to receive diagnostic data. 130 students of Surgut medical College of the following areas of

training: nursing, medical care consisted the study sample. Mathematical processing of the research

2

results was carried out using Pearson's X , where it was found that there are significant differences in the indicators of professional identity of tolerant and intolerant students. The results and conclusions presented in the article can be applied in the work of psychologists and teachers teaching students clinical disciplines in practical classes and during practical training for the formation of professional identity of medical College students through the development of their communicative tolerance. Active formation of professional identity of medical students should be the basis for the development of conditions of professional and personal development to the future physician. In conclusion, the authors point necessity developing a program to form professional identity students of medical College as subjects of professional communication.

Keywords: professional identity; professional identity factors; the statuses of professional identity; communicative tolerance; level of communicative tolerance; communicative intolerance; student of medical College

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.