Научная статья на тему 'Протестное поведение как показатель дезадаптации личности в подростковом периоде'

Протестное поведение как показатель дезадаптации личности в подростковом периоде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3569
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PROTEST BEHAVIOUR / КРИЗИС / CRISIS / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / DISADAPTATION / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENCE / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусейнов А.Ш.

Исследование посвящено изучению причин и особенностей протестного поведения подростков. Анализируются взгляды Л. С. Выготского, Э. Эриксона, А. А. Реана и др. на природу протеста. Обобщаются результаты трех эмпирических исследований. Выявлено, что обучение в специализированных учреждениях, занятия спортом приводят к эскалации протестного поведения подростков. Доказыва ется, что занятия спортом без вовлеченности подростка в общение не избавляют его от дезадаптаций и кризиса. Отмечается, что подростковый кризис не может быть преодолен силами педагогов, поскольку сами педагоги находятся в стрессе, обусловленном недостаточной оценкой обществом их профессиональной деятельности. Доказывается, что у протестных подростков повышена агрессивность, выражены примитивные психологические защиты, менее эффективны копинг-стратегии, то в совокупности усугубляет подростковый кризис. Автор отмечает, что протестное поведение может служить интегральным, факторизованным показателем дезадаптивности и неблагополучия личности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROTEST BEHAVIOUR AS AN INDEX OF A PERSON`S DISADAPTATION IN THE TEEN-AGED PERIOD

This research is devoted to studying reasons and peculiarities of the teenager' protest behaviour. L. Vigotsky`s, E. Erikson`s, A. Rean`s and other opinions concerning the protest origin are analysed in the paper. The results of the three empirical researches are summarized. It has been revealed that training in specialized institutions, sports practice lead to the escalation of the teenager' protest behaviour. The author proves the fact that sports studies which don't involve a teenager into communication don't save him from disadaptation and the crisis. It is noted that it is impossible to overcome the teen-aged crisis by teacher' efforts, as teachers themselves are often in stress situations, caused by the insufficient evaluation of their professional activity by the society. Besides, it is proved that teenagers having the protest behaviour are mainly inclined to aggressiveness, to primitive psychological ways of defence, their coping strategies are less effective. All these factors taken together only intensify the teen aged crisis. The author points to the fact that the protest behaviour can be an integral, factorized index of a teenager's personality disadaptation and troubles.

Текст научной работы на тему «Протестное поведение как показатель дезадаптации личности в подростковом периоде»

PROGNOSING PSYCHOLOGICAL EFFECTS OF EARLIER CHILDREN PROFESSIONALISATION IN SPORT: THEORETICAL REASONS

G. Gorskaya, Doctor of Psychology, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Possibilities of prognosing psychological consequences of earlier professionalisation of young sportsmen are examined in the article . These prognosing possibilities are based on the comparison of main directions of psychical development, marked out by D . Elkonin, and they also prove the fact that any sport activity influences the psychical development . There are empirical data confirming the positive influence of earlier professionalisation of young sportsmen if it contributes to the

realization of the main direction of psychical development. Negative consequences of such professionalisation are connected with the complication of the realization of the main direction described above .

Key words: earlier professionalisation, prognosing positive and negative effects, D . Elkonin's theory .

ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ

Кандидат психологических наук, доцент А. Ш. Гусейнов

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Исследование посвящено изучению причин и особенностей про-тестного поведения подростков. Анализируются взгляды Л. С. Бы-готского, Э. Эриксона, А. А. Реана и др. на природу протеста. Обобщаются результаты трех эмпирических исследований. Выявлено, что обучение в специализированных учреждениях, занятия спортом приводят к эскалации протестного поведения подростков. Доказывается, что занятия спортом без вовлеченности подростка в общение не избавляют его от дезадаптаций и кризиса. Отмечается, что подростковый кризис не может быть преодолен силами педагогов, поскольку сами педагоги находятся в стрессе, обусловленном недостаточной оценкой обществом их профессиональной деятельности. Доказывается, что у протестных подростков повышена агрессив-

ность, выражены примитивные психологические защиты, менее эффективны копинг-стратегии, что в совокупности усугубляет подростковый кризис. Автор отмечает, что протестное поведение может служить интегральным, факторизованным показателем дезадаптивности и неблагополучия личности подростка.

Ключевые слова: протестное поведение, кризис, дезадаптация, копинг-стратегии, психологические защиты, агрессивность.

Подростковый период в развитии личности наиболее часто определяют как трудный, сложный, тяжелый, кризисный, конфликтный, протестующий и даже драматичный . Это период жизненного пути, в котором подросток, опекаемый родителями, учителями, должен на очередном витке своего

развития приобрести большую самостоятельность и стать взрослым .

