УДК 159.9
Магомедова А.М. студентка 4-го курса Филиал ДГУ в городе Кизляр Научные руководители: К.П.Н. доц.Шарбузова Х.А.
Старший преподаватель: Шуруха Т.А.
Magomedova A.M.
4-rd year student The DSU branch in the sity Kizlyar Scientific supervisors: C.Ph.S. associate Professor Sharbuzova H.A.
Senior lecturer Shuruha T.A.
КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Классическая психология развитие личности подростка связывала с процессом полового созревания. Этот возраст считается самым важным и сложным периодом человеческой жизни, а психическая напряженность, что согласуется с формированием целостности личности подростка, зависит как от психофизического созревания, личной биографии, так и от противоречий общественной идеологии и духовной атмосферы общества
Ключевые слова: конфликт, агрессивность, подростковый кризис THE CRISIS OF ADOLESCENCE.
Annotation: Classical psychology of adolescent development connected with the process of puberty. This age is the most important and complex period of human life, and psychic tension, which is consistent with the formation of the integrity of the individual young person, depends both on the physical ripening, personal biography, and contradictions social ideology and spiritual atmosphere of society
Тags: conflict, aggressiveness, teen crisis
Подростковый кризис - этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии..
Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью - темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков
течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.
Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других - поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.
Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация -существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.
Внутренние факторы, обостряющие кризис - психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).
Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа -рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса -отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.
Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу. Первая наиболее выраженная, длится несколько лет. В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием. Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений. Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:
Выраженный негативизм. Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.
Смягченные черты отрицания. Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.
Отсутствие негативных симптомов. У взрослеющего ребенка возникают новые интересы - к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).
В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится негативизм. Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей. Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером. Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.
Происходит снижение учебной продуктивности. Дети хуже справляются с творческими заданиями - сочинениями, научными проектами. Выполнение упражнений по образцу сохраняется на прежнем уровне. Изменения связаны с перестройкой системы ценностей и развитием абстрактно-логического мышления. Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей. Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается.
Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит
психолог, врач-психолог.Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз.Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» - признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.