Подросток может стать самостоятельным и независимым лишь включаясь в разнообразные виды деятельности, в которых он должен быть не только реально успешен, но и приобрести чувство собственной компетентности . Проявляя активность во многих видах деятельности, подросток неизбежно сталкивается с конфликтными ситуациями и с людьми, вызывающими агрессию, его не всегда понимают даже значимые для него люди . Родители часто воспринимают подростка как ребенка или хотят видеть в нем маленького, учителей интересует лишь его учеба и примерное поведение, а сверстники - одновременно являются и друзьями и конкурентами, поскольку перед ними стоят те же задачи - выделиться и завоевать авторитет в своей среде

Современная социальная ситуация развития подростка в нашей стране сдвигает временные промежутки - паспорт вручается в 14 лет, а получение аттестата зрелости совпадает с моментом окончания подросткового периода Сложная учебная программа, высокая конкуренция на рынке труда требуют от подростка быстрого освоения информационных ресурсов и высокой социально-психологической компетентности . Все эти факторы не способствуют мягкому выходу подростка из кризисного возраста и создают предпосылки для формирования дезадаптивного и протестного поведения .

Вслед за Л . С . Выготским мы выделяем два периода во временном континууме подросткового возраста . По Л . С . Выготскому, подростничество распадается на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов Л С Выготский считает, что фаза влечений, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с появлением органических влечений . Следующая фаза - фаза интересов - характеризуется появлением новых интересов Л С Выготский проводит параллель, сравнивая негативную фазу подростничест-ва с негативизмом трехлетних детей, отмечая их нетождественность Симптомы негативной (критической) фазы подросткового возраста, по Л . С . Выготскому: а) крайняя вариативность; б) ситуационная зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения [2; 14, с . 47] .

Итак, в первом временном периоде (фазе развития) подросток стремится освободиться от опеки родителей, найти ту среду, в которой он будет восприниматься как взрослый, и обрести столь необходимый ему статус, а во втором - включиться в те виды активности, в которых он будет успешен - для принятия себя и формирования самооценки . При этом свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родителей и учителей нередко приводит к негативизму, протесту и к отрицанию нравственных норм, духовных ценностей и стандартов жизни старших

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых из-за неудовлетворенности своим статусом . В состоянии тревоги подросток ищет выхода внутреннему напряжению, что проявляется в агрессии, конфликтности, драках, ругани и пр . То есть, в подростковом возрасте часто могут возникать ситуации, создающие предпосылки для возникновения и проявления агрессивного, конфликтного, дезадаптивного и протестного поведения .

Подросток бессознательно, но остро ощущает необходимость развития . Препятствия - внешние и внутренние, могут вытесняться и искажаться разнообразными видами психологических защит, а могут проявляться в протестном поведении . Протест может возникать как форма противодействия внешним факторам, препятствующим самореализации . При этом следует иметь в виду, что агрессивное и протестное поведение может быть направлено не только на старших, но и на сверстников и даже на самого себя .

К особенностям протестного поведения подростков обращаются: Л . С . Выготский, П . Б . Ганнушкин, Б . Д . Кар-васарский, В . Т. Кондрашенко, Е. Линдеманн, А. Е . Личко, В . Д . Менделевич, К. Н . Поливанова, А. А . Реан, М . Тышко-ва, Э . Эриксон и др . [2, 3, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 17] .

Обзор литературы позволяет выделить следующие особенности подростков - это повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу Это, в свою очередь, приводит к усилению протестных реакций и эмансипированного поведения, особенно, при попытке родителей усилить контроль над подростком [16]

В . Кондрашенко выделяет у подростков реакции эмансипации, вызывающие протестное поведение. В основе реакции эмансипации лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых, протест против установленных правил, стремление к независимости и самоутверждению себя как личности Считая себя взрослым, подросток протестует против мелочной опеки, лишения самостоятельности, инициативы, контроля, критики, беспрекословного послушания, несправедливого наказания Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом [8] .

В . Д . Менделевич считает, что способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают личности, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней [10] .

А. А . Реан отмечает драматичность, противоречивость, сложность подросткового периода, для которого «показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым» [14, с . 47] . Конфликтность (открытая и явная) и протестное поведение, по А . А . Реану, могут проявляться и во взаимоотношениях с педагогами . «Конфликтность, протест, демонстративное поведение являются явными проявлениями нарушения общешкольных норм и правил» [14, с . 200] . Анализируя причины нарушений в поведении школьника, автор отмечает разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка . Помимо природных, генотипических особенностей, это возрастные особенности: подростковые реакции (эмансипации, группирования, накопительные, эгоцентрические, информационные) и детские реакции (отказа, оппозиции, имитации, отрицательной эмансипации, компенсации и гиперкомпенсации) [14, с . 200] .

К. Н . Поливанова, анализируя структуру возрастного кризиса у подростков, выделяет следующие характеристики критической фазы: попытки непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной

форме, возникшие в начале кризиса; острое переживание преград к реализации идеальной формы и возникновение мотивации новой деятельности; рефлексия собственных возможностей и способностей; возникновение новообразований кризиса [11, с . 148-151] . У некоторых подростков протест появляется в связи с невозможностью эффективного включения в социум и эффективной реализации общих представлений об идеальной форме [11] .

Мы также считаем важным для успешного прохождения подростком кризиса реализацию представлений о себе в среде других [4, 5] .

По мнению Э . Эриксона, к завершению периода юности человек, как правило, прочно осознает свою личную идентичность . Если этого не происходит, то развивается либо расплывчатость собственного Я, либо даже расщепление его . Неспособность самоидентифицироваться проявляется в социально-психологической дезадаптации: протесте, тревожности, неуверенности, растерянности, проблемах, связанных с выбором [17] .

Планируя эмпирическое исследование, предполагалось, что нахождение в специализированных учреждениях, участие в особых видах деятельности (занятия спортом) оказывает заметное влияние на эскалацию протестного поведения подростков . Интерпретировались только достоверные различия в группах по Стьюденту и высокозначимые корреляции переменных в каждой выборке по Спирмену .

В эмпирическом исследовании Ю . С . Савченко, проводившемся под нашим руководством, мы изучали конфликтность и дезадаптации у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом, а также уровень межличностных отношений в группах Использовались методики: диагностика личностных расстройств, многофакторный опросник «Мини-мульт»; диагностика межличностных отношений по Т . Лири; опросник протестного поведения личности (ППЛ), разработанный нами Предполагалось, что занятия спортом могут сгладить негативные особенности подросткового кризиса

Выборка исследования - воспитанники спортивного клуба в возрасте 15-17 лет и ученики XI класса . Изучалась юношеская команда по футболу г . Кореновска - юноши, и ученики общеобразовательной школы № 19 г . Кореновска, юноши, не занимающиеся спортом . Общее количество опрошенных 40 человек .

В исследовании выявлен достаточно высокий уровень протестного поведения у подростков-спортсменов, не отличающийся от показателей обычных школьников . Результаты корреляционного анализа достоверных высокозначимых связей в группе подростков-спортсменов: показатели выраженности протестного поведения находятся в прямой корреляционной взаимосвязи с показателями истерии г=0,33, психопатии г=0,51, шизоидности г=0,42 и отрицательной связи г=-0,27 с дружелюбным отношением к окружающим . Другими словами, подростки-спортсмены, стремящиеся обратить на себя внимание, агрессивно борющиеся за принятие себя со стороны других, или напротив, замкнутые и недружелюбные, более всего проявляют яркое конфликтно-протестное поведение .

У подростков-спортсменов с данными показателями дезадаптивности (по уровню невротического развития) изначально мало шансов завоевать высокий статус в команде, у них также много поводов для внутреннего недовольства, все это подталкивает подростков к протестному поведению, усугубляя кризис Спортивная деятельность изначально является жесткой, экстремальной и конфликтной по своей сути, и только при дополнительных умелых воспитательных действиях тренера может приводить к развитию навыков коллективизма и взаимопомощи . Поэтому

занятия спортом без вовлеченности личности в общение, без разрешения подростком невротических проблем не могут нивелировать негативные возрастные особенности подросткового кризиса

В эмпирическом исследовании Э . Григорьевой, проводившемся под нашим руководством, рассматривались особенности протестного и конфликтного поведения в педагогических коллективах разного типа . Замысел данной работы был обусловлен еще и стремлением рассмотреть влияние новых социально-экономических условий на процесс образования коллектива и формирования новых ценностей в подростковом возрасте . В 70-90 годах прошлого века под руководством А. В . Петровского [12] (А . Н . Ким-берг, М Ю Кондратьев, Р С Немов и др ) исследовались процессы образования коллектива В работах того времени деятельность учителей и восприятие её ценности рассматривалась как эталон, модель для сравнения с другими видами менее общественно важной активности . В частности, степень единства в представлениях об идеале педагога была всегда выше, чем единство в представлениях об идеале ученика, поскольку деятельность педагога тогда оценивалась как одна из самых значимых для общества . За последние 20 лет общественная оценка труда педагога (в виде зарплаты) и, соответственно, престиж педагогической деятельности были заметно снижены . Современные исследователи, характеризуя деятельность педагогов, отмечают кастовость, разрыв между уровнем провинции и центра, материальное расслоение [1]

Поэтому вызывали интерес оценка условий, в которых работают современные педагоги, и изменения в характере их деятельности . В частности оценивалось влияние сложности педагогической деятельности в обычной школе и школе-интернате на протестное поведение личности . Определяя личностные параметры, влияющие на протестное поведение, мы изучали связь протеста с агрессивностью, конфликтностью, дезадаптивностью личности и в качестве группового фактора протеста - неблагоприятную оценку социально-психологического климата в группе

В исследовании участвовали 30 учителей и 30 учащихся школы-интерната, 30 педагогов и 30 учащихся гимназии Возраст учащихся 13-16 лет . Общий объем выборки - 120 человек Предполагалось, что на протестное поведение более всего действуют объективные показатели (большая связь протеста со сложностью педагогической деятельности), среднее воздействие групповых показателей (связь с оценкой психологического климата) и наименьшее влияние - индивидуально-личностные параметры (связь с агрессивностью, конфликтностью, дезадаптацией) Использовались следующие методики: диагностика агрессивности А. Ассингера; «Тест уровня конфликтности личности»; методика «Оценка психологического климата в коллективе» (модификация методики Фидлера); опросник ППЛ (протестное поведение личности) .

В результате исследования уровня агрессивности по методике А . Ассингера установлены следующие сочетания показателей агрессивности . Средние значения уровня агрессивности учащихся школы-интерната 40,4 балла - свидетельствуют о повышенной агрессивности, сочетающейся с неуравновешенностью и жестокостью по отношению к другим людям Средние значения уровня агрессивности в педагогических коллективах школы-интерната 37,8 балла и школы-гимназии 35 баллов, а также средние значения агрессивности у учащихся школы-гимназии 33,6 балла можно характеризовать как умеренную агрессивность, характерно уверенное поведение в жизненных ситуациях, присущи здоровое честолюбие и самоуверенность

Установлено, что воспитатели и учащиеся интерната

гораздо более агрессивны, чем преподаватели и учащиеся школы При этом различия в уровне агрессии преподавателей и учащихся в интернате выше, чем между преподавателями и учащимися обычной школы .

В результате диагностики конфликтности личности установлено: среднее значение конфликтности преподавателей общеобразовательной школы - 27,7; учащихся общеобразовательной школы - 25,7; что свидетельствует о среднем и чуть ниже среднего уровне конфликтности Высоко вероятны: спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний и уровня притязаний; последовательность поведения, характерна внимательность к людям Средние значения конфликтности личности у преподавателей школы-интерната - 34; у учащихся школы-интерната - 33,3; эти показатели находятся на уровне выше среднего, вследствие чего конфликтное поведение характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности к откровенной враждебности . Манера общения в интернатах обусловлена импульсом или неконтролируемыми побуждениями . Высоко вероятны низкая терпимость, вспыльчивость, напористость, своенравность и конфликтность

Выявлено, что воспитатели и учащиеся интерната гораздо более конфликтны, чем преподаватели и учащиеся школы Интересно, что именно преподаватели обоих типов учебных заведений демонстрируют большую конфликтность, чем учащиеся соответствующих заведений . Причем показатель различий в уровне конфликтности между преподавателями и учащимися в обычной школе даже несколько выше, чем в интернате

Использована методика оценки психологического климата, диагностирующая также уровень сформированности группы как коллектива В результате диагностики психологического климата в педагогическом коллективе общеобразовательной школы был получен коэффициент 11,9 балла и 9,7 балла в группе учащихся общеобразовательной школы, определяющие степень благоприятности климата как среднюю, что говорит о средней сформированности данной группы как коллектива Коллектив педагогов характеризуется общественной ориентацией деятельности, отношением ко многим людям как к цели, а не как к средству деятельности

В педагогическом коллективе школы-интерната наблюдается низкая оценка благоприятности климата - 7,7 балла, в группе учащихся школы-интерната тот же коэффициент - 7,7 балла . Взаимоотношения в таких группах не опосредуются содержанием групповой деятельности, характерен индивидуализм и отстаивание собственных интересов .

Установлено, что преподаватели школы гораздо выше оценивают климат в своем коллективе, чем школьники Различия в оценке климата между преподавателями и учащимися обычной школы довольно велики . Преподаватели интерната и его воспитанники демонстрируют большое сходство в оценках психологического климата, оценивая его как весьма низкий

В результате диагностики протестного поведения личности в общеобразовательной школе был выведен показатель среднего арифметического у учителей 154,9 балла и 156 баллов в группе учащихся, что говорит о средней выраженности протестного поведения в данных выборках . В педагогическом коллективе школы-интерната и коллективе учащихся школы-интерната среднеарифметический показатель равен 167,1 и 169,6 соответственно, что говорит о большей выраженности протестного поведения .

Итак, преподаватели как интерната, так и школы проявляют немного меньшую склонность к протесту, чем учащие-

ся соответствующих учебных заведений . Причем различия в уровне протеста между преподавателями и учащимися в обычной школе выше, чем в интернате .

Таким образом, преподаватели как интерната, так и школы более конфликтны по сравнению с учащимися соответствующих учебных заведений . Преподаватели школы агрессивнее учащихся . А преподаватели школы-интерната демонстрируют низкую оценку психологической атмосферы и к тому же заметное протестное поведение

Эти данные свидетельствуют о том, что сложность (и недостаточная оценка обществом) педагогической деятельности негативным образом влияет на педагогов: они становятся конфликтными, агрессивными, готовыми к протестным реакциям . Только в обычной школе педагоги оценивают психологический климат как средний, в школе-интернате оценка воспитателями психологического климата сменяется на низкую . Таким образом, подростковый кризис не сдерживается, не сглаживается и не может быть преодолен силами педагогов, поскольку сами педагоги находятся в состоянии глубокого стресса и в личностном кризисе, обусловленном сложными условиями труда и недостаточной оценкой обществом их профессиональной деятельности .

В эмпирическом исследовании Е. Сушковой, проводившемся под нашим руководством, мы сравнивали личностные черты протестных подростков с особенностями поведения обычных подростков . Рассматривались особенности проявления психологических защит и основные стратегии преодоления стресса

В обследовании принимали участие 48 подростков 14-16 лет, обучающихся в средней школе . В результате проведения методики протестного поведения (ППЛ) было образовано две группы подростков . В выборку протестных подростков попали дети, у которых показатели протестного поведения были выше 170, а в выборку обычных подростков - подростки с показателем, не превышающим 140 баллов

Цель исследования - сравнение личностных черт протестных подростков, особенностей преодоления стресса и проявления психологических защит с характеристиками обычных подростков .

Мы предположили, что у протестных подростков повышен уровень агрессивности, сильно выражены психологические защиты; они менее адаптивны и применяют менее эффективные копинг-стратегии по сравнению с обычными подростками

Методы психологической диагностики: опросник протестного поведения ППЛ, шкала стратегий преодоления стресса С . Хобфолла (SACS), многофакторный опросник Кеттела, опросник психологических защит Келлермана - Плутчика (индекс жизненного стиля - SLI) .

По результатам анализа средних значений по t-крите-рию Стьюдента можно установить, что между выборками достоверные различия есть по методике протестного поведения личности (ППЛ) - (t = 8,24), по шкалам методики Кетелла «общительность - замкнутость» (t = 2,08), «напряженность - релаксация» (t = 2,0); по шкалам методики ассертивных действий: «вступление в социальный контакт» (t = 3,4), поиск социальной поддержки (t = 5,3), осторожные действия (t = 3,7), импульсивные действия (t = 2,3), непрямые действия (t = 4,1), асоциальные действия (t = 3,2), агрессивные действия (t = 29,6); по шкалам методики оценки психологических защит: вытеснение (t = 4,3), регрессия (t = 8,1), компенсация (t = 6,9), замещение (t = 5,9), интеллектуализация (t = 3,2) .

В результате исследования по методике Кеттела обычных и протестных подростков выявлено ограниченное количество значимых различий между выборками Самые

низкие показатели отмечены в обеих выборках по шкале «Ограниченное мышление - сообразительность» Это свидетельствует о довольно примитивном мышлении, о трудностях в обучении в данном возрастном периоде .

Самые высокие показатели в обеих выборках выявлены по шкале «Озабоченность - беспечность» (7,7; 7,2) . Эти показатели характерны для людей, которые имеют простой и оптимистичный характер, легко относятся к жизни, верят в удачу, мало заботятся о будущем . Такие люди часто демонстрируют находчивость, получают удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены и путешествия . У протест-ных подростков данные показатели немного ниже .

По шкале «общительность - замкнутость» у протестных подростков показатели ниже (5,5), чем у обычных (6,2), достоверность различий 1=2,08 (р<0,05) по 1>критерию Стью-дента . Это можно объяснить тем, что протестные подростки, вероятно, менее склонны к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям . Такие люди холодны и формальны в контактах, не интересуются жизнью окружающих их людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, в конфликтах не склонны идти на компромисс Они точны и обязательны, но недостаточно гибки Итак, протестные подростки показывают большую замкнутость по сравнению со своими сверстниками

По шкале «эмоциональная устойчивость» показатели обеих выборок практически не различаются (обычные подростки - 5,6; протестные - 5,8) и находятся на среднем уровне То есть, подростки способны достигать своих целей в зависимости от сложившейся ситуации, иногда справляются с трудностями, иногда не справляются Они осознают требования действительности, но не всегда могут их выполнять, так как не в полной мере могут контролировать свои эмоциональные импульсы

По шкале «импульсивность - уравновешенность» показатели также почти не различаются (обычные - 6, протестные - 6,2) . Уровень импульсивности выше среднего, т. е . они немного беспокойны, демонстративны, непостоянны, у них недостаточная концентрация внимания, характерна отвлекаемость, недостаточно хорошо владеют собой .

По шкале «независимость - подчиненность» у обеих выборок средние показатели (протестные - 5,6, обычные

- 5,3) . Это говорит о том, что подростки прислушиваются к мнению окружающих, но имеют свою точку зрения, самостоятельны, но подчиняются своим обязанностям .

По шкале «выраженная сила «Я» - беспринципность» показатели в обеих выборках также средние (обычные

- 5,7, протестные - 5,8) . Такие подростки ответственны, но не всегда следуют моральным нормам, не всегда честны и могут быть способны на обман .

По шкале «смелость - робость» несколько завышенный уровень у обеих выборок (обычные - 6,2, протестные

- 6,8) . Обычно люди с такими показателями редко теряются при столкновении с нестандартными ситуациями, быстро забывают о неудачах, испытывают мало трудностей в общении

По шкале «непрактичность - практичность» выявлен средний уровень в обеих выборках (обычные - 4,4, про-тестные - 4,5) . У подростков нормально развито воображение, они опираются и на здравый смысл и логику и на интуицию, в зависимости от ситуации .

По шкале «тревожность - спокойствие» у протестных подростков уровень несколько выше, чем у обычных (обычные - 4,2, протестные - 5), но в пределах среднего . Это говорит о том, что протестные подростки менее веселые, оптимистичные и жизнерадостные, менее верят в себя, по

сравнению с обычными подростками

По шкале «самостоятельность - внушаемость» уровень показателей находится намного выше среднего (обычные - 5,9, протестные - 5,7) . Такие подростки независимы, самостоятельны, но могут ориентироваться на групповое мнение

По шкале «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль» уровень контроля у протестных подростков немного выше (6,7), чем у обычных (6,1) . То есть протестные подростки более организованны, способны управлять своей энергией, осознают социальные требования .

Есть маловыраженное расхождение среди подростков по шкале «податливость - жестокость» (обычные - 4,7; протестные - 5,7) . У протестных подростков показатели по этой шкале немного выше, т . е . протестные более жестки в отстаивании своей точки зрения, не прощают обид, не забывают несправедливого обращения .

По шкале «напряженность - релаксация» также есть достоверно значимое расхождение (обычные - 6; протестные - 7), достоверность различий по 1-критерию Стьюден-та 1=2 . Протестные подростки более напряжены, тревожны, находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху, возможны проблемы со сном . Для протес-тных подростков более характерны эмоциональная неустойчивость, раздражительность, негативное отношение к критике

В результате исследования по методике психологических защит Келлермана установлено, что уровень выраженности психологических защит у протестных подростков выше по всем шкалам Это свидетельствует о сильной тревожности, напряженности, неуверенности в собственных силах, заниженной самооценке, завышенных притязаниях, неумении разрешать конфликты, что может приводить в дальнейшем к еще большему стрессу

Наибольшее расхождение наблюдается по шкале «регрессия» (обычные - 62; протестные - 87,8), различия достоверны по 1-критерию Стьюдента 1=8,1 (р<0,05) . Это означает, что при действии фрустрирующих факторов протестные подростки применяют более примитивные способы выхода из трудной ситуации, заменяют решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившейся ситуации

Также у протестных подростков более выражено «замещение» (обычные - 75 баллов; протестные - 95), что проявляется в разрядке подавленных эмоций (враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства, достоверность различий 1=5,9 по 1-критерию Стьюдента (р<0,05) . В большинстве случаев замещение снижает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели

«Вытеснение» (обычные - 59, протестные - 5;80) также сильно выражено у протестных подростков, достоверность различий 1=4,3 по 1-критерию Стьюдента (р<0,05) . Неприемлемые для человека импульсы, желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, переводятся на уровень бессознательного

По шкале «компенсация» также видны различия (обычные подростки - 70,2; протестные - 93,1 балла), достоверность различий по 1-критерию Стьюдента 1=6,9 (р<0,05) . Эта психологическая защита проявляется в попытках заменить реальный или воображаемый недостаток, дефект, неприемлемое чувство другим качеством, чаще всего с по-

мощью фантазирования или присвоения себе качеств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности При этом заимствованные ценности или мысли другого принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности . Такие люди часто оказываются мечтателями и идеалистами

По шкале «отрицание» у обеих выборок выявлен высокий уровень (протестные - 88,7 балла; обычные - 81,8) . Такие люди отрицают некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, внутренний импульс или личностные проявления, т е они полностью не воспринимают информацию, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту

По шкале «проекция» у обеих выборок выявлен уровень выше среднего (протестные подростки - 77,6 балла; обычные - 68,3) . Это означает, что неосознаваемые и неприемлемые для подростков чувства и мысли приписываются другим людям . Негативный социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность Это психологическая защита низкого уровня

По шкале «интеллектуализация» есть значимое различие, но уровень в целом выше среднего (обычные - 58, протестные - 72,1), достоверность различий 1=3,2 по 1-кри-терию Стьюдента . Это проявляется в умственном способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний . То есть личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией, при помощи логических установок.

По шкале «реактивные образования» также есть небольшое различие между выборками, общий уровень шкалы довольно высок (обычные подростки - 72,9, протестные - 81,8) . Подростки посредством этого механизма психологической защиты предотвращают выражение неприятных или неприемлемых для них мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений . Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к черствости, жестокости или эмоциональному безразличию

В целом, для протестных подростков характерно большое количество психологических защит, в первую очередь, это выраженные низкоуровневые, примитивные защиты, что, несомненно, свидетельствует о подавлении чувства внутренней тревоги и о серьезных внутриличностных проблемах Протестные подростки используют неэффективные, примитивные психологические защиты, поэтому они не могут правильно оценить ситуацию и найти выход из нее, это приводит не к разрешению сложившейся ситуации, а к увеличению проблем и к большему стрессу. Большое количество примитивных защитных механизмов мешает личности осознать свои проблемы, не способствует формированию эффективных стратегий преодоления стрессов и в целом усугубляет общее течение кризиса в подростковом возрасте

По результатам корреляционного анализа высокозначимых достоверных связей у протестных подростков установлено, что протестное поведение положительно коррелирует со шкалой «тревожность - спокойствие» (г = 0,523, р<0,05), это говорит о том, что протестные подростки менее оптимистичные и жизнерадостные, меньше верят в себя Также протестное поведение положительно коррелирует со шкалой «самостоятельность - внушаемость» (г = 0,574, р<0,05) . Такие подростки независимы, самостоятельны, но могут ориентироваться на групповое мнение . Протестность, с одной стороны, положительно

коррелирует со шкалой «поиск социальной поддержки» (г = 0,626, р<0,05), протестные подростки хотят верить, что их любят и о них заботятся, что они представляют собой ценность и являются частью сети общения . С другой стороны, выявлены положительные связи протестного поведения со шкалой «агрессивные действия» (г=0,662, р<0,01), которые проявляются в демонстрации давления, отказе от поиска альтернативных решений, конфронтации, соперничестве . Эти разнонаправленные, парадоксальные связи косвенно свидетельствуют о внутреннем конфликте протестных подростков . Кроме того, протестные подростки чаще используют менее эффективные психологические защиты, такие как отрицание (г = 0,500, р<0,05), т . е . они не воспринимают информацию, которая тревожит и может привести к конфликту; регрессия (г = 0,605, р<0,05), т. е . они реализуют более примитивные действия; замещение (г = 0,536, р<0,05), которое проявляется в разрядке подавленных эмоций, направляющихся на объекты, представляющие меньшую опасность; компенсация (г = 0,589; р<0,05), что осуществляется в попытках заменить реальный или воображаемый недостаток .

Анализ значимых корреляций позволяет заключить, что у протестных подростков менее выражены ассертив-ные действия и импульсивные действия Такие подростки меньше верят в успех своих действий, не прилагают дополнительных усилий и не проявляют настойчивости на пути к цели, но хотят поддержки со стороны других и требуют эту поддержку настойчиво и агрессивно Все это создает предпосылки для того, что внутриличностные противоречия с большей вероятностью проявлялись во внешнем конфликтном поведении с окружающими людьми .

Изучение личностных черт по многофакторному личностному опроснику Кеттела показало, что протестные подростки менее склонны к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям . Но для них более характерна эмоциональная неустойчивость, раздражительность, негативное отношение к критике Они склонны к планированию своего поведения, прислушиваются к мнению окружающих, но имеют свою точку зрения, самостоятельны, но подчиняются своим обязанностям Они более жестки в отстаивании своей точки зрения, не прощают обид, не забывают несправедливого обращения .

Исследование психологических защит по методике Келлермана показало, что уровень выраженности психологических защит у протестных подростков выше по всем шкалам Наибольшее расхождение имеет место по шкалам «регрессия», «замещение», «вытеснение», «компенсация» . Это говорит о сильной тревожности, напряженности, неуверенности в собственных силах, заниженной самооценке, завышенных притязаниях, неумении разрешать конфликты, что ведет к углублению возрастного кризиса Исследование подтвердило гипотезу о том, что у протес-тных подростков по сравнению с обычными подростками повышен уровень агрессивности, сильно выражены психологические защиты, и они применяют менее эффективные копинг-стратегии преодоления стрессов .

Таким образом, анализ нескольких исследований, проведенных в разных населенных пунктах, на различных выборках, показывает, что протестное поведение подростков во многих случаях обнаруживает сложные многомерные связи с показателями агрессивности, дезадаптивности и личностного конфликта Это подтверждает тезисы о кризисном характере подросткового периода развития личности, но также свидетельствует о том, что протестное поведение может служить интегральным, факторизованным показателем дезадаптивности и неблагополучия личности в этом временном интервале

Подростковый кризис при нормальном процессе приобретения самостоятельности путем позитивного протеста может стать основой для формирования образа Я и базой для расширения сферы отношений Но в некоторых случаях подросток может пойти по пути стагнации, дезадаптации и закрепления паттернов негативного протест-ного поведения .

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыгин Г . С . Организация научного знания . Стенограмма публичной лекции в КубГУ, 2003 .

2 . Выготский Л . С . Собр . соч . : в 6 т . - М . , 1984 . - Т . 4 . - С . 249-253 .

3 . Ганнушкин П . Б . Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика . - Н .Новгород: Изд-во НГМД, 1998 . - 128 с .

4 . Гусейнов А . Ш. Образ и реализация - инь и ян в гендерной социализации / Всероссийская психоаналитическая конференция: «Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции» (Москва, Центральный Дом ученых РАН, 17-18 декабря 2005 г ) . - М ., 2005 . - С . 50-54 .

5 . Гусейнов А . Ш. Протест и доверие как факторы постэди-пального развития Эго / Всероссийская психоаналитическая конференция: «Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире:психоаналитические концепции» (Москва,Центральный Дом ученых РАН, 17-18 декабря 2006 г ) . - М ., 2006 .

6 Карвасарский Б Д Психотерапевтическая энциклопедия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- СПб .: Питер Ком, 1998 . - 752 с .

7 Козлов В В Работа с кризисной личностью: методическое пособие . - М .: Изд-во Института психотерапии, 2003 . - 302 с .

8 . Кондратенко В . Т . Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты . - Минск, 1988 .

9 . Личко А . Е . Психопатии и акцентуации характера у подростков .- Л . , 1999 .

10 . Менделевич В . Д . Психология девиантного поведения: учебн. пособ . - М .: МЕДпресс, 2001. - 432 с .

11 Поливанова К Н Психология возрастных кризисов: учеб пособие для студ . высш . пед . учеб . заведений . - М .: Издательский центр «Академия», 2000 . - 184 с .

12 . Социальная психология: словарь / под ред. М . Ю . Кондратьева . - М .: ПЕР СЭ, 2006 . - 176 с .

13 . Реан А . А . Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал . - 1996 . - № 5 . - С . 3-18 .

14 . Реан А . А . Психология подростка . - СПб ., 2002 . - С .47 .

15 . Ромек В . Г ., Конторович В . А . Психологическая помощь в кризисных ситуациях . - СПб . : Речь, 2004 .

16 . Тышкова М . Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях / Вопросы психологии . - 1987 .

- № 1

17 Эриксон Э Идентичность: юность и кризис - М : Прогресс, 1996 .

THE PROTEST BEHAVIOUR AS AN INDEX OF A PERSONS DISADAPTATION IN THE TEEN-AGED PERIOD

A. Guseinov, Candidate of Psychology, Associate Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

This research is devoted to studying reasons and peculiarities of the teenager' protest behaviour . L. Vigotsky's, E. Erikson's, A. Rean's and other opinions concerning the protest origin are analysed in the paper The results of the three empirical researches are summarized . It has been revealed that training in specialized institutions, sports practice lead to the escalation of the teenager' protest behaviour The author proves the fact that sports studies which don't involve a teenager into communication don't save him from disadaptation and the crisis . It is noted that it is impossible to overcome the teen-aged crisis by teacher' efforts, as teachers themselves are often in

stress situations, caused by the insufficient evaluation of their professional activity by the society . Besides, it is proved that teenagers having the protest behaviour are mainly inclined to aggressiveness, to primitive psychological ways of defence, their coping - strategies are less effective . All these factors taken together only intensify the teen - aged crisis . The author points to the fact that the protest behaviour can be an integral, factorized index of a teenager's personality disadaptation and troubles

Key words: protest behaviour, crisis, disadaptation, coping - strategies, psychological defence, aggressiveness .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.